Кукрыниксы 1941. Художники кукрыниксы карикатуры. Смотреть что такое "Кукрыниксы" в других словарях

Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Биография коллектива

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских . В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы )

В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил» , они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:

Кукрыниксы, - те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни разу не были! Я не помню случая. Только был один раз Соколов, а Крылова я не видел, Куприянова тоже никогда не видел. Но я работал с 1965 года, поэтому может до меня и были, но на нашем этаже я никогда их не видел.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», - , «Поджигатели войны», -), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя , Михаила Салтыкова-Щедрина (), Антона Чехова ( -), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина» , «Фома Гордеев», «Мать», 1933, -), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР .
Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина . Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС» .

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев » ). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они - авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода », «Конец» (1947-1948), «Старые хозяева» (1936-1937). Ими выполнены рисунки пастелью - «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке », «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд » и других.

Члены коллектива работали также и порознь - в области портрета и пейзажа.

Работы и выставки

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928-1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

Цитаты

Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырёх художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой. То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности.

… Творческие споры бывают в отдельных случаях, но они не нарушают единодушия в работе. Зато радостно видеть, как обогащается какая-нибудь наша общая работа внесением в неё всего лучшего, что имеет каждый из нас. А вносит каждый, не жалея и не приберегая для себя лично. В такой работе не должно быть болезненного самолюбия, равнодушного отношения.

Кеменов В. С. Статьи об искусстве. - М., 1965. - С. 104-105.

Кукрыниксы в искусстве

  • Картина «Кукрыниксы» (Портрет народных художников СССР М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова) (1957)

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Ку приянова и Кры лова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Ник олая С околова.Поворот к политической сатире был совершен Кукрыниксами под влиянием Горького. В своей статье к каталогу выставки, устроенной в 1932 году в клубе Федерации советских писателей, Алексей Максимович не только воздал должное их таланту, но и определил основное общественное направление развития их будущей работы.К началу Великой Отечественной войны мастерство Кукрыниксов достигло зрелости. Их сатирическая графика стала мощным оружием советской пропаганды, получила всенародное признание, международную известность.Что бы ни делали Кукрыниксы до 22 июня 1941 года, что бы ни свершали позднее - главным в их жизни то, что ими сделано за 1418 дней Великой Отечественной войны.Кукрыниксы вступили в бой вместе с миллионами советских людей сразу же, как только услышали о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Сами они так вспоминали начало войны и своей военно-художественной службы: «Мы немедленно едем в редакцию «Правды». В автобусе все возбуждены. Какая-то женщина пытается сдержать рыдания. В «Правде» все сотрудники уже в сборе. Нас встречают словами: «Вот вам троим будет теперь работы!»Вернувшись из редакции домой, сразу же сели за работу и сделали два эскиза. Один рисунок изображал красноармейца, который прокалывает штыком Гитлера, порвавшего договор о ненападении на СССР. Другая карикатура - Гитлера ждет судьба разбитого в свое время Наполеона.

«Оба наши эскиза были утверждены. Утром следующего дня плакаты ушли в типографию, а на третий день войны расклеивались на улицах различных городов страны». Этот плакат помнят и по сей день миллионы людей. Гневный огненно-красный красноармеец бросается со штыком наперевес на немыслимую по своей мерзости гадину - Гитлера. Плакат призывал: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» . Он остался в памяти как первое произведение, открывшее эпоху искусства Великой Отечественной войны. Плакат задал верный тон всей советской изосатире и творчеству самих Кукрыниксов.

Враг был изучен в предвоенные годы. И с первых дней войны Кукрыниксы стали «бить» противника, ясно сознавая его преступные цели и бесчеловечную суть.

Вероятно, никогда среди мастеров культуры не было такого всеобщего творческого подъема, как в годы Великой Отечественной войны. Их вдохновение стало оружием осажденной страны. Художники-сатирики наносили врагу ощутимые удары. Специфическими средствами сатирической графики они воссоздали в фантасмагорических, но объективно точных образах историю фашизма, нанесли по нему, его идеологии и практике сокрушительные удары и поставили «точку» своеобразным репортажем с Нюрнбергского процесса.

Интересам войны и грядущей победы подчинили свою жизнь и Кукрыниксы. Они понимали: для художника, деятеля советской культуры, нет задачи более высокой, чем борьба с фашизмом и зашита Родины. В редакции «Правды» засиживались до глубокой ночи. Выручали и способствовали успешной работе та дисциплина и глубокое взаимопонимание, которые сложились в мирные дни, та удивительная творческая дружба, которая многие годы поражала всех, кто имел дело с Кукрыниксами.

Однажды в их квартиру-коммуну (эвакуировав семьи, Кукрыниксы для удобства работы поселились вместе, как в студенческие годы) вошел Самуил Яковлевич Маршак. «... Очень волнуясь, - вспоминают Кукрыниксы, - стал говорить о том, как хорошо было бы в эти дни объединить стих и рисунок. Разумеется, это предложение пришлось нам по душе, и на следующий же день мы сидели за раздвинутым на все доски столом уже не втроем, а вчетвером».

Совместная работа Кукрыниксов и Маршака проходила в обстановке взаимной требовательности.

«Самуил Яковлевич смотрит рисунки. Ему нравится, но он боится, не пропала бы тонкость и острота линий при выполнении тушью. Мы взаимно волнуемся: он - за рисунок, мы - за стихи. В карикатурах Маршак хвалит обыгрывание бытовых мелочей. Мы замечаем: чем короче стихи, тем сильнее получается. Их труднее писать. Несколько вариантов сочинил Маршак, пока получились такие стихи:

Днем фашист сказал крестьянам:

- Шапку с головы долой!

Ночью отдал партизанам

Каску вместе с головой.


Или (текст для знаменитого плаката.):

Бьемся мы здорово,

Колем отчаянно -

Внуки Суворова,

Дети Чапаева.


Вот короткие стихи под карикатурами на обертках пищевых концентратов, выпущенных миллионными тиражами:

- Посмотри - у русских каша, Будем кашу есть!

- Извините, каша наша Не про вашу честь.

Или такие строки (на упаковках с табаком.):

Бойцу махорка дорога, Кури и выкури врага!

«Во время воздушных тревог мы втроем выходили на дежурство во двор, надев противогазы. Маршака дежурные обычно пытались отвести в убежище. Он всегда сопротивлялся:

Я хочу быть с Кукрыниксами во дворе!»

Сотрудничество художников с поэтом принесло много творческих удач. Карикатура и плакат были подлинно высокими жанрами в иерархии заданий, сыпавшихся на Кукрыниксов.

Главная идеологическая задача всей их работы в 1941 году - утверждение морального превосходства над врагом, укрепление веры людей в обязательную победу, пробуждение памяти о великих победах предков - определялась требованиями исторического момента.

В августе 1941 года «Правда» «ударила» целым залпом рисунков художников. Были опубликованы

«Золотое дно Геббельса» ,

«Арапские сказки немецкого верховного командования» ,


«Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали» ,


«Фашистская псарня» .


Карикатуры вызывали смех. А смех, - по замечанию одного из героев книги А. Бека «Волоколамское шоссе», - самое серьезное дело на фронте. Когда на поле боя, на передний край приходит смех, страх улепетывает оттуда».

Завершает эпопею 1941-го замечательный плакат «Клещи в клещи» ,


по праву вошедший в число классических произведений советской сатирической публицистики. Плакат лаконичен и выразителен. Лапы Гитлера в виде омерзительных клешней перехвачены красными клещами. Чувствуется, что руки, держащие их, обладают железной хваткой. Так отозвались художники на провал гитлеровской авантюры под Москвой, на победоносное контрнаступление Советской Армии.

Успех под Москвой был для Советской Армии и нашего народа залогом надежды в самые сложные дни 1942 года. После разгрома фашистских полчищ на подступах к столице в сатирических произведениях художников усилились настроения бодрости, уверенности в победе.

Последние месяцы 1942 года стали переломными в ходе войны. В излучине Дона и у стен Сталинграда Советская Армия повернула колесо истории. К тяжелейшим дням Сталинградской битвы относится рисунок «Есть на Волге утес...»


На мощной скале развевается знамя с победно звучащим словом „Сталинград». Волны фашистского наступления расшибаются об основание гранитной скалы. В водяные брызги обращаются боевая техника и ряды атакующих солдат. В пене прибоя - шестерни машин, железные кресты, сапоги, шпоры, орудийные стволы и очки незадачливых вояк.

Настал 1943 год. Военно-политическая обстановка в начале продолжала оставаться сложной. Было ясно, что гитлеровцы будут стремиться к реваншу за поражение под Сталинградом. В силу этого требовалась дальнейшая мобилизация всех сил советского народа для продолжения борьбы с фашистами, для укрепления духа нашей армии и воодушевления тружеников тыла. Художники-карикатуристы продолжали безупречно выполнять свой долг перед народом и страною.

Имя Кукрыниксов стало родным и близким миллионам людей, боровшихся за победу. В «Правду», в «Крокодил» приходили письма фронтовиков, самые ценные рецензии, которых Кукрыниксы когда-либо удостаивались. Они бережно хранят эти треугольники. Вот некоторые из них. Федор Васильевич Тюленев пишет: «Здравствуйте, дорогие наши художники Кукрыниксы! Мы получили «Фронтовую иллюстрацию». Там помещена ваша художественная работа «История с географией» .


Мы все, а нас немало, после удачного боя смотрели этот рисунок, и пришлось всем повеселиться. Посмеялись, и были разговоры, что нарисовано очень верно и справедливо». Юрий Пантелеевич Полуях сообщал: «Мы очень полюбили ваши рисунки, которые печатаются в наших газетах и журналах. Когда смотришь на ваши работы, так и хочется плюнуть в мерзкие хари фашистских палачей... И только сознание, что это является произведением сложного искусства, искусства карикатуры, удерживает от такого поступка». Еще один пожелтевший листок: «В нашей маленькой холодной землянке звучит смех. Это смеются бойцы, рассматривая карикатуры Кукрыниксов. Ваша работа доходит до нас, и за это вам спасибо». А вот наказ: «Работайте, работайте на благо нашей Родины. Ваши карикатуры доставляют нам особую радость».

Из действующей армии присылали сюжеты для карикатур, тексты подписей, просьбы о рисунках для фронтовой печати. Существовало ли в те времена для художников большее поощрение, чем эти драгоценные листки? Кукрыниксы чувствовали себя подлинно народными художниками, неотделимыми от «человека с ружьем», поднявшегося на ненавистного врага. Их образный художественный комментарий к гитлеровским поражениям и нашим победам в 1943 году поразительно страстен и убедителен. Они придумывали все новые сюжеты, не признавали штампов или облегченных решений, зная, что в каждой ситуации, в каждом событии заложены возможности для оригинальной трактовки.

В августе 1943 года в залах Третьяковской галереи открылась выставка работ Кукрыниксов. На афише три кисти в руках художников образовали подобие трех штыков, несущих гибель врагу. Основное место в экспозиции - их боевая сатира. Впервые была показана станковая серия графических шаржей на главарей фашистской Германии и их зарубежных приспешников.

Интерес к фигуре Гитлера не был у Кукрыниксов самодовлеющим. Фюрер в карикатурах Кукрыниксов всегда олицетворяет фашизм, агрессивный германский империализм, прусскую спесь, национальное чванство.

Вот почему Гитлер стал символом безумия, промахов и поражений рейха. Гитлер, оседлав Антонеску, мчится к морю по знаменитой одесской лестнице («На одесской лестнице»), он вместе с Геббельсом танцует «Эластичный краковяк» под Краковом, он же аккомпанирует испанскому диктатору («Испанский нейтралиТенор»).

В одной из карикатур «Конец игры»


Кукрыниксы изобразили германский генштаб в роли незадачливых картежников. В соответствии с традициями офицерского собрания один из проигравших стреляется.

На листе «У ворот Восточной Пруссии» ,


где изображен Гитлер, протягивающий бинокль генералу с просьбой выяснить, далеко ли русский фронт, генерал отвечает: «Настолько близок он, увы, Что я уже без головы!». Шашка советского воина сносит с плеч генеральскую голову.

Примечательно, что и в этом гротесковом рисунке Кукрыниксы объективно информируют читателей о складывающейся ситуации в верховном командовании германской армии - оно фактически было обезглавлено.

В 1944 году художники сделали несколько рисунков, знаменующих приближение развязки. Замечательный рисунок - «Пиковое положение» .


На игральной карте «король пик» - Гитлер, образца 1941 года, держит в качестве скипетра голову Муссолини, другая его рука покоится на глобусе. На второй половине карты показан Гитлер 1944 года, низвергнутый, лишенный сателлитов.

23 февраля 1945 года советский народ отмечал 27-ю годовщину Красной Армии и Военно-Морского Флота. Как мог встретить такой день фюрер? Кукрыниксы это знали. Гитлер прощается с генеральским мундиром, с железным крестом и прусской фуражкой («Ночь перед судом» ).


У него два варианта выхода из игры - побег (чемодан в руке) или самоубийство (гроб, увязанный ремнями). Третьего пути нет. Об этом говорят и обозначенные на карте стрелы ударов Советской Армии, нацеленные на Берлин.

Идея исторической справедливости, долгожданного возмездия движет работой Кукрыниксов в последние дни Великой Отечественной войны. «История с географией»


плакат, построенный по принципу: как было и как будет. В верхней части изображен Гитлер, вместо тела у которого - глобус.

Географическую сетку

Он превратить хотел в жилетку.

Чтобы на ней пестрел узор

Бесчисленных морей и гор.

Когда-то французский король Людовик XIV сообщил придворным: «Государство - это я!» Фюрер же претендовал на абсолютное обладание миром: он сам - глобус с рукой, поднятой в фашистском приветствии. Во второй части плаката Кукрыниксы предлагают проект содержания фашистского зверя в клетке, прутья которой повторяют форму параллелей и меридианов.

И сам попал он, точно в клетку,

В географическую сетку.

Ему из клетки не уйти.

Как зверь, сидит он взаперти.

Художники откликаются на финальную операцию войны рисунком «Поверженный Берлин» .


Над дымящимися развалинами Берлина развевается победный красный стяг. Его древко проникает вглубь и молнией бьет в темя Гитлера, скрывающегося в подземелье. «Поверженный Берлин» вызывает в памяти другое произведение, оказавшееся пророческим: мы имеем в виду первый плакат Великой Отечественной войны «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где красный боец наносил удар по фашистской гадине, вторгшейся в пределы нашей Родины.

День Победы Кукрыниксы, говоря словами известной песни, «приближали, как могли». Сколько сделано рисунков, плакатов, листовок - более тысячи! Художники были солдатами, владевшими острым и эффективным оружием. Оно было универсальным по своей природе: их произведения вдохновляли воинов армии и тружеников тыла, проникали на территорию, оккупированную врагом, заряжали верой и надеждой граждан порабощенных стран Европы.

Советское правительство по достоинству оценило работу художников - они были награждены орденом Отечественной войны I степени.

Приближается очередная годовщина победы советского народа в . И мы должны ещё бережнее сохранять память о минувшей войне и передавать её будущим поколениям, чтобы не допустить попыток переписать историю, не дать измазать чёрной краской подвиг советских солдат и офицеров, героев подпольщиков и тружеников тыла. Сегодня мы остановимся на творчестве группы советских художников-карикатуристов, которые весь свой талант отдали нашей Победе.

Политическая карикатура в военные годы стала не только частью пропаганды, но и предстала как настоящее оружие. С помощью рисунков талантливых художников страшный враг превращался в жалкое уродливое существо. Карикатура вызывала улыбку и у суровых воинов, и у тружеников тыла. А улыбка очень была нужна советским людям, принявшим на себя все тяготы войны.

Неразлучная троица

«Кукрыниксы» - эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Ку приянов и Кры лов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Ник олая С околова. Началось их совместное творчество ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). Сначала они обозначались как Кукры или Крыкуп, а когда к ним присоединился Соколов в 1924 году, они работали уже втроём как Кукрыниксы. Миллионы читателей с тех пор особо и не задумывались, что рисовали эти карикатуры вполне конкретные и заслуженные люди - Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903 - 1991), Порфирий Крылов (1902 - 1990) и Николай Соколов (1903 - 2000).

Первая коллективная карикатура была создана ими в 1924 году в студенческой газете Вхутемаса, а в 1926 году их рисунки стали появляться в журнале «Комсомолия». Сначала это были карикатуры в основном на литературные темы. Безграничные возможности их таланта по достоинству оценил , который посоветовал им не ограничиваться литературой, а шире показывать жизнь как внутри страны, так и за её пределами. В 1933 году они начинают сотрудничать с газетой «Правда», в которой публикуют карикатуры на международные и внутренние темы. В 1935 году они создают для «Истории гражданской войны» карикатуры на контрреволюционеров, интервентов, предателей. В 1937-м на остриё их пера попадают испанские фашисты и их покровители.

«Вставай страна огромная…»

Но особое место, глубокий размах и силу мы видим в творчестве Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года они вступили в бой с фашистами вместе с миллионами советских людей. Как только репродукторы объявили о начале войны, вся троица поехала в редакцию газеты «Правда». Их встретили словами: «Вот вам троим, будет теперь работы!». Они сразу приступили к работе, и уже через несколько часов в редакции было два эскиза. Теперь их знают все. На одном рисунке красноармеец прокалывает штыком Гитлера, порвавшего договор о ненападении, а на другом - Гитлера ждёт судьба Наполеона.


«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941

На третий день войны на улицах городов появился плакат Кукрыниксов: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». По сути это было первое подобное произведение, которое задало тон всей советской сатире и творчеству самих карикатуристов. Врага стали «бить» новым оружием, ясно сознавая его преступные намерения и бесчеловечность.

Во многом вдохновение художников стало оружием осаждённой страны. Сатирики в фантасмагорических, но объективных образах воссоздали историю фашизма, нанесли по нему и по его идеологии сокрушительные удары и поставили «точку» в Нюрнберге, где фашизм был осуждён мировым сообществом. Три талантливых художника убивали врага своим оружием-смехом и сатирой, поднимали боевой дух солдат…


Пиковое положение

Каждый день - в бой

Всю войну художники провели по сути на передовой. Они часто бывали в действующих частях, напрямую сталкивались с ужасами войны…

Кукрыниксы стали инициаторами создания «Окон ТАСС». Плакаты снабжались стихами и текстами. Все известные художники и карикатуристы объединили свои усилия в «Окнах», выступили единым фронтом против фашизма. Плакаты были очень популярны, не оставляли зрителей равнодушными. Простой народ с нетерпением ждал выхода очередных сатирических плакатов. Смех давал людям силы для дальнейшей борьбы.


Кукрыниксы. Три года войны. Окно ТАСС № 993

В 1942 году художники были удостоены высшей награды - Сталинской премии, потом их будет ещё четыре, а также Ленинская и Государственная премии.

Кукрыниксы были не только карикатуристами, но и замечательными художниками. Никого не оставил равнодушным подвиг Зои Космодемьянской, и они пишут картину «Таня», вызывавшую слёзы у зрителей. После появилась картина «Бегство фашистов из Новгорода». Художники в 1944 году приехали в Великий Новгород и застали разбитый памятник «Тысячелетие России», полуразрушенный Софийский собор. Все свои переживания они изобразили на этой картине. Но, наверное, венцом их творчества в годы Великой Отечественной войны стали картины «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», написанной в 1946 году, и «Конец. Последние часы в ставке Гитлера». Бесславное окончание войны в Берлине и ужас фюрера перед советскими войсками - не об этом ли мечтали художники в трагические месяцы 1941 года?


Курыниксы. Бегство фашистов из Новгорода

Война завершилась, и в нашей общей Победе есть заслуга и Кукрыниксов…

После Победы

В мирные послевоенные годы у художников работы не стало меньше. Они так же чутко реагировали на все события внутренней и внешней жизни. Доставалось от них мировому империализму, колониальной политике Соединённых Штатов, войне во Вьетнаме, Корее…

Кукрыниксы постоянно работали в журнале «Крокодил». Редко какой номер выходил без их очередной острой карикатуры. А уж все их работы ещё долго обсуждались на работе и дома. Как и прежде, Кукрыниксы не только смеялись. Они очень серьёзно относились к иллюстрированию книжек. До настоящего времени их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» считаются лучшими. Как говорили современники, их иллюстрации к книге «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова сделали её в два раза смешнее.


Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой»

В списке их работ иллюстрации к таким книгам, как «Фома Гордеев» и «Мать» Горького, «Портрет» Гоголя, «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Алексея Толстого.

Кукрыниксы получили все мыслимые и немыслимые премии. Их имена не забыты до сих пор. Постоянно устраиваются их выставки, а плакаты, созданные ими, обязательно присутствуют на всех выставках, посвящённых Великой Отечественной войне.

Источник иллюстраций: https://www.davno.ru

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Михаил Куприянов Порфирий Крылов Николай Соколов

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Ку приянова и Кры лова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Ник олая С околова.

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы.

В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск-вы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Кукрыниксы на фронте, 1942 год

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

О ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСЫ

Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. «А что вы можете нарисовать?» — спросил Жаров. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.

Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка — эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.

КАРИКАТУРЫ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСОВ

Будучи даровитыми живописца-ми, Кукрыниксы прежде всего и бо-лее всего — виднейшие мастера со-ветской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное со-бытие в международной жизни на-чиная с 30-х годов и кончая сегод-няшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.

В свое время карикату-ры Кукрыниксов беспощадно разо-блачали заговор империалистических держав против республикан-ской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Про-должение последней войны» и дру-гие). В этих, как и во всех других произведениях, художники высту-пают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.

С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры . Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).

Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.

ПЛАКАТЫ ВОВ В ТВОРЧЕСТВЕ КУКРЫНИКСОВ

Еще свежи в нашей памяти мно-гочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно раз-громим и уничтожим врага!», «Пре-вращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая — грозный удар по врагу» и другие. Отвечав-шие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным ору-жием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и тру-довому населению в тылу.

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появ-лялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958—1959 годах были опубликованы ка-рикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, по-священном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСОВ

Великий Новгород в январе 1944 года. На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Из-под снега торчат обломки варварски разрушенного памятника «Тысячелетие России». Около строений суетливо мечутся с факелами гитлеровские вояки. Вынужденные под могучими ударами Советской Армии позорно бежать из древнего города, они в бессильной злобе пытаются уничто-жить бесценные сокровища русской культуры.

Таково содержание широко из-вестной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Несмотря на драматическую напря-женность момента, хорошо передан-ную контрастами темных и светлых пятен, картина проникнута оптими-стическим настроением. Художники сумели показать в ней полнейшую обреченность выродков, намеревав-шихся поработить нашу социали-стическую Родину.

Патриотическим чувством проник-нуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные собы-тиям Великой Отечественной вой-ны, — «Таня», «Правда», «Конец».

"Таня"

"Конец"

В последней картине в образах большой художественной силы по-казана бесславная гибель гитле-ризма, в разгроме которого Совет-ский Союз сыграл решающую роль.

Иллюстрируя произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького, художники стремятся с максимальной полнотой раскрыть перед читателем гуманистическую направленность великой русской литературы. Наиболее удачны в этом отношении рисунки Кукрыниксов к гоголевской «Шинели», рассказам Чехова «Тоска» и «Спать хочется».

"Тоска"

"Шинель"

Басня "Лиса и Бобёр"

"Царь Николай рассматривает блоху"

Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладал яркой творческой индивидуальностью и много работал самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекали пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изобразил жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяли их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.

Галерея Мамонтовых показывает уникальную коллекцию сатирических произведений выдающихся советских графиков и живописцев XX века, мастеров политической сатиры, известных под псевдонимом Кукрыниксы, из собрания семьи Мамонтовых — одного из самых крупных частных собраний работ этих художни­ков. Экспонируются около 100 подлинных рисунков и плакатов, наиболее яркие и характерные работы художников военного времени: оригиналы плакатов «Окна ТАСС», карикатуры, эскизы, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, живописные этюды. Большинство представленных вещей не встречаются в изданиях, посвященных творчеству Кукрыниксов, и опубликованы только в каталогах галереи Мамонтовых.

Галерея Мамонтовых (Лаврушинский переулок, дом 11, корпус 1.)

Галерея Мамонтовых

Ставший легендарным псевдоним Кукрыниксы объединил трех художников — Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990) и Николая Алексан­дровича Соколова (1903-2000). Их творческий союз сложился еще в 1924-м — в годы учебы во ВХУТЕМАСе. Вместе они прора­ботали более шестидесяти лет, никогда не расставаясь. Имя Кукрыниксы стало не просто коллективным псевдонимом, а символом жанра острой политической карикатуры, принесшей трем художникам мировую известность.

Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Алексан­дрович Соколов

Антифашистские карикатуры появляются у них еще в 1930-е годы. Но только во время войны художники достигают настоя­щей творческой зрелости и заслуженно занимают одно из центральных мест в искусстве Великой Отечественной войны. Карикатуры и плакаты Кукрыниксов расходились миллионными тиражами. Их хорошо знали в Советском Союзе и за рубежом.

Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», а 24 июня плакат появился на улицах Москвы и других городов. Все пять лет войны они трудились ежедневно. Делали карикатуры в очередной номер газеты «Правда» или журнала «Крокодил», сочиняли листовки для немецких солдат (служившие им пропу­сками для сдачи в плен), оформляли упаковки для пищевых концентратов, рисовали плакаты для «Окон ТАСС». Через день эти плакаты появлялись на улицах. Наполненные едким, гнев­ным сарказмом и дерзким юмором, сквозь ужасы войны они несли уверенность в победе над злом. Измученные болью, горем и страхом люди ждали их с нетерпением и надеждой. Художники работали с удивительной самоотдачей. Разумеется, не все плакаты становились шедеврами, но фраз «не успели» и «не получилось» не существовало. Шла война… Во время воздуш­ных налетов надевали противогазы и спускались во двор -дежурить, или забирались на крышу дома — тушить «зажигалки». И снова в работу, как в рукопашную схватку с врагом.

Знаменитые «Окна ТАСС» — исключительное явление плакатно­го и сатирического искусства. Их создавали разные хорошие художники. Но вклад Кукрыниксов значителен особенно. Ориги­налы тиражируемых трафаретным способом «Окон ТАСС» зани­мают главное место в коллекции произведений Кукрыниксов галереи Мамонтовых. Огромные, склеенные из нескольких плотных листов, вызывающе яркие и красочные, а теперь уже пожелтевшие и обветшавшие от времени, сатирические плакаты Кукрыниксов для «Окон ТАСС» можно считать авангардом советского изобразительного искусства военного времени (в молодости, в эпоху смелых экспериментов, Кукрыниксы успели поработать с В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном). Особое внимание художники уделяли декоративной стороне изображения, стремясь сделать его броским и ясно различимым на расстоянии. Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеен­ные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боро­лись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечно­сти. Сами художники считали свое творчество «противостояни­ем». Проникнутое публицистическим пафосом, искусство Кукры­никсов противостояло варварству и жестокости фашизма. «Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский. Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен. Но сатири­ческие образы врага, созданные художниками, вызывали отнюдь не смех, но гнев, отвращение и ненависть. Плакатная сатира Кукрыниксов не так уж смешна и точно не безобидна, она груба и прямолинейна, зла и желчна. Ее эмоциональные характеристи­ки — искренность и страстность. Художественные — виртуозное мастерство и пластическая экспрессия. Ее историческое значение бесценно.

Творчество Кукрыниксов принадлежит классическим традици­ям сатирической графики, основанной на приемах зрительных характеристик, уподоблений, метафор. Каждое изображение «режиссируется» как трагикомическая мизансцена жестокого и кровавого фарса. Образ врага развивается в связи с изменением хода военных событий, но он всегда жесток, смехотворен и глуп. В начале войны — свирепый завоеватель. С развитием военных действий -жалкий неудачник. В любое время войны появляется образ врага-марионетки («Густав и устав», «Кукольный театр», «Цирк»). Осуждая и проклиная фашизм, Кукрыниксы не боятся крайностей. Часто художники прибегают к известному приему — изображают врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма («Убей его!», «Доигрался»); визуализи­руют народные поговорки и крылатые фразы («Молодец среди овец, против молодца — сам овца»); самостоятельно изобретают слова-образы (к примеру, «крыслинг» — существо с телом крысы и головой человека), используют приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом. Язык их карикатуры точен и прост, деталей не много, но каждая предельно вырази­тельна и, что примечательно, в отличие от образа деталь может быть забавной («Пузыри» и др.). Остроумие Кукрыниксов неис­черпаемо. Фантазия и изобретательность поразительны. Их сила — в сплоченности. Один человек не осилил бы такого творческого и эмоционального напряжения.

В качестве корреспондентов газеты «Правда» с этюдниками и красками, альбомами и карандашами Кукрыниксы «дошли до Берлина» (21 мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании акта о безоговороч­ной капитуляции Германии), присутствовали на Нюрнбергском процессе. В коллекции галереи Мамонтовых хранятся знамени­тые рисунки, сделанные Кукрыниксами в зале суда, шаржи на Гесса и прочих участников процесса, чьи лица за долгие годы войны художники успели изучить по фотографиям и кинохрони­кам. И снова работать приходилось оперативно: рисунки сразу же самолетом отправлялись в редакцию газеты. Главные объек­ты карикатур Кукрыниксов — Гитлер, Геринг и Геббельс были знакомы с их творчеством настолько хорошо, что включили художников в список потенциальных смертников, которые будут публично казнены при взятии немцами Москвы. На Нюрнберг­ском процессе им пришлось столкнуться лицом к лицу. Война нервов… При виде художников, вооруженных биноклями и карандашами, преступники прятали лица.

Из поездки в Берлин Кукрыниксы, каждый в отдельности, привезли много лирических живописных этюдов — изображений города, превращенного в руины (Н. Соколов. «Берлин. Дворец Вильгельма», «Берлин. Памятник Вильгельму I», «Берлин. Александр-платц»).

В свободное время в Берлине и Нюрнберге Кукрыниксы делают много натурных зарисовок: мирная жизнь города — торопливые рисунки на скорую руку, взахлеб (Н. Соколов. «На улицах г. Нюрнберга в декабре 1945 г.», «Жители Нюрнберга», «На улице Берлина»). «В основном женщины, дети, старики. Большинство из них несут узлы, чемоданы, почти у всех за спинами рюкзаки, … матери с детьми, с вещами… Встречаются и модные дамы, старики в цилиндрах, спешащие на похороны» (из воспомина­ний Кукрыниксов). Как всегда у Кукрыниксов, эти рисунки отличает острота и точность психологических и пластических характеристик.

Своим ежедневным трудом в годы войны Кукрыниксы боро­лись с фашизмом. Боль и гнев выливались в едкую, злую, беспо­щадную сатиру. Рисунки, сделанные в Германии, иные.

Н. Соколов Жители Нюрнберга, 1945.

Не опостылевший враг, а пережившие кошмар войны, возвращаю­щиеся к мирной жизни такие разные люди. И эти мирные зари­совки не хуже плакатов свидетельствуют о том, что война — это ничем не оправданное зло, с которым надо бороться. Лучшей награды и утешения, чем мир, нет.

Выставка продлится по 3 июля в галерее Мамонтовых
по адресу: Лаврушинский переулок, дом 11, корпус 1. Часы работы: с 12:00 — 20:00 , выходные: воскресенье и понедельника.

Трибуна, 1941.

«Многие гитлеровцы, пытаясь избежать ответственности за свои преступления, объявляют себя умершими, изменяют свои фамилии и направляются в Испанию и другие «нейтральные» страны» — из газет.

Его везут на черной колеснице
К испанской, дорогой ему границе
А он кричит: Полегче, дуралеи,
Не то я в самом деле околею!
С. Маршак

Фотографии Татьяны Алешиной