Каким ребенком в семье был моцарт. Моцарт краткая биография. Юный академик Вольфганг Моцарт

П. И. Чайковский в одном из своих дневников признался, что никто не сумел заставить его так трепетать от восторга и плакать, настолько почувствовать свою близость к идеалу, как это удалось Моцарту. Только благодаря его произведениям он понял,

Вольфганг Моцарт. Биография: детство

Великий композитор никак не обязан своим дарованием матери, Марии-Анне. А вот Леопольд Моцарт - отец - был педагогом, скрипачом и органистом. Из семи детей в этой семье выжили только старшая сестра Вольфганга и он сам. Сначала отец занимался игрой на клавире с дочерью, проявившей музыкальный талант. Мальчик всегда сидел рядом и развлекался тем, что подбирал мелодии. Отец заметил это. И в игровой форме стал заниматься и с сыном. В пять лет мальчик уже свободно сочинял пьески, а в шесть исполнял очень сложные произведения. Леопольд был не против музыки, но он хотел, чтобы жизнь сына была более обеспеченной и интересной, чем его. Он решил отправиться с детьми в турне с выступлениями.

Биография Моцарта кратко: концертное путешествие

Сначала они посетили Вену, Мюнхен, затем другие европейские города. После триумфальных выступлений в Лондоне в течение года они получили приглашение в Голландию. Публику поражала виртуозность игры мальчика на клавесине, органе и скрипке. Концерты длились от четырех до пяти часов и, конечно же, были очень утомительными, тем более что отец продолжал образование сына. В 1766 году прославленная семья вернулась в Зальцбург, но отдых был коротким. Музыканты стали завидовать мальчику и относиться к 12-летнему гению как к настоящему сопернику. Отец решил, что только в Италии талант его сына смогут оценить по достоинству. На этот раз они отправились вдвоем.

Биография Моцарта кратко: пребывание в Италии

Концерты уже 14-летнего Вольфганга в крупных городах страны проходили с потрясающим успехом. В Милане он получил заказ на оперу «Митридат, царь Понтийский», который выполнил блестяще. Впервые Болонская академия избрала столь юного композитора своим членом. Все оперы, симфонии и другие произведения Вольфганга, написанные за время пребывания в этой стране, свидетельствуют о том, насколько глубоко он проникся особенностями итальянской музыки. Отец был уверен, что теперь-то уж судьба его сына будет устроена. Но при всем успехе найти работу в Италии не получалось. Местная знать настороженно относилась к самобытности его таланта.

Биография Моцарта кратко: возвращение в Зальцбург

Родной город встретил путешественников довольно неприветливо. Старый граф умер, а его сын оказался жестоким, властным человеком. Он унижал и притеснял Моцарта. Без его ведома Вольфганг не мог участвовать в концертах, обязан был писать только церковную музыку и мелкие произведения для развлечения. Когда юноше было уже 22 года, он с трудом получил отпуск. И с матерью отправился в Париж, надеясь, что там вспомнят его талант. Но и эта попытка не дала результата. К тому же во французской столице, не выдержав лишений, умерла мать композитора. Моцарт вернулся в Зальцбург и провел там еще два мучительных года. И это в то время, когда в Мюнхене с триумфом шла его новая опера «Идоменей, царь Крита». Успех ее укрепил Вольфганга в решении не возвращаться к зависимому положению. Архиепископ не подписал его заявление об увольнении, но, несмотря на это, композитор уехал в Вену. В этом городе он и прожил до последних своих дней.

Биография Моцарта кратко: жизнь в Вене

Вскоре после переезда Вольфганг женился на Констанце Вебер. Для этого ему пришлось в августе 1782 года увезти девушку из дома, так как ни его отец, ни ее мать согласия на брак не давали. Сначала жизнь в Вене складывалась тяжело. Но успех «Похищения из сераля» снова открыл композитору двери салонов и дворцов городской знати. В это время он успел познакомиться со многими известными музыкантами, завести связи. Далее последовали оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», имевшие переменный успех. Одновременно с «Волшебной флейтой» Вольфганг сочинял по заказу одного графа и «Реквием». Однако дописать последний композитор не успел. Это сделал, используя черновики, Зюсмайер - ученик Моцарта.

Амадей Моцарт. Биография: последние годы

Умер Вольфганг по неизвестной до наших дней причине в декабре 1791 года. Многие музыканты до сих пор поддерживают легенду о том, что композитора отравил Сальери. Но не осталось никаких документов, хотя бы косвенно подтверждающих эту версию. Его осиротевшая семья настолько обеднела, что не имела денег на приличные похороны. Моцарт был погребен в общей могиле. Где именно он захоронен, так и не установлено.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - великий австрийский композитор, дирижер. Представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных произведений.

Ранние годы

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

Музыкальный талант Моцарта обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат - царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

Расцвет творчества

С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит отметить, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

Пик славы

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» - эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора — Зюсмайер.

Смерть

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Интересные факты

  • Из семерых детей в семье Моцартов выжили только двое: Вольфганг и его сестра Мария Анна.
  • Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет - свою первую симфонию, а в 12 лет - первую оперу.
  • Моцарт присоединился к масонству в 1784 году, писал музыку для их ритуалов. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд.
  • По совету друга Моцарта, барона ван Свитена, композитору не устраивали дорогих похорон. Вольфганга Амадея Моцарта похоронили по третьему разряду, как бедняка: его гроб зарыли в общей могиле.
  • Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить.

И, еще немного из жизни Моцарта...

Обыкновенный вундеркинд

Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул:

— Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!

— Какие глупости, папа! — возразил Моцарт,- его может сыграть даже ребенок. Например я.Трудное детство

Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал великосветскую публику: играл на клавире с закрытыми глазами — отец закрывал ему лицо платком. Тем же платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.

На одном из концертов на эстраду вдруг вышла кошка... Моцарт бросил играть и со всех ног помчался к ней. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным, и на сердитый окрик отца отвечал:

— Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет...

Снизошел...

После выступления маленького Моцарта в императорском дворце, юная эрцгерцогиня Мария-Антуанетта решила показать ему свое роскошное жилище. В одном из залов мальчик поскользнулся на паркете и упал. Эрцгерцогиня помогла ему подняться.

— Вы так добры ко мне... — сказал юный музыкант. — Пожалуй, я на вас женюсь.

Мария-Антуанетта рассказала об этом своей матери.

Императрица с улыбкой спросила маленького «жениха», почему он сделал такой выбор?

— Из благодарности, — ответил Моцарт.

Поговорили...

Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.

— Ты так замечательно играешь! — сказал он юному музыканту. — Мне никогда так не научиться...

— Да что ты! -удивился маленький Вольфганг. — Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову...

— Не знаю... Мне в голову приходят только стихи...

— Вот это да! — восхитился малыш. — Наверно, писать стихи очень трудно?

— Да нет, совсем легко. Ты попробуй... Собеседником Моцарта был юный Гёте.

Простодушный

Как-то раз некий высокопоставленный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, который к тому времени уже приобрел мировую славу.

Но как обратиться к мальчику? Сказать Моцарту «ты» — неудобно, слишком велика его слава, а сказать «вы» — слишком много чести, для мальчика...

После долгих размышлений этот господин наконец нашел удобную, как ему показалось, форму обращения к юной знаменитости.

— Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех? — спросил сановник.

— Я-то там бывал, сударь. Но вот вас я признаться, нигде, кроме Зальцбурга, не встречал! — ответил ему простодушный Вольфганг.

Желание академика

В семь лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в двенадцать лет — первую оперу «Бастьен и Бастьена». В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет...

Когда отец поздравлял его, он сказал:

— Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?

Рыцарь золотой шпоры

В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель — преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского...

Узнав о «похищении», Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры...

Чем взять аккорд?...

Как-то раз Моцарт решил подшутить над Сальери.

— Я написал такую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме... меня! — сообщил он приятелю.

Посмотрев ноты, Сальери воскликнул:

— Увы, Моцарт, ты тоже не сумеешь сыграть это. Ведь тут обе руки должны исполнять труднейшие пассажи, причем на противоположных концах клавиатуры! И именно в этот момент необходимо взять несколько нот посередине клавиатуры! Даже если играть еще ногой, все равно исполнить написанное не удастся — слишком быстрый темп...

Моцарт, весьма довольный, рассмеялся, сел за клавир и... исполнил пьесу в точности так, как она была написана. А сложный аккорд посередине клавиатуры он взял... носом!

Уточнение

Однажды, составляя бумагу со сведениями о своих доходах, Моцарт указал, что как придворный композитор императора Иосифа он получает восемьсот гульденов жалованья, и сделал следующую приписку: «Это слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы делать»...

Видите ли, в чем дело...

Как-то раз к Моцарту обратился молодой человек, желавший стать композитором.

— Как написать симфонию? — спросил он.

— Но вы еще очень молоды для симфонии, ответил Моцарт, — почему бы не начать с чего-нибудь попроще, например с баллады?

— Но сами-то вы сочинили симфонию, когда вам было девять лет...

— Да, — согласился Моцарт. — Но я ни у кого не спрашивал, как это сделать...

Ответная любезность

Один близкий приятель Моцарта был большим шутником. Решив разыграть Моцарта, он послал ему огромный сверток, в котором не было ничего, кроме оберточной бумаги и маленькой записки: «Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!»

Через несколько дней шутник получил огромный тяжелый ящик. Открыв его, он обнаружил большой камень, на котором было написано: «Дорогой друг! Когда я получил твою записку, этот камень свалился у меня с сердца!»

Милостыня по-моцартовски

Однажды на одной из улиц Вены к композитору обратился один бедняк. Но денег при себе у композитора не оказалось, и Моцарт пригласил несчастного зайти в кафе. Сев за столик, он вынул из кармана бумагу и за несколько минут написал менуэт. Моцарт отдал это сочинение нищему, и посоветовал зайти к одному издателю. Тот взял бумагу и отправился по указанному адресу, не очень-то веря в успех. Издатель взглянул на менуэт и... дал нищему пять золотых монет, сказав, что можно приносить подобные сочинения еще.

Совершенно с вами согласен!

Один из завистников Гайдна как-то в разговоре с Моцартом с пренебрежением сказал о музыке Гайдна:

— Я бы так никогда не написал.

— Я тоже, — живо отозвался Моцарт, — и знаете почему? Потому что ни вам, ни мне никогда не пришли бы в голову эти прелестные мелодии...

Некий музыкант готов поехать в Россию...

Однажды русский посол в Вене Андрей Разумовский написал Потемкину, что нашел некоего бедствующего музыканта и исполнителя по имени Вольфганг Амадей Моцарт, который готов пуститься в дальнее путешествие в Россию, так как ему нечем кормить свою семью. Но, видно, Потемкину в ту пору было не до того, и письмо Разумовского осталось без ответа, а Моцарт без заработка...

У меня есть Констанция...

Зарабатывая вполне приличные гонорары, Моцарт, тем не менее, вечно вынужден был занимать деньги. Получив за выступление на концерте тысячу гульденов (сумму баснословную!), он уже через две недели сидел без денег. Аристократический приятель Вольфганга, у которого тот попытался занять, с удивлением заметил:

— У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей... Куда же ты деваешь деньги, мой дорогой?

— Но у меня есть жена Констанция! — весело напомнил Моцарт. — Она — мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей...

Замечательный бантик

Как-то ясным летним вечером Моцарт и его жена Констанция вышли на прогулку. На главной улице Вены у известного модного магазина им повстречалась щегольская коляска, из которой выпорхнула восхитительно одетая девушка.

— Какая нарядная! — воскликнула Констанция, — мне больше всего на свете нравится ее пояс, а особенно красный бантик, которым он застегнут.

— Я рад, — жизнерадостно отозвался гениальный муж,- что тебе нравится именно бантик. Потому что только на него у нас и хватит денег...

«Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе!» - так сказал о Моцарте русский композитор А. Рубинштейн

Моцарт - маленькая ночная серенада.mp3

Symphony 1 in E flat, KV 16_ Andante

Simfonija №40. Allegro molto.mp3

Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, - 5.12.1791, Вена) - австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы - от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки. Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта, как ни одного другого гения, утопает в мифах и легендах. Многие возникли вскоре после его смерти, некоторые родились позже, но все удивительно живучи до сих пор. Сквозь века нам уже не рассмотреть правду, что дает почву для многосчисленных трактовок мифов и их разоблачений.

Моцарта звали Вольфганг Амадей. При крещении Моцарту дали имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Греческое "Теофил" по-немецки означает "Готтлиб", а по-латыни - "Амадей" (то есть "любящий Бога"). Из всех трех вариантов лучше всего на слух воспринимается Амадей. Это имя Моцарт себе и выбрал.

Моцарт был уникумом, чудом; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много с самого раннего детства. Гениальность Моцарта проявилась лет с трех. Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть - виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы. За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии. Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами... Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу. Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта - в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства. Во время своих путешествий Моцарт брал уроки, знакомился с огромным числом композиторов и музыкантов того времени, осваивал разные музыкальные стили и языки. Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио. Всего перу Моцарта принадлежат более 600 произведений практически всех главных музыкальных жанров - симфонии, камерные ансамбли, концерты, песни, арии, мессы, кантаты.

Моцарт жил в нищете; современники не ценили его таланта. Моцарт считается классическим примером того, как выдающиеся артисты эксплуатируются правящим классом, получая мизерное вознаграждение. На самом деле, Моцарт получал очень приличные гонорары. За один час преподавания на фортепьяно он выставлял счет в 2 гульдена (для сравнения - его служанка получала 12 гульденов в год). В 1782-м опера Моцарта "Похищение из сераля" имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов. И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше). По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги. Как-то, заработав за выступление баснословную сумму, Моцарт потратил ее за две недели. Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: "У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей... Куда же ты деваешь деньги?" И Моцарт ответил: "Но у меня есть жена Констанца! Она - мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей..." Детей в семье родилось шестеро, но четверо из них умерли во младенчестве. Род Моцартов прервался на сыновьях Карле Томасе и Франце Ксавере, которые так и не обзавелись потомством. Брак Моцарта, в который он вступил без разрешения отца, оказался счастливым. Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Есть легенда, что однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: Моцарты пытались согреться, не имея денег на дрова... Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество "вышло из моды", композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату.

Моцарт и Сальери. О том, что Моцарт был отравлен, начали говорить вскоре после его смерти: тема ядов и отравлений в то время была чрезвычайно популярна. И несмотря на то, что в ранних биографиях Моцарта эту версию отрицали все, включая жену Констанцу, слухи не умолкали. Около 30 лет со дня смерти Моцарта прошло, когда в этом мифе появился Антонио Сальери, в то время уже тяжело больной человек. По свидетельствам тех, кто был с ним рядом в те годы, Сальери никогда не делал признания о том, что умертвил Моцарта, как утверждали газеты. Возможно, Пушкин именно в газетах прочитал об этих слухах и увековечил их в своей истории о "гении и злодействе". Позже эта тема прозвучала в пьесе Питера Шеффера "Амадей", по которой был снят фильм Милоша Формана. Однако нет никаких исторических свидетельств о вражде двух композиторов. Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была гораздо выше. Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Кстати, среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист...

Моцарт писал реквием на свою смерть. Осенним вечером серый незнакомец постучался в дверь Моцарта… Он заказал реквием по заданию своего хозяина, графа Вальзегг-Штуппаха, недавно похоронившего жену. Предчувствуя свою скорую смерть, одержимый черными мыслями, Моцарт начал сочинять реквием - для себя. Так повествует легенда. Однако, если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа. И его смерть стала шоком для семьи и друзей. (Вот Сальери как раз писал реквием на свою смерть в 1804-м. Но умер гораздо позже, в 1825-м.) Спорны и причины смерти Моцарта. Болезнь его протекала очень быстро, и 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей скончался в ужасных страданиях от "сильной лихорадки". Что вызвало лихорадку, не ясно, и это неудивительно для того уровня развития медицины. Гения лечили лучшие венские врачи принятыми в то время методами. (В результате прописанных ему кровопусканий, по подсчетам, Моцарт потерял около двух литров крови.) Вполне вероятно, что в тот год в Вене была эпидемия воспалительных инфекционных заболеваний, нечто вроде гриппа. Хотя теорий о болезни, убившей гения, десятки: от трихинеллеза до отравления.

Похоронен в забвении. Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков... На кладбище его провожал один-единственный человек... Вдова отказалась прийти на похороны... Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение... Все это не совсем так. В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города (до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора). Сама процедура похорон была предельно упрощена. 85% городских погребений совершались в общих могилах, на которых не позволялось устанавливать никаких памятных знаков (экономили место). Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова. Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей. Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики. А "скупой" ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы.

Принесен в жертву масонами. Моцарт, как и многие его современники, увлекся идеями масонства и был членом масонской ложи (вместе с другом Гайдном). Его последняя опера, "Волшебная флейта", содержит масонские темы и аллегории. Но... Дальше домыслы: руководителям ордена якобы показалось, что опера слишком карикатурна, к тому же им стало известно, что Моцарт собирался создать свое тайное общество. Вот и пал гений жертвой антихристианского масонского заговора: масоны отравили его ртутью, намеренно скрыли следы могилы и похитили из нее череп для своих обрядов. Этот миф культивировали нацисты; о нем вспомнили и позже. По теории 60-х годов XX века, смерть Моцарта стала жертвоприношением при освящении нового масонского храма.

Эффект Моцарта. Этот термин относится к набору противоречивых научных выводов о том, что классическая музыка кратковременно (минут на 15-20) повышает некоторые умственные способности человека (например, пространственное мышление). И о том, что слушать Моцарта в колыбели полезно для младенческого ума. Пассивное прослушивание произведений Моцарта, или классической музыки вообще, не приводит ни к краткосрочному, ни к постоянному повышению интеллектуальных способностей. К таким выводам пришли немецкие ученые в ходе исследования, проведенного по заказу министерства образования и науки Германии. То есть некий положительный эффект, длящийся не больше 20 минут после прослушивания, был обнаружен, но он проявлялся от любой музыки и даже чтения.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Моцарта Вольфганга Амадея

Моцарт Вольфганг Амадей – австрийский композитор, пианист, органист.

Детство

Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Мать – Мария Анна, урожденная Пертль; отец – Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 – скрипач в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат, и сестра обладали блестящими музыкальными данными: Леопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненная отцом в 1759 для Наннерль (так девочку звали родные) Нотная тетрадь с легкими пьесками пригодилась затем при обучении маленького Вольфганга. В возрасте трех лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в пятилетнем возрасте начал сочинять несложные менуэты.

Первые шаги в музыке

В январе 1762 Леопольд повез своих чудо-детей в Мюнхен, где они играли в присутствии баварского курфюрста, а в сентябре – в Линц и Пассау, оттуда по Дунаю – в Вену, где они были приняты при дворе (в Шёнбруннском дворце) и дважды удостоились приема у императрицы Марии Терезии. Это путешествие положило начало ряду концертных поездок, которые продолжались в течение десяти лет.

Из Вены Леопольд с детьми двинулся по Дунаю в Прессбург (ныне Братислава, Словакия), где они пробыли с 11 по 24 декабря, а затем к рождественскому сочельнику вернулись в Вену. В июне 1763 Леопольд, Наннерль и Вольфганг начали самую длинную из их концертных поездок: они вернулись домой в Зальцбург лишь к концу ноября 1766. Леопольд вел дневник путешествия: Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург и Шветцинген (летняя резиденция пфальцского курфюрста). 18 августа Вольфганг дал концерт во Франкфурте: к этому времени он освоил скрипку и свободно играл на ней, хотя и не с таким феноменальным блеском, как на клавишных инструментах; во Франкфурте он исполнил свой скрипичный концерт (среди присутствовавших в зале был 14-летний Гёте). Затем последовали Брюссель и Париж, в котором семья провела всю зиму 1763/1764. Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократических кругов. В это же время в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга – четыре скрипичные сонаты.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В апреле 1764 семейство отправилось в Лондон и прожило там более года. Через несколько дней после прибытия Моцарты были торжественно приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности. Композитор Иоганн Кристиан Бах, любимец лондонского общества, сразу оценил огромный талант ребенка. Часто, посадив Вольфганга на колени, он исполнял вместе с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один музыкант. В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии. Они следовали образцам галантной, живой и энергичной музыки Иоганна Кристиана, ставшего учителем мальчика, и демонстрировали врожденное чувство формы и инструментального колорита. В июле 1765 семья покинула Лондон и направилась в Голландию; в сентябре в Гааге Вольфганг и Наннерль перенесли тяжелое воспаление легких, после которого мальчик оправился только к февралю.

Затем они продолжили свое турне: из Бельгии в Париж, далее в Лион, Женеву, Берн, Цюрих, Донауэшинген, Аугсбург и, наконец, в Мюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо-ребенка и был поражен сделанными им успехами. Как только они вернулись в Зальцбург (30 ноября 1766), Леопольд начал строить планы следующей поездки. Она началась в сентябре 1767. Вся семья прибыла в Вену, где в это время свирепствовала эпидемия оспы. Болезнь настигла обоих детей в Ольмюце (ныне Оломоуц, Чехия), где им пришлось остаться до декабря. В январе 1768 они добрались до Вены и снова были приняты при дворе; Вольфганг в это время написал свою первую оперу – «Мнимая простушка» (La finta semplice), однако ее постановка не состоялась из-за интриг некоторых венских музыкантов. Тогда же появилась его первая большая месса для хора с оркестром, которая была исполнена на открытии церкви при сиротском доме перед большой и доброжелательной аудиторией. По заказу был написан концерт для трубы, к сожалению, не сохранившийся. По дороге домой в Зальцбург Вольфганг исполнил свою новую симфонию (К. 45а) в бенедиктинском монастыре в Ламбахе. (примечание по поводу нумерации сочинений Моцарта: В 1862 Людвиг фон Кёхель издал каталог сочинений Моцарта в хронологическом порядке. С этого времени наименования сочинений композитора обычно включают номер по Кёхелю – так же, как сочинения других авторов обычно содержат обозначение опуса. Например, полное название фортепианного концерта № 20 будет: концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром (К. 466). Указатель Кёхеля шесть раз пересматривался. В 1964 издательство «Брайткопф и Хертель» (Висбаден, Германия) опубликовало глубоко переработанный и дополненный указатель Кёхеля. В него включено немало сочинений, для которых доказано авторство Моцарта и которые не были упомянуты в более ранних изданиях. Даты сочинений также уточнены в соответствии с данными научных исследований. В издании 1964 года внесены изменения и в хронологию, а, следовательно, в каталоге появились новые номера, однако сочинения Моцарта продолжают бытовать под старыми номерами кёхелевского каталога).

Творческий путь. 1770-е

Целью следующей задуманной Леопольдом поездки стала Италия – страна оперы и, конечно, страна музыки вообще. После 11 месяцев занятий и подготовки к поездке, проведенных в Зальцбурге, Леопольд и Вольфганг начали первое из трех путешествий через Альпы. Они отсутствовали более года (с декабря 1769 по март 1771). Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов – у папы и герцога, у короля (Фердинанда IV Неаполитанского) и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. Моцарт встретился с Н. Пиччини и Дж. Б. Саммартини в Милане, с возглавлявшими неаполитанскую оперную школу Н. Йоммелли, Дж.Ф. и Майо и Дж. Паизиелло в Неаполе. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу-сериа для представления во время карнавала. В Риме он услышал знаменитое Miserere Г. Аллегри, которое потом записал по памяти. Папа Климент XIV принял Моцарта 8 июля 1770 и пожаловал ему орден Золотой шпоры. Занимаясь в Болонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, Моцарт начал работу над новой оперой «Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto). По настоянию Мартини он подвергся экзамену в известной Болонской филармонической академии и был принят в члены академии. Опера была с успехом показана на Рождество в Милане.

Весну и начало лета 1771 Вольфганг провел в Зальцбурге, но в августе отец и сын выехали в Милан для подготовки премьеры новой оперы «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), которая с успехом прошла 17 октября. Леопольд надеялся убедить эрцгерцога Фердинанда, к свадьбе которого в Милане было организовано празднество, взять Вольфганга к себе на службу; но по странному стечению обстоятельств императрица Мария Терезия прислала из Вены письмо, где в сильных выражениях заявляла о своем недовольстве Моцартами (в частности, она назвала их «бесполезным семейством» ). Леопольд и Вольфганг были вынуждены вернуться в Зальцбург, не найдя для Вольфганга подходящего места службы в Италии.

В самый день их возвращения, 16 декабря 1771, скончался князь-архиепископ Сигизмунд, который доброжелательно относился к Моцартам. Его преемником стал граф Иероним Коллоредо, и для его инаугурационных торжеств в апреле 1772 Моцарт сочинил «драматическую серенаду» «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione). Коллоредо принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов и дал разрешение на поездку в Милан (Моцарт взялся написать для этого города новую оперу); однако новый архиепископ, в отличие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек Моцартов и не был склонен восхищаться их искусством.

Третье итальянское путешествие продолжалось с октября 1772 по март 1773. Новая опера Моцарта «Луций Сулла» (Lucio Silla), была исполнена на следующий день после Рождества 1772, и дальнейших оперных заказов композитор не получил. Леопольд напрасно пытался заручиться покровительством великого герцога флорентийского Леопольда. Предприняв еще несколько попыток устроить сына в Италии, Леопольд осознал свое поражение, и Моцарты уехали из этой страны, чтобы более туда не возвращаться.

Уже в третий раз Леопольд и Вольфганг попытались обосноваться в австрийской столице; они оставались в Вене с середины июля по конец сентября 1773. Вольфганг получил возможность познакомиться с новыми симфоническими произведениями венской школы, особенно с драматичными симфониями в минорных тональностях Я. Ваньхаля и ; плоды этого знакомства очевидны в его симфонии соль минор (К. 183).

Вынужденный оставаться в Зальцбурге, Моцарт целиком отдался композиции: в это время появляются симфонии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а также первый струнный квартет – эта музыка вскоре обеспечила автору репутацию одного из самых талантливых композиторов Австрии. Симфонии, созданные в конце 1773-начале 1774 (например, К. 183, 200, 201), отличаются высокой драматургической цельностью.

Короткий отдых от ненавистного ему зальцбургского провинциализма предоставил Моцарту пришедший из Мюнхена заказ на новую оперу для карнавала 1775: премьера «Мнимой садовницы» (La finta giardiniera) с успехом прошла в январе. Но музыкант почти не покидал Зальцбурга. Счастливая семейная жизнь до некоторой степени компенсировала скуку зальцбургской повседневности, однако Вольфганг, сравнивавший нынешнее свое положение с оживленной атмосферой иностранных столиц, постепенно терял терпение.

Летом 1777 Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом. В сентябре Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж. В Мюнхене курфюрст отказался от его услуг; по дороге они остановились в Маннгейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами. Хотя он и не получил места при дворе Карла Теодора, он задержался в Маннгейме: причиной стала его влюбленность в певицу Алоизию Вебер. Кроме того, Моцарт надеялся совершить с Алоизией, обладавшей великолепным колоратурным сопрано, концертное турне, он даже съездил с ней втайне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской (в январе 1778). Леопольд первоначально полагал, что Вольфганг отправится в Париж с компанией маннгеймских музыкантов, отпустив мать обратно в Зальцбург, но, прослышав о том, что Вольфганг без памяти влюблен, строго наказал немедленно ехать в Париж вместе с матерью.

Пребывание в Париже, продолжавшееся с марта по сентябрь 1778, оказалось крайне неудачным: 3 июля скончалась мать Вольфганга, а парижские придворные круги утратили интерес к молодому композитору. Хотя в Париже Моцарт с успехом исполнил две новые симфонии и в Париж приехал Кристиан Бах, Леопольд приказал сыну возвращаться в Зальцбург. Вольфганг оттягивал возвращение сколько мог и особенно задержался в Маннгейме. Здесь он понял, что Алоизия совершенно равнодушна к нему. Это был страшный удар, и лишь ужасные угрозы и мольбы отца заставили его уехать из Германии.

Новые симфонии Моцарта (например, соль мажор, К. 318; си-бемоль мажор, К. 319; до мажор, К. 334) и инструментальные серенады (например, ре мажор, К. 320) отмечены кристальной ясностью формы и оркестровки, богатством и тонкостью эмоциональных нюансов и той особой сердечностью, которая поставила Моцарта выше всех австрийских композиторов, за исключением разве что .

В январе 1779 Моцарт вновь приступил к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов. Церковная музыка, которую он обязан был сочинять для воскресных служб, по глубине и разнообразию гораздо выше того, что была написано им раньше в этом жанре. Особенно выделяются «Коронационная месса» и Missa solemnis до мажор (К. 337).

Моцарт продолжал испытывать ненависть к Зальцбургу и к архиепископу, а потому с радостью принял предложение написать оперу для Мюнхена. «Идоменей, царь Критский» (Idomeneo, re di Creta) был поставлен при дворе курфюрста Карла Теодора (в Мюнхене находилась его зимняя резиденция) в январе 1781. Идоменей явился великолепным итогом опыта, приобретенного композитором в предшествующий период, главным образом в Париже и в Маннгейме. Особенно оригинально и драматургически выразительно хоровое письмо.

В то время зальцбургский архиепископ находился в Вене и приказал Моцарту немедленно отправиться в столицу. Здесь личный конфликт Моцарта и Коллоредо постепенно приобрел угрожающие масштабы, и после громкого публичного успеха Вольфганга в концерте, данном в пользу вдов и сирот венских музыкантов 3 апреля 1781, его дни на службе у архиепископа были сочтены. В мае он подал прошение об отставке, а 8 июня был выставлен за дверь.

Против воли отца Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре своей первой возлюбленной, причем мать невесты ухитрилась добиться от Вольфганга весьма выгодных условий брачного контракта (к гневу и отчаянию Леопольда, который закидывал сына письмами, умоляя одуматься). Вольфганг и Констанца венчались в венском кафедральном соборе св. Стефана 4 августа 1782. И хотя Констанца была столь же беспомощна в денежных делах, как и ее муж, их брак, по-видимому, оказался счастливым.

В июле 1782 опера Моцарта «Похищение» из сераля (Die Entfhrung aus dem Serail) была поставлена в венском «Бургтеатре»; она имела значительный успех, и Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. За несколько лет Моцарт достиг вершин славы; жизнь в Вене побуждала его к многообразной деятельности, композиторской и исполнительской. Он был нарасхват, билеты на его концерты (т.н. академии), распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. Для этого случая Моцарт сочинил серию блестящих фортепианных концертов. В 1784 Моцарт дал в течение шести недель 22 концерта.

Летом 1783 Вольфганг и его невеста нанесли визит Леопольду и Наннерль в Зальцбурге. По этому поводу Моцарт написал свою последнюю и лучшую мессу до минор (К. 427), которая дошла до нас не полностью (если композитор вообще закончил сочинение). Месса исполнялась 26 октября в зальцбургской Петерскирхе, причем Констанца пела одну из сольных партий сопрано (Констанца, судя по всему, была неплохой профессиональной певицей, хотя ее голос во многом уступал голосу ее сестры Алоизии.) Возвращаясь в Вену в октябре, супруги остановились в Линце, где появилась Линцская симфония (К. 425). В феврале следующего года Леопольд нанес визит сыну и невестке в их большой венской квартире около кафедрального собора (этот красивый дом сохранился до нашего времени), и хотя Леопольд так и не смог избавиться от неприязни к Констанце, он признал, что дела его сына как композитора и исполнителя идут весьма успешно.

К этому времени относится начало многолетней искренней дружбы Моцарта и . На квартетном вечере у Моцарта в присутствии Леопольда , обратившись к отцу, сказал: «Ваш сын – величайший композитор из всех, кого я знаю лично или о ком слышал» . и Моцарт оказали значительное влияние друг на друга; что касается Моцарта, то первые плоды такого влияния очевидны в цикле из шести квартетов, которые Моцарт посвятил другу в известном письме в сентябре 1785.

В 1784 Моцарт стал масоном, что наложило глубокий отпечаток на его жизненную философию; масонские идеи прослеживаются в целом ряде поздних сочинений Моцарта, особенно в «Волшебной флейте». В те годы немало известных в Вене ученых, поэтов, писателей, музыкантов входили в масонские ложи (в их числе был и ), масонство культивировалось и в придворных кругах. В результате разных оперно-театральных интриг Л. да Понте, придворный либреттист, наследник знаменитого Метастазио, решил работать с Моцартом в противовес клике придворного композитора и соперника да Понте, либреттиста аббата Касти. Моцарт и да Понте начали с антиаристократической пьесы Бомарше «Женитьба Фигаро», причем к тому времени с немецкого перевода пьесы еще не был снят запрет. С помощью разных хитростей они сумели получить необходимое дозволение цензуры, и 1 мая 1786 «Женитьба Фигаро» (Le nozze di Figaro) была впервые показана в «Бургтеатре». Хотя позже эта моцартовская опера имела огромный успех, при первой постановке она была вскоре вытеснена новой оперой В. Мартина-и-Солера (1754–1806) Редкая вещь (Una cosa rara). Между тем в Праге «Женитьба Фигаро» завоевала исключительную популярность (мелодии из оперы звучали на улицах, под арии из нее танцевали в бальных залах и в кофейнях). Моцарт был приглашен продирижировать несколькими спектаклями. В январе 1787 он и Констанца провели около месяца в Праге, и это было самое счастливое время в жизни великого композитора. Директор оперной труппы Бондини заказал ему новую оперу. Можно предполагать, что Моцарт сам выбрал сюжет – старинную легенду о Дон Жуане; либретто должен был подготовить не кто иной, как да Понте. Опера Don Giovanni была впервые показана в Праге 29 октября 1787.

В мае 1787 скончался отец композитора. Этот год вообще стал рубежным в жизни Моцарта, что касается ее внешнего течения и душевного состояния композитора. Его размышления все чаще окрашивал глубокий пессимизм; навсегда в прошлое ушли блеск успеха и радости молодых лет. Вершиной пути композитора стал триумф «Дон Жуана» в Праге. После возвращения в Вену в конце 1787 Моцарта начали преследовать неудачи, а под конец жизни – нищета. Постановка «Дон Жуана» в Вене в мае 1788 закончилась провалом; на приеме после спектакля оперу защищал один .

Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но со сравнительно небольшим для этой должности жалованьем (800 гульденов в год). Император мало что понимал в музыке как , так и Моцарта; о сочинениях Моцарта он высказался, что они «не во вкусе венцев» . Моцарту пришлось одолжить деньги у Михаэля Пухберга, своего собрата по масонской ложе.

Ввиду безнадежности ситуации, сложившейся в Вене (сильное впечатление производят документы, подтверждающие, как скоро легкомысленные венцы забыли прежнего кумира), Моцарт решил предпринять концертную поездку в Берлин (апрель-июнь 1789), где надеялся найти себе место при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма II. Результатом стали лишь новые долги, да еще заказ на шесть струнных квартетов для его величества, который был приличным виолончелистом-любителем, и на шесть клавирных сонат для принцессы Вильгельмины. В 1789 пошатнулось здоровье Констанцы, потом самого Вольфганга, и материальное положение семьи стало просто угрожающим. В феврале 1790 умер Иосиф II, и Моцарт не был уверен, что сможет сохранить свой пост придворного композитора при новом императоре.

Торжества коронации императора Леопольда проходили во Франкфурте осенью 1790, и Моцарт отправился туда за собственный счет, надеясь привлечь внимание публики. Это выступление (исполнялся «Коронационный» клавирный концерт, К. 537) состоялось 15 октября, но денег не принесло. Вернувшись в Вену, Моцарт встретился с ; лондонский импресарио Заломон приехал пригласить в Лондон, а Моцарт получил аналогичное приглашение в английскую столицу на следующий зимний сезон. Он горько плакал, провожая и Заломона. «Мы больше никогда не увидимся» , – повторял он. Предыдущей зимой он приглашал на репетиции оперы «Так поступают все» (Cos fan tutte) всего двоих друзей – и Пухберга.

В 1791 Э. Шиканедер, писатель, актер и импресарио, давний знакомый Моцарта, заказал ему новую оперу на немецком языке для своего «Фрайхаустеатра» в венском предместье Виден (нынешний театр «Ан-дер-Вин»), и весной Моцарт начал работать над «Волшебной флейтой» (Die Zauberflte). Тогда же он получил из Праги заказ на коронационную оперу – «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), для которой ученик Моцарта Ф.К. Зюссмайер помог написать некоторые разговорные речитативы (secco). Вместе с учеником и Констанцей Моцарт в августе отправился в Прагу для подготовки спектакля, который прошел без особого успеха 6 сентября (позже эта опера пользовалась огромной популярностью). Затем Моцарт спешно уехал в Вену, чтобы завершить «Волшебную флейту». Опера была исполнена 30 сентября, и тогда же он закончил свое последнее инструментальное сочинение – концерт для кларнета с оркестром ля мажор (К. 622).

Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился незнакомец и заказал реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт, уверенный, что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал над партитурой, пока силы не оставили его. 15 ноября 1791 он закончил «Маленькую масонскую кантату». Констанца в это время лечилась в Бадене и спешно вернулась домой, когда поняла, сколь серьезна болезнь мужа. 20 ноября Моцарт слег и через несколько дней почувствовал такую слабость, что принял причастие.

В ночь с 4 на 5 декабря он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в Dies irae из собственного незаконченного реквиема. Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать. Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора св. Стефана. Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. Марка, где он был похоронен по третьему разряду в присутствии нескольких его преданных друзей. Местоположение могилы было вскоре безнадежно забыто. Зюссмайер закончил реквием и оркестровал большие незавершенные фрагменты текста, оставленные автором.

Официальная версия причины смерти композитора – ревматическая лихорадка. Долгое время ходили разговоры, будто бы кончина его была насильственной – якобы , завидуя таланту Моцарта, отравил его. В 1997 году во Дворце правосудия в Милане рассматривалось дело ; в результате обвиняемый был полностью оправдан.

Если при жизни Моцарта его творческая мощь осознавалась лишь сравнительно небольшим числом слушателей, то уже в первое десятилетие после кончины композитора признание его гения распространилось по всей Европе. Этому способствовал успех, который имела у широкой аудитории «Волшебная флейта». Немецкий издатель Андре приобрел права на большую часть неизданных сочинений Моцарта, включая его замечательные фортепианные концерты и все поздние симфонии (ни одна из них не была напечатана при жизни композитора).

Видео Моцарта Вольфганга Амадея

сайт (далее - Сайт) осуществляет поиск видео (далее - Поиск), размещенных на видеохостинге YouTube.com (далее - Видеохостинг). Изображение, статистика, название, описание и прочая информация, относящиеся к видео, представлены ниже (далее - Видео-информация) в рамках осуществления Поиска. Источники Видео-информации указаны ниже (далее - Источники)...


За свою короткую жизнь Моцарт написал более 600 произведений. Каждый находит в творчестве великого композитора что-то свое. Здесь же мы рассмотрим лишь малую часть из богатейшего наследия композитора.

Список самых известных произведений Моцарта.

  • Симфония №40
  • Маленькая ночная серенада
  • Турецкий марш
  • Свадьба Фигаро
  • Дон Жуан
  • Реквием
  • Волшебная флейта
  • Концерт для фортепиано с оркестром №21
  • Симфония №40 соль минор, К.550. 31 июля 1788 года Моцарт заканчивает симфонию, одно из самых известных и узнаваемых его произведений. Эту симфонию Моцарт написал спустя три недели после окончания 39 симфонии. Моцарт готовился к большому концерту летом следующего 1789 года и за лето 1788 года написал 39,40 и 41 симфонии, но концерт не состоялся и дата премьер симфоний неизвестна. Так же неизвестно, слышал ли Моцарт исполнение этих симфоний и кому они были посвящены. В 1791 году Моцарт создает второй вариант сороковой симфонии.

    Серенада №13(Маленькая ночная серенада) соль мажор, K.525. Маленькая ночная серенада написана Моцартом в 1787 году, но опубликована была только в 1827 году, через 36 лет после смерти автора. Существует несколько версий истории ее создания. По одной из них, Моцарт написал серенаду под заказ, по другой, посвятил ее своей жене, но нет точных подтверждений ни одной из версий. После смерти Моцарта, его жена Констанция продала все работы автора одному из издательств и в их числе эту серенаду. В записях Моцарта написано, что «Маленькая ночная серенада» состоит из пяти частей, но одна часть бесследно исчезла и до нас дошли только четыре части этого произведения. Сейчас оригинал рукописи хранится в закрытой коллекции в Базеле.

    Соната для фортепиано № 11 ля мажор, K.331/300i. «Турецкий марш» или «Рондо в турецком стиле»- третья часть сонаты, которую многие из нас легко узнают. Одно из самых известных и исполняемых произведений Моцарта. Точно неизвестно когда была написана соната. По одной из версий, соната написана в 1778 году в Париже, по другой, в 1783 году в Вене или Зальцбурге. Вторая версия в кругу исследователей деятельности Моцарта считается наиболее вероятной. Точно известно, что первая публикация сонаты состоялась в 1784 году в Вене.

    Свадьба Фигаро, K.492. «Свадьба Фигаро» - один из мировых шедевров оперы, ярчайшее проявление таланта Моцарта. К написанию музыки к опере Моцарт приступил в декабре 1785 году, и уже 1 мая 1786 года в Вене состоялась премьера. Либретто (литературная часть) к опере написал Лоренцо да Понте по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». И с помощью да Понте состоялась премьера оперы по запрещенной в то время в Австрии пьесе Бомарше. Моцарт сам дирижировал во время премьеры. Опера имела небольшой успех, и лишь в декабре 1786 года при исполнении в Праге получила заслуженное признание. Главный герой оперы Фигаро, готовится к свадьбе с Сюзанной. Вокруг этого события закручивается много различных интриг. Опера, как и пьеса, высмеивают аристократию и показывают ум и хитрость прислуги.

    Дон Жуан, K.527. Работу над оперой «Дон Жуан» Моцарт начал в 1787 в Праге. После большого успеха «Свадьбы Фигаро» в 1786 году, Моцарт получает заказ на новую оперу. В феврале 1787 года, после подписания контракта, он приступает к работе. Либретто к опере пишет, как и в «Свадьбе Фигаро», Лоренцо да Понте. Для либретто использовалась пьеса «Мщение из гроба» Антонио де Саморы и опера «Дон Жуан» Джованни Гаццаниги. К концу октября Моцарт и да Понте заканчивают работу над оперой, и 29 октября 1787 года в Праге состоялась премьера. «Дон Жуан» был очень восторженно встречен. К премьере в Вене, 7 мая 1788 года, Моцарт и да Понте добавляют две арии и один дуэт. Дон Жуан - главный герой оперы. Опера рассказывает о любовных похождениях и о расплате за пороки Дон Жуана.

    Реквием (Заупокойная месса), K.626. Работу над этим произведением Моцарт начал летом 1791 года, получив заказ от графа Вальзегга. Граф заказал Моцарту заупокойную мессу для исполнения в память о своей жене. Содержанием для мессы послужил католический канонический текст. Моцарт часто отвлекался от работы над «Реквиемом», сочиняя другие вещи, так и не закончил это произведение до своей смерти в декабре 1791 года. После смерти Моцарта, его жена Констанция, после нескольких попыток найти того, кто закончит работу мужа, обратилась к Францу Зюсмайеру, который и завершил работу известного композитора. Есть версия, что Моцарт 4 декабря 1791 года, за день до своей смертью, исполнял «Реквием» вместе со своими друзьями, и, дойдя до второй части, заплакал, сказав, что так и не закончит эту мессу.

    Волшебная флейта, K.620. Над «Волшебной флейтой» Моцарт начал работать, почти одновременно с «Реквиемом» в 1791 году. Либретто к опере написал Эмануэль Шиканедер по мотивам сказки Кристофа Виланда «Лулу, или Волшебная флейта». Он же был исполнителем роли Папагено. Существует несколько версий, какие еще произведения для либретто использовал Шиканедер и даже по его авторству. Премьера оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 года при полном зале и была встречена очень восторженно. Главные действующие лица – египетский принц Томино и птицелов Папагено. Принц отправляется выручать свою возлюбленную, которую он видел только на портрете, а птицелов помогает ему в этом.

    Концерт для фортепиано с оркестром №21 до мажор, K.467. К написанию этого концерта Моцарт приступил в феврале 1785 года, сразу после окончания двадцатого концерта. 9 марта 1785 года композитор завершает работу и 12 марта в Вене состоялась премьера. Наиболее узнаваемой является вторая (Andante) часть этого концерта.


    K. - номер по каталогу Кёхеля.


    Возможно, Вам будет интересно:

    Последние оценки: 3 5 5 4 4 5 5 5 3 5

    Комментарии:

    спасибо мне помогло