Обучение грамоте в 5 лет

Программа дополнительного образования детей группы Разновозрастная – 1 (возраст от 5 до 6 лет):

Кружок

«Обучение грамоте»

Разработал

Гаевская Е.П., воспитатель

г. Куйбышев, 2014г.

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. это овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Возрастные особенности детей

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонацион но взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отлича ется от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем дру гие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинн ые объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достато чно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключае мость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразитель ность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют прак тически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в

игровой деятельности; структурированием игрового пространства; даль нейшим

развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой

продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представле ния, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Целью данной кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста является - развитие звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа, овладение навыком чтения, формирование графических навыков.

Основными задачами данной программы по подготовке детей к обучению грамоте

являются:

Формирование запаса умений и знаний, которые станут базой для дальнейшего

обучения в школе;

Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

Овладение навыками речевого общения;

Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;

Формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Раздел 2. Планируемые результаты

Может участвовать в беседе.

Умеет доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Использует в речи:

Прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов.

Умеет заменять слово другим словом со сходным значением.

Различает на слух и отчетливо произносит сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш –ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р.

Определяет место звука в слове (начало, середина, конец).

Умеет согласовывать слова в предложениях:

Прилагательные с существительными.

Умеет образовывать

Однокоренные слова,

Глаголы с приставками.

Составляет по образцу простые и сложные предложения.

Раздел 3. Педагогическая диагностика

Критерии

Форма проведения

Инструментарий

Ответственный

1. Может участвовать в беседе.

2. Умеет доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Педагогическое

наблюдение

Воспитатель

3. Может решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Воспитатель

4. Использует в речи:

Существительные, обозначающие предметы бытового окружения;

Прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов;

Педагогическое

наблюдение

Д/и «Назови, что покажу»

Материал: картинки, с изображением предметов бытового окружения.

Д/и «Какой? Какая? Какое?»

Воспитатель

    Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных.

Диагностическое задание

Д/у «Какой? Какая? Какое?»

Материал: предметные картинки лимон, яблоко, елка и другие.

Воспитатель

6. Умеет заменять слово другим словом со сходным значением

Диагностическое задание

Д/и «Как сказать по – другому?»

Н. Б. Вершинина «Комплексная диагностика уровней освоения программы. Старшая группа», с. 17

Воспитатель

6. Различает на слух и отчетливо произносит сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш –ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р

Диагностическое обследование

«Психолого – педагогическая диагностика развития детей» под редакцией Е.А. Стребелевой.

Воспитатель

7. Определяет место звука в слове (начало, середина, конец)

Диагностическое задание

Д/и «Определи место звука в слове», Д/и «Подбери слово с заданным звуком»

Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др.

Воспитатель

8. Умеет согласовывать слова в предложениях:

Существительные с числительными;

Прилагательные с существительными;

Педагогическое наблюдение

Д/и «Сколько их»

Д/и «Что в магазине?»

Воспитатель

9. Умеет образовывать слова разными способами.

Педагогическое наблюдение

Дидактическое упражнение «Придумай слово».

Воспитатель

10. Умеет образовывать

Однокоренные слова,

Глаголы с приставками.

Педагогическое наблюдение

Дидактическая игра «Продолжи словарный ряд» Д/и «Подскажи словечко»

Воспитатель

11. Составляет по образцу простые и сложные предложения.

Педагогическое наблюдение

Д/и «Составь и запиши предложения» Материал: любая сюжетная картинка, полоски, точки для составления схемы предложения.

«Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет» Е.В. Колесникова, с.41, №5 (задание 4)

Воспитатель

12. Составляет по образцу:

Рассказы по сюжетной картине;

Рассказы по набору картинок;

Диагностическое задание

Д/и «Составь рассказ»

Материал: сюжетные картинки из серии «Семья»

Воспитатель

13. Без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Диагностическое задание

«Перескажи сказку»

Материал: Сказка К.Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение.

Н.Б. Вершинина «Комплексная диагностика уровней освоения программы. Старшая группа»,

14. Составляет рассказы о событиях из личного опыта, придумывает свои концовки к сказкам.

Диагностическое задание

«Придумай концовку к сказке»

Материал: Сказка Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» или «Волшебный барабан» произведение

Н.Б. Вершинина «Комплексная диагностика уровней освоения программы. Старшая группа»,

Раздел 4.Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

занятия

Тема занятия

Задачи

Введения понятия «слово» . Линейность и протяженность слов. Знакомство с тетрадью в клетку.

Дать детям значение о словесном составе речи. Познакомить с термином «слово»

Дать знание о том, что слов много. Познакомить детей с линейностью и протяженностью

Знакомство с тетрадью в клетку.

Слова как выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Введение понятия «предложение».

Подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения. Дать пример предложений из1-3 слов

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух

Поощрять речевую активность детей в словесных играх

Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

«Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штрихования.

Пробудить интерес к окружающему миру

Расширить запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень». Проводить работу над антонимами

Учить правильно согласовывать сущ. с прил., образовывать однокоренные слова, использовать в речи предложения

Познакомить детей с графическим изображением предложения на доске

Составление рассказа из небольших предложений.

Штриховка геометрических фигур.

Упражнять детей в выделении предложений из текста и в составлении рассказа из небольших предложений

Воспитывать культуру речевого обращения

Формировать быструю реакцию на слово.

Октябрь

занятия

Тема занятия

Задачи

Составление предложений по «живой модели» . Многозначность слов.

- закрепить знания о предложении

Учить детей составлять предложения по живой модели

Дать знания о многозначности слов

Воспитывать речевое внимание

Развивать творческое воображение детей.

Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов.

Учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов

Упражнять детей в придумывании рассказа на определённую тему.

Введение термина «слоги» . Знакомство с односложными словами.

- формировать умение слышать и ясно произносить чистоговорку

Упражнять в делении слов на части. Познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами

Развивать глазомер и мелкую моторику рук

Деление слов на слоги и составление слов из слогов

Упражнять детей в делении слов на слоги

Закреплять умение составлять слова из слогов.

Развивать мелкую моторику рук

Ноябрь

Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук»

- упражнять в повторении слогов и досказывании текста

Закреплять умение подбирать к сущ прилаг

Ввести термин зук в активный словарь

Закреплять правила штриховки

10.

Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделении голосом определённого звука

Упражнять детей в определении количества слогов в словах

Закреплять знания о предложении

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух

Развивать микромоторику

11.

Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий.

Формировать умение слышать, чётко, ясно произносить, осознавать рифму

Закреплять знания детей о предложении в процессе игры

Находить место звука в слове

Упражнять в составлении узора из вертикальных и горизонтальных линий.

12.

Деление слов на слоги. Составление предложений из сч. Выделение голосом определённого звука в слове

- упражнять детей в делении слов на слоги

Закреплять в словаре детей название цветов

Учить детей составлять предложения по сч

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Декабрь

занятия

Тема занятия

Задачи

13.

Деление на слоги 2-3сложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений

Помочь детям правильно употреблять термин «слово» при речевом обращении со взрослыми и сверстниками

Обогащать словарь

Продолжать учить детей делить на слоги 2-3сложные слова, отчётливо произносить каждую часть слова

Учить детей на слух выделять отдельные части предложения в тексте, слышать фразу.

14.

Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию.

Обогащать словарный запас детей

Продолжать учить делить слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова

Учить детей слышать и выделять определённые звуки в словах

15.

Знакомство со схемой звукового состава слова Звуковой анализ слова «АУ»

Познакомить детей ср схемой звукового анализа

Научить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме

Учить детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определённого звука

16.

Звуковой анализ слова «МАК»

Учить детей составлять предложения по картинкам, связывая их по смыслу в рассказ

Развивать творческое воображение, фантазию

Познакомить со звуковым анализом слова МАК

Упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме

Январь

занятия

Тема занятия

Задачи

Задачи

Задачи

17.

Звуковой анализ слова «ДОМ». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию.

Учить детей проводить последовательный звуковой анализ слова «дом»

Упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему

Закреплять представление о предложении

18.

Звуковой анализ слова «ДЫМ». Составление предложений с соединительным союзом И.

Учить детей проводить звуковой анализ слова «дым»

Продолжать учить находить в словах одинаковые звуки

Учить детей составлять предложения из 3 слов с соединительным союзом И

19.

Звуковой анализ слова «СЫР». Введение понятия «гласный звук».

Учить детей проводить звуковой анализ слова «сыр»

Учить сравнивать по звуковому составу слова СЫР и ДЫМ

Познакомить с понятием «гласный звук»

Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «ШАР». Составление предложений из 2,3,4 слов

Развивать представления о зиме

Развивать фонематический слух

Учить детей самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар»

Упражнять детей в составлении предложений из 2,3,4 слов

Февраль

занятия

Тема занятия

Задачи

21.

Звуковой анализ слов «ЖУК» и «ЛУК». Словоизменение.

Продолжать учить детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»

Расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение

Продолжать закреплять умение составлять предложения из 2,3,4 слов

22.

Подбор определений к сущ. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами.

Упражнять детей в подборе определений к сущ.

Учить пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему

Упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами

23.

Развитие пространственной ориентации. Введение понятия «согласный звук»

Упражнять детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям

Упражнять в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека сидящего напротив

24.

Звуковой анализ слов «НОС» и «РОТ». Закрепление понятия «согласный звук»

Упражнять в подборе однокоренных слов

Учить производить звуковой анализ слов

Закреплять понятие «согласный звук»

Март

занятия

Тема занятия

Задачи

25.

Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «КОТ» и «КИТ»

Совершенствовать речевую активность детей

Формировать способность звуковой состав слов «кот» и «кит»

Учить сравнивать слова по звуковому составу

26.

Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление на слоги 2 и 3сложных слов.

Упражнять в подборе сущ. к исходному слову- прилагательному ориентируясь на окончание последнего

Развивать математический слух. Учить детей на слух различать мягкие и твёрдые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно

Учить детей делить на слоги 2 3сложные слова

27.

Звуковой анализ слова «ОСЫ».

Познакомить детей со звуковой схемой слова «осы»

Упражнять детей в делении слов на слоги

28.

Звуковой анализ слова «РОЗА». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков.

Активизировать речевую деятельность детей

Познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Апрель

занятия

Тема занятия

Задачи

29.

«Весенние деньки». Звуковой анализ слова «ЛУНА»

Учить детей отгадывать загадки. Упражнять в подборе определений к сущ.

Продолжать обучение звуковому анализу слов

Упражнять в подборе и названии слов с определённым звуком

30.

Звуковой анализ слова «ЛИСА». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «ЛУНА» и «ЛИСА»

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков

Упражнять в проведении звукового анализа слова «лиса»

Учить детей сравнивать слова по звуковому составу

Развивать мелкую моторику

31.

Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики.

Упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы

Упражнять в проведении звукового анализа слова «муха»

32.

Звуковой анализ слова «САНИ». Поисковая деятельность в области грамматики.

Упражнять в подборе прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы

Учить детей составлять предложение с заданными словами

упражнять в проведении звукового анализа слова «сани»

Активизировать поисковую деятельность в области грамматики.

Раздел «Подготовка к обучению грамоте» направлен на формирование у детей 5-6 лет навыка ориентирования в звуковой стороне речи; последовательное выполнение заданий способствует развитию фонематического слуха во всех проявлениях. Ребенок учится распознавать отдельные звуки в словах.

В чем особенности и преимущества системы онлайн-обучения грамоте детей 6 лет?

Уже достаточно давно педагоги ведут дискуссии о необходимости и пользе формирования у старших дошколят навыков звукового анализа слов. При этом в начальной школе процесс обучения грамоте выстроен по традиционной системе. В ее основе лежит аналитико-синтетический метод. Вначале ребенок учится анализировать звуковой состав слова, затем - соединять буквы при чтении.

При разработке заданий в раздел «Обучение грамоте детей 5 лет» наши специалисты придерживались такой же системы. Причин этому несколько.

Во-первых, обучение грамоте детей 5-6 лет по этой системе в дальнейшем избавит малышей от необходимости переучиваться в начальных классах. При этом у ребенка не возникнет непонимания.

Во-вторых, традиционная система обучения грамоте дошкольников 5-6 лет имеет сразу несколько достоинств. Она позволяет избежать перестановки и пропусков букв и слогов при написании слов. Обучение грамоте по этой методике способствует развитию у дошкольников 6 лет мышления. Эта система в наибольшей степени согласуется со структурой русского языка. Кроме того, построенные по этой методике обучения грамоте для детей 5 лет, задания просты и понятны родителям, т. к. они сами учились именно так. Для их выполнения не требуется особая подготовка.

Специалисты развивающего сайта «Разумейкин» убеждены, что этот метод обучения грамоте для дошкольников 5-6 лет является оптимальным, если дети начинают читать в этом возрасте.

Несколько слов о самих упражнениях

Последовательно справляясь с заданиями из раздела «Обучение грамоте для детей 5-6 лет», дошколята знакомятся со звуками и даже частично - с их характеристиками (гласный/согласный, мягкий/твердый), учатся выделять звук в разных позициях (в начале, конце, середине слова). Кроме того, малыши узнают, что такое слог, ударение и предложение.

Если некоторые задания в рамках наших онлайн-уроков грамоты для дошкольника 5 лет на звуковой анализ слов окажутся слишком сложными, не стоит расстраиваться. Малыши в этом возрасте развиваются очень интенсивно. Вы сможете вернуться к выполнению заданий из раздела «Обучение грамоте детей 5 лет» через некоторое время или помочь ребенку справиться с ними.

Уроки для будущих первоклассников. Пособия для родителей и педагогов:

  1. Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
  2. Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
  3. Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель

: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание : воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Игра «Чей голосок?»

Цель : развивать слуховое восприятие.

Описание : водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал :

Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

Сел петух на забор, закричал на весь двор.

Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук»

Цель : отрабатывать четкость артикуляции.

Описание : ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.

Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание : воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал : еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?»

Цель : развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание : каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина»

Цель : развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия : два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание : дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого»

Цель : развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание : ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал : аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка»

Цель : развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание : один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание : педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?»

Цель : развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание : дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель

Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание : дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф»

Цель : развивать умение делить слова на слоги.

Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Алфавит в картинках для детей

Раскраски буквы алфавита для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Изучение любого языка начинается со знакомства с алфавитом. Как познакомить ребёнка с алфавитом? Конечно же с помощью красивых и познавательных картинок. С нашей азбукой раскраской знакомство с алфавитом станет для ваших детей приятной и запоминающейся игрой.

Каждая раскраска содержит рисунок буквы, её написание, а также картинки животных, предметов, которые начинаются с этой буквы.

Раскрашивая рисунки, дети будут называть предметы и постоянно произносить буквы.

Эти обучающие раскраски буквы станут прекрасным трамплином для углубленного изучения русского языка в будущем.

Эти дидактические материалы будут полезны воспитателям, учителям, а также родителям для совместных занятий с детьми.

Для изучения алфавита полезны загадки: Буквы алфавита. Эти загадки вы можете разгадывать для закрепления букв алфавита.

Буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж

Буквы З, И, Й, К, Л, М, Н, О

Буквы П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц

Цель: Познакомить детей со звуком [а] и буквой А.

Задачи:

  • Учить ориентироваться относительно своего тела.
  • Уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]
  • Ознакомление с буквой А.
  • Формировать понятие «звук» , «гласный звук» , «буква» .
  • Учить произносить звук [а] длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией.
  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
  • Формировать навыки звукового анализа.
  • Развитие зрительного и слухового внимания
  • Развитие общей и мелкой моторики

Оборудование: зеркала, предметные картинки, красный кружочек (символ звука [а] ) , карточки с изображением большой и маленькой буквы А. красные кружочки из картона, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

  • Садиться на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.)

Развитие артикуляционной моторики.

  • «Покусать верхнюю губу»
  • «Покусать нижнюю губу»
  • «Окошко» (рот) открыть – закрыть.

2. Основная часть.

Логопед: - К нам в гости сегодня должна прийти буква. Она приходит не одна (как и все остальные буквы) , а со своим другом звуком. Звук мы можем услышать и произнести, а букву увидеть и написать. Этот звук первый в словах: а втобус, а рбуз, а нанас, а кула, а пельсин, а квариум. Какой первый звук в этих словах? ([а] )

Игра «Назови первый звук в слове»

Правильно, все эти слова начинаются со звука [а]

Широко рот открываем – и звук [а] мы пропеваем (дети пропевают звук [а] , обращая внимание на правильную артикуляцию)

Если нет у нас преграды,
Не мешает ничего,
Его гласным называем
Будем петь его легко!

Игра «Узнай звук»

  • Гласные звуки мы обозначаем красным кружочком. Возьмите красные кружочки и мы поиграем со звуком [а] (дети берут в руки красные кружочки и встают полукругом) . Я вам буду звуки называть, а вы когда услышите звук [а] поднимите вверх красный кружок.

-[п] , [ м] , [а] , [и] , [д] , [а] , [х] , [а] , [к] , [о] , [с] , [а] .

Игра «Назови картинки и обозначь звук» :

Назови картинки, голосом выделяя первый звук (аист, арбуз, арфа, ананас) . Какой первый звук в слове аист, в других словах? Обозначь их на схеме (раскрась красным карандашом) место звука [а] в начале слова.

Логопед: А вот и сама буква, которая обозначает звук [а] - буква А

Дети садятся на стульчики.

Логопед: - Буква в гости к нам пришла и хочет рассказать одну удивительную историю, которая с ней произошла.

Ваня катался на велосипеде около дома. Но ему стало скучно, и он решил уехать со двора и покататься на улице.

Он поехал по дорожке и не заметил, как уехал в лес.

А в это время на прогулку в лес вышла буква А. Она шла и напевала свою любимую песенку: А – А – А, А- А – А. Но вдруг услышала, что кто-то плачет. Сначала было тихо слышно: а-а-а-а, но чем ближе она подходила, тем громче был плач: А-А-А

На полянке она увидела плачущего малыша. Он очень громко кричал: «А – А – А - А»

Что ты плачешь, - спросила буква А.

Я катался на велосипеде и заблудился, - плакал малыш.

Тогда надо было кричать: «АУ» , и одному нельзя гулять в лесу.

Пойдём я тебя провожу, сказала буква А и помогла сесть на велосипед. И они вместе пошли искать дорогу.

Малыш вернулся домой, и больше один со двора не уходил.

Вопросы по содержанию:

Кто катался на велосипеде? (Ваня)

Куда Ваня уехал? (в лес)

Кого он встретил в лесу? (букву А)

Какую песенку пела буква А? (А-А-А)

Как плакал Ваня? (А-А-А)

Куда вернулся Ваня? (домой)

3. Физминутка

Произнесение стихотворения с движение рук.

Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.

Игра: «Разные песенки»

Логопед: - Звук бывает разный: то он на песенку похож (А-А-А) , то на плач ребёнка (а-а-а) . А иногда он отрывистый, как будто прыгает (а, а, а)

Вышла буква А гулять, плавно стала напевать. (А-А-А)

А другая скачет, ручкою машет, даже её песенка скачет как по лесенке (а, а, а, а)

А-А поём мы высоко (высоким голосом) (поднять руки вверх)
А-А поём мы низко (низким голосом) (опустить руки вниз)
А- А как будто далеко (тихим голосом) (руки вперёд)
А-А как будто близко (громким голосом) (руки развели в стороны)

Пальчиковое упражнение «Буква А» :

(дети подходят к столу и выполняют на нём упражнение)

Превратились пальцы в ножки,
Побежали по дорожке.
Вдруг, преграда на пути -
Дальше пальцам не пройти.

Логопед: -Какая получилась буква? (А)

Логопед: - Среди букв найдите правильные буквы и обведите их красным карандашом. (карточки лежат на столах у каждого ребенка)

Игра: «Воздушные буквы» :

Логопед: - Наша гостья хочет вас научить писать букву А. Превратили пальчик в карандаш, и в воздухе будем прописывать букву А:

Что бы букву написать
Карандаш нам надо взять.
Влево вверх диагональ,
Влево вниз диагональ.

И через диагонали
Палочку нарисовали.

Вот и получилась буква А.

Игра: «Подарок для буквы А»

Логопед: - А сейчас, мы все напишем букву А на большом листе и подарим нашей гостье. (Все дети по очереди пишут букву А на листе бумаги, который закреплён на доске) .

Игра «Почини буквы»

Логопед: - Жук - буквоед любит грызть буквы и уже успел испортить некоторые из них. Попробуйте починить буквы: дорисуй в буквах недостающие линии. (карточки лежат на столах у каждого ребенка)

4. Итог занятия.

Логопед: - Спасибо буква А, что в гости к нам пришла и научила нас писать и звук из слова выделять!

Молодцы ребята! Все хорошо играли и задания выполняли!

Бакка Наталья Николаевна

Воспитатель предшколы

ГУ «Тахтабродская средняя школа»

Район Габита Мусрепова

Северо - Казахстанская область

Методика обучения детей 5-6 лет грамоте

Обучение звуковому анализу

Основной задачей обучения грамоте является формирование у детей умения проводить звуковой анализ слов. Под звуковым анализом нужно понимать умение устанавливать порядок следования звуков в слове. Обучение проводится с использованием определенных средств: интонационного выделения звука в слове; схемы звукового слова; фишек.

Интонационное выделение звука - это особое произнесение слова, когда один звук в нем произносится длиннее и громче, чем другие,в зависимости от звуковой характеристики. Например, в слове рак звук [р] можно выделить, если произнести его дольше других звуков (ррак), а в слове дом , чтобы выделить звук [д] , нужно произнести его громче всех звуков (Д ом). Интонационным выделением звука в слове дети овладевают только на основе образца, данного воспитателем. Поэтому важно, чтобы воспитатель сам овладел этим умением. При обучении детей нужно знать и строго следовать следующему правилу: выделение любого звука, н е з а в и с и м о от м е с т а н а х о ж д е н и я е г о в с л о в е, должно осуществляться на фоне слитного проговаривания слова. Например: сс ани, ма сс ло, но сс или К от, му К а, лу К . Подобное произнесение слова нередко вызывает у детей затруднения. Это связано с тем, что ребенок должен переключить внимание со смысловой стороны слова на звуковую, и научиться управлять своей артикуляцией. Поэтому ему необходимо неоднократно слышать образец произнесения, вслушиваться в него и вслед за воспитателем повторять его. Только после этого ребенок сможет с а м о с т о я т е л ь н о интонационно выделять звук в слове. Иногда дети ошибочно называют звуки обощенно (эл, эм, эн и т.д.) и в этот момент важно обратить внимание на конкретное звучание звука в слове. Например, воспитатель выставляет игрушки: машинка, лиса, волк, матрёшка, мячик.

Воспитатель: Послушайте, как я назову эту игрушку - мм ашинка. Кто также скажет слово - мм ашинка?

Ребёнок: Мм ашинка (слово повторяют 2-3 детей)

Воспитатель: Какой звук я произнесла дольше других?

Ребёнок: м (произносит без призвука гласного)

Воспитатель: А теперь я назову другую игрушку - ма Т рёшка.

Скажите слово также - маТрёшка

Ребёнок: маТрёшка (слово повторяют 2-3 детей)

Воспитатель: Какой звук мы произносили громче всех остальных звуков: маТрёшка?

Ребёнок: Т (звук называется без призвука гласного).

И так со всеми игрушками.

Схема звукового состава слова представляет собой ряд клеток соответствующий количеству звуков в слове. Схема сопровождается обязательно картинкой. Картинка помогает ребёнку постоянно видеть предмет анализируемого слова, а схема - определить количество звуков в нём. Дети, на основе проговаривания слова вслух постоянно заполняют схему фишками, обозначающими отдельные звуки.

Картины - схемы звукового состава слова представляют собой лист ватмана с изображением предмета (слово - название которого ребёнок должен проанализировать) и рядом клеточек под рисунком. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Под схемой расположен карман, в который в процессе звукового анализа ставятся фишки. Демонстрировать такую картину - схему можно на магнитной доске.

Примерные картинки: мак, дом, дым, лук, лес, кит, роза, луна, лиса. (Рисунок 1)

Для демонстрации звукового анализа слов ещё используют панно с двумя карманами. (Рисунок 2)

На панно и картинах - схемах демонстрируются фишки - карточки. Они представляют собой картонные прямоугольники, нижний конец, которого заострён. Для занятий необходимо по 6 фишек белого, красного, синего, зелёного, и черного цветов Черные фишки должны быть на 2 см. длиннее остальных, так как они ставятся позади красной фишки для обозначения ударного гласного звука.(Рисунок 3)

Для работы на столах, у каждого ребёнка, в конвертах, также должны быть такие же фишки. Примерные размеры: 10 на 4 см., а черные 12 на 4 см.

Определённую роль в обследовании звукового состава слова играет указка. С помощью указки ребёнок последовательно отыскивает звуки слова, ведя указкой под клеточками схемы, и задерживает ёё на звуке, интонационно выделяемом в данный момент.

Как же производится звуковой анализ слов? Посмотрим это на примере анализа слова мак .

Воспитатель говорит детям, что они разберут слово мак и узнают, из каких звуков оно состоит. Произносит слово мак , ведя указкой под схемой его звукового состава, чтобы был х о р о ш о слышен каждый звук. И двое - трое детей произносят слово аналогично образцу, данному воспитателем. Дети произносят анализируемое слово, одновременно ведя указкой под схемой звукового состава слова. Важно убедиться, что дети могут замедлять или ускорять движение указкой в зависимости от того, какой звук в слове интонационно подчёркивается. Затем можно переходить к выделению в слове отдельных звуков. Выделяется первый звук (мм ак); дети произносят слово за воспитателем и задерживают указку под первой клеточкой. Называют звук изолированно [м] и обозначают его фишкой. На первоначальном этапе работы все звуки обозначаются фишками белого цвета. Воспитатель выделяет второй звук в слове ведя указкой под схемой и задерживает ёё под второй клеточкой (м аа к); дети повторяют за воспитателем, называют звук и обозначают его фишкой. Воспитатель выделяет третий звук в слове, ведя указкой под схемой, задерживая ёё под третьей клеточкой (ма К ). Двое - трое детей повторяют слово вслед за воспитателем, называют звук [ К] и обозначают его фишкой. После этого проанализированное слово «читается» с указкой 2-3 раза. Здесь надо обратить внимание на произнесение слова с последовательным интонационным овладением звуков в соответствии с движением указкой под схемой. Дети должны усвоить, что движение указкой всегда совпадает с произнесением слова. Поэтому важно учить этому на каждом занятии терпеливо и последовательно. Часто дети, проводя звуковой анализ, не соблюдают это важнейшее условие. Например, ребёнок, выделяя первый звук в слове ммак [м] , не задерживает указку под первой клеточкой, а быстро передвигает ёё ко второй, продолжая произносить звук [ м ]. В результате он называет первый звук, а держит указку под второй клеточкой. В этом случае воспитатель должен помочь ребёнку: показать,как, нужно произносить слово и вести указкой, когда в нем выделяется первый звук, т. е. Предложить ребёнку слегка задержать указку в момент произнесения выделяемого звука, а все остальные звуки произнести быстрее. Воспитатель говорит: « В каждом «домике» живёт один звук. Я буду дольше других звуков его тянуть и покажу вам указкой, где он живёт». Этот приём можно использовать во всех случаях, когда выделяемый звук поддаётся длительному произнесению. Возможна иная ситуация: ребёнок выделяет первый звук, например, в слове мак , быстро переходит к произнесению второго звука и говорит слитно «ма» , а указку держит под первой или второй клеточкой. В результате, на второй вопрос воспитателя «Какой первый звук в слове?» ребёнок называет сразу два звука вместе [ ма]

И в это случае для исправления ошибки рекомендуется приём интонационного выделения звука, который при этом фиксируется указкой под схемой звукового состава слова. Пример: ребёнок, определяя первый звук в слове Кит [ К ], который потянуть невозможно, произносит второй звук, задерживая указку под первой клеточкой схемы. В результате такого произнесения он считает, что первый звук в слове кит - [ к ]. Здесь воспитатель должен предложить ребёнку произнести звук [ к ] громче других звуков слова и при это быстро провести указку под первой клеточкой схемы. Подобный приём распространяется на все аналогичные случаи, когда звук нельзя потянуть.

С первых же занятий воспитатель должен обращать внимание на использование терминов «слово» , «звук» и учить детей правильно употреблять их в ответах.

Когда вводится задача - различение гласных звуков, воспитатель обращает внимание на то, что в нашей речи есть звуки, которые можно легко произнести, громко крикнуть, спеть и они не встречают во рту никаких преград, им не мешают - ни губы, ни зубы, ни язычок. (Например, м аа к [а], л ее с [е], к ии т [и] и т.д.). Детям предлагается произнести такие слова и угадать, какой звук не встречает во рту преград, произносится легко. Дети называют. Бывают случаи, когда кто - либо из детей называет [м ] или [ к ] в слове мак . Тогда воспитатель предлагает произнести эти звуки и обращает внимание на то, что они не поются и при их произношении что - то мешает. С этого момента дети обозначают гласные звуки красными фишками и используют в речи термин «гласный звук».

После того, как дети познакомились с гласными звуками, сразу дается различение согласных на твердые и мягкие. Сначала дети узнают, что произносить согласные звуки всегда что - то

фишка); йулла, третий звук [ л ] твердый согласный (синяя фишка) ; йулаа , четвёртый звук [ а «мешает», либо губы, либо зубы, либо язык. Для подтверждения этого положения детям следует предложить произнести несколько согласных звуков. Характеристика согласного звука наиболее ярко выглядит при сопоставлении пары звуков [б -бь, в -вь, с - сь, р - рь и т.д. ] . Поэтому в основу формирования у детей умения различать согласные звуки положен принцип их сопоставления внутри звуковых пар.Например, предлагается проанализировать звуковой состав слов муха и медведь . После анализа этих слов дети называют первые звуки в словах: в слове муха - [ м ], в слове медведь -[ мь ].Воспитатель предлагает у ], гласный звук (красная], гласный (красная фишка). Если произнести эти звуки и сказать, что «мешает» во рту при их произнесении. Дети убеждаются, что «мешают» язык и зубы. Далее воспитатель говорит, что звуки звучат по - разному [ м ] - твердо, а [ мь ] - мягко. Звук [м ],называется твёрдым согласным звуком, а звук [ мь ]- мягким согласным звуком. После этого воспитатель произносит несколько твёрдых и мягких согласных звуков. С этого момента дети обозначают твердые согласные синими фишками, а мягкие согласные звуки- зелеными фишками. Воспитатель следит за правильным употреблением терминов: «твёрдый согласный», «мягкий согласный», «гласный» звуки

Необходимо познакомить детей с тем, что есть звуки не имеющие мягкой или твердой пары. Так звуки [ ж, ц, ш ] всегда в словах твёрдые. А звуки [ й, ч, щ ] всегда в словах мягкие.

Особое внимание следует уделить правильному произнесению звука [й], который звучит в речи кратко. Этот звук самый короткий и его произнесение не следует подменять названием буквы (и кратное) или добавлять к нему гласный звук [ и ] - [ ий ]. Дети выделяют и называют звуки так, как они слышатся в слове. Например, ребёнок анализируя слово юла , действуют так: йула ], первый звук [й ] - мягкий согласный,(зеленая фишка), йуула , второй звук [кто - то из детей затрудняется выделить и назвать первый звук, воспитатель должен помочь артикуляционно подчеркнуть его, выделить голосом.

Звуковой, а затем и звуко- буквенный анализ слов

проводится попутно с ознакомлением с буквами алфавита. В работе с детьми не используется термин «схема». Воспитатель говорит,что дети будут работать с фишками, которыми будут обозначать звуки и выкладывать их по клеточкам или на столах слева на право.

Обучение умению вычленять словесное ударение

Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Ведущая роль в обучении умению вычленять ударный гласный звук отводится воспитателю. Он показывает и объясняет детям, как надо произносить слово, чтобы найти в нём ударение. Воспитатель произносит с л о в о ц е л и к о м с д л и т е л ь н ы м

в ы д е л е н и е м у д а р н о г о г л а с н о г о з в у к а и при этом ведет указкой под выложенным из фишек словом, задерживает ёё под ударным гласным звуком в соответствии со своим произнесением.

Как впервые на занятии нужно знакомить детей с ударением?

Воспитатель предлагает проанализировать слово шуба . Дети разбирая слово выкладывают синюю, красную, синюю, красную фишки.

Воспитатель: Назовите гласные звуки этого слова.

Дети: у, а.

Воспитатель: Послушайте, как я произнесу слово шууба (ведёт указкой под выложенным словом с длительной остановкой на ударном гласном звуке).Какой звук я произнесла протяжно?

Дети: Звук [ у ]

Воспитатель: Теперь послушайте, какой звук я выделю голосом: шубаа ? (При произнесении слова воспитатель, соответственно выделению звука задерживает указку)

Дети: Звук [ а ]

Воспитатель: А как правильно говорить - ш уу ба или шуб аа ? (Тот и другой образец дается с движением указки под выложенным словом)

Дети: Ш уу ба.

Воспитатель: Попробуйте сказать слово так как я - ш уу ба (вызываются 5-6 детей для произнесения слова и они должны произнести его с соответствующим движением указки). А теперь попробуйте сказать - шуб аа (5-6 детей произносят слово и соответственно произнесению продвигают указку). Гласный звук, который в слове можно произнести протяжно, долго и при этом слово не меняется, называется ударным гласным звуком. Послушайте - ш уу ба. Какой в этом слове ударный звук?

Дети: У.

Воспитатель: Над ударным гласным звуком в слове мы будем ставить фишку черного цвета. Запомните, в слове может быть только один ударный гласный звук. Фишкой какого цвета мы будем обозначать ударный гласный звук?

Дети: Чёрной фишкой.

Фишки чёрного цвета ставятся за красной, на месте звука [ у ] и воспитатель предлагает детям ещё раз произнести слово так,чтобы был слышен ударный звук. Здесь очень важно обратить внимание на то, чтобы выделение ударного гласного звука обязательно происходило на ф о н е с л и т н о г о п р о и з н е с е н и я с л о ва с одновременным движением указки под выложенным словом. Иногда дети прибегают к послоговому произнесению слова - ш уу -б аа . Такое произнесение слова исключает правильное вычленение словесного ударения. Послоговое деление приводит к тому, что в слове получается столько ударений, сколько в нём слогов. Поэтому необходимо учить детей произносить слова т о л ь к о ц е л и к о м, выделяя ударный звук.

При обучении детей вычленению словесного ударения очень важно показать им, что ударение тесно связано со смысловой стороной слова. При изменении места ударения слово превращается в другое или становится бессмысленным. С этой целью фишка чёрного цвета переставляется поочерёдно на все гласные звуки слова в соответствии с поставленным ударением. Дети вслед за воспитателем произносят слово также,постепенно научаясь самостоятельно выполнять подобного рода задания.Постепенно с помощью воспитателя дети усваивают термины «ударный гласный звук», «безударный гласный звук».

Для успешного проведения обучения умению вычленять словесное ударение необходимо совершенно исключить коллективные ответы детей, поскольку при этом возникает произнесение слова по слогам.

С момента обучения детей умению вычленять словесное ударение необходимо на каждом занятии проставлять ударение в анализируемых словах