Либеральные реформы 60 70х гг

Вопрос 1. Почему после отмены крепостного права государство оказалось перед необходимостью проведения других реформ?

Ответ. Изначально было понятно, что для модернизации России нужен целый комплекс реформ, базой для которых должна стать крестьянская, но кроме неё нужны и другие преобразования с использованием отмены крепостного права. Например, Крымскую войну Россия проиграла во многом потому, что её солдаты пользовались устаревшими гладкоствольными ружьями. Освобождение крестьян само по себе не могло перевооружить армию, для этого нужна была специальная реформа.

Вопрос 2. Какими обстоятельствами было обусловлено создание местного самоуправления? Дайте характеристику земской реформы. В чем вы видите ее плюсы и минусы?

Ответ. До реформы вся полнота власти была в руках у чиновников, которые следили не за состоянием дел на местах, а за тем, чтобы хорошо выглядеть перед начальством (это отлично показано в «Ревизоре» Н.В. Гоголя), потому хозяйственная жизнь, просвещение, здравоохранение в провинции пришли в полный упадок. Одновременно дворянам требовалась какая-то компенсация за то, как провели крестьянскую реформу. В этих условиях разрабатывалась реформа земская. В целом реформа была проведена так, чтобы власть на местах получили представители имущих слоёв. Однако в условиях тех лет это было разумно, потому что именно имущие слои часто являлись более образованными и одновременно были против революционных преобразований, потому что боялись за своё имущество. Тем не менее, земства были выборными органами власти, избирались среди относительно ограниченного круга людей, что позволяло с большей лёгкостью отстаивать своё мнение, то есть в целом приучали россиян к использованию гражданских прав. Не даром в начале ХХ века сторонники легальной политической борьбы за реформы (кадеты) опирались в основном на земства. Не известно, к чему могла бы благодаря земствам придти Россия, если бы судьба дала этим органам местного самоуправления больше времени.

Вопрос 3. Какие принципы были положены в основу судебной реформы? Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалась наиболее последовательной?

Ответ. Судебная реформа воспроизводила готовую систему, которая с успехом действовала в некоторых западных странах. Потому она была самой последовательной: правительство чётко видело, к какому результату должна придти и какие принципы нужно при этом соблюдать. О теоретической разработке основных принципов также позаботились задолго до этого на Западе. Это такие принципы как:

1) равенство всех сословий перед законом;

2) гласность суда;

3) независимость судей;

4) состязательность обвинения и защиты;

5) выборность некоторых судебных органов.

Вопрос 4. Какие изменения произошли в армии? Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?

Ответ. Прежде всего, произошло перевооружение армии и флота, впредь они своевременно получали новинки в соответствии с последними достижениями мировой военной мысли. Особенно больших расходов это требовало в случае с флотом, ведь его приходилось фактически строить заново каждые несколько лет. Наиболее важным изменением было изменения подхода к обучению офицеров. Созданные в ходе реформы кадетские корпуса позволили готовить действительно грамотные кадры для армии. Но в обществе больше всего заметили, естественно, замену рекрутской повинность на всеобщую воинскую повинность. При наборе рекрутов армия оставалась почти одинаковой по численности в любое время. Из-за этого на войне её численности могло не хватить, а в годы мира она требовала слишком больших расходов казны. Теперь текущие задачи выполняли те, кто проходил действительную службу, а в случае войны могли быть призваны те, кто находился в запасе. Однако большой срок службы не вызвал большого возмущения в обществе, потому что призыву подлежали все мужчины, но на деле призывали не всех. Каждый год государство определяло, сколько ему нужно солдат и матросов и среди молодых людей соответствующего возраста одевали форму те, кому выпал жребий. Кроме всего прочего, такая система поощряло людей получать образование, потому что оно существенно снижало срок действительной службы.

Вопрос 5. В чем вы видите достоинства и недостатки реформы в области просвещения?

Ответ. Достоинства:

1) разрешалось создание начальных народных училищ учреждениями и частными лицами, благодаря чему появились учебные заведения разных типов;

2) гимназии разделились на классические и реальные со специализацией выпускников на фундаментальных научных знаниях, или на практических навыках (связанных также с инженерией) и естественных науках (таким образом, реальные гимназии давали образование не хуже классических, просто другой направленности);

3) детей в гимназии принимали независимо от сословия, звания родителей и вероисповедания;

4) появились также женские гимназии;

5) непосредственное руководство университетами было в руках профессоров, которые избирали основных должностных лиц, то есть в университетах фактически было введено самоуправление, чего до того в России не случалось;

6) для выпускниц женских гимназий вместо университетов открылись высшие женские курсы.

Недостатки:

1) объём знаний в женских гимназиях был гораздо ниже, чем в мужских;

2) определённые ступени образования оставались платными (и не было тех возможностей, которые имеются сегодня в некоторых западных странах, например, взять кредит и отдавать его потом с зарплаты, которую получаешь благодаря своему образованию), потому на деле они были доступны не для всех сословий.

Вопрос 6. Дайте оценку проекта Μ. Т. Лорис-Меликова. Можно ли считать этот проект конституционным?

Ответ. Проект можно назвать попыткой разработки конституции. Данный государственный деятель не предлагал конкретных основ будущего устройства государства, он предлагал принципы, на основании которых эти основы можно было выработать демократически. Далее всё зависело бы от работы описанных Лорил-Меликовым комиссий, Государственного совета и доброй воли самого императора. Разработанный механизм мог привести даже к принятию конституции, но только если бы монарх поделился своей властью добровольно. Однако сам по себе проект Лорис-Меликова, повторюсь, был лишь возможным механизмом разработки конституции, но не самой конституцией.

Реформа 1861 года сделала крестьян свободными, разрешив важнейшую проблему российской действительности, но, в то же время, она сохранила множество следов старой системы, которые могли стать помехой на пути экономического развития страны. Изменение правового положения столь большой группы населения не могло не затронуть всех сторон жизни России. Поэтому освобождение крестьян должно было быть дополнено рядом других реформ. Прежде всего это коснулось местного управления, к участию в котором правительство попыталось привлечь общественность. В результате осуществления земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ были созданы выборные органы самоуправления. Имея сравнительно широкие полномочия в сфере экономического развития, просвещения, здравоохранения и культуры, земства, в то же время, не обладали какими-либо правами в политической жизни. Государство также стремилось не допустить координации деятельности земств, опасаясь возможной самоорганизации их в общественное движение. И все же, при всех ограничениях, налагаемых на работу земств, они сыграли весьма заметную роль в развитии российской провинции. Не менее решительные изменения произошли благодаря судебной реформе (1864 г.). Она, пожалуй, более всего выбивалась из традиционных рамок российской политической системы. Всесословность, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства, участие присяжных заседателей - все эти принципы решительно рвали с традиционными устоями старой судебной системы. Поэтому, несмотря на ряд последующих ограничительных актов правительства, судебная система стала первым и, пожалуй, единственным в России полностью независимым от государства институтом. В направлении либерализации общественной жизни развивались и другие шаги, предпринятые государством: смягчение цензурных правил (1865 г.), предоставление автономии университетам (1863г.) и даже военная реформа (1874 г.), в результате которой были не только введены всеобщая воинская повинность и сокращение сроков службы, но и предприняты попытки гуманизации армии. Таким образом, реформы 60 - 70-х гг. XIX в. внесли огромные изменения в жизнь страны. Они позволили России выйти из затяжного и глубокого кризиса, заметно ускорили ее развитие, как в социально-экономическом, так и в политическом отношениях. В то же время, она явилась лишь первым шагом на достаточно длительном пути, ведущем к новой модели государственности в России. Хотя абсолютизм явно исчерпывал свои возможности и ему все чаще приходилось идти на уступки общественности, делал он эти движения весьма неохотно, как правило, под давлением снизу. Поэтому успех реформ 60 - 70-х гг. не получил должного завершения в виде постоянного движения к полной демократизации общества. Будучи консервативным вариантом ответа на вызов времени, реакцией "сверху", реформы не удовлетворяли общественность и вызывали все новые попытки давления на власть с целью осуществления новых либеральных преобразований. Отказ же правительства пойти на эти изменения приводил к усилению радикализма в общественном движении, что, в свою очередь, создавало условия для нового нарастания кризиса. На противоречия, не разрешенные реформами 60 - 70-х гг., накладывались новые, порожденные пореформенной действительностью и, тем самым, усиливали конфликтность в Российском государстве. Революции удалось избежать, но не удалось предотвратить ее в будущем.

Земская реформа 1864 г. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.

Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма7"0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии . Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.

Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д.

Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления времен Ек II. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общ-ва и правового государства.

Судебная реформа 1864 г. Наиболее последовательным преобразованием А II была судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие.

Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. При этом судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год,

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты

Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором.

Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причем, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась.

Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности.

И хотя новая судебная система еще сохраняла ряд феодальных пережитков (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее, она была самой передовой.

Отмена крепостного права поставила перед властью новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и пр. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ.

Земская и городская реформы

Отмена крепостного права образовывала много пустых мест в существовавшей ранее системе местного управления, т.к. эта последняя была теснейшим образом связана с крепостным правом. Так, прежде каждый помещик в своем имении был для своих крестьян олицетворением власти. Да и в уездном и губернском управлении большая часть должностей еще со времен Екатерины II замещалась по выбору дворянства и из числа его представителей. После отмены крепостного права вся эта система рухнула. И без того местное хозяйство было чрезвычайно запущено. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Таким образом, необходимо было срочно искать выход из этого нетерпимого положения, учитывая, что государственная казна истощена, и правительство не может поднять местное хозяйство своими силами. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности (особенно из нечерноземных губерний), которая ходатайствовала о введении местного всесословного самоуправления.

Эти идеи были высказаны Н.А. Милютиным в записке на имя императора. После утверждения последним, они стали руководящими принципами реформы. Принципы эти выражались в формуле: дать местному самоуправлению возможно больше доверия, возможно больше самостоятельности и возможно больше единства.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии). К первой курии (частных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Ко второй (сельских обществ) - выборные от волостных сходов. Третья курия (городских избирателей) включала в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. Каждый из съездов избирал определенное равное число гласных (сроком на три года). Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому председателями уездных собраний автоматически (по должности) становились уездные предводители дворянства, а губернских собраний - губернские предводители. Земство было введено только в 34 губерниях Европейской России. Его не было в Сибири и в Архангельской губернии, т.к. там не было помещиков. Не ввели земство в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но даже ставить на обсуждение. Более того, губернским земствам запрещалось сноситься между собой и координировать свою деятельность даже в таких вопросах, как борьба с голодом, эпидемиями, падежом скота.

Милютин не настаивал на расширении компетенции земств, однако считал, что в своей сфере деятельности они должны пользоваться полной самостоятельностью и независимостью от местных административных властей, подчиняясь лишь Сенату, и что губернаторам должно быть предоставлено лишь право надзора за законностью их действий.

Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. В то же время эта реформа имела серьезное значение. Важен был сам факт появления в России, системы самоуправления, в корне отличной от господствующей бюрократической системы. Выборность земских органов, их относительная независимость от бюрократических структур позволяли рассчитывать на то, что эти органы, при всех своих недостатках, будут исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Эти надежды в целом оправдались. Уже вскоре после создания земств Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь, когда развернулась сеть школ. больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.

Едва родившись, земства встретили крайне враждебное отношение к себе всех правительственных органов - центральных и местных, вскоре лишились значительной части своих и без того небольших полномочий, что привело к тому, что многие достойные деятели земского движения охладели к нему и вышли из состава земских управ и собраний.

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения. А представители “третьего элемента” испытывали тяготение к левым, демократическим, течениям общественной мысли. В обществе возникла надежда на дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя России. Либеральные деятели, от души приветствовавшие реформу, тешили себя мечтой об "увенчании здания" - создании на земской основе всероссийского представительного органа, что 6ыло бы продвижением к конституционной монархии. Но власть пошла по совсем иному пути. Как выяснилось впоследствии, в 1864 г. она дала максимум самоуправления, который считала возможным. Политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860-х - 1870-е гг. была направлена на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; еще большие права были даны им в отношении "лиц, служащих по найму”, - земских врачей, учителей, статистиков: по малейшему поводу их не только изгоняли из земства, но и высылали за пределы губернии. Кроме того, губернатор становился цензором всех печатных изданий земства - отчетов, журналов заседаний, статистических исследований. Центральная и местная власти целенаправленно душили всякую инициативу земств, в корне пресекали любое поползновение их к независимой деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций правительство не останавливалось перед роспуском земских собраний, ссылкой их членов и другими карательными мерами.

В результате вместо движения вперед к представительному правлению власть упорно пятилась назад, стремясь включить земские органы в бюрократическую систему. Это сковывало деятельность земств, подрывало их авторитет. Тем не менее земствам удалось добиться серьезных успехов в своей конкретной работе, особенно в сфере народного просвещения и медицины. Но им так и не суждено было стать полноценными органами самоуправления и послужить основой для строительства конституционного строя.

На аналогичных основаниях в 1870 г. было опубликовано Городовое положение (закон о реформе городского самоуправления). Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др.), а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом, попечение о развитии торговли и промышленности. На Городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм (эти расходы поглощали от 20 до 60% городского бюджета). Городовое положение устранило сословное начало в формировании городских органов самоуправления, заменив его имущественным цензом. В выборах в городскую думу участвовали лица мужского пола, достигшие 25 лет по трем избирательным съездам (куриям) (мелких, средних и крупных налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы. Наравне с частными лицами избирательное право получили ведомства, компании, монастыри и др., платившие сборы в городской бюджет. Рабочие, не платившие налогов в пользу города, не участвовали в выборах. Численность дум устанавливалась с учетом количества населения от 30 до 72 гласных, в Москве - 180, в С.-Петербурге - 250. Городской голова, его товарищ (заместитель) и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу и управу, координируя их деятельность. Органом надзора за соблюдение законности в деятельности городского самоуправления являлось Губернское по городским делам присутствие (под председательством губернатора).

В пределах своей компетенции Городские думы обладали относительной независимостью и самостоятельностью. Они проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

Судебная реформа

В 1864 г. была проведена и судебная реформа, в корне преобразовавшая структуру русского суда и весь процесс судопроизводства. Прежние суды существовали безо всяких существенных изменений со времен Екатерины II, хотя необходимость судебной реформы осознавалась еще Александром I. Главные пороки старой судебной системы состояли в сословности (для каждого сословия свой суд и свои законы), полной подчиненности администрации и закрытости судебного процесса (открывавшей невиданные возможности для злоупотреблений и беззакония). Подсудимому не всегда сообщались даже все основания, на которых основывалось выдвинутое против него обвинение. Приговор выносился по совокупности системы формальных доказательств, а не по внутреннему убеждению судьи. Сами судьи часто не имели не только юридического образования, но и вовсе никакого.

Взяться за реформу удалось только после отмены крепостного права, заставившего отказаться от принципа сословности и смены консервативного министра юстиции гр. В.Н. Панина. Автором судебной реформы стал давний сторонник перемен в этой области статс-секретарь Государствнного Совета (один из немногих, выступавших в ГС в 1861 г. за одобрение крестьянской реформы) Сергей Иванович Зарудный. В 1862 г. императором были утверждены разработанные им основные положения судебной реформы: 1) бессословность суда, 2) равенство всех граждан перед законом, 3) полная независимость суда от администрации (что гарантировалось несменяемостью судей), 4) тщательный подбор судейских кадров и их достаточное материальное обеспечение.

Старые сословные суды упразднялись. Вместо них создавались суд мировой и суд коронный - две независимые друг от друга системы, которые объединялись лишь подчинением одному высшему судебному органу - Сенату. Мировой суд с упрощенной процедурой вводился в уездах для разбора дел о мелких правонарушениях и гражданских дел с незначительным иском (впервые эта категория дел была выделена из общей массы). Более серьезные дела разбирались в коронным суде, имевшем две инстанции: окружной суд и судебную палату. В случае нарушения законного порядка судопроизводства решения этих органов могли быть обжалованы в Сенате.

От старых судов, которые вели дела сугубо бюрократическим порядком, новые отличались прежде всего тем, что были гласными, т.е. открытыми для публики и прессы. Кроме того в основу судебной процедуры был положен состязательный процесс, в ходе которого обвинение формулировалось, обосновывалось и поддерживалось прокурором, а интересы подсудимого защищались адвокатом из числа присяжных юристов. Прокурор и адвокат должны были выяснять все обстоятельства дела, допрашивая свидетелей, анализируя вещественные доказательства и т.п. Выслушав судебные прения, свой вердикт по делу (“виновен”, “невиновен”, “виновен, но заслуживает снисхождения”) выносили присяжные заседатели (12 человек), избиравшиеся по жребию из представителей всех сословий. На основании вердикта коронный суд (в лице председателя и двух членов суда) выносил приговор. Лишь при явном нарушении процессуальных норм (невыслушании судом одной из сторон, невызове свидетелей и т.д.) стороны могли, подав кассационную жалобу, перенести дело (гражданское - из судебной палаты, уголовное - из окружного суда) в Сенат, который, в случае подтверждения нарушений, передавал дело без рассмотрения в другой суд, либо в тот же, но в другом составе. Особенностью реформы было то, что и следователи, готовившие дело к судопроизводству, и судьи, руководившие всей судебной процедурой, хотя и назначались правительством, но были несменяемы на весь срок своих полномочий. Иными словами, в результате реформы предполагалось создать суд максимально независимый и уберечь его от посторонних влияний, прежде всего от нажима со стороны администрации. Вместе с тем из компетенции суда присяжных были изъяты дела о государственных и некоторых судебных преступлениях, а также дела о печати.

Мировой суд, задачей которого было предоставить русским людям суд “скорый, правый и милостивый” состоял из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного коронного суда). В задачу мирового суда входило примирение виновных, а при нежелании сторон судье предоставлялся значительный простор в назначении наказания - в зависимости не от каких-нибудь внешних формальных данных, а от внутреннего его убеждения. Введение мировых судов значительно разгрузило коронные суды от массы мелких дел.

И все же судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Мировой судья со “Сводом законов” часто был бы бессилен рассудить крестьян. Волостной суд, состоявший из крестьян, судил на основании существующих в данной местности обычаев. Но он был слишком подвержен воздействию со стороны зажиточных верхов деревни и всякого рода начальства. Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Это позорное явление существовало в России до 1904 г. Существовал отдельный церковный суд для духовенства (по специфически церковным делам).

Кроме того, уже вскоре после начала реализации судебной реформы, во многом под влиянием небывалого размаха терроризма, власть начала подчинять суды господствующей бюрократической системе. Во второй половине 1860-х - 1870-е годы была значительно ограничена публичность судебных заседаний и освещение их в печати; усилилась зависимость судебных чиновников от местной администрации: им предписывалось беспрекословно “подчинягься законным требованиям" губернских властей. Подрывался и принцип несменяемости: вместо следователей все чаще назначались "исполняющие должность" следователей, на которых принцип несменяемости не распространялся. Особенно характерны были нововведения, касающиеся политических дел: следствие по этим делам стали вести не следователи, а жандармы; судопроизводство осушествлялось не судами присяжных, а специально для этой цели созданным Особым присутствием Правительствующего Сената. С конца 1870-х годов значительная часть политических дел стала рассматриваться военными судами.

И все-таки, можно без колебаний признать, что судебная реформа была наиболее радикальной и последовательной из всех Великих реформ 1860-х гг.

Военные реформы

В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, он провел в 1860-х - I пол. 1870-х гг. ряд военных реформ. Одной из главных задач военных реформ было сокращение численности армии в мирное время и создание возможности для значительного увеличения ее в военное время. Это было достигнуто путем сокращения небоевого элемента (нестроевых, местных и вспомогательных войск) и введением в 1874 г. (под влиянием удачных действий прусской армии во франко-прусской войне 1870 - 1871 гг.) всеобщей воинской повинности, заменившей дореформенную рекрутчину. Воинская повинность распространялась на все мужское население, в возрасте 21-40 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Затем военнообязанные переводились в качестве ратников в Государственное ополчение, куда зачислялись и освобожденные от призыва. В мирное время на действительную службу брали не более 25 - 30% от общего числа призывников. Значительная часть призывников освобождалась от службы по семейным льготам (единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и т.п.), по физической непригодности, по роду занятий (врачи, ветеринары, фармацевты, воспитатели и преподаватели); остальные тянули жребий. Не подлежали призыву представители народов Севера и Средней Азии, некоторых народов Кавказа, Урала и Сибири (мусульмане). На особых условиях проходили воинскую службу казаки. Сроки службы сокращались в зависимости от образования. Если же получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то срок службы дополнительно сокращался еще вдвое. При этом условии призывники, имевшие среднее образование, служили всего семь месяцев, а высшее - три. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образования. В ходе милютинских реформ были значительно изменены условия службы для нижних чинов (солдат): отменены телесные наказания (наказание розгами оставлено только для разряда “штрафованных”); улучшена пища, обмундирование и казармы; приняты строгие меры для прекращения побоев солдат; введено систематическое обучение солдат грамоте (в ротных школах). Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

Одновременно для упорядочение системы военного управления была создана стройная, строго централизованная структура. В 1862 - 1864 гг. Россия разделялась на 15 военных округов, непосредственно подчиненных Военному министерству. В 1865 г. учрежден Главный штаб - центральный орган управления войсками. Серьезное значение имели и преобразования в сфере военного образования: вместо закрытых кадетских корпусов учреждались военные гимназии, близкие по программе к средней школе (гимназии) и открывавшие путь в любое высшее учебное заведение. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в учрежденные в 1860-е гг. специализированные юнкерские училища - артиллерийские, кавалерийские, военно-инженерные. Важной чертой этих училищ была их всесословность, открывшая доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения. Высшее военное образование давали академии - Генерального штаба. артиллерийская, военно-медицинская, морская и др. Было проведено перевооружение армии (первые нарезные казнозарядные орудия, винтовки Бердана и др.).

Военные реформы встречали сильное противодействие консервативных кругов генералитета и общества; главным противником реформ был генерал-фельдмаршал кн. А.И. Барятинский. Военные “авторитеты” критиковали реформы за бюрократический характер, умаление роли командного состава, ниспровержение вековых устоев русской армии.

Итоги и значение реформ 1860-х - 1870-х гг.

Реформы 60-70-х годов - крупное явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60-70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

Тема: «Либеральные р
еформы 60­70­х годов

XIX
века»
Цели:
образовательная: знакомство с основными положениями земской,
городской, военной, судебной реформ, преобразований в области
просвещения и печати; работа над формированием понятий «земство»,
«управа», «присяжный заседатель».
воспитательная: на основе выявления исторических параллелей между
положением России в сер. XIX в. и настоящим политическим положением,
показ важности изучения данной темы для становления современного
правового государства.
развивающая: формирование умения самостоятельной работы с
историческими источниками, развитие навыков работы со схемой, выработка
умений сравнивать исторические явления, способности делать выводы.
Оснащение: карта «Российская империя во второй пол. XIX в.», схемы
«Система земских органов самоуправления», «Структура городского
самоуправления», «Судебная система по реформе 1864 г.».
Тип урока: комбинированный.
Деятельность учителя
и учащихся
1. Опрос домашнего задания
(13 минут).
Фронтально.
Индивидуально.
Фронтально.
Индивидуально (письменно, у
доски). Фронтально.
Подведение итогов опроса.
Приемы и средства обучения
Определите значение понятий: «уставная
1.Как называется тема, которую мы изучали на прошлом
уроке?
2. К какой главе относится эта тема?
3. Какой отпечаток на проводимые реформы, на ваш
взгляд, внесла личность Александра II?
4. Определите важнейшие причины отмены
крепостного права.
5. Согласны ли вы с утверждением, что крестьянская
реформа являлась реформой «сверху»? Почему?
6. Каковы основные положения реформы?
7.
грамота», «выкуп», «временнообязанные крестьяне»,
«отрезки»?
8.
крестьян при годовом оброке 12 рублей?
9.
составлена уставная грамота; крестьяне переводились в
положение временнообязанных; крестьяне должны бы¬
ли выплачивать ссуду государству?
10.
Отмена крепостного права коренным образом изменила
структуру общественных отношений. Изменившаяся
ситуация требовала принятия новых законов, введения
новых институтов управления.
В течение какого срока: должна была быть
Рассчитайте сумму выкупного платежа
В чем состояло значение реформы?

2. Запись темы урока на доске
и в тетрадях. Доведение
целевой установки урока до
сведения учащихся.
Изучение нового материала
(25 минут).
Работа с документом.
Постановка проблемного
задания.
Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60­
70­х гг. XIX в. В ходе урока мы должны выяснить, каково
основное содержание реформаторских преобразований
Александра II.
«Реформы 60­70­х годов XIX века».
План изучения нового материала:
Земская (1864) и городская (1870) реформа.
I.
Судебная реформа (1864).
II.
Военная реформа (1874).
III.
IV.
Преобразования в области просвещения и цензуры.
I. Первой из назревших реформ стало учреждение органов
местного самоуправления. Закон о местном
самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру
земских учреждений и их компетенцию.
Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них
имело распорядительные (земские собрания) и
исполнительные (земские управы) органы. Ими были
землевладельцы, собственники неземельных недвижимых
имуществ, крестьяне. Выборы по первым двум куриям
осуществлялись на основе имущественного ценза.
Губернские собрания избирались на заседании уездных из
числа гласных (выбранных населением уездов депутатов).
Прочитайте документ на странице 157 учебника и
укажите круг полномочий земств.
ДОКУМЕНТ
Заведывание имуществами и земельными сборами
Устройство и содержание принадлежащих земству
Попечение о развитии местной торговли
Меры обеспечения народного продовольствия.
Заведование земскими благотворительными
Дела, подлежащие ведению земских учреждений...
1.
земств.
2.
зданий, других сооружений и путей сообщения.
3.
4.
заведениями... способы прекращения нищеты.
5.
и промышленности.
6. Участие... в попечении о народном образовании, о
народном здравии и тюрьмах. Земские органы
первоначально были избраны лишь в 33­х из 50­ти
российских губерний, где было сильным влияние
дворянства. Главная их слабость заключалась в том, что
земства не могли работать в полную силу: бюджет
удовлетворял реальные потребности земств только на
80%. Однако вопреки ожиданиям правительства, земства
не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а
активно включились в политическую борьбу, став основой
либерального движения в России.
На аналогичных условиях с земской в 1870 г. была
проведена городская реформа. Обратимся к схеме.

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Городской глава
Активизация класса. Работа со
схемой.
Городская управа
Городская дума

Мелкие Средние Крупные
Плательщики городских сборов
Представительными органами городского самоуправления
были городские думы, избиравшиеся на четыре года из
числа городских собственников ­ плательщиков городских
налогов. Избиратели заносились в список по порядку
уменьшения суммы налога, который они платят. Затем
список делился на три равные части, от каждой из
которых избиралась треть депутатов (гласных) в
городскую думу. Городская дума избирала членов
городской управы и городского голову (исполнительные
органы городского самоуправления). В компетенции
органов городского самоуправления были вопросы
благоустройства, заведование школьным, медицинским и
благотворительным делом.
Прослушайте выдержки из документа и определите,
каким образом органы городского самоуправления
зависели от царской администрации.
ДОКУМЕНТ
Из городового положения (1870 г.)
Активизация класса. Работа с
документом. Постановка
проблемного задания.
Городское общественное управление,
«Попечение и распоряжение по городскому
1.
хозяйству и благоустройству предоставляется
городскому общественному правлению, а надзор за
законным его
исполнением ­ Губернатору, на точном основании правил
настоящего Положения.
2.
в
постановлениях и распоряжениях своих не может
выходить из круга указанных ему дел.
Всякое
постановление его, в противность сего
состоявшееся, недействительно.
3.
Лица, избранные на должность Городского Главы, а
также назначенные для временного замещения сей
должности,... утверждаются в сих званиях: в губернских
городах ­ Министром внутренних дел, а в прочих городах
­ Губернатором».
В целом органы городского самоуправления не принимали
участия в общественном движении из­за политической

Запись на доске и в тетрадях.
Бессословность.
Гласность.
Состязательность.
Выборность судей.
инертности купечества.
II. Одновременно с земской реформой в 1864 г. по
настоянию общественности правительство провело
судебную реформу. Реформа вводила новые принципы
судопроизводства.
Принципы судопроизводства:
1.
2.
3.
4.
5. Независимость судей от администрации.
Основным звеном судебной системы являлся окружной
суд с присяжными заседателями. 12 присяжных
заседателей избирались по жребию на каждый судебный
процесс. Кандидаты на должность присяжного должны
были удовлетворять ряду требований, одно из которых ­
имущественный ценз. На основании вердикта присяжных
(«виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает
снисхождения») суд выносил приговор. Высшей судебной
инстанцией был Сенат. Мировой суд решал мелкие
уголовные и гражданские дела. Он состоял из одного
судьи, избираемого на три года городскими думами и
земскими собраниями. В течение этого срока судья не мог
быть смещен. Администрация не могла вмешиваться в
судопроизводство.
Несмотря на прогрессивность
основных положений судебной реформы, она осталась
незавершенной: были сохранены сословные суды;
существовали ограничения вправе быть присяжным
заседателем. Структуру органов суда рассмотрим по
схеме.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПО РЕФОРМЕ 1864 г.
Активизация класса. Работа со
схемой.
Сенат
Судьи
Прокурор 12 присяжных Адвокат
(имущественный ценз)
Мировой судья
Городские думы Мировой суд Земства
III. Вспомните причины поражения России в Крымской
войне и подумайте, проведение каких мер в армии было
необходимо.
Одно из важнейших преобразований александровского
Активизация класса.

Запись в тетрадях.
Запись в тетрадях.
Закрепление (5минут)
царствования ­ военная реформа, которая проводилась с
1860­х по 1874 г. Руководил подготовкой и проведением
реформы военный министр Дмитрий Алексеевич
Милютин.
Содержание реформы сводится к следующему:
1. отмена рекрутской системы комплектования армии;
2. снижение срока службы: 6 лет в пехоте и 7 лет на
флоте;
3. изменение тактических приемов; принимаются новые
воинские уставы;
4. улучшение руководства вооруженными силами,
Россия делится на военные округа;
5. перевооружение армии;
6. пополнение офицерского состава квалифицированными
кадрами.
Военная реформа вызвала резкую критику консерваторов.
Но уже первое серьезное испытание ­ русско­турецкая
война 1877­1878 гг. показало высокий уровень боевой
подготовки армии.
Проведение реформ требовало подготовки
IV.
квалифицированных специалистов,
поэтому перед
правительством Александра II встала задача коренного
реформирования народного образования.
Изменение в системе просвещения можно свести к
следующему:
1. введение новых университетского (1863) и школьного
(1864) уставов;
2. восстановление автономии университетов;
3. выборность ректора, деканов, преподавателей;
4. создание совета, решавшего все внутренние
дела университета;
5. значительное увеличение числа начальных и средних
учебных заведений, в том числе для детей из
малообеспеченных семей. В 1865 г. были приняты
«Временные правила» о цензуре, согласно которым
отменялась предварительная цензура рукописей. Но в
целом цензурная реформа оказалась самой робкой из всех
преобразований 60­70­х гг.

последовательный характер?

продуманной системой?

Чем вы можете объяснить большую или меньшую
глубину реформ в разных сферах жизни тогдашней
России?

капитализм, а что тормозило его развитие?
Современники Александра II назвали реформы 60­70­х гг.
«великими». И действительно, были созданы новые,
современные органы самоуправления и суда, реформы
Какие реформы, на ваш взгляд, имели наиболее
Являются ли реформы 60­70­х гг. XIX в. единой
Что в реформах давало возможность развивать

Подведение итогов.

способствовали росту производительных сил страны, ее
обороноспособности,
гражданского
развитию
самосознания среди населения,
распространению
просвещения, улучшению качества жизни. Россия
подключалась к общеевропейскому процессу создания
передовых, цивилизованных форм государственности. Но
реформы имели половинчатый характер: в местном
управлении были сильны пережитки крепостничества,
оставались нетронутыми многие дворянские привилегии,
Объяснение домашнего
задания (2 минуты).
реформы не затронули верхних этажей власти.
Прочитать параграф 23­24 учебника «Продолжение
реформ».
Ответить на вопросы на стр.167 учебника.
(При подготовке домашнего задания обратите внимание
на документы, помещенные на полях и в конце параграфа)
Запомнить даты, исторические понятия, персоналии
темы.

К 1860-м гг. Россия коренным образом изменилась. В 1861 г. Александром II было отменено крепостное право - в стране стало много свободных крестьян, обедневших помещиков, росла численность городов и строились новые города. Всё это требовало проведения новых реформ и изменений. Своеобразной компенсацией правительства дворянству стало проведение земской реформы органов местного самоуправления, позволяющая участвовать в этих органах представителям всех сословий, однако главная роль принадлежала дворянству. В городах также были созданы новые органы местного самоуправления - Городские думы и управы. Все эти органы решали вопросы сельского и городского хозяйства, а также актуальные проблемы населенных пунктов. Еще одной великой реформой стала судебная реформа Российской империи, которая вывела российскую судебную систему на качественно новый уровень. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

В итоге Александр II провел реформу органов местного самоуправления - земств. По идее правительства к участию в органах местного самоуправления должны были быть привлечены все слои российского общества. Однако на деле главную роль играли дворяне, так как они потерпели наибольшие убытки в ходе проведения крестьянской реформы и власти хотели отчасти компенсировать им убытки. Кроме того, правительство Александра II было уверено, что участие в хозяйственной жизни регионов поможет отвлечь наиболее радикальные силы российского общества от разрушительной для государства деятельности.

1 января 1864 г. императорским указом было введено Положение о губернских и земских учреждениях. Право принимать участие в земских органах имели исключительно мужчины, которые избирались по трем куриям. Первая курия - это землевладельцы - наиболее богатые люди, вторая - городское население, третья - вольные крестьяне, которые получили право представительства в земских органах. Деньги на земскую деятельность должны были собирать с помощью специального налога, который вводился на всё недвижимое имущество в уездах на заводы, участки, дома (рис. 2) и т. д.

Рис. 2. Завод в России XIX в. ()

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - это земские собрания, которые собирались раз в год. На них присутствовали депутаты - гласные, выбранные от трех курий. Распорядительные органы собирались на короткий срок для решения наиболее важных хозяйственных проблем региона. В остальное время действовали исполнительные органы земств - земские управы. Они были гораздо меньше по численности депутатов, однако земские управы были постоянно действующими органами местного самоуправления, которые решали ежедневные вопросы населения.

Земства занимались достаточно широким кругом вопросов. Они строили школы и больницы (рис. 3), занимались их обеспечением, создавали новые пути сообщения, решали вопросы местной торговли (рис. 4). В сферу ведения земств входили также благотворительность, страхование, ветеринарное дело и многое другое. В целом стоит сказать, что сделано земствами было много. Даже противники реформ Александра II признавали, что старый чиновничий аппарат местного самоуправления не смог бы решить так много вопросов, как это сделали новые земские органы.

Рис. 3. Сельская школа XIX в. ()

Рис. 4. Сельская торговля в XIX в. ()

В 1870 г. по образцу земской была проведена и городская реформа органов местного самоуправления. Согласно ей старые городские власти были заменены новыми всесословными думами и управами. Теперь к управлению городом могли быть привлечены жители всех социальных слоев. Это заставляло власти бояться новых городских органов самоуправления и жестко их контролировать. Так, городской глава мог быть назначен только с согласия министра внутренних дел или губернатора. Кроме того, эти два чиновника могли наложить вето на любое решение Городской думы (рис. 5).

Рис. 5. Городская Дума XIX в. ()

Участие в органах городского самоуправления могли принимать мужчины не моложе 25 лет, обязательно платившие налоги в казну. Городские думы решали ряд вопросов, касающиеся развития города: предпринимательская и торговая деятельность, благоустройство, содержание полиции и тюрем.

Городская реформа стала важным этапом на пути развития российских городов в целом.

В условиях пореформенной России появилось огромное количество свободных людей, при этом дезориентированных, не понимающих, как жить в стране. Перед правительством Александра II встала серьезная проблема судов. Старые суды Российской империи были изрядно коррумпированы, власть в них принадлежала представителям дворянства или местной администрации. Всё это могло привести к глубоким социальным потрясениям.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами одной из самых системных и последовательных реформ Александра II стала судебная реформа. По замыслу этой реформы создавались два типа судов: общие и мировые.

Мировые суды действовали в городах и уездах. Они рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела. Мировые судьи (рис. 6) выбирались деятелями Городской или Земской управы. Они были единоличными вершителями правосудия на своем участке и всеми силами старались решить проблемы между жителями своего населенного пункта полюбовно.

Рис. 6. Мировой судья ()

Общие суды делились на окружные суды и судебные палаты. Они располагались в губернских городах и решали большое количество вопросов. В окружных судах рассматривались гражданские, уголовные и политические дела. Важной отличительной особенностью окружных судов было присутствие в них присяжных заседателей. Это были люди, которые методом жребия выбирались из числа простых горожан. Они выносили вердикт: виновен обвиняемый или нет. Судья же лишь определял меру пресечения в случае его вины либо отпускал невиновного человека на свободу.

В случае недовольства приговором осужденный мог подать апелляцию в Судебную палату. Верховной инстанцией российской судебной системы стал Сенат, куда можно было подать апелляцию, если была жалоба на действия Судебной палаты. Также Сенат осуществлял общее руководство судебной системой Российской империи.

Кроме всего прочего, в судебной системе произошли и другие изменения. Например, появились такие должности, как прокурор, который возглавлял обвинение, и адвокат, который защищал интересы подсудимого. Проводились судебные заседания впредь в атмосфере гласности: в зал суда допускались представители прессы и любознательные граждане.

Всё вышеперечисленное сделало судебную систему России более гибкой.

В целом можно сказать, что судебная система России после реформы Александра II стала наиболее эффективной и самой передовой в мире. Городская и земская реформы органов самоуправления также позволили государственному управлению страны выйти на новый, качественный уровень.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1964.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П.Титова. - М.: Проспект, 1998.
  6. После реформ: правительственная реакция // Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1997.
  1. Российское военно-историческое общество ().
  2. History.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте земскую реформу органов местного самоуправления. Каким образом она проходила? На что повлияла данная реформа?
  2. Как проходила городская реформа органов местного самоуправления? К чему привела данная реформа?
  3. Как изменилась судебная система Российской империи после проведения судебной реформы 1864 г.?