Биография фонвизина основное. Краткая биография Д. И. Фонвизина: самое главное и основное о жизни и творчестве. Секретарь «для некоторых дел»

Денис Иванович Фонвизин родился 3-го апреля1745 года. С.Б. Рассадин в своей работе о Фонвизине писал: «Это безыскусное начало ничем не хуже других, и я ничего бы не имел против того, чтобы так и открыть книгу. Смущает, однако, несколько обстоятельств. Во-первых, в этой фразе несомненно лишь то, что - родился. И что звать Денисом Ивановичем, не иначе. Дата рождения в точности неизвестна. С фамилией тоже неясности.»

«О многих людях восемнaдцaтого столетия сведения тaк же неполны: точнaя дaтa смерти, дaтa рождения неяснa. И, если угодно, есть в этом некaя символикa - приходили из небытия, из тьмы, из ничтожествa, чтобы остaвить о себе память, злую или добрую.»

У нашего героя не очень понятно как писать его фамилию. Кaк только не писaли ее предки Фонвизина, его современники и дaже потомки: Фон-Визин, Фон-Висин, Фон-Визен, Фaн-Визин, встречaем дaже: "господин Визин", "monsieur Visen".

Появилaсь этa фaмилия нa Руси тaк. При Иване Грозном нa Ливонской войне пленен был рыцaрь-меченосец Фон-Визин "Петр бaрон сын Володимиров" с сыном Денисом - вот откудa имя сочинителя "Недоросля". Сей Денис окaзaлся хрaбрым воякой - уже зa русскую землю; первым из Ромaновых, Михaилом, былa дaровaнa ему грaмотa в том, что он, Денис, "помня Богa и Пречистую Богородицу, и прaвослaвную Христиaнскую веру и нaше крестное целовaние, с нaми, Великим Госудaрем, в осaде сидел… нa Москве против Королевичa Влaдислaвa и Польских и Литовских, и Немецких людей и Черкaс стоял крепко и мужественно, и нa боях и нa приступaх бился, не щaдя головы своей, и ни нa кaкие Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и прaвду к нaм и ко всему Московскому госудaрству покaзaл и, будучи в осaде, во всем оскудение и нужду терпел". Отец Дениса отличался вспыльчивостью, властностью и был человеком строгих правил. То был человек, подобных которому в любой век именуют людьми стaрого зaкaлa, ибо простотa и прямотa, доходящaя до прямолинейности, кaждому новому поколению кaжутся преимущественным достоянием прежнего. Ивaн Андреевич, не будучи хорошо обрaзовaн, отличaлся примерной честностью и, состоя нa службе, презирaл взятки, взяточников и взяткодaтелей.

"Госудaрь мой! - говорил он, когдa его подвергaли искушению. - Сaхaрнaя головa не есть резон для обвинения вaшего соперникa: извольте ее отнести нaзaд, a принесите зaконное докaзaтельство вaшего прaвa!" Служебный путь Ивaнa Андреевичa тaкже был довольно обычен. Отслужив в московском дрaгунском "шквaдроне" и получив чин мaйорa (стaрик Гринев кончил службу премьер-мaйором), он пятнaдцaть лет пробыл в Ревизион-коллегии и вышел в отстaвку стaтским советником, после чего жил в Москве, в собственном доме возле Сретенских ворот.

В прямой его жизни был только один весьмa стрaнный поступок, впрочем объясненный сыном в сaмом выгодном свете:

"Ничто не докaзывaет тaк великодушного чувствовaния отцa моего, кaк поступок его с родным брaтом его. Сей последний вошел в долги, по состоянию своему неоплaтные. Не было уже никaкой нaдежды к извлечению его из погибели. Отец мой был тогдa в цветущей своей юности. Однa вдовa, стaрухa близ семидесяти лет, влюбилaся в него и обещaлa, ежели нa ней женится, искупить имением своим брaтa его. Отец мой, по единому подвигу брaтской любви, не поколебaлся жертвовaть ему собою: женился нa той стaрухе, будучи сaм осьмнaдцaти лет". Во втором брaке Ивaн Андреевич был женaт нa Екaтерине Вaсильевне Дмитриевой-Мaмоновой (о ней сын вспоминaет и вовсе с несдержaнной торжественностью aкaфистa: "…женa добродетельнaя, мaть чaдолюбивaя, хозяйкa блaгорaзумнaя и госпожa великодушнaя"

"Не зaбудь Фон-Визинa писaть Фонвизин, - внушaл Пушкин брaту Льву. - Что он зa нехрист? Он русский, из перерусских русский". Но сaм своему совету не последовaл и, может быть убежденный Вяземским, продолжaл сохрaнять "немецкий" дефис. С 10 лет поступил в новооткрытую гимназию в Москве. Учился Фонвизин прилежно, хотя в последствии скептически отзывался о учебе. Отправился в Петербург, где увлекся театром. Гимназия дала ему знание трех языков. Сержaнт лейб-гвaрдии Семеновского полкa своим звaнием дорожил не слишком: "…кaк желaние мое было горaздо более учиться, нежели ходить в кaрaулы нa съезжую, то уклонялся я сколько мог от действительной службы". И весной 1762 годa, вместо того чтобы явиться в полк, произведен был из гимнaзистов в студенты.

Впрочем, и учиться дaльше не тянуло. "По счaстию моему, двор прибыл в Москву, и тогдaшний вице-кaнцлер взял меня в инострaнную коллегию переводчиком кaпитaн-поручичья чинa, чем я был доволен". Он начал служить при А. Голицыне, вице-канцлере. На троне тогда уже правила Екатерина Великая. Чуть позже появляется у Фонвизина новое место службы и новый начальник ― И. П. Елагин, вице-президент главной дворцовой канцелярии.

Фонвизин начинает сочинять. Он переводит французскую комедию «Сидней» (автор Грессе). Фонвизин дает ей новое название ―«Корион». В 1765 году Фонвизин поступает на службу к Н.И. Панину и становится секретарем. В руках Панина была в то время все русская политика (Панин - воспитатель наследника Павла, будущего правителя России). Отношения между Паниным и Фонвизиным были необычайно доверительными. Известно, что они вместе писали проект российской Конституции. Они надеялись, что когда Павел начнет править, самодержавная монархия сменится на конституционную. В 1777 году Фонвизин вместе с женой отправляется в путешествие по Европе. (В основном семья жила во Франции). Существует множество догадок причин отъезда Фонвизина из России. Некоторые были убеждены, что поводом была болезнь жены.

Один из создателей русского театра по праву можно считать А.П. Суморокова.

Указом Елизаветы Петровны в 1756 году, А.П. Сумароков стал директором первого постоянного публичного русского театра. Он писал трагедии, но в его репертуаре можно встретить и комедии. Сумарокова можно считать не только практиком, но и теоретиком. Он учил, как нужно писать комедию. Сюжеты Сумароков брал из французских и итальянских комедий. Главный герой его комедии «Тресотиниус» был взят из комедии Мольера. (Тресатен - трижды дурак) Сюжет комедии довольно прост. Мы наблюдаем за молодой парой, которая не может соединится, за слугами, которые помогают молодым. Все заканчивается счастливо. История была понятна русскому зрителю.

В комедии Сумарокова есть герой, которого зовут Аронт и есть служитель, судебный, который приходит подписать брачный контракт, что в русском быту не было понятно и принято.

Комедии также писала и Екатерина Великая. Первая же комедия Фонвизина - «Корион» также имела незамысловатый сюжет. Имена в комедии были нерусские. Главный конфликт в комедии - любовный. Корион покинул Зиновию, от горя выпивает яд, но Андрей, слуга, подменил яд водой. Минандр приводит на сцену Зиновию. В конце комедии счастливые любовники торжествуют. К сожалению, комедию никто сейчас не ставит.

Существует мнение, что Фонвизин покидает Россию, потому что бросил острое слово в адрес Потемкину, фавориту Екатерины.

Он пишет письма сестре, брату Панина. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции — торговлю и промышленность. Вяземский в биографии нашего героя рассказывает читателю, что Фонвизин в своих письмах отличался некой предвзятостью. «Итальянцы все злы безмерно и трусы подлейшие" . Но ему нравилась кухня, театр. Эти письма трудно читать, потому что язык XVIII века для нас не так прост. В 1783 году Панин теряет свою должность.

Заглавие - это военный чин между полковником и генерал-майором - это пятый класс. Чин был упразднен при Павле.

Существует мнение, что упразднение данного чина связано именно с тем, что Фонвизин в своей комедии высмеял бригадира. До сих пор остается неясным вопрос, почему пьеса имеет такое название. Главный герой - старший по чину, он глава одной из двух семей, но необходимо различать главного и заглавного героя. Произведение называется именем заглавного героя, но впоследствии он не станет главным. Источник смешного в комедии - это характеры лиц.

Сюжет произведения прост. За Иванушку сватают Софью. Он очень умная девушка. Сама она любит бедного дворянина Добролюбова. Небедного дворянина, который ведет тяжбу. Он должен доказывать право на наследство. Пьеса начинается «так ежели бог благословит, то в 26 число быть свадьбе.» Впервые на сцене появляется среднепоместный быт. Это первая комедия в наших нравах. Конфликт заключается в том,что умной девушке навязывают глупого жениха. Иванушка недавно был в Париже и полон призрения ко всему русскому. Всякий кто был в Париже, становился больше француз, нежели русский. Речь Ивана пестрит французскими словами. Единственный человек, с кем он находит общий язык ― это советница. Она сходит с ума от любовных романов. В этом произведении все строится на череде влюбленностей. Можно увидеть довольно любопытную череду, ряд влюбленных пар: советник влюблен в бригадиршу, бригадир в советницу, Иванушка в советницу и т.д. В конце произведения все встает на свои места. Бригадир со своей семьей уезжает. Добролюбов выигрывает дело, и счастливые молодые наконец-то могут быть вместе. Автор высказывает свое мнение про галломанию, поклонению всему французскому. С помощью своего произведения автор показывает читателю протест против увлечения иноземным. Проблема воспитания - одна из главных проблем. Иванушка говорит, что молодой человек подобен воску, и сам признается, что своей любовью ко всему французскому обязан кучеру. Еще одна проблема - это проблема, связанная с судебными делами тяжбами. (В тексте упоминается Синайский указ).

Вольнодумство религиозное вольномыслие - еще одна проблема. Катерина Великая и сама была нестрогой в религиозном отношении. Основная тема произведение состоит в том, что человек не должен уподобляться скоту. Нельзя лишать себя души и разума. В этой комедии уже появляются каламбуры и человеческие диалоги. «Бригадир» уже отклонения от классической комедии.

В1773 году Павел I женится. Панин постепенно начинает терять свое внимание. В отставку подает и Фонвизин. Он начинает сотрудничать в разных журналах. Вступает с императрицей в полемики «Собеседник любителей русского слова».

Он едко говорит о нравах российского света. К сожалению, Фонвизин был человеком некрепкого здоровья. В1785 году его разбил почти полный паралич. Он решает написать еще одно произведение « Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Нужно четко осознавать, что это произведение писал человек уже разбитый морально. Фонвизин умирает 1-го декабря 1792 года. Екатерина Великая еще 4 года будет царствовать, а через 2 ли 3 года появится на свет еще один великий писатель - Грибоедов.

1. Макогоненко Г. П. Русское просвещение и литературные направления XVIII в. // Русская литература. Л., 1959.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века.― М.:2000

3. История русской литературы XVIII века: учебник для вузов / Павел Александрович Орлов. - Москва: Высшая школа, 1991.

1. Найти подробную информацию о биографии Фонвизина.

2. Найти и ознакомиться с интересными фактами из жизни писателя.

3. Написать сочинение-миниатюра: «Фонвизин и его вклад в русскую литературу».

русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии, статский советник

Денис Фонвизин

Краткая биография

Русский писатель, драматург, переводчик, публицист, создатель национальной бытовой комедии, автор знаменитой комедии «Недоросль». Фонвизин родился в Москве 14 апреля (3 апреля по ст. ст.) 1745 г., являлся продолжателем рыцарского рода, имевшего ливонское происхождение и окончательно обрусевшего. Начальное образование было получено Денисом благодаря отцу, который занимал чиновничью должность в ревизион-коллегии; дома у них царила патриархальная обстановка.

Обучение было продолжено в гимназии при Московском университете, а затем и в нем самом: Фонвизин на протяжении 1759-1762 гг. являлся студентом философского университета. С 1756 по 1759 г. входил в труппу любительского университетского театра М. Хераскова, а позднее играл уже в профессиональном Публичном театре. В студенческую пору Фонвизин дебютировал и на литературном поприще - с переводческой деятельности. Вплотную он занялся этим по приезду в Петербург в 1760 г.: в столицу Фонвизин вместе с братом прибыли как одни из лучших гимназистов.

Выполняя заказ одного из продавцов книг, Фонвизин в 1761 г. переложил на русский язык басни Людвига Гольберга, писавшего на немецком. Всего им было переведено более 200 басен, роман француза Террасона, трагедия Вольтера, овидиевские «Метаморфозы» и др. Любимым писателем Фонвизин считал . Параллельно переводческой деятельности стал заниматься написанием сочинений, носящих сатирический характер.

Окончив университет, Д.И. Фонвизин становится переводчиком в иностранной коллегии, а с 1763 г. его переводят на службу к статскому советнику дворцовой канцелярии И.П. Елагину. К слову, этому назначению способствовало занятие литературой: его перевод вольтеровской трагедии не остался незамеченным. Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Сблизившись с литературным кружком Козловского, он создал дебютную самостоятельную работу - «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке»; в 1764 г. появилась его первая пьеса-комедия «Корион». На протяжении 1766-1769 гг. была написана и в 1786 г. опубликована комедия «Бригадир». Она положила начало жанру комедии нравов, т.к. в подавляющем большинстве русские авторы создавали комедии характеров.

Период биографии с 1769 по 1782 г. был связан со службой у графа Н.И. Панина; Фонвизин работал у него секретарем, а позднее превратился в доверенное лицо. Находясь на этой должности, он попал в мир большой политики, закулисных игр. В 1777 г. Фонвизин покидает Россию, довольно долго проживает во Франции, где старается вникнуть в происходящие в этом государстве процессы, одновременно думая о судьбах родины, пытаясь увидеть путь, который позволил бы вывести на новый уровень социально-политическую жизнь.

В 1782 г. Фонвизину пришлось уйти в отставку из-за того, что граф Панин попал в опалу. На основании его идей Фонвизиным было написано «Рассуждение о непременных государственных законах» (1782-1783). Эта работа предназначалась для графского воспитанника, которому в будущем предстояло стать императором Павлом, и считается одним из лучших сочинений национальной публицистики.

Пиком творческих достижений Дениса Ивановича стала написанная в 1882 г. и опубликованная в 1883 г. комедия «Недоросль», которая так же, как и «Бригадир», вызвала огромный общественный резонанс. Белинский в свое время заметил, что только с Фонвизина началась русская комедия, а его пьесы являются одним из «замечательных явлений» в истории русской литературы.

Оставив государственную службу, Фонвизин посвятил себя литературе, хотя состояние здоровья оставляло желать лучшего (у писателя был частичный паралич). Екатерина Вторая во многом препятствовала реализации его творческих замыслов, в частности, наложив запрет на издание журнала «Друг честных людей, или Стародум», собрание сочинений в 5 томах. В этот период творческой деятельности он создал несколько драматических произведений, журнальных статей и автобиографию (осталась неоконченной). В 1784 и 1785 г. Фонвизин уезжал в Италию лечиться, в 1787 г. поправлял заметно пошатнувшееся здоровье в Вене. Испытывала чета Фонвизиных в это время и трудности финансового характера. Занятия литературой оказались фактически свернутыми. Умер писатель 12 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1792 г.; похоронили его на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Биография из Википедии

Происхождение

Родился в семье Ивана Андреевича Фонвизина, образ которого позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в произведении «Недоросль». Прародитель Фонвизиных попал в русский плен во время Ливонской войны (1558-1583) и крестился в православие.

Фамилия Фон-Визен (нем. von Wiesen) или, с русифицированным окончанием Фон-Визин, писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до середины XIX века. Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX века Н. С. Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина , «из перерусских русским».

В 1755-1760 годах учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года - на философском факультете университета. В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, с первым руководителем русского театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление - постановку пьесы «Генрих и Пернилл» датского писателя, основоположника датской драмы Людвига Хольберга. В 1761 году по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга. Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия ; в 1769 году сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем был Руссо.

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Её действующие лица - прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка - с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция . Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского. В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана, занимает центральное место.

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин. Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным. В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777-1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции - торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 - начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина - будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование - введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

Надгробие Д. И. Фонвизина

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

Умер Фонвизин в декабре 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Память

По состоянию на 2013 год имя Фонвизина носят 15 улиц и 1 переулок городов России, в том числе улица Фонвизина в Москве, в Махачкале. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне. В Москве в 2016 году открылась станция метро Фонвизинская.

>Биографии писателей и поэтов

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 14 апреля 1745 года в Москве. Отец - Иван Андреевич Фонвизин. В 1760 году окончил дворянскую гимназию при Московском университете. В 1763 году переезжает в Санкт-Петербург, где получает должность при кабинет-министре Иване Елагине. В 1769 году стал секретарем государственного деятеля Никиты Панина. В 1774 году женился на Екатерине Роговиковой. В 1782 году написал комедию «Недоросль». Много раз бывал за границей. Умер 12 декабря 1792 года в Санкт-Петербурге в возрасте 47 лет. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Основные произведения: «Недоросль», «Бригадир», «Рассуждение о непременных государственных законах», «Повествование мнимого глухого и немого» и другие.

Краткая биография (подробно)

Денис Иванович Фонвизин – русский писатель XVIII века, создатель русской бытовой комедии. Наиболее прославился по произведению «Недоросль» (1781). Родился 14 апреля 1745 года в Москве в состоятельной дворянской семье. Образование получал в дворянской гимназии в университете Москвы. Тем же обучался на философском факультете и считался одним из лучших учеников. В 1760 году юный писатель был направлен в Петербург, где познакомился с Ломоносовым и Сумароковым. В 1761 году ему был заказан перевод басен с немецкого языка. Позже он перевел роман французского писателя Террасона, трагедию Вольтера, работы Овидия, повесть Грессе. Однако любимым писателем считал Руссо.

Наряду с переводами начинают появляться и сатирические произведения Фонвизина. Так, приблизительно в 1760 году была готова ранняя версия знаменитой пьесы «Недоросль». Литература помогала писателю и в служебной карьере. Например, перевод трагедии Вольтер помог ему попасть на службу в кабинет-министру Елагину. А переведенной им комедией «Бригадир» заинтересовалась сама императрица. Таким образом, он познакомился с Н. И. Паниным – воспитателем Павла I, и перешел к нему на службу.

В 1777 году писатель путешествовал во Францию, где провел длительное время. Там он наблюдал за политической жизнью во французском обществе и пытался найти пути улучшения социально-политического порядка на родине. В конце 1782 года появилось произведение «Рассуждение о непременных государственных законах», предназначенное для будущего правителя Павла Петровича. После перенесенного паралича, Фонвизин ушел в отставку, но продолжал заниматься литературной деятельностью до конца жизни. Некоторые его работы натолкнулись на осуждение со стороны Екатерины II и были запрещены. В последние годы писатель работал над автобиографичной повестью «Чистосердечное признание». Умер Денис Фонвизин в декабре 1792 году в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 года. Его фамилия происходит от Лифляндского древнего рода. Немецкий барон Петр Фон Висин ещё при царствовании Иоанна Грозного покинул родину и переехал в Россию. После середины XIX века фамилия Фон Висин стала писаться слитно – Фонвизин.

В семье Дениса Ивановича было восемь детей. Отец сам занимался их обучением. Как только в Москве открылась дворянская школа, Иван Фонвизин отдал туда своих старших сыновей – Павла и Дениса.

Вконтакте

Университетские годы

Денис отлично учился в гимназии. Как лучшего ученика его представили императрице Елизавете Петровне и меценату Московского университета Ивану Ивановичу Шувалову. Великолепие Петербурга, шик и роскошь царского дворца, спектакли в театре – все это произвело на Дениса огромное впечатление. К окончанию гимназии Фонвизин участвовал в публичных выступлениях как на русском, так и на немецком языке. В 1759 году он стал студентом университета и с блеском закончил его через 3 года, не достигнув восемнадцати лет.

Московский университет был первым университетом Российской империи с тремя факультетами: права, медицины и философии. Его особенностью было наличие гимназии, состоящей из двух отделений – для дворян и разночинцев. В то время университет только начал своё развитие, но Фонвизин вышел из него с довольно обширными знаниями, культурной заинтересованностью и владением иностранными языками.

В то время университет был средоточием культурной жизни всего города. Асессор Михаил Херасков (эта должность предполагала вести контроль над студентами) стал руководить университетским театром, тогда же взял попечительство над типографией и выпустил журнал «Полезное Увеселение». Основная тема журнала – это оды, элегии, проза философского характера. Увлечение литературой захватило и Фонвизина. В «Полезном Увеселении» был напечатан его перевод повествования «Правосудный Юпитер». Денис Иванович стал заниматься переводом с немецкого языка:

  • Перевод сказок датчанина Гольберга.
  • Несколько переводных статей были изданы в журнале «Собрание лучших сочинений».
  • Перевод Овидия «Метаморфозы».
  • Перевод произведения «Геройская добродетель» Террасона
  • Перевод стихами трагедии Вольтера «Альзира».

Карьера

После окончания университета он пошёл на военную службу, но как только появилась возможность, перевёлся в коллегию иностранных дел на должность переводчика. Вскоре он переехал в Петербург, где за короткое время сделал успешную карьеру. Такой стремительный успех по службе объясняется тем, что Денис был очень грамотным и светским человеком . А литература и переводы помогали ему завести полезных друзей и покровителей.

С возрастом у Фонвизина развилось большое острословие и ирония. Он подмечал все недостатки общества и остроумно их высмеивал, чем нажил себе немало врагов. Одним из них был драматург Владимир Игнатьевич Лукин, секретарь министра Елагина. Лукин признавал таланты Фонвизина, но вражда между ними не прекращалась, вплоть до увольнения Лукина.

Несмотря на государственную службу, Денис Иванович продолжал заниматься литературной деятельностью. Он увлёкся учением французских философов-атеистов, что отразилось в некоторых его произведениях. Отказ от веры был недолгим, и литератор снова стал глубоко религиозным человеком.

Самое главное произведение

После написания знаменитой комедии «Бригадир», автор стал знаменит на весь Петербург. Фонвизина приглашали читать своё произведение в известные дворянские дома и даже во дворец к императрице. Позже «Бригадир» был поставлен на сцене театра и долгое время имел необыкновенный успех.

Помимо комедии, Денис Иванович продолжал заниматься переводами в прозаической форме. В 1769 году, Фонвизин перешёл на службу к графу Никите Ивановичу Панину в коллегию по иностранным делам. Здесь он быстро пошёл вверх по карьерной лестнице, очень много работал, вёл переписку и помогал Панину во всём. За усердную службу Панин щедро наградил своего подчинённого. Он подарил ему больше тысячи крепостных крестьян в Витебской области.

Семья Фонвизина

В 1774 году Денис Иванович Фонвизин женился на Екатерине Роговиковой (Хлоповой). Со своей женой он прожил счастливую жизнь, построенную на уважении и доверии друг к другу. Хотя всю жизнь он любил только одну женщину Анну Приклонскую. Приклонская была замужем , не обладала сверхъестественной красотой, но считалась очень умной и образованной женщиной. Она отвечала Фонвизину взаимностью, но расстояние и замужество Анны помешало им создать союз.

После отставки своего начальника Панина , Фонвизин не покинул его. Они продолжали совместную работу над государственными реформами. В 782 году Денис Иванович вышел в отставку с пожизненной пенсией, пожалованной ему императрицей.

Получив в своё распоряжение много свободного времени, литератор занялся постановкой на сцене ещё одного своего знаменитого произведения «Недоросль» . Пьеса стала настолько популярной, что была переведена на немецкий язык и поставлена в европейских театрах.

В пожилом возрасте Фонвизин страдал от серьёзных заболеваний. Но даже в таком положении он не переставал работать над литературными трудами. После смерти Денис Ивановича прошло уже больше двухсот лет, а его сатира, литературные идеи и произведения до сих пор не потеряли свою актуальность.

Самым замечательным русским комедиографом 18 века был Денис Иванович Фонвизин.

Он родился в 1744 г. в Москве, в дворянской семье, получил хорошее образование в Москов­ском университете и очень рано начал писать и переводить. Закончив курс, он поступил на государственную службу, стал секретарем графа Панина , одного из крупнейших вельмож екатерининского царствования, и в 1766 г. написал первую из двух своих знаменитых комедий – Бригадир . Будучи человеком со средствами, вращаясь в лучшем обществе столицы, он всегда был более дилетантом, чем профессиональным писателем, хотя в литературных кругах вскоре стал выдающейся фигурой.

Денис Иванович Фонвизин

В 1777–1778 годах Фонвизин путешествовал за границей; целью путешествия был медицин­ский факультет в Монпелье. Свою поездку он описал в Письмах из Франции ; это самая изящная проза той эпохи и одновременно – поразительный документ антифранцузского национализма, уживавшегося у русской элиты екатерининского времени с полнейшей зависимостью от французского литературного вкуса. В 1782 г. появилась вторая и лучшая комедия Фонвизина Недоросль (см. на нашем сайте краткое содержание , полный текст и анализ этой пьесы), которая определила его место как самого выдающегося русского драматурга. Последние годы Фонвизина прошли в постоянных болезнях и заграничных путешествиях в поисках исцеления. Он умер в 1792 году.

Репутация Фонвизина почти полностью основывается на двух его пьесах, которые, несомненно, лучшие русские пьесы до Грибоедова . Обе они написаны прозой и отвечают канонам классиче­ской комедии. Но основным образцом для Фонвизина был не Мольер , а великий датский драматург Хольберг, которого он прочел по-немецки и с перевода пьес которого начал свою литературную деятельность. Обе пьесы – социальная сатира на вполне определенных людей. Бригадир – сатира на модную французскую полуобразованность «петиметров» (молодых дворян). Она полна неподдельной веселости, и хотя менее серьезна, чем Недоросль , построена лучше. Но Недоросль , хотя и несовершенен по построению, замечателен и справедливо считается фонвизинским шедевром. Как всегда в русских классических комедиях, тут есть пара добродетельных влюбленных, Милон и Софья, которые неинтересны и условны. Весь интерес сосредоточен на отрицательных персонажах: это семья Простаковых и их окружение. Острие сатиры направлено против тупого, эгоистичного и грубого варварства необразованных помещиков. Эти персонажи великолепно обрисованы. Госпожа Простакова – деспотка и драчунья, у которой всего и есть одно человеческое чувство – любовь к шестнадцатилетнему сыну Митрофану , которого она зовет только «дитятком».

Материнские чувства ее – чисто животного и материального свойства: она хочет только, чтобы ее Митрофанушка ел сколько влезет, не простужался, не думал о долге и обязанностях и женился на богатой наследнице. За ней следует ее брат Скотинин, который признается, что больше любит свиней, нежели людей; ее глуповатый муж Простаков; мамка, обожающая своего питомца, который только и делает, что поносит ее, – и, наконец, сам герой, знаменитый Митрофан. Это олицетворение вульгарного и грубого эгоизма, без единой человеческой черты – даже его безумно любящая мать не получает от него никакого ответа на свое чувство.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Все эти характеры написаны мастерски и великолепно вводят в замечательную портретную галерею русской литературы. Диалоги отрицательных персонажей изумительны по жизненности и характерности. Но положительные герои, Милон и Софья, со своими положительными дядюшками – просто марионетки из назидательных сказок; все четверо – воплощенная добродетель и честь; все четверо выражаются напыщенным книжным языком, который не способствует нашему сочувствию к добродетели, когда мы слышим его рядом с блистательно реальными речами Простаковых. В искусстве создания характеров и комического диалога Фонвизин превосходит всех своих современников.