Архитектурное выражение, архитектурный язык – ключевые компоненты архитектуры. Понятия. Что такое декоративное искусство Описать язык художественного декоративная архитектура

Читайте также:
  1. GG ДРУГИЕ ОТХОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ В ОСНОВНОМ НЕОГРАНИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОДЕРЖАТЬ МЕТАЛЛЫ И ОРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  2. Абсолютизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.
  3. Архитектура кхмеров. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания.
  4. Архитектурный чертеж как средство профессиональной коммуникации
  5. АС ОТХОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ В ОСНОВНОМ ОРГАНИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОДЕРЖАТЬ МЕТАЛЛЫ И НЕОРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  6. Барокко. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.

Архитектура. Определение. Принципы архитектурного формообразования.

Архитектура (лат. architectura - от греч. architekthon – строитель, зодчий, искусство проектировать и строить здания и др. сооружения, а также их комплексы, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Архитектура это - система формирования определённых структур, с помощью которых создаётся и преобразуется существующее пространство. Архитектура является определяющим элементом социальности и культуры общества. Это эстетический ответ на функциональные задачи. Архитектура – это целый язык – способ выражения формы через систему обозначений предназначенную для обмена информацией. Элементы языка архитектуры кроятся в содержании архитектурных форм, которые можно распознать благодаря обозначению элементов при помощи основных геометрических фигур – линий, планов, при помощи объема, света и тени, цвета и текстуры.

Принципы архитектурного формообразования выразил Марк Витрувий Поллион, этот принцип состоит из трех частей «Польза, Прочность, Красота», тем самым он подчеркнул, что в архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала. Назначение функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Под «пользой» понимают все функциональные процессы, происходящие внутри (и снаружи) зданий и сооружений. Например: общественная, жилая или производственная функции. Все они в сою очередь складываются из кусочков, как мозаика. Квартира из таких составных частей как: жилые комнаты, кухня, санитарная зона – уборная и ванна, входная зона.

Под «конструкцией» понимаем совокупность всех технических средств строительства, говоря на простом языке это строительные материалы как строительные элементы: кирпичи, бетон, каркасы и срубы. Что подразумевать под «красотой»– понятно каждому. Это и есть та часть, которую мы только и хотим видеть от архитектуры, забывая про все другое.

Архитектурное выражение, архитектурный язык – ключевые компоненты архитектуры. Понятия.

Архитектура имеет свой специфический язык, который можно понять в случае если рассматривать архитектуру как систему материальной организации пространства, что было окончательно осознано в ХХ в. (З. Гидион, К. Линч и др.). В “языке архитектуры” есть сфера, которая всегда была направлена на прямой диалог с обществом, со зрителем. Это язык архитектурных знаков – символов. Рассматривая архитектуру как исторический временной процесс, мы обнаруживаем несомненные признаки того, что материальная символизация архитектурных форм почти всегда являлась постоянным коммуникативным средством. В архитектурный язык на всех этапах его изменения и развития вводились элементы, которые могут прямо рассматриваться как знаки и интерпретироваться с точки зрения семиотических теорий (Семиотика – наука исследующая свойства знаков и их систем).

Архитектурное выражение-это перенос одной сущности на другую сущность с визуальным характером. Это видимое проявление невидимого содержания с конкретным значением. Символы архитектурных форм узнаваемы и понятны благодаря компонентам архитектурного языка. Основными компонентами архитектуры являются: геометрические формы, линия, план, объем. Такие компоненты как свет, тень, цвет, фактура обогащают и дополняют язык архитектуры.

Архитектурное выражение связано с тремя принципами, которые сформулировал Марк Витрувий Поллион, говоря об архитектуре – «польза, прочность, красота». Эта знаменитая триада прочно вошла в историю и теорию архитектуры и стала основой понятия «Архитектура». Всякое отклонение от этой, не сложной по виду и глубокой по содержанию, формулы ведет к нарушению цельности архитектуры или отсутствию её как таковой. Вся история архитектуры – это история поиска гармоничного единства функции, конструкции и формы. Недооценка формы, её красоты, в угоду соображениям пользы, нарушает единство и гармонию архитектуры, оборачивается социальным дискомфортом, функциональной неполноценностью архитектурного произведения. И наоборот, что выгодно для строителей и производственников, – не всегда совпадает с удобствами, пользой, эстетическими качествами. Таким образом, функция, конструкция, форма – три составляющие единого архитектурного произведения, которые и определяют три основные группы его характерных качеств.

Тема 1. Проблемы понимания и интерпретации произведений

Развитие способов интерпретации искусства. Античные описания произведений искусства: Плиний Старший, Филостраты. Дж. Вазари: описание жизни художников и их произведений. Эпоха Просвещения и возникновение истории искусства. И.-И. Винкельман. Систематизация истории искусства и организация музеев. Иконографический подход: Э. Маль. Психологический и психоаналитический подходы: З. Фрейд, К.-Г. Юнг. Формальный анализ: Г. Вельфлин. Венская школа: М. Дворжак. Семиотические и культурологические методы в интерпретации изобразительного искусства. Проблема интерпретации произведений искусства в отечественном искусствознании. Работы, А. Якимовича и др. Художественная критика и история искусства, их общие цели и разные задачи. Особенности интерпретации искусства ХХ века.

Тема 2. Замысел произведения и его творческое воплощение

Проблема замысла. Факторы, влияющие на творческие идеи: общественные и индивидуально-личностные. Художник как «клиницист» эпохи. Проблема современности произведения. Поиски путей воплощения художественного замысла. Индивидуальные и объективные трудности при реализации замысла.

Тема 3. Понятие о средствах художественной выразительности

Художественная форма, ее элементы и структура. Знак, символ, аллегория и образ. Особенности художественного образа.

Тема 4. Общее и неповторимо-индивидуальное в произведении

Проблема традиций и канона в искусстве. Каноничность древнеегипетского искусства. Византийский и древнерусский канон. Проблема новаторства в искусстве. Синтез традиционализма и новаторства. Анализ произведений с точки зрения общего и неповторимо-индивидуального.

Раздел 2.
Описание и анализ памятников архитектуры

Тема 1. Художественный язык архитектуры.

Архитектура как вид искусства. Понятие «художественная архитектура». Художественный образ в архитектуре. Художественный язык архитектуры: понятие о таких средствах художественной выразительности как линия, плоскость, пространство, масса, ритм (аритмия), симметрия (асимметрия). Канонические и символические элементы в архитектуре. Понятие о плане здания, экстерьере, интерьере. Стиль в архитектуре.

Тема 2. Основные типы архитектурных сооружений

Памятники градостроительного искусства: исторические города, их части, участки древней планировки; архитектур­ные комплексы, ансамбли. Памятники жилой архитектуры (усадьбы купеческие, дво­рянские, крестьянские, доходные дома и т. п.) Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, библиотеки, больницы, учебные здания, администра­тивные здания, вокзалы и др. Культовые памятники: храмы, часовни, монастыри. Оборонное зодчество: остроги, башни крепостные и др. Памятники промышленной архитектуры: заводские ком­плексы, корпуса, кузницы и др.

Садово-парковые памятнrrки, садово-ландшафтное искусство: сады и парки.

Тема 3. Описание и анализ архитекryрного памятника

a) Совмещение выпуклых и вогнутых поверхностей

b) Обилие архитектурного декора

c) Гладкие поверхности стен

d) Яркая окраска стен

24. Какой стиль сделал воду элементом архитектуры (обилие фонтанов)?

a) Классицизм

b) Барокко

25. Для какого стиля характерна стрельчатая арка?

a) Романский

b) Готический

c) Барокко

26. Что такое «нервюра»?

a) Перекидная арка

b) Каменное ребро свода

27. Что такое «контрфорс»?

a) Перекидная арка

b) Каменное ребро свода

c) Вертикальная опора, вынесенная за пределы храма

28. Что такое «аркбутан»?

a) Перекидная арка

b) Каменное ребро свода

c) Вертикальная опора, вынесенная за пределы храма

29. Что такое «готическая роза»?

a) Скульптурное изображение цветка

b) Живописное изображение цветка

c) Круглое окно в готическом храме

30. Что такое «портал»?

a) Вход в храм

b) Центральный неф храма

c) Боковой неф храма

31. Что такое «неф»?

a) Внутреннее продольное помещение храма

b) Восточная часть храма

c) Западная часть храма

32. Что собой представляет в плане базиликальный храм?

a) Равноконечный греческий крест

b) Латинский крест

c) Восьмигранник

33. Какова предельная высота романского храма?

34. Что такое «апсида»?

a) Западная часть храма

b) Восточная часть храма

c) Вход в храм

35. Что такое «трансепт»?

a) Восточная часть храма

b) Центральный неф

c) Поперечный неф

36. Для какого стиля характерен отказ от ордерной системы?

a) Классицизм

b) Барокко

37. Что такое «барельеф»?

a) Высокий рельеф

b) Углубленный рельеф

c) Низкий рельеф

38. Что такое «горельеф»?

a) Высокий рельеф

b) Углубленный рельеф

c) Низкий рельеф

39. Что такое «темпера»?

a) Анилиновые краски

b) Краски на яичной основе

c) Акварельные краски

40. Что такое «лессировки»?

a) Полупрозрачные слои краски

b) Пастозные мазки

c) Параллельно нанесенные мазки

41. Какой портрет называется «репрезентативным»?

a) Камерный

b) Парадный

c) Психологический

d) Автопортрет

42. Какая композиция характерна для картины в стиле классицизма?

a) Кадровая

b) Кулисная

c) Круговая

43. Что такое «тондо»?

a) Овальный формат картины

b) Круглый формат картины

c) Квадратный формат картины

d) Прямоугольный формат картины

44. Портрет какого стиля часто имеет пейзажный фон?

a) Классицизм

b) Сентиментализм

d) Реализм

45. Для какого стиля характерна плоскостность и орнаментальность живописи и графики?

a) Барокко

d) Романтизм

46. В каком из стилей живописи главную роль играет рисунок, линия, а цвет – второстепенную?

a) Классицизм

b) Романтизм

c) Импрессионизм

d) Барокко

47. Что такое «анималистический» жанр?

a) Изображение предметов

b) Изображение животных

d) Изображение мифологических сюжетов

48. Какое из живописных произведений нельзя назвать станковым искусством?

b) Картина

c) Миниатюра

49. Какое из живописных произведений нельзя назвать монументальным искусством?

a) Мозаика

b) Миниатюра

50. Что такое «марина»?

a) Женский портрет

b) Морской пейзаж

c) Декоративная композиция

51. Что такое «линогравюра»?

a) Гравюра на дереве

b) Гравюра на металле

c) Гравюра на линолеуме

d) Гравюра на камне

52. Что такое «офорт»?

a) Гравюра на дереве

b) Гравюра на металле

c) Гравюра на линолеуме

d) Гравюра на камне

53. Что такое «ксилография»?

a) Гравюра на дереве

b) Гравюра на металле

c) Гравюра на линолеуме

d) Гравюра на камне

54. Что такое «литография»?

a) Гравюра на дереве

b) Гравюра на металле

c) Гравюра на линолеуме

d) Гравюра на камне

55. В какой гравюре использована техника глубокой печати?

b) Монотипия

c) Литография

d) Ксилография

56. Что такое «монотипия»?

a) Гравюра на стекле

b) Гравюра на дереве

c) Гравюра на камне

d) Гравюра на металле

57. В какой гравюре использована техника высокой печати?

b) Ксилография

c) Линогравюра

d) Литография

58. В какой гравюре использована техника плоской печати?

b) Ксилография

c) Литография

d) Линогравюра

59. К разновидности какой гравюры относится «резцовая гравюра»?

a) Линогравюра

c) Литография

d) Ксилография

60. В какой гравюре больше «эффект непредсказуемости результата»?

b) Монотипия

c) Ксилография

d) литография

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

· Анализ и интерпретация произведения искусства: художественное сотворчество: учеб. пособие / [и др.] ; ред. . - Москва: Высшая школа, 20с.

· Глазычев, Вячеслав Леонидович . Архитектура. Градостроение. Монументальное искусство: материалы к уроку МХК: методический материал / . - Москва: Чистые пруды, 20с.

· Забалуева, Татьяна Рустиковна . История искусств: стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке: учеб. / . - Москва: Ассоциация строительных вузов, 2003.

· Петров, Владимир Михайлович . Количественные методы в искусствознании: Учеб. пособие для студентов вузов: вып. 1. Пространство и время художественного мира / Петров, Владимир Михайлович. - Москва: Смысл, 20с.

· Проблемы композиции: учеб. пособие. - Москва: Изобразительное искусство, 20с.

· Миклашевич, Сергей Викторович . Гравюра: ч. 2: Гравюра для глубокой печати (офорт) / ; Ред. Н. Иванов. - Москва: Юный художник, 20с.

Дополнительная литература

· Алексахин, Н. Н. Художественные промыслы России: учеб пособие / . - Москва: Народное образование, НИИ школьных технологий, 20, с.

· Габричевский, Александр Георгиевич . Морфология искусства: науч. издание / ; сост., прим. -Погодина; общ. ред. . - Москва: Аграф, 20, с.

· Брагинский, В. Э. Пастель: методический материал / ; Ред. Н. Платонова. - Москва: Юный художник, 2002.

· Бриджмен, Джордж Б. Человек как художественный образ; пер. с англ. : учеб пособие / Дж. Б. Бриджмен; Пер. М. Авдонина. - Москва: Эксмо, 2005. – 349 с.

· Константинова, Светлана Сергеевна . История декоративно-прикладного искусства: конспект лекций: курс лекций / . – Ростов - на-Дону: Феникс, 20с.

· Малолетков, Валерий Александрович . Керамика: методический материал / ; Ред. Н. Иванов. - Москва: Юный художник, 20,

· Пространство другими словами : французские поэты ХХ века об образе в искусстве / сост., пер., примеч., и предисл. . – Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбиха, 20с.

· Сергеев, Ю. П. Секреты иконописного мастерства: методический материал / ; Ред. Н. Платонова. - Москва: Юный художник, 20с.

· Эйзенштейн, С. Психологические вопросы искусства: учеб пособие для студентов вузов / С. Эйзенштейн; ред.-сост. . – Москва: Смысл, 20с.

Электронные и видеоиздания

· BBC: Всемирная история живописи [Электронный ресурс] = Sister Wendy"s Story Of Painting. – Электрон. дан. – Великобритания, 1996 = Москва: Видео», 2004. – 3 электрон. опт. диск (DVD-ROM) : зв., цв. : 12 см.

· Современное российское искусство [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –Москва: и Мефодий + », 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. : 12 см.– Систем. требования: СD – ROM for Windows.

· BBC: Всемирная история [Видеозапись]: Из истории архитектуры «Храмы мира». – Москва: Видеостудия «КВАДРА». – 1 вк.

Интернет ресурсы

· История изобразительного искусства. Музеи и галереи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. *****/museum. htm.

· История живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. *****/articles/show-15.htm

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ План КУРСА.. 3

Дневная форма обучения.. 3

Заочная форма обучения.. 4

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 17

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 21

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.. 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 29

Человек всегда старался приукрасить свою жизнь, внося в нее элементы эстетики и творчества. Ремесленники, создавая предметы быта - посуду, одежду, мебель, декорировали их резьбой, инкрустировали драгоценными камнями, превращая в настоящие произведения искусства.

Декоративное искусство, по сути, существовало еще в доисторические времена, когда украшал свое жилище наскальными рисунками, но в академической литературе оно выделено только в 50-х годах 19-го века.

Значение термина

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать».

Подразделяется на такие составляющие виды искусства:

  • монументальное - оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений;
  • прикладное - касается всех в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля;
  • оформительское - творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение.

Для примера, картина - это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка - прикладного.

Классификация

Отрасли этого вида искусства классифицируются по:

  • Материалам, применяемым в процессе работы. Это может быть металл, камень, древесина, стекло, керамика, текстиль.
  • Технике выполнения. Применяются самые различные приемы - резьба, инкрустация, литье, набойка, чеканка, вышивка, батик, роспись, лозоплетение, макраме и прочие.
  • Функциям - предмет мог использоваться по-разному, например, как мебель, посуда или игрушка.

Как видно из классификации, данное понятие имеет очень широкий охват. Тесно связано с художественностью, архитектурой, дизайном. Предметы декоративно-прикладного искусства формируют материальный мир, окружающий человека, делая его прекрасней и богаче в эстетическом и образном плане.

Возникновение

Во все века ремесленники старались украсить плоды своего труда. Они были искусными мастерами, обладали прекрасным вкусом, из поколения в поколение совершенствовали свои умения, тщательно оберегая секреты внутри семьи. Их кубки, знамена, гобелены, одежда, столовые приборы и прочие предметы быта, а также витражи, фрески отличались высокой художественностью.

Почему же определение «декоративное искусство» появилось именно в середине 19-го столетия? Это связано с когда в ходе быстрого роста машинного производства изготовление товаров из рук ремесленников перешло на заводы и фабрики. Продукция стала унифицированной, неуникальной и часто непривлекательной. Ее главной задачей стала лишь грубая функциональность. В таких условиях прикладной промысел буквально означал изготовление единичного товара с высокой художественной ценностью. Мастера прикладывали свое искусство, создавая эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного бума стали пользоваться особым спросом в богатых слоях общества. Так и родился термин «декоративно-прикладное искусство».

История развития

Возраст декоративного искусства равен возрасту человечества. Первые найденные предметы творчества относятся к эпохе палеолита и представляют собой наскальные рисунки, украшения, ритуальные статуэтки, костяные или каменные предметы быта. Учитывая примитивность орудий, декоративное искусство в древнем обществе было очень простым и грубым.

Дальнейшее усовершенствование средств труда приводит к тому, что предметы, служащие практическим целям и одновременно украшающие быт, становятся все более изящными и утонченными. Мастера вкладывают в предметы обихода свой талант и вкус, эмоциональное настроение.

Народное декоративное искусство пронизано элементами духовной культуры, традициями и взглядами нации, характером эпохи. Оно охватывает в своем развитии огромные временные и пространственные пласты, материал многих поколений поистине необъятен, поэтому невозможно все жанры и виды его выстроить в одну историческую линию. Этапы развития условно разбиты на самые значимые периоды, в пределах которых выделяются наиболее яркие шедевры декоративно-прикладного искусства.

Древний мир

Декоративное искусство Египта является одной из самых значимых страниц в истории прикладного творчества. Египетские мастера довели до совершенства такие художественные ремесла, как резьба по кости и дереву, обработка металла, ювелирное дело, изготовление цветного стекла и фаянса, тончайших узорчатых тканей. На высоте было кожевное, ткацкое, гончарное ремесла. Художники Египта сотворили чудесные памятники искусства, которыми весь мир восхищается и сегодня.

Не менее значимым в истории прикладного искусства стали достижения древневосточных мастеров (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Урарту). Декоративное искусство этих государств особенно ярко выразилось в таких ремеслах, как резьба на слоновой кости, чеканка по золоту и серебру, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, художественная ковка. Отличительной чертой изделий этих народов была простота форм, любовь в декоре к мелким и подробным деталям и изобилие ярких цветов. Очень высокого уровня достигло

Изделия ремесленников античности украшены изображениями растений и животных, мифических существ и героями легенд. В работе использовался металл, в том числе благородный, фаянс, слоновая кость, стекло, камень, дерево. Высочайшего мастерства достигли критские ювелиры.

Декоративное искусство стран Востока - Ирана, Индии - пронизано глубокой лиричностью, утонченностью образов в сочетании с классической ясностью и чистотой стиля. Спустя столетия вызывают восхищение ткани - муслин, парча и шелк, ковры, золотые и серебряные изделия, чеканка и гравюры, расписная глазурованная керамика. Поражают воображение люстровые и бордюрные изразцы, которыми украшали светские и религиозные строения. Уникальным приемом стала художественная каллиграфия.

Неповторимой самобытностью и эксклюзивными приемами отличается декоративное искусство Китая, которое оказало серьезное влияние на работы мастеров Японии, Кореи, Монголии.

Искусство Европы формировалось под влиянием декоративно-прикладного мастерства Византии, впитавшей в себя дух античного мира.

Самобытность Руси

Народное декоративное испытало на себе влияние скифской культуры. Художественные формы достигли большой изобразительной силы и выразительности. Славяне использовали стекло, горный хрусталь, сердолик, янтарь. Получило развитие ювелирное дело и металлообработка, резьба по кости, керамика, декоративная роспись храмов.

Особое место занимает писанкарство, резьба по дереву, вышивка и плетение. В этих видах искусства славяне достигли больших высот, создавая утонченные изысканные изделия.

Основой декоративного искусства стали национальный орнамент и узоры.

Просмотры: 3 151

Видовая специфика архитектуры

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия. Эстетическая оценка произведения архитектуры определяется представлением о его способности обслуживать своё функциональное предназначение.

По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим ) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
  • имеют предметный характер;
  • выполняются путём обработки вещественного материала;
  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально

Особенности художественного языка архитектуры

Выразительными средствами архитектурного искусства являются композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет используемых материалов. На эстетическое воздействие произведений архитектуры в значительной степени влияет конструктивное решение. Постройка должна не только быть прочной, но и производить впечатление прочной. Если создаётся впечатление недостаточности материала, то здание выглядит неустойчивым и ненадёжным, однако наблюдаемый избыток материала, производит впечатление чрезмерной тяжести. Всё это вызывает отрицательные эмоции.

От всех других искусств архитектура отличается, прежде всего, самым длительным процессом работы: живописец может закончить свою работу в несколько дней, работа архитектора может иногда требовать целой жизни.

Что означает первый и главный этап в процессе архитектурного проектирования — план здания? В глазах профана план здания есть не что иное, как очертание горизонтальной протяженности здания, как план его пола: чем нагляднее в плане подчеркнуты характерные качества пола, тем легче профану понять композицию будущего здания, так сказать, вообразить себя прогуливающимся по зданию. Напротив, архитектор видит в плане не протяженность здания, не очертания пола, а проекцию покрытия. Иначе говоря, архитектор читает план не в двух, а в трех измерениях, и, что еще важнее, он воспринимает план не снизу вверх, как это свойственно профану, а сверху вниз. Это восприятие пространства сверху вниз и составляет один из самых неопровержимых и самых глубоких признаков архитектурного творчества.

Не только в генезисе примитивного зодчества, но и в истории более развитых архитектурных стилей покрытие как первоисточник конструктивной концепции продолжает играть очень важную роль. Достаточно вспомнить, например, египетскую пирамиду, которая есть не что иное, как громадное, массивное покрытие над могильной камерой фараона. Точно так же индусская или китайская пагода представляет собой, в сущности целый ряд крыш, как бы наложенных одна на другую и постепенно сужающихся кверху. Кроме того, ближе присматриваясь к китайскому зодчеству, мы замечаем, что одним из самых оригинальных его признаков является именно своеобразная крыша с гибко изогнутыми крыльями, как бы органически сливающая архитектуру с пейзажем. Вообще, китайцы особенно цепко сохраняли в своем искусстве древнейшие традиции восприятия пространства сверху вниз: напомню вам, что в отличие от европейского живописца, который, желая изобразить внутренность комнаты, как бы смотрит сквозь переднюю стену, китайский живописец для этой цели снимает потолок и крышу и показывает внутреннее пространство сверху вниз.

Здесь мы соприкасаемся еще с одной принципиальной проблемой, знакомство с которой очень важно для правильного понимания архитектуры. Вы видели, какую крупную роль в архитектурном творчестве играет концепция пространства. Можно сказать, что именно ею определяется как индивидуальное дарование архитектора, так и общий характер целого стиля. С другой стороны, для каждого ясно, что в своей конкретной деятельности архитектор имеет дело не с пространством, а с той массой, которая ограничивает пространство, с тем материалом, из которого он создает фундамент и стены, опоры и крыши, что архитектор строит не пространство в буквальном смысле слова, а тела, огораживающие пространство. Возникает вопрос, что же, в конце концов, составляет стержень архитектурной концепции — пространство или масса?

Проблема эта издавна занимала теоретиков архитектуры, и до сих пор еще не умолкли споры между сторонниками пространственного и телесного истолкований архитектуры. Первые указывают на то, что именно своеобразное настроение простора, или вышины, или светлости, охватывающее нас при входе, например, в готический собор, или римский Пантеон, или собор св. Софии в Константинополе,— что именно это эмоциональное переживание пространства составляет сущность эстетического восприятия архитектуры. Вторые возражают, что само пространство как таковое не может быть оформлено человеческими руками, что пространство есть только пассивная среда, замкнутая телесными, кубическими массами, и что, следовательно, именно оформление этих масс, характер их тектоники, является главной художественной целью архитектора.

Кто прав в этом споре? Думается, что эта дилемма допускает вывод, который может удовлетворить обоих противников, а именно: тектоника масс составляет форму, язык, средства архитектурного стиля, тогда как организация пространства является содержанием, идеей, целью архитектурного творчества. Иначе говоря, истинное эстетическое переживание архитектуры всегда совершается из глубины наружу, от пространства к массам, а не наоборот.

В истории архитектуры ясно различаются два типа стилей в их отношении к масштабу: одни стили (римская архитектура, архитектура барокко) стремятся усилить эффект отдельных элементов и, увеличивая их масштаб, тем самым часто ослабляют монументальность целого; другие стили (византийская архитектура, готика, ранний Ренессанс), напротив, трактуют детали тонко и мелко, жертвуя ими для монументальности общего впечатления.

Проблема масштаба

Проблема пространства

Проблема площади

Архитектурное членение

Два основных метода комбинации массы и пространства — тектоника и стереотомия.

Проблема красочного цвета

Основная проблематика архитектуры

Основная проблема архитектуры есть проблема образа и выражения. (Виппер)

Фундаментальные проблемы архитектуры:

  • Ее социальные и социально-функциональные аспекты, формо- и стилеобразование, семантика, эстетика и художественная образность, а также конструктивно-техническая, экономическая, социально-культурная и экологическая обусловленность архитектурной деятельности, этнокультурные и региональные особенности, сохранение историко-культурных ценностей, архитектурного наследия, взаимоотношение традиций и новаторства, творческое освоение исторического опыта. История архитектуры охватывает изучение закономерностей развития архитектуры в связи с общими закономерностями исторического процесса, историей культуры и общества;
  • Выявление и изучение памятников архитектуры и градостроительства, закономерностей и особенностей процесса развития профессионального мастерства с древних времен до современности, роли и места российской архитектуры в мировом архитектурном процессе творчества мастеров архитектуры.
  • Реставрация наследия охватывает анализ ценностей исторического наследия, проблемы его сохранения и включения в систему мировой культуры, выработку новых теоретических и научно обоснованных подходов к решению практических вопросов сохранения и восстановления конструкций и облика памятников архитектуры, анализ накопленного опыта.
  • Реконструкция историко-архитектурного наследия охватывает исследование и выработку предложений по проблемам сохранения, консервации и модернизации исторически сложившейся городской среды, отдельных архитектурных комплексов и зданий, воссоздания утраченных архитектурных памятников.

Терминология

Строительный словарь определяет теорию архитектуры как науку, объектами исследования которой являются природа и специфика архитектуры и о её общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.

Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий) в том числе - архитектурная композиция, функция, форма, конструкция,архитектоника, архитектурная среда, симметрия и асимметрия и др. Объём - замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне. Пространство - часть среды, воспринимаемая изнутри

Как и всякая наука, теория архитектуры обладает своим понятийно-категориальным аппаратом . Категориями называются основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны действительности или отдельные явления, связи и отношения предметов. Только совокупность всех категорий даёт нам возможность представить предмет в целом, логику его построения, законы его развития.

  • Композиция (как действие, процесс) - сочинение, составление, разработка.
  • Архитектурная композиция - такое расположение частей и форм здания или комплекса и соотношение их между собой и с целым, которое:
  1. определяется в первую очередь многообразным содержанием архитектуры, а также окружающими условиями;
  2. строится на законах науки и искусства;
  3. служит целям создания реалистического произведения, отвечающего одновременно функциональным, технико-экономическим и идейно-эстетическим требованиям;
  4. отличается гармоничностью, органическим единством, согласованностью частей и целого во всех их связях и взаимоотношениях .
  • Функция - назначение помещения, здания, пространства, отражающееся в большей или меньшей степени на его форме.
  • Форма:
  1. Форма (философия) - понятие, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи;
  2. Форма (предмета) - взаимное расположение границ (контуров) предмета.
  • Структура - внутреннее устройство предмета, скрытое внешней формой. Внутреннее устройство связано с категориями целого и его частей.
  • Конструкция - инженерное решение архитектурного объекта относительно структуры, плана и взаимного расположения.
  • Архитектоника (тектоника ) - выражение в архитектурной форме принципа работы конструкции.
  • Среда
  • Объём - замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне.
  • Пространство - часть среды, воспринимаемая изнутри.
  • Архетип - первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.
  • Симметрия - в широком смысле - неизменность при каких-либо преобразованиях.
  • Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.
  • Пропорциональность - соразмерность, определённое соотношение отдельных частей предмета между собой. В античности основывалось на понятии золотого сечения.
  • Масштабность (соразмерность) - отношение размеров элементов архитектурной формы к размерам человека.
  • Масштаб - отношение размеров элементов архитектурной формы к размерам целого архитектурного объекта, а также отношение размеров объекта к элементам окружающей среды.
  • Метр - равномерное повторение одного или нескольких элементов.
  • Ритм - неравномерное, но закономерное повторение одного или нескольких элементов.
  • Модуль - предварительно заданная величина, размер, кратным которому принимаются остальные размеры при разработке проекта здания или при оценке существующего.

Литры

  • ⊗ Очерки теории архитектурной композиции / Гл. ред. А.И. Гегелло. — букинистическая штука
  • ⊗ Некрасов А.И. Теория Архитектуры — такая же
  • Янсоны
  • Герчук
  • Ильина — Введение в иск
  • Виппер, раздел «Архитектура»
  • Вёльфлин отчасти
  • Гутнов
  • Краткий справочник по архитектуре

Это по теории. По истории архитектуры есть масса других замечательных вещей, к примеру базовая «Всеобщая история архитектуры в 12 томах»

Специфика архитектуры как вида искусства

Римский архитектор Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре» так сформулировал три основных закона этого вида изобразительного искусства: firmitas, utilitas, venustas — прочность, польза, красота. И действительно, нет зданий, не имеющих функционального назначения (польза). Люди всегда стремятся к тому, чтобы создаваемые ими архитектурные сооружения существовали максимально долго (прочность). Конечной целью архитектора является не просто постройка сооружения, а создание художественного образа (красота) — именно этой стороной архитектура соприкасается с изобразительным искусством.

Трудности, с которыми сталкивается архитектор, вызваны прежде всего тем, что архитектура, с одной стороны, это искусство самое материальное, да еще сугубо утилитарное, а с другой — абстрактное, рождающееся из чисел и точных расчетов. Она соединяет в себе черты живописи и графики, оперируя линиями, плоскостями и цветом, и черты скульптуры, оперируя массами и объемами. Но ни живопись, ни графика, ни скульптура не связаны так с социальной средой, не отражают столь выпукло и ярко эпоху и одновременно не создают ее стиль, как архитектура.

— Ильина со стр. 136 —

Вконтакте

Архитектура родственна живописи и графике, так как подобно им оперирует линиями. Но в то время, как живопись и графика способны создавать только иллюзию пространства на плоскости, архитектура владеет в полной мере глубиной пространства. Архитектура родственна скульптуре - эти искусства оперируют массами и объемами. Но в то время, когда скульптура оформляет массу только снаружи, архитектура способна придавать массе форму и снаружи, и изнутри (интерьеры и экстерьеры). Далее, казалось бы, архитектура по своему содержанию является самым простым из всех видов искусств. Она способна воплощать только очень определенные, однозначные идеи и чувства: архитектуре, например, недоступен юмор. Можно предположить, что архитектура должна сделаться самым почетным и самым популярным искусством. Но на деле мы видим иное: это искусство оказалось трудным и недоступным, его язык понятен и привлекателен только для очень немногих. Дело в том, что архитектура, с одной стороны - самое материальное, самое вещественное, и, с другой - самое абстрактное искусство. Будучи вполне конкретной частью натуры, служа самым реальным и утилитарным целям, архитектура вместе с тем выражается знаками, числами, абстрактными отношениями. К тому же нет никакого сомнения, что от всех других искусств архитектура отличается, прежде всего, самым длительным процессом творения. Работа архитектора может иногда требовать целой жизни. Кроме того, "архитектор не открывается зрителю в такой мере, как это возможно поэту или музыканту. В каждой, самой случайной, самой произвольной игре фантазии архитектора открывается дух того общества, коллектива, которому служит архитектор".*
История искусства рассказывает нам
о многих своевольных, непокорных художниках, деятельность которых находилась в непрерывном конфликте со вкусами своего времени. Они были или отринуты эпохой, или сами ею пренебрегли. Архитектор же не может существовать совершенно оторванным от своего времени, абсолютно свободным от социальных функций. Ни в одном искусстве заказчик (в самом узком и в самом широком смысле, как индивидуальный хозяин и как голос эпохи) не играет такой важной роли, как в архитектуре.
Если в отношении живописи и скульптуры иногда вполне приемлемо выражение: -"стиль это человек", то в отношении к архитектуре гораздо правильнее было бы сказать, что "стиль это эпоха".
Однако, если это тесное слияние архитектуры с обществом, культурой, эпохой свидетельствует, с одной стороны, о черезвычайно важных культурных функциях оной, то, с другой стороны, оно же является причиной весьма трагического свойства, а именно - роковой невыполнимости многих архитектурных идей и замыслов. Это искусство далеко превосходит все другие количеством таких произведений, которые остались в стадии проекта, на бумаге, в фантазии художника. При этом, как это не покажется парадоксальным, именно по мере развития цивилизации количество невыстроенных памятников архитектуры все увеличивается.
Тем не менее, архитектура отражает общественного человека и ту действительность, в которую он включен. А это значит, что именно архитектура, как документальная каменная летопись, запечатлевшая страницы истории, правдиво передаёт нам дух эпохи, рассказывает о жизни общества, его взглядах и идеологии.
Будем постигать книгу зодчества, познавать язык архитектуры.

Архитектура это искусство создавать по законам красоты здания и сооружения, систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей.
Различают три основных вида архитектуры:
1 - архитектура объемных сооружений (включает жилые дома; общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины); промышленные сооружения (заводы фабрики электростанции и др.);
2 - ландшафтная архитектура (главным образом связана с организацией садово-паркового пространства);
3 - градостроительство (охватывает создание новых городов и поселков, реконструкцию старых городских районов). Градостроитель выбирает территорию, намечает размещение жилых, общественных и промышленных зон, связывающие их транспортные магистрали, предусматривает возможность дальнейшего расширения города, места новых городских ансамблей.
Архитектура как искусство отличается от простого строительства способностью изображать, вызывать определенные чувства и настроения. Если вдуматься в конструктивные приемы какого-нибудь архитектурного стиля, то можно заметить две конструкции: одну реальную, выложенную в камне закрепляющую статику здания; другую мнимую, показанную лишь направлениями и сочетанием линий.
Обратимся к античности, т.е. к искусству Древней Греции и Древнего Рима.
Античные мастера разработали строго продуманную и логически обоснованную систему соотношений между несущими и несомыми частями здания. Эта система получила название ордера. В эпоху античности order был основным средством целесообразной конструкции и художественной выразительности, т. е. в архитектурных стилях, основанных на использовании ордера, мнимая конструкция стоит ближе к реальной. Тем не менее поражает разнообразие выразительных средств, отразивших торжество рабовладельческой демократии, основанной на идее самого широкого участия свободных граждан в управлении государством, торжество общественных начал над личным, долга над чувством.
Order выступает как система элементов на основе которой можно создать, пользуясь определенными правилами, бесконечное множество комбинаций. Элементы ордера не являются обезличенными единицами. Они не взаимозаменяемы даже в пределах единого сооружения - каждый фрагмент индивидуализирован. Это и определяет неповторимость каждого здания.
Проанализируем конструктивные приемы готики. Здесь наиболее ярко выделяется реальная конструкция, закрепляющая статику здания и мнимая, благодаря которой формам придается динамика, легкость, непрерывное устремление ввысь. В этом неудержимом подъеме всех линий к небу воплотилась идея готического храма - мистическое слияние человека с богом.
Такой же анализ можно приложить к любому стилю, любому произведению художественный архитектуры. Всегда найдется реальная конструкция, которая определяет стабильность здания и видимая, изображенная, выраженная в направлении линий, в отношении плоскостей и масс, в борьбе света и тени, которая придаст зданию витальную энергию, воплотит его духовный и эмоциональный смысл.
Необходимость, прочность, удобства - с одной стороны и красота, способность вызывать у зрителей определенные чувства и настроения - с другой - являются обязательным свойством художественного сооружения. Функциональные, конструктивные, эстетические качества: польза, прочность, красота - в архитектуре взаимосвязаны. Творческий поиск наиболее интересной пространственной композиции, художественная отделка поверхности создаваемого здания составляют сущность работы архитектора. Проектируя, архитектор ищет наиболее гармоничное сочетание основных частей будущего архитектурного произведения и его деталей.
Однако, выбор композиции не произволен, так как зодчий обязан считаться с назначением сооружений, климатом местности где ведется строительство, окружением будущей постройки. Например: функция здания, его назначение определяют величину, габариты внутреннего пространства, а следовательно и внешнюю форму здания.
Нельзя не согласиться, что смотреть кинофильм удобнее в просторном зале без окон и с наклонным полом (в кинотеатре большая, глухая коробка зала). А в жилом доме много комнат с окнами, балконами. Так функция задаёт сооружению характерный облик. Свои требования могут предъявлять архитектору климат, пейзаж, рельеф почвы, архитектурное окружение.
Влияние климата сказывается прежде всего в ориентации зданий и планировке городов. На севере господствует южное направление и тенденция к возможно более широким улицам. Огромная ширина улиц в Петербурге вызвана желанием дать солнечным лучам более свободный доступ и это определяет чрезвычайно крупный масштаб его монументов. Напротив, жители юга стремятся избежать горячего солнца, поэтому улицы южного города часто поражают северян своей суженной планировкой. Для южных городов характерно обилие портиков, крытых галерей, окаймляющих улицы.
В разные исторические периоды применялись различные строительные материалы и конструкции, соответствующие техническому развитию своего времени. Новые конструкции оказывали влияние на архитектурные формы. Например: в Древнем Египте основным строительным материалом был камень и стоечно-балочный тип конструкций. Чтобы перекрыть большое пространство, приходилось ставить множество опор на расстоянии трех-четырех метров друг от друга. Помещение получалось тесным, похожим на каменный лес. Архитекторы Древнего Рима, благодаря изобретению бетона и применению арочных сводчатых и купольных конструкций, значительно увеличили расстояние между опорами.
Организующее значение в архитектурной композиции принадлежит ритму, т.е. четкому распределению повторяющихся с определенным интервалом отдельных объемов и деталей здания (группировка колон, окон, скульптур). Чередование отдельных элементов в вертикальном направлении называется вертикальным ритмом. Он придает зданию снаружи впечатление легкости, устремленности вверх. Чередование деталей в горизонтальном направлении - горизонтальный ритм (придает зданию устойчивость)
Собирая, сгущая детали в одном месте и разряжая их в другом, архитектор может подчеркнуть центр композиции, придать зданию динамичный или статичный характер.
Еще одно средство архитектурной композиции - масштаб. Он зависит не от действительных размеров здания, а от общего впечатления, которое постройка производит на человека. Например: в современных микрорайонах общественные здания (торговый центр, кинотеатр) всегда меньше по объему, чем многоэтажные жилые сооружения, но они производят впечатление главных, крупномасштабных, благодаря более крупным членениям их форм. О таких зданиях говорят, что они имеют крупный масштаб. Одни здания имеют симметричную композицию (одинаковое расположение отдельных элементов относительно оси симметрии), другие - асимметричную, где главная часть здания смещается в сторону от центра, что приводит к динамичному архитектурному образу.
Основные художественные средства архитектора - открытые и закрытые пространства, объемы зданий и ограждающие поверхности конструкций. Архитектор может сделать эти пространства сообщающимися или изолированными, освещенными или затемненными, спокойными или динамичными; объемы тяжелыми или легкими, простыми или сложными; элементы ограждающих поверхностей плоскими или рельефными, глухими или ажурными, однотонными или красочными - добиваясь при этом согласованности художественных средств, что приводит к гармонии. Язык архитектуры богат и сложен. И только при согласованном использовании всех средств и приемов возникает яркий художественный выразительный архитектурный образ. В этом и заключается творческий поиск зодчего. Лучшие архитектурные здания и ансамбли запоминаются как символ стран и городов. Всему миру известны древний Акрополь в Афинах, Эйфелева башня в Париже, Красная площадь в Москве.

* - Виппер Б.Р. "Введение в историческое изучение искусства". М. Изобразительное искусство. 1985 г.

Продолжение:
Архитектура эпохи классицизма в Одессе.