Героем какого произведения является оболт оболдуев. Образ и характеристика оболта-оболдуева в поэме кому на руси жить хорошо некрасова сочинение. Помещики Некрасовской поэмы

Однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными. Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой. Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот ). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля - недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Одним из ярких героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» является помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Оболт-Оболдуев появляется внезапно. Это помещик, которого встречают на своем пути главные герои произведения. Образ персонажа не совсем однозначен, обратим на него более пристальное внимание.

Во-первых, сама фамилия героя – Оболт-Оболдуев говорит читателю о многом. Само слово «оболдуй» представляется нам как характеристика глупого, невежественного человека. Оболт-Оболдуев, задавая себе вопрос о том, чему он учился, показывает нам правильность своей фамилии. Стоит сказать, фамилия взята Некрасовым не из воздуха, автор взял ее из библиотеки Владимирской губернии.

Некрасов описывает нам Оболт-Оболдуева как кругленького румяного человека. Он не похож на злобного человека, он любит пошутить и посмеяться. Усмешку вызывает его гордость своим происхождением, по его мнению, его предком был некий татарин Оболдуев. С крестьянами Оболт-Оболдуев ведет себя по-отечески, ласково.

Герой с тягостью вспоминает былые времена, когда он сидел с крестьянами за одним праздничным столом, для них он был, что называется, свой в доску. Вел беседы с мужиками, вернувшимися с заработков, и с детским любопытством ожидал подарков: сладостей, вина и рыбы. Отдельное удивление в герое вызывает его некая поэтичность. Он умеет с настоящим мастерством добротного рассказчика ведает героям о славных старых временах, когда слово «помещик» звучало гордо, когда эти же помещики были единоличными хозяевами своей земли.

Оболт-Оболдуев восхищается красотами природы, русской земли. Во время рассказа этого персонажа, перед глазами зрителя проносятся безграничные пшеничные поля, шумные леса, реки, бездонные озера, богатые помещичьи избы, быт крестьян и, само собой, псовая охота, которая, по словам Оболта-Оболдуева, является исконно русской, даже рыцарской, потехой. Читатель понимает всю горечь персонажа. Оболт-Оболдуев понимает, что былых времен уже не вернуть, все, что в его жизни было хорошего, осталось далеко позади. Но не только об этом сожалеет наш герой, не только о своей некогда былой власти, он также горюет об ушедшей, некогда великой, настоящей Руси, чьим сыном он является.

Вариант 2

В поэме действие разворачивается вокруг семерых мужиков, случайно встретившихся на столбовой дороге. В ходе беседы разгораются прения на тему: «кому лучше всех живется после принятия реформы об отмене крепостного права в России».

Увлеченные спором работяги, прошли около тридцати километров, после трапезы они зареклись, во что бы то ни стало, доказать каждый свое и продолжили путь дабы встретить и самим увидеть каждого представителя господствующего класса, а именно: царя, министра государева, попа, помещика, вельможного барина повстречавшихся им на пути. Так как говорим об определенном герое поэмы, то упустим из виду остальных персонажей и приступим к повествованию самого Оболта-Оболдуева.

На пути им повстречался помещик из соседней деревни под именем Оболт. Завязалась беседа и на актуальный вопрос барин начал проникновенный и чувственный рассказ о своей былой жизни с крестьянами. Николай Алексеевич Некрасов вполне обоснованно назвал нашего героя Оболт –Оболдуев. Как вы уже сразу поняли, автор напрямую заявляет читателю о том, что «Обалдуй» - не воспитанный, упрямый, бестолковый.. Смысловая нагрузка слова наиболее точно передает истинное отношение крестьян к помещикам на Руси. Вызывает интерес и то, что Некрасов берет данную фамилию из достоверных источников - книги Владимирской губернии.

Исходя из этого, начинает воссоздаваться и сам образ Оболта – Оболдуева в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Боярин, на первый взгляд кажется весёлым и добродушным человеком. На это указывает его «румяненькое» лицо, «кругленькое» телосложение, «молодецкие ухватки» и что он любит посмеяться. Помещик наивно гордится своей родословной, что вызывает у собеседников не больше, чем усмешку. Сам Оболт – Оболдуев ничего не умеет делать своими руками без посторонней помощи, что подтверждает замысел автора при выборе фамилии. Он очень страдает по былым временам, ведь сейчас для него любимая охота с собаками представляется роскошью. В произведении он упоминал о детях и жене, о праздных гуляниях и о том, как он христосовался с крестьянами, воспринимая их как своих родных, дружелюбно разговаривал с мужиками после работы и невинно ожидал подарки от своих живых душ, сделанных ручным трудом. Оболдуев не обделен и даром поэзии проявляющейся в описании озер, луга, дремучего леса, быта, усадьбы и его излюбленной охотой с собаками. Как мы можем заметить, автор в какой-то степени представляет его и в трагическом образе.

В тоже время Николай Алексеевич Некрасов не забывает упомянуть и обратную сторону жизни помещиков в те времена. Все эти развлечения оплачивались крестьянским не посильным трудом. Исходя из этого, понимаем, почему семеро мужиков усмехаются на старательный рассказ Оболта. Давайте вспомним измученного Якима Нагого и «румяненький» помещик ежесекундно перестает вызывать жалость. Тут же появляется сатирический образ, собирательный.

Некрасов учит через этот образ, смеясь расставаться с пережитками прошлого, чему и служит сатирико–юмористическая окраска главы «Помещик».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева 6 класс

    Это история мальчика, оставшегося сиротой и живущего у своей бабушки. Его мама утонула, переправляясь через реку на лодке с другими сельчанами

  • Сочинение Семья Мармеладовых в Преступлении и наказании (роман Достоевского)

    Роман «Преступление и наказание» является одним из сложных произведений. В сложный для главного героя период, он встречает на своем пути девушку, чистой души человека, которую не затронули ни негативная атмосфера петербургских улиц

  • Есть миф, что Екатерина Вторая заказала большую карту России и прогуливалась по ней, размышляя о величине Российской Империи ее значение мире.

  • Примеры человечности из литературы

    В жизни каждого человека имеют место и равнодушие, и злоба, и доброта, и человечность. Но каждый делает самостоятельно выбор, от которого будет зависеть дальнейшая судьба.

  • Образ и характеристика Платонова в рассказе Яма Куприна сочинение

    Одним из ключевых персонажей произведения является Сергей Иванович Платонов, представленный писателем в образе завсегдатая дома терпимости, принадлежащего Анне Марковне Шайбес.

Некрасов изображает в поэме формы и методы социального и материального порабощения, на основе которых активизируется политическое сознание народа. Достигается это, в частности, Зарисовкой галереи типов дворянства. Писатель в основу характеристики этих типов кладет точку зрения мужика. Что увидели и как пытливые, дотошные мужики оценили дворянство, знакомясь с помещиками? Крестьяне встретили Оболт-Оболдуева. Уже имя помещика привлекает наше внимание своей заостренностью. Во премена Некрасова орловское слово оболдуй (обалдуй), как свидетельствует В. И. Даль, значило: «невежа, неотесанный, болван» 15. Но фамилию эту Некрасов не выдумал. Ею была «окрещена» в какие-то далекие времена семья помещиков. По свидетельству «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, это был «древний русский дворянский род... записанный в V часть родословной книги Владимирской губернии». Рукописные варианты поэмы показывают, что Некрасов стремится приблизиться к народным кличкам и усиливает иронический оттенок фамилии. Появляется двойная фамилия: сначала Брыково-Оболдуев, Долгово-Оболдуев и, наконец, Оболт-Оболдуев.

Работая над образом, Некрасов заботливо обрабатывал жизненный материал, характеризующий типологическую сущность дворянства. Далеко за примером идти не пришлось. Отец поэта Алексей Сергеевич был колоритной фигурой помещичьей России. Метод обращения с крепостными, страсть к псовой охоте, барскцй гонор и многое другое роднит Оболт-Оболдуева с отцом Некрасова.

В первом из помещиков, появившихся перед мужиками, Некрасов подчеркивает черты, характеризующие относительную устойчивость класса. Герою 60 лет. Он пышет здоровьем, у него «ухватки молодецкие», широкая натура (страстная любовь к земным радостям, к ее утехам). Он не лишен своеобразной поэтичности в восприятии русской природы, ее «красы и гордости». Вдохновенно говорит помещик о «рыцарском, воинственном, величественном виде» жизни, когда можно было веселиться, колобродить «свободно и легко». Он не плохой семьянин и по своим личным качествам человек не жестокий, не самодур. Его же отрицательные черты («кулак — моя полиция», «кого хочу — казню» и т. д.) художник изображает не как личные черты характера, а как классовые качества, и потому они становятся более страшным явлением. Кроме того, все хорошее, чем хвалится помещик, обесценивается, приобретает другое значение. Насмешливое, враждебное отношение, возникшее между мужиками и помещиком, — признак классовой розни. При встрече с мужиками помещик хватается за пистолетик. Оболт-Оболдуев ссылается на свое честное, дворянское слово, а мужики заявляют: «Нет, ты нам не дворянское, дворянское с побранною, с толчком да с зуботычиной, то непригодно нам!»
В первоначальной редакции Некрасов более откровенно говорил о вражде классов. Помещик, выслушав мнение мужиков о дворянском слове, сказал: «Ну, сволочь!» Затем поэт писал: «Грубить вы начинаете», а в окончательной редакции появилось ироническое и беспомощное: «Эге! Какие новости!»

Оболт-Оболдуев с насмешкой относится к освобождению крестьян, но уже свою полицию кулак в ход не пускает. В независимом тоне, с иронией продолжают говорить мужики. Два мира интересов, две точки зрения, два непримиримых лагеря находятся в состоянии неутихающей борьбы и «выверяют» свои силы. Дворянин еще упивается «родословным деревом». Он гордится отцом, выросшим в именитой татарской семье (семье богатой, близкой к дар ской фамилии), восхищается прошлым матери (происходящей также из знатной среды), но помещик уже не чувствует горькой иронии ни от того, о чем сам говорит, ни от той оценки, которую выражают его проницательные слушатели. Столкновением двух контрастных мнений, двух оценок Некрасов подчеркивает непроходимую пропасть. Выспреннему понятию «родословное дерево» противопоставлено будничное, юмористическое, мужицкое: «Видели древо всякое». Торжественному воспоминанию о старинных русских грамотах, в которых указывалось богатство отца и возможность тешить государыню борьбой медведей «в день царских именин», противопоставлено саркастическое, классовое: «С медведями немало их шатается прохвостов и теперь».

Восторгу дворянина, род матери которого прославлен в летописи тем, что «пытался поджечь Москву, казну пограбить», противостоит суровое, как приговор: «А ты, примерно, яблочко с того выходишь дерева? — Сказали мужики».
Писатель строит диалог мужиков с помещиком так, чтобы для читателя стали предельно ясными и народное отношение к дворянству, и новый этап развития самосознания крестьян. Мужики в результате разговора поняли главное: что значит «кость белая, кость черпая» и почему «им разный и почет». А поняв это, разговор помещика о том, что «карал — любя», «больше ласкою я привлекал сердца» и по праздникам к «домашней всенощной крестьяне допус-калися», воспринимается мужиками с издевкой. Пусть про себя, но они правильно думали: «Колом сбивал их что ли, ты молиться в барский дом?» Словам барина: «Любил меня мужик» — они противопоставили рассказы крепостных «про трудные их промыслы, про чужедалъйы стороны, про Петербург, про Астрахань, про Киев, про Казань», куда «благодетель» посылал крестьян на заработки, и откуда, признавался дворянин, «поверх барщины, холста, яиц и живности, всего, что на помещика сбиралось искони, гостинцы добровольные крестьяне нам несли!»

Рост политического самосознания крестьян сопровождается показом дворянства, осознающего свою историческую гибель. Художник создает картину, убеждающую, что подобное осознание явилось результатом не какого-то личного, тем более минутного настроения отдельного представителя дворянства, а настроением, выражающим типическое положение класса. Способ типизации и общественных условии, и настроения Оболт-Оболдуева является развитием приемов, употребленных Некрасовым еще при изображении представителя другой основы самодержавия — попа. Торжественный рассказ помещика о «хорошей» жизни с вотчиной обрывается неожиданно страшной, картиной. Напомним, что поповские «лясы» снимаются образом черной плачущей тучи. Помещик — представитель земных, материальных форм рабства — также не заканчивает своей речи о «благочинном» отношении к мужику. Его «лясы» обрывает уже другая сила: звуки «небесной музыки».

Подчеркнем, церковь смерть человека использовала всегда для воспитания у живущих бескорыстного отношения к материальным богатствам, к земным интересам. Некрасов, стремясь показать внутреннее единство светского, земного с «духовным», небесным, патетическую речь помещика обрывает не явлениями природы (туча, дождь, солнце), а явлениями церковной службы: «Чу! похоронный звон!.. По утреннему воздуху те звуки, грудь щемящие, неслись». В Кузьминском хоронили жертву пьяного разгула — мужика. Странники не осудили, а пожелали: «Покой крестьянину и царствие небесное». Оболт-Оболдуев похоронный звон принял иначе: «Звонят не по крестьянину! По жизни по помещичьей звонят». Могильные предчувствия румяного помещика, успевшего во время разговора с мужиками несколько раз выпить водочки, имеют историческую основу. Оболт-Оболдуев живет в трагическое для своего класса время. Нет у пего духовного, социального родства с кормильцем. Порвалась цепь великая, и «...мужик сидит — не двинется, не гордость благородную — желчь чувствуешь в груди. В лесу не рог охотничий звучит — топор разбойничий».

Некрасов в типе Оболта-Оболдуева раскрыл степень осознания представителями дворянского класса своей исторической гибели. При относительной еще устойчивости ясно наметился разрыв между экономическим, правовым существованием и общественным положением класса. Политическое сознание крестьянства, рост его организованности, сила сопротивления настолько не соответствовали юридической и практической форме отношений, что дворянство морально, психологически осознавало себя побежденным.

Подобное самосознание не было присуще всем представителям дворянства. Консервативная его часть предпринимала усилия для того, чтобы восстановить статус крепостного права. Тем самым консерваторы выражали свой особый страх, рожденный сознанием обреченности. Бесполезность, комичность подобных затей Некрасов рисует в главе «Последыш». Эта глава является логическим продолжением наказа дворянства, а также характеристики рос-га политического самосознания крестьянства, применяющего в своей борьбе определенные тактические приемы. Глава «Последыш» поэтому должна следовать за главой «Помещик», оставаясь главой второй части поэмы (как и отмечено Некрасовым в скобках).

Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Проблема поиска счастья — центральный мотив, которому подчинены все события в поэме. Вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси?» — самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Первоначально мужикам кажется, что для счастья достаточно быть сытым. Но по мере знакомст-ва с различными героями понятие счастья изменяется. Путешествие, в которое отправляются семь времен-нообязанных крестьян с целью найти ответ на главный вопрос, позволяет автору ввести самых разных героев, их биографии, рассказы, подробные описания. Среди многочисленных героев странникам встречается поме-щик Оболт-Оболдуев со своими воззрениями на счаст-ливую жизнь. Дворянское понимание счастья — это богатство, владение собственностью:

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Там рыба в речке плещется:

«Жирей-жирей до времени!»

Там заяц лугом крадется:

«Гуляй-гуляй до осени!»

Все веселило барина,

Любовно травка каждая

Шептала: «Я твоя!» Всеобщая покорность также услаждала сознание барина:

И знали мы почет.

Не только люди русские,

Сама природа русская

Покорствовала нам.

Пойдешь ли деревенькою —

Крестьяне в ноги валятся,

Пойдешь лесными дачами —

Столетними деревьями

Преклонятся леса!

Пойдешь ли пашней, нивою —

Вся нива спелым колосом

К ногам господским стелется,

Ласкает слух и взор!

Оболт-Оболдуев упивался своей властью над людь-ми, ему принадлежащими: Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот!.. И при таком отношении со своей стороны Оболт-Облдуев искренне верит, что принадлежащие ему крестьяне хорошо относились к нему: Зато, скажу не хвастая, Любил меня мужик! Помещик искренне тоскует по тем временам, когда он обладал безграничной властью над крестьянами. За-слышав колокольный звон, он с горечью произносит: Звонят не по крестьянину! По жизни по помещичьей Звонят!.. Ой жизнь широкая! Прости-прощай навек! Прощай и Русь помещичья! Теперь не та уж Русь!.. Для него и его семьи многое изменилось после от-мены крепостного права:

Деревней ехать совестно, Мужик сидит — не двинется, Не гордость благородную — Желчь чувствуешь в груди. В лесу не рог охотничий Звучит — топор разбойничий, Шалят!., а что поделаешь? Кем лес убережешь!.. Поля — недоработаны, Посевы — недосеяны, Порядку нет следа! Конечно, чувства Гаврилы Афанасьевича можно понять, когда он сожалеет о разоренной усадьбе:

Боже мой!

Разобран по кирпичику

Красивый дом помещичий,

Обширный сад помещичий,

Столетьями взлелеянный,

Под топором крестьянина

Весь лег, — мужик любуется,

Как много вышло дров!

Черства душа крестьянина,

Подумает ли он,

Что дуб, сейчас им сваленный,

Мой дед рукою собственной

Когда-то насадил!

Что вон под той рябиною

Резвились наши детушки,

И Ганичка и Верочка

Аукались со мной?

Что тут, под этой липою,

Жена моя призналась мне,

Что тяжела она

Гаврюшей, нашим первенцем,

И спрятала на грудь мою

Как вишня покрасневшее

Прелестное лицо!..

Оболт-Оболдуев гордится своим дворянским проис-хождением, мысль о труде оскорбительна для него:

Трудись! Кому вы вздумали

Я не крестьянин-лапотник,

Я божиею милостью

Российский дворянин!

Россия — не неметчина,

Нам чувства деликатные,

Нам гордость внушена!

Сословья благородные

У нас труду не учатся.

Скажу я вам, не хвастая,

Живу почти безвыездно

В деревне сорок лет,

А от ржаного колоса

Не отличу ячменного,

А мне поют: «Трудись!» Помещик даже находит оправдание своему безде-лью и праздной жизни всего дворянства:

А если и действительно

Свой долг мы ложно поняли

И наше назначение

Не в том, чтоб имя древнее,

Достоинство дворянское

Поддерживать охотою,

Пирами, всякой роскошью

И жить чужим трудом,

Так надо было ранее

Сказать... Нужно отдать должное Оболту-Оболдуеву — он признает свою никчемность:

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую,

Сорил казну народную

И думал век так жить... Гаврила Афанасьевич очень гордится своим знат-ным происхождением, а ведь получена царская ми-лость была его предками не за какие-то заслуги перед государством, а случайно:

Мой предок Оболдуй

Впервые поминается

В старинных русских грамотах

Два века с половиною

Назад тому. Гласит

Та грамота: «Татарину

Оболту Оболдуеву

Дано суконце доброе,

Ценою в два рубля:

Волками и лисицами

Он тешил государыню,

В день царских именин,

Спускал медведя дикого

С своим, и Оболдуева

Медведь тот ободрал... Эта встреча семи странников с Оболтом-Оболдуе-вым, их реплики по ходу его рассказа свидетельству-ют о том, что мужикам чужды идеалы господ. Их раз-говор — столкновение непримиримых точек зрения. Фразы странников, начиная с наивно-простодушной («Леса нам не заказаны — видали древо всякое!) и за-канчивая социально-острыми («Кость белая, кость черная, И поглядеть, так разные, — им разный и по-чет! А про себя подумали: «Колом сбивал их, что ли ты молиться в барский дом?..», «Да, было вам, помещи-кам, житье куда завидное, не надо умирать!»»), от-крывают читателю ту пропасть, которая существует между ними и господами.

Гаврила Афанасьевич, сохранивший в душе чело-веческое отношение к своим крепостным, понимает, что зависит от крестьян и именно им обязан своим благополучием. Он тоскует по прежним временам, но смиряется с отменой крепостного края. А вот князь Утятин никак не хочет верить, что утратил власть над своими крепостными. Образ этого помещика менее симпатичен:

Худой! Как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна.

Нос клювом,

Как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош. Привыкший к власти, он очень болезненно воспри-нял весть о царском Манифесте. Крестьяне-вахлаки так рассказывают об этом:

Помещик наш особенный,

Богатство непомерное,

Чин важный, род вельможеский,

Весь век чудил, дурил,

Да вдруг гроза и грянула...

Не верит: врут разбойники!

Посредника, исправника

Прогнал! дурит по-старому,

Стал крепко подозрителен,

Не поклонись — дерет!

Сам губернатор к барину

Приехал: долго спорили,

В застольной дворня слышала;

Озлился так, что к вечеру

Хватил его удар!

Всю половину левую

Отбило: словно мертвая,

И, как земля, черна...

Пропал ни за копеечку!

Известно, не корысть,

А спесь его подрезала,

Соринку он терял. Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями. Но автор дальнейшим повествовани-ем показывает покорность и невежество мужиков. В решении «помалчивать до смерти старика» о догово-ренности с наследниками, согласие поддержать слух о том, «что мужиков помещикам велели воротить» — много от прежней приниженности и покорности. На-род — богатырь и труженик — обрекает себя на добро-вольное рабство. Этим Н. А. Некрасов показывает, что крестьяне не утратили веру в возможность догово-риться с помещиками, в возможность извлечь выгоду для себя, сохранив прежнюю систему взаимоотноше-ний. Ярким примером этого является «юродство» Клима перед барином:

Кого же нам и слушаться?

Кого любить? Надеяться

Крестьянству на кого?

Бедами упиваемся,

Слезами умываемся,

Куда нам бунтовать?

Все ваше, все господское —

Домишки наши ветхие,

И животишки хворые,

И сами — ваши мы!

Зерно, что в землю брошено,

И овощь огородная,

И волос на нечесаной

Мужицкой голове —

Все ваше, все господское!

В могилках наши прадеды,

На печках деды старые

И в зыбках дети малые —

Все ваше, все господское!

И вновь сказал: «Отцы!

Живем за вашей милостью,

Как у Христа за пазухой:

Попробуй-ка без барина

Крестьянин так пожить!

Куда нам без господ?

Отцы! руководители!

Не будь у нас помещиков,

Не наготовим хлебушка,

Не запасем травы!

Хранители! Радетели!

И мир давно бы рушился

Без разума господского,

Без нашей простоты! Вам на роду написано Блюсти крестьянство глупое, А нам работать, слушать, Молиться за господ!» Неудивительно, что старик после таких слов готов часами говорить о своих правах: И точно: час без малого Последыш говорил! Язык его не слушался: Старик слюною брызгался, Шипел! И так расстроился, Что правый глаз задергало, А левый вдруг расширился И — круглый, как у филина, — Вертелся колесом. Права свои дворянские, Веками освященные, Заслуги, имя древнее Помещик поминал, Царевым гневом, божиим Грозил крестьянам, ежели Взбунтуются они, И накрепко приказывал, Чтоб пустяков не думала, Не баловалась вотчина, А слушалась господ! Поверив в обман, разбитый параличом князь про-должает самодурство:

Через деревню катится Рессорная колясочка:

Вставай! картуз долой!

Бог весть с чего накинется,

Бранит, корит; с угрозою

Подступит — ты молчи!

Увидит в поле пахаря

И за его же полосу

Облает: и лентяи-то,

И лежебоки мы!

А полоса сработана,

Как никогда на барина

Не работал мужик...

Нашел, что сено мокрое,

Вспылил: «Добро господское

Гноить? Я вас, мошенников,

Самих сгною на барщине!

Пересушить сейчас!..»

...(Попробовали странники:

Сухохонько сенцо!) Приказы Последыша бессмысленны и нелепы. На-пример, чтобы поправить материальное положение вдовы Терентьевны, которая «побирается христовым подаянием», барин приказал «на той вдове Терентье-вой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плод и лися и правили тягло».

А той вдове — под семьдесят,

А жениху — шесть лет!

Другой приказ: «Коровушки

Вчера гнались до солнышка

Близ барского двора

И так мычали, глупые,

Что разбудили барина, —

Так пастухам приказано

Впредь унимать коров!»

Еще приказ: «У сторожа,

У ундера Софронова,

Собака непочтительна:

Залаяла на барина,

Так ундера прогнать,

А сторожем к помещичьей

Усадьбе назначается

Еремка!..» Покатилися

Опять крестьяне со смеху:

Еремка тот с рождения

Глухонемой дурак! Мужики с юмором относятся к выходкам Последы-ша («Ну, хохот, разумеется!..», «Опять смеется вот-чина».), но последствия разыгранной комедии пе-чальны. Шутка обернулась бедой — погиб Aran Пет-ров, единственный человек, осмелившийся вступит в открытый конфликт с выжившим из ума стариком. Он не желает терпеть моральное унижение и бросает в глаза Утятину:

Цыц! Ничикни!

Крестьянских душ владение

Покончено. Последыш ты!

Мужики так объясняют причину смерти Агапа:

Не будь такой оказии,

Не умер бы Aran!

Мужик сырой, особенный,

Головка непоклончива,

А тут: иди, ложись!

И извлекают для себя урок:

Хвали траву в стогу,

А барина — в гробу! В трех главах поэмы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках» и «Кре-стьянский грех» тоже возникают образы помещиков. И лишь в последней из них барин совершает добрый поступок — перед смертью дарует волю своим кресть-янам. А в первых двух вновь звучит тема жестокого издевательства над крестьянами. Поливанов всю жизнь, с малолетства, издевается над верным холо-пом Яковом:

В зубы холопа примерного,

Якова верного,

Походя дул каблуком. Пан Глуховский тоже не отличается добродетель-ностью, да еще и хвастается своими злодеяниями:

Пан усмехнулся: «Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, Пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!» В поэме звучит тема взаимоотношений угнетенного и угнетателя. Автор показывает, что существующий конфликт между помещиком и крестьянином нельзя решить мирным путем и ставит вопрос о путях выхода крестьянства к свободе и счастью.

Характеристика Оболт-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

дворянства. Писатель в основу характеристики этих типов кладет точку зрения мужика. Что увидели и как пытливые, дотошные мужики оценили дворянство, знакомясь с помещиками? Крестьяне встретили Оболт-Оболдуева. Уже имя помещика привлекает наше внимание своей заостренностью. Во премена Некрасова орловское слово оболдуй (обалдуй), как свидетельствует В. И. Даль, значило: «невежа, неотесанный, болван» 15. Но фамилию эту Некрасов не выдумал. Ею была «окрещена» в какие-то далекие времена семья помещиков. По свидетельству «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, это был «древний русский дворянский род... записанный в V часть родословной книги Владимирской губернии». Рукописные варианты поэмы показывают, что Некрасов стремится приблизиться к народным кличкам и усиливает иронический оттенок фамилии. Появляется двойная фамилия: сначала Брыково-Оболдуев, Долгово-Оболдуев и, наконец, Оболт-Оболдуев.

Работая над образом, Некрасов заботливо обрабатывал жизненный материал, характеризующий типологическую сущность дворянства. Далеко за примером идти не пришлось. Отец поэта Алексей Сергеевич был колоритной фигурой помещичьей России. Метод обращения с крепостными, страсть к псовой охоте, барскцй гонор и многое другое роднит Оболт-Оболдуева с отцом Некрасова.

В первом из помещиков, появившихся перед мужиками, Некрасов подчеркивает черты, характеризующие относительную устойчивость класса. Герою 60 лет. Он пышет здоровьем, у него «ухватки молодецкие», широкая натура (страстная любовь к земным радостям, к ее утехам). Он не лишен своеобразной поэтичности в восприятии русской природы, ее «красы и гордости». Вдохновенно говорит помещик о «рыцарском, воинственном, величественном виде» жизни, когда можно было веселиться, колобродить «свободно и легко». Он не плохой семьянин и по своим личным качествам человек не жестокий, не самодур. Его же отрицательные черты («кулак - моя полиция», «кого хочу - казню» и т. д.) художник изображает не как личные черты характера, а как классовые качества, и потому они становятся более страшным явлением. Кроме того, все хорошее, чем хвалится помещик, обесценивается, приобретает другое значение. Насмешливое, враждебное отношение, возникшее между мужиками и помещиком, - признак классовой розни. При встрече с мужиками помещик хватается за пистолетик. Оболт-Оболдуев ссылается на свое честное, дворянское слово, а мужики заявляют: «Нет, ты нам не дворянское, дворянское с побранною, с толчком да с зуботычиной, то непригодно нам!»

«Ну, сволочь!» Затем поэт писал: «Грубить вы начинаете», а в окончательной редакции появилось ироническое и беспомощное: «Эге! Какие новости!»

два непримиримых лагеря находятся в состоянии неутихающей борьбы и «выверяют» свои силы. Дворянин еще упивается «родословным деревом». Он гордится отцом, выросшим в именитой татарской семье (семье богатой, близкой к дар ской фамилии), восхищается прошлым матери (происходящей также из знатной среды), но помещик уже не чувствует горькой иронии ни от того, о чем сам говорит, ни от той оценки, которую выражают его проницательные слушатели. Столкновением двух контрастных мнений, двух оценок Некрасов подчеркивает непроходимую пропасть. Выспреннему понятию «родословное дерево» противопоставлено будничное, юмористическое, мужицкое: «Видели древо всякое». Торжественному воспоминанию о старинных русских грамотах, в которых указывалось богатство отца и возможность тешить государыню борьбой медведей «в день царских именин», противопоставлено саркастическое, классовое: «С медведями немало их шатается прохвостов и теперь».

Восторгу дворянина, род матери которого прославлен в летописи тем, что «пытался поджечь Москву, казну пограбить», противостоит суровое, как приговор: «А ты, примерно, яблочко с того выходишь дерева? - Сказали мужики».

Писатель строит диалог мужиков с помещиком так, чтобы для читателя стали предельно ясными и народное отношение к дворянству, и новый этап развития самосознания крестьян. Мужики в результате разговора поняли главное: что значит «кость белая, кость черпая» и почему «им разный и почет». А поняв это, разговор помещика о том, что «карал - любя», «больше ласкою я привлекал сердца» и по праздникам к «домашней всенощной крестьяне допус-калися», воспринимается мужиками с издевкой. Пусть про себя, но они правильно думали: «Колом сбивал их что ли, ты молиться в барский дом?» Словам барина: «Любил меня мужик» - они противопоставили рассказы крепостных «про трудные их промыслы, про чужедалъйы стороны, про Петербург, про Астрахань, про Киев, про Казань», куда «благодетель» посылал крестьян на заработки, и откуда, признавался дворянин, «поверх барщины, холста, яиц и живности, всего, что на помещика сбиралось искони, гостинцы добровольные крестьяне нам несли!»

Рост политического самосознания крестьян сопровождается показом дворянства, осознающего свою историческую гибель. Художник создает картину, убеждающую, что подобное осознание явилось результатом не какого-то личного, тем более минутного настроения отдельного представителя дворянства, а настроением, выражающим типическое положение класса. Способ типизации и общественных условии, и настроения Оболт-Оболдуева является развитием приемов, употребленных Некрасовым еще при изображении представителя другой основы самодержавия - попа. Торжественный рассказ помещика о «хорошей» жизни с вотчиной обрывается неожиданно страшной, картиной. Напомним, что поповские «лясы» снимаются образом черной плачущей тучи. Помещик - представитель земных, материальных форм рабства - также не заканчивает своей речи о «благочинном» отношении к мужику. Его «лясы» обрывает уже другая сила: звуки «небесной музыки».

земного с «духовным», небесным, патетическую речь помещика обрывает не явлениями природы (туча, дождь, солнце), а явлениями церковной службы: «Чу! похоронный звон!.. По утреннему воздуху те звуки, грудь щемящие, неслись». В Кузьминском хоронили жертву пьяного разгула - мужика. Странники не осудили, а пожелали: «Покой крестьянину и царствие небесное». Оболт-Оболдуев похоронный звон принял иначе: «Звонят не по крестьянину! По жизни по помещичьей звонят». Могильные предчувствия румяного помещика, успевшего во время разговора с мужиками несколько раз выпить водочки, имеют историческую основу. Оболт-Оболдуев живет в трагическое для своего класса время. Нет у пего духовного, социального родства с кормильцем. Порвалась цепь великая, и «... мужик сидит - не двинется, не гордость благородную - желчь чувствуешь в груди. В лесу не рог охотничий звучит - топор разбойничий».

Некрасов в типе Оболта-Оболдуева раскрыл степень осознания представителями дворянского класса своей исторической гибели. При относительной еще устойчивости ясно наметился разрыв между экономическим, правовым существованием и общественным положением класса. Политическое сознание крестьянства, рост его организованности, сила сопротивления настолько не соответствовали юридической и практической форме отношений, что дворянство морально, психологически осознавало себя побежденным.

свой особый страх, рожденный сознанием обреченности. Бесполезность, комичность подобных затей Некрасов рисует в главе «Последыш». Эта глава является логическим продолжением наказа дворянства, а также характеристики рос-га политического самосознания крестьянства, применяющего в своей борьбе определенные тактические приемы. Глава «Последыш» поэтому должна следовать за главой «Помещик», оставаясь главой второй части поэмы (как и отмечено Некрасовым в скобках).