Васильева вера актриса 90 лет биография. Вера Васильева: Муж знал, что я люблю другого, и тихо ждал. В вашей карьере вы часто сталкивались с везением

Сегодня, 30 сентября, свое 90-летие отмечает великолепная актриса Вера Васильева. К юбилею мы вспоминаем самые яркие моменты из интервью, которое Вера Кузьминична дала главному редактору OK! Вадиму Вернику пару лет назад

Фотография: Ирина Кайдалина

Актерская жизнь извне кажется такой счастливой, замечательной: цветы, люди помнят, любят, благодарят... Но вторая сторона, которая, может быть, даже гораздо сильнее оставляет след в душе актера, - это печаль от того, что нет работы, или то, что ты делаешь, тебе неинтересно, или жизнь не складывается в театре и в кино.

Вы знаете, я о себе не такого высокого мнения , как, может быть, окружающие. Поэтому когда в Театре сатиры мне давали роли - казалось бы, главные, но в проходных пьесах (знаете, такие были советские пьесы, где милые девушки для сюжета существовали), - так вот, те роли меня мало радовали, но я думала, что я на большее и не способна. Самой себе говорила: ну мало ли о чем я мечтаю, а меня видят вот такой.

Вот для публики я Верочка Васильева , улыбчивая, «на крылечке пою», «Женитьба Фигаро», еще что-то такое - и всем кажется, что я такая открыточка сладенькая. А жизнь-то гораздо сложнее, я тоже пережила и огромные разочарования, и огромную боль.

Как-то я свои горести переношу в одиночестве и никого не утомляю печалями

Мой будущий муж, Володя Ушаков , играл моего жениха в «Свадьбе с приданым» и был влюблен в меня. Года два-три, пока мы играли этот спектакль, он ухаживал за мной, ежесекундно давал мне понять, что любит и что я не смогу быть счастлива с тем, другим человеком. А затем наступил довольно драматический момент в моей жизни с «тем человеком». И я дала согласие выйти замуж за Володю. Поэтому вышла я замуж...

Мне тоже кажется , что я, в общем, не слабенькая. Как-то я свои горести переношу в одиночестве и никого не утомляю печалями. Ну, такая родилась. Я сама себя не воспитывала. Я так думаю, что если меня и воспитывало что-то, то это театр, книги и, может быть, скромная жизнь моих родителей.

Меня никакой силой не заставишь разозлиться . Я, если мне что-то очень противно, просто отхожу в сторону и как бы меня и нет. А для близких людей я, в общем, могу быть трудной.

Народная артистка СССР Вера Васильева, похоже, знает секрет долголетия.

Она и сегодня играет не меньше, чем в молодости, не пьёт лекарств и радуется жизни. В этом году актрисе исполнится 90-лет. В интервью Вера Кузьминична вспомнила самые яркие моменты своего творческого пути, познакомила со своей крестницей.

- Вера Кузьминична, в этом году вы отмечаете юбилей. В Театре сатиры уже готовятся к событию?

Да. В сентябре мне будет 90 лет, и в связи с этим в театре поставили спектакль «Роковое влечение» со мной в главной роли. На днях состоялась премьера, я очень сильно волновалась! Вы знаете, я никогда в жизни не была так занята, как сейчас. Я счастлива, что много работаю. Каждая моя роль мне очень нравится. Это такое редкое счастье в актёрской судьбе. 90 лет - ещё не повод думать о возрасте.

Я живу своей профессией. Она даёт мне эмоции. Душа не засыпает, а остаётся молодой. А к такой душе подтягивается всё остальное. Мне очень не хочется, чтобы на меня смотрели с печалью и говорили: «Ой, какая была и какая стала». Мне хочется ради зрителей оставлять ощущение, что старость не так уж и страшна. Если бы я была в забвении, то, наверное, опустила бы руки. Но мои зрители и их любовь дают мне силы.

- Свободное от театра время как предпочитаете проводить?

Я отдыхаю только тогда, когда у меня отпуск. Приходится куда-то деваться. В июле я поеду на море в Хорватию. Там я уже отдыхала, мне очень понравилось. Я поеду вместе со своей крестницей Дашей. Рада, что буду не одна, а в хорошей компании. Правда, я отпуск не люблю - два месяца летнего отдыха для меня мучение. Я люблю работать.

- Расскажите о вашей крестнице Дарье.

Я познакомилась с Дашей, когда не стало моего мужа. Даша стала поддерживать меня, заботиться обо мне. Когда у Даши не стало матери, я стала её крёстной. Даша старается, чтобы её отпуск совпадал с моим. Я с удовольствием провожу время с ней и её маленькой дочкой. Они для меня как дочь и внучка. Это большое счастье! Даша - замечательный человек, она очень умная, добрая, прекрасно воспитанная девушка.

- Вера Кузьминична, можете вспомнить самые яркие моменты в вашей карьере?

Жизнь очень большая. Самыми яркими моментами для меня стали те роли, которые я очень люблю. Вы знаете, в моей семье никто не был связан с театром. Отец был шофёром, а мама вела хозяйство. Мы жили небогато. У меня были три сестры и брат. Первый раз я попала в театр в 8 лет. Моя соседка по коммунальной квартире повела меня в оперный театр, и была настолько потрясена красотой, что кроме как быть артисткой ни о чём не захотела мечтать. Мне очень нравилось посещать и театр, и оперу. Музыка и красота пленили меня. Я стала ходить в театральную библиотеку, в драмкружок, пела в хоре, изучала биографии актёров. Всё моё детство было направлено на театр.

Вы дважды становились лауреатом Сталинской премии. Каковы были ваши ощущения, ведь вы стали самой молодой лауреаткой?

Я понимала всю ответственность, и поэтому не столько радовалась, сколько пугалась. Я думала, что не смогу быть на том уровне, который мне неожиданно выпал в жизни. Я училась на третьем курсе, когда получила премию.

- Правда ли то, что в список вас включил лично Иосиф Сталин?

Я не знаю, правда ли это, но так мне говорили лица, которые якобы знали. Они рассказали, что якобы Иосиф Виссарионович заметил меня в кинокартине.

- Вера Кузьминична, ваше мнение о современном кинематографе.

Больше люблю театр, нежели кинематограф. Поэтому многие из современных кинокартин я забываю. Театр для меня - главное. Я и телевизор почти не смотрю. Включаю только канал «Культура», люблю глубокие философские передачи. Из последних киноновинок смотрела «А зори здесь тихие». Многое понравилось, но были моменты, которые я не приняла.

- Кого из нынешних актёров могли бы выделить?

Это замечательный Женя Миронов, Чулпан Хаматова. Они большие артисты. Хабенский - прекрасный. Их на самом деле много, просто я не успеваю смотреть современные фильмы и постановки.

- Какой совет вы могли бы дать молодым людям, которые только начинают строить свою карьеру в театре?

Главное - терпеть. У меня, например, очень терпеливый характер. Жизнь не всегда была сладкая, помню, как горевала от того, что не было ролей, но я терпела, ждала и надеялась, я играла и в провинции. Главное, работать и быть готовым к любому неожиданному предложению. Везение тоже играет большую роль. Один-единственный шанс может перевернуть всю судьбу. Обидно, когда человек, талантливый, никому не нужен.

- В вашей карьере вы часто сталкивались с везением?

Любое предложение, которое было мне сделано, это был случай. По крайней мере, в начале пути, уже потом это была работа репутации.

Досье

Васильева Вера Кузьминична

Образование: Московское городское театральное училище.

Семья: муж - актёр Владимир Ушаков (01.06.1920 - 17.07.2011). Детей нет.

Карьера: фильмография Веры Васильевой насчитывает более 30 картин. В Театре сатиры сыграла свыше 60 ролей. Дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1951).

Вера Васильева родилась в простой семье: папа — шофёр, мама — домохозяйка. Всей семьёй жили в коммуналке в маленькой комнате. Маленькой Вере приходилось и стирать, и убирать, и одежду штопать, и даже обед варить. Так дни тянулись за днями, девочка взрослела, а в жизни ничего не менялось, всё та же коммуналка, всё те же соседи. А ведь она, приходя домой в эту крошечную комнатку, мечтала о театре, о сцене, о софитах, все свои богатства, скопленные с обедов копейки девочка тратила на билеты, которые пропускали её в тот необыкновенный, романтичный, красочный, совершенно не похожий на её однообразную жизнь мир.

И вот однажды, то ли подростковый возраст сказался, то ли действительно отчаяние было так сильно, но Вера, решив, что и дальше в её жизни ничего не изменится, взяла в руки бритву и провела ею несколько раз по руке. Крови было немного, вены она почти не задела, но испугалась не на шутку. Сразу побежала за бинтом и спрятала под ним следы своей слабости. Родителям сказала, что поранилась. А потом Вера Васильева поклялась своей лучшей подружке: «Я всё равно буду артисткой!». И слово своё сдержала.

Вера Васильева в спектакле по пьесе Льва Славина «Интервенция». Московский академический театр Сатиры, 1967 г. Фото: РИА Новости / Мирослав Муразов

Она стала актрисой, попала в театр, была нарасхват в кино. Молодая красивая актриса пользовалась популярностью у коллег — актёров и начальственных режиссёров. Перед одним из них она сама не устояла. Её роман с режиссёром Борисом Ревенских продлился целых 7 лет. Юная девушка внимала каждому слову мэтра. Он тоже сначала был влюблён, а затем постепенно отдалился, ушёл с головой в репетиции, в которых принимали участие уже другие актрисы. Вера решила резать «по живому», не стала умолять, просить, возвращать. Она сама взяла и ушла. Навсегда.

Вера Васильева во время музыкальной телепередачи «Бенефис», 1978 г. Фото: РИА Новости / Рыбаков

К единственному за всю жизнь мужу чувства были совсем иными, более спокойными, размеренными, реальными. Она не вздыхала, не страдала, не плакала из-за него. Возможно, именно эта размеренность чувств, реальность, ощущение настоящей опоры в жизни и привлекло Веру Васильеву в актёре Владимире Ушакове . Будущий муж, с обожанием глядя в глаза невесте, клятвенно пообещал: «Ты больше не будешь работать по дому, для этого есть другие люди». За уборку комнатки в общежитии и за приготовленный обед он платил бывшей поварихе Анне Ивановне , которая была немного подслеповата и частенько оставляла остатки еды, очистки и ошмётки на общей кухне. Так что Вере в тайне от мужа приходилось всё-таки что-то делать по дому, несмотря на наличие Анны Ивановны.

Вера Васильева и Владимир Ушаков, 1953 г. Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

Поженились молодые только спустя 7 лет. Да и то это сильно сказано — «поженились». Просто пошли и расписались в ЗАГСе, без фаты, без марша Мендельсона и даже без колец.

Но свадьба всё-таки состоялась, хоть и была она уже «золотая». Вера Васильева в шикарном платье и её супруг Владимир Ушаков в элегантном костюме отметили торжество в кругу своих самых близких друзей и коллег в Доме актёра. В этот раз всё-таки жених и невеста принесли на свадьбу кольца. За все эти годы Вера Васильева никогда не вспоминала о своей первой любви и всегда была верна своему мужу. Хотя однажды всё-таки дала ему повод для ревности, но не по собственной воле. Как-то труппа Театра Сатиры отправилась на гастроли. В одном купе собрались сплошь звёзды сцены, среди них Вера Васильева и Андрей Миронов . Миронов решил пошутить, стал исподтишка усердно ухаживать за Верой Васильевой, а глазами иногда косил на её мужа. И не зря. Внезапно Владимир взял мнимого соперника за грудки и выдворил из купе. Неизвестно, что за разговор состоялся в тамбуре поезда, но после него Андрей Миронов и Владимир Ушаков стали закадычными друзьями.

Вера Васильева (графиня Альмавива) в сцене из спектакля режиссёра В. Плучека по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1978 г. Фото: РИА Новости / Рыбаков Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили вместе 55 лет. Вера Кузьминична всегда отмечала, что с этим человеком, который стал более чем на полвека её судьбой, она ни разу за всё это время не конфликтовала. Он просто не давал ей для конфликтов ни единого повода. Причиной окончательного и бесповоротного расставания смогла стать только его болезнь. Теперь уже Вера Кузьминична ухаживала за супругом. 15 лет она возила его по больницам, работала, зарабатывала на лекарства, на врачей, поддерживала его, старалась ободрить, как могла. В эти дни, недели, месяцы, годы она была не актрисой, она была женой, каменной стеной, а ещё она была глазами мужа: ведь в конце жизни Владимир полностью ослеп.

Третий инфаркт стал последним для Владимира Ушакова. Супруга успела вызвать скорую, врачи даже довезли его до реанимации, но спасти мужа Веры Васильевой не удалось. После похорон Вера Васильева пропала. В прямом смысле этого слова. Она закрылась от друзей, знакомых, коллег. Единственным человеком, которого она допускала к себе, была девушка Даша , «крестница», как её называет сама Вера Васильева.

Фото: www.russianlook.com / Anatoly Lomohov

Они познакомились, ещё когда Ушаков был жив. Известная актриса добиралась до больницы к мужу на общественном транспорте, потратиться на попутку Вера Кузьминична не могла. В руках тяжёлые сумки, дорога длинная. Единственным человеком, кто решил помочь, оказалась та самая Даша. Она проводила Веру Васильеву до самой больницы, они разговорились, в итоге постепенно случайная попутчица стала для актрисы и помощницей, и другом, и приёмной дочерью. Дашину дочь Вера Кузьминична сама теперь называет своей внучкой, а Дашу — дочкой. У актрисы Веры Васильевой снова появилась семья.

Народная артистка СССР Вера Васильева в день 90-летия сыграла главную роль в спектакле Роковое влечение на сцене Московского театра сатиры.

"Роль большая и трудная, - цитирует актрису ТАСС. - Играю на каблуках, туфли меняю, переодеваюсь по ходу пьесы с десяток раз. Но такой спектакль - это лучший подарок к юбилею. Вообще, на старости лет, где-то после 70, мне посчастливилось сыграть такие роли, о которых я мечтала в молодости" .

Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. В начале Великой Отечественной войны пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе. В 1943 году поступила в Московское городское театральное училище.

В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году - в эпизодической роли в комедии “Близнецы ” , а следующая - роль в фильме И. Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1948) - принесла ей популярность.

В 1948 году Васильева стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь.. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей. Среди них роли в спектаклях - “Ревизор ” , "Безумный день, или Женитьба Фигаро" , “Пролитая чаша ” , "Где эта улица, где этот дом" , “12 стульев ” , Обыкновенное чудо , “Орнифль ” и многих других.

Наиболее известные картины с ее участием - "Чук и Гек" (1953), "Похождения зубного врача" (1965), "Следствие ведут Знатоки" (1972), “Карнавал ” (1981), "Приказано взять живым" (1983), "Выйти замуж за капитана" (1985), "Вино из одуванчиков" (1997), "Все смешалось в доме" (2006), “Сваха ” (2007), "Пока цветет папоротник" (2012), “Деревенщина ” (2014) и другие.

Вера Васильева - Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии Хрустальная Турандот и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством" IV и III степени, награждена призом "За честь и достоинство" Национальной театральной премии “Золотая маска ” и другими наградами.

/ среда, 30 сентября 2015 года /

темы: Культура

Роль графини в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро" , спектакле, созданном Валентином Плучеком в 1969 году - самая яркая в биографии Васильевой. Вместе с ней комедию Бомарше разыгрывали Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Нина Корниенко. Такой блестящий состав возник не сразу. Перешедший в Театр сатиры Валентин Гафт начинал репетировать роль графа Альмавивы, Розиной могла стать Екатерина Градова - предложение войти в труппу театра ей сделали сразу же после окончания института, но не сложилось. В результате Розиной стала Вера Васильева, которой в то время было 44 года.
Сценограф Валерий Левенталь создал для спектакля изящные декорации, Вячеслав Зайцев - костюмы в классическом стиле, довершала атмосферу музыка Моцарта. После разлада Гафта с Плучеком в театре появился Александр Ширвиндт. Чуть флегматичный, чуть отстраненный, барственный, по-своему обаятельный Альмавива идеально вошел в актерский ансамбль спектакля.
Главные кинороли Васильевой пришлись на начало ее артистической карьеры: она сыграла в 1947 году в фильме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской", в 1953-м - в "Свадьба с приданым" режиссеров Татьяны Лукашевич и Бориса Равенских.
Сегодня, в день своего рождения, актриса вновь поднимется на сцену родного театра, в котором она служит с 1948 года, чтобы встретиться с публикой и подарить своим поклонникам незабываемые эмоции.

Сегодня народной артистке СССР, легенде Московского театра сатиры Вере Васильевой исполняется 90 лет. Актрису, над которой, кажется, не властно время, миллионы зрителей полюбили еще в начале 50-х, после выхода на экраны фильмов "Сказание о земле Сибирской" и "Свадьба с приданым". Затем были десятки других ярких ролей в кино и, конечно, в театре, служение которому она считает главным в своей жизни.
Вера Васильева, народная артистка СССР: "Тонкость чувств, которая, в общем, сейчас как бы не ценится, но мне кажется, что это необходимо, потому что в нашей быстроте мы не успеваем почувствовать друг друга до конца, а ведь на самом деле все не так примитивно и быстро. Все должно рождаться от каких-то полутонов, полувзглядов, полуинтонаций. И от этого растет что-то очень такое поэтическое в душе. В общем, я старомодный, наверное, человек" .
Вера Васильева никогда не скрывала своего возраста, она считает, что 90 - не повод для уныния и подведения итогов. И сегодня, как обычно, она выйдет на сцену своего родного Театра сатиры в премьерном спектакле Роковое влечение , чтобы вновь всех радовать, удивлять и восхищать.


ღ Всенародная любимица. ღ

Актриса шла к семейному и профессиональному счастью трудным путём - чтобы в итоге найти своего единственного и стать всенародной любимицей.


Вера Васильева родилась в простой семье: папа - шофёр, мама - домохозяйка. Всей семьёй жили в коммуналке в маленькой комнате. Маленькой Вере приходилось и стирать, и убирать, и одежду штопать, и даже обед варить. Так дни тянулись за днями, девочка взрослела, а в жизни ничего не менялось, всё та же коммуналка, всё те же соседи. А ведь она, приходя домой в эту крошечную комнатку, мечтала о театре, о сцене, о софитах, все свои богатства, скопленные с обедов копейки девочка тратила на билеты, которые пропускали её в тот необыкновенный, романтичный, красочный, совершенно не похожий на её однообразную жизнь мир.

И вот однажды, то ли подростковый возраст сказался, то ли действительно отчаяние было так сильно, но Вера, решив, что и дальше в её жизни ничего не изменится, взяла в руки бритву и провела ею несколько раз по руке. Крови было немного, вены она почти не задела, но испугалась не на шутку. Сразу побежала за бинтом и спрятала под ним следы своей слабости. Родителям сказала, что поранилась. А потом Вера Васильева поклялась своей лучшей подружке: «Я всё равно буду артисткой!». И слово своё сдержала.


Вера Васильева в спектакле по пьесе Льва Славина «Интервенция». Московский академический театр Сатиры, 1967 г.

Она стала актрисой, попала в театр, была нарасхват в кино. Молодая красивая актриса пользовалась популярностью у коллег - актёров и начальственных режиссёров. Перед одним из них она сама не устояла. Её роман с режиссёром Борисом Ревенских продлился целых 7 лет. Юная девушка внимала каждому слову мэтра. Он тоже сначала был влюблён, а затем постепенно отдалился, ушёл с головой в репетиции, в которых принимали участие уже другие актрисы. Вера решила резать «по живому», не стала умолять, просить, возвращать. Она сама взяла и ушла. Навсегда.


Вера Васильева во время музыкальной телепередачи «Бенефис», 1978

К единственному за всю жизнь мужу чувства были совсем иными, более спокойными, размеренными, реальными. Она не вздыхала, не страдала, не плакала из-за него. Возможно, именно эта размеренность чувств, реальность, ощущение настоящей опоры в жизни и привлекло Веру Васильеву в актёре Владимире Ушакове. Будущий муж, с обожанием глядя в глаза невесте, клятвенно пообещал: «Ты больше не будешь работать по дому, для этого есть другие люди». За уборку комнатки в общежитии и за приготовленный обед он платил бывшей поварихе Анне Ивановне, которая была немного подслеповата и частенько оставляла остатки еды, очистки и ошмётки на общей кухне. Так что Вере в тайне от мужа приходилось всё-таки что-то делать по дому, несмотря на наличие Анны Ивановны.


Вера Васильева и Владимир Ушаков, 1953 г. Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

Поженились молодые только спустя 7 лет. Да и то это сильно сказано - «поженились». Просто пошли и расписались в ЗАГСе, без фаты, без марша Мендельсона и даже без колец.

Но свадьба всё-таки состоялась, хоть и была она уже «золотая». Вера Васильева в шикарном платье и её супруг Владимир Ушаков в элегантном костюме отметили торжество в кругу своих самых близких друзей и коллег в Доме актёра. В этот раз всё-таки жених и невеста принесли на свадьбу кольца. За все эти годы Вера Васильева никогда не вспоминала о своей первой любви и всегда была верна своему мужу. Хотя однажды всё-таки дала ему повод для ревности, но не по собственной воле. Как-то труппа Театра Сатиры отправилась на гастроли. В одном купе собрались сплошь звёзды сцены, среди них Вера Васильева и Андрей Миронов. Миронов решил пошутить, стал исподтишка усердно ухаживать за Верой Васильевой, а глазами иногда косил на её мужа. И не зря. Внезапно Владимир взял мнимого соперника за грудки и выдворил из купе. Неизвестно, что за разговор состоялся в тамбуре поезда, но после него Андрей Миронов и Владимир Ушаков стали закадычными друзьями.


Вера Васильева (графиня Альмавива) в сцене из спектакля режиссёра В. Плучека по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1978 г.

Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили вместе 55 лет. Вера Кузьминична всегда отмечала, что с этим человеком, который стал более чем на полвека её судьбой, она ни разу за всё это время не конфликтовала. Он просто не давал ей для конфликтов ни единого повода. Причиной окончательного и бесповоротного расставания смогла стать только его болезнь. Теперь уже Вера Кузьминична ухаживала за супругом. 15 лет она возила его по больницам, работала, зарабатывала на лекарства, на врачей, поддерживала его, старалась ободрить, как могла. В эти дни, недели, месяцы, годы она была не актрисой, она была женой, каменной стеной, а ещё она была глазами мужа: ведь в конце жизни Владимир полностью ослеп.

Третий инфаркт стал последним для Владимира Ушакова. Супруга успела вызвать скорую, врачи даже довезли его до реанимации, но спасти мужа Веры Васильевой не удалось. После похорон Вера Васильева пропала. В прямом смысле этого слова. Она закрылась от друзей, знакомых, коллег. Единственным человеком, которого она допускала к себе, была девушка Даша, «крестница», как её называет сама Вера Васильева.


Они познакомились, ещё когда Ушаков был жив. Известная актриса добиралась до больницы к мужу на общественном транспорте, потратиться на попутку Вера Кузьминична не могла. В руках тяжёлые сумки, дорога длинная. Единственным человеком, кто решил помочь, оказалась та самая Даша. Она проводила Веру Васильеву до самой больницы, они разговорились, в итоге постепенно случайная попутчица стала для актрисы и помощницей, и другом, и приёмной дочерью. Дашину дочь Вера Кузьминична сама теперь называет своей внучкой, а Дашу - дочкой. У актрисы Веры Васильевой снова появилась семья.