Максимов Владимир Емельянович (Самсонов Лев Алексеевич)(1930—1995). Писатель Владимир Максимов: краткая биография Писатель максимов пишет его биография

Влади́мир Емелья́нович Макси́мов (настоящее имя Лев Алексе́евич Самсо́нов ; 27 ноября 1930, Москва - 26 марта 1995, Париж) - русский писатель, публицист, редактор.

Биография

Родился в семье рабочего, пропавшего без вести на фронте в 1941.

Сменил фамилию и имя, убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда постоянно совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Был осужден по уголовным статьям и провел несколько лет в лагерях и ссылке.

После освобождения в 1951 жил на Кубани, где впервые начал публиковаться в газетах. Выпустил сборник стихов «Поколение на часах» (Черкесск, 1956).

Семья

  • отец Самсонов Алексей Михайлович (1901-1941), родился в дер. Сычёвка Узловского района Тульской губернии
  • мать Самсонова Федосья Савельевна (1900-1956), родилась в г. Узловая Тульской губернии
  • сестра отца Самсонова Мария Михайловна (1911-1995), родом из деревни Сычёвка Узловского р-на Тульской губернии, замужем никогда не была, другой семьи, кроме семьи своего брата никогда не имела
  • старший брат Лев, умер младенцем в Москве
  • старшая сестра Нина, умерла в 1940 году в Москве
  • младшая сестра Екатерина (1941), живёт в США

Творчество

По возвращении в Москву (1956) занимается разнообразной литературной работой. Первое значительное произведение - «Мы обживаем землю» (сборник «Тарусские страницы », 1961). Написанная раньше повесть «Жив человек» была напечатана в журнале «Октябрь» в 1962, затем вышла «Баллада о Савве» (1964) и другие произведения. В 1963 г. был принят в Союз советских писателей. Член редколлегии журнала «Октябрь» (октябрь 1967 - август 1968).

Романы «Карантин» и «Семь дней творенья», не принятые ни одним издательством, широко ходили в самиздате. За эти романы их автор был исключён из Союза писателей (июнь 1973), помещен в психиатрическую больницу. В 1974 Максимов был вынужден эмигрировать. Жил в Париже.

В 1974 году Максимов основал ежеквартальный литературный, политический и религиозный журнал «Континент», главным редактором которого оставался до 1992 года. Был исполнительным директором международной антикоммунистической организации «Интернационал сопротивления»

В эмиграции написаны «Ковчег для незваных» (1976), «Прощание из ниоткуда» (1974-1982), «Заглянуть в бездну» (1986) - о жизни адмирала Колчака, «Кочеванье до смерти» (1994) и др.

Написал также пьесы: «Кто боится Рэя Брэдбери?» (1988), «Берлин на исходе ночи» (1991), «Там, вдали за рекой…» (1991), «Где тебя ждут, ангел?» («Континент», № 75, 1993) «Борск - станция пограничная» («Континент», № 84, 1995).

Максимов писал неуравновешенно, жёстко. Часто меняются место и время действия, рав­но как и судьбы повествования; частности, взаимодополняя друг друга, обретают все­объемлюще-эпический характер. Проза Максимова убеждает прорывами самобытного природ­ного языкового таланта в реальную жизнь низших слоёв советского общества, мучительно знакомую ему по собственному опыту, а так­же сильным чувством моральной ответственности писателя-патриота.

Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Фразы

  • «Мы метили в коммунизм, а попали в Россию».
  • «А может, лучше было бы, чтоб Достоевский был у швейцарцев? А у нас взамен чтоб была нормальная жизнь».

Сочинения

  • Поколение на часах. Стихи, 1956
  • Мы обживаем землю // альманах «Тарусские страни­цы», 1961
  • Позывные твоих параллелей. Пье­са // «Октябрь», 1964, № 2
  • Жив человек, 1964
  • Ис­кушение // «Октябрь», 1964, № 9
  • Шаги к горизонту // «Октябрь», 1964, № 9
  • Стань за черту // «Октябрь», 1967, № 2
  • Семь дней творения, Frankfurt/M., 1971
  • Карантин, Frankfurt/M., 1973
  • Прощание из ниоткуда. Автобиографическая повесть, Frankfurt/M., 1974, кн.2, 1982
  • Сага о Сав­ве, Frankfurt/M., 1979
  • Ковчег для незваных, Frankfurt/M., 1979
  • Сага о носорогах, Frank­furt/M., 1981
  • Заглянуть в бездну, Paris, 1986
  • Растление великой империи, М., Алгоритм-Эксмо, 2010.

Наиболее полные издания

  • Собрание в 6 томах, Франкфурт-на-Майне: Посев, 1975-1979.
  • Собрание сочинений в восьми томах, М.: «ТЕРРА» - «TERRA», 1991-1993.
  • Самоистребление. М.: Голос, 1995.
Андрей Максимов – российский писатель-прозаик и автор пьес, радио- и телеведущий, журналист и театральный режиссер. Наиболее известен как великолепный интервьюер, удобный собеседник с харизматичным и глубоким стилем общения.

Он – член Союза писателей, Союза журналистов, Союза театральных деятелей РФ, руководит курсом в Московском институте телевидения и радио «Останкино», является редактором-консультантом Всероссийской телерадиокомпании.

Детство и семья Андрея Максимова

Родился Максимов в Москве 25 апреля 1959 года «не просто в хорошей, но в замечательной семье», как позже отмечал сам писатель. Его отец – известный поэт и переводчик Марк Давыдович Максимов (настоящая фамилия Липович), мать Антонина Николаевна Максимова, работала в Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей СССР.

Дома у них бывали Андрей Тарковский , снявший знаменитый «Солярис» и «Зеркало», Юрий Левитанский, песни на стихи которого звучат в кинофильме «Москва слезам не верит», Андрей Соболь, один из первых переводчиков Шолом-Алейхема на русский язык, и другие представители истинной интеллигенции и поэтического авангарда той эпохи.

Максимов с детства мечтал стать писателем или, в крайнем случае, дрессировщиком. Когда ему было 14 лет, впервые напечатался в «Комсомольской правде» на странице для старшеклассников «Алый парус». Затем писал и для других газет – «Собеседник», «Россия», журналов «Пионер», «Дар». Но первым местом его работы, отмечал в автобиографии Андрей Маркович, был морг московской городской больницы № 36.

После школы Максимов поступил на заочную форму обучения факультета журналистики МГУ, где учился с перерывами целых 14 лет, тем самым, поставив своеобразный рекорд.

Работа Андрея Максимова на телевидении

Телевизионная карьера Андрея Марковича началась в 1996 году, когда Лев Юрьевич Новоженов привел его в телекомпанию «Авторское телевидение». Своими учителями в телепрофессии Максимов считает, наряду с Новоженовым, Киру Прошутинскую , Анатолия Малкина и, в какой-то степени, даже Владимира Познера , который дал ему несколько чрезвычайно важных советов.

На АТВ Максимов был ведущим нескольких передач. Среди них, «Пресс-клуб», задуманный в качестве альтернативы информационным программам, «Старая квартира» об историях из жизни простых людей, «Мужчина и женщина» о знаменитых людях нашего времени. Как телеведущий уникальных «народных новостей» «Времечко» в 1999 году Андрей Маркович был удостоен премии ТЭФИ за высшие достижения в области телевизионных искусств. Был принят в Российскую Академию телевидения. С 1 июля 2005 года перешел с телекомпании АТВ на работу в ВГТРК.

Максимов вел также программу «Ночной полет» на каналах НТВ, ТВЦ, «Культура». В 2006 году ее наградили премией «Театрал», как лучший телепроект о театре. Один раз в месяц Андрей Маркович помогает беседовать с людьми Михаилу Жванецкому в его передаче «Дежурный по стране», дважды получившей высшую теленаграду ТЭФИ среди юмористических программ (в 2006 и 2012 годах).

С осени 2007 года Андрей Маркович был ведущим программы «Личные вещи», которая производилась блестящим питерским продюсером Евгением Биновым. В ходе передачи знаменитые люди через рассказ о своих памятных вещах открывали и обнародовали что-то реальное, истинное, неожиданное о себе, позволяя зрителю узнавать иногда реальные тайны. Эта передача также удостоена национальной премии ТЭФИ (2010).

Был ведущим также «Программы передач Андрея Максимова» на Пятом канале. Первоначально эту передачу, суть которой в том, чтобы, отталкиваясь от старых и любимых многими фильмов и телепередач, побеседовать о сегодняшних проблемах, вела Светлана Сорокина. Затем, из-за загруженности, она предложила Андрею Марковичу делать передачу по очереди, с чем он с удовольствием и согласился.

Интеллектуальная телеигра «Ночь в музее» стала первым для Максимова опытом ведения шоу, автором и продюсером которой стал также Евгений Бинов. В последнее время тематические ночи в музеях, благодаря особенно волнующей и таинственной атмосфере, которая сопровождает темноту, очень популярны в мире. Местом действия российской версии для первых игр был выбран Исторический музей, где игроки отвечали на вопросы и занимались поиском определенных предметов в хранилище музея. Максимов также сотрудничал с радиостанциями «Культура», «Маяк», «Шансон».

С 2012 года провел цикл телепередач «Диалоги при свидетелях с Андреем Максимовым» в Московском международном Доме музыки, был ведущим информационно-познавательной программы «Наблюдатель» в партнерстве с Ладой Аристарховой, Феклой Толстой и Алексом Дубасом, рассказывающей и заставляющей поразмышлять о ярких событиях в научной и духовной сферах общества.

Писательская деятельность Максимова

Рекомендации в Союз писателей Андрею Марковичу дали Григорий Горин и Лев Устинов, чем он безмерно гордится. Максимов – автор более десяти книг, среди них учебное пособие «Профессия: тв-журналист», сборник «Любовь ушедшего века. Марк Максимов и его друзья», книги «Психофилософия. Книга для тех, кто перепутал себя с камнем» и и «Психофилософия 2.0». С увлечением читает лекции студентам журфака МГУ.


Еще с юности увлеченный театром, он пишет пьесы и ставит их как режиссер. Премьера первой работы под названием «Кладбищенский ангел» состоялась 29 апреля 1989 года в московском театре имени Ленинского комсомола. Затем в 1994 году в театре им. Пушкина был поставлен его «Французский бенефис», в 1997 году в Государственном театре Сатиры на Васильевском острове Романа Виктюка в конце 2012 года и впечатлила не только зрителя, но и самого автора принципиально новой постановкой.

Хотя критики зачастую отзываются о спектаклях Максимова негативно, тем не менее, за драматургические работы в 2006 году он был удостоен премии и медали «Профессионал России».

Личная жизнь Андрея Марковича

Максимов женат на журналистке, шеф-редакторе передачи «Мужчины и женщины» на АТВ Ларисе Усовой. Несмотря на то что это третий брак писателя, о предыдущих избранницах, к сожалению, ничего не известно.

От первого у него есть старшая дочь Ксения, ставшая режиссером, от второго брака – средний сын Максим, проживающий в Бельгии и работающий в сфере охраны природы, и младший, совместный с нынешней супругой – Андрей. Он актер и проживает в Москве вместе с родителями. Он очень часто снимается в кино и выступает в театрах.

У Андрея Марковича есть старшая сводная сестра Марина (от первого брака отца). Они дружны, несмотря на разделяющее их расстояние – она проживает в США.

Главным стимулом в жизни людей считает деньги, любовь и славу. Полагает, что Израиль – это именно та страна, в которой он хотел бы встретить старость.

Андрей Максимов сегодня

В 2014 году мужчина разработал уникальную систему и написал книгу «Психофилософия». Ознакомившись с ней запутавшиеся люди найдут много ответов на самый распространенный вопрос: «Как правильно выстроить идеальные отношения с миром и самим собой».

В январе 2016 года Андрей вновь заглянул к Михаилу Жванецкому на телепередачу «Дежурный по стране», где вновь шутил и радовал зрителей. Кроме этого, 20 марта 2016 все желающие могли посетить Дом Музыки в Москве и в полной мере насладиться концертом своего кумира.

Максимов Владимир Емельянович (1930 - 1996), прозаик. Родился 9 декабря в Ленинграде в семье крестьянина, посаженного в 1933 в тюрьму как "троцкист". Максимов беспризорничал, затем воспитывался в детских колониях, из которых шесть раз убегал.

Окончил школу ФЗО (фабрично-заводское обучение), получил профессию каменщика. Работал на стройках; искал алмазы на Таймыре.

С 1952 работал на Кубани, где и начал писать. Первый сборник стихов и поэм "Поколение на часах" вышел в 1956.

Максимов заявил о себе как писатель повестью "Жив человек", напечатанной К.Паустовским в сборнике "Тарусские страницы" в 1964. Сборник был осужден критикой, редактор снят за "политическую близорукость".

В 1970-е написал романы "Мы обживаем землю" и "Семь дней творенья". Эти романы вызвали такой шквал осуждения, что Максимов вынужден был эмигрировать (1973). В Париже организовал журнал "Континент", выходивший на 11 языках. Журнал был задуман как издание, объединяющее силы сопротивления тоталитарной системе и идеологии, и он выполнил эту роль. В разное время в нем сотрудничали А.Солженицын, А.Синявский, А.Сахаров, И.Бродский и многие другие представители творческой интеллигенции.

На Западе были опубликованы романы Максимова "Ковчег для незваных", "Карантин", "Сага о Савве", публицистическая "Сага о носорогах". В 1990-е романы Максимова были переизданы в России, а в 1991 вышло его собрание сочинений в восьми томах.

В 1992 в театре им. В.Маяковского была поставлена пьеса Максимова "Кто боится Рэя Бредбери?".

В 1990 писателю было возвращено советское гражданство, которого его лишили после эмиграции за границу.

В последние годы жизни он часто приезжал в Россию и подолгу жил в Москве, надеялся на скорые демократические перемены. Действительность показала, что надежды были преждевременны. В выступлениях Максимова все чаще звучали пессимизм и неверие в будущее России. В 1996 В.Максимов скончался.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Максимов Владимир Емельянович (27.11.1930-25.03. 1995), писатель. Воспитывался в детских колониях. Окончил школу ФЗО, получил профессию каменщика. Работал на стройках: искал алмазы на Таймыре; с 1952 работал на Кубани, где и начал писать. Первый сборник стихов и поэм «Поколение на часах» вышел в 1956. В 1961 в сборнике «Тарусские страницы» опубликована повесть «Мы обживаем землю». Повесть «Жив человек» (1962; инсценирована Московским театром драмы им. А. С. Пушкина, 1965), рассказы «Дуся и нас пятеро», «Искушение», «Шаги к горизонту» и др. посвящены людям с несложившимися судьбами. Книгам Максимова присущи трагические конфликты, острый сюжет. Писатель отстаивает мысль о нравственной стойкости человека. В 1964 Максимов опубликовал пьесу «Позывные твоих параллелей». Повесть «Жив человек» переведена на многие языки.

В 1971 за рубежом выходит роман Максимова «Семь дней творения». Писатель стремился рассказать в нем о корнях и последствиях происшедших в России в ХХ в. трагических событий. Своеобразие романа определяется сложившимся к тому времени христианским мировоззрением Максимова. Процесс идейного самоопределения, стремление сказать свое слово в общественной дискуссии, протекавшей и в открытой печати, и на страницах самиздата, обусловили резко оппозиционную и в то же время патриотическую настроенность, проявившуюся в романе.

Создавая свою христианскую версию русской истории ХХ в., Максимов раскрывал судьбы людей в свете евангельского учения - как путь через соблазны и грехопадения к вере. Пафос романа - в утверждении национального, народного начала и христианства как его основы, в утверждении необходимости «возвращения к себе».

В романе «Карантин» писатель использует более широкие временные рамки, прослеживая катастрофические изменения национального религиозного сознания, приведшие к революционным потрясениям. Историческими экскурсами Максимов иллюстрирует борьбу соблазна и веры в судьбе России. В романе выражено неприятие современного советского общества, неприемлемого, как виделось Максимову, для человека. Отрицая настоящее, Максимов противопоставляет ему национальное прошлое.

В романе «Прощание из ниоткуда» (1974), позднее ставшем 1-й частью одноименной дилогии, писатель строит автобиографическое повествование, избрав сюжетным стержнем путь к христианскому обращению. Судьба героя разворачивается на фоне жизни общества, в изображении которой акцентированы темные, жестокие, трагические проявления.

В эмиграции Максимов создает целый ряд романов: «Ковчег для незваных» (1978), «Чаша ярости» - 2-я часть дилогии «Прощание из ниоткуда» (1981), «Заглянуть в бездну» (1985), «Кочевание до смерти» (1994).

В «Ковчеге для незваных» отчуждение народа от власти вызывает в нем порыв к вере. В произведении звучит мысль об особой роли России в мире. Эта идея развита в романе «Заглянуть в бездну», где центральная тема - революция и национальная судьба России. Трактовка событий революции как роковых не только в истории страны, но и во всемирном масштабе влечет постановку вопроса о неразгаданности значения этой трагедии для человечества.

Революция в романе - это грозное наступление разрушительных сил на мир; человек здесь - жертва, его возможности видятся писателю теперь меньшими, чем раньше. Нарастает скептицизм по отношению к цивилизации вообще.

Максимов резко осуждал моральный релятивизм, трусость и конформизм либеральной интеллигенции. Наиболее ярко эта позиция проявилась в памфлете «Сага о носорогах» (1979), вызвавшем бурю возмущения в эмигрантских и диссидентских кругах. Писатель с беспощадной прямотой высказывался о героях шумных общественных кампаний.

Серьезная полемика с А. Солженицыным, то обостряясь, то утихая, сопровождала взаимоотношения этих писателей. Смысл ее и позиция Максимова в этом споре полно отражены в его открытом письме Солженицыну, опубликованном в к. дек. 1994 в «Правде». Личность и деятельность Солженицына стали для Максимова наиболее типичным проявлением «крайнего, почти патологического эгоцентризма», свойственного многим в эмигрантской и диссидентской среде.

Резко полемичная по духу и тону публицистика Максимова последних лет посвящена защите интересов России и русского народа.

А. Д., М. У.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Максимов Владимир Емельянович (настоящее имя Лев Алексеевич Самсонов) - прозаик, публицист, драматург, поэт, переводчик.

Родился в семье рабочего, выходца из крестьян. Отец погиб в 1941 на фронте. Максимов, окончив 4 класса московской школы, ушел из дому, вел бродячую жизнь. Скитаясь по стране, в 16-летнем возрасте был осужден на 7-летний срок лишения свободы, безуспешно пытался бежать, вскоре был освобожден по состоянию здоровья. Затем работал на стройках и в экспедициях в Сибири и на Крайнем Севере.

С 1952 Максимов - на Кубани. Здесь он становится профессиональным журналистом.

В 1954 перебирается на Ставрополье, в Черкесск, где сотрудничает в местных газетах и на радио. Еще на Кубани Максимов начал публиковать свои стихи, а в 1956 в Черкесске издал сборник «Поколение на часах», куда вошли стихи и поэмы, а также переводы национальных поэтов Северного Кавказа. Книга не привлекла особого внимания.

В том же году Максимов возвращается в Москву, где несколько лет занимается разнообразной литературной работой, в частности переводами стихов национальных поэтов СССР. Его статьи и очерки в конце 1950-х - начале 1960-х печатаются в столичных изданиях, в т.ч. в «Литературной газете». Первое по-настоящему значительное произведение Максимова, повесть «Мы обживаем землю», увидело свет в 1961 в альманахе «Тарусские страницы», редактором которого был К.Паустовский.

В 1962 в журнале «Октябрь» появилась другая повесть - «Жив человек» (первая по времени написания). Максимов остался постоянным автором этого журнала почти до конца 1960-х.

Ранняя проза писателя построена на автобиографическом материале. Место действия в ней - глухие таежные поселки и северная тундра, герои - маргиналы, бродяги или даже уголовники, находящиеся в конфликте с обществом. Максимов «застает своих героев на той тропе и в ту минуту, когда они ценой жесточайшего душевного кризиса круто ломают свою судьбу. Тогда в них обнаруживается личность иного порядка, которая не хочет мириться с инерцией сложившегося существования и решается, наконец, отведать другого пути» (Борисова И. // В литературном зеркале. С.144).

Тема бунта против несправедливостей мира, его неустроенности - сквозная в творчестве Максимова. Писатель пришел в литературу как представитель от наиболее бесправных и униженных социальных слоев.

В повестях 1960-х («Мы обживаем землю», «Жив человек», «Баллада о Савве», «Стань за черту», «Дорога») Максимов находился под определенным воздействием Горького, чье влияние можно обнаружить в тематике и проблематике его произведений. Как и Горькому, ему свойствен автобиографизм особого рода: рассмотрение своего жизненного пути как общественно значимого, раскрывающего какие-то важные стороны национальной судьбы. С горьковским наследием связан и образ героя-маргинала, своеобразного «отщепенца», «выламывающегося» из своей среды. Но, в отличие от Горького, Максимов с годами все более тяготел к религиозной интерпретации описываемых явлений, ориентируясь в этом на Достоевского. «Можно без преувеличения сказать,- отмечал Максимов,- что Достоевский сформулировал психологию и мировоззрение, в частности, моего поколения» (Континент. 1981. №28. С.354).

В 1960-е повести Максимов неоднократно переиздавались, в авторской драматургической обработке успешно ставились в театрах.

В 1963 Максимов становится членом СП СССР.

В продолжение нескольких лет он тесно сотрудничает с журналом «Октябрь», редактором которого был в это время В.Кочетов, а в 1967-68 несколько месяцев является членом его редколлегии. В это время журнал, как и его редактор, слыл «реакционным» и находился в остром конфликте с флагманом либерального движения - «Новым миром». Причину, побудившую Максимова к столь рискованному сотрудничеству, следует видеть в его изначальной оппозиционности, даже более резкой, чем у либералов-«шестидесятников». Независимый курс «Октября» какое-то время представлялся ему предпочтительнее, чем скомпрометировавшие себя конформизмом «официальные оппозиционеры» - «шестидесятники». Позже Максимов отмечал свою чуждость современной ему литературе: «В литературной среде своего поколения я с самого начала казался изгоем, пасынком» (Сага о носорогах. С.125).

Оппозиционные настроения Максимов явно проявились в конце 1960-х - начале 1970-х. Его публицистические статьи и открытые письма, содержащие острую, непримиримую критику существовавшего строя, распространялись в самиздате, публиковались в русскоязычных эмигрантских изданиях. В первой половине 1970-х в самиздате распространились 2 романа Максимова - «Семь дней творения» (1971) и «Карантин» (1973). Содержащиеся в них резкое неприятие политических и идейных устоев советского общества, социальная критика, христианская направленность этих и других художественно-публицистических произведений писателя привели его к окончательному разрыву с властями.

26 июня 1973 Максимов был исключен из СП «за политические взгляды... и... творчество, несовместимые с Уставом Союза писателей СССР и званием советского писателя» (цит. по: Пугач А.- С.81). Оказавшись вне рамок профессиональной литературы, Максимов был поставлен в трудные условия. Между тем имя писателя становилось все более известным на Западе. Эмигрантское издательство «Посев» печатает в конце 1971 роман «Семь дней творения», в 1973 там же выходит «Карантин». Оба произведения были вскоре переведены на основные европейские яз. и привлекли, как и личность автора, определенное внимание общественности.

Зимой 1974 Максимову вместе с женой было разрешено выехать во Францию сроком на 1 год.

30 янв. 1975 Указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишен советского гражданства. Писатель завоевал достаточно прочное положение в эмигрантских и западных общественных кругах, прежде всего как редактор и издатель международного журнала «Континент».

Роман «Семь дней творения» - бесспорно, самое значительное произведение Максимова. Писатель стремился рассказать в нем о корнях и последствиях происшедших в России в XX в. трагических событий. Своеобразие романа определяется сложившимся к тому времени христианским мировоззрением Максимова. Процесс идейного самоопределения, стремление сказать свое слово в общественной дискуссии, протекавшей и в открытой печати, и на страницах самиздата, обусловили резко оппозиционную и в то же время патриотическую настроенность, проявившуюся в романе. Острота конфликтов, трагических жизненных противоречий, поиски единственно верного нравственного решения - все эти черты прозы писателя 1960-х получили развитие в романе.

Создавая свою христианскую версию русской истории XX в., Максимов раскрывал судьбы людей в свете евангельского учения - как путь через соблазны и грехопадения к вере. Пафос романа - в утверждении национального, народного начала и христианства как его основы, в утверждении необходимости «возвращения к себе».

В романе «Карантин» писатель использует более широкие временные рамки, прослеживая катастрофические изменения национального религиозного сознания, приведшие к революционным потрясениям. Историческими экскурсами Максимов иллюстрирует борьбу соблазна и веры в судьбе России. В романе выражено неприятие современного советского общества, неприемлемого, как виделось Максимову, для человека. Отрицая настоящее, Максимов противопоставляет ему национальное прошлое.

В романе «Прощание из ниоткуда» (1974), позднее ставшем 1-й частью одноименной дилогии, писатель строит автобиографическое повествование, избрав сюжетным стержнем путь к христианскому обращению. Судьба героя разворачивается на фоне жизни общества, в изображении которой акцентированы темные, жестокие, трагические проявления. В эмиграции Максимов создает целый ряд романов: «Ковчег для незваных» (1978), «Чаша ярости» - 2-я часть дилогии «Прощание из ниоткуда» (1981), «Заглянуть в бездну» (1985), «Кочевание до смерти» (1994).

В «Ковчеге для незваных» отчуждение народа от власти вызывает в нем порыв к вере. В произведении звучит мысль об особой роли России в мире. Эта идея развита в романе «Заглянуть в бездну», где центральная тема - революция и национальная судьба России. Трактовка событий революции как роковых не только в истории страны, но и во всемирном масштабе влечет постановку вопроса о неразгаданности значения этой трагедии для человечества.

Революция в романе - это грозное наступление разрушительных сил на мир; человек здесь - жертва, его возможности видятся писателю теперь меньшими, чем раньше. Нарастает скептицизм по отношению к цивилизации вообще.

После «Семи дней творения» Максимов становится известен читателю прежде всего как романист, хотя жанровое разнообразие не уходит из его творчества. Пьесам, написанным в конце 1980-х - начале 1990-х, свойственны те же черты, что и прозе: оппозиционность по отношению к политической идеологии, резкое неприятие исторического опыта послереволюционных лет, критика отечественного настоящего с христианских позиций, патриотическая вера в русский самобытный путь, мысль о том, что коммунизм искал естественный ход исторического развития России и что стоит лишь избавиться от него, как начнется «восстановление ткани жизни». Действительность опровергла это представление. «Никто из нас, кто боролся с коммунизмом, не представлял последствия,- признавался Максимов - Это вызов истории, на который ни у кого не оказалось ответа, ни у Запада, ни у Востока» (Конец прекрасной эпохи // Российские вести. 1993. 15 июля).

Раздумья о судьбах Запада и Востока нашли отражение в пьесах «Кто боится Рэя Бредбери?» (1988), «Берлин на исходе ночи», «Там, вдали за рекой...» (обе - 1991), «Где тебя ждут, ангел?» (1993). Наиболее масштабно эти размышления представлены в последнем романе Максимова «Кочевание до смерти». Здесь доминируют настроения скепсиса, даже отчаяния. Максимов - в оппозиции к цивилизации; враждебной человеку.

Включившись в конце 1960-х в диссидентское движение, Максимов сразу занял в нем особое место. Ему было свойственно критическое отношение к либеральной интеллигенции как во время жизни в России, так и в эмиграции. Это создавало повод для многочисленных нападок, которые часто находили место на страницах журнала «Синтаксис», издаваемого М.Розановой и А.Синявским. Максимов резко осуждал моральный релятивизм, трусость и конформизм либеральной интеллигенции. Наиболее ярко эта позиция проявилась в памфлете «Сага о носорогах» (1979), вызвавшем бурю возмущения в эмигрантских и диссидентских кругах. Писатель с беспощадной прямотой высказывался о героях шумных общественных кампаний.

Серьезная полемика с А.Солженицыным, то обостряясь, то утихая, сопровождала взаимоотношения этих писателей. Смысл ее и позиция Максимова в этом споре полно отражены в его открытом письме А.Солженицыну, опубликованном в конце дек. 1994 в «Правде». Личность и деятельность А.Солженицына стали для Максимова наиболее типичным проявлением «крайнего, почти патологического эгоцентризма», свойственного многим в эмигрантской и диссидентской среде.

Хотя творчество Максимова в последние годы вернулось к русскому читателю и сам он в 1990-е неоднократно посещал Россию, его резко критическая настроенность и оценка современной отечественной жизни осложняли его положение на родине.

На протяжении последних полутора лет жизни Максимов был постоянным автором «Правды». Противники писателя усмотрели в этом проявление беспринципности, идейную капитуляцию человека, известного своей антикоммунистической позицией. Но Максимов, не отступая от главного в своих взглядах и творчестве, был подлинно патриотичен. Его резко полемичная по духу и тону публицистика последних лет посвящена защите интересов России и русского народа.

А.Р.Дзиов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 505-508.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 8 т. М., 1991-93;

Сага о носорогах. Франкфурт н/М., 1981;

Где тебя ждут, ангел? Встречи в двух актах, шести картинах // Континент. 1993. №75.

Литература:

Мальцев Ю.В. Вольная русская литература. 1955-1975. Франкфурт, 1976;

В литературном зеркале: О творчестве Владимира Максимова. Париж; Нью-Йорк, 1986;

Пугач А. В гостях у «Континента» // Юность. 1989. №12;

Глэд Д. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М., 1991-1992;

Бондаренко В. Молитва о всех заблудших: Христианская проза Владимира Максимова // День. 1992. №29/57;

Сочинения:

Собр. соч.: В 8 т. М., 1991-93.

Далее читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

МАКСИМОВ, ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВИЧ (наст. фамилия, имя и отчество Самсонов, Лев Алексеевич) (1930–1995), русский писатель, публицист. Родился в Москве 27 ноября 1930, сын рабочего, репрессированного в кампанию борьбы с троцкизмом. Сменив фамилию и имя, сбежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Получил профессию каменщика в школе ФЗО. Работал на стройках, искал алмазы на Таймыре.

В 1951, после освобождения из мест заключения, был определен на жительство в одну из станиц Кубани. Начал выступать как колхозный поэт в газетах Краснодара; в 1956 в г.Черкесске опубликовал сборник стихов и поэм Поколение на часах . Он оказался художественно невыразительным в силу поверхностной публицистичности и штампованности поэтической речи. В 1961 в сб. Тарусские страницы вышла повесть Максимова Мы обживаем землю , где на основе впечатляющего личного опыта рассказывалось о поисках таежными бродягами, мужественными и неспокойными людьми, своего места в жизни.

В 1962 известный писатель В.А.Кочетов опубликовал в руководимом им журнале «Октябрь» повесть Максимова Жив человек , вызвавшую доброжелательные отклики (инсценирована в 1965 Московским театром драмы им. А.С.Пушкина), и ввел молодого литератора, с конца 1950-х годов вернувшегося в Москву и в 1963 принятого в Союз писателей СССР, в редколлегию своего издания (1967–1968). В 1964 Максимов опубликовал «производственную» пьесу Позывные твоих параллелей .

В то же время усиление трагических нот в творчестве Максимова (рассказы Дуся и нас пятеро , Искушение ; Шаги к горизонту , др. назв. Баллада о Савве , все 1963; повести Дорога , 1966; Стань за черту , 1967), острота коллизий, обнажавших социальное неблагополучие общества, привели писателя к созданию романа-эпопеи Семь дней творения (1971), пронизанного тоской по христианскому идеалу. Здесь прослеживается судьба крестьянского рода Лашковых, оторванного от его корней – земли и православия. Автор описывает новые социальные роли ее членов– железнодорожников, строителей, дворников, актеров, лесничих, их новую житейскую географию – от Москвы до казахстанских степей, их подчиненность законам государства, возбуждавшего то тягу к перемене мест, то неистовый энтузиазм. Тяжкое прозрение переживает старейшина рода Лашковых, самоотверженно служивший «делу коммунизма» и на исходе жизни осознающий неправоту своего пути.

Проповеднически-морализаторский, откровенно тенденциозный пафос жесткой прозы Максимова вместе с тяготением писателя к «босяцкой» романтике, людям «дна» с их неизменной ненавистью к любым благополучным, особенно ярко проявившийся в первом романе Максимова, позволяет критикам видеть в его творчестве сплав художественных традиций Ф.М.Достоевского и М.Горького . Одновременно эта тенденция способствовала расцвету публицистики Максимова, затрагивающей вопросы политики, религии, идеологии, литературной жизни, национального самосознания, непримиримой к фальши не только советского, но и постперестроечного общественного устройства (как и западной демократии – памфлет О носорогах ) и ассоциирующейся порой с современным русским антизападничеством и «почвенничеством».

Углубляет разногласия с властями следующий роман Максимова – Карантин (1973), где двое людей в поезде, остановленном в степи из-за эпидемии холеры, ищут в друг друге, а затем и в Спасителе опору для духовного возрождения и выхода из круга бесцельного и греховного существования. Опубликованный на Западе и в «самиздате» , роман послужил поводом для помещения его автора в психиатрическую больницу и исключения из СП (1973). В 1974 писатель эмигрирует, поселяется в Париже и основывает там журнал «Континент» (до 1992), продолживший герценовские традиции русской литературы в изгнании. Вокруг издания собрались силы эмиграции «третьей волны» (в т.ч. А.И.Солженицын и А.А.Галич ; среди членов редколлегии журнала – В.П.Некрасов, И.А.Бродский , Э.И.Неизвестный , А.Д.Сахаров , называвший Максимова «человеком бескомпромиссной внутренней честности»). В 1990-е в один из своих приездов в Россию, Максимов передал «Континент» московским литераторам.

Во Франции Максимов пишет романы Ковчег для незваных (1976), повествующий об освоении Советским Союзом Курильских островов после Второй мировой войны, и Заглянуть в Бездну (1986), историю любви адмирала А.В.Колчака , – оба на подкрепленном документальными сценами и справочными материалами историческом фоне, с неприятием большевизма, трактуемого как апофеоз насилия и исторического волюнтаризма, антипод христианской цивилизации; а также роман Кочевание до смерти (1994), насыщенный автобиографическими реминисценциями, полный обличений не только советской действительности (особенно через призму рассказа о казачьем мятеже 1920-х), но и тяжкой атмосферы русской эмиграции.

Он был антикоммунистом и постоянным (в последние полтора года жизни) автором газеты «Правда», беспощадным аналитиком и верующим христианином, для одних – беспринципным капитулянтом, для других – пророком. По мнению многих литературоведов Максимов явил в своем противоречивом облике некую ипостась протопопа Аввакума с его идеей «отстаивания» России и всего русского во враждебном кольце западной цивилизации.

Родился в семье рабочего, репрессированного в 1930-х годах. По другим сведениям, отец погиб на фронте в 1941.

Сменил фамилию и имя, убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда постоянно совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Был осужден по уголовным статьям и провел несколько лет в лагерях и ссылке. После освобождения в 1951 жил на Кубани, где впервые начал публиковаться в газетах. Выпустил сборник посредственных стихов «Поколение на часах» (Черкесск, 1956).

По возвращении в Москву (1956) занимается разнообразной литературной работой. Первое значительное произведение - «Мы обживаем землю» (сборник «Тарусские страницы», 1961). Написанная раньше повесть «Жив человек» была напечатана в журнале «Октябрь» в 1962, затем вышла «Баллада о Савве» (1964) и другие произведения. В 1963 г. был принят в Союз советских писателей.

Романы «Карантин» и «Семь дней творенья», не принятые ни одним издательством, широко ходили в Самиздате. За эти романы их автор был исключен из Союза писателей, помещен в психиатрическую больницу. В 1974 Максимов был вынужден эмигрировать. Жил в Париже.

В 1974 г. Максимов основал ежеквартальный литературный, политический и религиозный журнал «Континент», главным редактором которого оставался до 1992 г. В эмиграции написаны «Ковчег для незваных» (1976), «Прощание из ниоткуда» (1974-1982), «Заглянуть в бездну» (1986), «Кочеванье до смерти» (1994) и др.

Наиболее полные издания

Собрание в 6 томах, Франкфурт-на-Майне: Посев, 1975-1979;

Собрание сочинений в восьми томах, М.: «ТЕРРА» - «TERRA», 1991-1993;

Лучшие дня

Скромная жизнь после крупного выигрыша
Посетило:534

Посетило:457