Астафьев пастух и пастушка анализ. V. Что мы узнаем о прошлом героев, что их объединяло

Повесть В. П.Астафьева «Пастух и пастушка» относится к тем про­изведениям, которые воссоздают правду о войне. Виктор Петрович Астафьев сам прошел войну - начал и закончил ее рядовым, получил тяжелое ранение. Был шофером, связистом, артразведчиком. Астафьев изображает войну, не делая масштабных обобщений, он не показывает действия армий, его героями являются простые люди, ко­торые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодоле­вать страх смерти, ответственностью за чужую жизнь, способностью сохранить в тяжелейших условиях приверженность добру, духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.

Сам автор говорил о своей повести (1989 г.): «Больше других люблю «Пастуха и пастушку». Это было первое крупное произведение Астафьева о войне. Понадобилось более четырех десятилетий, чтобы со значительного временного расстояния оглянуться на пережитое и осмыслить его роль в своей судьбе и в судьбе страны. Четырнадцать лет писатель работал над повестью, сделал пять ее редакций. Это говорит о том, какое значение Астафьев придавал этой вещи, объясняет его осо­бое отношение к «Пастуху и пастушке». Это очень требовательное от­ношение, связанное с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны.

Астафьев определил жанр своей повести как «современную пасто­раль». Для традиционной пасторали (от лат. pastoralis - пастушеский) характерно изображение мирной пастушеской жизни, воспевание красо­ты, чистоты и верности чувств на лоне природы.

Авторское определение жанра вторит названию, обещающему именно пасторальный сюжет, «чувствительную» повесть. Однако тематика повести резко контрастирует и с названием, и с авторским определением жанра. Писатель действительно воспевает чистоту и верность чувств, но на каком фоне? Вместо мирных пасторальных пейзажей - кровавый фронтовой быт. Любовь героев далека от красивой сказки, и конец этой любви трагичен.

Ни время, ни место действия прямо в повести не указаны. Это лишь один эпизод войны, подобный мог произойти в любое время и в любом мес­те военных действий. Отсутствие указания на конкретное время и мес­то придает повествованию обобщающий характер.



Справка. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шев­ченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории Великой Отечественной войны.

В центре повествования - малая войсковая единица, взвод пехоты, которым командует девятнадцатилетний Борис Костяев. Взвод Костя-ева участвует в ликвидации взятой в тиски большой группировки немец­ких войск. Фашистское командование отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции.

Первая часть повести называется «Бой». Писатель показывает жестокую битву: немецкие танки утюжат наши окопы. Видя, как гиб­нут люди, юный командир, крича и плача, «натыкаясь на раздавленных, еще теплых людей», бросается на танк с гранатой: «Его обдало пламенем и снегом, ударило в лицо комками земли, забило все еще вопящий рот зем-лею, катануло по траншее, будто зайчонка. Как жахнула граната, он уже не слышал, воспринял взрыв, боязно сжавшись нутром и сердцем, чуть было не разорвавшимся от напряжения».

Обратим внимание, что в описании взводного соединяется изображе­ние его героизма и естественной реакции человека на происходящее: «во­пящий рот», «боязно сжавшись нутром и сердцем». Герой сравнивается с зайчонком не потому, что он труслив, как заяц, а потому, что против танковой мощи человеческий организм бессилен. И все же Борис побеж­дает, удивляясь тому, что сделал: «Борис недоверчиво посмотрел на усмиренную громаду машины: такую силищу - такой маленькой грана­той! Такой маленький человек! Слышал взводный еще плохо. Во рту у него хрустела земля...»

Часто писатель изображает картины войны натуралистично, что характерно для его творческого почерка: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрублен­ные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи.

Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: «Зачем при­шли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?»

В этом описании «изувеченные деревца» вызывают не меньшую жа­лость, чем изувеченные люди. Жалость к людям необходимо подавить, и Борис ищет себе оправданий: «Зачем пришли сюда?» «Обороняться» приходится не только от врагов, но и от естественных человеческих чувств, которые живы в Борисе - «от жалости и жути».

Борис из интеллигентной учительской семьи, по матери - потомок декабриста Фонвизина, человек невоенный по своей сути. Но он выполня­ет на войне свой долг и не теряет при этом лучших человеческих качеств.

Очень сильно написана Астафьевым сцена, когда у разбитого хуто­ра в толпу греющихся у огня пленных врывается солдат в маскхалате с автоматом и расстреливает немцев очередями, крича: «Маришку со-жгли-и! Селян всех... всех загнали в церковь. Всех сожгли-и-и! Мамку! Крестную! Всех! Всю деревню... Я их тыщу... Тыщу кончу! Резать буду, грызть!.,»

С этой сценой контрастирует другая: «в ближайшей полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикива­ли, иные курили, ожидая отправки...»

Здесь встает извечный вопрос: что нужно проявлять к побежденно­му врагу - месть или милосердие? Месть оправданна, но милосердие выше.

В повести изобража­ется любовь.

Любовь возникает прямо в военном аду, вопреки ему. Это великая, единственная любовь, которая дается далеко не каждому. Автору удается совместить возвышенную романтику и даже сентиментальность с грубым реализмом войны.

У читателя не возникает сомнений в возможности молниеносного воз­никновения любви на войне. Автор использует для этого разнообразные средства. Например, интертекстуальность (цитирование в тексте дру­гих текстов): «На заре ты ее не буди...»; мимолетное виденье, «которое явилось и вознесло однажды поэта на такую высоту, что он задохнулся от восторга». Пасторальный мотив пастуха и пастушки, свойственный сентиментализму, преобразуется в символ. Заявленный в названии, он вызывает ожидания читателя. Вскоре оказывается, речь идет о двух стариках: в освобожденном хуторе Борис и его взвод видят страшную картину - убитых пастуха и пастушку, приехавших в деревню из Поволжья в голодный год-Старики пасли колхозный табун, когда их накрыла страшная смерть: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты... Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе на веки вечные...»

Эта картина соединяет два символа - символ жестокости войны и символ вечной любви.

Символ развивается, обогащается. В единственную ночь, подаренную влюбленным, Борис вспоминает убитых деревенских пастухов. Это вос­поминание вызывает в памяти детские впечатления, когда он с матерью ездил к тетке в Москву и был в театре. Борис рассказывает Люсе, своей возлюбленной: «Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музы­ка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая... Я поче­му-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое - они она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пас­тушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись ее. В доверчивости они были беззащитны».

Пасторальная сцена могла бы показаться неестественной, слишком сладенькой и сентиментальной, если бы она не относилась к детским впе­чатлениям Бориса, если бы не его чуть снисходительное отношение к этим воспоминаниям: «Простенькая такая, понятная и сиреневая...» Обратим внимание на цветовое восприятие музыки, ясные и чистые цвета, контрастирующие с темными красками войны.

И еще раз символические образы пастуха и пастушки, убитых вой­ной, всплывают в угасающем сознании Бориса, когда его раненого ве­зет в тыл санитарный поезд.

С помощью символа Астафьев подчеркивает чувствительность, ра­нимость, неординарность главного героя, его способность к возвышенной любви. В то же время символ помогает созданию антивоенного пафоса повести, показывает несовместимость естественных человеческих чувств и войны, античеловеческую сущность войны, утверждает мысль о преодолении смерти.

Для создания образа возлюбленной Бориса Астафьев использует прие­мы романтизма. Читателю неясно, кто она и откуда. По отдельным де­талям становится понятно, что Люся не деревенская женщина, что она начитанна, музыкальна, чутка. В ней есть присущие романтической ге­роине «глубокая затаенность и грусть и даже виноватость в чем-то». Портрет Люси несколько расплывчат: убегающий взгляд, невзаправдашние глаза, которые делаются иногда загадочно-переменчивыми, «то тем­нея, то светясь, и жили как бы отдельно от лица». Писателю важно изобразить не конкретные черты лица, не четкий облик героини, а ее таинственную сущность, ее способность любить.

Героиня, правда безымянная, действует в зачине и эпилоге повести. Читатель догадывается, что это Люся, через годы отыскавшая могилу Бориса. Она пронесла любовь через всю жизнь. Ее обещание вскоре воссое­диниться со своим возлюбленным навечно тоже становится символом вечной любви.

В повести множество эпизодических героев, изображенных писате­лем выразительно и ярко. Это комбат Филькин, родом из семиреченских казаков; партизанский связной Хведор Хвомич, у которого фашисты со­жгли и дом, и семью; солдат Корней Аркадьевич Ланцов, из рабочих, ко­торый в детстве на клиросе пел, а потом к атеистически настроенному пролетариату присоединился. Это он читает молитву над могилой убитых стариков - пастуха и пастушки.

Есть в повести и отрицательные персонажи. Это «злой, хитрый, лов­кий солдат» Пафнутьев, но лучше бы во взводе его не было: он угождает штабному офицеру, перебирается подальше от передовой, порой и маро­дерствует. Это «зажратая пэпэжэ» - походно-полевая жена врача гос­питаля. О ней писатель говорит с презрением: «Не одного еще такого вот мямлю-мужика обратает такая вот святоликая боевая подруга. Удобно устраиваясь на жительство, разведет его с семьей, увезет с собой после войны в южный городок, где сытно и тепло, да помыкать простофилей будет лет еще десять-двадцать, пока тот не помрет с надсады».

Антиподом Бориса изображен помкомвзвода старшина Мохнаков, живущий по принципу: все дозволено, война все спишет. В то же время он «как родимый тятя, опекал и берег лейтенанта». Война погубила его душу, и он сам понимает это: «Светлый ты парень! Почитаю я тебя. За то почитаю, чего сам не имею... Я весь истратился на войне. Весь! Сердце истратил... Не жаль мне никого. Меня бы палачом над немецкими пре­ступниками, я бы их!..» Старшина принимает роковое решение - погиб­нуть, так как жестокость не дает ему жить. Он бросается с миной под немецкий танк.

Это очень сильный образ, показывающий сложность, неоднозначность человеческой натуры. Война даже у таких сильных людей может отнять душу, погубить в них человеческое. И все же Мохнаков - герой .

Астафьев пишет очень эмоционально, взволнованно, порой напрямую обращаясь к своему герою-солдату: «Бейся, вояка, и неметусись... Боже упаси ослабить огонь!»; « Что же ты хотел, чтобы при ранении и никакой боли?» Порой встречается юмористический тон. Например, когда

Астафьев пишет о солдате, который ползет в окоп, но при этом даже сматериться ему нельзя, облегчить душу: «Никакого богохульства позво­лить себе сейчас солдат не может - он между жизнью и смертью». Сце­ны, посвященные любви героев, написаны в лирическом ключе, тон становится приподнятым, сентиментальным, возвышенным

Сам Астафьев пишет об авторском замысле так: «Мне хотелось несколько упре­дить время и сказать, что наступят дни, не могут не наступить, когда образование, культура приведут, не могут не привести человека к проти­воречию с той действительностью, когда люди убивают людей. Не моя и не героя повести вина, а беда, коли действительность, бытие войны раз­давили его. Быть может, замысел опередил события и времена, но это уже право автора - распорядиться замыслом...»

Высказывание Астафьева пронизано высоким гуманистическим пафосом. Он обходится без возвышенной лексики - сам тон автора, повторяющиеся синтаксические конструкции («не могут не насту­пить», «не могут не привести») придают словам писателя выразитель­ность, уверенность, становится очевидной бесспорность победы человеческого разума над безумием войны.

Сочинение

С того времени, когда над Рейхстагом в 1945 году поднялся советский флаг, прошло немало времени, но не ослаб интерес общества к этому историческому событию. Сразу после войны появились произведения, повествующие о страшных, трагических событиях в истории нашей Родины. В литературе мощно зазвучали голоса писателей фронтового поколения, писателей-участников войны. Послевоенная литература прославляла подвиг русского солдата, его доблесть, волю к победе. Юрий Бондарев писал: «Душевный опыт этих людей был насыщен до предела. Все четыре года войны они прожили, не переводя дыхания, и, казалось, концентрация деталей и эпизодов, конфликтов, ощущений, потерь, образов солдат, пейзажей, запахов, разговоров, ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно было все это организовать, найти необходимый сюжет, коллизию, ясно проявить главную мысль. Сотни сюжетов, судеб, коллизий, характеров теснились в неостывшей памяти каждого. Все слишком горячо, слишком близко - детали вырастали до гигантских размеров, затмевали основное». Но прошло некоторое время, и события Отечественной войны стали рассматриваться в литературе с разных точек зрения, появилась историческая детализация. И наряду с традиционно рассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова в литературу вошли «не терпящие полуправды» романы В. Астафьева «Пастух и пастушка», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева...

Мне хотелось бы остановиться на одном из таких произведений, в котором тема войны рассматривается с точки зрения событий в судьбах обычных людей - речь идет о повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка». Эта повесть - одна из самых «трудных и больнее доставшихся ему вещей». В ней автор воссоздает образ чистой любви, жизнь человеческих душ, не переломленных войной. Подзаголовок повести - «Современная пастораль» - много проясняет в идейном звучании произведения. В повести есть любовь, есть счастье, то есть главные приметы традиционной пасторали. Однако рядом со словом «пастораль» стоит слово «современная», и это неслучайно - таким образом автор как бы подчеркивает жестокость времени, безжалостность его к человеческим судьбам, к тонким порывам души.

На мой взгляд, в повести существует очень важное противопоставление: воспоминание из детских лет главного героя, лейтенанта Бориса Костаева, о театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга, и «не стыдившихся этой любви, и не боявшихся за нее», и сцена, изображающая убитых стариков, «обнявшихся преданно в смертный час». «Залп артподготовки прижал стариков за баней - чуть их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку...». Эта сцена совсем небольшая, но ее символика особенно очевидна в противопоставлении с театральной идиллией. Думаю, это центральная идея в произведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее античеловечность. Таким образом, читатель начинает следить за короткой, историей любви Бориса и Люси, за их судьбами и судьбами других персонажей только через призму этой сцены. Главная задача, которую ставит автор в этом произведении - изобразить антигуманную суть войны, коверкающую судьбы, не щадящую ничего и никого. «Пастух и пастушка» переносит нас в атмосферу войны, атмосферу, в которой сконцентрированы боль, кровь, ожесточение, страдание.

Вот, например, картина ночного боя: «Началась рукопашная. Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли, вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя». Эта сцена также направлена на то, чтобы читатель осознал противоестественность войны, заставляющей людей убивать друг друга. Это главная мысль повести. Именно так мы воспринимаем и трагедию лейтенанта Бориса Костаева, умершего в санитарной больнице. Война отняла у него чувство, едва только обретенное, отняла жизнь. «Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было и все минуло».

Автор создает в повести «Пастух и пастушка» наряду с людьми высокого духа и сильных чувств и образ старшины Мохнакова, человека, способного переступить черту человечности, пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева становится более очевидной, если вглядеться в старшину Мохнакова, который, конечно, не случайно находится рядом с главным героем. Однажды в разговоре с Люсей Борис говорит о том, что смерть - это то, к чему никогда нельзя привыкнуть и чего никогда не перестанет человек бояться. Со смертью невозможно примириться. Но и с Борисом и с Мохнаковым, находившимся на передовой, случается то, чего так боялся Костаев - они привыкли к смерти. И это противоестественно. «Пастух и пастушка» словно говорит нам о том, что все случившееся не должно повториться, что человечество не должно допустить такого страшного повтора.

В.П. Астафьев «Пастух и пастушка»

Каждый, кто вошел в мир астафьевских книг, испытывает боль за героев, живущих в нем и страдающих. Особенно нестерпимой эта боль становится, когда читаешь его книги о войне. Это тема для Астафьева главная, проходящая через всё его творчество. В романе «Прокляты и убиты» (1994 г.) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пастушка» (1971 г.) и «Так хочется жить» (1995 г.) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из статей: «…мы просто завалили немцев своими трупами и утопили в нашей собственной крови». Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях.

Одной из повестей Астафьева о войне является повесть "Пастух и пастушка". В этой повести Астафьев выразил во многом неожиданную концепцию войны.

Астафьев говорил: «При всей своей ненависти к войне, я еще с большей ненавистью думаю о том рабстве, в которое намеревался нас ввергнуть фашизм, как бы не были высоки наши побуждения, война все равно оставалась противоестественным состоянием для каждого человека, не потерявшего людской облик. И если забыть об этом, то правды о войне не напишешь».

В повести "Пастух и пастушка рисует войну по-толстовски «в крови, страданиях смерти». С первых же сцен повести фашизм предстает перед нами во всем отвратительном обличии.

В соответствии с тоном, заданном во вступлении, где женщина нашла могилу дорого ей человека "посреди России" выписаны страшные и жестокие картины боя: «Гул боя возникал то справа, то слева, то далеко, то близко». «Сзади из снега ударили полуторасотки гаубицы, и снаряды, шамкая и шипя, полетели над пехотинцами, заставляя утягивать головы оснеженных мерзлых шинелей». «Казалось, вся война была сейчас здесь, в этом месте, кипела в растоптанной яме траншеи, исходя удушливым дымом, ревом, визгом осколков, звериным рычанием людей».

В этом повседневном напряжении — подлинный героизм русских людей, знающих за что они воюют. Люди воюют за родную земдю, за все прекрасное созданное трудом человека.

Одна из главных проблем, связанных с войной, — это вопрос о воздействии на психику, сознание человека. В повести "Пастух и пастушка" были открыты сложные характеры, порожденные войной. Примером этого может быть Мохнаков — смелый и умный военный, не раз выручавший своего командира, взвод, сильный храбрый человек, который героически шел на смерть, чтобы уничтожить опасный для взвода танк. Он видел свою правду о войне — жестокую и не щадящую никого. Мохнаков считает, что война дала ему и право преступать нравственные законы: он может оскорбить своими назойливыми ухаживаниями женщину, не побрезгует мародёрством. Он сам признаётся: «Весь я вышел. Сердце истратил… И не жаль мне никого. Мне и себя не жаль» , а Борис думает о нём: «Ах ты, Мохнаков, Мохнаков! Что же ты с собой сделал? А может, война с тобой?..» Война разрушает жизнь и лейтенанта: он умирает не от ранения, а оттого, что понимает невозможность вернуться с войны в мирную жизнь, потому что тот, кто убивал, кто видел беспредельную жестокость войны, не может быть прежним, не может вернуть себе ощущение радости жизни: «Жажда жизни рождает неслыханную стойкость — человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если её нет, тогда всё, тогда, значит, остался от человека мешок с костями».

Среди грязи жестокости и суматохи войны есть один маленький островок, являющийся целым миром для двух людей, просуществовавший всего несколько мгновений. Мир Люси и Бориса чист и наивен. Они запрещают себе говорить о смерти, но где-то вдалеке взорвалась мина, и невольно вырвалось: «Еще чьей-то жизни не стало».

Внезапная любовь, взаимная и прекрасная, с самого начала опечаленная пониманием нами трагического исхода. Чувство первой любви обернулось для героев муками расставания и разлуки.

Астафьев ярко передал нам картины, в которых переплелись и боль, и радость, и печаль. Люся и Борис, понимая смысл идущей войны, не могут примириться с висящей над ними угрозой расставания, разлуки их войной, хотя оба осознают, что это неизбежно и, не смотря на боязнь разговоров о смерти, эта тема затрагивается у них гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд. На фразу Люси «Умереть бы сейчас!» в памяти Бориса возникают «старик и старуха, седой генерал на снопах кукурузы раздавленные танками люди». Даже на вопрос Люси, не боится ли он смерти, Борис ответил: «Беда не в этом страшно привыкнуть к смерти. Примириться с нею страшно, страшно, когда само слово "смерть" делается обиходным».

В своей повести автор показал любовь среди смертей, среди ужаса войны, простую чистую, спонтанную, еще детскую любовь двух молодых людей, за годы войны ставших старше на много лет. Так же искрометно, как и началась эта любовь, она закончилась. Скорое расставание и печальный конец наряду с другими примерами из повести, предвестило разбитое Люсей зеркальце.

Чистая, взаимная любовь двух людей прервалась. Люся увидела отъезжающую вдаль с Борисом машину и вспомнила, что не оставила ему адрес. Это было, пожалуй, последним предзнаменованием скорого и вечного расставания Люси и Бориса.

И теперь они вспоминали лица друг друга только через пелену времени, безвозвратно ушедшего прошлого.

Но все же Люся обрела Бориса, пусть даже после его смерти, вместо того, что бы оставить свой адрес она нашла его адрес, который уже не поменяется никогда. Борис умирает вовсе не от раны, он не выдержал напряжения войны и ужаса, а также потери Люси, легкое ранение стало для Бориса толчком к смерти, даже сама по себе его смерть была освобождением: он умер, улыбаясь, на закате, его сердце останавливалось с заходом солнца. «Утром Арина подошла умывать Бориса, а он лежит, сморщив рот в потаенной улыбке».

В лице Люси мы видим миллионы женщин, оставшихся без любимых, продолжавших их искать, как искала Бориса и Люся. Бог знает, какими способами, но она его нашла, пробираясь по «дикому полю, непаханому, нехоженому, косы не знавшему». В прологе этой повести мы видим не только намек на дальнейшую трагичность истории, но и гармонию «пустынной тишины», потому что, несмотря ни на какие преграды, два сердца обрели друг друга, даже после смерти одного из них.

«Современная пастораль» — такой жанровый подзаголовок дал писатель своему произведению. И действительно, эта повесть необычна сочетанием гармонии и войны, любовь, существует на фоне ожесточенных, покрытых коркой сердец, под грохот смертоносной канонады. Астафьев показывает, что в сердце всегда найдется место для любви, самого прекрасного человеческого чувства. Читая произведение, с щемящей болью думаешь о людях, чьи судьбы искалечены войной, о молодых, так рано ушедших, о безмерном горе родителей, не дождавшихся своих детей, об одиночестве любящей души, оставленной доживать свой век на этой земле и лишь целовать холмик, где лежит он, единственный, лежит один посреди России.

«Эта война должна быть последней! Пос-лед-ней! Или люди недостойны называться людьми! Недостойны жить на земле».

Тема: «Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!..»

(Урок внеклассного чтения по повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка»)

Лапина Г.Н . учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2, пос. Сернур, Республики Марий Эл

Цель : 1) проанализировать повесть В.П.Астафьева «Пастух и пастушка», пробудить интерес к произведению, вызвать у детей размышления о прочитанном, эмоциональный отклик, неприятие войны и кровопролития;

2) совершенствовать навыки ведения аналитической беседы, умение анализировать текст, развивать речевые навыки; активизировать познавательную активность;

    воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, способность сопереживать, сочувствовать.

Оборудование урока: записи песен военных лет, портрет писателя В.П.Астафьева, выставка книг о войне и портреты писателей- фронтовиков, авторов этих книг, стенд «Ах, война, что ж ты , подлая, сделала: вместо свадеб - разлука и дым»;

иллюстрации, рисунки учащихся к повести «Пастух и пастушка».

Технические средства: магнитофон, аудиозаписи, компьютер, проектор.

Урок сконструирован с применением компьютерных технологий. Кадры военной хроники с помощью проектора выведены на экран и вызывают эмоциональный настрой учащихся. При исполнении песни «Эхо любви» использована программа караоке, электронная презентация.

Продолжительность урока: 45 минут

Методические приёмы : аналитическая беседа, выступления учеников с проектами, показ кадров военной хроники, анализ эпизодов, прослушивание песен о войне, чтение наизусть стихотворений, словарная работа, исполнение песни «Эхо войны» ученицей.

Эпиграф: Я не смогла сложить свои цветы

На холм могильный.

Прости меня, мой друг, прости

За то, что я найти бессильна

Последний твой надёжный дом.

    Звучит мелодия из кинофильма «Офицеры» и показываются кадры из фильма.

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой.

Стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых

Этот вечный огонь нам завещано одним

Мы в груди храним.

Вступление .

Каждый год в майские праздники народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, известных и неизвестных солдат, защищавших родину ценой своей жизни, кланяется живым. В этом году страна отмечает 70-летнюю годовщину со дня Победы. Все дальше и дальше уходят от нас героические события Великой Отечественной войны. Молодое поколение знает войну только по рассказам бабушек и дедушек, из учебников истории, из книг. В наше смутное время в повседневной жизни мы очень редко вспоминаем ветеранов, разве что 9 Мая. А их остается все меньше и меньше. Эти люди пережили очень трудные испытания на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной. И мы не вправе забывать об этом. Но самое страшное то, что война делает человека другим, калечит его душу, опустошает, исстрачивает.

На рубеже 50-х - 60-х годов в военную литературу входит целый ряд писателей - новая волна военной прозы (1920-1925гг. рождения): Б.Васильев , К.Воробьев. В.Быков, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, В.Астафьев . Онипервыми попали под военный призыв, были живыми свидетелями яростных боев, многие погибли, осталось в живых лишь 3% этого призыва. Оставшиеся в живых считали своим долгом рассказать о войне, о своих погибших друзьях. У них нет больших панорамных произведений. Чаще всего это рассказ или повесть. Главное для них - человек на войне. Война изображается как катастрофа, трагедия. Эти писатели не стремятся показать единичный подвиг за родину одного героя, они показывают рядового солдата, его способность выстоять в буднях войны. Произведения драматичные, с острыми внутренними конфликтами, психологические.

Сегодня на уроке речь пойдет о повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка». В этом произведении автор не только проклинает бесчеловечность фашизма, но и утверждает, что даже страшное испытание войной не исказило, не порушило в русских людях человеческого, не смогло задушить любовь.

    Краткая справка о писателе. (Проект ученицы).

В.П.Астафьев родился в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края в 1924 году. Семь лет ему было, когда погибла, утонув в Енисее, его мать. И началось беспросветное его сиротство. Воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После шестого класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, после окончания которой в 1942 году работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска.

Осенью 1942 года ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранило, контузило. Словом, на войне как на войне. «О войне писать трудно …, - говорил Виктор Петрович,. - До сих пор не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу . Счастлив тот, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: не знать ее никогда ». Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки».

Это одна из самых заветных книг писателя. Неспроста он переписывал ее тринадцать раз, начал работать над ней с 1967. Появилась впервые в журнале «Наш современник» в 1971 году. . Главная ее мысль - проклятие войне и тем, кто ее затевает.

В своем неприятии войны Виктор Петрович Астафьев следует за великим Львом Николаевичем Толстым, который считает: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они не совсем разумные создания, как у нас почему-то принято думать ».

Это была первая повесть победителя, где главное - это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины. Виктор Петрович показал в повести, какое разрушительное воздействие на человека оказывает война, как она рождает привычку к смерти, готовность убивать.

Так что эта повесть писалась не для тех, кто прошел войну, а для тех, кто живет сейчас, и кто будет жить после нас. Страстный призыв автор вложил в уста скромного героя своей повести Корнея Аркадьевича Ланцова: «Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война долна быть последней! Послед-ней! Или люди не достойны называться людьми! Не достойны жить на земле!...».

    Словарная работа

Утонченная психологическая повесть «Пастух и пастушка» - повесть-притча, романтическая в своей основе, призывает к осмыслению жизни. Современная пастораль - так определил писатель жанр своей повести

Обратимся к словарю литературоведческих терминов - ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastoralis ) - пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображающей деревенскую жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), в середине 20-го века исчезнувшей в русской литературе.

В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурная событиями эпоха не является содержанием пасторали.

В основе же «современной пасторали» Астафьева - один из катаклизмов 20-го века - Великая Отечественная война. В повести соотнесены и противопоставлены два несовместимых явления: любовь, то есть созидание, жизнь, и война - разрушение, смерть

IV Аналитическая беседа по повести «Пастух и пастушка».

-Расскажите краткое содержание повести . (Рассказ ученика).

Вывод учителя.

Много их еще до сих пор ненайденных, безымянных могильных холмов, затянутых травою, сравнявшихся с землею, по России, по Европе….

Перед таким холмом опустилась на колени женщина, героиня повести Виктора Астафьева, большую часть своей жизни потратившая на то, чтобы у полосатого железнодорожного столбика с цифрой, на сигнальном кургане, отыскать могилу с пирамидкой. Немолодая уже женщина, потому и шла она тяжело, и дышать ей было трудно, и сердце то частило, то отваливалось в беззвучье, и глаза ее, когда-то «невзаправдашно» красивые - уже отцвели.

Что вело ее сюда? В чем находила она силы, чтобы отыскать? Что помогало ей?

Любовь и только любовь.

Повесть имеет кольцевую композицию. Начинается и заканчивается данной сценой. В повести рассказывается о большой любви двадцатилетнего лейтенанта Бориса Костяева и Люси. В перерыве между тяжелыми боями в одной из деревень встретил Борис свою Люсю. История их любви - лирический план повести. Встреча с Люсей открыла для Бориса целый мир, неизведанный и сложный. Повесть наполнена глубоким философским смыслом. Тяжела и горька была разлука с Люсей. Война продолжалась. Шли ожесточенные бои, калечились судьбы людей. Погибают бойцы взвода Костяева: любимый им Карышев, молоденький солдат Шкалик, бросается под танк опытный старшина Мохнаков. Судьба отрывает Бориса от взвода, от войны, от любимой. Умер он в санитарном поезде и был похоронен на безвестном маленьком полустанке в центре России.

- Почему повесть называется «Пастух и пастушка»?

Ответ: Первая часть повести заканчивается описанием гибели старика и старухи, которые до войны пасли колхозный табун.

Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убиты пастух и пастушка, но … «они лежали, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в смертный час». Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе навеки вечные - в этих строках доказательство той великой силы любви, которая неподвластна войне, несущей смерть.

Пастух и пастушка - символ повести. Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны.

- Какой видит писатель войну? Как изображает ее? Что она для него?

Война беспрестанный изнуряющий труд. Труд физический и главное - душевный. Наверное, неслучайно первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада…

Виктор Астафьев взял один из драматических эпизодов войны, когда немецкая группировка войск, почти задушенная советскими войсками, отказалась принять ультиматум о безоговорочной капитуляции и с отчаянием обреченных бросилась в контратаку в надежде прорваться под покровом беспросветной ночи. Но назад им ходу нет. «Казалось, вся война была здесь, в этом месте, кипела в растоптанной яме траншеи, исходя удушливым дымом, ревом, визгом осколков, звериным рычанием людей». В этом повседневном напряжении подлинный героизм людей.

Командир еще чересчур молод, неопытен, его бесстрашие порой переходит в сумасбродство. Это выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему баловали. И если бы не старшина Мохнаков, не остаться бы ему в живых.

- Не психуй! Пропадешь ! - рычал он Борису. Дивясь его собранности, этому жестокому и верному расчету, Борис и сам стал видеть бой отчетливей и понимать, что взвод его жив и дерется.

- Расскажите один из самых ярких эпизодов .

Командир взвода Борис Костяев нащупал у себя на поясе единственную противотанковую гранату в тот момент, когда вражеский танк нахально утюжил наши окопы. В ярости бросился он за танком, «а ноги, ровно бы вывернутые в суставах, не держали взводного, и он падал, запинался об убитых, раздавленных людей. Он утерял где-то рукавицы, наелся земли, но держал гранату, как рюмку, боясь расплескать ее, и плакал от того, что не может настичь танк и ноги не владеют у него». Он совершает подвиг, но сколько нелепого, ребячьего видится в его жестах, движениях («приподнялся и, ровно в чику играя, кинул »). И рядом с ним спокойный, уверенный, мужественный, бывалый воин - старшина Мохнаков. Всюду, где он появляется, он делает то, что больше всего нужно людям: «увидел девушку-саниструктора без шапки, снял свою и небрежно насунул ей на голову, а потом раздобыл ей меховые офицерские рукавицы; слазил в немецкий танк, отыскал там флягу с водкой, распределил раненым». В каждом его поступке - уверенность, спокойствие, мужество и доброта. Геройски погибает старшина.

Много в повести сцен боя, в которых раскрывается характер, психология героев: рукопашная схватка в траншее, богатырь-старшина, бросающий через себя тощих немцев, взгляду открывается усеянная техникой снежное поле, стволы пушек, торчащие из снега. Густо, как немытая картошка, насыпанные на снег солдатские головы в касках и шапках…Мир войны жесток и страшен. Каждое мгновение человек подвергается смертельному риску.

- Расскажите сцену захоронения пастуха и пастушки .

(Рассказывает один из учеников).

IV Обратимся к кадрам хроники … (Показываются кадры из фильма «От Кремля до Рейхстага».

V . - Что вы можете рассказать о любви героев?

Среди жестокости, крови, смерти, наперекор войне, вспыхивает чудеснейшее из чувств, самое великое - любовь. Любовь нежная и пламенная, преданная и высокая, прекрасная и трагическая. Любовь обрушилась на Бориса. Она проходит через страх, смущение, любопытство, интерес, желание проявить лучшие свои человеческие качества. «Женщина! Так вот что такое женщина….». Как чудо вошла в жизнь и судьбу Бориса Люся. Вошла как самая непостижимая загадка. «Никак она не постигалась, эта женщина или девушка…все в ней вроде бы и близко, а не схватишь, все вроде бы доступно - просто, но и одного взгляда хватало, чтобы убедиться, как пугающе глубоко и далеко что-то скрыто в ней… ».

В повести «Пастух и пастушка» обстоятельства встречи героев и возникновения любви чрезвычайные, исключительные. Всего одна ночь, и в описании этой ночи, чистой и страстной, мы слышим гимн любви. Их отношения чисты, целомудренны, нравственны. Кажется, что Борис и Люся в своем неожиданном и прекрасном чувстве были предназначены друг для друга.

- Я всю жизнь, с семи лет, может быть, даже раньше, любила вот такого худенького, лупоглазого мальчика и всю жизнь ждала его. И вот он пришел!..

- И ты знаешь, знаешь, с тех пор я начал чего-то ждать!..

После недавнего боя в Борисе все испепелилось, и только власть женщины вывела его из состояния гнетущего одиночества и пустоты. Он как будто преобразился, казнясь, стыдясь и радуясь своему чувству: «Люся! Что же она с ним сделала?»

Н о прислушаемся, о чем они чаще всего говорят и думают:

Увы, о смерти.

Люся от счастья восклицает: «Умереть бы сейчас!» А в Борисе при этом слове сразу все оборвалось. «В памяти отчетливо возникли старик и старуха, седой генерал на седых снопах кукурузы, обгорелый водитель «катюши», убитые лошади, раздавленные танками люди, мертвецы, мертвецы…».

На простой вопрос Люси, не боится ли он смерти, Борис хорошо, разумно ответил: «Беда не в этом….страшно привыкнуть. Примириться с нею страшно, страшно, когда слово «смерть» делается обиходным, как слова «есть, спать, любить». Люся и Борис, наивные, запрещают себе говорить о смерти, но взорвалась противотанковая мина, сотряслось все вокруг, и невольно вырвалось: «еще чьей- то жизни не стало…».

Астафьев показывает, как из ада войны и смерти, наперекор им произрастает любовь. Мы рождены друг для друга… Вот появилась на свете душа, которая может чувствовать ее печаль, жалеть ее и слышать все-все, что есть в ее душе…Прижавшись к друг другу, сидели они, соединенные этой душевной тягой».

- Что мы узнаем о прошлом героев, что их объединяло?

Письмо матери и чтение его Борисом в такой, казалось бы неподходящий момент- художественная находка писателя. Сквозь слезы, с затаенной болью, передана в нем вся атмосфера, в которой жил и воспитывался Борис и которая предвещала ему совсем иное будущее.

Рассказ ученика о письме.

Письмо никого утешить не могло, более того, оно вызвало обжигающую откровенность Люси: «Зачем война? Смерти? Зачем? - и смятение: страшно-то как жить!» - и авторское негодование: «Нельзя же тысячи лет очищаться страданием и надеяться на чудо!».

Духовной, просветляющей любовью озаряются герои Астафьева. Любовь эта становится единственной на всю жизнь в судьбе Бориса и Люси.

Шла война. Разлука неизбежна. Тяжка и горька она. Борис уехал вместе со своим взводом воевать дальше.

Часто, очень часто герои произведений поступают вопреки свои чувствам. И здесь, на войне, любовь торжествует над ужасами, страхами, смертью. Любовь всемогуща. Но мы видим, как сдерживают свои чувства люди, стесняются любить на войне, ставя превыше всего, чувство долга перед Родиной. Не могут они быть счастливыми, когда кругом война сеет ужас и смерть.

VI . Далее события развиваются очень стремительно. Группировка окруженных немцев разбита, уничтожена : «…кучами лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар. Они хватались за ноги … Обороняясь от жалости и жути, Борис, зажмуривая глаза, про себя твердил как заклинание: «Зачем пришли, кто вас звал?»

Все правильно понимал Борис: их никто не звал, они получили по заслугам. Но жалость и жизнь - чувства неистребимо человеческие - не заглушили голос рассудка.

Немецкого генерала, покончившего жизнь самоубийством, он мысленно допрашивал: «Чему служил? Ради чего умер? И кто он такой, чтобы решать за людей - жить им или умереть.

И снова встают перед Борисом вопросы мирового масштаба. Одно желание у него было: скорее уйти из этого хутора, от изуродованного, заваленного трупами людей поля, и увести с собой остатки взвода.

Но это еще не все, что обрушилось на Бориса в тот день:

Солдат в истерике расстреливает пленных немцев.

Раненые, свои и чужие, вповалку, и врач по шею в крови.

Бездомная собака, жрущая внутренности убитой лошади.

Стало рвать лейтенанта, и накатило на него, навалилось «чувство гнетущего, нелегкого покоя», он стал казаться себе жалким и одиноким. В сущности, с этих минут и началась та болезнь Бориса, которая и привела его к гибели от легкой раны, болезнь, рожденная войной.

Смерть солдата Карышева, которого Борис любил; гибель Мохнакова, который добровольно бросился под танк; собственная неосмотрительность, приведшая к гибели солдата Шкалика. Все это давит и давит душу Бориса. В довершение ко всему - тоска по матери и дому.

После расставания с Люсей Бориса ранило в правое плечо осколком мины. Ранило не в первый раз и не очень опасно, но Борис не проявляет воли к жизни и умирает. Почему?

VI / Мозговой штурм с целью активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Вывод: На этот вопрос отвечает сам

«Жажда жизни рождает неслыханную стойкость - человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все - остался от человека мешок с костями».

Смерть героя определили не физические, а духовные, нравственные причины. Любовь - символ жизни. А война, противная человеческой природе, ежечасно и ежеминутно эту жизнь убивает. Борис думает: « Зачем? Для чего? Убивать или быть убитым? Нет, нет, нет!» Жизнестойкость уходит.

Смерть поселилась в Борисе, потому что он устал от войны. В довершение ко всему нечуткость, грубость людей, внушивших ему, что он чье-то место в госпитале попусту занимает. Нести свою душу Борису сделалась еще тяжелее. Невыносимо жить со свинцом в груди… Покорность судьбе и смерти, безысходность, поселяются в нем.

Последние силы оставляют Бориса. Он, потерявший веру в жизнь, перестал сопротивляться. Умер он в санитарном поезде, похоронили его на безвестном маленьком полустанке, в степи, посреди России.

Звучит стихотворение в исполнении ученика.

Луна взошла, светла пшеница,

Чуть золотеет сизый дым.

Я вновь пришел тебе присниться,

В цветах, с гармошкой, молодым.

И ни повестки, ни вокзала,

И смех, и губы не на срок.

И ты сама зубами развязала

Солдатский узел всех дорог…

А я еще на Брянском фронте

Убит с полротой по весне

Под утро спящих вдов не троньте -

Они целуют нас во сне.

Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека: «Как долго я искала тебя!»

Маленький безвестный полустанок в степи, могила с пирамидкой, могильный холм, через годы и годы сросшийся с «большим телом земли». Что значит этот холм для пришедшей сюда женщины с печальными древними глазами ?

В нем ее счастье и ее любовь.

Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а освятила всю жизнь и память человека.

А память неподвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время. Она преодолевает любовь - поэтому любовь нетленна. Чувство Люси к Борису живо, живы ее преданность и желание соединиться с любимым: «Совсем скоро мы будем вместе, там уже никто не в силах разлучить нас.

В.П.Астафьев создал остро современное необходимое сегодня произведение. Оно о трудной судьбе поколений, участвовавших в Великой Отечественной войне.

«Эта война должна быть последней! Последней! Или люди не достойны называться людьми», - на пределе человеческого произносит светлый парень Борис Костяев.

Но та война не стала последней.

И сегодня, когда в мире льется кровь, Виктор Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной войны, страстным словом своей пасторали призывает людей жить в мире. И любить

VII . Звучит песня « Эхо любви » в исполнении ученицы .

Домашнее задание : написать сочинение-эссе: «Такое легкое ранение, а он умер». Как эта фраза связана со всем содержанием повести и ее названием?


В данном тексте автор поднимает проблему любви на войне. В некотором смысле эти понятия могут быть противопоставлены друг другу, ведь любовь – это свет, тепло, счастье, в то время как война олицетворяет тьму, боль и страдания. При этом настоящая любовь проявляется в трудных жизненных ситуациях, в том числе и на войне.

В. Астафьев в произведении «Пастух и пастушка» показывает, какова настоящая любовь, которая не может быть побеждена даже смертью.

Старик и старуха во время голодного года вместе приехали с Поволжья, где они пасли колхозный табун. В условиях войны им пришлось пережить и немецкие, и советские обстрелы. А во время артподготовки их и убило за баней. Солдаты нашли их, "преданно обнявшихся в смертный час". Образ «пастуха и пастушки» выбран автором для воплощения идеи вечной любви, над которой не вла¬стна Смерть («попробовали разнять руки пастуха и пастушки, да не могли и решили так тому и быть...»).

Автор придерживается позиции, что война является великой общенародной трагедией, ломающей судьбы людей, причиняя им боль и страдания. Но даже в таких условиях люди способны сохранять духовные ценности: способны заботиться, любить, быть вместе до конца.

Я полностью согласна с автором и считаю, что любая война является бессмысленной мясорубкой. Когда человек убивает человека, различая его по принадлежности к тому или иному государству и нации, нравственные начала начинают сменяться жестокостью, беспощадностью, ненавистью.

И, единственным, что может оградить людей от полного озверения, является светлое чувство любви: к родным, к товарищам, к людям в целом.

В стихотворении Константина Симонова «Жди меня», написанном в годы Великой Отечественной войны, любовь на войне играет важную роль. Для бойца, солдата, чья жизнь на войне может оборваться в любой момент, очень важно знать, что его не хотят отдавать смерти. В дни отчаяния, когда все кажется потерянным, важно чувствовать, что несмотря ни на что тебе есть к кому вернуться, ведь именно преданность любимого человека помогает двигаться дальше, бороться за свою жизнь до последнего:

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

В произведении Алексея Толстого «Русский характер» также прослеживается идея настоящей, искренней любви в условиях войны. Молодой лейтенант-танкист Егор Дрёмов, получивший во время танкового сражения сильные ожоги лица, стал внешне обезображен до неузнаваемости, несмотря на множество сделанных в госпитале пластических операций. Приехав домой, где его с нетерпением ждут родители и его невеста, он так и не решается открыть им правду и выдает себя за своего товарища, так как болезненно переживает свое уродство и не хочет обременять близких ему людей. После своего отъезда он получает письмо от матери, в котором та просит его больше не мучать их, и Егор рассказывает правду в ответном письме. При встрече с родителями и Катей, он говорит своей невесте-красавице, чтобы та забыла его, потому что она обещалась ждать «того» Егора, а не «этого». Но, несмотря на случившееся несчастье, возлюбленная героя не собирается от него отказываться, обещает быть преданной ему и дальше. Это и есть пример настоящей любви, которая способна преодолеть любые жизненные трудности и испытания.

Когда война сражается с любовью, побеждает всегда вторая. Ведь настоящая любовь вечна, потому что жива внутри человека.

Обновлено: 2018-06-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.