Навсегда молодая. Татьяна Снежина: биография и некролог С бугаева и т снежиной

Биография Татьяны Снежиной . Поэтесса, композитор, певица, автор песни «Позови меня с собой» . Трагическая авария . Памятники и могила. Цитаты, фото, фильм .

Годы жизни

родилась 14 мая 1972, умерла 21 августа 1995

Эпитафия

«И ты подумаешь оттуда, где лишь чайки
Кричат о близком счастье и любви,
Что вот теперь ты сможешь без утайки
Сказать и спеть под праздничное „Бис!“…»
Из стихотворения поэта Грэма Вольдемара памяти Снежиной

Биография Татьяны Снежиной

Когда ей было три года, она любила накраситься маминой косметикой, надеть ее же юбку и петь для родителей и гостей дома песню «Арлекино» Аллы Пугачевой. Кто бы мог тогда подумать, что спустя несколько десятилетий уже сама примадонна будет исполнять песни Снежиной . И уж точно никто не мог предположить, что Татьяны к тому времени уже не будет в живых.

Биография Татьяны Снежиной - удивительная и трагически короткая . Родившаяся в семье военного, она хотела связать свою жизнь с врачевательством. Но тяга к творчеству нередко брала верх - девушка активно участвовала в конкурсах самодеятельности, сочиняла и записывала собственные песни, которые тут же становились популярными среди ее друзей и однокурсников. Для того, чтобы пробиться в шоу-бизнес, ей самой вряд ли бы хватило уверенности. Но талант Снежиной не мог остаться незамеченным. Однажды молодую девушку заметил Сергей Бугаев , директор молодежной студии. Сначала он уговорил ее сотрудничать с его объединением, а уже в процессе работы между молодыми людьми возникли романтические отношения.

Авария: крушение надежд

Казалось, что Татьяна Снежина вот-вот скоро станет невероятно известной - своей душевностью, лиричностью она хорошо вписывалась в современный музыкальный мир, хоть и выделяясь из него. Вместе с Бугаевым они работали над новым проектом, обсуждали будущую свадьбу и медовый месяц, строили грандиозные планы . Но спустя три дня после презентации проекта Татьяны произошла страшная авария, в которой погибли и сама Снежина, и ее будущий муж Сергей Бугаев . Похороны Снежиной прошли на Заельцовском кладбище в Новосибирске , но спустя некоторое время ее прах был перенесен на Троекуровское кладбище в Москве . В Новосибирске на месте захоронения остался мраморный кенотаф Снежиной .

Невероятно печален тот факт, что слава, известность и всенародная любовь пришли к поэтессе, композитору и певице уже после смерти Снежиной. Сначала ее песню «Позови меня с собой» исполнила Алла Пугачева . Вскоре песни Снежиной стали исполнять и другие музыканты поп-эстрады - от Иосифа Кобзона до Кристины Орбакайте. Год за годом Снежиной посмертно присуждали премию «Песня года» , а также была создана награда ее имени — «Серебряная снежинка» , которой сегодня поощряют людей, внесших вклад в развитие молодых талантов. В ее родном городе проводится конкурс молодых исполнителей памяти Снежиной и Бугаева , а одна из улиц Новосибирска даже названа в ее честь - на этой улице сегодня установлен памятник Снежиной .

Линия жизни

14 мая 1972 г. Дата рождения Татьяны Валерьевны Снежиной (настоящая фамилия Печенкина).
1981 г. Учеба в московской школе № 874 (ныне № 97).
1989 г. Поступление во 2-й Московский медицинский институт.
1992 г. Переезд в Новосибирск, поступление в Новосибирский мединститут.
1994 г. Запись Снежиной фонограмм своих песен в студии «КиС-С» в Москве, победа в телевизионном конкурсе «О войне и обо мне» в Новосибирске.
1995 г. Знакомство и помолвка с Сергеем Бугаевым, победа в сибирском фестивале «Студенческая весна — 95».
18 августа 1995 г. Презентация нового продюсерского проекта.
21 августа 1995 г. Дата смерти Снежиной и Бугаева (гибель в аварии).

Памятные места

1. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова (бывший 2-й Московский медицинский институт), где училась Снежина.
2. Новосибирский государственный медицинский университет (бывший Новосибирский мединститут), где училась Снежина.
3. Литературно-музыкальный музей памяти Татьяны Снежиной в бывшей школе № 874, где училась Снежина.

5. Памятник Снежиной в Новосибирске на улице, названной в ее честь.
6. Мемориал Снежиной и Бугаева на месте их гибели.
7. Заельцовское кладбище , где была похоронена Снежина.
8. Троекуровское кладбище , где была перезахоронена Снежина.

Эпизоды жизни

Незадолго до смерти Снежина и Бугаев презентовали свой новый проект, над которым долго работали. На презентации Снежина исполнила свою песню, в которой были такие слова: «Если я умру раньше времени…» К несчастью, песня оказалась пророческой - спустя три дня певица и ее жених погибли .

Алла Пугачева вспоминала, что с песней Снежиной «Позови меня с собой» произошла мистическая история . Певица приехала в Санкт-Петербург снимать клип на эту песню, режиссер которого ничего не знал об авторе и о том, как выглядела погибшая девушка. Времени было мало, и Пугачева попросила режиссера снять основные сцены без нее. Когда она приехала на студию и увидела отснятый материал, то была невероятно поражена: актриса, которую выбрали на роль девушки, погибающей по сюжету клипа в аварии, была невероятно похожа на саму Снежину .

Завет

«Если я умру раньше времени,
Пусть меня унесут белы лебеди
Далеко, далеко, в край неведомый,
Высоко, высоко, в небо светлое…»


Документальный фильм о Татьяне Снежиной

Соболезнования

«Песни „Позови меня с собой“ и „Мы в этой жизни только гости“ — это те песни, которые восстановили мою гордыню, восстановили тот стержень, который необходим человеку, выходящему на сцену. Поэтому у меня, кроме всего прочего, еще и личное отношение к песням Татьяны Снежиной. В лице Тани мы увидели символ талантливого человека. А ведь таких по России немало».
Алла Пугачева, певица

«Это гениальная поэтесса, которая написала „Позови меня с собой“ . Этой песней был ознаменован самый романтический период в наших с Аллой отношениях, и я всегда, если есть возможность, прихожу к Тане на могилу и приношу цветы с концерта в память о тех счастливых днях. Очень жаль, что эта девушка так рано ушла от нас».
Филипп Киркоров, певец


Слава, признание и успех пришли к ней… после смерти. Имя Татьяны Снежиной стало широко известно после того, как Алла Пугачева исполнила ее песню «Позови меня с собой…» . Она была начинающей певицей и автором еще нескольких десятков песен, исполненных звездами эстрады. Жизнь Татьяны Снежиной была яркой и очень короткой.



Татьяна Печенкина родилась в 1972 г. в Луганске, через полгода семья военного переехала на Камчатку, а еще через 10 лет – в Москву. С детских лет Татьяна писала стихи, многие из которых становились песнями. Первыми слушателями стали однокурсники на студенческих вечерах, ее песни записывали на магнитофон, а кассеты расходились среди друзей и знакомых. В 1994 г. Татьяна дебютировала на сцене московского Театра эстрады. Затем принимала участие в конкурсах и сборных концертах. Тогда она выбрала себе звучный псевдоним – Снежина, в память о детстве, проведенном на Камчатке.





В конце 1994 г. отец Татьяны получил назначение в Новосибирск, и семья снова переехала в другой город. Там кассета с ее песнями попала в руки директора молодежного объединения «Студия-8» Сергея Бугаева, который на тот момент был руководителем местного рок-движения. Несмотря на то, что его музыкальные предпочтения были совсем другими, кассета Татьяны Снежиной вскоре незаметно перекочевала из студии к нему в автомобиль.



Бесхитростные и даже наивные тексты ее песен у многих вызывали сомнения в их коммерческом успехе, «осовременить» их с помощью аранжировок тоже не получалось. «Мы слишком долго пытались подтянуть Танины песни под мировые стандарты и неожиданно поняли, что это невозможно. То, что она пишет, не нуждается в сколь-нибудь серьезных обработках, все, что она пишет, должно звучать почти в нетронутом виде потому, что это то, что мы ждали, искали и долго не могли найти», – вспоминал один из аранжировщиков.





Бугаев и сам не называл этот проект коммерческим, но надеялся, что Татьяна Снежина найдет свою аудиторию. Творческий тандем вскоре стал семейным союзом: в августе 1995 г. состоялась помолвка, а на сентябрь запланировали свадьбу. Той же осенью собирались выпустить новый альбом певицы. Но этим планам не суждено было осуществиться. 19 августа Сергей с Татьяной отправились с друзьями на Горный Алтай. Два дня спустя их микроавтобус столкнулся с грузовиком «МАЗ», и все пять пассажиров и водитель погибли на месте. Певице было всего 23 года.





Однажды молодой человек из Новосибирска предложил Иосифу Кобзону послушать кассету с песнями Татьяны Снежиной. Певец отнесся к этому скептически – подобные просьбы поступали к нему слишком часто. Но певица не оставила его равнодушным: «В песнях Тани проникновенность, чистота, непривычная для наших дней», – признавался он позже. Кобзон дал послушать кассету Игорю Крутому и предложил организовать творческий вечер, посвященный памяти погибшей певицы. В том же году состоялся большой концерт, в котором песни Снежиной исполнили звезды эстрады: Алла Пугачева, Кристина Орбакайте, Лев Лещенко, Николай Трубач, Татьяна Овсиенко и другие. После этого многие песни вошли в репертуар исполнителей на многие годы, как, например, «Музыкант», ставший визитной карточкой Кристины Орбакайте.







Но самую большую известность получила песня «Позови меня с собой…» в исполнении Аллы Пугачевой. В 1998 г. в интервью примадонна рассказывала: «У меня особое, личное отношение к Татьяне Снежиной. Ее я не знала, мы "познакомились" после ее гибели. Конечно, останься Татьяна в живых, были бы известный автор и исполнительница песен и известный продюсер. Татьяна Снежина для меня – символ всех талантливых людей, мимо которых мы часто проходим, не замечая, не вглядываясь. Отсюда смысл нашей акции – не проходите мимо талантов! Концерт в Новосибирске как бы продлевает жизнь этим людям. Ведь пока помнят – человек бессмертен. Мне в руки попадает очень много кассет – с песнями как ныне живущих молодых авторов, так и погибших. Но, когда у меня в руках оказалась кассета песен Татьяны Снежиной, меня поразила пронзительность этих песен. Не каждая песня так попадает в сердце».

Обычно я не пишу на темы шоу-бизнеса. Но эта история вышла далеко за его пределы и настолько вывела меня из себя, что не смогла не написать.

Сейчас по Первому каналу идёт очередной мыльный сериал («Дурная кровь»), где главная героиня — юная красавица, воплощение всех добродетелей, но бедная, осиротевшая, вдобавок изнасилованная и беременная, тем не менее всех любящая, всепрощающая, типичная Золушка из сказки (и ежу понятно с первых же серий, что впоследствии та непременно обернётся принцессой, то бишь дочерью или женой олигарха, и свалившееся на голову богатство сиречь счастье вознаградит бедную страдалицу за все перенесённые муки и неземную доброту. Смотреть не смотрела, но иногда на кухне в экран поглядывала, отмечая про себя, как же неправдоподобно всё накручено: за девицей, которой светит огромное наследство, охотится целая кодла негодяев, чтобы устранить претендентку на состояние, о котором она и не подозревает, тут и убийства (по ошибке вместо неё убили подругу), поджог дома, всяческие покушения, подосланные киллеры... Ну надо же, чего только не придумают эти горе-сценаристы, — вздыхала я, шинкуя капусту, — и как же далеко всё это от реальной жизни...
Оказалось, отнюдь не далеко. Вчера включила «Прямой эфир» — терпеть не могу эту передачу, но тема и героиня меня весьма заинтересовала, а история её буквально потрясла. В этой истории оказалось много схожего со злоключениями героини сериала. Притом что это была самая что ни на есть правда.


В двух словах перескажу суть. Всем хорошо известен нашумевший хит, исполненный в 1997 году Аллой Пугачёвой «Позови меня с собой». Песня не бог весть что на мой вкус, но ореол автора стихов Татьяны Снежиной, божественной красавицы, разбившейся в автокатастрофе в 23 года, исполнение этой песни первой звездой эстрады, магия ранней смерти поэтессы и аура славы примадонны сделали своё дело: песня гремела долгие годы, принося немалые дивиденды её автору (вернее, уже наследникам оной) и главной исполнительнице.


Алла Пугачева и Ирина Орешко

Но спустя некоторое время выяснилось, что у этой песни другой автор — некая Ирина Орешко.

Неожиданно для всех она выступила с заявлением, что эту песню написала еще в 1990 году и посвятила своей первой школьной любви Диме Смолякову. Снежину она лично не знала, а вот с ее продюсером Сергеем Бугаевым, вместе с которым та разбилась в аварии, была знакома более чем близко, жила у него в новосибирской квартире довольно продолжительное время.



Татьяна Снежина и Сергей Бугаев

Он обратил на неё внимание на новосибирском конкурсе молодых исполнителей «Транзит» и привёл к себе. Там Ирина и забыла свою тетрадь со словами и нотами песен, которая — как она уверяет — через Бугаева — и попала впоследствии к Снежиной.
Ирина была довольно взбалмошной и непостоянной девушкой. Вскоре вышла замуж, родила сына, ей было в тот период не до песен. И вдруг спустя несколько лет до неё докатились раскаты славы хита «Позови меня с собой», раскрученного Пугачёвой, в котором она узнала свою песню. Всюду была указана автором «погибшая в автокатастрофе Татьяна Снежина».

Поначалу Ирина решила, что произошла ошибка, недоразумение, которые легко исправить. Ведь она даже посылала свою композицию «Позови меня с собой» на какой-то конкурс, казалось, её авторство установить было нетрудно. Она позвонила в студию и сказала всего одну фразу: «Ребята, Татьяна Снежина погибла в катастрофе, но автор песни жив, это я». Эта фраза стала для неё роковой. Если бы она знала, какая цепь событий за ней последует — наверное, тогда прикусила бы себе язык.
Надо сказать, что на Снежину Ирина не имела зла. «Я даже не уверена, что Снежина сама присвоила авторство „Позови меня с собой“, возможно, она просто решила спеть мою песню, — поясняла она. — А когда Татьяна и Сергей погибли, родственники не разобрались, что эта песня чужая».

Выдвинутая Ириной версия была не такой уж неправдоподобной, какой могла показаться на первый взгляд. Брат Снежиной Вадим Печенкин сам признавал в интервью, что к ее творческому наследию причислили все, что было написано ее рукой, и ошибочно издали под ее именем несколько чужих стихов. В частности, в книгу Татьяны попали тексты песен Ромы Жукова, написанные экс-солисткой группы «Мираж» Светланой Разиной.


Экс-солистка группы «Мираж» Светлана Разина

— Я подала в суд и предоставила справку из Российского авторского общества, что эти тексты были зарегистрированы мной еще в тысяча девятьсот восемьдесят лохматом году, — рассказывала Разина.
— «А вот у нас есть рукопись Снежиной!» — заявили мне в ответ. И предъявили ничем не заверенную ксерокопию бумажки, на которой аккуратным почерком были переписаны мои стихи.
— Это не рукопись, а урок чистописания! — возмутилась я и достала из сумки листок бумаги с набросками своих новых стихов.
— Вот как выглядит настоящая рукопись! Здесь так все перечеркано, что вы вряд ли сможете что-то разобрать. А на обратной стороне вообще записан текст песни Энрике Иглесиаса. Что же, по-вашему, если я переписала его своей рукой, получается, что я теперь его автор?!«.
Но судья не захотела слушать никакие доводы и отказала в удовлетворении моего иска.

Для никому не известной Ирины Орешко борьба за свое авторство завершилась гораздо более плачевно, чем для экс-солистки «Миража». Выяснилось, что отец Татьяны Снежиной генерал Валерий Печенкин в то время занимал пост замдиректора ФСБ России.


Отец Татьяны Снежиной - генерал Валерий Печенкий

В адрес новосибирской певицы начали поступать предупреждения, что ей лучше отказаться от своих претензий. Но она не унималась, пытаясь отстоять истину. Вскоре убивают мать Ирины, которая вышла из дома в её лыжном костюме. (Они довольно похожи с матерью, можете убедиться по снимку).


Много лет назад Орешко была счастлива с мамой и маленьким сынишкой

Убийцу, конечно, не нашли. Ирина убеждена, что мать убили по ошибке, приняв её за неё.

— Вы связываете два эти события? — усомнился ведущий передачи.
— А Вы бы не связали? — спросила она его.

А через некоторое время на саму Ирину было совершено нападение. Это произошло в узком тёмном коридоре на квартире её знакомой. Орешко схватили за волосы, потащили в кухню, стали наносить удары руками и ногами. Защищаясь, она схватила со стола нож и нанесла одному из нападавших смертельную рану. На суде ей дали 8 лет строгого режима «за умышленное убийство».

— Вы превысили меру необходимой обороны? — с видимым сочувствием спросил мальчик-ведущий.
— Не было никакого превышения. Мне просто не дали выбора — если бы не я — он бы меня убил.

— По всем признакам, мой случай попадал под статью 37 УК «Необходимая оборона», — утверждала Ирина. — Причем, если бы он убил меня, он бы за это не просидел даже дня, так как, согласно прилагавшейся к делу справке, якобы состоял на учете в ПНД (психоневрологическом диспансере). Но я видела его. Какой там ПНД?! Это был накачанный парняга под два метра ростом, с солдатской выправкой и титьками, как у Шварценегера. Судья тоже изначально была настроена против меня, и сама постановка ее вопросов уже предполагала ответы не в мою пользу. Она припаяла мне 105 статью «Умышленное убийство». И дала 8 лет строгого режима. Ее приговор конкретно говорил: «Плевала я на ваш закон!».
— Следствие пыталось представить все так, будто я ворвалась в квартиру с ножом в руках и напала на потерпевшего, — рассказывала Орешко. — Я резонно возражала: «Почему же я тогда не воспользовалась ножом прямо в дверях, а позволила человеку схватить меня за волосы, оттащить в кухню и наносить мне руками и ногами удары по лицу и телу?»
Ко мне приезжал оперативник и вырывал у меня из головы клочки волос с кусочками кожи, чтобы сличить их с фрагментами кожи и волос, оставшимися под ногтями у убитого. Но эта экспертиза в деле почему-то отсутствовала. Было в нем и много других нестыковок.
К сожалению, мне было очень трудно защищаться в одиночку. В течение года у меня был запрет на переписку, я не могла сообщить о себе даже родственникам. Формально мне, конечно, предоставили адвоката. Какая-то тетенька встретилась со мной один раз, когда проводился следственный эксперимент. Больше я ее не видела. На суде присутствовал уже другой адвокат, который предварительно со мной не общался. Он заявил, что я превысила пределы самообороны.

Несмотря на многочисленные попытки обжаловать несправедливое решение суда, Ирина так и не добилась его отмены и загремела в мордовские лагеря. Но самым ужасным для неё было даже не это. Пока она отбывала наказание в колонии строгого режима, ее через суд безо всяких на то оснований лишили родительских прав и отобрали у нее четырёхмесячного сына Диму. Она долго потом искала его по детским домам, пока не выяснилось, что его усыновили американцы. Мальчик никогда не видел своей матери, у него даже не было её фотографии. На протяжении долгого времени Ирина не оставляла попыток разыскать своего потерянного сына. Ездила в новосибирский детский дом, откуда его в 2000 году передали американским усыновителям. Но, к кому она ни обращалась, выяснить что-либо о местонахождении и дальнейшей судьбе Димы ей так и не удалось.


Сын Дима (справа) с новой американской мамой и братом Алёшей

Ну чем не остросюжетный сериал? Вот только хеппи энда в наших жизненных «сериалах» как правило, не случается. Если героиня и осталась жива после стольких злоключений, то зло никогда не бывает наказано. Особенно если оно скрывается под магической аббревиатурой ФСБ.

Сердобольный ведущий «Прямого эфира» пытался всё свести к излюбленной подобными передачами мистике: «Проклятие песни... Роковой хит... Несчастья вдруг стали преследовать Ирину...» Ну конечно, злой рок, не иначе, божий промысел, божья кара... Только вот кара эта почему-то никогда не настигает подлинных убийц и злодеев.


Ирина Орешко показывает диск со своими песнями обозревателю «ЭГ» Михаилу Филимонову

«Семь лет назад наша газета опубликовала сенсационное интервью с певицей и автором песен из Новосибирска Ириной Р=Орешко. По ее утверждению, именно она, а не трагически погибшая Татьяна СНЕЖИНА написала песню „Позови меня с собой“, ставшую суперхитом в исполнении Аллы ППугачевой („ЭГ“ № 49, 1997). В тот момент вокруг имени Снежиной была развернута мощная рекламная кампания, инициированная ее отцом — генералом Валерием Печенкиным, тогдашним зампредседателя ФСБ России. В адрес Орешко начали поступать угрозы. А летом 1998 года Ирину внезапно арестовали по обвинению в тяжком преступлении. Все попытки получить хоть какую-то информацию о ней блокировались. Мы уже не надеялись увидеть ее живой...»

Ирина выжила, хотя потеряла всё: мать, сына, здоровье, честное имя, свои песни.
Отбыв тюремный срок, подурневшая, без зубов, с хриплым голосом и грубоватыми манерами предстала она перед приглашённой на передачу публикой, среди которой я успела заметить Бари Алибасова, бывшего продюсера группы «Ласковый май» А. Разина, композитора А. Журбина и многочисленных коллег и поклонников примадонны. Они с усмешкой поглядывали на певицу, подначивая «спеть» и отпуская шуточки по поводу её неказистой внешности: «А что? Она прекрасно смотрится! Шура отдыхает!»
Ну кто такая бывшая зэчка Орешко против этой мощной и слаженной команды шоу-бизнеса? Она и сама с горечью признала: «Ну конечно, Снежина для них лучше, чем я».

Снежина — это миф, легенда, это бренд, фишка Пугачёвой, неоднократно выступавшей с прочувствованными речами по поводу мистики песни, в которой юная поэтесса напророчила свою трагическую безвременную смерть. Она с Киркоровым не раз позировала у знаменитой могилы.


Выйдя на страницу Снежиной, я была шокирована мощной рекламной кампанией, которая велась во славу этой певицы все эти годы.

В 1997, 1998, 1999 и 2008 годах Т. Снежина посмертно становилась лауреатом премии «Песня года». Существует награда имени Татьяны Снежиной — «Серебряная снежинка» за вклад в помощь молодым талантам. Одной из первых эта статуэтка была вручена Алле Пугачевой.
В 2008 году на Украине учреждена литературная премия Межрегионального союза писателей страны им. Татьяны Снежиной и соответствующая памятная медаль. Ежегодно лучшие поэты-песенники номинируются на эту награду.
В Казахстане в честь Татьяны Снежиной названа вершина горного массива Джунгарского Алатау. Вершина была впервые покорена в итоге целевой экспедиции группы молодых российских альпинистов.

В 2006 году в школе № 97 (ранее школа № 874) г. Москвы, где училась Татьяна Снежина с 1981-1989 гг., силами педагогического коллектива, на основании официального решения правительства Москвы, открыт «Литературно-музыкальный музей памяти Т. Снежиной».
На Украине, в городе Луганск в 2010 году решением властей в центре города установлен бронзовый памятник Татьяне Снежиной. Автор скульптуры Е. Чумак.


Памятник Снежиной в Луганске

В 2008 году в Новосибирске учреждён и ежегодно проводится широкомасштабный региональный телевизионный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни «Ордынка», посвящённый памяти Т. Снежиной и С. Бугаева. Конкурсанты съезжаются со всей России и конкурс проводится в несколько этапов, широко освящаемых прессой и телевидением. Традиционно одним из этапов фестиваля является исполнение песен Т. Снежиной.

В Новосибирске в 2011 году в честь Татьяны Снежиной названа одна из новых улиц.


Улица Т. Снежиной в Новосибирске и бронзовая стела

С 2012 года Новосибирский Велоклуб «Райдер» проводит ежегодный «Велопробег памяти Татьяны Снежиной» по маршруту Новосибирск — 116 км. Черепановской трассы (место гибели поэтессы).

С 2012 года в Москве проводится ежегодный «Международный фестиваль школьного творчества памяти Татьяны Снежиной» в дату, приуроченную ко дню рождения поэтессы.

14 мая 2013 года в Новосибирске, на улице Татьяны Снежиной по инициативе поклонников автора, решением властей города установлена бронзовая пятиметровая стела посвященная этой поэтессе и композитору. Авторы скульптуры — главный художник Новосибирска Юрий Бурик и томский скульптор Антон Гнедых. Стела в виде стилизованного паруса-арфы с силуэтом юной поэтессы увековечивает не только образ самой Т. Снежиной, но и одно из её знаменитых произведений — на переднем плане композиции изображен из бронзы нотный стан с первыми нотами песни «Позови меня с собой».

В XXI веке Татьяна Снежина стала одним из самых популярных и продаваемых поэтических авторов России. Тиражи её книг перешагнули стотысячный рубеж.

Я даже не представляла себе таких гигантских масштабов пиара — и за что? За одну-единственную песню, и то лишь потому, что она была умело раскручена Пугачёвой. Да ни один великий поэт или певец в нашей стране не имеет столько памятников и знаков отличий!
И кто такая Ирина Орешко по сравнению со всем этим великолепием и величием, любовно создаваемым долгие годы? Ну и что, что на форзаце книги Т. Снежиной, хранящейся в её музее, помещена ксерокопия знаменитого текста, написанного рукой Ирины? Кого это волнует?


На заднем плане - та самая ксерокопия текста песни

А тут ещё папа генерал-фсб-шник с мощными связями.

Ирине перекрыли все пути. В студии, куда она посылала свою композицию «Позови меня с собой», заявили, что да, композицию посылала, но ТОЙ песни там не было. Ирина только руками всплеснула от возмущения. Все в студии «Прямого эфира» спаянно стояли горой за авторство прекрасной покойной Снежиной. Публика в зале успокаивала: у Вас всё ещё будет, напишете новые песни! И снисходительно похлопывала в такт её бесхитростным куплетам — но, разумеется, не тем, на которые она уже не имела никаких прав, отсидев, в сущности — давайте уж не будем лукавить — за своё авторство пять лет в лагерях.
Когда Орешко начала говорить, что на форзаце книги Снежиной с ксерокопией стиха, хранящейся в музее, где посетители благоговейно рассматривают почерк великой поэтессы, на самом деле почерк её, и это может подтвердить любая графологическая экспертиза, ведущий посоветовал: «А Вы обратитесь в суд!»
Ирина, при одном слове «суд», видимо, мысленно содрогнувшись, махнула рукой: «Никуда я не пойду! Пусть, кому надо, это делает...»
И тут телевизионная публика закричала в один голос (и в нём уже зазвучали воинственно-наступательные торжествующие нотки):
— А в таком случае Вы не имеете права говорить, что это Ваши песни!
— Как не имею? Когда они мои...
— Потому что Вы обвиняете — бездоказательно — умершего человека! Да разве и Пугачёва могла бы утверждать это, не проверив всё досконально? Да это щепетильнейший в таких вопросах человек...

Я поняла, что Ирина попала в капкан. Пойди она в суд — нет никакого сомнения, что в авторстве ей будет отказано, как отказали Светлане Разиной из группы «Мираж». И найдутся десятки свидетелей её «самозванства» и желания нажиться на плодах труда безвременно погибшей поэтессы. Не пойди она в суд — за публичное утверждение своего авторства её саму могут привлечь за клевету и упечь в лагеря снова. Куда ни кинь — всюду клин.
— Ничего, Вы себе ещё новые песни напишете, — лицемерила массовка. И глумливо переглядывалась и перешучивалась, когда Ирина выводила рулады своим беззубым ртом. Ведущий попытался бросить клич помочь певице сделать новые зубы и тряс каким-то подписным листом, который акулы шоу-безнеса сразу с ухмылкой отклонили: «Шуре вот зубы сделали и он потерял в цене». Много мол чести.

Я смотрела на весь этот парад слаженной, такой с виду благопристойной подлости, пошлости и низости, и меня буквально трясло. Хочу сразу оговориться, что ни песни, ни сама личность Ирины Орешко восторга у меня не вызывают. Я даже не назвала бы её талантливой, как, впрочем, и Татьяну Снежину. Ведь ясно, что дело не в гениальных стихах, не в самой песне, а в красоте — действительно, редкой — девушки, романтике её ранней гибели с любимым, таланте Пугачёвой, раскрутившей этот бренд на всю страну при активном «соучастии» ФСБ в лице отца-генерала, и теперь эта запущенная машина крутится, принося золотые яйца, уже без их помощи, автоматически, на автопилоте.

И вдруг появляется подлинный автор, который наивно попытался остановить эту машину. Конечно, он тут же был смят и уничтожен — чудом что не физически — что такое правда и истина против бешеных бабок, против всенародной славы, против увековеченного в камне и бронзе мифа! Снежина и Пугачёва — это ответ на извечное желание толпы: «сделайте мне красиво!». Талантливый ответ, хоть и лживый. А правда в лице Ирины — беззубой зэчки, некрасивой, не обаятельной, не очень умной, — кому она нужна, кому интересна?
Они её сделали одной левой.
А ведь когда-то в школе на уроках литературы мы изучали произведения о «маленьком человеке», и нам было жаль и Акакия Акакиевича, и Макара Девушкина, и бедную Лизу, никаких не красивых и не талантливых, жаль просто потому, что они — люди, и их обижали так больно и несправедливо, и как нам тогда хотелось прийти им на помощь, защитить от обидчиков, отстоять добро от зла, правду от лжи. Куда же деваются потом эти «души прекрасные порывы», когда нарастает на ней панцырь, дубовая кора, когда люди превращаются в сытых равнодушных подлецов, предпочитающих глянец и гламур душе человеческой?


Родилась Татьяна Снежина (настоящая фамилия Печёнкина) 14 мая 1972 г. на Украине в городе Луганске в семье военного. Когда Татьяне исполнилось полгода, ее отца направили служить на Камчатку. Там Татьяна пошла в школу. Потом еще несколько переездов: Москва, Новосибирск. Стихи Татьяна стала писать рано. В этом ей помог старший брат, заметивший литературные способности Татьяны, он ненавязчиво предлагал ей произведения Цветаевой, Пастернака, Гейне. На них и многих других талантах возрос цветок поэзии Татьяны Снежиной.

После школы Татьяна поступает во 2-й Московский мединститут. Тогда Татьяна уже пишет стихи к ним музыку и сама эти песни исполняет. На студенческих вечерах, где Татьяна исполняет свои песни, кто-то незаметно записывает ее голос, и песни расходятся по друзьям и знакомым. Но в 1994 г. Татьяне опять приходится уехать в Новосибирск. Она тоскует по друзьям, столичной жизни и стихи рождаются с новой силой. За свою короткую жизнь Татьяна написала более двухсот стихов, которые проникнуты светлой душой поэтессы.
Друзья пишут из Москвы, чтобы она записывала песни и высылала им. Одна такая кассета с записанными песнями коренным образом изменила биографию Татьяны Снежиной. Волей судьбы, совершенно случайно кассета попадает на Таганку, в студию «КиС-С». Уже через день Татьяне звонят и предлагают записывать песни. Через два часа, наспех собравшись, Татьяна едет в новосибирский аэропорт, а уже через пять часов приходит в студию. Начинается самый плодотворный этап в биографии Татьяны Снежиной.
Начинаются записи ее песен, которые она сама пишет, и сама исполняет. Понятно, что продюсеры по своему смотрели на талант певицы, пытались подогнать ее талант в рамки продаваемого шоу-бизнеса. Это было трудное и счастливое время для Татьяны. Жизнь не дает ей передышки - учеба в институте, занятия хореографией, уроки вокала, репетиции, записи... Вскоре после начала записи в студии «КиС-С» появляется ее первый альбом «Вспомни со мной». Но в феврале 1995 г. продюсеры студии «КиС-С» отказываются работать с Татьяной. И она начинает искать новую студию, для записи своих песен. Волею судеб ей был послан человек, который стал для нее и продюсером, и любимым.
Весной 1995 г. Сергей Бугаев, послушав ее записи, приглашает Татьяну для работы в студию «M & L Art». Уже в мае выходит ее дебютная песня в этой студии «Музыкант».

В гармонии начинают трансформироваться взгляды Татьяны на свое творчество, и подход окружающих к Татьяниному таланту. Как сам признался впоследствии один из аранжировщиков: «Мы слишком долго пытались подтянуть Танины песни под мировые стандарты и неожиданно поняли, что это невозможно. То, что она пишет, не нуждается в серьезных обработках, все, что она пишет, должно звучать почти в нетронутом виде потому, что это то, что мы ждали, искали и долго не могли найти...». И вот Татьяна получает первые призы на различных конкурсах, первые телевизионные интервью и выступления, поклонников. Внешний лоск шоу-бизнеса, в общем-то, немного тяготил Татьяну. Главной задачей она считала писать песни и петь их для людей, пробуждая давно забытые чувства.
Встретившись, Татьяна Снежина и Сергей Бугаев полюбили друг. И уже планировали свадьбу. Но жизнь распорядилась по-своему. Презентация нового продюсерского проекта состоялась 18 августа 1995 г. И на этом концерте Татьяна вместо запланированных эстрадных песен исполняет два романса
«Если я умру раньше времени...» и «Звезда моя». Собравшиеся были потрясены силой Татьяниного исполнения:
Звезда моя, ты не сияй в печали,
Не обнажай души моей при всех,
К чему всем знать, что нас с тобой венчали
И райский ад, и непорочный грех.
Сразу после презентации Сергей и Татьяна отправляются в предсвадебное путешествие в горы Алтая, а на обратном пути микроавтобус «Ниссан» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ». В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса: певица Татьяна Снежина, Сергей Бугаев, директор МКЦ «Пионер» кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки «Мастер-вет» Игорь Головин, его супруга врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик". Светлая им память.
Песни, написанные Татьяной Снежиной, исполняли такие звезды российской эстрады, как Алла Пугачева, Михаил Шуфутинский, Лада Дэнс, Иосиф Кобзон, Татьяна Овсиенко, Алиса Мон, Елена Борисенко, Лев Лещенко, Лолита (кабаре-дуэт «Академия»), Кристина Орбакайте, Николай Трубач, а также различные эстрадные коллективы.
При жизни, как это часто бывает, признание не приходит к талантливым людям. Так случилось и с Татьяной Снежиной. Но и сегодня ее проникновенная поэзия живет в наших сердцах, и признание в душах многих людей пришло к Татьяне Снежиной.

Певица и композитор



Татьяна Печенкина родилась 14 мая 1972 года в Ворошиловграде (Луганск, Украина).

АВТОБИОГРАФИЯ

Самые дорогие воспоминания любого человека - воспоминания о своем детстве, отце, маме, о том беззаботно-радост-ном восприятии мира, которое никогда уже не повторится.

Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприемника около детской кроватки и мамина колыбельная. Мне не исполнилось и полугода, когда судьба перебросила меня из теплого, плодородного края на суровую землю Камчатки. Первозданная красота Природы... Седые вулканы, заснеженные сопки, величественный простор океана. И новые детские впечатления: длинные зимние вечера, завывания пурги за окном, треск березовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии Шопена.

Наше старое пианино... Я иногда смотрю на него, и мне кажется, что оно все эти годы было членом семьи, радовалось и печалилось, болело и выздоравливало вместе со мной. Я еще не умела говорить, но, своими детскими пальчиками ударяя по клавишам, пыталась показать окружающему миру свои чувства и мысли.

Потом, года в три-четыре, первые "эстрадные" выступления. Мамина косметика, мамина юбка и что-нибудь из репертуара 70-х. Помните: "Ах Арлекино, Арлекино..." или еще лучше "Очи черные...". И, конечно, бурные аплодисменты гостей и родителей, влюбленных в свое чадо. Под занавес "концертов" - первые детские стишки. Одним словом - Детство.

Потом школа и новый переезд, на этот раз в Москву. И первое осознанное потрясение в жизни - потеря друзей, которые остались за тысячей непреодолимых километров, в том суровом и прекрасном краю. И на смену радостно-шаловливым детским строфам про "червячков и букашек" в голову вместе с ночными слезами по первой любви, "который там, далеко, в краю далеком и суровом", стали приходить грустные и вместе с тем лирические строки. Их нельзя было назвать еще стихами, они... были, пожалуй, теми зернами, которым было суждено прорасти позже. А почву питали томики Цветаевой, Пастернака, Гейне, подсунутые незаметно заботливой рукой старшего брата, который все видел и понимал.

Чужие стихи, чужие песни, подружка Лена, вечера, переходящие в ночь у пианино, это все на людях, а ночью тайком свое - в тетрадку, плохое, но свое. А позже первый слушатель - мама, самый близкий мне человек, и ее слезы, слезы радости и грусти. Только тогда я поняла, что то, что я долгие годы вынашивала и таила, способно вызвать чувства не только у меня. И постепенно круг людей, которым я стала доверять, говорить о самом сокровенном, личном, стал шириться. Но это было позднее, когда я поступила во 2-й Московский мединститут. Не знаю, можно ли было уже тогда говорить о творчестве, не мне судить, но я этим жила, я просто восполняла внутреннее одиночество, жажду чего-то прекрасного и... несбыточного, и это нравилось людям. Частыми стали студенческие вечера с друзьями у клубного фортепьяно, кто-то из них незаметно записал то, что я пела и играла, на магнитофон, и кассеты стали расходиться по знакомым, друзьям, родственникам. Это был мой первый, а потому самый дорогой тираж, первая радость творческого удовлетворения. Сразу даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще. Постепенно стихала старая боль, появились новые друзья, короче, не было границ счастью и беззаботности...

И тут ЕГО смерть. Смерть великого Человека и Поэта - смерть Игоря Талькова, и сны, сны о нем. Сколько еще не написано, сколько не спето. Почему так нужные России люди уходят рано - Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Тальков? Сны снились вещие, тяжелые. Потрясение, снова душевный вакуум. Не могла ходить, думать, писать. Оставались друзья... И новый удар судьбы, которая, не считаясь ни с чем, бросает меня опять за тысячи километров от дома, друзей, моей жизни - в Сибирь, в город на Оби - Новосибирск. Тоска по всему, что я потеряла, как когда-то вновь, тоска, не оставлявшая меня ни днем, ни ночью. И стали рождаться песни, на этот раз я могу сказать уверенно - именно песни, иногда по две-три за ночь. А за окном все тот же снег, может, поэтому я Снежина - снег, холод, пустота. И звонки из прошлого, издалека, из Москвы от друзей, от брата: "Мы с тобой. Запиши что-нибудь новое и вышли". Если бы не они... И кассеты, которые я уже записывала сама в домашней студии, летели в столицу. Одна из них, по воле все той же судьбы, случайно отклонилась от назначенного маршрута и попала на Таганку в студию "КиС-С". Через день звонок: "Готовы работать". Через два часа я уже в промерзшем аэропорту Новосибирска, еще через пять - спускаюсь по темным ступенькам в святая святых моего 94-го года, в студию, - я шла навстречу моей мечте. Мечта, впрочем, меня быстро окатила ушатом воды, словами моего первого аранжировщика Александра Савельева: "Работать и работать... но что-то в этом есть". Я вдруг услышала, как мне тогда показалось, божественные звуки таинственной мелодии, которые через пару секунд оказались всего лишь талантливой аранжировкой моей песни школьных лет "Роза".

Это была новая страница моей биографии. Репетиции и записи, ссоры и примирения с друзьями-аранжировщиками и оператором, ночные такси и прокуренный подвал студии, первый успех и первый провал. Год колоссального труда ребят, с которыми я работала: Калинкина В., Савельева А., Савари Д., Крылова С. Работала с ними сутками, неделями не выходя из студии. И результат - первый альбом моих песен "Вспомни со мной", двадцать одна песня. Только сейчас я осознаю, что это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни.

Был в ушедшем году и дебют в Театре эстрады в концерте В. Струкова. Постепенно стала приобретать опыт на эстрадных площадках. Это приходилось совмещать с учебой в институте, поэтому моей первой аудиторией стали ночные дискотеки и клубы. Дала свои первые интервью по радио. Конечно, если бы не поддержка моей семьи, брата, друзей, коллектива студии, я, наверное, не смогла бы преодолеть первые трудности на пути к моей мечте, мечте помочь людям "вспомнить со мной", что счастье рядом.

Сейчас продолжаю трудиться, сопрягая это с необходимостью окончить институт. Надеюсь выпустить, несмотря на сложность такого дела, как шоу-бизнес, свой первый альбом. Но уже в проекте запись второго. Ведь за годы творчества у меня накопилось около двухсот песен, которые ждут своего слушателя. Да и жизнь идет своим чередом, новые впечатления, новые размышления, новые слова, которые нужно услышать и постараться понять. А главное - есть мечта. Конечно, надо еще трудиться и трудиться, многому научиться, многое преодолеть, без этого нельзя, но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча - можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть.

Татьяна СНЕЖИНА,

Новосибирск - Москва

Снежина - творческий псевдоним Татьяны. Ее отец - высокопоставленный военный Валерий Павлович, мать - Татьяна Георгиевна. У Татьяны был старший брат - Вадим. Через полгода после рождения Татьяны ее отца перевели из Луганска на Камчатку. После десяти лет службы на Камчатке Валерий Петрович был переведен в Москву.

Таня с детства писала стихи, и пыталась создавать из них песни. Среди школьных стихов Тани можно найти посвященные Пушкину, декабристам, Зое Космодемьянской многим событиям личной жизни. В ее стихах часто встречались понятия "судьба", "верность", "ложь", "предательство", "разлука" и "смерть". О смерти, в том числе и собственной, Таня часто писала в стихах.

Если я умру раньше времени,
Вы отдайте меня белым лебедям,
Между перьев их крыл я запутаюсь
И умчусь вместе с ними в мечту свою.

Несмотря на свои литературные предпочтения, Татьяна поступила во 2-й Московский медицинский институт, но продолжала заниматься творчеством. Ее выступления на студенческих вечерах нравились слушателям, и кто-то из них записал ее песни на магнитофон, и кассеты быстро разошлись среди друзей, родственников и знакомых.

Свой эстрадный опыт Татьяна приобретает, дебютируя 1994 году на сцене московского Театра эстрады. Вслед за этим последовали выступления на различных молодежных конкурсах и эстрадных площадках. У нее начали брать интервью. При этом учебу в институте Таня не бросила, и намерена была его окончить, невзирая на все трудности концертной жизни. Одновременно находила время для занятий хореографией. Татьяна решила взять себе псевдоним Снежина, в котором нашли отражение памятные ей с детства снега Сибири и Камчатки. Сама Татьяна вспоминала это время как очень непростое для себя. В творческой биографии Татьяны Снежиной были ссоры и примирения с друзьями-музыкантами и аранжировщиками. Были бессонные ночи в прокуренной студии, бесконечный кофе, споры "как лучше", первые успехи и неудачи.

В конце 1994 года она записала поднакопившийся у нее материал в студии «КиС-С» на Таганке. Вскоре после этого ее семья вслед за отцом, получившим новое назначение, переехала в Новосибирск. Там Танина запись попала в местную филармонию, где на нее не обратили никакого внимания. Одновременно кассета легла на стол директора молодежного объединения «Студия-8» Сергея Бугаева, о котором нужно сказать отдельно.

В середине 80-х Сергей был комсомольским работником и одновременно крупнейшим деятелем новосибирского рок-движения. В конце 1987 года он стал президентом новосибирского рок-клуба, после чего создал свой легендарный молодежный центр «Студия-8», куда сразу же перешли все ведущие группы рок-клуба. Вскоре под знаменами Бугаева стоял уже почти весь цвет сибирского рок-н-ролла от «Калинов мост» до омской «Гражданская оборона»: Сергей стал единственным в истории человеком, который сумел еще в советские времена «залитовать» через комсомол тогдашние архиэкстремистские тексты Егора Летова. Позднее Бугаев, несколько разуверился в дееспособности рок-движения и загорелся более актуальной для середины 90-х идеей «поп-музыки с человеческим лицом». Тут и произошла судьбоносная встреча Бугаева и Татьяной Снежиной.

В своей автобиографии Татьяна Снежина писала: «Это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни… Даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще».

Именно Сергей Бугаев сыграл в жизни Татьяны Снежиной огромную роль. Как он потом сам признавался не раз в кругу друзей, кассета с ее песнями незаметно перекочевала из стен студии к нему в автомобиль, и он несколько недель слушал Танины песни, слушал, забывая, что это материал для работы.

Первые этапы этой работы были вначале похожи на бесконечные битвы - Татьяне не нравились трактовки ее песен аранжировщиками, аранжировщики, в свою очередь, не видели коммерческих перспектив раскрутки ее материала. В этот момент Татьяне очень помогли талант и работоспособность Бугаева. Где-то терпением, а где-то жестокостью он добился взаимопонимания и творческого настроя в своем коллективе.

Сама Снежина рассказывала: "Работа проходила по-разному. Бывает, спорим, даже ругаемся, но постоянно приходим к какому-то решению и результату. Если речь идет о моем творчестве, о том, что вышло из меня, то Сергей Иванович нередко мне уступает, дает мне больше высказаться, если же речь идет о профессиональной стороне, о сцене, аранжировках - я доверяю больше Сергею Ивановичу..." Новые песни Снежиной рождались трудно, работа велась кропотливо и тщательно. Некоторые песни записывались по 2-3 месяца.

Работа шла, и немного менялся Танин стиль, менялся подход студии к ее творчеству. Как потом вспоминал один из аранжировщиков: "Мы слишком долго пытались подтянуть Танины песни под мировые стандарты и неожиданно поняли, что это невозможно. То, что она пишет, не нуждается в сколь-нибудь серьезных обработках, все, что она пишет, должно звучать почти в нетронутом виде потому, что это то, что мы ждали, искали и долго не могли найти..."

Бугаев и сам в одном из телевизионных интервью признался, что это была их удача - найти в одном лице и автора музыки, песен, и талантливого исполнителя: "В наших планах нет создания поп-дивы... это ни в коей мере не коммерческий проект... мы хотим, чтобы Танины песни просто услышали, чтобы у нее появилась своя аудитория..."

Сама Татьяна сказала в одном из интервью: "Я не ставлю сверхзадач, я просто иду шаг за шагом, пока хватает сил и дыхания..." Снежина была очень работоспособным и требовательным к себе человеком. Она постоянно терзала себя вопросом, что живет не так, что еще мало сделала. Она писала везде, где могла, писала стихи на салфетках в кафе, на билетах в транспорте. Семья Снежиной бывала буквально в шоке, когда ее стихи находились повсюду, в конспектах, в бумажном мусоре и т. д. Она любила говорить: "Вот надоест писать, появится много времени, тогда возьмусь за старые записи - обработаю".

Совместная работа сблизила Татьяну и Сергея - Бугаев объяснился Татьяне в любви и сделал официальное предложение. Их свадьба была назначена на середину сентября.

В августе 1995 года Татьяна и Сергей были помолвлены. В «Студии-8» записывался альбом Снежиной, выход которого планировался той же осенью.

«Видимо, ее песни, такие отчасти непонятно-загадочные, Бугаева чем-то зацепили, говорил бывший администратор «Студии-8» и директор «Гражданской обороны» Андрей Соловьев. Я вообще никогда не любил такую музыку близкую к попсе, не стал бы ее слушать, если бы не знал Серегу. А сама Снежина производила впечатление солидной, красивой девушки. Певицей я ее не мог себе представить».

19 августа Бугаев одолжил у друзей микроавтобус «Nissan» и поехал со своими компаньонами на Горный Алтай за медом и облепиховым маслом. Он взял с собой и Татьяну, чтобы показать ей красоту алтайских горных озер.

Два дня спустя на обратном пути «Nissan» столкнулся с огромным грузовиком «МАЗ», и все шесть человек, ехавших в микроавтобусе, включая Татьяну и Сергея, погибли. Существуют две главные версии катастрофы. Согласно одной из них «Nissan» пошел на обгон и из-за правостороннего расположения руля не заметил мчащийся навстречу грузовик. Согласно другой версии сам «МАЗ» неожиданно резко затормозил, и его прицеп занесло на встречную полосу.

В милицейском протоколе было сказано: "21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул-Новосибирск микроавтобус "Ниссан" столкнулся с грузовым автомобилем "МАЗ". В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса: директор МКЦ "Пионер" Сергей Бугаев, певица Татьяна Снежина, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки "Мастервет" Игорь Головин, его супруга, врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик".

После трагической гибели Татьяны благодаря усилиям Иосифа Кобзона, Игоря Крутого и многих почитателей творчества певицы в 1997 году ее имя стало известно широкой публике.

Иосиф Кобзон рассказывал:

"Однажды ко мне подошел молодой человек, который сказал о том, что у нас в Новосибирске жила девчонка. Очень талантливая. Мы её очень любили. И мы пели её песни. Вы хотели бы послушать? Вы знаете, я насторожено отнёсся. Потому что у меня таких кассет огромное количество. Я прослушал кассету. Прослушал и, откровенно говоря, с первых песен я очень заинтересовался. И мне пришла в голову такая мысль, такая идея: "А что если познакомить моих коллег?" И я обратился к Игорю Крутому: "Песни хорошие. Прослушай, если будет иметь смысл, давай попробуем, подумаем о создании такого вот песенного вечера". И вот песни стали расходиться по кругу с невероятной быстротой. И в большом количестве песен я нашел то, что, во всяком случае, я попытался примерить на свои плечи. В песнях Тани проникновенность, чистота, непривычная для наших дней… Таня была дитя природы - она любила жизнь, готовилась к этой жизни, но человек предполагает, а Бог располагает…Сколько лирики в этих стихах и сколько откровения в стихах Татьяны, в песне "Письма твои"… А другая ее песня "Праздник лжи" - это такое легкое озорное кокетство Татьяны. Эта песня такая молодежная, дискотечная, веселая... Хотелось бы вспомнить Татьяну вот такой красивой, талантливой, жизнерадостной".

В том же году в Государственном концертном зале "Россия" при полном аншлаге прошел большой концерт, в котором песни Татьяны Снежиной прозвучали в исполнении Аллы Пугачевой, Кристины Орбакайте, Михаила Шуфутинского, Льва Лещенко, Николая Трубача, Татьяны Овсиенко и многих других звезд российской эстрады. Песни "Музыкант", "Перекресток", "Снежинка", "Будь со мной" и "Сколько лет" попали в различные чарты, а композиция "Позови меня с собой" в исполнении Аллы Пугачевой стала мега-хитом.

Алла Пугачева в интервью, данном в 1998 году, рассказывала:

"У меня особое, личное отношение к Татьяне Снежиной. Ее я не знала, мы "познакомились" после ее гибели. Конечно, останься Татьяна в живых, были бы известный автор и исполнительница песен и известный продюсер. Но "самой печальной истории на свете" о современных Ромео и Джульетте не было бы. Татьяна Снежина для меня - символ всех талантливых людей, мимо которых мы часто проходим, не замечая, не вглядываясь. Отсюда смысл нашей акции - не проходите мимо талантов! Концерт в Новосибирске как бы продляет жизнь этим людям. Ведь пока помнят - человек бессмертен. Мне в руки попадает очень много кассет - с песнями как ныне живущих молодых авторов, так и погибших. Но, когда у меня в руках оказалась кассета песен Татьяны Снежиной, меня поразила пронзительность этих песен. Не каждая песня так попадает в сердце. От песен Татьяны Снежиной идет поток положительной энергии. Песня "Музыкант" стала основным хитом для Кристины Орбакайте, Алиса Мон прекрасно исполняет "Снежинку". А "Позови меня с собой" - просто мистика какая-то! Мы записали ее на студии в Твери и, возвращаясь в Москву, все три часа в автомобиле беспрерывно слушали. Это редчайший случай для меня. Мое исполнение похоже на Танино, не спорю. У меня не было желания сделать все наоборот, как бывает, когда берешь старую песню и волей-неволей стараешься спеть как-то по-новому. Но в истории с песней "Позови меня с собой" был элемент мистики. Я же не пела и не хотела петь, честно говоря. Но услышала "Позови меня с собой" - и сомнений не возникло, что я ее спою. Когда я подошла к микрофону... я не знаю, что вдруг со мной случилось, но возникло ощущение, что это не я пою. Кто-то поет моим голосом! Хотите - верьте, хотите - нет. Со второй Таниной песней "Мы в этой жизни только гости" случилось то же самое. Подхожу к микрофону и опять чувствую - кто-то рядом... Я не очень-то мистически настроенный человек. Но был с песней "Позови меня с собой" еще один случай странный. Я приезжаю в Питер снимать клип. Режиссер Олег Гусев о Татьяне ничего не слышал, истории ее гибели не знал, даже фотографий не видел. "У меня мало времени, - говорю, - могу только лицо отснять, а все остальное ты сам придумай". Приезжаю на студию смотреть видеоряд. И вижу дорогу, машину, автокатастрофу! А девочка, которая снималась, поразительно похожа на Снежину! Тогда я открываю томик стихов Татьяны, показываю Олегу фотографию. Где Татьяна и Сергей сняты за несколько часов до гибели, - ну копия, один к одному! Как это возможно? Объяснить мы не сможем никогда!"

Поэзия Татьяны Снежиной проникнута предельным лиризмом и трагичностью существования. Во многих ее стихах развивалась тема скоротечности жизни и раннего трагического ухода из жизни. Почти все стихотворения носят исповедальный характер и позволяют понять глубокий внутренний мир поэтессы.

В 1997, 1998 и 1999 годы Татьяна Снежина становится лау-реатом Всероссийского телевизионного музыкального конкурса "Песня года". В 1998 году творчество Татьяны было представлено в трех номинациях Национальной Российской премии "ОВАЦИЯ". На церемонии вручения призов "золотых ладоней" песня "Позови меня с собой" была признанна хитом года. Игорь Крутой, находясь в одной номинации с Татьяной Снежиной, как лучший композитор года, торжественно отказался от победы в пользу Тани.

Лев Лещенко в интервью рассказывал:

"Ко мне случайно попала кассета Тани Снежиной. Поставил в магнитофон кассету, начал слушать. Первая песня меня очень заинтересовала. Вторая - меня как-то даже, знаете так, немножко порадовала и завела. А потом я понял, что это действительно... профессиональный материал, это, безусловно, талант... только талантливый человек может так вот в свои молодые годы ощутить окружающий тебя мир, причем мир не только молодых, но и мир людей с уже устоявшимся каким-то мировоззрением, с устоявшимися судьбами, характерами. ...Это черта настоящего художника - как бы синтезировать все это, соединить в себе, и потом уже сделать возможным, чтобы это стало художественными образами какими-то. Ее песни, каждая - это художественный образ. В последнее время очень мало песен, которые бы были точно решены в драматургиче-ском плане. Каждая песня - у нее сюжет какой-то, рассказ или диалог. И это говорит о том, что она была достаточно зрелым мастером, несмотря на ее молодые годы. Снежина, уникальная талантливая девочка, которая владела прекрасным - музыкой, поэзией... Она достаточно симпатично сама поет свои песни. Когда я слушаю, я не нахожу никаких пробелов. Она могла бы спокойно работать как актриса-певица. Ее песни такие разнообразные и наполнены какими-то очень хорошими светлыми интонациями, хорошим настроением, душевностью. Дай Бог, чтобы они звучали и чтобы они пелись нашими исполнителями".

В 1996 году был издан поэтический сборник Татьяны Снежиной "Что стоит жизнь моя?", вышел двойной альбом "Позови меня с собой", снят документальный фильм "Они были молоды".

В 2001 году московское издательство "Вече" опубликовало наиболее полную антологию поэтического наследия Татьяны Снежиной. Ее именем назван один из пиков в Джунгарском Алатау, в России появился фан-клубы певицы и был открыт сайт, посвященный жизни и творчеству Татьяны Снежиной.

Изначально Татьяна Снежина была похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище.

Позднее ее останки были перенесены в Москву на Троекуровское кладбище.


«За 215 лет наш город подарил миру целую плеяду известных и талантливых людей, - сказал на открытии памятника городской голова Сергей Кравченко. - Наша землячка Татьяна Снежина за свою короткую жизнь успела написать очень много замечательных стихотворений. Она была безгранично талантлива, песни на ее произведения поют многие известные артисты эстрады. Этот памятник - дань уважения молодой поэтессе и всем талантливым современникам».


Использованные материалы:

Текст статьи «Ведь вы не знали обо мне», автор О.Львова

Материалы официального сайта Татьяны Снежиной www.snezhina.ru

Материалы сайта www.ckop6b.narod.ru