Доклад: Евгений Иванович Носов. Краткая биография Носов Е. И Евгений иванович носов произведения для детей

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле..., 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...» – И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова – повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»). Грустная тональность произведений Носова конца 1980 – 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Носов Евгений Иванович

Родился 1 января в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны продолжил учебу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.

В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе".

В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпется солнце" (1965).

Произведения Е.Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе.

Большой успех имела повесть "Усвятские шлемоносцы" (1980); в 1986 под этим названием выходит его сборник повестей и рассказов (1986); в том же году - книга очерков "На дальней станции сойду"; в 1989 - книга рассказов для младших школьников "Где просыпается солнце"; в 1990 - повести и рассказы "В чистом поле"; в 1992 - книга рассказов для старших школьников "Красное вино победы". Е.Носов живет и работает в Курске.

Евгений Иванович (р. 15.1.1925, Курск), русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны 1941-45. Печатается с 1947. Окончил Высшие литературные курсы СП СССР (1962). В лирических рассказах и повестях (сборники "На рыбачьей тропе", 1958; "Тридцать зёрен", 1961; "Где просыпается солнце", 1965; "Ракитовый чай", 1968; "Мост", 1974, и др.) Н. раскрывает духовный мир современного сельского труженика, рисует поэтические картины среднерусской природы. В ряде произведений отразились впечатления военных лет (сборник "Красное вино победы", 1971). Стиль Н. характеризуют мягкость интонации, тонкое чувство языка, искусство выразительной детали. Награжден 3 орденами, а также медалями.

Страница:

Носов Евгений Иванович (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 - первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...

Носов Евгений Иванович

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле..., 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е!...» - И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях - на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»).

Грустная тональность произведений Носова конца 1980 - 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету).

Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Евгений Носов родился в семье потомственного мастерового, кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943 года) ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы ». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны закончил среднюю школу. Уехал в Казахстан Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу.

Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Похоронен в Курске в 2002 году.

Творчество

Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы - военная и деревенская.

В 1957 году - первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе.

В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем. В 1962 году начал учиться на Высших литературных курсах в Москве.

Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занимая достойное место в русской литературе.

Большой успех имела повесть «Усвятские шлемоносцы» (1980); в 1986 году под этим названием вышел сборник его повестей и рассказов; в том же году - книга очерков «На дальней станции сойду»; в 1989 году - книга рассказов для младших школьников «Где просыпается солнце»; в 1990 году - повести и рассказы «В чистом поле»; в 1992 году - книга рассказов для старших школьников «Красное вино победы».

Повествование и все описания Носова от­личаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни; время от времени он включает в ткань повествования эпизоды из времён Второй ми­ровой войны. Герои повестей и рассказов Носова - это люди из народа, тесно связанные с природой. Носов описывает будничные события, в которых намечаются человеческие судьбы; ему лучше всего удаётся постепенное разви­тие характера или раскрытие его в ходе со­бытий, ненавязчиво, шаг за шагом.

Сочинения

  • Берега (1971)
  • Травой не порастёт… Повесть, рассказы. (1985)
  • Где просыпается солнце? (1965)
  • В чистом поле за проселком (1967)
  • Избранные произведения (в двух томах) (1983)
  • Вечерние стога. Рассказы, повесть. (2000).
  • Шумит луговая овсяница (1977)
  • Красное вино победы (1971) сборник рассказов
  • Рождение сфинкса (1990)
  • Рассказы (1959)
  • В чистом поле (1990)
  • Усвятские шлемоносцы (1977)
  • На рыбачьей тропе (1958)
  • Мост (1974)
  • Тридцать зёрен (1961)

Фильмы

Красное вино победы, поставлен в 1988 году.

По повести «Усвятские шлемоносцы» снят кинофильм «Родник» (режиссёр А. Сиренко)

По лирическим рассказам Носова в 1981 году снят фильм «Цыганское счастье» (режиссёр C. Никоненко).

Короткометражный фильм "Варька" (ТО "Экран", 1971) по мотивам одноименного рассказа. Режиссер Т.Папастергиу

Звания и награды

  • Пенсия Президента РФ (с 1995 года)
  • Премия журнала «Юность» (1997 год)
  • Премия газеты «Правда» (1990 год)
  • два ордена Ленина (1984 год, 1990 год)
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Премия им. А. Платонова «Умное сердце» (2000 год)
  • Государственная премия РСФСР (1975 год)
  • орден «Знак Почёта»
  • Почётный гражданин Курска
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • Премия Александра Солженицына (2001 год) - «…чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов»
  • Премии журнала «Наш современник» (1973 год)
  • орден Отечественной войны 2 степени
  • Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1996 год)
  • медаль «За отвагу»
  • Премия «Москва - Пенне» (1998 год)
  • Премия «Литературной газеты» (1988 год)
  • орден Красной Звезды
  • орден Отечественной войны 1 степени (1985 год)
  • Герой Социалистического Труда (1990 год).

Советская литература

Евгений Иванович Носов

Биография

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с. Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К. К. Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т. п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 - первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И. С. Тургенева, И. А. Бунина и Н. С. Лескова.

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В. И. Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960−1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А. М. Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е…» - И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях - на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…»). Грустная тональность произведений Носова конца 1980 - 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое…) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Евгений Иванович Носов, русский писатель, родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской области в семье потомственного кузнеца. До 1943 года живет в оккупации в Курске. После окончания 8 классов уходит на фронт, служит артиллеристом в армии Рокоссовского. В феврале 1945 года получает ранение, и День Победы встречает в госпитале. Это событие находит отклик в его работе «Красное вино победы».

Литературный дебют писателя происходит в 1947 году, он печатает свои стихи, очерки. В 1951 году работает в редакции курской газеты «Молодая гвардия». В 1957 году писатель публикует свою первую работу для маленьких читателей – рассказ «Радуга». Первый успех автору приносит опубликованный в Москве сборник рассказов «Тридцать зерен».

Критики относят творчество Носова к жанру деревенской прозы. В этом жанре автор скептически переосмысливает колхозный опыт, возвращается к традициям Тургенева и Бунина. В период 1960-1962 годов, как и остальные авторы-«деревенщики», писатель обучается на Высших литературных курсах Союза писателей, активно публикуется в полуофициальном органе «деревенщиков» – журнале «Наш современник». Также Носов уделяет большое внимание военной тематике, он публикует произведения в стиле «окопной правды». В 1973 году на страницах «Нашего современника» публикуется рассказ «Шопен, соната номер два», который живой и горькой памятью связывает современную жизнь с прошедшей войной. В 1980-е годы писатель является членом редакционной коллегии «Роман-газета».

Творчество Носова отличается глубоким социальным анализом и точным описанием быта современной русской деревни, диалоги героев наполнены красочной крестьянской речью и лаконичной народной мудростью. Особый успех писателю приносит повесть «Усвятские шлемоносцы», в которой автор с острым реализмом описывает последние мгновения мирной жизни русского села – несколько дней июньского сенокоса 1941 года. Опираясь на традиционный православный быт русской деревни, автор демонстрирует неестественность и греховность превращения мирного русского пахаря в жестокого солдата.

Писатель часто призывал людей подкармливать птиц зимой. Он попросил написать на его могиле «Покормите птиц». Евгений Иванович Носов умер 13 июня 2002 года в Курске.

Евге́ний Ива́нович Но́сов (15 января 1925, с. Толмачево Курской области - 13 июня 2002, Курск) - русский писатель, прозаик, автор повестей и рассказов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, почётный гражданин Курска.

Евгений Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного мастерового, кузнеца в селе Толмачёво, недалеко от Курска. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.
В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы ». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны закончил среднюю школу. Уехал в Казахстан Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные курсы.
Первая его книга -- “На рыбачьей тропе” (1959) посвящалась природе родного Курского края -- “порубежной окраине России”. Любимая Курщина будет присутствовать в большинстве его произведений, хотя писатель затем отдаст должное и другим российским землям -- например, Северу (прежде всего это касается одной из наиболее известных его повестей “И уплывают пароходы, и остаются берега”, 1970). И в первом, и в последующих сборниках рассказы Носова, несмотря на иногда заметный налёт газетной очерковости, демонстрировали особую художественную выразительность стиля. Как отмечал критик В.Васильев, “...его ранние пристрастия к рисованию, охоте, рыбной ловле и собирательству трав... до необычайной остроты развили... способности пластического восприятия природы во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний”. Запоминающимися были и образы людей, прежде всего детей и подростков, как крестьянских, так и городских, -- таковыми они предстают в рассказах с автобиографическими элементами (начало 1960-х) -- “Мост” и “Дом за триумфальной аркой”, в “Когда просыпается солнце”, “Подпаске”, “Радуге”, “Шурупе”...

У Носова, потомка одновременно и рабочего, и крестьянского родов, в детстве, в частности, жившего и в довоенном Курске, отсутствует пресловутое противопоставление “праведной” деревни и “неправильного” города (хотя известны попытки некоторых критиков обвинить его в таком подходе). При этом его беспокоит проблема человека, по своей воле либо по воле обстоятельств покидающего деревню ради города, когда в результате, по знаменитой формулировке поэта, “и города из нас не получилось, и навсегда утрачено село”. В одной из своих статей писатель прямо говорил об этой губительной тенденции: “Не усвоив традиций и трудовой этики, без развитого чувства самосознания и достоинства рабочего человека, без твёрдых навыков культуры городского общежития... (они) будут представлять собой всего лишь... некондиционный человеческий материал... Скрывать нечего, и в самом городе ещё немало своей собственной скверны. Но и этим многотысячным стихийным наплывом поддерживается, подпитывается благоприятная среда для шабашки, халтуры, мздоимства, спекуляции, усушки-утруски, обвеса-обмера, соблазна не завинтить шуруп отвёрткой, а заколотить его молотком...” -- и так далее. Ещё в 1963 году Носовым была написана повесть “Моя Джомолунгма”, посвящённая выморочному быту одного старого дома, населённого разномастной публикой, сорвавшейся в своё время со своих корней; два года спустя -- новелла “Объездчик”, герой которой, сумевший уйти из нищей послевоенной деревни и пристроившийся объездчиком при заповеднике, поначалу демонстрирует льстивость и угодничество перед своим новым начальством, а затем, постепенно, укрепившись в должности, сам становится своего рода царьком, коего боятся и научные сотрудники, и все окрестные деревни...

Люди же, остающиеся в родных местах, не мыслящие для себя иной жизни, как бы тяжко им ни приходилось, описаны Носовым с самыми тёплыми чувствами: “Храм Афродиты” (1967), “Шумит луговая овсяница” (1966), “Во субботу, день ненастный...” (1968) и многие другие произведения.

Военная тема присутствует в произведениях Носова особым образом: в них практически нет фронта, военных действий, то есть войны как таковой. Зато в полной мере показаны её ожидание, моральная подготовка к предстоящим испытаниям (повесть “Усвятские шлемоносцы”, 1977), то, какой война оставляет отпечаток на душах раненых солдат, в госпитале встречающих весть об её окончании (рассказ “Красное вино победы”, 1969), наконец, память о погибших на войне деревенских жителях (рассказ “Шопен, соната номер два”, 1973). Наиболее сильно выражено крестьянское отношение к войне в “Усвятских шлемоносцах”. Герой повести -- обычный колхозный конюх по имени Касьян, чья “вселенная, где он обитал и никогда не испытывал тесноты и скуки, почитай, описывалась горизонтом с полдюжиной деревень в этом круге”. Он, как и большинство других мужиков из деревни Усвяты, получивших повестки на фронт и собирающихся в народное ополчение, почти никуда не отлучался со своей малой родины за всю свою жизнь. Но эту жизнь тем не менее нельзя назвать бедной впечатлениями и событиями -- ибо она наполнена неиссякаемым смыслом труда на земле. Таков вообще, по Носову, настоящий человек от земли: он прежде всего Пахарь, а Воином становится лишь вынужденно, по воле злых обстоятельств...
В жанровом отношении творчество Носова не отличается разнообразием; похоже, ему ничуть не тесно в рамках повести и рассказа. Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения давали ему возможность продолжать и развивать традиции Тургенева, Бунина, других русских классиков.

Умер Евгений Иванович в Курске 13 июня 2002 года.
Герой Социалистического труда (1990). Лауреат Государственной премии РСФСР им. М.Горького (1975) за книгу «Шумит луговая овсяница».
В 2005 году в издательстве «Русский путь» вышло собрание сочинений Е.И.Носова в 5-ти томах.