Когнитивные тренировки: «апгрейд» памяти и мышления. Групповая терапия

Мозг можно тренировать, так же, как и мышцы. Для развития мозга подойдут самые разные виды интеллектуальной активности: чтение, изучение иностранных языков, любое творчество. А еще - когнитивные тренировки, которые набирают популярность по всему миру, включая Россию. Когнитивные тренировки - это упражнения на внимание, память, концентрацию, логику, как правило в форме игр разной степени сложности. Такие тренировки не отнимают много времени, но при регулярных занятиях помогают развивать познавательные способности человека. Заняться развитием мозга никогда не поздно и никогда не рано - в любом возрасте мозг будет вам благодарен за внимание к его потребностям.

Школьный возраст

Казалось бы - какие проблемы со здоровьем мозга могут быть у подростков? Не секрет, что в первые восемнадцать-двадцать лет жизни мозг человека наиболее пластичен и открыт новой информации и изменениям. Именно поэтому ребенку проще выучить иностранный язык, чем взрослому. Однако вдумайтесь, каким нагрузкам подвергается организм маленького человека. Школьные занятия вкупе с эмоциональным напряжением и нескончаемым потоком фоновой информации из телевизора и интернета подвергают мозг ребенка нешуточным испытаниям. Правильно обрабатывать информацию, научиться оставаться собранным и отбирать нужные данные из потока информационного шума - вот залог не только будущего успеха подростка, но и его здоровья. Когнитивные тренировки - необходимый инструмент для работы с сознанием и информацией. Зачастую такие упражнения могут носить форму игры или занимательных задачек, что позволяет увлечь ребенка. Мозг, «подготовленный» таким образом, с большой вероятностью лучше справится со школьной программой, поможет ученику быстрее реагировать на вызовы окружающего мира.

Средний возраст

В возрасте 35-50 лет важно поддерживать системы организма в рабочем состоянии и не износить их раньше времени. Мозг также относится к этим системам. Упражнения для развития мозга не только тренируют память, внимание, поддерживают способность концентрироваться, но и помогают искать нестандартные решения проблем, находить необычные стороны тривиальных вопросов. В свою очередь это помогает в ежедневной деятельности любого человека.

Пожилой возраст

Научно доказано, что умственная активность в пожилом возрасте уменьшает риск развития болезни Альцгеймера и деменции. Люди, чей мозг остается активным, ведут более качественную, наполненную жизнь. Когнитивные упражнения, будь то специальные тренажеры или просто запоминание, например, номеров телефонов или стихов, помогут создать новые нейронные связи, оторые отвечают за здоровье мозга. Привычка «напрягать» мозг будет полезна и в том случае, если болезнь все же началась: тренировки замедлят ее развитие.

Развивайте когнитивные способности на онлайн-тренажере Викиум. Жмите на баннер и регистрируйтесь.


P.S. Узнать подробнее о данном интернет ресурсе и его возможностях по развитию производительности мозга можно из статей «Развитие интеллектуальных способностей » и «Как стать умнее за 15 минут в день »

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Уже давно среди учёных бытует мнение, что некоторые игры - такие как, например, головоломки - и упражнения могут помочь предотвратить негативные аспекты старения. Так ли это, давайте разберёмся! Посмотрим, действительно ли подобные когнитивные игры способны оказывать благоприятное воздействие на функционирование нашего мозга - особенно у людей пожилого возраста?
Согласно результатам масштабного исследования, ментальные упражнения могут помочь улучшить познавательную функцию пожилых людей на целых 38% к 2050 году. При чём, тренировки такого характера приведут к улучшениям не только областях, связанных с повседневным функционированием, но и во многих других (в долгосрочной перспективе). У некоторых участников улучшения психических функций фиксировались и спустя 10 лет.

«Предыдущие результаты этого клинического исследования показывали, что эффект может держаться в течение пяти лет» , - пояснил доктор Ричард Й. Ходес, директор Национального института здравоохранения США. - «Теперь, эти результаты показывают, что определённые виды когнитивного обучения могут обеспечить долгосрочную пользу - в течение, как минимум, десяти лет. Можно сделать вывод о том, что мы должны продолжать когнитивную подготовку в качестве терапии, ведь она может помочь сохранить умственные способности пожилых людей, с тем чтобы они дольше могли оставаться независимыми и социализированными» . Национальный институт здравоохранения США поддержал данные выводы.

В исследовании под названием ACTIVE (Advanced Cognitive Training for Independent and Vital Elderly) в течение 10 лет приняли участие 2832 человека в возрасте старше 65 лет. Участники тренировались рассуждать, обрабатывать и запоминать информацию, в то время как контрольная группа такую подготовку не проходила. Из результатов более ранних исследований учёные предположили, что это три ключевые области, на которых, прежде всего, начинает сказываться старение организма, и нарушения в которых влияют на большинство сфер повседневной жизни человека.

Средний возраст участников этого исследования составлял почти 74 лет (в начале эксперимента). Учебные занятия проводились в небольших группах; участникам предлагалось посетить 10 занятий продолжительностью примерно 60 - 75 минут каждое. Необходимые упражнения они выполняли при помощи сенсорных экранов - это было сделано для того, чтобы увеличить скорость выполнения упражнений, - и специальных списков, использование которых способствует запоминанию информации.

Влияние упражнений на функционирование мозга

Так какое влияние оказывает это когнитивное обучение? Исследователи обнаружили, что участники, прошедшие обучение, испытали улучшение в повседневной деятельности - в тех сферах, в которых обычно участвуют именно те когнитивные способности, которые они тренировали. Улучшения памяти - если говорить реальными фактами - оценивается, например, возможностью вспомнить самостоятельно, когда найти лекарства и какие продукты нужно было купить в магазине, в то время как скорость обработки информации - скоростью реакций на происходящее вокруг.

Действительно ли эффект носит долгосрочный характер? Через пять лет после тренировок участники из всех трёх групп по-прежнему демонстрировали улучшение в тех областях, в которых они прошли подготовку. Единственное, со временем снизился эффект тренировки в сфере запоминания. Через десять лет больше не фиксировались никакие улучшения памяти, хотя в остальном результаты обучения всё ещё действовали. Результаты показали также, что по прошествии 10 лет почти 74% из тех, кто тренировался рассуждать, ​​показывали улучшения по сравнению с исходным уровнем. Те, кто тренировался быстро обрабатывать информацию, показали улучшение почти в 62% случаев. А вот в группе, развивавшей память, как уже было сказано ранее, улучшений по сравнению с исходным уровнем не наблюдалось.

Авторы исследования предполагают, что эти результаты позволят другим исследователям и дальше изучать то, как функционируют эти процессы, и разрабатывать эффективные учебные программы для тренировки когнитивных навыков. Авторы предполагают также, что «если бы предпринимались меры, замедляющие наступление функциональных нарушений хотя бы на 6 лет, число людей, страдающих от них, к 2050 году сократилось бы на 38%; это имело бы большое значение для общественного здравоохранения ». Учитывая большой процент пожилых людей, такое улучшение может иметь значительное влияние на психическое здоровье и функционирование населения в целом.

  • Активируйте и укрепите основные умственные способности с помощью увлекательных заданий и игр для мозга

  • Полный отчёт о результатах, проделанной работе, прогрессе и развитии. Сравните когнитивные результаты ребёнка с результатами его ровесников

  • CogniFit ("КогниФит"): лидер в области умных игр и упражнений когнитивной стимуляции для детей и молодёжи

    Развитие когнитивных способностей детей крайне важно для улучшения их обучаемости и школьной успеваемости в детском и подростковом возрасте. С помощью стимулирующих мозг упражнений для детей можно тренировать и укрепить более 20 основных когнитивных способностей , связанных с такими когнитивными процессами, как: , или . Как начать пользоваться программой? Это очень просто, нужно только .

    Эта программа когнитивной стимуляции, тренировки и реабилитации состоит из различных , в которые можно играть онлайн на любом компьютере или мобильном устройстве. CogniFit ("КогниФит") использует нашего мозга, проявляющуюся уже на первых этапах нейроразвития, чтобы таким образом стимулировать и укрепить интеллекутальное развитие детей и подростков . Упражнения для мозга представляют самой увлекательные терапевтические задания, реабилитационные и учебные техники, направленные на тренировку и улучшение умственных способностей ребёнка.

    Уровень сложности нейродидактических упражнений, заданий и интеллектуальных игр автоматически адаптируется по мере тренировки ребёнка. Программа автоматически корректирует сложность и тип заданий и упражнений в соответствии с уникальными характеристиками каждого ребёнка (возраст, трудности обучаемости, когнитивные дефициты и нарушения и т.д.).

    Все ментальные упражнения, игры и задания для детей и молодёжи систематизированы, и их эффективность подтверждена научным путём . CogniFit ("КогниФит") - это надёжный нейродидактический инструмент для когнитивной стимуляции как здоровых детей, так и детей, испытывающих трудности с обучением, страдающих когнитивным расстройством или нарушением нейроразвития (дислексия или СДВГ). С помощьою этого инструмента также можно сравнить результаты ребёнка с результами других детей его возраста .

    Умные игры и задания для когнитивной стимуляции от CogniFit ("КогниФит") используют семьи, а также учебные и медицинские центры во всём мире . Программа демонстрирует высокую эффективность среди детей, особенно среди детей со специальными потребностями и тех, кто испытывает трудности с обучением. Эта нейрообразовательная платформа была разработана для того, чтобы помочь выявить неврологическую причину школьной неуспеваемости и улучшить основные когнитивные функции в детском возрасте.

    Как работают умные игры и программы когнитивной стимуляции для детей от CogniFit ("КогниФит")?

    В детском и юношеском возрасте особенно пластичен, другими словами, обладает большой способностью приспособиться к требованиям окружающей среды . Это упрощает обучаемость и делает детей очень чувствительными к когнитивной стимуляции.

    Имея ввиду эту особенность мозга детей и молодёжи, очень важно использовать качественные инструменты когнитивной стимуляции. Различные исследования показали, что персонализированная тренировка мозга от CogniFit ("КогниФит") помогает стимулировать и улучшить различные когнитивные способности благодаря нейронной пластичности.

    Программа детской когнитивной тренировки CogniFit ("КогниФит") позволяет стимулировать различные паттерны нейронной активации. Повторяющаяся благодаря тренировке активация этих паттернов может, с одной стороны, усилить существующие нейронные соединения, а с другой - способствует созданию новых синапсов и нейронных сетей.

    Таким образом, интеллектуальные упражнения для детей от CogniFit ("КогниФит") используют способность нервной системы к адаптации, что помогает мозгу тренировать свои когнитивные функции. Это может помочь ребёнку восстановиться или минимизировать последствия поражений мозга или расстройств обучаемости (таких, как дислексия или дискалькулия), при которых нарушаются различные когнитивные способности. Кроме того, умные игры для детей от CogniFit ("КогниФит") также помогают проверить и оптимизировать их когнитивные навыки.

    Когнитивное улучшение у детей. Почему нужно выбрать игры для мозга от CogniFit ("КогниФит")?

    Когнитивные тесты и тренировки CogniFit ("КогниФит") для детей и молодёжи были созданы учёными, специализирующимися в области нейропластичности, для того, чтобы улучшить когнитивное состояние тех, кто их использует. Платформа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") имеет ряд преимуществ , что делает её уникальной:

    • Дизайн платформы CogniFit ("КогниФит") является очень интуитивным , что позволяет легко и удобно управлять как своей собственной тренировкой, так и тренировками детей, пациентов и учеников.
    • Дизайн игр очень привлекателен . Это значительно повышает мотивацию, особенно у детей, которым сложно вынести скучные задания.
    • CogniFit ("КогниФит") оценивает и тестирует 23 с помощью заданий и упражнений для мозга. Это позволяет создать полный когнитивный профиль пользователя и сравнить его результаты с другими людьми его возраста и пола.
    • Инструкции и результаты представлены в интерактивном визуальном формате , что упрощает понимание предоставляемой программой информации.
    • Тесты и тренировки CogniFit ("КогниФит") с помощью множества исследований, проведённых в разных странах.
    • После тестирования или после каждой тренировочной сессии программа отправляет точные и надёжные результаты тренировки. Таким образом, мы получаем обратную связь с отчётом о нашем когнитивном состоянии.
    • Кроме тренировки программа когнитивной стимуляции от CogniFit ("КогниФит") оценивает наши достижения в каждой сессии. Это позволяет программе понять, какие когнитивные способности лучше или хуже развиты, чтобы лучше адаптироваться к нашим индивидуальным потребностям во время тренировки.
    • Процесс выбора вида и уровня сложности тренировки является полностью автоматизированным . Нужно только начать сессию и нажать на кнопку "начать тренировку". Программа будет принимать решения, основываясь на данных нашего актуального когнитивного профиля.
    • Данные автоматически регистрируются во время тренировки. Это избавляет нас от необходимости записывать результаты и даёт возможность полностью сосредоточиться на тренировке .
    • Поскольку платформа представлена онлайн на 18 языках , она очень доступна для большей части людей . Необходим только доступ к интернету и компьютер, планшет или смартфон. Благодаря простоте управления, программа CogniFit ("КогниФит") позволяет дистанционно проводить когнитивную стимуляцию для детей.
    • CogniFit ("КогниФит") рекомендуется использовать детям от 7 лет и старше. Это означает, что не существует возраста, при котором эта платформа перестаёт быть эффективной: исследования показали, что CogniFit ("КогниФит") может помочь улучшить когнитивное состояние детей, взрослых и людей старшего возраста .
    • Эта платформа для тренировки интеллекта может помочь восстановить или улучшить когнитивное состояние при определённых заболеваниях или расстройствах , однако она также очень полезна для здоровых людей , желающих оптимизировать свои когнитивные функции.

    Для кого предназначены задания и инструменты когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит")?

    Детство ребёнка часто является непростым периодом для родителей: могут проявиться различного рода осложнения, заболевания и расстройства, с которыми не всегда легко справиться. Из-за недостатка информации и беспокойства из-за здоровья ребёнка родители могут переживать не самые лучшие времена, ведь мы всегда хотим для детей самого лучшего.

    Когнитивная тренировка CogniFit ("КогниФит") рекомендуется детям, которые, даже если у них нет проблем с учёбой в школе, хотят улучшить какую-либо когнитивную способность, которая развита чуть менее, чем необходимо в их возрасте . Кроме того, CogniFit ("КогниФит") может помочь улучшить когнитивное состояние детей с определёнными расстройствами и нарушениями . Вне зависимости от того, было ли обнаружено расстройство у ребёнка в 7-летнем возрасте или позже, или к этому возрасту уже завершено раннее вмешательство, CogniFit ("КогниФит") - это замечательная возможность начать или продолжить когнитивную коррекцию.

    Таким образом, CogniFit ("КогниФит") подходит практически каждому ребёнку :

    • Этот инструмент для тренировки мозга может помочь улучшить когнитивное состояние детей, страдающих психическими расстройствами или расстройствами нейроразвития , такими, как дислексия, СДВГ, дискалькулия или бессонница.
    • CogniFit ("КогниФит") также полезен для тренировки или восстановления некоторых когнитивных способностей, нарушенных из-за приобретённой мозговой травмы , как, например, в случае черепно-мозговой травмы.
    • Однако тренировка полезна не только ребёнку с какими-либо расстройствами, болезнями или поражениями, она также помогает улучшить и оптимизировать менее развитые когнитивные функции у здоровых детей .

    Кто может использовать программу когнитивной стимуляции для детей?

    Несмотря на простой дизайн, программа CogniFit ("КогниФит") не рассчитана на то, чтобы дети самостоятельно управляли своими тренировками. Это могут делать взрослые с помощью различных платформ.

    • Платформа для членов семьи Для когнитивной стимуляции детей : это идеальный инструмент, позволяющий родителям регулировать вид тестов и тренировок, которые ребёнок может выполнять у себя дома.
    • Профессиональная платформа для врачей и психологов : CogniFit ("КогниФит") позволяет с лёгкостью управлять и следить за когнитивным развитием пациентов. Когнитивные тренировки являются прекрасным вспомогательным инструментом при коррекции, их можно использовать как на консультации, так и на дому у ребёнка.
    • Профессиональная платформа для учителей и воспитателей : преподаватели и воспитатели могут с удобством управлять с помощью CogniFit ("КогниФит") когнитивными тренировками детей, испытывающих трудности в учёбе.
    • Профессиональная платформа для исследователей : кроме того, CogniFit ("КогниФит") с помощью платформы для научных исследователей позволяет управлять исследованиями с участием детей.

    Специальные когнитивные тесты и программы

    Кроме комплексной , CogniFit ("КогниФит") также предлагает специфические программы для коррекции самых распространённых нарушений у детей . Эти тренировки предназначены для укрепления когнитивных способностей при следующих расстройствах:

    • Дети с дислексией : дислексия - это расстройство обучаемости, при котором нарушена способность к чтению. Дислексию очень важно корректировать, поскольку она может негативно отразиться на учёбе ребёнка и его будущей работе. CogniFit ("КогниФит") предлагает специальную тренировку для страдающих этим расстройством.
    • Дети с СДВГ : Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) - это расстройство, которое нарушает способность ребёнка удерживать внимание на какой-либо деятельности в течение длительного периода времени, в результате чего ребёнок кажется беспокойным и непослушным. С помощью тренировки CogniFit ("КогниФит") для страдающих СДВГ можно работать над коррекцией ослабленных когнитивных способностей.
    • Дети с дискалькулией : при дискалькулии нарушаются когнитивные способности, связанные со счётом. CogniFit ("КогниФит") предлагает специальную тренировку для стимуляции этих когнитивных способностей. 3 раза в неделю в различные дни, не подряд . Это позволяет адаптировать тренировку к расписанию и потребностям детей, упрощая коррекцию.

      Сессия состоит из двух игр для стимуляции мозга и одного теста . Такая простая и привлекательная структура позволяет оценить когнитивное развитие ребёнка по мере его тренировки. Благодаря этому программа CogniFit ("КогниФит") автоматически выбирает тип и сложность игры , чтобы ребёнок смог оптимизировать когнитивные способности, которые нуждаются в улучшении.

    Наш мозг - удивительная система, которая постоянно показывает занятные фокусы. Знаком ли вам эффект «красной машины»? Человек покупает красную машину и вдруг начинает все время видеть на улице красные машины. Такое искажение называется «иллюзия частоты» или «феномен Баадера-Майнхоф» и происходит из-за селективного внимания мозга и склонности всегда подтверждать свою точку зрения (confirmation bias).

    Мозг не только подвержен когнитивным иллюзиям, но и способен гибко реагировать на внешние раздражители. Можно ли в таком случае «накачать разум», оказывая на него стимулирующее воздействие? Метаанализ Калифорнийского университета показал, что краткосрочные когнитивные тренировки ведут к положительным эффектам в важных когнитивных функциях, измеряемых лабораторными тестами.

    Рабочая память способна хранить информацию и обращаться к ней в краткосрочном промежутке времени. Это узкое «бутылочное горлышко интеллекта», влияющее на когнитивные процессы более высокого порядка, включая контролируемое внимание и рассуждения.

    Анализ 20 научных исследований показал , что рабочая память не только тренируется, но и влияет на подвижный интеллект.

    Подвижный интеллект - это способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Подвижный интеллект не зависит от ранее накопленных знаний.

    Всего три недели регулярных когнитивных упражнений значительно увеличивает число нейронных соединений. Это приводит к ускорению обмена информацией между разными отделами мозга, улучшает способность к запоминанию новой информации, развивает логическое мышление, умение сопоставлять факты и быстро принимать верные решения.

    Когнитивных тренировок существует великое множество. Мы собрали несколько, отличающихся простотой, малым объемом и быстрым результатом (как минимум сразу можно оценить на каком уровне сейчас находится ваша рабочая память).

    Тест на долговременную память


    Викиум


    Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество вашего мышления. На основании результатов тестов вы получаете программу тренировок. Курс состоит из ежедневных 15-минутных занятий.

    Сервис работает по freemium-модели: пользователи могут приобрести доступ ко всем курсам, специализированным задания, а также возможность соревноваться с другими участниками. Премиум-аккаунт стоит 1990 рублей в год.

    На сайте проекта указано, что решение предлагаемых задачек поможет перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители, научит быстро переключаться между разными видами деятельности, концентрироваться на задачах и работать продуктивнее. У компании есть даже игры, которые работают с устройством, считывающим электрическую активность головного мозга (альфа-ритм и бета-ритм) – работать с ними нужно при полной концентрации и в абсолютном спокойствии.

    Brain Metrix


    А вот это уже настоящая игра, но создана она «по заветам» нейробиологов. Показать высокий результат сможет тот, кто будет хорошо предсказывать точное место, куда отправится мяч.
    При игре старайтесь не сосредотачиваться на том, где находится мяч, а пытайтесь предсказать, где он может оказаться.

    На сайте вы найдете и другие бесплатные игры против компьютера, которые помогут вашему мозгу лучше оперировать рабочей памятью. В некоторых случаях вам сразу напишут количество очков, после которого продолжать игру не нужно - вы и так достигли совершенства.

    Eidetic


    Eiedtic использует метод интервального повторения, чтобы помочь вам запомнить что-либо: от важных телефонных номеров до фактов из Википедии. Метод заключается в повторении запомненного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. Интервальные повторения не предполагают заучивания наизусть.
    Работает только под iOS.

    Fit Brains


    Сервис работает с мозгом по шести направлениям: фокусирование, память, скорость, логика, визуализация и язык. Fit Brains - единственная программа обучения мозга, которая включает в себя тренинг по эмоциональному интеллекту (EQ) в дополнение к упражнениям по развитию когнитивных навыков. Есть как платная подписка, так и бесплатные курсы.

    Тренировка мозга включает в себя множество видов обучения: тесты памяти, тесты IQ, подвижный интеллект, рефлекторные действия и креативность. Сочетание различных игр с запланированным графиком тренировки будет стимулировать все основные области мозга, отвечающие за память, и усиливать ваши навыки.

    По мере того как мы становимся старше, нам нужно больше тренировать ум, чтобы сохранить и отточить навыки. Даже головоломки, загадки, кроссворды, карточные игры, и, возможно, некоторые компьютерные игры могут помочь стимулировать часть мозга, связанную с когнитивными способностями, логическим решением проблем, хранением памяти и другими умственными способностями.

    UPD. Добавлен проект «Викиум».

    Теги: Добавить метки

    Когнитивные упражнения направлены на развитие:
    схемы тела,
    ориентировки в пространстве,
    квазипространственных представлений,
    зрительных, слуховых и кинестетических представлений.

    «Организация рабочего места» (формирование умения следовать правилам, контролировать свою деятельность, осуществлять перенос способа действия из одной ситуации в другую).
    «Послушать тишину» (формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса). Исходная позиция - лежа на спине. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
    «Организация пространства листа» (формирование пространственных представлений). Исходная позиция - сидя на полу. Необходимо показать детям, как надо размещать рисунки на альбомном листе, сканировать строчки: следует начинать работу с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах работы можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки, показать стрелками направления движения глаз. Работу следует выполнять строго внутри клетки или полосы.
    Когнитивное упражнение «Шумящие коробочки» (формирование аудиальной памяти). Исходное положение - сидя на полу. Инструктору необходимо подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и др.), которые при сотрясении создают различные шумы. Дети с закрытыми глазами прислушиваются к шуму одной из коробочек, которую трясет инструктор, затем перебирают свои коробочки и находят аналогичную.
    «Чаша доброты» (эмоциональное развитие). Инструктор поясняет: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"
    «Моя рука, твоя рука» (формирование пространственных представлений). Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.
    «Формирование квазипространственных представлений» . Исходное положение - сидя на полу. Инструктор проводит с детьми отработку понятий: «до», «после», «раньше, «позже», «между». Он предлагает детям структурировать последовательность времени суток, года, дней недели, месяцев в году. Затем можно формировать навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов.
    «Холодно-горячо» . Инструктор прячет в комнате предмет, а затем при помощи команд ведет игрока к цели. Команды могут быть: «шаг направо, два шага вперед, три налево и т.д.». Если ребенок хорошо ориентируется в пространстве, то можно использовать план-схему.
    «Лабиринт» (формирование пространственных представлений). Ребенок должен обходить стулья с продвижением вперед: справа, слева от стула, над, под стулом. Обязательным условием является проговаривание вслух своих пространственных действий.
    «Найди фигуру» (формирование тактильной памяти). Исходное положение - сидя на полу. Дети по очереди с закрытыми глазами ощупывают ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, скользкие, бархатистые и т.д. Затем, не открывая глаз, они должны найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количество фигур необходимо увеличивать постепенно. В работе участвует сначала одна рука, затем другая, обе вместе.
    «Поза» (формирование тактильной памяти). Сидящим с закрытыми глазами детям по очереди придается какая-либо поза (усложненный вариант - последовательно 2-3 позы). Ребенок должен почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.

    «Движение» . (формирование двигательной памяти). Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и др.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

    «Ритм» (сидя на полу). Инструктор задает ритм, отстукивая его одной рукой, например «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление - дети видят руки инструктора, а в процессе освоения постепенно переходят только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой), комбинированно (например, «2» - правой рукой, «2» - левой рукой, «3» - одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

    «Шапка-невидимка» (формирование зрительной памяти). Исходное положение - сидя на полу. В течение 20 секунд детям предлагается запомнить предметы, лежащие на столе, которые инструктор закрывает шапкой. Затем детям предлагается вспомнить и перечислить все предметы. Усложнение упражнения - запомнить порядок расположения предметов, который инструктор может поменять.

    «Лишнее слово» (развитие речевого звукоразличения). Исходное положение - сидя на полу Детям предлагается исключить из ряда слов то, которое не подходит к остальным словам. Например, в словесном ряду «белка, белок, отбеливатель, белый» исключается слово «белка». Детям необходимо объяснить, почему они исключили именно это слово.

    «Осьминожьки» (формирование зрительной и пространственной памяти). Дети располагаются определенным образом по периметру комнаты (в углу у окна около мяча и т.д.) и запоминают свое место. Инструктор включает музыкальный фрагмент, во время которого дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее вернуться на свое место. Усложнение упражнения - дети должны занять место, на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.

    «Магазин» (развитие слухоречевой памяти). Исходное положение - сидя на полу. Инструктор предлагает детям «сходить в магазин» и перечисляет предметы, которые необходимо купить. Количество предметов необходимо постепенно увеличивать с одного до семи. Можно менять роли (продавец, мама, ребенок) и магазины («Молоко», «Игрушки», «Булочная» и др.). «Продавец» сначала выслушивает заказ «покупателя», затем подбирает «товар». «Покупатель» проверяет и несет «товар» домой, где «мама» проверяет правильность покупки.

    «Запрещенный звук» (развитие речевого звукоразличения). Исходное положение - сидя на полу. Инструктор предлагает детям ответить на вопрос, не употребляя какой-то определенный звук либо заменяя его хлопком в ладоши. Например, исключается звук «м». Тогда на вопрос: «Какие ягоды растут в лесу?» нельзя называть малину и землянику. Используя хлопок, ответ на вопрос будет таким: «(хлопок)-Алина, зе-(хлопок)-ляника».

    «Рыба, птица, зверь» (формирование слухоречевой памяти). Исходное положение - сидя на полу. Инструктор указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать любого зверя. Если ответ правильный, инструктор продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Игра может проводиться в разных вариантах.

    «Скажи слово наоборот» . (формирование речевого звукоразличения). Детям предлагается по очереди сказать предложение инструктором слово с конца. Начинать необходимо с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.

    «Визуализация цвета» . Исходное положение - сидя на полу. Детям предлагается «заполнить» мозг каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.

    «Зашифрованное предложение» (формирование слухоречевой памяти). Исходное положение - сидя на полу. Для запоминания даются короткие предложения, например: «Дети играли во дворе». Предлагается зашифровать предложение, добавляя через каждый слог вставку «хве»: «Де(хве)ти(хве) иг(хве)-ра(хве)ли(хве) во(хве) дво(хве)ре(хве)».

    «Ритм по кругу» . Дети садятся полукругом. Инструктор отстукивает какой-то ритм. Дети внимательно слушают и по команде инструктора его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок, - получает штрафное очко или выбывает из игры». Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также можно предлагать для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка (например: тихие и громкие).

    «Колпак мой треугольный» .(старинная игра). Дети садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (треугольник изображается руками).

    «Визуализация человека» (сидя на полу). Детям предлагается визуализировать знакомого человека (кого-то из присутствующих). Для этого необходимо сконцентрировать внимание на его лице и тщательно изучить каждую деталь. Затем мысленно приблизиться к человеку, отдалиться, посмотреть на него справа, слева, сзади и спереди.

    «Я знаю пять» (развитие номинативных процессов). Исходное положение - сидя на полу. Детям предлагается одновременно с ударом по мячу называть пять имен мальчиков, девочек, названий растений, животных и др.

    «Визуализация трехмерного объекта» . Детям предлагается пометить любой трехмерный объект (мяч, стул, глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, затем представить ее целиком. Затем необходимо изменить размер, форму, цвет.

    «Зеркальные движения» (развитие тела). Инструктор встает спиной к детям и выполняет движения руками, ногами, телом. Дети повторяют все движения инструктора. Усложнение упражнения заключается в том, что инструктор встает лицом к детям, которые должны повторить его движения.

    «Тух-тиби-дух» (эмоциональное развитие). В этом ритуале заложен комичный парадокс. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая, хаотично двигаются по комнате и, останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». Другой участник может промолчать или трижды произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». После этого продолжать движение по комнате, время от времени останавливаясь перед кем-нибудь и сердито произнося волшебное слово. Важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не смогут не смеяться.

    «Золотая рыбка» (формирование произвольной регуляции и самоконтроля). Исходное положение - сидя на полу. Каждому участнику предлагается описать известный сюжет, например «Сказку о рыбаке и рыбке», от лица какого-то персонажа: старика, старухи, рыбки, моря и др. При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы в рассказе звучало именно то, в чем действительно принимал участие данный персонаж, и задавать провокационные вопросы: «А что ты при этом чувствовал?», «Откуда ты это знаешь, ведь тебя там не было?»

    «Визуализация крупного объекта» . Детям предлагается визуализировать дом, квартиру, улицу. Для этого необходимо представить себя открывающим дверь и входящим в квартиру. Дети могут сконцентрироваться на деталях фурнитуры, штор, картин и т.д. Затем необходимо вернуться обратно и тщательно исследовать внешний вид здания.

    «Восковая фигура» (формирование произвольной регуляции и самоконтроля). Участники с закрытыми глазами «лепят» друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается в ранее приданную ему позу и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем дети открывают глаза, сравнивают полученные фигуры и обсуждают результат.

    «События по порядку» (развитие причинно-следственных отношений). Исходное положение - сидя на полу. Инструктор предлагает детям расставить события по порядку: я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор, я чищу зубы, я играю в футбол и т.д. Еще вариант: через год, позавчера, сегодня, завтра, месяц назад, послезавтра и т.д.

    «Зашифрованное предложение» (формирование слухоречевой памяти). Исходное положение - сидя на полу. Для запоминания даются короткие предложения, например: «Меня зовут Гера». Детям предлагается зашифровать предложение, добавляя перед каждым слогом вставку «фи»: «(фи)Ме(фи)ня (фи)-зо(фи)вут (фи)Ге(фи)ра».

    «Время и антивремя» (развитие причинно-следственных отношений). Исходное положение сидя на полу. Каждому участнику предлагается описать какое-то событие (экскурсию, кинофильм, рассказ и т.д.) сначала правильно, а затем от конца к началу.

    «Визуализация геометрических фигур» . Детям предлагается представить круг (квадрат, треугольник и т.д.), затем мысленно изменить его размер, цвет, форму, вращать вокруг своей оси, отдалить и приблизить фигуру.

    «Ранжирование» (развитие иерархии понятий). Исходное положение - сидя на полу. Инструктор объясняет, что такое ранжирование, и предлагает проранжировать по определенному принципу следующие слова-понятия: горох - абрикос - арбуз - апельсин - вишня; младенец - юноша - мужчина - старик - мальчик; молчать - говорить - кричать - шептать; снежинка - сосулька - айсберг - льдина - сугроб; город - квартира - страна - Земля - улица.

    «Фотография» (эмоциональное развитие). Инструктор показывает детям фотографию с изображением человека с определенным настроением. Один из участников должен воспроизвести заданную ему фразу с интонацией, соответствующей эмоции на фотографии. Необходимо сопроводить высказывание соответствующей мимикой и жестами. Остальные дети должны оценить правильность выполнения задания.

    «Визуализация перемещений» . Детям предлагается представить себя в любом месте земного шара. Для этого необходимо почувствовать себя легко плывущим над Землей, тепло солнечных лучей и дуновение ветерка, замечать запахи и звуки...

    «Визуализация волшебника» . Исходное положение - сидя на полу. Детям предлагается представить перед собой доброго и мудрого человека, которому можно задавать любые вопросы. Необходимо внимательно слушать ответы этого волшебника. Он может рассказать необычайную историю про себя.

    «Визуализация волшебной восьмерки» . Исходное положение - сидя на полу. Детям предлагается представить лежащую восьмерку, которая располагается внутри головы и тянется от уха до уха. Необходимо мысленно следить глазами по траектории восьмерки.

    «Лишнее слово» . Исходное положение - сидя на полу. Инструктор предлагает детям из группы слов (можно на карточках) выбрать лишнее, не подходящее по значению:
    тарелка, чашка, стол, чайник;
    красный, синий, красивый, желтый, серый;
    много, чисто, мало, наполовину;
    вчера, сегодня, утром, послезавтра;
    запятая, точка, тире, союз;
    старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

    Список литературы

    1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие /Под ред. Л. С. Цветковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.-272 с.


    2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии.- М.: АСТ Астрель.- 2005.- 384 с.
    3. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Педагогическое общество России. - 2001. – 123 с.
    4. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2005. - 319 с.
    5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007. - 474 с.
    6. Сиротюк А.Л Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера. -2-3.- 288 с.