Какого композитора называют сказочником. Какого русского композитора называют сказочником в музыке

Цель: закрепить, расширить понятия “музыкальная сказка”, “музыкальная живопись”, познакомить композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”, развивать познавательные и мыслительные навыки.

Оборудование: баян, магнитофон, симфоническая сюита Римского-Корсакова “Шехерезада”, подготовленные слайды к уроку

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята! В течении учебного года мы с вами изучили много нового, говорили о многообразии жанров и интонационной выразительности музыкальной речи. Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим наши знания и познакомимся новым произведением, музыкальной сказкой знакомого вам композитора.
Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут этого композитора?

Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова

Учитель: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А его происхождение ребята кто помнит?

Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.

Учитель: А когда заметили его музыкальные способности?

Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.

Учитель: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?

Учащиеся: Опера “Садко”, “Снегурочка”,былины, “Сказка о царе Салтане”.

Учитель: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос: последователем кого мы называем Римского-Корсакова?

Учащиеся: М. Глинки.

Учитель: Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.

Учитель: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор?

Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных “голосов природы”.

Учитель: Да конечно, и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением симфонической сюитой Римского – Корсакова “Шехерезада”. Сюита (с франц. Suite – “ряд”, “последовательность”) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. “Шехерезада” составлена по мотивам арабских сказок “1000 и 1 ночь”. Римский – Корсаков говорил: “В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские”. И поэтому его назвали “музыкальным сказочником”.

– А сейчас, я предлагаю послушать отрывок из сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя.

(Слушание отрывка из симфонической сюиты “Шехерезада”.)

Учитель: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?

Учитель: Правильно ребята. А сейчас я хочу вам рассказать краткое содержание симфонической сюиты.
Султан Шахриар убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но Султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему на протяжении 1000 и 1 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Восточная тематика занимает большое место в музыке Римского-Корсакова и “Шехерезада принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока”.
Кроме Римского-Корсакова есть много композиторов которые обратились к сказке. И сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Волшебный цветок”. Внимательно послушайте, определите характер, а потом будем все вместе разучивать.

(Исполнение песни “Волшебный цветок ” Ю. Чичкова учителем и разучивание с учащимися.)

2. Оценка знаний учащихся

3. Итог урока

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Композитор Римский-Корсаков “музыкальный сказочник”. Познакомились симфонической сюитой “Шехерезада”

Н.А. Римский-Корсаков

Настоящим чародеем музыкальной живописи был Николай Андреевич Римский-Корсаков . И великим сказочником в русской музыке.

Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней очарование сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках. В его музыке зазвучала даже радуга, нарисованная звуками оркестра в опере «Млада»:

Один конец в леса вонзила»
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

Ф. Тютчев

В музыкальных картинках Римский-Корсаков воспроизводил трепет и пробуждение весны, роскошь красок осени, картины южного лета и таинственные пейзажи русской зимы. Но особенно по душе ему было море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей, учась в Морском корпусе, он бывал в походах на Балтике. А молодым морским офицером три года провел в плавании по Атлантике и Средиземноморью. Испытал все повадки океана и впитал в себя его красоту.

Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и «Антар», в сюите «Шехеразада», в оркестровых картинах сказочных и былинных опер. Его море, по образному определению Асафьева, величаво плещет, взметываясь раскидистыми волнами, а через мгновение спокойно дышит, нежно и ласково колышется, как бы баюкая себя своим собственным ровным дыханием. А потом снова порыв, снова налет ветра: бурно пенясь, в яростном приливе взметываются волны, и выходят на берег тридцать три богатыря, во главе с дядькой Черномором.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
«Сказка о царе Салтане» А. Пушкина.


Римский-Корсаков написал на ее основе свою, музыкальную, сказку - оперу о Салтане, его сыне царевиче Гвидоне и Царевне-Лебеди. В опере сказочно все - и сюжет, и вокальные партии, и симфонические картины. Вот где музыка поистине живописна. Или симфонические картины «Море и звезды» и «Три чуда». Слушаешь их и представляешь себе полотна Виктора Васнецова, Михаила Врубеля или рисунки Ивана Билибина. Музыкальному вступлению ко второму акту «Море и звезды» композитор предпослал эпиграф из сказки Пушкина:

В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Эти строчки целиком воспроизведены в музыке. И последовательность музыкальных картин та же. Слушая «Море и звезды», будто видишь каждую деталь» нарисованную поэтом в стихах. Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателем удвоить свое внимание. Фанфары начинают все картины
оперы. И возникает в оркестре широкая, величественная тема мерно колышущегося океана. Эта
тема точно «прокалывается» короткими аккордами челесты, и в холодноватых, «небесных» (челеста по-русски - «небесная») звуках мы слышим, нет, видим, как зажигаются звезды. Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны. Идет по небу туча. Возникает новая тема в оркестре - тяжелая, неуклюжая. Она звучит на пульсирующем фоне скрипок. Так и чудится, что по волнам перекатывается тяжеленный предмет. Да это же бочка! Огромная дубовая бочка! А в ней плачет,
бьется царица: всхлипывают флейты и кларнеты, вскрикивают скрипки и гобои. А как же царевич?

«И растет ребенок там

не по дням, а по часам».

Неужели и это рисует музыка? Да. Светлая мелодия - тема Гвидона, зародившаяся в прозрачном звучании кларнета, переходит к валторнам, звучащим более низко, мужественно. Словно ломается голос подростка, который превращается в юношу. Постепенно напряжение в оркестре спадает. Грозный рокот стихий сменяется ласковым журчанием скрипок и деревянных духовых инструментов. Наши герои спасены. Занавес поднимается, и мы видим, как из разбитой бочки на берег неизвестного острова выходит Гвидон со своей матерью царицей Милитрисой.

Столь же живописны «Три чуда». Эта музыкальная картина предваряет последнее действие оперы «Сказка о царе Салтане». Ее содержание раскрывает большой стихотворный эпиграф, в котором описываются чудеса сказочного города Леденца, где княжит царевич Гвидон.

Тут и белочка, что грызет золотые орешки и с присвисточкой поет: «Во саду ли, в огороде», и тридцать три богатыря «в чешуе, как жар горя», и несказанной красоты Царевна-Лебедь. И все эти три чуда оживают в чудесной музыке Н. Римского-Корсакова.

Грациозно-игривая белочка - звонкие, щелкающие звуки ксилофона, челесты, флейт и гобоев. Не забыта и «присвисточка» белочки - флейта-пикколо (маленькая флейта). И ее песенка звучит, знакомый народный мотив «Во саду ли…» Увесисто шагают под мужественный марш богатыри, выходящие из бурлящего моря, чтобы охранять столицу. Сказочно-загадочная тема Царевны-Лебеди, невесты юного Гвидона, покожа перезвон колокольчиков. И в конце симфонического антракта «Три чуда» в ослепительных и мощных звуках всего оркестра проходят перед нашим воображением картины
чудо-города Леденца.

Почти в каждом сочинении Римского-Корсакова, будь то опера или симфония, романс иди обработка народной песни, и всюду мы найдем картины, нарисованные звуками, музыкальную живопись. Взять хотя бы полет на черте кузнеца Вакулы в опере «Ночь перед рождеством». Музыка точно воспроизводит картину из повести Гоголя: «Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно; и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рои
духов». В музыке вы услышите и «увидите» все подробности этой фантастической картины.
Поистине музыкальным кудесником был Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Писатели, художники обогатили воображение, мастерством. Н. А. Римский - Корсаков перевел сказку в музыку

Образы сказки сопутствуют человека с раннего детства с первых рассказов взрослых и чтений вслух, с баек и колыбельных. Ребенок, лишенный ее эмоционального воздействия, остается обделенным на всю жизнь: его фантазия не получает основы для развития. Сказка закладывает в человека и нравственный фундамент: так рельефно и ярко очерчены в ней полюсы тьмы и света, что, вырастая вместе со сказкой, именно в ней ребенок учиться различать добро и зло, ему открывается справедливость, милосердие и жестокость, коварство.

Сказка сочетает в себе бытовую конкретность с обобщенностью условного, воображаемого мира. Она не может существовать без чуда. Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические существа – помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели. И, думается, в этом ее глубокая мудрость, так как чудо-это осуществление идеала, мечты. Мы знаем сказку в разных ее обликах: и в литературе, и в театре, и в кино; есть сказка в музыке, в живописи, в скульптуре, на все лады она разыгрывается, разрабатывается.

Сказка Ее причудливый мир, в котором вымысел так естественно сочетается с реальностью, привлекая многих русских композиторов. Но, ни один из них не отдал сказке столько жара души, сколько Николай Андреевич Римский-Корсаков. Нас заинтересовал этот композитор как сказочник. В детстве мы все любили сказки. Ведь когда слушаешь сказки, то вместе с их героем встречаешь новые приключения, радуешься за их победы, грустишь, когда зло может победить добро. Мы как будто становимся героями сказки. За годы учебы в музыкальной школе познакомились с музыкальным творчеством Римского-Корсакова. В своей работе мы рассмотрим отдельные произведения, написанные на сказочные сюжеты.

Римского – Корсакова называют величайшим среди композиторов сказочником. Где, когда и кем были затронуты в его душе струны, отозвавшиеся русской стариной, народными песнями, поэзией древних мифов и образов, побудившие его воспеть в своем творчестве красоту природы и гармонию бытия. Откроем жизнеописание композитора, написанное им самим и названное «Летопись моей музыкальной жизни», и перед нами встает облик человека сдержанного, лаконичного в суждениях, отнюдь не склонного к душевным изменениям. Напротив, ясно виден аналитический склад ума, неприятия высоких слов и поэтического ореола вокруг собственного творчества, взгляд на сочинение музыки, прежде всего как на неустанный и нелегкий труд. Но если мы захотим понять истоки мироощущения Римского – Корсакова, то нам многое сможет сказать его музыка: голоса птиц и пастушеских наигрышей, тихий шум леса, рокот моря и волнения озерной глади, хороводы, пляски, песни, рассыпанные им щедрой рукой в творениях, такое можно создать только любя и глубокого чувствуя природу и людей.

Мы подошли к характеристике едва ли не главной темы творчества Римского – Корсакова: Человек перед лицом необычайного, чудесного. Содержание его произведений говорит нам: всегда были и есть,сосуществуют рядом одна с другой две сферы. Одна из них-жизнь людей полная забот, радостей и тревог, жизнь красочная, яркая, драматичная. Цари, купцы, пастухи, скоморохи, красные девицы, добрые молодцы вереницей проходят перед нами в его операх. О другом мире можно сказать словами Садко, увидавшего Волхву с ее сестрами – лебедями на берегу Ильмень – озера: «Чудо-чудное, диво-дивное!» Этот мир - ожившая, одухотворенная природа, пришедшая из мифов, преданий и сказок. Для героев опер - этот мир идеального. Сказочное чудо у Римского-Корсакова познается героями через Красоту, но она недостижима, отделена от реального мира и не может слиться с ним.

Все это проявляется в сказочных операх. Но прежде всего в прекрасной поэтичной «весенней сказке» «Снегурочка».

Прежде всего «Снегурочка» привлекла Николая Андреевича тем, что в сказочной форме прославляла добро, любовь к людям, силу добра и красоту.

«Снегурочка» - ярко реалистичная опера, что глубоко соответствует самой природе русской народной сказке, своеобразно отразившей действительность. По своему складу, изложению и самому развитию музыкальных образов «Снегурочка» приближается к сказочному повествованию с характерным неповторимым развертыванием действия. В этом одно из отличий сказочных опер Римского – Корсакова от опер Чайковского.

Содержание оперы глубокими корнями связано с устно – поэтическим и музыкальным творчеством русского народа. В его основу легли различные варианты русских народных сказок о девушке Снегурочке, значительно развитые и переработанные. Островским. Прекрасная Снегурочка, дочь Весны и Мороза, гибнет под лучами тающего солнца. Но финал оперы звучит жизнерадостно и светло. Так выражает композитор основную идею оперы торжество светлого начала, единство человека и природы.

Касаясь вопросов музыкальной драматургии «Снегурочки» в своей «Летописи», Римский-Корсаков особо выделяет значение лейтмотивов в этой опере. Лейтмотивы в «Снегурочке» имеют все главные персонажи оперы. Характерную тему имеет и Ярило-Солнце. Делая подробный тематический разбор оперы, Римский – Корсаков указывает на целые группы лейтмотивов Снегурочки, царя Берендея, Весны, Лешего и других персонажей. На протяжении всей оперы лейтмотивы подвергаются развитию, полностью или небольшими отрывками проходят они у различных инструментов и в вокальных партиях, изменяя свою окраску. Лейтмотивы передают тончайшие изменения в драматическом положении героев. Если в следующих операх («Садко, «Сказка о царе Салтане» и др.) мир фантастики и человеческий мир Римский – Корсаков обрисовывает различными музыкальными средствами, то в «Снегурочке», где это деление на «обычное »и «необычное» почти отсутствует, лейтмотивы очень напевны, мелодичны и глубокого человечны.

Опера была написана очень быстро, в течение одного лета. В значительной степени этому способствовала поэтическая обстановка, окружающая композитора в это время. «Первый раз в жизни мне доводилось провести лето в настоящей русской деревне, рассказывает Римский-Корсаков в Летописи» - Красивое местоположение, прекрасные рощи, огромный лес, поле, множество разбросанных деревьев, маленькая речка, бездорожье, запустение все приводило меня в восторг все как-то особенно гармонировало с моим тогдашним настроением и с моей влюбленностью в сюжет «Снегурочки».

Как в творчестве Римского – Корсакова, так и во всей русской оперной литературе «Снегурочка» занимает выдающееся место. С исключительной яркостью и образностью Римскому – Корсакову удалось воплотить здесь жизнь народа с его старинными обычаями, обрядами, песнями, сказками.

Но не менее сказочнее и интереснее симфоническая картина «Садко», в которой Римский - Корсаков раскрыл один из эпизодов древней русской былины о новгородском гусляре. Здесь нарисованы картины моря, то спокойного и величавого, то буйного, и сказочные образы обитателей подводного царства. Грозная музыка представляет Морского царя, задушевная лирическая – Морскую царевну; нежна, грациозна пляска золотых рыбок. Садко на гуслях играет, разудальную плясовую, и вот уже расходилось, разгулялось царство подводное, вскипают волны и грозят потопить корабли Тогда обрывает Садко струны гусль яровчатых, и снова спокойно синее море

Музыкальная картина «Садко» ознаменовала появление народно-эпической линии в творчестве композитора. Мысль о создании «новгородской» симфонической картины возникла у В. В. Стасова, предложившего свой проект сначала Балакиреву, потом Мусорскому и, наконец, Римскому-Корсакову. По составленной Стасовым программе и был написан «симфонический Садко». Композитор задумал свое произведение как воплощение поэтического народного начала, отметив его волшебно-природными образами: и народность должна особенно ярко выступить, когда Садко играет, и тем отделить его личность от прочих фантастических существ, его окружающих; последние не должны иметь слишком реального русского типа, а должны быть, прежде всего, фантастическими, а потом уже русскими».

В «Садко» впервые раскрылось во всю ширь мощное звукописное дарование Римского-Корсакова. Изображение величественного океана, описание волшебных чудес подводного царства, погружение Садко на морское дно было подлинным откровением в музыке XIX века. Восторженно отозвался о поразительной картинности сочинения А. Н. Серов: «Эта музыка действительно переносит нас вглубь волн – это что-то «водяное», «подводное», настолько, что никакими словами нельзя бы выразить ничего подобного. Сквозь таинственную среду морской струи вы видите, как возникают, точно приведения, не то величественные, не то смешные фигуры старого морского царя и его гостей; вы присутствуете при их пиршестве, при их пляске; вы можете проследовать все их движение - каждое это движение, каждая их фигура типично русская. Это произведение принадлежит таланту громадному в своей специальности - живописать при помощи музыки».

Садко герой не только симфонической картины, но и оперы «Садко». В 60-х годах в Петербурге в кругах любителей и собирателей устного народного творчества выступал простой онежский рыбак Т. Г. Рябинин. Он славился своим умением «сказывать» былины, которых знал несметное множество. Слушал и Римский – Корсаков. Особенно привлекла его былина о Садко. В 1867 году он написал на ее сюжет одно из ранних своих произведений – симфоническую картину «Садко». Прошло много времени, и в 1894 г. былина снова привлекла внимание композитора, на этот раз уже в качестве сюжета для оперы.

Мысль о создании оперы «Садко» подал Римскому-Корсакову Стасов.

«Вы новгородец, - писал он композитору, - былина о Садко – лучшая и значительнейшая былина новгородская там все время налицо седая русская языческая древность и элемент волшебный, сказочный, фантастический, и они все, кажется с наибольшей силой и всего глубже заложены в Вашу художественную натуру. Мне кажется, что это будет капитальнейшее Ваше создание » Стасов не ошибся. Опера «Садко» - одно из самых ярких и самобытных произведений композитора.

Мир сказок, всегда привлекал Римского – Корсакова. Из двенадцати опер, созданных за последние двадцать лет жизни, семь - на сказочные или легендарные сюжеты. Именно к таким операм относится опера «Сказка о царе Салтане», композитор воплотил многообразные жанры народно-поэтического наследия: русскую летопись, былину, сказку.

К сюжету «Сказка о царе Салтане» композитору посоветовал обратиться Стасов. Не раз Николай Андреевич и сам подумывал об опере на сюжеты сказок Пушкина. Мысль написать сказочную оперу тут же увлекла Римского-Корсакова. В его рабочем кабинете, в Петербурге, появляется издание пушкинской сказки с яркими, сочными рисунками С. С. Соломенко. Вновь и вновь перечитывал Николай Андреевич это поэтическое сокровище. Будто поддразнивая, подталкивая к сочинению, пушкинские строки будто будоражили творческую фантазию композитора: уже замелькали знакомые мотивы, интонации некогда записанных и случайных в народе песен Некоторые из них прямо-таки подсказывал сам Пушкин: его волшебная белка поет: «Во саду ли в огороде», а царевна Лебедь – «молвит русским языком» - ее музыкальная характеристика в опере соткана из интонаций русской народной песни: «На море утушка купалася». «Сказка о царе Салтане» составили подлинные мотивы русского народного повествования о царице, которую по злому навету завистливых сестер царь приказал посадить в бочку и бросить в море.

Снова и снова вчитывался Римский – Корсаков в длинное, под стать народным былинам, легендам, название поэмы: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В который раз пробегал глазами быстрые пушкинские строки:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Мало-помалу план оперы становится все яснее. За сочинение Римский-Корсаков принялся весной 1899г. , получив от Бельского либретто для начала оперы. Хотелось написать музыку под стать пушкинской сказке – нечто совершенно русское, ярмарочное. Работа шла быстро и легко. «Сказка о царе Салтане» была завершена композитором в 1890 г. Опера оказалась поистине пушкинской.

Еще одна опера на сюжет Пушкина – «Золотой петушок», последняя пятнадцатая опера Римского – Корсакова, созданная им за год до смерти. Однако в последние годы он все более насыщал их современным звучанием.

В основу оперы положена одноименная стихотворная сказка Пушкина. По указанию композитора либреттист смело придал современную направленность и тем самым усиляя сатирическое звучание произведения. Воспользовавшись пушкинским текстом, Бельский дополнил его большими сценами, рельефно обрисовал действующих лиц оперы. Так, например, он ввел новый персонаж – ключницу Амелфу, которая занята домашними делами царя, тогда как Полкан - его сторожевой пес – делами государственными. Кстати, имени Палкана нет у Пушкина – он называется Воеводой, и речь его ограничивается произношением только нескольких фраз. И сыновья Дадона – Гвидон и Афрон – лишь упомянуты поэтом. Все эти добавления сделаны Бельским талантливо в духе Пушкина. Свободно развит в опере и образ Шемаханской царицы или, иначе говоря, дополнено все содержание второго акта. Это – сложный фантастический образ. Жестокость царицы – не просто черта ее характера. Авторы оперы стремились показать соблазны чувственной красоты.

Опера получилась по – настоящему современной: в ней говорится о том, как прогнила царская власть, творящая преступления, нарушающая свои обещания.

Уже после смерти композитора, премьера «Петушка» состоялась 14 сентября 1909 года в Москве. Опера была тепло встречена публикой.

Кроме опер Николай Андреевич создал великолепные симфонические произведения – «Испанское каприччо», «Шехеразаду», «Сказку».

Сказки, однажды появились на свет, передаются из поколения в поколение, их хранит память людей, их хранят страницы книг, звуки произведений. Но есть сказки, которые продолжают жить и как произведения великих художников.

Переход Римского-Корсакова к обобщенной программности окончательно определил в его «Сказке» для оркестра. Примечательно было обращение к прологу из поэмы «Руслан и Людмила», не имеющему сюжетности и лишь вводящему в атмосферу народной русской сказочности. Как и Пушкин, Римский-Корсаков дает в своем произведении причудливую «смесь» сказочных образов и картин. Среди фантастических – Баба-Яга с сонмом ведьм и леших, избушка на курьих ножках, фантастические птицы, русалки. Изобразительное значение музыки не отвергал сам, хотя и подчеркивал, что его «Сказка» вовсе не иллюстрирует пушкинский пролог. Важная особенность общеобразной драматургии этого произведения – превалирование фантастики: в большой степени – угрюмой, злобно – неистовой, в меньшей – светлой, лирической и загадочной. Медленное вступление рисует холодный, как бы притаившийся сказочный лес. Неторопливая смена волшебных образов и интонационная, гармоническая статика.

Примечательная продуманная, мастерски построенная драматургия «Сказки». В ней последовательно проведен контраст двух интонационных – тембровых сфер. Образы неудобного сказочного мира предстают в холодных, омраченных звучаниях.

Специфичность «Сказки» - в применении музыкальной картинности не на сюжетной основе, а на почве обобщенной трактовки поэтической программы и, что очень важно, в условиях чисто инструментальной, сонатной композиции.

Если «Испанское каприччо» представляет собой блестящую оркестровую пьесу без какого-либо сюжета, то «Шахеразада» является программным произведением. Программа ее заключает в себе некоторые образы, навеянные восточными сказками «Тысячи и одной ночи». Это – сказка в музыке. И хотя она «рассказана» русским композитором, музыка ее носит ярко выраженный характер.

«Шехеразада» - единственное в своем роде произведение. Идея создания такого произведения появилась у композитора в 1877 году. Рассказывая о Востоке, композитор почти не использовал подлинно восточных мелодий. Но вся музыка кажется пронизанной чеканными ритмами и прихотливыми напевами восточных певцов и музыкантов. Потому – то «Шехеразада» так горячо любима не только у нас, в России, но и на Востоке, где ее воспринимают как свою, национальную музыку. «Шехеразада», по словам одного египетского композитора, верно и глубоко передающая краски восточного искусства, полюбилась египтянам. Мелодии «Шехарезады» стали широко популярны в народе».

В Петербурге «Шехеразада» прозвучала в 1888 году. Оркестром дирижировал сам Римский – Корсаков. Симфоническая поэма не сразу завоевала популярность. Лишь постепенно ее поняли русские слушатели.

Сказки, однажды появились на свет, передаются из поколения в поколение, их хранит память людей, их хранят страницы книг. Но есть сказки, которые продолжают жить не только как произведение народного творчества, но и как произведения великих художников.

Великие произведения искусства выбираются историей лишь из числа произведений

«исповеднического» характера

Только то, что было исповедью писателя, только создание, в котором он сжег себя дотла, для того ли, чтобы родиться для новых созданий, или для того, чтобы умереть, - только оно может стать великим.

Музыку Н. А. Римского – Корсакова Врубель оценил еще в студенческие годы, когда для вечера сделал несколько композиций для зрительного сопровождения симфонической картины композитора на тему былины «Садко». Но основательное знакомство с оперным симфоническим и романсо – камерным творчеством музыканта произошло только в самом конце 1890–х годов, когда Надежда Ивановна стала исполнительницей партий Снегурочки, Волхвы, Царевны – Лебедь, Марфы. Композитор высоко оценил талант Н. И. Забелы, считал ее наиболее подходящей для выражения своих замыслов, имел в виду именно ее артистические возможности при создании соответствующих партий в операх «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».

Знакомство и сближение художника и композитора в последние годы века, отразившиеся в переписках Римкого – Корсакова с четой Врубелей, было вызвано не особым интересом композитора к творчеству Михаила Александровича, а вокально- поэтическим дарованием Надежды Ивановны как оперной певицы и исполнительницы романсов. Для Врубеля это было важно, но существовало и другое – одержимость композитора национально-поэтическим миром былинных и сказочных образов, которые в те годы особенно близки художнику. Музыка былинно - сказочных опер Римского – Корсакова лишь утвердила Врубеля в его обращении к этому миру, в котором он жил еще до сближения с композитором.

Врубель ощущал близость сказочно – поэтического колорита музыки Римского- Корсакова, ее прихотливую нарядность, узорчатость, ритмическую орнаментность. Нарядно – сказочные «былинные» оперы Римского-Корсакова, особенно «Садко» и «Сказка о царе Салтане», имеют эпически – спокойный характер, но оперы «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» и «Царская невеста», написанные также в конце 1890-х годов, в годы сближения Врубеля с композиторами, относятся специалистами к жанру «музыкальных драм». Казалось бы, драматизм и трагическое в музыке Римского-Корсакова должны быть еще ближе Врубелю по природе его собственного искусства; он ценил названные оперные драмы композитора и ставил их на сцене как художник Частной оперы.

Мы знаем и по другим источникам, что Врубель больше всего ценил оперы «Садко» и «Сказку о царе Салтане», которые, можно думать, он воспринимал близкой его собственным образам музыкальной аналогией.

Еще на хуторе, летом 1898 года Врубель написал произведение «Садко», которое видела Екатерина Ивановна при упаковке картин 26 августа. Может быть, это был один из эскизов Врубеля для росписи кузнецовских блюд, но Б. К. Яновский писал о панно «Садко», выполненном в 1898-1899 годах, которого пока никому не удалось обнаружить. На выставке 1908 года А. А. Боткина видела среди других врубелевских произведений полотно – « очень большая, очень темная картина Садко». Кроме того, некто Быков Константин Николаевич писал Остроухову 27 февраля 1910 года о большой картине Врубеля – Садко играет на гуслях. С одной стороны – группа нимф, с другой – из травы подплывают на звуки лебеди: «Освещение лунное много настроения, и прекрасно нарисована фигура Садко».

В итоге «после «Садко» начинается новая полоса в творчестве композитора.

Думается, что в произведениях на темы «Садко» Врубель приходит к той гармонии реального и фантастического, о котором думал сам композитор.

В один из долгих зимних вечеров в московском доме С. И. Мамонтова, крупного промышленника и страстного поклонника искусства, читали «Снегурочку» Островского. Среди присутствующих был молодой художник Виктор Васнецов. Мамонтов любил собирать вокруг себя талантливую молодежь. В тот, декабрьский вечер ставили «Снегурочку» своими силами. Декорации и костюмы для домашнего спектакля меценат попросил сделать Васнецова. Виктор Михайлович расстилал на полу холст и писал декорации большой малярной кистью. Для Васнецова это была новая не привычная работа, но она удалась. Было в декорациях что-то родное, навивающее воспоминания детства, давно ушедших лет, когда сказки казались такими же правдоподобными и реальными, как окружающий мир.

Спустя несколько лет со дня постановки «Снегурочки» Островского на сцене домашнего театра Мамонтов открыл в Москве свой театр – Русскую частную оперу. Афиши оповестили о первом исполнении в Москве оперы Римского – Корсакова «Снегурочка», декорации и костюмы художника В. Васнецова. «Меня как-то спросили, - рассказал В. Васнецов», - какие материалы помогли написать декорации к «Снегурочке?» На этот вопрос художник не ответил, но про себя подумал: помогли двое: текстом – Островский, музыкой – Римский-Корсаков.

Не раз «Снегурочку» ставили на сцене домашнего театра Мамонтова, и декорации Васнецова вызывали восхищение у зрителей.

Музыка Римского-Корсакова прошла невредимо отмели и рифы исторического потока. В известном смысле она объединила драгоценные черты, свойственные порознь искусству Балакирева, Мусорского, Бородина: неукоризненный художественный вкус первого, бескомпромиссную правду в изображении народной жизни второго, эпическую широту последнего. Но, впитав близкое, она не изменила своему. Никто не раскрыл с такой глубиной народный идеал прекрасного, никто не почтил такой нелицемерной данью дух свободолюбия и человеческого достоинства как Римский-Корсаков. Он был великим сказочником, не только потому, что умел музыкой пересказывать смешные или грустные сказки, создавать музыкальные былины и сказания, строить небывалые чертоги. Римский – Корсаков был сказочником, потому что в сказке видел целый мир народной выдумки, в старинном обряде – забытый смысл, в забытом поверье – красоту. Он был поэтом и живописцем в звуках.

Министерство образования Российской Федерации

МОУ Уховская СОШ

Тема:

«Великий композитор-сказочник»

(исследовательская работа по музыке)

Выполнила: Баранова Ирина,

ученица 7 класса.

Руководитель: Окунь Л.А.,

учитель музыки.

п. Уховский

Меня заинтересовала проблема:

почему композитор Н.А.Римский-Корсаков значительную часть своих произведений создал на сказочные сюжеты?

В ходе работы я выдвинула предполагаемую гипотезу :

влияние исторической эпохи на биографию и творческий путь композитора

    Сказка как литературный жанр

    Величайший музыкант-сказочник (краткий анализ сочинений на сказочные сюжеты)

    Заключение.

Сказка как литературный жанр

Читайте сказки, размышляйте над ними,

и они помогут вам найти дорогу к естественно

добытой свободе, любви к себе, к животным, к земле, к детям…

К.П.Эстес.

Сказка как завещание одного поколения другому.

В сказке содержатся знания, накопленные многими поколениями, знания абсолютные и неоднократно проверенные жизнью. Можно сказать, что народные сказки – это энциклопедия духовной и материальной жизни человека. Причём энциклопедия очень своеобразная – информация в ней закодирована в образах, символах, которые нужно суметь расшифровать.

Сказка показывает природное окружение того народа, который её сложил.

Сказка точно называет жилище своих героев и даёт его описание.

В сказках напрямую с образом жизни народа связана еда. Она – «посредник между внутренними и окружающими мирами» (Г.Гачев)

Сказка чётко фиксирует одежду персонажей, в зависимости от народности.

Сказка представляет целую галерею персонажей, и у каждого народа она своя. В русских сказках самая важная фигура – царь, в европейских – король, в восточных – падишах, визирь, в индийских – махараджа. Рядом с ними живёт в сказке простой народ – крестьяне, ремесленники, купцы, кузнецы, солдаты и т.п. Сказка точно фиксирует все этнографические нюансы, которые и определяют лицо народа, их создавшего.

У каждого народа своя система ценностей. И она обусловлена менталитетом. Например, ценность для восточного человека, судя по сказкам «1001 ночи», это власть, богатство и возможность путешествовать (ради торговли или ради познания мира). В европейских сказках герой обычно получал в финале после всех испытаний в награду власть, богатство и любовь.

Таким образом, сказка – надёжная хранительница многовековых знаний о природе и человеке как её центральной фигуре. Именно эти знания и завещаются нам, потомкам, нашими предками.

Раскодировать зашифрованную в сказках жизнь целых народов трудно, но возможно. Для начала следует просто научиться внимательно, вникая во все детали, читать сказки.

Образы сказки сопутствуют человеку с раннего детства, с первых рассказов взрослых и чтений вслух, с баек и колыбельных. Ребёнок, лишённый её эмоционального воздействия, остаётся обделённым на всю жизнь: его фантазия не получает основы для развития. Сказка закладывает в человеке и нравственный фундамент: так рельефно и ярко очерчены в ней полюсы тьмы и света, что, вырастая вместе со сказкой, именно в ней ребёнок учится различать добро и зло; ему открывается справедливость, милосердие и жестокость, коварство.

Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические существа – помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели. И, думается, в этом её глубокая мудрость, так как чудо – это осуществление идеала, мечты. Разум наш охотно верит всем превращениям, самым невероятным событиям сказки, и счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к ней. Наверное, в этих свойствах и таится причина её постоянной популярности в искусстве.

«Всплеск» интереса к народному творчеству во 2-ой половине XIX века

Мы знаем сказку в разных её «обликах»: и в литературе, и в театре, и в кино; существует сказка в музыке, в живописи, в скульптуре,-- на все лады она разыгрывается, разрабатывается, варьируется. Но если говорить об истоках её, то все они – в устном народном творчестве – в фольклоре.

Сказки зародились в древности и с далёких времён хранились в памяти народа, передаваясь из поколения в поколение. Пришло время, когда их стали записывать и издавать.

Особенно большое внимание сказкам стали уделять в XIX веке, когда возрос интерес к народному искусству. В числе первых в Европе изданий были «Детские и домашние сказки», собранные братьями Гримм и выпущенные в 1812-1814 годах в Германии.

Народные сказки собирали В.И.Даль , автор «Толкового словаря живого великорусского языка» и А.Н.Афанасьев , составитель первого в России сборника «Народные русские сказки» , изданного в 1855-1863 годах.

Сказки, по выражению Н.Г.Чернышевского, «в значительной степени формировали поэзию А.С.Пушкина ». Пушкинское время – «всплеск» интереса к народному творчеству. Можно наглядно проследить серьёзную работу поэта над стилем своих сказок. Для примера сравним черновую и беловую редакцию «Сказки о золотом петушке»:

Черновая редакция

Окончательная редакция

Царь к окошку,-- что ж на спице?

Царь к окошку – ан на спице…

Что же? Меж высоких гор…

И промеж высоких гор…

Ты, мудрец, с ума сошёл

Или ты с ума рехнулся?

Вспыхнул царь – так же нет…

Плюнул царь: так лих же, нет…

В «Опровержении на критики» А.С.Пушкин писал:

«Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг и, слава Богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин так же глубочайших исследований… не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирнам. Они говорят удивительно правильным и чистым языком».

Передовые деятели культуры в 19 веке внимательно и пристально вглядывались в народное искусство, искали и находили в нём мудрость и красоту. Наряду с балладами Жуковского,

сказками и поэмами Пушкина, появляются на свет картины В.А.Васнецова, М.А.Врубеля, Н.К.Рериха; музыка М.И.Глинки, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова.

Восторг и восхищение фольклором очень точно выразил художник И.Я.Билибин:

«Только совершенно недавно… точно Америку открыли старую художественную Русь… покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! вернуть!»

Вот это «вернуть!» и определило пафос и цель изучения народных песен, игр, сказок, преданий и претворение их в профессиональном творчестве.

В центре развития музыкального искусства второй половины XIX века были общественные проблемы в сочетании с углублённым постижением средств музыкальной выразительности, способных передать внутренние состояния и настроения личности.

В пореформенное время состоялось открытие первых русских консерваторий в Петербурге (1862 г., основатель А.П.Рубинштейн) и в Москве (1866, основатель Н.Г.Рубинштейн), а также Бесплатной музыкальной школы (основатели М.А.Балакирев и Г.Я.Ломакин). Особую роль в музыкальной культуре этой эпохи сыграл петербургский композиторский кружок «Могучая кучка»

Творческое содружество «Могучая кучка»

«МОГУЧАЯ КУЧКА» -- творческое содружество выдающихся русских композиторов; известно также под названием Балакиревский кружок или Новая русская музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его критик В.Стасов.

Кружок сложился в 1862 г. после Славянской этнографической выставки в Петербурге. В него входили М.Балакирев (руководитель), А.Бородин, Ц.Кюи, М.Мусоргский и Н.Римский-Корсаков. Любопытно, что никто из них не был профессиональным музыкантом: Бородин был химиком и доктором медицины, Кюи – горный инженер, Мусоргский – по образованию юрист, Римский-Корсаков-военный моряк. Они развивали традиции М.Глинки и А.Даргомыжского, поэтому основным источником сюжетов их оперного творчества стала русская история. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

В творчестве кучкистов состоялось почти что чудо, не имеющее аналогий в мировой практике. Им удалось создать музыку составившую золотой фонд культуры, причём в самых разных жанрах – симфонии опере камерной вокальной и инструментальной музыке.

Пять композиторов, пять ярких индивидуальностей образовали содружество, целью которого стало глубокое познание жизни народной во всём её многообразии: истории и бытового уклада, поэтических верований и обычаев, что побудило к пристальному изучению творчества народа.

Творческий путь Н.А.Римского-Корсакова

Ни его талант, ни его энергия,

ни беспредельное доброжелательство

к ученикам и товарищам никогда не слабели.

Славная жизнь и глубоко национальная

деятельность такого человека должны

составлять нашу гордость и радость.

много ли можно указать во всей истории

музыки таких высоких натур, таких великих

художников и таких необычайных людей,

как Римский-Корсаков?

(В.Стасов)

Семейной традицией Римскому-Корсакову была уготована карьера моряка, однако его музыкальная одарённость помогла ему стать знаменитым композитором и утвердить в царстве классической музыки русские народные мелодии. Эта любовь к русским народным песням помогла ему развить свой собственный неповторимый стиль.

С раннего детства (род. 18 марта 1844 г. в городке Тихвине (под Новгородом) Николай готовился к службе во флоте, -- как его дядя и брат. Однако, его родители уже в 2 года пробудили в нём интерес к музыке.

В 1856 году Николай зачислен в петербургский Морской кадетский корпус и продолжает брать уроки фортепиано. Интерес его к музыке стал по-настоящему развиваться лишь со времени занятий с талантливым пианистом Фёдором Андреевичем Канилле.

В 1861 году Канилле представил Римского-Корсакова молодым, но уже известным русским композиторам Мусоргскому и Балакиреву. Балакирев помог морскому кадету написать его первую симфонию.

Подлинным кумиром Римского-Корсакова был М.И.Глинка, первый композитор, музыка которого отличалась ярким национальным колоритом. И хотя Римский-Корсаков любил классическую музыку, например, произведения Бетховена и Мендельсона, его интересовали также и русские народные песни, которые Глинка мастерски вплетал в свою музыку.

В 1861-62 годах начинающий композитор занимался музыкой под руководством М.А.Балакирева, познакомился с его ближайшими друзьями и примкнул к созданному Балакиревым творческому содружеству «Могучая кучка». Общение с Балакиревским кружком было прервано 2-летним кругосветным путешествием. Из плавания Римский-Корсаков вернулся, обогащенный разнообразными впечатлениями, нашедшими отражение в его творчестве.

В 1865 премьера Симфонии № 1ми-бемоль минор в Бесплатной музыкальной школе Балакирева в Петербурге.

В 1871 назначен профессором Петербургской консерватории.

В 1873 назначен инспектором духовых оркестров Морского ведомства.

В 1874 назначен директором Бесплатной музыкальной школы.

В 1875-76-83 издал сборник «Сто русских народных песен »,стал помощником управляющего

Придворной певческой капеллы.

В 1888 сочинил « Шехеразаду »

В 1892 году был приступ нервного расстройства.

В 1905 был временно отстранен от должности в Консерватории за поддержку студенческих волнений.

В 1907 завершил свою последнюю оперу « Золотой петушок »

Величайший музыкант-сказочник

Римского - Корсакова называют величайшим среди музыкантов сказочником.

Где, когда и кем были затронуты в его душе струны, отозвавшиеся увлечением русской стариной, народными песнями, поэзией древних мифов и обрядов, побудившие его воспеть в своем творчестве красоту природы и гармонию бытия?

Откроем жизнеописание композитора, написанное им самим и названое « Летопись моей музыкальной жизни », и перед нами встанет облик человека сдержанного, лаконичного в суждениях, отнюдь не склонного к душевным излияниям, напротив, ясно виден в нем аналитический склад ума, неприятие высоких слов и поэтического ореола вокруг собственного творчества, взгляд на сочинение музыки прежде всего как на неустанный и нелегкий труд, ремесло. Но если мы захотим понять истоки мироощущения Римского – Корсакова, то нам многое сможет сказать его музыка: голоса птиц и пастушеских наигрышей, тихий шум леса, рокот моря и волнение озерной глади, хороводы, пляски, песни, рассыпанные им щедрой рукой в творениях, - такое можно создать только любя и глубоко чувствуя природу и людей. Николай Андреевич скупо пишет о своем детстве в провинциальном Тихвине, но для внимательного читателя становится очевидной связь между впечатлениями мальчика, выросшего среди русской природы, слышавшего песни своего народа, видевшего красочные народные игры и обряды, и богатейшим творчеством композитора. Для дарования Римского – Корсакова разумеется, все это не прошло бесследно. Детские впечатления помогли ему впоследствии определить основное направление в творчестве. Так он стал « сказочником ».

Начало сказочно-фантастической линии творчества Н.А.Римского-Корсакова положила опера «Майская ночь» по одноименной повести Н.В.Гоголя. Затем появляется «Снегурочка», ставшая шедевром русской оперной классики.

В этих операх композитор использует важный принцип оперной драматургии, развитый позднее в других произведениях, -- противопоставление двух женских образов: Панночка и Ганна в первой, Снегурочка и Купава во второй. И далее – Волхова и Любава в «Садко», царевна Лебедь и царица Милитриса в «Сказке о царе Салтане», Кащеевна и царевна Ненаглядная Краса в «Кащее Бессмертном».

Так, через женские образы противопоставляются два мира. В их столкновении всегда побеждает реальное человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, либо возвращаются вновь в природу, породившую их (Снегурочка тает, Волхова превращается в реку, Кащеевна становится плакучей ивой), либо превращаются в людей (царевна Лебедь). Эти фантастические образы хрупки, женственны, несказанно красивы. В глазах людей они предстают как символы Красоты, совершенной и недосягаемой. Недаром музыка, характеризующая фантастический мир, всегда у Римского-Корсакова резко отличается по колориту, мелодике, гармонии, ритму от реального мира.

Таким образом, можно сказать, что главная тема творчества композитора – это человек перед лицом необычайного, чудесного .

О другом мире можно сказать словами Садко, увидавшего Волхову с ее сестрами-лебедями на берегу Ильмень-озера: «Чудо-чудное, диво-дивное!» Этот мир – ожившая, одухотворенная природа, пришедшая из мифов, преданий и сказок. Для героев опер – это мир идеального. Сказочное чудо у Римского-Корсакова познается героями через Красоту, но она недостижима, отделена от реального мира и не может слиться с ним.

Найдя в молодые годы свою тему, Николай Андреевич сохраняет ей верность до конца. Но сказки 1900-х годов «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок» иные по характеру, чем «Снегурочка» или «Садко». В них зашифрован политический смысл событий начала ХХ века, когда внутренние социальные противоречия настолько обострились, что вылились в мощный взрыв – революцию 1905 года. Римский-Корсаков – «сказочник» и поклонник русской старины не мог не выразить к этим событиям своего отношения: он сам оказался в гуще революционных событий, выступив в защиту студенческой забастовки в Петербургской консерватории.

«Кащей бессмертный»-- «осенняя сказочка», опера-предвестие, выразила ожидание революционных событий образами-символами, содержащимися в ней. «Золотой петушок» воспринят был современниками как злая пародия на царившие в стране порядки, издевка, гротеск, обнажающий уродливое и безобразное. И здесь композитор выходит за рамки сказки, переходя в область сатиры.

Творчество Н.А. Римского-Корсакова обнаруживает удивительную цельность внутреннего мира художника. Избранная им тема – преклонение перед величием мира и человека, воспевание Идеала, которые для него есть Красота и Добро.

Проходят десятилетия, а слушатели его произведений не перестают восхищаться тем, как под пером великого мастера сливаются воедино МУЗЫКА и ВОЛШЕБСТВО.

Заключение.

Затронутая мной тема ещё раз показала, что настоящий художник-творец не может быть оторван от традиций своего народа, от своих «корней». И это делает его творчество бесценным, а потому – бессмертным.

Публикации раздела Музыка

Оперы-сказки русских композиторов

С казка - один из самых притягательных жанров для русских композиторов. Многие оперные шедевры написаны на сказочные сюжеты. Но сказка, как подметил Пушкин, - «ложь, да в ней намек». Далеко не все оперы-сказки имели сказочно счастливую судьбу из-за намеков, из-за неожиданных музыкальных решений. Как бы то ни было, современный слушатель имеет возможность выбрать оперу-сказку на свой вкус.

Михаил Глинка, «Руслан и Людмила» (1842)

Постановка Мариинского театра, в партии Людмилы - Анна Нетребко

Увы, премьеру, состоявшуюся 2 декабря 1876 года, композитор назвал «торжественным провалом». Чайковский был очень расстроен, но причины неудачи он находил в самой музыке. Он писал композитору и пианисту Сергею Танееву: «Стиль «Вакулы» совсем не оперный: нет ширины и размаха» .

В феврале 1885 года Чайковский взялся за редакцию оперы. Перебрав разные варианты названия (включая «Царицыны башмачки»), он остановился на «Черевичках». Композитор сделал оркестровую ткань более прозрачной, добавил несколько новых музыкальных номеров.

На этот раз опера готовилась к постановке в Москве, в Большом театре . За дирижерский пульт встал сам Чайковский. Преодолевая страшное волнение, он мастерски проводит репетиции. На премьере 19 января 1887 года его ждали овации. Публика приветствовала Чайковского-композитора и Чайковского-дирижера.

Под очарование рождественской повести Гоголя попал и Римский-Корсаков. Однако он не хотел вступать в состязание с «Черевичками». После смерти Чайковского Римский-Корсаков все же решился создать свою версию «Ночи». Композитор и дирижер Николай Черепнин, сравнивая две эти оперы, говорил: «Все колдовские и таинственные места вышли у него [Римского-Корсакова] лучше, но лирическая часть у Чайковского теплее» .

Николай Римский-Корсаков, «Золотой петушок» (1907)

Из 15 опер композитора почти половину можно назвать сказками. В них всё по-пушкински: есть и намек, и урок. Но больше всего намеков и уроков в последней опере Римского-Корсакова - «Золотой петушок». По трагическому стечению обстоятельств композитору не довелось увидеть ее на сцене. Слишком уж затянулась борьба с цензурой. Возможно, именно это и сократило жизнь Николая Андреевича.

Премьера оперы (или, как уточнил композитор, «небылицы в лицах») состоялась в сентябре 1909 года, в театре Сергея Зимина в Москве. Чуть позже опального «Петушка» допустили и на императорскую сцену: в ноябре того же года оперу поставили в Большом театре.

В «Золотом петушке» всегда замечали в первую очередь политические намеки. А вот удивительные музыкальные и драматургические находки композитора до сих пор не всем постановщикам по зубам. Досталось от великого сказочника Римского-Корсакова и вокалистам. Только певица, готовая к выполнению рискованных вокальных трюков, достойна называться Шемаханской царицей. Партия Звездочета - и вовсе эксклюзив: она написана для тенора-альтино. Этот высокий мужской голос встречается крайне редко. Он способен восхитить публику необычным тембром и особым звучанием верхних нот. Яркий пример тенора-альтино из современной музыкальной истории - Александр Градский. Он, кстати, с блеском исполнял партию Звездочета.

Известно, что Римский-Корсаков настороженно относился к новшествам в музыкальном языке. Однако Сергей Прокофьев , один из самых отчаянных композиторов-новаторов ХХ века, обнаружил в «Золотом петушке» немало совершенно новых гармоний.

Сергей Прокофьев, «Любовь к трем апельсинам» (1919)

Оперный Звездочет, произнеся во введении к «Золотому петушку» свои пророческие слова, проваливается в люк. В опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карло Гоцци театральный люк задействован очень активно: из него персонажи эффектно появляются и с шиком в нем исчезают.

В 1918 году молодой Сергей Прокофьев уезжает из России. Начинаются его американо-европейские странствия. Они совсем не были похожи на путешествия Принца - героя его оперы «Любовь к трем апельсинам». Тот, по воле ведьмы Фаты Морганы, скитался по свету в поисках апельсинов. В критических ситуациях ему на помощь приходил добрый маг Челий. Прокофьев путешествовал по своей воле: он искал творческой свободы и признания, но знакомого мага у него не было.

Первым значимым событием в зарубежных странствиях композитора становится как раз постановка оперы «Любовь к трем апельсинам» в Чикаго в 1921 году. Прокофьев писал о ней так: «Чикагцы и горды, и смущены, что они дают «модернистскую премьеру». Но гораздо большее впечатление на композитора произвело сценическое воплощение оперы в Ленинграде, в бывшей Мариинке (1926). Режиссер-постановщик спектакля Сергей Радлов, впечатленный, в свою очередь, талантом Прокофьева, назвал его музыку «почти физическим вкачиванием бодрости в человеческую кровь».

Рецепт прокофьевского витаминного коктейля очень прост: к знакомым сказочным персонажам (принцу, принцессе, волшебникам) добавляется эксцентрика, подхихикивание над традициями, гениальные музыкальные темы. Все это перемешивается и подается без приторного оперного сиропа.