Распутин валентин григорьевич пожар анализ. Проблема природы и людей в повести пожар. Нравственные проблемы повести В. Распутина "Пожар"

Заметим, что использование условных форм творчества харак­терно для современной литературы. Таковы, к примеру, образы «царского лиственя» и загадочного существа — Хозяина остро­ва в упоминавшейся выше повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

«Помянешь, ох, помянешь Матеру…» предчувствовал и предупреждал В. Распутин, которого тревожил вопрос о том, «как все будет», не слишком ли дорогую цену платим мы за скоропалительные хозяйственные решения. Не только в художе­ственных произведениях, но и в реальной жизни писатели С. Залыгин, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, О. Гончар вели борьбу против многочисленных «проектов века», грозящих на­рушением экологического равновесия и непредсказуемыми последствиями для человека. Активная позиция писателей способ­ствовала привлечению общественного внимания к экологическим проблемам, отмене целого ряда необоснованных проектов переброски рек, строительства каналов и дамб, загрязняющих среду предприятий.

Столь долгое невнимание к проблемам природы и к людям не могло не сказаться на духовном мире человека, что убеди­тельно показал В. Распутин в повести «Пожар» (1986). Автор словно бы заглянул через двадцать лет в тот поселок, куда были переселены жители из многих затопленных, подобно Матере, деревень. Не только земли и леса пошли под воду. Разрушены были веками выработавшиеся законы человеческого общежи­тия, которые давали людям опору в суровых жизненных испы­таниях. В результате «то, за что держались еще недавно всем миром, что было общим неписаным законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не в предательство». Так же, как героя Ф. Абрамова Михаила Пряслина, распутинского Ивана Петровича больше всего вол­нует отсутствие у многих людей привычки к труду, их стремле­ние жить, не пуская глубоко корни, без семьи, без друзей, без привязанностей, желание «урвать» побольше для себя. Не слу­чайно избран В. Распутиным сюжетный прием пожара. Он выс­ветил и неуютный, неопрятный вид этого строившегося не по- людски поселка, и хозяйственную неразбериху, и, главное, беспорядок в душах людей, в их отношениях. Страшное по сво­им последствиям явление исследует В. Распутин, показывая «архаровцев» — людей без памяти, без совести, объединивших­ся не ради общего доброго дела, а ради пьянства. Они и на по­жаре спасали в первую очередь не хлеб и продукты, а водку и цветастые тряпки. Символическим смыслом наполнен эпизод, завершающий рассказ о тушении пожара: убит добрый и безот­казный дед Миша Хампо, пытавшийся остановить воров, а вместе с ним и один из «архаровцев».

Пожар, как и всякая беда, издавна сплачивал людей, а на этот раз выявил глубочайшую пропасть, разъединявшую их. Но автор не остановился только на констатации этого явления.

«И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно дер­жались? Откуда, из каких тылов и запасов придет желанная подмога?» — размышляет Иван Петрович. Писатель возлагает свою надежду на таких людей, как его герой, — человек совест­ливый, трудолюбивый, неравнодушный, чувствующий кровную связь с людьми и родной землей. «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

В повести «Пожар» в образе Ивана Петровича Егорова В. Рас-путин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля справедливости, у которого болит душа при виде раз-рушения веками складывающейся деревенской общинной нрав-ственности. Этот образ продолжает ряд созданных ранее В. Рас-путиным характеров, типологически объединенных понимани-ем ответственности каждого перед обществом за прошлое и бу-дущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами старухи Анны из «Последнего срока», Дарьи из «Прощания с Матёрой». Он стоит в одном ряду с шукшинскими «болеющим за жизнь» героями. Событийная основа повести предельно про-ста: в леспромхозовском поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, к себе. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, слу-жит толчком к тягостным размышлениям героя повести шофера Ивана Петровича Егорова.

Иван Петрович мучительно, напряженно ищет ответы на во-просы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему все «перевернулось с ног на голову, и то, за что держа-лись еще недавно всем миром, что было общим неписаным за-коном, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность, и чуть ли не в предательство?» «…Было не по-ложено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитает-ся за ловкость и доблесть».

Иван Петрович видит причины многих бед в том, что разру-шены вековые обычаи русского народа. Бывшие крестьяне пере-стали землю пахать, перестали ее и любить. Они способны только брать, безобразно вырубая окружающий лес. Эти люди утратили чувство общности, артельности, заставлявшее их прежде жить по законам высокой нравственности. Они живут как временщики.

В. Распутин, для которого основная функция литературы — учительство, проповедничество, преподносит нравственные про-блемы в форме раздумий Ивана Петровича. Материал с сайта

С гражданской прямотой и бескомпромиссностью он подни-мает самые насущные и животрепещущие вопросы предперестроечного времени, затрагивает такие болевые точки, которые определяют дальнейшее духовное развитие человека. Открытым публицистическим пафосом характеризуются размышления пи-сателя о нравственных основах и законах человеческого бытия. В «Пожаре» наряду с событийным движением и, пожалуй, более значимым является движение авторской публицистической мыс-ли. Голос героя слит с голосом писателя и неотделим от него. Публицистический накал выводит рассуждения как бы поверх действия. Они иногда слишком прямолинейны, сконструированны, откровенно патетичны, что не может не нарушать художественную гармонию. В. Распутин создал народный харак-тер, ищущий некую конечную формулу бытия, в которой были бы сопряжены бесценный опыт, мудрость поколений и воля, свободный выбор личности, природный и социальный мир, окружающий человека, и космос его души.

Своеобразным продолжением «Прощания с Матёрой» стала повесть Распутина «Пожар» (1985). В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать “Матёру”, как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матёру уже вернуться нельзя - остров затопило. Очевидно, придётся вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый посёлок и посмотреть, что станет с ними там». Посёлок Сосновка из «Пожара» и стал тем новым местом, где поселились жители затопленной деревни.

Пожар, во время которого горят склады, где хранятся продуктовые и промышленные товары, - сюжетный приём, усиливающий драматизм повествования и одновременно метафорический образ. Издревле силе огня противостояли сообща, всем миром. В свете огня от пожара в Сосновке мы обнаруживаем прямо противоположное: «архаровцы», как называет людей без совести Распутин, объединяются, но не затем, чтобы пожар потушить и хлеб с продуктами спасти, а чтобы добро растащить, и в первую очередь - водку и вещи.

Листвень в повести «Прощание с Матёрой», которым, по народному преданию, «крепится остров к речному дну, одной общей земле», вырубающиеся леса в «Пожаре» - явления, имеющие помимо прямого ещё и переносное значение. «Архаровцы» из Сосновки - это люди без корней, о таких в народе говорят «перекати-поле». Противопоставленный «архаровцам» герой «Пожара» - Иван Петрович Егоров, размышляя о жизни, приходит к заключению: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». «Архаровцы» же лишены «подпорок».

Огонь - образ амбивалентный, одновременно с разрушением он таит в себе силу очищения. Пожар помог Ивану Петровичу преодолеть в себе «страшное разорение», осознать, что нельзя отдать родную землю во власть «архаровцев». Мы не знаем, как будут развиваться события в Сосновке, не знает этого и автор. Картина оживающей по весне природы, противопоставленная разрушительной силе «архаровцев», - это, с одной стороны, метафора неиссякаемой силы жизни, которую вновь ощущает в себе Егоров, а с другой - символ веры самого писателя в гармонию мироздания, разрушить которую человеку всё-таки не по силам.

Опубликованная в начале перестройки, повесть «Пожар» была прочитана как образ-символ Советской России, духовный кризис которой дошёл до предела. В этом контексте метафора «обновления» жизни истолковывается как призыв к общественным переменам в стране непостроенного коммунизма. Между тем последние рассказы Распутина пронизаны пафосом несогласия с идеологией уже нового, «постперестроечного», «посткоммунистического» времени. В их свете повесть «Пожар» - это образ-символ России, идущей и сегодня по пути разобщения «человеческого единства».

Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?Григорий Распутин, известный «приближенец» последней царской семьи Романовых, родился в 1865 году в Иркутской области, хотя этот год рождения «великого старца», как его назовут в будущем, весьма сомнителен. В некоторых источниках эта дата варьируется с 1865 по 1971 год. К слову, Григорий Ефимович специально «наводил туман» по поводу своего возраста, дабы получить больший авторитет в глазах окружающих. Будучи юношей, Распутин часто болел, поэтому ради исцеления совершил паломничество в один из монастырей Свердловской области, где и увлекся религией. Распутин пожар анализ Кроме того, Григорий Ефимович побывал в Греции, Иерусалиме, общался с монахами и другими духовными людьми. В странствиях Распутин встречает свою будущую супругу Прасковью Дубровину, такую же странницу, как и Григорий. В 1890 году состоится свадьба, в браке Прасковья Федотовна подарит Распутину двух дочерей (Варвару и Матрену) и сына Димитрия.

В 1904 году Григорий Распутин переезжает в Петербург, где быстро приобрёл славу «божьего человека». Но пройдет еще пара лет, пока Григорий не «проявится» на фоне многочисленных юродивых и блаженных, обитающих в Петербурге.

Знакомство с Николаем II датируется 1905 годом, хотя императрица познакомилась с Распутиным намного раньше.

1907 год начинается с судебного разбирательства, главным фигурантом выступает Григорий Ефимович, на которого еще в 1903 году был написан донос, обвиняющий «старца» в лжеучениях.

Достаточно критично в Распутину относились и представители духовенства. Более того, в 1911 году по инициативе епископа Феофана, Александре Федоровне, жене императора, было официально объявлено порицание всяческих связей с Распутиным. А к концу 1911 года, учинив драку с епископом Гермогеном, Григорий Ефимович добровольно покидает столицу, отправившись в Иерусалим.

Вернувшись из паломничества, Распутин поселяется в с. Покровском, где в 1914 году на него было совершено покушение. Распутин пожар анализ В ходе расследования Григорий выразил свои подозрения в адрес иеромонаха Илиодора, но доказать свои предположения он не смог.

В декабре 1916 года Распутина жестоко убивают. Попытки злоумышленников отравить и застрелить «старца» были тщетны, но, выбравшись из подвала, где ему была уготована могила, Григорий Ефимович был настигнут убийцами, которые его и утопили в реке.

Расследованием пропажи Распутина занимался Васильев А.Т., чиновник судебного ведомства, который раскрыл преступление за два дня.

Страсти – враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза.


Нравственная проблематика - это круг вопросов. связанных с изменением личности под воздействием внешних обстоятельств. Где же в ситуации выбора единственный критерий, помогающий отличить нравственное от безнравственного? А критерий только один - это совесть. Извечный человеческий закон, которому следовали люди всегда, боялись его нарушить, страшились греха.

И если человек решает, что лучше вечно страдать, чем поступить против своей совести, то такой человек достоин уважения.

По такому нравственному закону живёт главный герой повести Валентина Распутина "Пожар" Иван ПЕтрович Егоров. Егоров из деревни Егоровка. .. Совпадение имени и топонима не случайно. Деревня уже 20 лет как затоплена в результате строительства плотины и электростанции на реке Ангаре. Но сердце бывшего фронтовика осталось там, в родной деревне, где люди жили в согласии, трудились на земле, свято хранили нравственные законы, поступали всегда по совести. Шофёр леспромхоза - человек честный, совестливый.

Жить по совести всегда трудно, особенно тогда, когда видишь, что одинок в борьбе за правду, что никому и ни до чего дела нет, что ты бессилен противостоять разрушительной стихии зла.

В посёлке Сосновка, неуютном и неопрятном, не городского и не деревенского, и бивуачного типа, - хозяйничают "архаровцы" - бригада оргнабора, пришлые люди, бывшие уголовники, шабашники, любители лёгкой наживы и длинных рублей. Все попытки Егорова противостоять их бесчинствам кончаются для него неудачей. Предчувствие жестокой мести "архаровцев", оскорбительность вынужденного общения с ними, боль за поруганную землю побуждают Ивана Петровича искать новое место жительства. Давно уже в душе героя живёт разлад с самим собой, давно на душе муторно и угарно, он чувствует непреодолимую нравственную усталость. Душа горит от несправедливости и боли. В леспромхозе царят беспорядки: приписки, авральщина, очковтирательство, разгильдяйство, пьянство, воровство, хищническое отношение к природе и земле.

Совесть не позволяет Егорову молчать, не может он следовать совету Афони Бронникова:"Что ты, Иван Петрович, кипятишься? Кому ты что докажешь? Наше дело - жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару". Не может Егоров молчать, но и бороться в одиночку устал. Вот и уезжает...

А тут пожар. Загорелись леспромхозовские склады. Ринулся Иван Петрович спасать народное добро. Пожар высветил многое. В первую очередь то, по какую сторону добра и зла находятся люди, какой нравственный выбор сделали они в своей жизни. Одни самоотверженно сражаются с огнём, не думая о себе. Это Егоров и его жена Алёна, Афоня Бронников, Семён Кольцов, Тепляков, Миша Хампо. Другие стараются урвать побольше для себя, растаскивают товар, вынесенный из огня, перекидывают, как гранаты, бутылки водки за забор, тут же выпивают горячее зелье, набивают карманы какими-то коробочками, скорее всего с ювелирными украшениями. Это архаровцы во главе с бригадиром Сашкой Девятым, уголовник без имени по прозвищу Соня, кладовщица Клавка Стригунова, однорукий Савелий.

А заканчивается всё страшной трагедией - убийством. Семидесятилетний Миша Хампо, честный и бескорыстный сторож, пытается помешать архаровцу Соне, который перекидывает через забор свёрток с цветными тряпками - японскими кофточками. Пожилой человек настигает вора и подминает под себя. Кто-то бьёт и сторожа, и грабителя, не разбирая, колотушкой по головам, пока не забивает насмерть. Так и хочется крикнуть во весь голос:"Люди! Опомнитесь! Что вы делаете? Где ваша совесть?"

Уедет ли Егоров из посёлка Сосновка? Прямого ответа писатель не даёт. В конце повести герой видит себя как бы со стороны: "...идёт по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдёт он сейчас за перелесок и скроется навсегда".

Думаю. что Иван Петрович останется в посёлке, потому что теперь чувствует надёжную поддержку подавляющего большинства тружеников, многие из которых до пожара уже было смирились с безобразием, царящим вокруг.

Обновлено: 2017-10-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.