Какой тип композиции в отцы и дети. Композиционные особенности романа «Отцы и дети. Главы ХХ, ХХI,ХХVII- отношения Базарова с родителями

Тема урока:>. История создания романа.Сюжет и композиция

Цели урока:1.познакомить учеников с историей создания романа, познакомить с эпохой,во время которой создавался роман

2.объяснить смысл заглавия романа

3 . познакомить учеников c сюжетом романа

4.рассказать о композиции романа

5.воспитывать у учеников уважительное отношение к старшему поколению,понимание того, что роман актуален и в наше время

Ход урока:

1 .Орг. момент

2 .Сообщение темы и целей урока

3.Проверка домашнего задания

4. Объяснение новой темы

I .Вступительная беседа учителя

Каково ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас?

(отношение к природе, отношения отцов и детей.)

И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? ...Они лучшие из дворян – и именно потом и выбраны мною. Чтобы доказать их несостоятельность».

II. Лекция учителя1) рассказ учителя и беседа

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Т. Считала «Живое отношение к современности» (Добролюбов) .Умение показать новое, развивающееся. Это качество Т.-художника проступает в романе «Отцы и дети» (1862) ,который написан в годы перелома, в период подготовки и проведения крестьянской реформы. Писатель обратился к важному моменту в жизни русского общества и показал идейную борьбу между «отцами» и «детьми» - новым поколением демократической разночинной интеллигенции (История создания романа Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжалась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник. В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрения. Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

(СОООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА)

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нем людей 40-х годов, либеральных дворян и шестидесятников, разночинцев- демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых, но непростительно сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократии и разночинцев. Роман не исчерпывается одной лишь социальной средой, он имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения в полном смысле этого слова Проблема отцовства – одна из важнейших,это проблема единства развития всего человечества.

То лько осознание человеком своих корней, своей глубокой связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство духовный опыт человечества. Они на должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их опыта, но на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка происходит более жестко и жестоко, и результаты бывают трагичны. В романе Тургенева, либерального по политическим взглядам человека, показаны раздумья автора: кто они «новые люди», можно ли связать свое прошлое с их будущим?

« Я пытался представить конфликт двух поколений» - писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру(строение, взаимосвязь частей) романа.

(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА )

В романе точная датировка событий для создания у читателя конкретного представления об исторической обстановке. Действие начинается 20 мая 1859 г. , заканчивается зимой 1860. Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового общественного деятеля – разночинца –демократа, человека дела, а не фразы, желающего изменить жизнь, чуткий художник подметил рождение героя нового времени и попытался изобразить его в романе, по жанру роман социально-психологический

Сюжет и композиция романа Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Кольцевая композиция: Тургенев дважды проводит героя по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира. Центральное место в романе занимает базаров (из 28 глав его он не присутствует только в 2) Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчетливее оттеняют черты его облика, незаурядность натуры.

Б азаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной среды, и это проявляется в его взглядах,словах, во взаимоотношениях его с родителями, другом, любимой женщиной.

Резкое отличие Б. от окружающих дворян-помещиков бросается в глаза при первом появлении героя в романе. Знакомя нас в экспозиции с обстановкой и главными героями,автор рисует портрет Б. Тургенев – мастер многозначительной детали.

Найдите основные детали в облике героя. (красная,обнаженная рука символизирует человека труда, не считающего,что нужно соблюдать правила «хорошего тона» ,существенные в дворянском кругу)

Как в последующем сказывается это в поступках Базарова? В привычках? речах? В портрете героев – одежда как отражение личности, портрет детализирован (ногти П.П.) , психологический (желчное лицо)

На каком принципе строится описание внешности героев? (по принципу контраста, антитезы) Через небольшие детали автор дает понять, как между героями возникает острая неприязнь.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в переломный момент истории умещаются в рамках небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции: в романе немного действующих лиц, отобраны наиболее существенные события. Перед нами не вся жизнь героя, а лишь важные, узловые ее моменты.

Детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе героев.

Т. Крайне редко поясняет значение слов и поступков героев. В этом проявляется один из характерных художественных принципов романиста. В любой сцене проявляется и «тайная Психология» героев. Тургенев – мастер диалога, в котором тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние героев. Рассмотрим сцену разговор Аркадия с отцом о родных местах.(гл.3) Мы видим, насколько точно передано состояние смущения Аркадия, боязнь показаться в глазах Б. смешным, он «поет с чужого голоса» .

Так меткое слово писателя позволяет раскрыть сложные интимные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

Итак, в романе социальная заостренность сочетается с глубоким психологизмом, мастерством создания человеческих характеров. В отличие от Толстого и Достоевского, Тургенев считал, что автор не должен подробно передавать движения души героев, а делать это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев.

Это и является художественным своеобразием романа.

. В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог? Особую роль играют его столкновения с идейными противниками, большое место в романе занимают споры. Диалог – главное композиционное средство раскрытия характера Б. Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору языковых средств.

(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

(Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность. А преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?(

(Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровсконо времени, употребляя устаревшие слова «эфто»(вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан », «Вам все желательно шутить»

Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я,например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения .

(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА )

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в 3 главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян).Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе (настраивает читателя на философские размышления

Комментарий учителя

«Отцы и дети»- роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным. Использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта- социальным. Глубокое исследование человеческих характеров - психологическим. А освещение философских проблем - философским. Чаще всего. Учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально- психологический.

Базаров – бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм. По своей духовной сути романтическая личность.

Путь и цели Базарова- «горькая, терпкая, бобылья жизнь – это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух личности.

Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке .

4. Итог урока 1. Какова же история создания этого романа? 2.Почему роман называется? Кому посвящён роман? 3. Каков сюжет и композиция этого романа? 5.Выставление оценок

Домашнее задание

Подумать над вопросом: почему роман « Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя? Выучить историю создания,сюжет и композицию романа Тургенева


Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1860 – 1861 гг.

История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

История создания

В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Тема

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа , где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

Главные герои

Жанр

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 6401.

» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману. Тургенев , рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость ), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности.

В центре повествования фигура . Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается . Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - , Базаров - Николай Петрович, Базаров - , Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.

Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию.

Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не" приносит облегчения.

Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» (Вайль, А. Генис. «Формула жука»).

Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.

Композиционные особенности романа «Отцы и дети». Композиция - это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть компо­зиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В центре системы персонажей романа один главный герой - Базаров. В основе композиции «Отцов и детей» лежит принцип симметричности и параллелизма. События первой условной части романа (социальный конфликт) симметричны по отно­шению к событиям любовной коллизии. Так, впервой части ро­мана мы имеем дуэль взглядов Базарова и Павла Петровича (за­кончившуюся дуэлью в буквальном смысле), во втором части - дуэль характеров Базарова и Одинцовой. Из первой дуэли База­ров выходит победителем, из второй - побежденным.

Симметричными оказываются жизненные истории двух героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Пет­ровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей. После исто­рии с Нелли Павел Петрович становится духовным мертвецом (человеком, безразличным кжизни), Базаров же, расставшисьс Анной Сергеевной, умирает буквально. Здесь возникает тема сфинкса, что неоднократно отмечали исследователи. Ни Кир­санов, ни Базаров так и не смогли разгадать загадку любимой женщины. Напомним, что согласно греческому мифу, сфинкс пожирал всех, кто не мог отгадать его загадку.

Совершенно симметричны первые впечатления этих героев друг от друга. Так, Базаров явно не понравился Павлу Петро­вичу. При первой встрече он не подал ему руки. В разговоре с братом он весьма презрительно отзывается об их госте: «сей», «волосатый». Точно так же Евгений Васильевич в разговоре с Аркадием сразу же обращает внимание на щегольство и чудаче­ства Кирсанова.

И у первого, и у второго героя находятся свои почитатели в имении Кирсановых: Павлу Петровичу подражает Прокофьич, «поклонниками» Базарова же становятся Петр и Дуняша. Про­живая в Марьино, и тот и другой герой испытывают влечение к Фенечке. Наконец, в финале романа оба героя остаются в пол­ном одиночестве: Базаров порывает свои прежние связи и уединенно живет в родительском доме (где и умирает), Павел

Петрович уезжает заграницу, где живет в одиночестве и, вероят­но, будет жить до смерти.

Параллелизм заметен и в развитии любовной темы романа. У братьев Кирсановых умирают любимые женщины, и оба они пытаются найти своеобразную замену в лице Фенечки. Траги­ческий «поединок» Базарова и Одинцовой изображен на фоне светлой, безмятежной любви Аркадия к Кате. Подлинность взглядов Базарова оттеняется болтовней «прогрессиста» Ситни­кова, красота же и натуральность поведения Одинцовой изобра­жена на фоне отталкивающей внешности и кривлянья Кукшиной. Параллелизм очевиден и в судьбах отца и сына Кирсано­вых: Николай Петрович и Аркадий вступают в брак и заводят семьи, детей.

В основе сюжета «Отцов и детей» лежат два конфликта - об­щественный и любовный. Соответственно мы можем выделить две сюжетные линии. Описание предысторий братьев Кирсано­вых, первое знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нем Ар­кадия - это экспозиции героев-дворян и героя-разночинца в первой сюжетной линии. Знакомство Базарова с Павлом Петро­вичем - завязка социального конфликта. Стоит отметить, что к идейному противостоянию героев примешивается личная не­приязнь, конфликт на формальном уровне. Встречи героев-антагонистов за обеденным столом (происходящие трижды), их споры, неприятие взглядов другу друга, чувство взаимного пре­зрения - развитие действия. Сцена дуэли является кульмина­цией идейного противостояния героя-демократа и героев-дво­рян и одновременно кульминацией и развязкой (поражение Павла Петровича) личностного конфликта героев. Развязкой социального конфликта становится полный разрыв Базарова с семейством Кирсановых, прощание его с Аркадием. Рассказ о судьбе семейства Кирсановых в финале выполняет роль эпилога к первой сюжетной линии романа.

Рассмотрим любовную коллизию романа. Знакомство База­рова с Одинцовой - завязка любовного конфликта. Жизнь Ев­гения в Никольском, его встречи и разговоры с Анной Сергеев­ной - развитие действия. Кульминация - объяснение героев. Развязка - расставание героев. Эпилогом здесь становится упоминание о дальнейшей судьбе Одинцовой и описание сельского кладбища и могилы Базарова.

Стоит отметить, что параллельное любовным конфликтом в романе возникает внутренний конфликт (конфликт Базарова с самим собой, со своими собственными убеждениями). Развяз­кой этого конфликта становится смерть Базарова. Именно на­личие этого внутреннего конфликта, разрешившегося смертью героя, позволяло исследователям сопоставлять роман И.С. Тур­генева с античной трагедией.

Таким образом, композиция романа отличается простотой, четкостью и соразмерностью, что также обусловило художествен­ное достоинство произведения и неизменный читательский интерес.

В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа орга-низованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Ба-зарова, который объединяет все художественное полотно произведе-ния. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в Марьино сразу возникает резкое столкновение двух героев — Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В основе композиции ро-мана лежит принцип антитезы, связанный с главным конфликтом - нигилиста Базарова и его идейного антипода Павла Петровича, защитника либеральных идеалов. В первой части этот конфликт, выражаясь в основном в форме диалогов, постепенно нарастает и пе-реходит в открытую борьбу в сцене спора Базарова и Павла Петро-вича (глава X). Далее следует отъезд Базарова и Аркадия из Марьи-на и городские сцены, где с помощью образов-пародий уточняются основные позиции идейных противников, но главное — именно здесь завязывается новый сюжетный узел, связанный с любовной линией Базаров — Одинцова (глава XV). С этого момента конкретно-историческая линия развития сюжета сменяется нравственно-философской, на смену идейных споров приходят вопросы, постав-ленные самой жизнью.

Особенностью развития конфликта романа является то, что две противоположные позиции — Базарова и Кирсанова — во второй части, где развивается любовный сюжет, начинают сходиться и в результате оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни. Эта «норма» дается через сопоставление, проводимое по нескольким сюжетным линиям. Она воплощается в идее связи поколений (линия Николай Петрович — Аркадий Кирсановы), утверждении непреходящих ценностей чело-веческой жизни — любви и семьи (линии Аркадий — Катя, Нико-лай Петрович — Фенечка). Материал с сайта

Конфликтный узел произведения — дуэль Базарова и Павла Петровича — расположен строго посредине между основными сю-жетными эпизодами. Он отграничивает социально-политическую коллизию (спор нигилиста и либерала окончательно решен победой Базарова) от той, что обращена к вечным проблемам: ведь оба они поставлены здесь в ситуацию жизни и смерти. С этой точки зрения они оба противостоят обитателям Марьина и Никольского, погру-женным в иную, чем они, сферу интересов и чувств. Для обоих геро-ев стремления к полноте бытия оканчиваются крахом: они разруше-ны глухими, враждебными силами, стоящими над человеком — силой Судьбы. «Со мной кончено. Попал под колесо», — говорит Ба-заров перед смертью. Доживает свой век вдали от родины, без семьи, без родных, без друзей Павел Петрович. Финал романа имеет траги-ческую окраску, главный герой погибает. И все же можно сказать, что финал открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в котором сообщается о том, как устраиваются судь-бы других героев произведения. А значит, жизнь продолжается и конфликт, обозначенный в романе, еще ждет своего разрешения.