Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц». Сказка "Зайкина избушка": краткое описание и основная информация
Примерный разбор народных сказок
«Лиса, заяц и петух»
(Русская народная сказка для детей 3 - 4 лет)
В простой и увлекательной форме сказка доносит до ребенка идею торжества справедливости.
Зайчик, пожалев лису, пустил ее в избушку погреться Она погрелась да и выгнала зайчика из его же дома. Идет он по лесу и горько плачет. Симпатии детей на стороне обиженного зайчика. Звери, которых он встречает по дороге, сочувствуют ему и стремятся помочь - делают попытку выгнать лису.
Захватчица-лиса запугивает зверей, у них не хватает мужества устоять против ее угроз: убегают собаки, медведь. Только петушок не поддается обманным запугиваниям. Он сам грозит снести лис голову. Лиса испугалась и убежала, а зайчик стал снова жить в своей избушке.
Чтобы идея сказки стала понятной детям, рассказчик должен создать верный звуковой рисунок всех событий, действий каждого персонажа. Отзывчивый зайчик пустил лису погреться. Когда лиса его выгнала, «идет зайчик и горько плачет». Сказка рисует слабого, беззащитного зверька. Рассказчик соответствующими интонациями должен показать и характер зайчика, и его горе. Горько звучит жалоба зайчика встречающимся животным-: «Как же мне не плакать?..»
Когда зайчик видит, что ни собаки, ни медведь не выгнали лису, он говорит петушку: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь!» В его словах звучит безнадежность.
Отрицателен образ лисы: это захватчица, коварная, жестокая обманщица. В самом начале сказка рисует ее поведение. В словах рассказчика: «Погрелась, да его из избушки-то и выгнала» - уже должно звучать осуждение ее поступка. Затем следует передать и хитрость лисы, когда она запугивает зверей: «Ка-ак выскочу, ка-ак выпрыгну - полетят клочки по закоулочкам!» Она смело и дерзко пугает зверей. Показать это интонацией голоса необходимо. Совсем по-иному звучат ее слова в конце "сказки: «Одеваюсь!.. Шубу надеваю!» Здесь она сама испугана петухом и после третьего настойчивого требования быстро выскакивает из избушки.
Собаки, медведь, петушок сочувствуют зайчику. Каждый из них участливо спрашивает: «О чем, зайчик, плачешь?» По внешнему виду и характеру звери разные. Для верной передачи их образов рассказчик использует различный тембр и темп голоса: отрывистый, быстрый, звонкий голос собаки, медленная, на низких нотах речь медведя, звонкий, певучий голос петушка. Для большей убедительности хорошо использовать звукоподражания: собаки должны полаять, петушок покукарекать.
Общий тон всей сказки, несмотря на горе зайчика, жизнерадостный, бодрый. В ней преобладает доброе начало, желание помочь товарищу. На этом жизнерадостном фоне рассказчик рисует развертывающиеся события.
В основе композиции сказки излюбленный сказочный прием - повторность действия: три встречи зайчика с животными. Каждая из них является законченным эпизодом и должна отделяться от других значительной паузой.
Следует выдержать паузу и в конце сказки, чтобы дать возможность детям почувствовать благополучный ее конец.
«Снегурочка»
(Русская народная сказка для детей 5 - 6 лет)
Сказка «Снегурочка» волшебная: в ней происходит чудесное превращение снежной девочки в живую. Как и во всякой волшебной сказке, чудесный элемент ее переплетается с бытовой реалистической основой: сказка рисует быт бездетных стариков, картины родной природы в различные времена года, забавы детей.
Эта сказка несколько отличается от других русских народных сказок по характеру содержания. В то время как большинство наших сказок жизнерадостны, бодры, эта сказка лирична, с оттенком грусти, вызванной гибелью Снегурочки.
Читая внимательно сказку в процессе подготовки, рассказчик отмечает, что и по композиции она отличается от других. В ней нет характерной для сказок динамичности, нет обычного приема - троекратного повторения действия. Все внимание сосредоточено на образе Снегурочки, ее поведении, переживаниях.
Образ Снегурочки создан с большой любовью. Трудолюбивая, смышленая, приветливая. Снегурочка хороша и внешне: «что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».
Образ, созданный с такой любовью, требует и от рассказчика соответствующих лирических интонаций, вызывающих у слушателей симпатию к Снегурочке. В голосе рассказчика должны прозвучать теплые, любовные ища, но без сюсюканья, без излишней сентиментальности.
Замечательно показан в сказке контраст радостного весеннего пробуждения природы и нарастающей печали и грусти Снегурочки. «Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела травка на проталинках, запели жаворонки». В голосе рассказчика звучат жизнерадостные, бодрые интонации, а затем, после небольшой паузы, он с оттенком грусти продолжает: «А Снегурочка вдруг запечалилась».
Выразителен конец сказки - гибель Снегурочки. Происходит чудо - растаяла Снегурочка, «обратилась в белое облачко». Рассказчик должен нарисовать и удивление, и тревогу подруг, когда они ее зовут: «Ау, ау, Снегурочка!»
Людмила Степанова
Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух»
Целевые установки урока :
1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки ;
2. развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
3. расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.
Ход урока.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд №1. «Страна Литературия » .
Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии .
Слайд №2.
Как мы будем строить свой урок ? (Дети читают со слайда : «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!» ).
Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.
У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.
3. Актуализация знаний.
С чего начнём работу? (С повторения) .
Слайд №3. «Устное народное творчество » .
Продолжите предложение.
Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки, считалочки, сказки , скороговорки, частушки – это («устное народное творчество » .)
Слайд №4. «Устное народное творчество » .
А как по другому называют «Устное народное творчество » (Фольклором) .
А что вы знаете о фольклоре – устном народном творчестве ? Почему «Устное народное творчество » ?
Устное – значит из уст в уста;
Народное – то , что создал народ ;
Творчество – создание чего то нового.
Сегодня мы посвятим наш урок одному из любимых вами жанров устного народного творчества , а какому вы догадаетесь сами.
Слайд №5. «Слова» .
Прочитайте слова и скажите из какого из жанров они потерялись?
Зачин, повторы, концовка, присказка , … - это сказка .
Совершенно верно, это,конечно же, сказка .
А что такое сказка ? Сказка – это вымышленная история.
Назовите отличительные особенности сказки , чем она отличается от таких жанров как рассказ , повесть? В сказках есть мораль , волшебство, мудрость, главная идея – добро побеждает зло, наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, событий.
Какие вы знаете жанровые разновидности сказок ?
Слайд №6. «Сказки – народные , авторские» .
Верно, сказки делят на авторские и народные . Уже из названий понятно, что авторские - это сказки , которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником , а народные – те , которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)
Назовите народные сказки ?
Колобок, Гуси-лебеди, Курочка –ряба, Репка, Маша и медведь, Морозко, Василиса Прекрасная , По щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро козлят, Лиса и журавль .
Назовите имена самых известных сказочников ?
Самыми известными сказочниками являются А . С. Пушкин, Конст. Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие.
Постановка учебной задачи.
Молодцы, много знаете сказок .
Давайте послушаем одну из сказок и назовём её автора .
Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка» . Прослушивание аудиозаписи.
А кто запомнил как называется сказка ? («Заюшкина избушка» .)
Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой .
Слайд № 8. Тема урока : «Лиса , заяц и петух » .
Прочитайте название сказки . Как вы думаете в библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку ? (Народные сказки или авторские сказки ) .
Совершенно, верно –это русская народная сказка .
О ком будет рассказываться в этой сказке ? Можно определить по названию?
Работа с учебником.
Давайте откроем учебник на стр. 66 и рассмотрим иллюстрации.
Кто, кроме лисы, зайца, петуха , изображён на иллюстрации?
Что можно рассказать о героях русской народной сказки ?
Кто в сказке оказывается хитрым , глупым, злым?
Основная часть урока .
Слайд №9. «Иллюстрация к сказке » .
Давайте прочитаем сказку . Чтение сказки цепочкой .
Понравилась вам сказка ?
Оправдались ли ваши предположения о героях сказки ?
Назовите всех героев сказки . Почему не все они вынесены в название сказки ?
Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка» , чем они похожи и чем отличаются?
Сходство – сюжет и композиция, язык, идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и конец сказки .
Отличие – название сказки , больше героев.
А как вы думаете, почему очень похожи эти сказки ? Сказки очень похожи , потому что они народные , люди рассказывали их друг другу , передавали из поколения в поколение, при этом каждый автор мог добавить что-то своё, даже изменить название сказки .
Как вы думаете почему народ назвал её именно так, может быть её можно было бы назвать по-другому, например, «Лиса и заяц » .
Работа по анализу сказки «Лиса , заяц и петух »
Выборочное чтение .
Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц » ? Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса да заяц .)
Главными героями как раз и являются герои, заявленные в заглавии. Между ними разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в сказке еще действуют собаки и медведь - они выполняют второстепенную роль.
Слайд №10. «Характеристика героев сказки » . Работа над характеристикой героев русской народной сказки .
Итак, главные и второстепенные герои сказки – животные . Причём животные необычные, они наделены человеческими качествами, они ведут диалог, владеют как человек речью, а значит у них есть характер.
Давайте поработаем над характерами героев сказки , чертами, которые характеризуют наших героев.
Слайд №11. «Исследовательская работа» . Работа в парах.
А теперь давайте поработаем в парах, проведём исследовательскую работу : выполним задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют того или иного героя.
Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения, которые характеризуют героев сказки .
Выборочное чтение .
Работа в парах. Продолжаем работу в парах.
Соотнесите качества и сказочных героев . Подтвердите свой ответ текстом.
Слайд №12. «Словарь качеств» .
«Словарь качеств» . (раздаточный материал на парту) .
Лиса Заяц Собаки Медведь Петух
Отзывчивая
Трудолюбивая
Находчивая
Трусливая
Уверенная в своих силах Хитрый
Отзывчивый
Трудолюбивый
Находчивый
Трусливый
Уверенный в своих силах Хитрые
Отзывчивые
Трудолюбивые
Находчивые
Трусливые
Уверенные в своих силах Хитрый
Отзывчивый
Трудолюбивый
Находчивый
Трусливый
Уверенный в своих силах Хитрый
Отзывчивый
Трудолюбивый
Находчивый
Трусливый
Уверенный в своих силах
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод :
Лиса – хитрая , умная, находчивая, уверенная в своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.
Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые. уверенные в своих силах.
Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих силах.
Петух - хитрый , умный, находчивый, уверенный в своих силах.
Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?
Лиса - умная и хитрая , и Петух - умный и хитрый .
Почему же Петух побеждает ? Петух побеждает , потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.
Слайд №13. «Физкультминутка» .
Слайд №14 «Сюжет и композиция сказки » .
Работа над сюжетом и композицией сказки .
Давайте проанализируем, как построена сказка , какова её композиция.
Расскажите, что происходит в сказке . О чем в ней повествуется? (В сказке рассказывается , как петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки восторжествовала справедливость.)
Можно ли сказку разделить на части ? В сказке можно выделить несколько частей.
Сейчас вы самостоятельно перечитаете ещё раз сказку и определите сюжетную линию , тоесть разделите на смысловые части : определите завязку , развитие действия и развязку.
Самостоятельное чтение сказки . (Жужжащее чтение .) Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части.
Проверяем, на какие части можно разделить сказку ?
С чего начинается сказка ? Начинается сказка с завязки - это часть сюжета, которая намечает исходную ситуацию : время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения.
Прочитайте, какими словами заканчивается первая часть.
1 часть -…да его из избушки и выгнала.
Какое событие лежит в основе развития сюжета, действия?
Как это событие представлено в сказке ? Развитие сюжета начинается почти сразу, как только лиса попросилась к зайчику ночевать. В сказке начинает развиваться конфликт между зайцем, который остался без своего домика, и лисой, которая выгнала зайчика из своей избушки.
Прочитайте, где вы закончили вторую часть.
2 часть – Медведь испугался и ушёл.
3 часть- Развязка.
Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать лису? Почему? Помогают зайчику другие герои сказки : собака и медведь, но никто из представителей ни домашних, ни диких животных не может решить созданную проблему. Сумел помочь зайчику крикливый петух . Именно он, умный, хитрый, лису выгоняет из домика.
Слайд № 15. Исследование языка сказки .
А сейчас давайте продолжим исследование сказки и поработаем над её языком. Исследовательскую работу будем проводить в группах.
Работа в группах.
Одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке , вторая - образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки, третья – повторы.
Проверка.
Вывод : Народная сказка с её неповторимым повествованием, напевностью, характерной для русского языка , в ней много исконно русских слов , выражений, закличек, приговорок, что так часто использовал в своей речи русский народ .
Напевность
Много исконно русских слов , выражений
Заклички, приговорки.
Слайд №16-25. «Иллюстрации к сказке » . Инсценирование отрывка из сказки .
Слайд №26. Обобщение по теме урока .
В основу сказки положено одно событие - лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу.
Необычна сказка и с точки зрения своей структуры. Сказка о животных , как и другие виды сказок , имеет особое начало - присказку , зачин; именно это начало позволяет сказать , что мы читаем сказку . В ней четко разграничены положительные и отрицательные персонажи, и заканчивается она торжеством добра над злом. Именно в это всегда верил народ .
Можно ли сказать о сказке «Лиса , заяц и петух » , что «справедливость в ней царит» ?
Вспомним, сказка-то народная . Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
(«Сказка - ложь , да в ней намек, добрым молодцам урок ».)
Чему нас учит сказка ?
(Сказка учит :«Поступай по справедливости - и победа будет обязательно за тобой» .)
Я могу назвать героев сказки .
Я могу назвать качества характера героев сказки .
Я могу объяснить, почему победу одержал петух , а не лиса .
Я могу пересказать сказку .
Жили-были лиса да заяц . У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная.
Пришла весна красна - у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу. Подошли они к избенке. Собака забрехала:
Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идет дорогой, плачет. Ему навстречу медведь:
О чем, зайчик, плачешь?
Не плачь, я твоему горю помогу.
Нет, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, и тебе не выгнать.
Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Медведь как закричит:
Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:
Что, зайчик, плачешь?
Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
Нет, бык, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.
Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Бык как заревел:
Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Бык испугался и убежал.
Идет опять зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:
Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?
Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
Пойдем, я твоему горю помогу.
Нет, петух, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.
Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:
Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису пос?чи,
Слезай, лиса, с п?чи,
Поди, лиса, вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
Обуваюсь…
Петух опять:
Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит:
Одеваюсь…
Петух в третий раз:
Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с ппчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса без памяти выбежала, петух ее тут и зарубил косой. И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.
Ирина Захарова
Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».
Тема : Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц » .
Цели : - продолжить знакомство с жанрами русского фольклора ;
Вызывать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и заяц » ;
Развивать связную речь детей; навыки правильного звукопроизношения;
Развивать воображение, активность и творчество;
Обогащать словарный запас детей;
Учить подбирать синонимы к словам;
Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту связными
полными предложениями;
Совершенствовать интонационную сторону речи;
Закреплять использование в речи детей простых и сложных распространённых
предложений.
Материалы : магнитная доска, магниты, картинки из сказки «Лиса и заяц » , книжка с русской народной сказкой , маски героев.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям , а поможет нам в этом русская народная сказка .
Давайте вспомним, кто придумал русские народные сказки ? (народ )
Правильно! Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и до нас многие дошли. Давайте их вспомним.
(«Колобок» , «Теремок» , «Гуси- лебеди» , «Курочка ряба» , «Маша и медведь» и т. д.)
Молодцы,ребята! Много русских народных сказок вы знаете . Сегодня мы познакомимся ещё с одной . Догадайтесь, как она называется. Для этого надо отгадать загадки.
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом-ушки торчком. (заяц )
Это что за зверь лесной
Встал,как столбик под сосной? И стоит среди травы –
Уши выше головы? (заяц )
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут её(лиса ) .
Как называется сказка ? («Лиса и заяц » )
Вспомните потешки про лису и зайчика.
Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку, выкупала Ваньку.
Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.
Зайчишка- трусишка по полю бежал,
В огород забежал. Морковку нашёл,
Капустку нашёл. Сидит, грызёт.
Иди прочь- хозяин идёт.
3. Чтение сказки .
4. Работа по сказке .
Вам понравилась сказка ? Чем она вам понравилась? Чему нас учит эта сказка ? (доброте, дружбе, справедливости)
Подумайте, какие пословицы подойдут?
(Друзья познаются в беде.
В настоящей дружбе так- сам пропадай, а друга из беды выручай.
Кто дрожит- тот и бежит.
Лиса хитростью берёт .
Друга ищи, а найдёшь- береги.)
Подбор синонимов к словам из сказки :
Как можно сказать по- другому ?
(лубяная избушка- сделанная из дерева;заревел- зарычал;
плакать-рыдать,хныкать,заливаться слезами.)
Ласковые слова : заяц- зайчонок ,заюшка, зайчишка,зайка,зайчоночек.
лиса- лисичка , лисонька.
На доске картинки. Нужно расставить их в правильной последовательности.
Физминутка. «Заяц и кочан капусты » .
Встал зайчишка рано,
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шёл и большой кочан нашёл.
Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты.
Хруст- хруст, хруст- хруст.
Съел, свалился под куст и уснул.
Проснулся, сладко потянулся.
Влево, вправо наклонился и бегом домой пустился.
5. Беседа по вопросам.
Как начинается сказка ?
Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?
Что случилось весной?
Что сделала лиса ?
Какие звери хотели помочь зайчику выгнать лису?
Объясните слова «пойдут клочки по закоулочкам»
Смогли они ему помочь?
Кто помог зайчику выгнать лису?
Объясните слова «без памяти выскочила» .
Какую песенку пел петух?
Чем закончилась сказка ?
Пальчиковая гимнастика : «В гостях у зайки» .
В гости к зайчонку зверята пришли,
Зайке в подарок они принесли :
Медведь- голубику, лисичка- чернику,
Волчонок- бруснику, а маленький ёжик принёс землянику.
Подарки зайчонок свои получал,
И мёдом с малиной друзей угощал.
6. Пересказ сказки с опорой на картинки.
7. Инсценировка сказки .
8. Итог занятия.
Ребята, что мы делали на занятии? (читали сказку , расставляли картинки в правильной последовательности, отвечали на вопросы. играли в игру, пересказывали сказку )
Целевые установки урока:
- формирование понятия об отличительных особенностях сказки;
- развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
- расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.
Оборудование:
- М/м презентация.
- Видеофильм.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Тихо все садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
2. Мотивация к учебной деятельности
Слайд №1. «Страна Литературия»
– Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии.
Слайд №2. «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»
– Как мы будем строить свой урок? (Дети читают
со слайда: « Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду
способ!»).
– Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а
потом постараться самим открыть новое знание.
– У нашего друга Смайлика прекрасное
настроение, он вновь пришёл к нам на урок
получать новые знания. Покажите какое у вас
настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно,
вперёд за знаниями.
2. Актуализация знаний.
– С чего начнём работу? (С повторения).
Слайд №3. «Устное народное творчество».
– Продолжите предложение.
Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки,
считалочки, сказки, скороговорки, частушки –
это («устное народное творчество».)
Слайд №4. «Устное народное творчество».
– А как по другому называют «Устное народное
творчество»?(Фольклором).
– А что вы знаете о фольклоре – устном народном
творчестве? Почему «Устное народное творчество»?
Устное –
значит из уст в уста;
Народное –
то, что создал народ;
Творчество
– создание чего то нового.
Верно – это словесное творчество народа, опыт
предшествующих поколений, отражающий сущность
их жизни. Оно возникло задолго до того, как
люди овладели письменной речью. Они передавали
свое творчество последующему поколению из уст
в уста. Отсюда и произошло название. Устное
народное творчество придает языку яркость,
красоту и выразительность.
Сегодня мы посвятим наш урок одному из
любимых вами жанров устного народного
творчества, а какому вы догадаетесь сами.
Слайд №5. «Слова»
Прочитайте слова и скажите из какого из жанров
они потерялись?
Зачин, повторы, концовка, присказка, … – это
сказка.
– Совершенно верно, это,конечно же, сказка.
– А что такое сказка? Сказка – это
вымышленная история.
– Назовите отличительные особенности сказки,
чем она отличается от таких жанров как рассказ,
повесть? В сказках есть мораль, волшебство,
мудрость, главная идея – добро побеждает зло,
наличие реальных и нереальных героев, волшебных
предметов; троекратные повторы подвигов,
действий, событий.
– Какие вы знаете жанровые разновидности
сказок?
– Верно, сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – это сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)
– Назовите народные сказки?
Колобок, Гуси-лебеди, Курочка-ряба, Репка, Маша и
медведь, Морозко, Василиса Прекрасная, По
щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро
козлят, Лиса и журавль.
– Назовите имена самых известных сказочников?
Самыми известными сказочниками являются А.С.
Пушкин, Конст.Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан
Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие
другие.
Постановка учебной задачи.
– Молодцы, много знаете сказок.
– Давайте послушаем одну из сказок и назовём её
автора.
Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка». Прослушивание аудиозаписи.
Слайд № 8. Тема урока: «Лиса, заяц и петух».
– Прочитайте название сказки. Как вы думаете в
библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку?
(Народные сказки или авторские сказки).
Совершенно, верно –это русская народная сказка.
О ком будет рассказываться в этой сказке? Можно
определить по названию?
Работа с учебником
– Давайте откроем учебник на стр.66 и
рассмотрим иллюстрации.
– Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображён на
иллюстрации?
– Что можно рассказать о героях русской народной
сказки?
– Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?
Основная часть урока
Слайд №9. «Иллюстрация к сказке»
– Давайте прочитаем сказку. Чтение сказки
цепочкой.
– Понравилась вам сказка?
– Оправдались ли ваши предположения о героях
сказки?
– Назовите всех героев сказки. Почему не все они
вынесены в название сказки?
– Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка»,
чем они похожи и чем отличаются?
Сходство
– сюжет и композиция, язык,
идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и
конец сказки.
Отличие
– название сказки, больше
героев.
– А как вы думаете, почему очень похожи эти
сказки? Сказки очень похожи, потому что они
народные, люди рассказывали их друг другу,
передавали из поколения в поколение, при этом
каждый автор мог добавить что-то своё, даже
изменить название сказки.
– Как вы думаете, почему народ назвал её именно
так, может быть её можно было бы назвать
по-другому, например, «Лиса и заяц».
Работа по анализу сказки «Лиса, заяц и петух»
Выборочное чтение.
– Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»?
Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса
да заяц.)
– А почему всё-таки неизвестный нам автор назвал
сказку именно «Лиса, заяц и петух»?
Главными героями как раз и являются герои,
заявленные в заглавии. Между ними
разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в
сказке еще действуют собаки и медведь – они
выполняют второстепенную роль.
Слайд №10. «Характеристика героев сказки». Работа над характеристикой героев русской народной сказки.
Итак, главные и второстепенные герои сказки –
животные. Причём животные необычные, они
наделены человеческими качествами, они ведут
диалог, владеют как человек речью, а значит, у них
есть характер.
– Давайте поработаем над характерами героев
сказки, чертами, которые характеризуют наших
героев.
Слайд №11. «Исследовательская работа». Работа в парах.
– А теперь давайте поработаем в парах, проведём
исследовательскую работу: выполним задание на
поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые
характеризуют того или иного героя.
– Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения,
которые характеризуют героев сказки.
Выборочное чтение.
Работа в парах.
Продолжаем
работу в парах.
– Соотнесите качества и сказочных героев.
Подтвердите свой ответ текстом.
Слайд №12. «Словарь качеств».
«Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).
Лиса | Заяц | Собаки | Медведь | Петух |
Хитрая Смелая Добрая Отзывчивая Злая Храбрая Глупая Трудолюбивая Умная Находчивая Трусливая Ленивая Уверенная в своих силах |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах |
Хитрые Смелые Добрые Отзывчивые Злые Храбрые Глупые Трудолюбивые Умные Находчивые Трусливые Ленивые Уверенные в своих силах |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах |
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод:
Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в
своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый,
трудолюбивый.
Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые.
уверенные в своих силах.
Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих
силах.
Петух – хитрый, умный, находчивый, уверенный в
своих силах.
Кто из персонажей обладает одинаковыми
качествами?
Лиса - умная и хитрая, и Петух - умный и
хитрый.
– Почему же Петух побеждает? Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.
Слайд №13. «Физкультминутка».
Слайд №14 «Сюжет и композиция сказки».
Работа над сюжетом и композицией сказки.
– Давайте проанализируем, как построена
сказка, какова её композиция.
– Расскажите, что происходит в сказке. О чем в ней
повествуется? (В сказке рассказывается, как
петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки
восторжествовала справедливость.)
– Можно ли сказку разделить на части? В сказке
можно выделить несколько частей.
– Сейчас вы самостоятельно перечитаете ещё раз
сказку и определите сюжетную линию, тоесть
разделите на смысловые части: определите
завязку, развитие действия и развязку.
Самостоятельное чтение сказки. (Жужжащее чтение.)Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части.
– Проверяем, на какие части можно разделить
сказку?
– С чего начинается сказка? Начинается сказка с
завязки – это часть сюжета, которая намечает
исходную ситуацию: время, место действия, героев
произведения, их взаимоотношения.
– Прочитайте, какими словами заканчивается
первая часть.
1 часть – … да его из избушки и выгнала.
– Какое событие лежит в основе развития сюжета,
действия?
– Как это событие представлено в сказке?
Развитие сюжета начинается почти сразу, как
только лиса попросилась к зайчику ночевать. В
сказке начинает развиваться конфликт между
зайцем, который остался без своего домика, и
лисой, которая выгнала зайчика из своей избушки.
– Прочитайте, где вы закончили вторую часть.
2 часть – Медведь испугался и ушёл.
3 часть– Развязка.
– Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать
лису? Почему? Помогают зайчику другие герои
сказки: собака и медведь, но никто из
представителей ни домашних, ни диких животных не
может решить созданную проблему. Сумел помочь
зайчику крикливый петух. Именно он, умный, хитрый,
лису выгоняет из домика.
Слайд № 15. Исследование языка сказки.
– А сейчас давайте продолжим исследование сказки и поработаем над её языком. Исследовательскую работу будем проводить в группах.
Работа в группах.
Одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке, вторая – образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки), третья – повторы.
Проверка.
Вывод: Народная сказка с её неповторимым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, в ней много исконно русских слов, выражений, закличек, приговорок, что так часто использовал в своей речи русский народ.
Напевность
Много исконно русских слов, выражений
Заклички, приговорки.
Слайд №16-25. « Иллюстрации к сказке». Инсценирование отрывка из сказки.
Слайд №26. Обобщение по теме урока.
– В основу сказки положено одно событие – лиса
отняла домик у зайца, поскольку ее дом,
построенный не на совесть, растаял. Для
восстановления справедливости необходимо
вернуть домик зайцу.
Необычна сказка и с точки зрения своей структуры.
Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет
особое начало - присказку, зачин; именно это
начало позволяет сказать, что мы читаем сказку. В
ней четко разграничены положительные и
отрицательные персонажи, и заканчивается она
торжеством добра над злом. Именно в это всегда
верил народ.
– Можно ли сказать о сказке «Лиса, заяц и петух»,
что «справедливость в ней царит»?
– Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в
победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
(«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок».)
Чему нас учит сказка?
(Сказка учит:«Поступай по справедливости – и
победа будет обязательно за тобой».)
- Я могу назвать героев сказки.
- Я могу назвать качества характера героев сказки.
- Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
- Я могу пересказать сказку.
– Найти в домашней библиотеке книгу с русскими
народными сказками.
– Прочитать одну из сказок.Рассказать взрослым,
какое произведение было прочитано в классе и кто
автор.
– Нарисовать иллюстрации к понравившемуся
эпизоду.
Слайд №29. Настроение.