Аристофан «Облака» – анализ

Дата: 15.04.18 Класс : 11-А

Тема: « Аристофан. Анализ комедий Аристофана»

Цель: научить работать с текстом, искать скрытый подтекст, выделять проблемы, которые затронул автор; розвивать внимательность, память, навыки работы с биографией списателя, выделение самих важних фактов из жизни и твворчества; воспитывать старательность.

Оборудование: хрестоматия, ученик.

Тип урока: практическая работа

Ход урока

І. Организационный момент. (3 мин.)

ІІ. Объявление темы и цели урока. Мотивация (1 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами проверим ваши знания о древнегреческом драматурге и комедиологе Аристофане. Вы мне расскажите характерные черты его творчества, как с этим именем связано понятие «комедия». И наконец, самое интересное – мы будем анализировать очень непростые, как кажется на первый взгляд, комедии, а точнее разберёмся в проблематике, поставленной автором очень много лет назад. Так что, дорогие мои, настраивайтесь на плодотворную работу.

ІІІ. Актуализация опорних знаний (5 мин.)

1.Что такое комедия? (это жанр , характеризующийся или подходом, и также вид , в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы. )

2. Что такое трагедея? (это жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к исходу . )

3. С каким древнегреческим культом связаны эти два термина? (Культом бога виноделия Диониса. Комедия – возрождение, трагедия – смерть.)

4. Что такое интермедии и интерлюдии? (малые юмористические сценки, ставились между актами в театре)

5. Что такое сатира? (это резкое проявление в , представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: , , ,
, , и др. )

ІV . Изучение нового материала (30 мин.)

Беседа учителя с учениками по биографии Аристофана.

На сегодня вы готовили практическую по жизни и творчеству Аристофана. Так что же вы о нём можете мне рассказать?

    Где и когда появился на свет? ( появился на свет в Аттике, точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно - 445 г. до н. э.)

2. Что извесно о его семье? ( Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина. Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование. )

3. В каком возрасте проявились способности к творчеству?
(
17-летним юношей он уже сочинял стихи и музыку. В молодом возрасте начался и его путь комедиографа: первая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., затем последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425). )

4. Под чьим именем он писал свои пьессы? ( Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор. )

5. Каковы били политические и нравственные убеждения Аристофана? ( По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. В то же время Аристофан всю жизнь боролся за сохранение патриархальных устоев афинской демократии.)

    Чьи взгляды отражал Аристофан в своих произведения? (Обычного народа, крестьян.)

Беседа учителя с учениками по творчеству Аристофана.

1. Какого наследие драматурга? ( Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде лишь 11, среди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др. Сохранилось и примерно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.)

2. Что такое комедия по Аристофану? (это изображение всего плохого в людях, но пороки отображаются не во всей полоте, а только лиш в той мере, в которой смешное является частью неподобающего, какой-нибудь ошибки, только не губительной.)

    Какие вопросы поднимает Аристофан в своих произведениях?

    Как вы думаете, комедиолог выдумал все эти образы, вопросы, проблемы, которые он поднимал в своих творениях? Или же возможно он писал в такое время и описывал реальне проблемы общеста?

Опишите епоху когда писал великий драматург.

( Смелая сатира Аристофана изобличала все пороки, слабости его времени: легкомысленную самонадеянность афинского народа; гибельную страсть к войне, владычествующую над честолюбивыми светскими людьми; педантическую формалистику спартанского правительства; любовь афинского демоса проводить время в пустой политической болтовне и в судебных заседаниях; изнеженность и щегольство молодежи; упадок гимнастического и музыкального воспитания, развивавшего энергию; апатию граждан, подчиняющую их влиянию женщин; стремление богатеть и наслаждаться, не трудясь; манерность и упадок музыки и лирической поэзии, обращаемых Филоксеном, Кинесием, Фринисом, другими композиторами и поэтами в средства льстить изнеженной чувственности – словом, все дурные явления государственной и общественной жизни были беспощадно выставляемы на позор смелою сатирой негодующего поэта. )

    Каков положительный герой комедий Аристофана? ( мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощью одного-двух рабов. Аристофан восхищается трудолюбием земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и к обычаям прошлых героических лет. )

    Какая тема отчётливо возникает в более поздних произведениях драматурга и камедиографа? Какие произведения являються примером? ( В поздних произведениях Аристофана все более отчетливо возникает тема социальной утопии. Наиболее ярким образцом жанра комедии-утопии являются «Птицы», поставленные в 414 году до н. э. , когда Афины переживали волнующие и тревожные месяцы Сицилийской экспедиции.)

    Как бы вы охарактериховали комедии Аристофана? ( Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в целом, связаны с народными формами театра. Персонажи его комедий обычно носители какой-либо человеческой черты, показанной в крайне заостренном, преувеличенном виде. Очень силен в его комедиях элемент буффонады. отличаются богатством остроумия, гениальностью замысла, смелостью изобретения, меткими и отчетливыми характеристиками, блестящим, привлекательным и благозвучным языком. Поэт, действовавший преимущественно в бурное время Пелопоннесской войны, стоит на старой, консервативной точке зрения и является сторонником мира и противником демагогов, которые сбивают с толку народ, эксплуатируют государство и знать не хотят о мире. )

Анализ призведений Аристофана.

    Критика софистов в комедии «Облака».

    Какая проблема поставлена автором? (Он осмеивает в ней , представителем которых у него является ; он доказывает, что софистика имеет гибельное влияние на нравы, разрушает религию, нравственность, семейную жизнь, вообще внушает своим учениками вредные понятия; нападая на софистов, он превозносит простоту и строгость старинных нравов. В этой комедии Аристофан смешивает Сократа с софистами и выставляет его развратителем юношества. )

    Почему драматург с такой ненавистью высмеивал Сократа в «Облаках»? (Идейная направленность философии Сократа противоречила моральным нормам афинской демократии, патриархальной нравственности крестьянства. Аристофан не ограничился карикатурным портретным изображением Сократа, а создал собирательный тип лжемудреца, шарлатана и наставника в пороках. )

    Кто такие софисты? (Софистами называли представителей весьма влиятельного направления в древнегреческой философии.)

    Какова роль облаков в произведении? ( Хор образуют облака, служащие олицетворением тумана, который наводит на умы Сократ, – мысль очень остроумная; пустота и туманность облаков вполне соответствуют характеру учения, на которое нападает Аристофан )

    Антивоенные комедии «Всадники», «Мир», «Лисистрата».

Замечательна черта Аристофана – его активная антивоенная позиция. Осуждение войны, кровопролития, разжигания междоусобиц. И такое же горячее прославление мира, неизменно актуальное. Это подтверждают его произведения «Всадники», «Мир», «Лисистрата» и др.

1. «Всадники»

    Образ кого показано в Демосе? (афинский народ)

    Какова проблема произведения ? ( Взаимоотношения различных слоев демоса, вопросы руководства государством, оценка лидеров радикальной демократии - вот главные проблемы, которые получают разрешение в одной из самых острых в политическом отношении комедий Аристофана «Всадники». )

    Кого высмеивал Аристофан? И почему другие боялись это сделать? ( Эта комедия была направлена в особенности против Клеона, которому поэт еще в «Ахарнянах» заявил, что он изрежет его на подошвы для всадников. Политические стремления Клеона подверглись в этой комедии самым смелым и раздражительным нападкам со всех сторон. Чрезвычайная смелость Аристофана в этом отношении тем более должна удивлять нас, что Клеон именно в это время, после счастливого похода в Пилос, стоял на высоте своего могущества и влияния. Если верить показанию самого Аристофана, никто не решался сделать для его комедии маску Клеона, опасаясь этого сильного и влиятельного временщика. )

2. «Мир»

    Проблматика произведения. (Проблема войны и мира)

    Куда едет герой и зачем ? ( верхом на большом навозном жуке едет на Олимп, где живет бог войны, освобождает находящуюся в плену у него богиню мира и привозит ее в Афины. )

    Добивается ли Тригей радости и мира для людей? (да)

3. «Лисистрата»

Оригинальным образом решается вопрос войны и мира именно в произведении «Лисистрата».

    В чём же была оригинальность и новизна этой комедии? ( Новизна же была в том, что Аристофан энергично напоминал о той роли, которую способны сыграть женщины, матери, жены в прекращении бессмысленного кровопролития.

    Что означает имя Лисистрата? (распускающая войсько или прекращающая походы)

    На что надеется Лисистрата и каков план женщин по прекращению войны ? ( Из всей Греции сходятся в Афины женщины, чтобы восстановить мир; они овладевают Акрополем; афинское правительство не в силах выгнать их оттуда. Они объявляют, что не хотят жить с мужьями, пока мужья не примирятся между собою; мужья вынуждены примириться. Тон этой комедии очень нескромный, в ней много неприличного. )

    Как представлен хор? (Одна часть – 12 стариков, которые пытаються поджечь Акрополь. Его защищает второе полухорие – 12 старух, которые водой тушат огонь.)

    Проявляют ли женщины такую же верность клятве как и Лисистрата? (Нет, они пытаются удрать, но Лисистрата им этого не даёт сделать.)

    Является ли план Лисистраты плодотворным? Поддержали ли её другие женщины, других стран? (да, а Афинах и Спарте женщины тоже об’явили «забастовку», и в конце концов послы из этих стран пришли и объявили о немедленном прикращении войны)

    Какими словами Лисистрата предлагает навсегда закончить кровопролитне.

Теперь, когда счастливо всё покончено,

А вы – своих! Пусть к мужу подойдёт жена

И муж – к жене. Сейчас, друзья, на радостях

Богам во славу спляшем мы, а в будуще

Остерегайтесь, не грешите больше!

3. Полемика о литературе в комедии «Лягушки».

    Сколько частей в комедии и какие они? (2 части. 1 – путешествие Диониса в загробный мир, насыщенное множеством комических эпизодов; 2 – спор Эсхила и Еврепида на литературные темы.)

    Какова проблема произведения? ( В «Лягушках» Аристофан тоже осмеивает Еврипида, и вообще новых трагиков: но кроме того он в этой превосходной пьесе серьезным тоном говорит о бедственном положении государства и вновь склоняет афинян заключить мир. )

    Каким образом полемика о литратуре связанна с комедией? (Так как Эсхил и Еврепид – это древнегреческие поэты и они спорят о своих талантах и непосредственно на литературные темы.)

    Кто спорит между собой? В чем заключается спор? ( Происходит спор между и ; последний, недавно явившись в подземный мир, требует, чтобы Эсхил уступил ему свой трагический трон, как поэту более славному. В конце спора оба поэта подходят к весам и бросают на них свои стихи. Стихи Эсхила, величественные и энергические, перевешивают прикрашенные риторикою стихи Еврипида, главные качества которых – изящная отделка и диалектические тонкости. )

    Каков итог произведения? ( Дионис, с позволения Плутона, берет Эсхила с собою на землю, «чтобы он своими мудрыми советами спас город афинян и направил на истинный путь заблуждающихся, которых так много в этом городе». )

V . Подведение итогов. (7 мин.)

1.Оценивание учащихся.

2. Беседа с учениками.

    Кто такой Аристофан?

    В каком жанре он работал?

    Какие произведения мы сегодня с вами разобрали?

    Какова проблематика этих призведений?

. Домашнее задание. (5 мин.)

Написать эссе на тему: «Мир – это будуще всего челловечеста».

Кондратенко А.С.

Несколько отличаются от привычного Аристофану карнавального типа те его комедии , в которых ставятся проблемы не политического, а культурного порядка. Уже первая (не дошедшая до нас) комедия Аристофана «Пирующие» (427 г.) была посвящена вопросу о старом и новом воспитании и изображала дурные последствия обучения в духе новой софистической моды. К этой же теме Аристофан вернулся в комедии «Облака» (423 г.), высмеивающей софистику . Но «Облака», которые автор считал самым серьезным из дотоле написанных им произведений, не имели успеха у зрителей и получили третий приз. Впоследствии Аристофан частично переработал свою пьесу, и она дошла до нас именно в этой, второй редакции.

Эта комедия называется так потому, что ее хор составляют облака – те новые божества, которых признает философ Сократ вместо старых греческих богов . Сократа Аристофан изображает софистом, то есть преподавателем ложной мудрости и умения обманывать в спорах. Старик-простолюдин Стрепсиад, запутавшийся в долгах из-за расточительных замашек своего сына Фидиппида, прослышал о существовании мудрецов, которые умеют делать «более слабое более сильным», «неправое правым», и отправляется на выучку в «мыслильню» Сократа.

Анализ комедии Аристофана Облака. Говоря об образе Сократа в античной литературе, прежде всего, хотелось бы остановиться на комедии Аристофана Облака.

Итак, каким же видел знаменитого философа греческий комедиограф, и как это видение соотносится с теми представлениями о Сократе, которые дошли до наших дней Анализируя комедию Облака, следует, прежде всего, остановиться на ее названии. Она называется Облака потому, что ее хор составляют облака те новые божества, которые признает Сократ вместо прежних греческих божеств. Сюжет комедии основывается на том, что простолюдин Стрепсиад, всецело связанный с деревней, но живущий в городе и сбитый с толку софистами, пытается с помощью софистических ухищрений доказать своим многочисленным кредиторам, что он не обязан выплачивать им свои долги.

Для этого он отправляется в мыслильню, то есть в школу Сократа, но из его обучения ничего не выходит. Тогда он направляет к Сократу своего сына Фидиппида, развратного молодого человека, который легко усваивает умение спорить у софистов, благодаря чему Стрепсиад легко разделывается с двумя кредиторами. Но во время праздничного пира отец и сын ссорятся, в результате чего Фидиппид бьет своего отца, приводя для этого заимствованные аргументы у софистов.

В случае надобности он готов побить и собственную мать. Разгневанный отец в запальчивости сжигает дом Сократа. Читая комедию Аристофана Облака, сразу же становится понятно, как относится сам автор к этому философу. Уже с самых первых страниц мы видим, с каким презрением и злобой говорит Фидиппид о Сократе и его учениках - За ней обитают мудрецы. Если послушать их, то окажется, что небо - простая железная печка, а люди - угли в этой печке. - А Знаю я этих мудрецов Негодяи бледнорожие Нечисть босоногая Да плуты Дурак Сократ и ученик его лучший - помешанный Хэрефонт Один этот диалог уже показывает то, каким на самом деле является Сократ, и то, каким его видят представители разных поколений.

Если отец Фидиппида Стрепсиад восхищается мудростью этого философа, ставит его в пример, и считает, что тот поможет избавиться старику от долгов, то сын Стрепсиада - напротив, всячески оскорбляет и ругает философа и, тем самым, он пытается доказать своему отцу нелепость и бессмысленность такого учения.

Он как будто бы предвидел то, что с ним произойдет после обучения у Сократа. Чувствую, вернусь я бледным и высохшим. Но вернемся к анализу комедии. С самого начала Облака- это авторская насмешка над тем увлечением софистикой, которое господствовало в Древней Греции в 50-40гг. до н.э. Эта насмешка проходит через всю комедию Аристофана, но особенно ярко она показана в различных деталях, которые дополняют и окончательно обрисовывают образ данного философа.

С точки зрения Аристофана, мыслитель вообще изображается в комедии как ярый софист, т. е. преподавателем ложной мудрости и умения обманывать в спорах. Но сразу же необходимо сказать о том, что фигуру Сократа нельзя рассматривать лишь с позиции одного конкретного автора или человека. Сократ - это очень сложная и во многом противоречивая личность. Если кому-то казалось, что великий философ был именно таким, то это мнение не всегда является истиной в последней инстанции, ведь очень многие факты из биографии Сократа до сих пор не выяснены.

Однако, как теперь уже точно доказали многочисленные исследователи жизни и наследия великого мыслителя, он был противником софистов, так как те выступали как учителя мудрости. Мудрость и красноречие не были для Сократа ни самоцелью, ни основой философской деятельности. Кроме этого, с точки зрения Сократа, спор - это способ и путь поиска истины, для софистов же - спор это лишь интеллектуальная игра. Поэтому, говоря об образе Сократа в комедии Аристофана Облака, следует помнить, что речь идет лишь о личном восприятии комедиографом личности данного философа, но не как не об объективной и всесторонней оценке.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Образ Сократа в комедии Аристофана "Облака" и в диалогах Платона "Пир"

Философия - это наука жизни, о жизни и для жизни, ведь многое из того, о чем писали и говорили древние мудрецы, актуально и сегодня. Существует огромное количество различных философских течений и направлений, но.. По мнению последователей Сократа, вся жизнь философа прошла под знаком Аполлона, в семье скульптора и повитухи.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака»

«Облака» 423 г. Отличается от обычных комедий. Посвящена культурной проблеме: выступает против софистов и Сократа. Проблема воспитания молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса.

Сюжет комедии: Старик Стрипсиад обеспокоен сыном Фидиппидом - тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе - сократической беседе - приведение человека к выводу. У Аристофана Сократ - это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце». Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Сократ принимает Стрепсиада в «мыслильню» и проделывает над ним обряд «посвящения». Мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. Пародируются естественно-научные теории философов и новые софистические дисциплины, например грамматика. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, посылает вместо себя сына. Происходит агон между Кривдой и Правдой - прежде всего о проблеме воспитания. восхваляет старое строгое воспитание. Кривда защищает свободу вожделений. Кривда побеждает. Фидиппид быстро овладевает всеми необходимыми уловками, и старик спроваживает своих заимодавцев.

Но вскоре искусство сына обращается против отца. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир. Любитель старых поэтов Симонида и Эсхила, Стрепсиад не сошелся в литературных вкусах с сыном, поклонником Еврипида. Фидиппид поколотил старика, доказывает ему, что сын вправе бить отца. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик поджигает мыслильню Сократа.но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну - Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрипсиад берет лестницу и факел - поджигает мыслильню.

Особенности: 1. Сократ - карикатура на софистику (далек). На деле - выступал на площади, здесь - в мыслильне.; 2. комедия кончается без обычной обрядовой свадьбы Образованный А. не враг науки, в софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей.

В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою философию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за то, что он слишком много ставил под сомнение, разлагал (будто бы) нравы и этим ослаблял государство. Но до этого было пока еще далеко: сперва его только вывели в комедии. При этом приписали ему и такое, чего он никогда не говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия.

Комедия называлась «Облака», и хор ее состоял из Облаков — развевающиеся покрывала и почему-то длинные носы. Почему «Облака»? Потому что философы раньше всего стали задумываться, из чего состоит все разнообразное множество предметов вокруг нас. Может быть, из воды, которая бывает и жидкой, и твердой, и газообразной? Или из огня, который все время движется и меняется? Или из какой-то «неопределенности»? Тогда почему бы не из облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака — это и есть новые боги новых философов. К Сократу это отношение не имело: он как раз мало интересовался происхождением мироздания, а больше — человеческими поступками, хорошими и дурными. Но комедии это было все равно.

Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твердо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию «Облака».

Живет в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щеголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи. Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными. Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этим шажком вымерить прыжок. Или вот еще: комар жужжит гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочем не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно».

Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звездам. «Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» — «Какими богами? У нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это — гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром». — «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живехоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.

Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор. На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает. «Где на свете ты видел правду?» — «У всевышних богов». — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели ученые беседы». — «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьешься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды.

Стрепсиад с сыном радехоньки. Приходит кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянется: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал!» — «Ужо разразит тебя Зевс!» — «Ужо защитят Облака!» Приходит второй кредитор. «Плати проценты!» — «А что такое проценты? — «Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом!» — «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятием убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка расплата!»

Расплата приходит с неожиданной стороны. Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона —- отцов колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмем и заведем! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?» Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданиях учимся!» Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.