Должностная инструкция. Должностные обязанности

Функции менеджера по продажам в разных компаниях отличаются.

Насколько эффективно загружать менеджера, виртуозно общающегося с клиентами, выпиской накладных, решает только руководство компании. И менеджер, который принимает решение.

Чтобы разложить все по полочкам, предлагаю руководителю обозначить функции, которые будет выполнять менеджер, еще на собеседовании. А менеджеру четко запрашивать эти обязанности. Тогда можно избежать многих расставаний до прохождения испытательного срока и скрытого недовольства работой.

Для того чтобы обязанности понимались руководителем и менеджером по продажам одинаково, закрепи их на бумаге. Пусть это будет должностная или рабочая инструкция. Лучше перечислить все обязанности как можно подробнее.

Основные должностные обязанности менеджера по продажам

Привожу в пример должностные обязанности, с которыми сталкивался я. Но уверен, это далеко не весь список дел, которые могут быть поручены менеджеру по продажам.

  • Поиск и наполнение базы данных (БД) для совершения холодных звонков.
  • Холодные звонки клиентам из подготовленных БД.
  • Участие в выставках, форумах.
  • Проведение первичных переговоров с клиентами.
  • Подготовка первичного коммерческого предложения.
  • Проведение презентации продукта или услуг клиенту.
  • Формирование заявки на техническое решение совместно с заказчиком и передача заявки в технический отдел.
  • Экспертная оценка технического решения и формирование с заказчиком альтернативных вариантов технического решения.
  • Согласование с заказчиком и финансовыми службами индивидуальных цен.
  • Подготовка бизнес-кейса на прибыльность клиента для оценки возможной границы скидки.
  • Согласование с заказчиком и юристами компании договора на поставку/оказание услуг.
  • Обеспечение подписания договора с заказчиком.
  • Обеспечение получения бухгалтерией и архивом оригинала договора.
  • Выписка счетов на предоплату.
  • Обеспечение оплаты от клиентов.
  • Подготовка распоряжения на начало производства товара или оказания услуг.
  • Выписка первичных документов и обеспечение их подписания клиентом.
  • Обеспечение получения подписанных документов от заказчика.
  • Получение от заказчика претензий по качеству товара или услуг и передача претензий в требуемый отдел (в зависимости от типа претензии).
  • Обеспечение доставки товара клиенту или проведения работ на объекте клиента.
  • Обеспечение ежемесячных оплат клиентом.
  • Обеспечение ежемесячной доставки первичной документации к клиенту и от него.
  • Работа с дебиторской задолженностью.
  • Заполнение CRM-системы при любом событии у клиента.
  • Заполнение ежедневных отчетов о количестве звонков.
  • Заполнение отчетов о проведенных встречах с клиентами.
  • Подготовка для отдела маркетинга информации о степени удовлетворенности клиентов товарами или услугами компании.
  • Подготовка для отдела маркетинга предложений по реформированию товаров и услуг.
  • Получение от клиентов коммерческих предложений конкурентов.
  • Планирование объемов продаж на будущие периоды.
  • Подготовка данных для расчета комиссионного вознаграждения.
  • Подготовка презентационных и раздаточных материалов и т.д.

В некоторых компаниях должностные обязанности менеджера по продажам сводятся к двум-трем пунктам, а остальные функции возложены на специально обученных людей. Это оптимальная ситуация, когда менеджер по продажам занимается только переговорами с клиентами и подписанием договоров. Все остальные функции так называемого бэк-офиса выполняют девочки-студентки. Они будут гораздо эффективнее в роли четкого и аккуратного исполнителя, а также могут выполнять неквалифицированную работу.

Заставлять менеджера по продажам выписывать накладные, контролировать поставки – это как забивать гвозди микроскопом. Но и полное устранение менеджера от процесса производства или оказания услуг – тоже не самый лучший вариант, поскольку менеджер напродает такого, чего компания никогда не произведет и не поставит.

Руководство компании всегда сталкивается с дилеммой: либо освободить менеджера от всех побочных функций, либо сэкономить на бэк-офисе и загрузить менеджера по продажам обязанностями организатора. Универсального решения нет, подход определяется уровнем развития рынка. Если на рынке много новых клиентов, есть смысл сконцентрировать усилия менеджера на их поиске. Дальнейшее обслуживание можно передавать другим менеджерам. Если рынок достаточно плотен, и идет жесткая конкуренция за каждого клиента, есть смысл снижать нагрузку на менеджера по поиску клиентов и концентрировать его работу на обеспечении качественного обслуживания.

Повышаем продажи c гарантией

Ваше имя *

Номер телефона *

Должностная инструкция - деловой документ, который позволяет четко распределить обязанности и определить требования к соискателям. Бланк разрабатывается не только для руководящих работников. Далее будет рассматриваться, как составляется должностная инструкция менеджера по продажам. Вначале ознакомимся с ее содержанием. В конце статьи доступен для скачивания образец бланка 2017.

На первый взгляд может показаться, что единственная задача менеджера по продажам заключается в организации сбыта. На самом деле в его рабочий распорядок входит немало бумажной работы, в том числе подготовка счетов, отчетов и прочей документации.

Перечислим его ключевые обязанности:

  • расширение клиентской базы;
  • ведение переговоров с клиентами;
  • оформление заказов;
  • проведение программ, активизирующих сбыт;
  • подготовка ежемесячного плана продаж;
  • ведение отчетности по отгрузкам;
  • контроль отгрузки и поступления оплаты.

Важно! Должностная инструкция необходима, чтобы регулировать взаимоотношения работника и работодателя.

В результате бланк создается с учетом направления деятельности конкретной компании. В ней помимо обязанностей работника указываются его права, порядок назначения и увольнения. Важно место в тексте отведено перечню знаний и навыков, которыми должен обладать менеджер.

Как выглядит инструкция

Типовая должностная инструкция менеджера отдела продаж состоит из нескольких разделов. В большинстве случае они называются:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

Расширенный вариант инструкции может включать в себя другой перечень разделов:

  1. Общие положения.
  2. Требуемые знания и навыки.
  3. Перечень должностных обязанностей.
  4. Права.
  5. Ответственность.
  6. Система отчетов.

Так может выглядеть примерная инструкция. В некоторых образцах выделяется отдельный пункт «Условия работы». В нем прописывается продолжительность рабочего дня и обязанность сотрудника выезжать в запланированные командировки.

Ключевые положения инструкции

В самом начале документа определяются взаимоотношения работника с работодателем и оговаривается порядок назначения и освобождения от обязанностей.

Перечислим основные пункты.

  1. Категория должности «менеджер по продажам» — специалисты.
  2. Непосредственный начальник менеджера - коммерческий директор.
  3. Требования к образованию (среднее специальное и выше), опыту работы (не менее года на аналогичной должности).
  4. Назначение и освобождение от обязательств проводится посредством издания приказа генерального директора.
  5. Менеджер должен владеть знаниями в сферах хозяйственного, гражданского и трудового законодательства, норм оформления договоров, основ маркетинга, планов индивидуальных продаж. От него требуется понимание и применение правил ведения переговоров и подготовки деловой документации. Важно владеть знаниями в области пожарной безопасности и охраны труда.
  6. При выполнении должностных обязанностей менеджеру следует руководствоваться положениями инструкции, Уставом организации и другими ее внутренними документами, законодательными актами и приказами руководителя.

Кроме вышеперечисленных моментов стоит упомянуть, кто осуществляет обязанности работника в его отсутствии. Как правило, перепоручение производится посредством приказа генерального директора.

Перечень обязанностей и прав менеджера

Следующие разделы инструкции представляют собой перечисление должностных обязанностей сотрудника и его прав. Рассмотрим, что ожидается от менеджера по продажам.

  1. Поиск возможных клиентов.
  2. Ведение переговоров с клиентами при личной встрече либо через средства связи.
  3. Прием и обработка заказов.
  4. Согласование с клиентами деталей, таких как объем товара, способ поставки и так далее.
  5. Подготовка отчетных документов.
  6. Реализация программ, направленных на увеличение объемов продаж.
  7. Контроль поставок заказанной продукции.
  8. Консультирование потребителей касательно показателей товаров и условий их эксплуатации.
  9. Мониторинг предложений конкурентов.
  10. Четкое следование политике компании в сфере общения с клиентами.

В отдельный раздел выделяются права сотрудника. Менеджер по продажам имеет право на такие действия:

  1. Прохождение дополнительного обучения и повышение квалификации.
  2. Получение информации о решениях руководства касательно работы отдела продаж.
  3. Внесение предложений руководству по улучшению функционирования отдела продаж.
  4. Представление работодателю требований касательно обеспечения приемлемых условий для осуществления своей деятельности.
  5. Освобождение от оговоренных инструкцией обязанностей в случае возникновения опасности для жизни или здоровья.

Это общие положения, которые включаются в должностную инструкцию. Документ разрабатывается в соответствии с направленностью работы конкретной организации. В него включаются требования к соискателю, перечень обязанностей и прав сотрудника. Далее можно скачать примерный образец.

Образец должностной инструкции менеджера по продажам

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта

1. Общие положения

1.1. Менеджер по продажам относится к категории специалистов.

1.2. На должность менеджера по продажам принимается лицо:

1) имеющее:

Высшее образование (бакалавриат), дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки;

Опыт практической деятельности по профилю деятельности не менее 2 лет;

2) не имеющее судимости.

1.3. Менеджер по продажам должен знать:

1) гражданское законодательство Российской Федерации;

2) нормативные правовые акты в сфере страхования;

3) теорию страхования;

4) страховое дело;

5) практические аспекты страхования;

6) правила делового оборота и корпоративной этики;

7) пакеты офисных программ;

8) технологии продаж в страховании;

9) потребительское поведение;

10) маркетинг в страховании;

11) маркетинговые исследования рынка страховых услуг;

12) стратегии и тактики ведения переговоров;

13) методы продвижения страховых услуг;

14) методы анализа эффективности продаж;

15) виды и формы установленной отчетности;

16) основы трудового законодательства Российской Федерации;

17) Правила внутреннего трудового распорядка;

18) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

19) ……… (другие документы, материалы и т.д.)

1.4. Менеджер по продажам должен уметь:

1) осуществлять взаимодействие с клиентами;

2) выявлять страховые риски;

3) оценивать страховые риски;

4) определять величину страховой суммы;

5) определять величину страховой премии;

6) организовывать документооборот по заключению договора страхования;

7) формировать договор страхования;

8) обеспечивать продление договора страхования;

9) привлекать клиентов;

10) вести переговоры;

11) реализовывать продукты в массовых видах страхования;

12) организовывать агентские сети;

13) информировать клиентов об условиях страхования;

14) владеть различными технологиями продаж страховых продуктов;

15) обладать коммуникативностью;

16) изучать спрос на страховые услуги;

17) анализировать страховые продукты;

18) разрабатывать новые условия страхования;

19) оценивать платежеспособный спрос на страховые услуги;

20) формировать ассортимент страховых услуг;

21) составлять и вести установленную отчетность;

22) ……… (другие навыки и умения)

1.5. Менеджер по продажам в своей деятельности руководствуется:

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)

1.6. Менеджер по продажам подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.7. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Заключение договоров страхования (перестрахования):

1) подготовка и заключение договоров страхования;

2) организация продаж страховых услуг;

3) изучение рынка и подготовка предложений по страховым продуктам.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Менеджер по продажам исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции подготовка и заключение договоров страхования:

1) взаимодействует с клиентами;

2) изучает объект, подлежащий страхованию;

3) определяет страховой риск;

4) определяет имущественный интерес;

5) определяет страховую стоимость;

6) подбирает условия договора страхования;

7) устанавливает страховой тариф;

8) осуществляет организацию уплаты страховой премии;

9) сопровождает договоры страхования;

10) ведет переговоры;

11) составляет и ведет установленную отчетность.

3.1.2. В рамках трудовой функции организация продаж страховых услуг:

1) изучает каналы продаж страховых продуктов;

2) выбирает способ продажи страховой услуги;

3) создает агентскую сеть;

4) взаимодействует со страховыми агентами;

5) консультирует клиентов;

6) подбирает условия страхования;

7) разрабатывает сервисные условия договора страхования;

8) включает дополнительные условия договора страхования;

9) анализирует эффективность продаж;

10) составляет и ведет установленную отчетность.

3.1.3. В рамках трудовой функции изучение рынка и подготовка предложений по страховым продуктам:

1) изучает спрос на страховые услуги;

2) осуществляет анализ предложения на рынке страховых услуг;

3) осуществляет анализ ценовых условий страхования;

4) прогнозирует потенциальный спрос на страховую защиту в корпоративном секторе;

5) прогнозирует потенциальный спрос на страховую защиту у граждан;

6) осуществляет анализ действующих условий страхования;

7) осуществляет подготовку предложений по улучшению страховых продуктов;

8) составляет и ведет установленную отчетность.

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих должностных обязанностей проявляет креативность, в том числе в поиске инновационных методов продаж.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Менеджер по продажам имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов служебных заданий, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Менеджер по продажам привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством об страховой деятельности;

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта " ", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.03.2015 N 186н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

В наше время одним из основных ориентиров современной экономики выступает развитие сферы услуг. Из-за этого специальность менеджера по продажам стала как-никак популярной. Человек, состоящий в этой должности, несет широкий круг обязанностей, однако, суть его работы сводится всегда к одной цели - осуществлять связь как торговый посредник между клиентом и торговой компанией, то есть что-либо реализовывать. Даже если менеджер не занимает руководящей должности, а находится в рядовых, он все равно приравнивается к ответственному исполнителю.

Менеджер по продажам

Любая компания, занимающаяся торговой деятельностью, имеет в штабе такого сотрудника. Он отвечает за финансовое развитие и ход торговых операций организации или ее отдельной точки, отдела. Менеджер по продажам (Sales manager – SM) обязан уметь вести дела, развивать и урегулировать дилерские отношения, заинтересовывать клиента, оформлять договоры, а также поддерживать хорошие отношения с покупателями после совершения сделок . Особым спросом эта профессия пользуется в оптовой торговле, так как именно тут менеджер призван разрабатывать и создавать торговые каналы, по которым будет проходить движение товара к потребителям. Продукция, как правило, реализуется через посредников, которые передают товар в конечные точки сбыта. Чтобы поток сбыта был равномерным, нужно грамотно уметь выстраивать партнерские отношения с покупателем.

Истинный анализатор должен получать удовлетворение от своей работы, он должен быть в ней виртуозом, а если человек испытывает дискомфорт, то лучше сменить сферу деятельности. Ведь менеджер по продажам – это не вакансия и не профессия. Это состояние души . Наша статья расскажет, что входит в обязанности менеджера по продажам и какими качествами должен владеть человек желающий работать им.

Занятия менеджера по продажам

В крупных центрах менеджер по продажам – это сотрудник, занимающийся не только общением с потребителями, но и сбором, анализом информации, созданием стратегии, а также ведением документации по заключенным сделкам. Местом работы такого сотрудника выступает офис, в зависимости от ранга и типа обязанностей он может заниматься различными видами работ. Должностная инструкция включает много пунктов начиная от элементарных посиделок на телефоне и заканчивая конкретными направлениями сбыта товара. Даже от самой простой исполнительной единицы в отделе продаж, зависит общая продуктивность всего отдела. Поэтому, как говорилось выше, менеджер, независимо от вида возложенных на него обязанностей является ответственным исполнителем, от которого зависит в целом успех фирмы на рынке. Приведем основные обязанности менеджера отдела продаж, которые можно условно разделить на четыре раздела:

    • организация и ведение продаж товара фирмы – рост продаж, увеличение клиентов, а также получение максимальной прибыли из отведенного ему территориального сектора для работы;
    • планирование и проведение аналитической работы ;
    • обеспечение продаж ;
    • контроль над отгрузками товара и расчетами с покупателями.

В зависимости от объекта продаж выделяют несколько специализаций, которые влияют на должностные обязанности. Обычно дополнительные функции менеджера по продажам включают в себя:


Иногда предприятия теряют своих клиентов только из-за халатного отношения сотрудников к должностным обязанностям. Поэтому залогом успеха компании выступает безупречная работа всех подразделений фирмы по отношению к покупателям. Если менеджер по продажам трудится в сфере торговли продуктами питания или мелкой техникой, то на его плечи ложится:

  • осуществление выставочных мероприятий , дегустация продукции;
  • ведение тренингов о продукции, и ее новинках ;
  • контроль выкладки товаров на прилавках ;
  • помощь и контроль деятельности мерчендайзеров .

Вообще, список обязанностей, иначе как должностная инструкция зависят исключительно от направленности компании. В разных фирмах установлены свои отличительные инструкции, то есть сотрудник может конкретно заниматься определёнными видами работ: «холодными звонками», переговорами, анализами рынка или вовсе находиться в разъездах. Мы же перечислили вам наиболее распространенные функциональные обязанности менеджера по продажам, так как на деле их куда больше. Всем менеджерам периодически требуется посещать тренинги и курсы по повышению квалификации. Ведь мало клиента найти – нужно его уметь удержать, поэтому только профессионал в своем деле умело реализует изделие и проследит, чтобы клиента остался доволен покупкой. Кроме того, грамотный менеджер не только выполнит, но и перевыполнит плановые показатели, предписанные руководством.

Разновидности менеджеров по продажам

Типы менеджеров по продажам

Так как компетенции представителей этой сферы могут быть самыми разнообразными, менеджеров по продажам выделяют на несколько основных групп:

  1. Менеджер активных продаж . Трудится вне офисных стен, как правило, он проворачивает холодные звонки, осуществляет поиск клиентов и посещает различные мероприятия.
  2. Менеджер пассивных продаж . В функции такого типа менеджера входит обработка входящих звонков уже найденных и привлеченных клиентов. Во время совершения звонка потенциальный покупатель уже в курсе всей информации о товаре или компании. На плечах этого работника лежит задача убедить клиента, что он обратился в нужную компанию и расписать во всех красках ее достоинства.
  3. Менеджер прямых продаж . Является одним из разновидностей менеджера активных продаж, но этот сотрудник должен лично встречаться с покупателем. Здесь особую роль занимает его внешний вид, работник должен выглядеть презентабельно и иметь хорошую словесную базу для общения. Человек, стоящий в этой должности обязан уметь вовремя подстраиваться под клиента, а также правильно шутить, производя тем самым приятное впечатление. Обычно такие виды менеджеров являются разнопрофильными, они стрессоустойчивы, мобильны, отлично разбираются в психологии.
  4. Телесейлз . Это менеджер, занимающийся активными продажами, но только посредством телефона. Иногда такие сотрудники осуществляют обзвон уже наработанных клиентов, чтобы узнать мнение о своей продукции и рассказать о появившихся новинках. По сути, он проделывает рекламу новых товаров. Несмотря на тяжёлую стрессовую деятельность, этот вид сотрудников не в почете, как правило, за него незначительные гонорары.

    Менеджер занимающийся приемом звонков

  5. Ассистент менеджера по продажам . Когда менеджер становится успешным, ему уже трудно совмещать все виды работ в одном лице, поэтому к нему приставляется ассистент. Наемник начинает делать всю рутинную работу, то есть заполнять договора, составлять отчеты, выставлять счета и формировать коммерческие предложения. Кроме того, помощники могут самостоятельно вести продажи. Исполнитель обязан знать нормативные, а также правовые документы, рыночную экономику психологию, принципы продаж, одним словом, обладать тем же багажом знаний, что и менеджер.
  6. Старший менеджер по продажам . Это тот, кто выделился среди других менеджеров штаба, но не дотягивает до руководителя отдела продаж. В его компетенции организовывать, координировать, а иногда и контролировать все отделы продаж, исходя из размера компании. Как правило, на эту должность ставят личность с высшим образованием и опытом продаж более трех лет. Прежде чем вступить в должность сотрудник проходит обучение в специализированных центрах. Помимо управления отделами, главный менеджер должен обеспечивать финансовую стабильность фирмы, то есть направлять работу штаба на результат.
  7. Менеджеры по развитию продаж . Данная должность универсальная, потому что она вбирает в себя практически директорские обязанности, поэтому к специалисту предъявляется много требований. Такой менеджер решает все стратегические задачи организации, то есть он исследует рынок, осуществляет рекламные акции, вырабатывает методы снижения затрат, пытается повысить рентабельность компании.

    Специалист занимающийся офисными продажами

  8. Менеджер по оптовым продажам . Специалист, который конкретизируется как по товару, так и по всему бизнесу в целом. Он не ищет новых клиентов, так как в его багаже должны быть постоянные покупатели. Человек должен знать все основы продаж, уметь бороздить рынок, иметь опыт работы.
  9. Менеджер офисных продаж . Этот работник не выезжает на встречи с покупателями и, вообще, занимается их поиском только из кабинета. Сотрудник занимается бумажной волокитой, проворачивает кросс-продажами, рассказывает обратившимся о продукции, а также отвечает за улучшение обслуживания клиентов в офисе.
  10. Менеджер по закупкам и продажам . Главная задача менеджера продумывать и строго выполнять план закупок, но это при том, если компания молодая. Когда поставщики известны, а планы закупок давно используются и не нуждаются в серьёзных переменах, сотрудник начинает заниматься наполнение склада, финансами, движением продукции, ее качеством, решает спорные моменты с поставщиками. Независимо от своего подкласса, любой грамотный менеджер знает и может работать с базовыми навыками этой профессии.

Основные требования к менеджеру по продажам

Каждый руководитель имеет свою точку зрения насчет того, какие ключевые навыки менеджера по продажам являются наиболее важными.

Требования при приеме на работу

В большинстве случаев от претендентов на должность, работодатель требует следующее:

  • навыки активных продаж ;
  • знание компьютера , 1С и офисных программ, опыт работы с электронными каталогами;
  • гражданство РФ (но бывают и исключения);
  • высшее образование .

Помимо основных требований, всегда приветствуется:

  • опыт продаж ;
  • водительские права категории В ;
  • умение справляться с документацией .

Но это не говорит о том, что если человек не обладает вышеизложенными требованиями, то ему откажут в рабочем месте. Стать менеджером может претендент с любым образованием. Наличие корочки это дополнительный плюс при трудоустройстве. Важнее, чтобы кандидат умел общаться с потребителями, имел тягу к обучению и строго исполнял все обязанности менеджера отдела продаж. А все остальное можно достигнуть при желании. В некоторых случаях при трудоустройстве кандидат должен владеть иностранным языком или специализированными ПО. Набор профессиональных знаний, умений, навыков в большей степени зависит от отрасли его будущей деятельности, а также конкретных функций и специфики компании. Общее то, что человек обязан знать свою рабочую среду от и до, он должен понимать желания клиентов, а также уметь под них подстраиваться.

Навыки менеджера

Так, в области продажи чего-либо, от соискателя не будут требовать каких-то особых качеств. В его деятельность будет входить поиск и осведомление, работа с клиентским архивом, составление договоров, а также работа по интернету. Если говорить о компаниях по реализации косметической продукции, то стаж должен составлять не менее двух лет работы в сфере продаж как холодных, так и активных именно подобного товара. Что касается сферы услуг, то здесь к кандидатам немного иные запросы. Например, компаниям, связанным со сферой IT, сосредоточенных на информационных технологиях, поэтому знание ПК и интернета обязательное условие. А вот посещение и режим работы в большинстве случаев менеджер определяет для себя сам. Опыт работы неважен, главное, уметь находить, а также привлекать клиентов.

Необходимые качества

Понятное дело, работодатель не доверит важные задачи абы кому. Предпочтение отдается, прежде всего, соискателям, отвечающим определенным требованиям. Человек, желающий трудиться в этой области, должен быть энергичным и общительным, потому что в торговле все зависит от выполненного плана продаж. В этом деле всегда конкуренция, а покупатели, понимая свою значимость, ведут себя свысока. Чтобы перетянуть на свою сторону клиента менеджер обязан находить уловки, привлекающие потребителя.

Качества менеджера по продажам

Нужно творчески подходить к работе, быть не таким как все, ведь спрос всегда у того, кто интереснее, активнее и убедительнее. Сфера бизнеса не стоит на месте, поэтому люди в ней должны развиваться, но для этого должна быть тяга к учению, к новым высотам. Работа менеджера – это не 5 дней в неделю и не 8 часов в день. Свое рабочее время человек должен организовать сам, главное, чтобы конечный результат был на высоте. Когда основные обязанности менеджера по продажам рассмотрены, можно перечислить качества. Ими являются:

  1. Способность к обучению и анализу информации .
  2. Умение непринуждённо и результативно общаться.
  3. Техническая, а также делопроизводственная грамотность .
  4. Юридическая осведомленность .
  5. Знание бухгалтерской документации .

Вконтакте

Должностная инструкция и должностные обязанности

менеджера по продажам.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность менеджера по продажам.

1.2. Менеджер по продажам относится к категории специалистов.

1.3. Менеджер по продажам принимается и освобождается от должности приказом генерального директора по представлению коммерческого директора и начальника отдела продаж.

1.4. Менеджер по продажам подчиняется непосредственно начальнику отдела продаж.

1.5. На должность менеджера по продажам назначается лицо, имеющее высшее (среднее) профессиональное образование по специальности «менеджмент» или высшее (среднее) профессиональное образование другого профиля и дополнительную подготовку в области теории и практики менеджмента. Кандидат на должность менеджера по продажам должен иметь стаж работы на аналогичных должностях не менее полугода.

1.6. В своей деятельности менеджер по продажам руководствуется:

— нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

— уставом организации;

— правилами внутреннего трудового распорядка организации;

— приказами и распоряжениями коммерческого директора и начальника отдела продаж;

— настоящей должностной инструкцией менеджера по продажам.

1.7. Менеджер по продажам должен знать:

— федеральные законы и подзаконные акты, регламентирующие ведение предпринимательской и коммерческой деятельности, в том числе законодательство субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

— основы ценообразования и маркетинга;

— основы рыночной экономики, конъюнктуру рынка, особенности и специфику рынка соответствующего региона;

— основы предпринимательства и ведения бизнеса, правила и принципы продаж;

— основы налогообложения;

— ассортимент, классификацию, характеристику и назначение реализуемой продукции;

— условия хранения и транспортировки продукции;

— психологию, этику делового общения, правила установления деловых контактов и ведения телефонных переговоров;

— порядок разработки бизнес-планов, коммерческих соглашений, договоров;

— структуру коммерческой службы и отдела продаж организации;

— правила работы с компьютером и эксплуатации офисной техники.

1.8. Менеджер по продажам подчиняется непосредственно _________.

1.9. В период временного отсутствия менеджера по продажам, его должностные обязанности возлагаются на ______________.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.

В должностные обязанности менеджера по продажам входит:

2.1. Организация и ведение продаж:

— поиск потенциальных клиентов;

— работа с впервые обратившимися клиентами, с последующей передачей их ведущему менеджеру по продажам в зависимости от территориальной принадлежности клиента;

— ведение коммерческих переговоров с клиентами в интересах организации;

— оперативное реагирование на информацию, поступающую от клиентов, и доведение ее до сведения соответствующего ведущего менеджера по продажам и начальника отдела продаж;

— выяснение потребностей клиентов в продукции, реализуемой организацией, согласование заказа с клиентом в соответствии с его потребностями и наличием ассортимента на складе организации;

— мотивация клиентов в соответствии с утвержденными программами по стимулированию сбыта.

2.2. Планирование и аналитическая работа:

— составление ежемесячного плана продаж;

— анализ статистических данных продаж и отгрузок клиентов организации;

— предоставление отчетов ведущему менеджеру по продажам и начальнику отдела продаж по итогам работы.

2.3. Обеспечение продаж:

— прием и обработка заказов клиентов, оформление необходимых документов, связанных с отгрузкой продукции для клиентов организации, закрепленных за менеджером по продажам, а также для клиентов, закрепленных за соответствующими ведущими менеджерами по продажам при нахождении их вне офиса;

— информирование клиентов обо всех изменениях в ассортименте, увеличениях и снижениях цен, акциях по стимулированию спроса, времени прихода продукции на склад;

— окончательное согласование с клиентом условий, касающихся цен, дат отгрузки и способов доставки продукции;

— передача в отдел логистики заявок на доставку продукции клиентам;

— участие в разработке и реализации проектов, связанных с деятельностью отдела продаж;

— взаимодействие с другими подразделениями организации с целью выполнения возложенных задач;

— участие в рабочих совещаниях;

— ведение рабочей и отчетной документации;

— поддержание в актуальном состоянии данных о клиенте в информационной базе клиентов организации.

2.4. Контроль:

— отгрузок продукции клиентам;

— финансовой дисциплины клиента на основе документов, получаемых от отдела учета в торговле.

3. ПРАВА.

3.1. Менеджер по продажам имеет право:

— ставить вопрос перед руководством о повышении размера заработной платы, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда сотрудников организации;

— вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию своей работы, улучшению условий труда;

— запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и сотрудников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;

— требовать от руководителя отдела продаж оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и реализации прав;

— требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

4.1. Менеджер по продажам несет ответственность за:

— неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией;

— в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

— совершение в процессе своей деятельности правонарушений;

— в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

— причинение материального ущерба и ущерба деловой репутации организации — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.