Биография генрика сенкевича. Генрик сенкевич - биография, информация, личная жизнь

Сенкевич был болезненным и молчаливым человеком. В нем было трудно угадать автора романтической трилогии "Огнем и мечом" - «Потоп» - «Пан Володыёвский», повествующей о героических ча­сах Польши, где действуют рыцари-мужчины и красавицы-жен­щины. одно сражение сменяет другое, а любовь к Родине и борьба за святую Веру являются движущими силами героев и мерой их поступ­ков.

Получавшие распространение в то время взгляды антропологи­чески ориентированной философии, ставившей личное наперед обще­ственного, не затронули писателя. Ненадолго привлекли его и так называемые демократические течения общественной мысли, гиперт­рофированное развитие которых с их тенденцией свести роль литера­туры к решению социальных проблем стало чуть ли не болезнью вто­рой половины XIX века. Живший мечтой о возрожденной Польше. Сенкевич был убежден в приоритете общенародного перед социаль­ным. И это сделало его выразителем чаяний народа, тяжело пережи­вавшего потерю национальной самостоятельности. Государственное подчинение усугублялось унижением религиозным: католическая Речь ГТосполитая после трех последовавших один за другим разделов в цар­ствование Екатерины II оказалась под властью православной России и лютеранской Пруссии. Это тоже чутко воспринималось Сенкевичем. написавшим на знамени своего творчества двойной лозунг: Родина и Вера.

Родился он в имении Воля Окшейская в Радомской губернии - южном соседе Варшавской губернии. Семья Сенкевичей имела фамиль­ные связи с древними родами литовской шляхты. Свое писательское пристрастие к рыцарству Сенкевич впоследствии объяснял культом семейных традиций. Его дед, инсургент времен Тадеуша Костюшко, поднявшего мятеж в ответ на последний раздел Польши, позже служил в легионах Яна Домбровского, которые боролись за создание Варшав­ского княжества в период наполеоновских войн. Отец еще в юности участвовал в патриотических битвах 1830-1831 годов. Старший брат Казимеж эмигрировал после восстания 1863 года и погиб за честь Франции во франко-прусской войне 1870-1871 годов. Детские годы Генрик провел в имении бабушки. Любимым занятием мальчика было чтение.

В год, когда Генрику исполнилось 17 лет, семья - а в ней уже было пятеро детей, и родители испытывали определенные материальные затруднения - продала имение и переехала в Варшаву, где отец купил дом. Это был год начала общепольского восстания, жестоко подавлен­ного Россией. Под влиянием этого события, а также крестьянской реформы и бурного роста промышленности и находилась обществен­ная мысль страны в тот период, когда формировалось мировоззрение Сенкевича. Окончив гимназию, юноша по настоянию родителей посту­пил на медицинское отделение Варшавской Главной школы (тогда же переименованной в Варшавский университет), но после первого курса перешел на историко-филологическое отделение. И в школе, и в университете учился он без блеска, к тому же вынужден был подрабаты­вать на прожитье, выполняя обязанности гувернера в семье дальних родственников. В конце концов он так и не сдал всех выпускных экзаменов.

Еще студентом Сенкевич печатал в журналах критические заметки н статьи. По завершении учебы он стал сотрудником журнала «Нови­ны » и постепенно набирал силу как автор юморесок, рассказов и пове­те; . Большое значение д \я его становления как писателя имело трех­летнее пребывание в США в качестве корреспондента Газеты Поль­ской-.

; На первых порах героями новелл Сенкевича становились крестья­не, переселенцы, солдаты, цирковые артисты и пр. И хотя в Словаре Брокгауза и Ефрона высказывалось суждение, что «в новелле он дости­гаем такого же совершенства техники, как Мопассан», тематика и идеи его ранних произведений были стандартны д\я того периода и мало­интересны.

В 35 лет Сенкевич стал редактором газеты «Слово- и тогда же качал и через 6 лет закончил трилогию-эпопею, сделавшую его имя популярным не только на родине. Критический реализм, в рамках которого он добился первых успехов, сменился патриотическим опти­мизмом, поиском нравственной опоры народа в его героическом прош­лом. Писатель сознательно шел на идеализацию былых времен, чтобы через них отыскать путеводные идеи для событий текущего дня. Три­логия давала свою трактовку самых тяжелых страниц истории Поль­ши - потери левобережной Украины в 1654 году после восстания Бог­дана Хмельницкого («Огнем и мечом»), последовавшего за ней наше­ствия шведов в 1655-1656 годах («Потоп»), турецкого вторжения 1672-1673 годов («Пан Володыёвский»). Но романы дышали бодро­стью.

Сначала автор вовсе не имел намерения создать именно такой цикл,J тем более предрешать его идейную основу. Устав от сочинений в пози­тивистском русле и ощущая, что не в этом его сила как мастера, Сенке- j вич задумал повествование в одной книге под названием «Волчье лого- й во», базирующееся на любовной интриге. Это стало началом трилогии. Она писалась отрывками и окончательными очертаниями обязана; небывалому успеху первых частей, печатавшихся в газетах. В сущности трилогия явилась плодом тогдашней идеологической ситуации, отве­том на неудовлетворенные потребности времени. Это - образец социального заказа, выполненного без промедления и превзошедшего ожидания и исполнителя, и заказчика, пример полной гармонии между возможностями писателя и читательскими запросами. И это соз­данное на потребу дня произведение надолго пережило вызвавшее его время. Отмечая достоинства трилогии, польский критик Казимеж Выка писал:

«Сенкевич, вероятно, последний крупный писатель, умевший добиться взаимодействия тех элементов романа, между которыми и раньше был разнобой, а позднее разлад все более возрастал. Родослов­ная романа идет от жанра, полного приключений и фантастических авантюр. Знанием человеческой природы он обогащается значительно позже. Появившись в романе, правдивое изображение человека, вме­сте с социальным и бытовым фоном, постепенно оттеснило на второй план то, что раньше в жанре было главным,- приключение, действие. Но как ни сводят авторы к минимуму приключенческий элемент, в гла­зах читателей его значение не уменьшается. Рядовой читатель так и ждет, когда появится наконец автор, способный так удовлетворить эту жажду приключений, что попутно кое-что придется на долю высших запросов».

Трилогия стала не только художественным, но и политическим событием. Писатель звал искать выход из трагических национальных ситуаций в высоких идеях и рыцарском служении им. А вложив в изоб­ражение мятежа Богдана Хмельницкого все отвращение цивилизован­ного человека к ничем не сдерживаемой, неоправданной жестокости пьяных орд, Сенкевич определил свое отношение к взглядам тех, кто видел решение проблем в неограниченном народовластии. Неудиви­тельно, что романы вызвали жаркие споры. Критики сходились лишь в высокой оценке мастерства автора. Стефан Жеромский отмечал:

«Никто не превзошел его в спокойном, простом и идеально четком построении фразы, в логике развития периодов, оттеняющих картины и раскрывающих мысль. Читая любое произведение Сенкевича, мы никогда не рискуем испытать неприятное чувство, наткнувшись на трещину, щербину или занозу,- ни малейшей фальши ни для глаза, ни для уха. Его надо признать первым в искусстве писать, он лучше всех овладел этим мастерством, умением выразить по-польски свои мысли на бумаге».

Своей трилогией Сенкевич вышел в число тех немногих беллетри­стов, кому посчастливилось создать образы, имена которых стали нари­цательными. «Маленький рыцарь» пан Володыёвский занял свое, хотя и скромное, место в ряду литературных героев, олицетворяющих определенные человеческие качества,- вместе с Дон-Кихотом, Дон-Жуаном, Гобсеком, Хлестаковым, Остапом Бендером. В этом же ряду другое творение Сенкевича-хвастун, враль и обжора пан Заглоба.

После трилогии Сенкевич вернулся к темам современности в романе «Без догмата» - блещущей интеллектуализмом истории о «польском Печорине», а затем в «Семье Поланецких» - психологичес­ком семейном романе, ставящем проблему личного самоусовершен­ствования человека.

Затем маститый прозаик обратился к временам противостояния первых христиан деспотизму Нерона и создал лучший свой роман «Камо грядеши?» (1894-1896). Интерес к эпохе Древнего Рима не означал отклонения от прежнего направления - основные идеи рома­на, заключающиеся в апологии христианства и проповеди верности идеалам, были обращены к современности. Именно грандиозный успех «Камо грядеши?» в конечном итоге привел к Нобелевской на­граде.

За «Камо грядеши?» последовал еще один большой исторический роман - Крестоносцы (1900), рассказывающий о борьбе с Тевтон­ским орденом на рубеже XIV-XV веков и о победе при Грюнвальде, которая обеспечила последующее развитие государственности Поль­ши. Каждым новым произведением Сенкевич обращался к современ­никам с призывом: «Польша! Восстань из пепла!» На события 1905- 1907 годов он откликнулся романом «Омуты», в волнениях того вре­мени писатель видел путь к хаосу, к варварству, к разрушению един­ства народа.

Еще при жизни Сенкевича его романы были переведены на все европейские языки и даже на волапюк - искусственный международ­ный язык, позже забытый. В 1896 году писателя избрали членом-корре­спондентом, а в 1916 - почетным академиком Петербургской Акаде­мии наук.

Умер Генрик Сенкевич в разгар первой мировой войны, вдали от оккупированной немцами родины, в Швейцарии, не дожив до испол­нения мечты, достижению которой он отдал все свое творчество,- свободы Польши. Спустя десятилетие останки писателя были перене­сены в Варшаву и при огромнейшем стечении народа торжественно захоронены в склепе в Кафедральном соборе Святого Яна.

ИЗДАНИЯ СЕНКЕВИЧА

Собр. соч. в 9 т. М.: ХЛ, 1983-1986.

Куда идешь?: Роман. М.: Правда, 1986. 607 с.

Огнем и мечом: Роман. М.: Орбита, 1989. 624 с.

ЛИТЕРАТУРА О СЕНКЕВИЧЕ

Горский И. Исторический роман Сенкевича. М.: Наука, 1986. 308 с.

Горский И. Генрик Сенкевич//История польской литературы: В 2 т. М.: Нау­ка, 1968-1969. Т. 2. С. 561-584.

Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»

Генрик Сенкевич (полное имя - Генрик Адам Александр Пий Сенкевич) родился на Подляшье, в имении Воля-Окшейска неподалеку от Лукова, 5 мая 1846 г. Польский писатель, лауреат Нобелевской премии был потомком древнего шляхетского небогатого рода, почитавшего военные традиции.

В 1863 г. родители перебрались в Варшаву, и Генрик стал учащимся местной гимназии, после которой в 1867 г. поступил в Главную школу (в 1869 г. была преобразована в Императорский университет). Мать хотела, чтобы он стал врачом, но уже спустя год с более «перспективного» медицинского факультета Генрик перешел на историко-филологический, т.к. имел склонность к литературе. Студенчество было непростой поройв биографии Сенкевича: ему приходилось подрабатывать гувернером, репетитором, т.к. материальное положение оставляло желать лучшего. К этому же периоду относится начало его литературно-критической деятельности.

Генрик не сдал итоговый экзамен по греческому языку и перестал заниматься в университете в 1871 г. Источником заработка для него было сотрудничество с местной газетой. Дебют в печати относится к 1869 г., когда его работы впервые опубликовал журнал «Еженедельное обозрение». В 1872 г. увидела свет его первая повесть «Напрасно», повествующая о неудавшемся польском восстании 1863 г.

С 1873 г. Генрик Сенкевич постоянно работает в «Газете польской» в качестве фельетониста, а со следующего года становится сотрудником еженедельника «Нива», возглавляя литературный отдел. Написанные в начале 70-х гг. рассказы, а также опубликованная в 1876 г. повесть «Ганя» свидетельствуют о том, что их автор испытывает явную симпатию к ушедшей эпохе благородных рыцарей и прекрасных дам.

На протяжении 1876-1879 гг. Генрик Сенкевич путешествовал по европейским странам и США. Во время странствий он знакомился с простыми людьми, а свои впечатления изложил в очерках и рассказах цикла «Письма с дороги», публикуемых в 1876-1878 гг. В 1881 г. Сенкевич женился, а в 1885 г. его супруга Мария Шеткевич умерла от туберкулеза, оставив сиротами двоих детей. На деньги неизвестного мецената Г. Сенкевич организовал фонд, названный в честь жены, который платил стипендии людям искусства, страдающим от такой же болезни. После этого в его жизни было еще два брака.

Вернувшись в Европу, Сенкевич какое-то время проживал во французской столице, в 1879 г. посетил Львов, Венецию, Рим, и с того времени его биография была связана с многочисленными путешествиями и сменой места проживания. Так, ему удалось побывать в Англии, Австрии, Литве, Италии, Швейцарии, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Занзибаре, Египте и в других странах. В 1802 г. Сенкевич возглавил газету консервативного направления «Слово». В этот период его творчества прослеживается огромная любовь к родине, гордость за нее, исторический оптимизм, которые можно увидеть в романах «Огнем и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыевский» (1887-1888).

Его талант как автора исторических романов наиболее ярко раскрылся в эпопее «Камо грядеши» (1894-1896), рассказывающей о противостоянии первых христиан и императора Нерона. В 1905 г. за нее Сенкевичу была вручена Нобелевская премия по литературе. Последним из крупных произведений стал роман, который он писал на протяжении 1897-1900 гг. - «Крестоносцы». В 1900 г. в честь 25-летнего юбилея творческой деятельности Сенкевич стал обладателем подаренного ему от имени общественности имения Обленогорек, находившегося в Келецком повете. Позднее здесь будет создан музей.

Когда началась Первая мировая война, Генрик Сенкевич уехал в Швейцарию. Был главой комитета, помогающего жертвам войны в Польше. В этой стране, в городе Веве, его настигла смерть. Случилось это в 1916 г.; прах был похоронен в одном из городских католических храмов, а в 1924 г. его перезахоронили в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Варшаве.

Биография из Википедии

Ге́нрик Сенке́вич (польск. Henryk Sienkiewicz, полное имя Хе́нрик А́дам Алекса́ндер Пи́ус Сенке́вич , польск. Henryk Adam Aleksander Pius Sienkiewicz), также Генрих (Генрик) Иосифович Сенкевич (5 мая 1846, Воля-Окшейска (рус.)польск. на Подляшье, Царство Польское, Российская империя - 15 ноября 1916, Веве, Швейцария) - польский писатель, известен как автор исторических романов, лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года.

Был членом-корреспондентом (с декабря 1896 года) и почётным академиком (с ноября 1914 года) Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.

Происходил из обедневшей шляхты. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта, т. н. «липков». Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866-1870 году учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года - Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в журнале «Еженедельное обозрение» («Przegląd Tygodniowy», 1869). С 1873 года - постоянный фельетонист «Газеты польской» («Gazeta Polska»). С 1874 года заведовал литературным отделом еженедельника «Нива» («Niwa»), с 1882 года - редактор консервативной газеты «Слово» («Słowo»).

В 1881 году женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 году (осталось двое детей). В 1888 году анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с Марией Володкович из Одессы (1893) закончился разводом по инициативе жены (1895). В 1904 году женился на Марии Бабской.

Посетив США (1876-1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876-1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже, в 1879 году был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 году - Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 - Египет и Занзибар, а также в др. странах). В 1900 году, в связи с 25-летием литературной деятельности, Сенкевичу было подарено имение Обленгорек (pl: Oblęgorek ) в гмине Стравчин в Келецком повяте, приобретённое на собранные общественностью средства (сейчас - музей писателя).

С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. После смерти в Веве (Швейцария) прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 году перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Иоанна Крестителя.

Творчество

В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к трем темам: угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877, «Янко-музыкант», 1879 и др.; например в рассказе «Za chelebem» («За хлебом»), 1880, описывается полное невзгод путешествие крестьянской семьи в Америку).

Ранние работы писателя характеризуют его как позитивиста, но, в отличие от других польских позитивистов, он был также и консерватором.

Его «Latarnik» («Фонарщик на маяке», 1881) считается одним из лучших рассказов в польской литературе. В рассказах 1882 года «Bartek Zwycięzca» («Бартек-победитель», 1882) и «Sachem» («Сахем», 1889) проводится параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляков под гнетом оккупации.

Автор исторической трилогии «Огнём и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыёвский» (1887-1888). Все эти романы были встречены читателями с восторгом и сегодня считаются классикой польской литературы. В первом романе отображается борьба шляхетской Речи Посполитой с казаками Хмельницкого. Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655-1656 годов. В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672-1673).

В психологическом романе «Без догмата» (1889-1890) изображён тип декадента-аристократа. В нём Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман при этом носит и натуралистические черты.

В романе «Семья Поланецких» (1893-1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества.

В романе-эпопее «Quo vadis» (в некоторых русских переводах «Камо грядеши», 1894-1896) изображается борьба Нерона против христиан. Тем самым в романе проводится параллель борьбы ранних христиан против Нерона с борьбой поляков за независимость. Победа христианской духовности над материализмом Рима - это критика материализма и упадка, а также аллегория воспрянувшего духа в Польше.

Борьбе поляков и литвинов с Тевтонским орденом в конце XIV - начале XV веков посвящён исторический роман «Крестоносцы» (1897-1900). В романе рассказывается о победе поляков над германцами. Роман имел политический подтекст, так как в это время наблюдается попытка германизации польского общества. Книга стала обязательной для чтения в польских школах после обретения Польшей независимости.

Роман «Омут» (1909-1910) повествует о событиях русской революции 1905-1907.

В 1910-1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913-1914) остался незаконченным.

Значение

При жизни Сенкевич стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).

Творчество Генрика Сенкевича сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «За выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Роман «Без догмата» (1889-1890) высоко ценили Л. Н. Толстой , Н. С. Лесков, А. П. Чехов , Максим Горький и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Огнём и мечом» (1999, Польша), «Quo vadis» (2001, Польша).

Также в его честь был назван самолет Ил-62 с бортовым номером RA-86708.

В Риме, на Старой Аппиевой дороге (Via Appia Antica ), стоит церковь Домине-Кво-Вадис (по преданию, на этом месте апостол Пётр, убегавший из Рима от гонений, встретил Христа и повернул обратно - этот эпизод описан в романе Сенкевича «Quo vadis»). В церкви имеется бюст Сенкевича, поставленный польскими эмигрантами.

На портрете 1899 года

Памятник в Ченстохове

Музей Сенкевича в Обленгорке

Бюст Сенкевича в церкви Домине-Кво-Вадис

Произведения

Романы

  • Историческая трилогия о Речи Посполитой
    • «Огнём и мечом» / польск. Ogniem i mieczem (1883 - 1884)
    • «Потоп» / польск. Potop (1884 - 1886)
    • «Пан Володыёвский» / польск. Pan Wołodyjowski (1887 - 1888)
  • «Без догмата» / польск. Bez dogmatu (1889 - 1890)
  • «Семья Поланецких» / польск. Rodzina Połanieckich (1893 - 1894)
  • «Камо грядеши» / лат. Quo vadis (1894 - 1896)
  • «Крестоносцы» / польск. Krzyżacy (1897 - 1900)
  • «Омуты» / польск. Wiry (1909 - 1910)
  • «Легионы» / польск. Legiony (1913 - 1914)

Повести и рассказы

  • «Напрасно» / польск. Na marne (1872)
  • «Юморески из портфеля Воршиллы» / польск. Humoreski z teki Worszyłły (1872)
  • «Старый слуга» / польск. Stary sługa (1875)
  • «Письма из путешествия» / польск. Listy z podróży (1876 - 1878)
  • «Ганя» / польск. Hania (1876)
  • «Селим Мирза» / польск. Selim Mirza (1877)
  • «Эскизы углем» / польск. Szkice węglem (1877)
  • «Янко-музыкант» / польск. Janko Muzykant (1878)
  • «Из дневника познанского учителя» / польск. Z pamiętnika poznańsķiego nauczyciela (1879)
  • «В прериях» / польск. Przez stepy (1879)
  • «За хлебом» / польск. Za chlebem (1880)
  • «Фонарщик на маяке» / польск. Latarnik (1881)
  • «Бартек-победитель» / польск. Bartek Zwycięzca (1882)
  • «Ангел» / польск. Jamioł (1882)
  • «Та третья» / польск. Ta trzecia (1888)
  • «Сахем» / польск. Sachem (1889)
  • «Воспоминание о Марипозе» / польск. Wspomnienie z Maripozy (1889)
  • «В пустыне и пуще» / польск. W pustyni i w puszczy (1910 - 1911)

Многотомные издания

  • Сенкевич Генрик. Собр. соч. в 9 томах. М.: Художественная лит-ра, 1983–1985.
  • Сенкевич Генрик. Собр. соч. в 9 томах. М.: Терра-Книжный клуб, 1998.

В истории польской литературы найдется немного писателей, обладавших масштабным ощущением исторического прошлого. Генрик Сенкевич принадлежал именно к таким прозаикам. Он сумел, подобно Гюго, Толстому, Дюма, описать грандиозные события минувших эпох, не упустив при этом творца этих событий - человеческую личность.

Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился 7 мая 1846 года в польском городке Воля Окжейска в литовско-польской семье, получившей дворянство в 1774 году. Отец, Йозеф Сенкевич, владел несколькими небольшими имениями, мать Стефания (урожденная Чецишовска) происходила из знатной семьи, имевшей старинные дворянские корни.

Раннее детство Генрика было беззаботным и счастливым, однако ко времени начала его учебы семья обеднела, отец вынужден был продать свои имения. Многочисленная семья Сенкевичей (у Генрика были еще старший брат и четыре сестры) переехала в Варшаву.

В школе Генрик был посредственным учеником, преуспев только в польском языке и литературе. Особенно он увлекался романами Вальтера Скотта, Александра Дюма и не без влияния этих писателей сочинил собственный роман под названием "Жертвоприношение", рукопись которого, правда, не сохранилась.

Юность Сенкевича пришлась на 60-е годы 19 века, период для Польши драматический, даже можно сказать трагический. Польское восстание 1863 года против царского самодержавия России закончилось поражением. В результате царское правительство усилило русификацию польской культуры. В частности, преподавание в Варшавском университете должно было теперь вестись исключительно на русском языке. Не желая мириться с подобными притеснениями, польская интеллигенция организовала нелегальное национально-патриотическое движение, ставившее своей целью противодействовать политике русификации и экономической зависимости от России. И хотя политические события не оказали непосредственного влияния на мировоззрение Сенкевича, но без них все попытки писателя пробудить в польском читателе национальное самосознание оказались бы тщетными: издатели тогда традиционно отдавали приоритет не романам, повествующим о героическом прошлом Польши, а произведениям на современные темы.

В Варшавский университет Сенкевич поступил в 1866 году, проработав перед этим некоторое время домашним учителем, чтобы заработать денег на учебу. В университете вначале он изучал право и медицину, а затем перешел на факультет истории и литературы. В 1871 году из-за хронического безденежья Генрику пришлось оставить университет, диплом он так и не получил.

Еще с 1870 года Сенкевич начал пробовать свои силы в журналистике. Он писал статьи сразу для нескольких польских периодических изданий, побывал в Вене и Париже как корреспондент ряда газет и довольно быстро приобрел в кругах польской интеллигенции репутацию одного из лучших журналистов Варшавы. В 1872 г. был опубликован первый роман Сенкевича "Напрасно", написанный в студенческие годы. Несмотря на определенные слабости, это произведение начинающего автора заслужило положительный отзыв Крашевского, одного из авторитетных польских писателей того времени.

В 1876-ом Сенкевич отправился в США с целью создать польскую общину в Калифорнии, где польские эмигранты могли бы нормально жить и работать, не подвергаясь репрессиям со стороны российского правительства. Расходы на эту поездку взяла на себя варшавская "Газета Польска", заключив договор с Сенкевичем на серию статей об Америке. Сенкевич прожил в Калифорнии больше года. И хотя польскую колонию так и не удалось создать, американские репортажи, очерки и новеллы писателя, регулярно появлявшиеся в польской печати с 1876 по 1878, имели большой успех. Позже они были изданы отдельной книгой под названием "Письма с дороги". К этому времени Сенкевич стал признанным мастером психологического очерка.

В 1878 году Сенкевич побывал во Франции и Италии, где выступал с лекциями. В Италии он познакомился с Марией Шенкевич, полькой по национальности, которая через два года стала его женой. Брак оказался, хотя и счастливым, но недолгим. В 1882-ом у четы Сенкевичей родился сын Генрик Йозеф, а через год - дочь Ядвига. После рождения второго ребенка здоровье Марии резко ухудшилось и в 1885 году она умерла от туберкулеза.

Возвратившись в 1879-ом в Варшаву, Сенкевич возглавил новую еженедельную газету, не оставляя при этом беллетристику. В мае 1882 г. он начал печатать в варшавской газете "Слово" роман "Огнем и мечом", открывающий трилогию, посвященную историческому прошлому Польши в период с конца 40-х по 70-е годы 17 века. И хотя критики укоряли писателя за увлечение далеким прошлым, большинство читателей высоко оценило это произведение за колоритность и правдивость в описании событий.

Сам же писатель свой отход от современной тематики объяснял так: "Не лучше ли, не здоровее ли - вместо того, чтобы рисовать нынешнее состояние умов, нынешних людей, их бедность, несогласие с самими собою, тщетные потуги и бессилие, показать обществу, что были времена еще худшие, более страшные и отчаянные, но, несмотря на это, наступило возрождение и спасение. Первое может окончательно расхолодить и привести в отчаяние, второе - прибавляет сил, питает надежду, будит желание жить".

Последовавшие за "Огнем и мечом" романы "Потоп" и "Пан Володыёвский" завершили трилогию, упрочившую авторитет писателя. Эти произведения, вызвавшие не только огромный читательский интерес, похвалы и дискуссии, но и резкую критику, положили начало мировой славе Сенкевича. Романы "Без догмата" и "Семья Полонецких", вышедшие после трилогии, повествовали о польской действительности и были написаны в психологическом ключе ранних новелл.

В конце 1894 г. Сенкевич женился на почитательнице его таланта юной Марии Романской. Однако этот брак вскоре распался, слишком уж разные характеры и взгляды на жизнь были у супругов.

В середине 90-х годов писатель начинает работу над двумя широкомасштабными историческими произведениями - романом "Камо грядеши" - о гонениях на первых христиан во времена правления Нерона и романом "Крестоносцы" - о борьбе поляков с Тевтонским орденом на рубеже 14-15 вв. Отдельные главы романа "Камо грядеши" публиковались в периодической печати уже с середины 1894 г. А полный текст этого произведения увидел свет в 1896 г. и вскоре был переведен во многих странах Европы. В кратчайшее время роман приобрел славу выдающегося образца исторической романистики и упрочил мировую известность Сенкевича. Роман "Камо грядеши" был встречен восторженно не только критиками, отмечавшими, что это произведение является лучшим из существующих литературных изображений Рима эпохи Нерона, но и католическими кругами Польши и Европы. В 1900 г. Папа Римский прислал Сенкевичу поздравление по случаю 25-летнего юбилея его литературной деятельности и 50-летия. Это поздравление в немалой степени способствовало присуждению Сенкевичу в 1905 году Нобелевской премии по литературе "за выдающиеся заслуги в области эпоса".

В Польше Сенкевич был настолько популярен и любим, что в 1900 г., когда отмечался 25-летний юбилей его литературной деятельности, не только состоялся целый ряд торжественных мероприятий по всей стране, но по подписке была собрана достаточная сумма денег для приобретения им небольшого имения Облегурек невдалеке от Кельце. Вскоре после юбилея Сенкевич женился на своей кузине Марии Бабской.

В 1905 г. Сенкевич завершил роман "На поле славы", явившийся продолжением его первой исторической трилогии. В начале Первой мировой войны Сенкевич переехал в нейтральную Швейцарию, где, несмотря на сильный склероз, работал в польском Красном Кресте. Писатель скончался в Вене 15 ноября 1916 г. Через восемь лет прах Сенкевича был перевезен в Польшу.

Писательская судьба Генрика Сенкевича была счастливой - критики различных стран мира восторженно отзывались о польском романисте, называя его "одним из величайших мастеров современного романа". О таланте писателя свидетельствует и тот факт, что почти все его крупные произведения были экранизированы с участием лучших польских и зарубежных актеров. А по роману "Камо грядеши" были поставлены сразу два фильма - французскими и итальянскими кинематографистами. Такой интерес кинематографа к творчеству писателя можно объяснить тем, что Сенкевич всегда мастерски увлекал читателя не только сюжетом, но и возбуждал у него интерес к тому, что произойдет в дальнейшем. В большинстве своих произведений писатель соблюдал канон благополучного конца, соединяя счастливые пары и вознаграждая самоотречение, прославляя верность, дружбу и храбрость. Тем самым он шел навстречу неискушенному читателю, призывая верить в веками обоснованное право на счастье, а также в то, что стремление к нему не безнадежно.

Героя моего звали Бартек Словик, но за его привычку таращить глаза, когда с ним разговаривали, соседи называли его Бартеком Лупоглазым. С соловьем у него действительно было мало общего, зато его умственные способности и поистине гомерическая наивность снискали ему прозвище: Глупый Бартек. Это прозвище было самым популярным, и, вероятно, именно оно войдет в историю, хотя у Бартека было еще и четвертое - официальное.

Генрик Сенкевич (1846-1916) - известный польский писатель. Начинал работать в газете, с 1876 по 1878 год был специальным корреспондентом в США. К литературному творчеству обратился в 80-х гг. XIX в. Место Сенкевича в мировой литературе определили романы "Огнем и мечом", "Потоп", "Пан Володыевский" и "Крестоносцы", посвященные поворотным событиям в истории его родины. В 1896 г.

Генрик Сенкевич - В прериях

В бытность мою в Калифорнии собрался я однажды с моим приятелем, славным и храбрым капитаном Р., навестить нашего родственника И., живущего в пустынных горах Санта-Лючия. Дома мы его не застали и просидели дней пять в глухом ущелье, в обществе старого слуги-индейца, который в отсутствие хозяина смотрел за пчельником и ангорскими козами.

В третий том Собрания сочинений Генрика Сенкевича (1840-1916) входит 1-я и начало 2-й части исторического романа "Потоп" (1886).

В четвёртый том Собрания сочинений Генрика Сенкевича (1840-1916) входит вторая (гл. XVIII - XL) и третья части исторического романа "Потоп" (1886).

В шестой и седьмой тома Собрания сочинений Генрика Сенкевича (1846-1916) входят социально-психологические романы "Без догмата" (1890) и "Семья Поланецких" (1894).

В восьмой том Собрания сочинений Генрика Сенкевича (1846-1916) входит исторический роман "Quo vadis" (1896).

В девятый том Собрания сочинений Генрика Сенкевича (1846-1916) входит исторический роман "Крестоносцы" (1900).

Пароход уже четыре дня был в пути, а два дня тому назад обогнул зеленые берега Ирландии и вышел в открытый океан. С палубы виднелась лишь необозримая, тяжело колышущаяся равнина, то зеленая, то серая, изборожденная грядами вспененных волн. Вдали она сливалась с горизонтом, затянутым тучами, и казалась совсем темной.

Действие романа развивается на протяжении последних четырех лет правления римского императора Нерона и освещает одну из самых драматических страниц римской и мировой истории. События романа, воссозданные с поразительной исторической убедительностью, знакомят читателей с императором Нероном и его ближайшим окружением, с зарождением христианства.

Генрик Сенкевич (польск. Henryk Sienkiewicz), полное имя - Хенрик Адам Александер Пиус Сенкевич (польск. Henryk Adam Aleksander Pius Sienkiewicz), также Генрих (Генрик) Иосифович Сенкевич. Родился 5 мая 1846 года в Воля-Окшейска на Подляшье, Царство Польское, Российская империя - умер 15 ноября 1916 года в Веве, Швейцария. Польский писатель, лауреат Нобелевской премии 1905 года.

Был членом-корреспондентом (с декабря 1896 года) и почётным академиком (с ноября 1914 года) Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.

Происходил из обедневшей шляхты. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта, т. н. «липков». Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866-1870 году учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года - Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в журнале «Еженедельное обозрение» («Przegląd Tygodniowy», 1869). С 1873 года - постоянный фельетонист «Газеты польской» («Gazeta Polska»). С 1874 года заведовал литературным отделом еженедельника «Нива» («Niwa»), позднее с 1882 года - редактор консервативной газеты «Слово» («Słowo»).

В 1881 году женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 году (осталось двое детей). В 1888 году анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с Марией Володкович из Одессы (1893) закончился разводом по инициативе жены (1895). В 1904 году женился на Марии Бабской.

Посетив США (1876-1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876-1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже, в 1879 году был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 году - Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 - Египет и Занзибар, и проч.). В 1900 году, в связи с 25-летием литературной деятельности, Сенкевичу было подарено имение Обленогорек в гмине Стравчин в Келецком повяте, приобретённое на собранные общественностью средства (впоследствии - музей писателя).

С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. После смерти в Веве прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 году перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Иоанна Крестителя.

В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к трем темам: угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877; «Янко-музыкант», 1879 и др.) и его путешествие в США ("Za chelebem" ("За хлебом")1880.

Ранние работы писателя характеризуют его, как позитивиста, но в отличии от других польских позитивистов он также был консерватором.

Его "Latarnik" («Фонарщик на маяке, 1881) считается одним из лучших рассказов в польской литературе. В рассказах 1882 года "Bartek Zwycięzca" («Бартек-победитель», 1882) и "Sachem" («Сахем», 1889) проводится параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляк под гнетом окупации.

Автор исторической трилогии «Огнём и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыёвский» (1887-1888). Все эти романы были встречены читателями с восторгом, и сегодня считаются классикой польской литературы. В первом романе отображается борьба шляхетской Речи Посполитой с казаками Хмельницкого. Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655-1656 годов. В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672-1673). Трилогия вместила в себе элементы исторического романа с неповторимым стилем Сенкевича. После публикации в Российской империи критики неоднозначно отнеслись к этому роману, а цензоры предупредили его об ответственности.

В психологическом романе «Без догмата» (1889-1890) изображён тип декадента-аристократа. В нем Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман, при этом, вмещает и натуралистические черты.

В романе «Семья Поланецких» (1893-1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества.

В романе-эпопее «Quo vadis» (в некоторых русских переводах «Камо грядеши», 1894-1896) изображается борьба Нерона против христиан. Таким образом проводится параллель борьбы ранних христиан против Нерона с борьбой поляк за независимость. Победа христианской духовности над материализмом Рима – это критика материализма и упадка, а также аллегория воспрянувшего духа в Польше.

Борьбе поляков и литвинов с Тевтонским орденом в конце XIV - начале XV веков посвящён исторический роман «Крестоносцы» (1897-1900). В романе рассказывается о победе поляк над германцами. Роман иммел политический подтекст, так как в это время наблюдается попытка германизации польского общества. Книга стала обязательной для чтения в польских школах после обретения Польшей независимости.

Роман «Омут» (1909-1910) касается событий русской революции 1905-1907.

В 1910-1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913-1914) остался незаконченным.

При жизни стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).

Творчество сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «за выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Роман «Без догмата» (1889-1890) высоко ценили , Н. С. Лесков, и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Огнём и мечом» (1999, Польша), «Quo vadis» (2001, Польша).

Романы Генрика Сенкевича:

Историческая трилогия о Речи Посполитой:
1.«Огнём и мечом» / польск. Ogniem i mieczem (1883 - 1884)
2.«Потоп» / польск. Potop (1884 - 1886)
3.«Пан Володыёвский» / польск. Pan Wołodyjowski (1887 - 1888)

«Без догмата» / польск. Bez dogmatu (1889 - 1890)
«Семья Поланецких» / польск. Rodzina Połanieckich (1893 - 1894)
«Камо грядеши» / лат. Quo vadis (1894 - 1896)
«Крестоносцы» / польск. Krzyżacy (1897 - 1900)
«Омуты» / польск. Wiry (1909 - 1910)
«Легионы» / польск. Legiony (1913 - 1914).