Семейные предания. Семейные легенды

Как-то недавно читала я топик Оли Урбан о ее дедушке. Читала и ловила себя на тихой зависти: это же надо, какой ! Сказки рассказывал, и вообще, он был такой мужчина, на которого по молодости девчата очень даже засматривались.

Оля по возрасту — ровесница моей дочки. Это значит, что мой папа годился бы ей в дедушки. Мой папа тоже был бы хорошим дедом, но его давно уже нет в живых. А я принадлежу к поколению детей, у которых были, в основном, только бабушки.

На страницах нашего журнала я уже рассказала немного о своей замечательной бабушке, но только вскользь, использовав ее жизненную мудрость и советы народной целительницы. Это было в статье « ».

Чтобы увязать новый рассказ с рассказом в «Черемухе», полезла я искать ту свою статью, забив в поиск по сайту слово «бабушка». Вы знаете, результаты выдачи по сайту ошеломили меня! Сначала я даже подумала, что я не нажала кнопку «поиск» и по-прежнему осталась на главной странице.

Система выдала мне полтора десятков страниц, по 6-7 статей на каждой! Получается, что в наших с вами статьях бабушка упоминается даже чаще, чем мама. Вот так бабушки! Они играли и играют очень важную роль до сих пор, раз мы так часто говорим и пишем о них! Приятно, ведь я и сама бабушка!

Семейная история

Много ли из вас хорошо знают свою семейную историю? Я много чего слышала от своей бабушки, но моя детская память почти все просто выбросила за ненужностью, а жаль. Одно семейное предание все же сохранилось у меня, уж очень оно было необычным.

Я знала, что бабушкина мама, моя прабабушка была калекой: из-за родовой травмы она с детства хромала на обе ноги и ходила, переваливаясь, как уточка.

Дело было в Западной Беларуси, где почти до самой революции крестьяне ходили отрабатывать поденщину на панов. Родители девочки-калечки не отправляли свою дочку работать на панов (фотографий в 80-х годах позапрошлого столетия не было, выкладываю все, что нашла).

Смышленую девочку с детства приучали к такой работе, которая не требовала большой подвижности, но зато требовала усидчивости: к прядению, сучению и ткачеству. Она, моя прабабушка и свою дочку, мою бабушку научила этому, я сама видела у бабы в доме прялку, веретено и ткацкий станок.

Однажды по деревне прошелся староста и возле каждого двора объявил, что на уборку большого урожая кормовой свеклы должны выйти все, даже те, кто обычно не ходит, даже больные, дети и старики. За ними будет прислана телега.

Вот и моя прабабушка, тогда еще совсем юная, доковыляла утром, как могла, до телеги и поехала вместе со всеми на уборку свеклы. Дергать и складывать свеклу в бурты она не могла, поэтому ее вместе с остальными такими же бедолагами посадили резать ботву. Видимо, работа не слишком спорилась, потому что возле бабушки и ее «бригады» остановилась таратайка самой хозяйки-панны.

Длинные косы

У прабабушки были длинные-длинные черные косы, которые когда она сидела на перевернутом ветре, выпростались из-под платка и лежали на земле. Таратайка наехала на одну косу колесом и девушка закричала от боли. Панна ничего не поняла, испугалась, и ударила кнутом лошадь, задев еще и девушку. Пан, муж панны, все видел, но ничего не успел поделать.

Девушке повредили кнутом еще и глаз. Он не вытек, но остался слепым и полуприкрытым из-за шрама на всю жизнь. Плохо дело: кому нужна калека, которая еле ходит, да еще и слепая на один глаз.

Добрые панове

Но панна оказалась нормальным человеком, можно даже сказать, хорошей христианкой. Она щедро одарила семью деньгами, а девушку взяла к себе в усадьбу, чтобы та занималась ковроткачеством.

Прабабушке даже удалось выйти замуж за очень порядочного человека и родить двух дочерей-погодок, одна из них и была моей бабушкой. Кстати, у бабушки тоже долго была толстая черная коса, уложенная в узел на затылке.

Ковры моей прабабушки я еще долго видела у нас дома. Скажу по секрету: одним из домотканых ковров была накрыта стиральная машина у мамы в ванной, так что сидя в туалете на унитазе, я наизусть выучила узорчато-геометрические переплетения ярких и темных нитей. Это искусство, скажу я вам, не чета домотканому половику-редюшке из остатков лоскутов! Столько лет прошло, а ковер не потерял свежести красок, просто нитки его стали ветхими и истончились.

Приобщение к знахарству

Моя прабабушка, проживая поблизости от панской семьи, приобщилась к некоторой культуре. Например, она научилась бегло читать, детки у нее были чистенькими и аккуратно причесанными, а еще — она пристрастилась со временем к знахарству и травничеству.

Эти знания упали прабабушке не с неба. В университетах она не училась и первые свои знания черпала из старинных польских календарей, которые хранились для растопки печей на чердаке барского дома.

Еще одним источником знаний знахарки-самоучки стала купленная на ярмарке за корзину огурцов старая книга о лекарственных растениях, с картинками и описаниями.

Женщина не ленилась сама ковылять потихоньку за околицу и собирать травки по описаниям, сушить их в пучках и пользовать отварами и настойками односельчан.

Но самым главным ее наставником стала старая цыганка из табора, осевшего на зиму поблизости в лесу. Она утверждала, что ей знакомы древние заклинания,сохраняемые ее племенем на протяжении веков.

Именно от старой цыганки бабушка научилась выводить некоторые кожные заболевания, сводить бородавки и заговаривать зубы. Муж не одобрял прабабушкиного увлечения, он считал, что негоже порядочной женщине водить дружку с цыганкой.

Но весной табор исчез, исчезла и цыганка. А знания и навыки остались моей прабабушке в наследство, а потом перешли к моей бабушке, а уж от нее немножко узнала и я.

Наследство белорусской прабабушки...

Старая книга, написанная, как я думаю, на старославянском, потому что в ней была не только ять, но и другие непонятные буквы и сокращения, долго еще была припрятана у моей бабушки в сундучке.

Куда она делась потом, не знаю, а жаль этого раритета! Она была написана примерно вот такими старинными письменами, как на картинке

Зато всем потомкам прабабушки по женской линии достались густые черные волосы, а внукам по мужской линии — белые-белые, как лен, волосы моего прадеда, высокого белоруса, настоящего «белого русина».

Может и мой светловолосый внучок-турчонок тоже каким-то чудом унаследовал светлый цвет волос от прапрадедушки, несмотря на своих черноглазых и черноволосых маму, бабушку, прабабушку и прапрабабушку.

… и татарской бабушки

Не могу, хоть коротко, не вспомнить свою рыжую татарскую бабушку, папину маму. У нее была белая кожа и ясные карие глаза. Странная игра природа наградила белорусскую бабушку черной мастью, а татарскую — рыжей. К сожалению, о папиной маме я не знаю почти ничего. Папа не рассказывал, а я не спрашивала.

Знаю только, что замуж ее отдали в 12 лет, а в 14 она уже родила первенца, и что судьба ее была несчастливой. Жаль, но от татарской бабушки я не унаследовала ничего, кроме разреза глаз.

Эх, да что там: о каждой из наших бабушек можно написать отдельную увлекательную книгу. И она написана уже, но не нами, а кем-то невидимым, написана и сохранена где-то навечно. Так же, как и наша жизнь.

С отцовской стороны мой прапрапрадед [Прапрапрадед (~1730-~1800) → прапрадед Леонтий (~1770-~1840) → прадед Максим Леонтьев сын Файдыша (~1800-~1860) →дед ушка Степан Максимов сын Файдыш (1826-1898) → отец Петр Степанович Файдыш (1854-1905)] был молодцом, красивым запорожским казаком. Пора-то в ХVIII веке была смутная, военная, и попал он в плен то ли к туркам, то ли к крымским татарам. Там ему за непокорность отрезали кончик языка, сделали рабом и называли его Файда .

Прожив на чужбине порядочно лет и высмотрев красивую полонянку или турчанку [Эта была типичная история. Писатель Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968), считавшийся потомком запорожских казаков, писал: «До того как дед стал чумаком, он служил в николаевской армии, был на турецкой войне, попал в плен и привез из плена, из города Казанлыка во Фракии, жену - красавицу турчанку». (Паустовский К. «Повесть о жизни». Том I. - М.: Современный писатель, 1992. с. 10)] , мой предок бежал с нею и поселился на Украине. С той поры и пошел наш род Файдышей. Один старичок, знающий турецкий язык, переводил эту фамилию как “я сам”, а будто по-татарски Файда означает губная азбука, немой, без языка .

Была родственница, которая знала всю историю Файдышей, но, к несчастью, она уже умерла. Из ее рассказов помню только, что в детстве она восхищенно наблюдала, как братья казаки-Файдыши поили на речке лошадей в синих жупанах с красными кушаками,

а жили они тогда под Сумами в городе Мирополье. А казачество Мирополья относилось к Сумскому полку. И поэтому фамилия предков была Файдыши-Сумские. [В 1816 г, название Слободское казачье Войско упразднено, а Казаки по правам приравнены к государственным крестьянам. КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК, А.И. Скрылов, Г.В.Губарев] .

В детстве мы любили разматывать легендарный кушак дедушки. Он был в несколько метров. Играть оружием его турецким тоже было неплохо.

Прадедушка мой Максим Леонтьевич занимался книжной торговлей в Мирополье и был известен как знаток книжного дела. Старшего сына Степана [Сохранилось СВИДЕТЕЛЬСТВО 1847 ГОДА, ИЮНЯ 2-ДНЯ : Сим свидетельствуем, что Курской губернии Суджанского уезда Заштатного города Мирополья у Казенного Крестьянина Максима Леонтьева сына Файдыша родился сын Стефан 1826-года Августа 1-дня и крещен того же числа, коему были восприемники Заштатного же города Мирополья жители казенные крестьяне Осип Иванов сын Михайличенко и Григория Сумца жена Ульяна Осипова дочь; таинство крещения совершал Священник Роман Мировицкий; треба сия записана в метричной книге Заштатного города Мирополья Соборно-Вознесенской Церкви Августа 1-дня 1826 года под N o: 24 м . В чем с приложением церковной печати и подписуемся Миропольской Соборно-Вознесенской Церкви Благочинный Священник Василий … ] он направил в Москву для расширения книготоргового дела.

Со стороны бабушки моей Любовь Александровны Шматковой, супруги Степана Максимовича Файдыша, дело было так. Происходила она из богатой семьи казаков Шматко (Шматковых). Отец её, Александр Шматко, работал управляющим у графа на Украине и был женат на итальянке из Венеции - гувернантке детей графа. Она была очень красива: черные глаза, иссиня-черные волосы. В семействе Шматко было двое детей: Любовь (моя бабушка) и Николай.

Однажды Александр Шматко вёз в шкатулке деньги, заснул и потерял шкатулку. Он был честнейшим человеком, ему поверили и пропажу шкатулки простили. Однако должности управляющего он был лишён и имение графа вместе с семьёй покинул. Всю оставшуюся жизнь мой прадедушка Александр Шматко очень бедствовал с семьей. Он и жена рано умерли, оставив дочь Любу с маленьким братом Колей на руках.

Любовь Шматкова была красива и внешне походила на мать итальянку: синие глаза и с синеватым оттенком волосы цвета воронова крыла, вырезанные ноздри. Волосы были такие густые и длинные, что она их выстригала в середине и несколько раз укладывала вокруг головы корзинкой.

1852-53 гг. Семья Файдыш: Степан Максимович с женой Любовью Александровной и дочерью Марией

Тут-то дедушка мой Степан Максимович, будучи молодым и преуспевающим, завоевал сердце бабушки моей Любовь Александровны полуитальянки, полуукраинки. Когда они поженились, то у них была уже дочка Мария [Мария Степановна Файдыш, в замужестве Воронина (1850-1914)] .

В середине ХIХ века Степан Максимович переехал с семьей из Мирополья в Москву и имел в Москве книжные склады. Торговля в Москве шла неплохо: если в 1853 году он - Московский мещанин Кадашевой Слободы Степан Максимов сын Файдыш , то уже в1857 году - купец [«КНИГА АДРЕСОВ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ, СОСТАВЛЕННАЯ ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ СВЕДЕНИЯМ И ДОКУМЕНТАМ К. НИСТРЕМОМ» ежегодно в ХIХ веке переиздавалась и обновлялась. Впервые находим в 1857 году: «Файдыш Степан Максимович , 3 гильдии купец, Пятн. часть, в Садовник., дом Долганова». Далее в 1862 году: «Файдышев Степан Максимович , 3 г. куп., Пятн. ч., Голиковск. пер., д. Глебова». В 1863 году: «Файдышев Степан Максимович , 2 г. куп., Яуз. ч., 5 кв., в Никитск. пер., д. Мотылева №4». В 1865 и 1866 годах: «Файдышев Степан Максимович , 2 г. куп., Яким. часть, 5 кв., в Мал. Устинском пер., д. Ягодниковой». В 1867 и 1868 годах: «Файдышев Степан Максимович , 2 г. куп., Пятн. ч., 2 кв., в Овчинниках, д. Шерупенова»] .


Семья Степана Максимовича ФАЙДЫШ по 10 ревизии 1858 года. В книге Найденов Н.А "Материалы для истории московского купечества". Т.5-9. М.1887-1889 по 10 ревизии Кадашевской слободы, под № 101 находим: 1858 года февр. 28 - 3 гильдии купец Степан Максимович Файдыш 31; с 1854 г. из мещан; у него сыновья: Петр 4; Степан 2 1/2, у него, Степана Максимовича: жена Любовь Александровна 26, дочери - Марья 7, Александра 6 м. (правосл.)

Дети в семье Степана Максимовича и Любовь Александровны Файдыш умирали один за другим. Из восемнадцати остались только трое: Мария, Пётр (мой папа) и Степан. Все отличались блестящими способностями.

Жило семейство на Канале (говорилось Канава ) . [Водоотводный канал - сооружен в Москве в 1785 году для борьбы с наводнениями и образует как бы петлю, которая превращает одну часть Замоскворечья в остров. Канал (или канава , как его зовут в Москве) начинается у Бабьегородской плотины (плотина поддерживает высокий уровень воды выше храма Христа Спасителя) и заканчивается шлюзом ниже Краснохолмского моста. («По Москве» Репринтное воспроизведение издания М. и С.Сабашниковых от 1917 года. М. 1991. с. 307-308)]. Жили весело, хотя Степан Максимович и был самодуром. Характер у него был тяжёлый и властный. Детей он воспитывал строго: будил в шесть часов утра, а если не вставали, то подносил к пяткам горящую свечу. За столом дети должны были сидеть молча. Если кто заговорит, то того он бил ложкой по лбу говоря: “Остолоп осиновый лоб ”. Любил кутнуть, был высок, прям и тонок. Один раз, запирая склад, забыл там маленького Петю (моего папу), и тот в холоде и страхе провёл всю ночь и отморозил себе щёки.

1872 год. Любовь Александровна Файдыш, урожденная Шматкова

Жена его быстро располнела - была очень тучная, и они ездили с дедушкой на разных извозчиках. Однажды она провалилась, будучи беременной, в бане с верхней полки, но осталась жива. Была очень экспансивна. Как-то на вечере какой-то “кум” соблазнял её, но Любовь Александровна взяла вилку, проткнула себе грудь, говоря, что скорей умрёт, чем изменит своему мужу. Фамилию нашу бабушка произносила: “Хвайдыш ”. Она хорошо и вкусно готовила. На последней фотографии бабушка очень полная женщина. Умерла она рано от неправильного обмена веществ в организме. [В Москве на Даниловском кладбище на могильном памятнике следующая надпись: Любовь Александровна Файдыш , урождённая Шматкова , скончалась 20 февраля 1873 г. Жития ея было 41 год. Вечная ей память. И муж ея Степан Максимович скончался 17 мая 1898 г. Жития его было 75 лет].

1874 год. Степан Максимович Файдыш

Дедушка Степан Максимович после смерти жены еще раз был женат, но, кажется, неудачно. Под старость он жил у нас (у папы и мамы), а потом у маминой сестры в селе Черкизово по Казанской ж.д. Дожил Степан Максимович до 70 слишком лет, любил горилку. Казачья жажда подвига проявлялась у дедушки в активном желании помочь при тушении московских пожаров, нередко вопреки желаниям пожарников.

Степан Максимович часто вспоминал о былых подвигах казаков-предков, любуясь саблей и пикой, прикрепленных к ковру на стене. Где теперь его турецкое оружие, перешедшее от предков и знаменитый красный кушак-шарф, в который мы играли в детстве - неизвестно.

А брат бабушки Николай Александрович Шматков - был акционером в Товариществе “Скороход”, но о нем я расскажу подробнее.

О НИКОЛАЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ ШМАТКОВЕ

Э тот дядя [- потомственный почетный гражданин. Большой. Кисловский переулок, дом Колокольцевой . («Вся Москва». Адресная и справочная книга на 1901 год. Москва. 1901. Издание Суворина.)] был миллионер. Он был одним из основателей обувной фабрики “Скороход” и нажил на этом капитал.

Первая его жена умерла, оставив ему дочку, кажется, Настеньку. Тетя Мариша (Мария Степановна Воронина) её воспитывала.

Вдруг он встретил энергичную немку Оттон (или Отон), на которой женился. Она была легкомысленна и увлеклась моим красивым отцом. Марии Степановне не понравилась эта шумливая немка, и она своими подозрениями поделилась с дядей Шматковым. А тот тогда порвал все отношения с папой, поссорившись с тетей Маришей, продолжал жить с Отон. Имел от неё двух сыновей: Александра [Александр Николаевич Шматков - потомственный почетный гражданин. Б.Кисловский, 4. Директор Товарищества “Больт и К°”, присяжный поверенный. («Вся Москва» на 1916 год. Адресная и справочная книга города Москвы. ХХХIII-й год издания.)] и Николая [Николай Николаевич Шматков - Б.Кисловский, 1. («Вся Москва» на 1916 год. Адресная и справочная книга города Москвы. ХХХIII-й год издания.)] .

Когда папа заболел, то тетя Мариша обратилась к своему дяде за помощью, так как её мама Любовь Александровна (моя бабушка) его вырастила. И как тогда говорилось “вывела в люди” [Николай Александрович Шматков , 2 гильдии купец. Пречистинская часть, 5 квартал, в Гагаринском пер., д. Шлиппе. (Московская памятная книжка или адрес-календарь жителей Москвы на 1868 год… Москва. 1868.)]. Н.А.Шматков обещал помочь, но помогал недостаточно, поэтому основные вклады внесла тетя Мариша - Мария Степановна Воронина.

Любезная племянница привет тебе мой!

Мне нужно с тобой видится, и говорить о Пете [Петр Степанович Файдыш] . Что с ним делать. Приезжай в Москву на Ильинку магазин А.Больт и Кº против купеческого банка Торговля Резиновыми Изделиями в четверг 20 сего месяца от 10 часов утра до 12 часов дня. Если не успеешь, то приезжай в субботу 22 сего месяца на том же месте часы те же, тогда перетолкуем обо всем.

И.К.Полякова я сегодня видел и просил его о Пете он обещал сделать что возможно. Пусть лечится, еще буду говорить с бухгалтером их С., что мы сделаем - не знаю. Народ сухой нужд чужих не признают, обязанности своей не признают, живет отказами. Не живешь и не работаешь, не получаешь - и платить не за что. Они со своей стороны правы.

Очень сожалею, что бросил службу, а при службе очень бы помог Петру, а теперь что сделаешь, когда концы с концами только при благополучии сводим. Душой болею об этом я.

Ты сказала, что приготовили 3 мальчиков в гимназию, то я согласен платить за них. Кажется плата 60 руб. с мальчика в год всего 180 р., и Пете и прочее я могу выдавать еще 120 рублей. Итого триста рублей в год, что и просили к свиданию. Если это необходимо, то я готов это дать, но служить только деньгами, хитрить и обманывать не могу - головы нет на плечах.

До свидания. Целую. Дядя твой Н. Шматков

Удельная

После смерти Н.А.Шматков всё своё состояние оставил жене Отон, а она после своей смерти шуточную сумму оставила дяде Стёпе и ничего нам. Где дети и что с ними стало неизвестно. Могила его громадное гранитное сооружение пошла на дело - на набережную.

Из глубины веков.

Истории и легенды моей семьи.

Семейное предание о том,

как «дедка Панюша» корову искал.

Мой папа, Князев Александр Николаевич, родился в 1951 году. В детстве он был активным и любознательным, общаясь со своими дедушками и бабушками, запоминал много рассказов.

Было это давно, ещё при единоличных хозяйствах. Жил здесь, в селе Успенском, мой прапрадед, Демин Павел Семенович, и была у него сестра Евдокия. Выдала Евдокия замуж единственную дочь. Уехали молодые далеко, в город Орск, что на Южном Урале, и долго от них не было никаких вестей. Скучно стало Евдокии и одиноко.

Вот и решила она завести себе помощницу по хозяйству. Пришла к старшему брату Павлу и просит, чтоб тот отдал ей на воспитание девочку: «Много у тебя девок, а у нас никого не осталось, одни мы уж не один год живем».

Шел 1922 год. Тяжело было дядьке решиться расстаться с одной из девочек. Старший сын Иван остался молодым и вдовым. Жена его, Наталья, умерла вторыми родами, оставив дочку Аннушку трех лет. Второй раз жениться еще не успел, только вернулся с гражданской войны. Почти 4 года воевал в армии командарма Тухачевского, прошел всю Украину и Польшу. Вернулся домой, а дома одни девки. Да все маленькие, не помощь, а одна обуза. Вот на семейном совете и решили отдать в семью Евдокии самую младшую Марию. Ей тогда 12 лет было. Уже многую работу по дому могла делать, так что хорошая помощница будет, ну, а дальше посмотрим. Как порешили, так и сделали. Пошла Марюшенька жить в чужой дом. Но чтоб никто не осудил, дали за ней приданое, главным в этом приданом была корова, еще молодая, хорошо доилась и очень смирная. Вот отвезли все это в дом Евдокии на другой конец села, на Долгий порядок. И вроде всё успокоилось.

Марюшенька живет с новыми родителями. Отец ее Павел при случае ее навещает. Проходит год…..

Вдруг весной с Урала возвращается дочь Евдокии. Одна, без мужа. Говорит, что будет жить с родителями, что не сошлись с мужем характерами. Ну, приехала, так приехала, родную дочь на улицу не выгонишь.

Пошла Евдокия к брату Павлу. Вот, что, мол, у нас приключилось в семье, забирай Марию назад. А приданое уже все растрачено. Зерно, картофель, мука - все съедено. А главное - вдруг пропала Буренка. Павел принял назад свою младшую дочь Марию. Про корову ничего не сказал, но сразу съездил в соседнее село Кардавиль к Путилиной. Путилина ездила по всем селам одна на своей лошади, и при ней были книги, завернутые в большие красивые платки. С этими книгами она никогда не расставалась. Эта Путилина славилась на всю округу тем, что могла через свои способности узнать любую тайну. Вот приехал к ней Павел, поговорили они о его беде, пропавшей корове. После этого он пошёл к сестре и еще раз расспросил, как пропала корова. Сестра снова рассказала, как увели корову со двора. А на дворе уже начало зимы было, выпал первый снег. Вокруг двора осталось много следов, да все отпечатки валенок большого размера, видно, много воров было, и грузные мужики тяжело ступали. Пошел Панюша по следам, а они ведут в соседнюю деревню Крутец, тут недалеко, чуть больше версты. А у Павла были в каждом селе друзья-приятели. Знали его в округе, ведь он был старостой успенского прихода. У одних погостил, с другими поговорил. Корова большая, ее в лукошко не спрячешь. На Крутце соседки увидали, что новая корова завелась у одних хозяев. Вот и подсказали Павлу. Пошел Павел к новому хозяину коровы, расспросил, откуда она у него. А, надо сказать, нрав у Панюши был крутой, боялись его. И рассказал хозяин, что не воровал он коровы, а продала ему ее Евдокия. Поговорили они, и забрал Павел свою корову назад. Накинул на рога корове веревку и повел ее той же дорогой с Крутца в Успенское и прошел мимо окон своей сестры Евдокии. Пусть, думает, видит. Та увидала, но даже не вышла, потому что застыдилась. С тех пор брат и сестра больше не роднились. А вся тайна была в том, что на корову Евдокия обула валенки, да так и увела на Крутец. Вот никто и не смог разглядеть, куда следы ведут. А «дедка Панюша» эту тайну разгадал!

В жизни каждого человека не может быть ничего важнее, чем Родина и Семья, а поэтому все мы обязаны относиться к ним с глубоким уважением, любовью и заботой.

Значение и важность наличия Родины, как правило, приходит к людям с взрослением, а вот понимание наличия и значимости семьи мы начинаем ощущать уже с малых лет, поскольку наибольшее участие и теплоту мы получаем от близких. В жизни случается всякое, но именно родная семья может стать той опорой, которая может оказать нужную поддержку в трудную минуту, а поэтому и свою семью всегда нужно любить и беречь.

Главными основами семьи являются царящие в ней духовно-нравственные ценности и традиции, хранимые семейные предания, которые не только скрепляют каждую семью, но и делают её по-своему уникальной.

В давние времена в семьях, как правило, проживали вместе три поколения, именно поэтому общение между старшими членами семьи и их внуками было повседневным. Тогда не было ни телевидения, ни интернета, а вечерами внуки часто слушали различные сказы, повествования и легенды, которые им рассказывали бабушки и дедушки. В любой семье случались интересные события, о которых старейшины рассказывали из поколения в поколение и которые постепенно превращались в семейные легенды. События могли быть совершенно разными – героическими, приключенческими или просто смешными, но главное, что было заложено в них – необычность или проявленная человеческая мудрость.

К сожалению, сейчас во многих семьях внуки не очень часто встречаются со своими дедушками и бабушками, поскольку проживают с ними раздельно, а если и встречаются, то нередко можно увидеть такую картину – внук или внучка просидит в гостях, уткнувшись в свой гаджет, поскольку интерес к социальным сетям перевешивает у ребёнка интерес общения со старшими.

Вот так и уходят в небытие семейные легенды, история рода, а мы постепенно становимся «иванами родства непомнящими»!

Этим конкурсом мы хотим немного повлиять на сложившуюся ситуацию, подтолкнуть ребят к разговору со старейшинами своей семьи или хотя бы с родителями.

Дорогие ребята! Проявите интерес к истории своего рода, попросите старших рассказать что-то необычное из их прошлого! Тогда и вам будет что рассказать своим детям и внукам, которые у вас обязательно когда-нибудь появятся. В свою очередь, и ваши потомки когда-нибудь расскажут об этом уже своим внукам и детям. А нам напишите об этом семейном событии прошлого в форме небольшого рассказа, эссе.

Истории могут быть любыми, главное – они должны казаться интересными и вам, и вашим читателям, которые их будут оценивать. Не обязательно указывать полные данные всех действующих лиц рассказа и точное место, где произошло описываемое вами событие, хватит примерных указаний. Чтобы было понятно, что от вас требуется, в качестве примера, вне конкурса, приведём семейную легенду одного из сотрудников Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка.

Дорогие ребята и их мамы и папы, бабушки и дедушки! Конкурс будет длиться полгода, поэтому у вас есть время пообщаться между собой, вспомнить различные семейные истории и выбрать ту, о которой можно рассказать другим людям.

Безусловно, взрослым можно и нужно оказывать содействие своим детям в написании рассказа, эссе, но хотелось бы, чтобы основная работа – писательский труд – была выполнена самими детьми, а поэтому, уважаемые взрослые, ограничьтесь консультациями.