Перечень работ по консервации объекта. Как провести и отразить в учете консервацию основных средств. Факторы воздействия на объект консервации

Необходимость систематически использовать в хозяйственной деятельности все основные фонды, находящиеся на балансе предприятия, не всегда экономически оправдана. Некоторые средства труда предназначены для сезонных работ, некоторые простаивают по причине окончания или замораживания проекта. Зачастую производственные мощности предприятия не востребованы в полном объеме в период экономического кризиса и снижения объемов производства. В таких случаях разумным решением будет перевод на консервацию того имущества, которое временно невыгодно или невозможно эксплуатировать по различным причинам. При этом следует разобраться в правилах бухгалтерского и налогового учета, у которых есть определенные нюансы.

Что такое консервация?

Под консервацией понимают комплекс действий по длительному хранению имущества, в частности основных средств, при прекращении, сокращении, смены производственно-хозяйственной деятельности предприятием с возможностью их эксплуатации в дальнейшем, если изменятся условия. Консервация обоснована, когда эксплуатация основных фондов временно в силу не приносит субъекту хозяйствования экономической выгоды. Период времени, на который можно законсервировать объекты, не может составлять более 3 лет.

Перед тем, как начать процедуру, следует составить проект, основанный на рекомендациях комиссии.

Как это сделать?

Руководитель организации или исполнительные органы власти принимают решение о целесообразности и необходимости консервации. Это отражается в приказе. Этим же документом закрепляется состав комиссии, которая будет заниматься всеми вопросами, связанными с консервацией.

Решение руководства хозяйствующего субъекта должно быть подкреплено технико-экономическим обоснованием того, что основные средства далее использовать экономически нецелесообразно. В дополнение к обоснованию специально созданной комиссией необходимо разработать проект консервации. Затем комиссия составляет акт о временном выводе основных средств из эксплуатации и их консервации. Его должны подписать все ее члены и материально-ответственные лица, за которыми числятся это имущество.

Какими документами оформить?

Документальное оформление процесса консервации имущества имеет следующие особенности:

  • приказ руководителя должен содержать сведения о причинах, периоде консервации, составе комиссии, ответственной за это действие, а также перечень сотрудников, ответственных за сохранность объекта во время консервации;
  • акт перевода основного средства на консервацию не имеет какой-либо унифицированной формы, поэтому предприятию необходимо разработать ее самостоятельно и закрепить в учетной политике;
  • на предприятии необходимо разработать форму акта расконсервации, который понадобится, когда период консервации завершится.

Амортизация. Особенности начисления

Расчет износа объектов основных фондов, переведенным на консервацию, имеет определенные особенности. Алгоритм зависит от того, на какой срок запланирована консервация имущества. Если по плану этот период не более трех месяцев, то нужно продолжать начислять износ в обычном порядке. Приостановить его начисление следует лишь в том случае, если консервация имущества запланирована на более продолжительный срок. После того, как объект после консервации снова будет введен в эксплуатацию, процедура начисления износа возобновится.

Для бухгалтерского учета законсервированных основных фондов необходимо учитывать следующую особенность. Длительность консервации имущества не влияет на срок его полезного использования. После того, как законсервированные объекты снова будут введены в эксплуатацию, амортизация будет начисляться до того, как полностью не будет погашена его стоимость.

Период прекращения и восстановления начисления амортизации

Период, с которого прекращаются или, наоборот, восстанавливаются амортизационные отчисления, в бухгалтерском учете организация определяет по своему усмотрению. Но выбранный способ обязательно должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия. Законодательство не содержит конкретных указаний, когда следует прекратить или возобновить рассчитывать износ имущества после консервации.

Варианты начисления амортизации основных средств на консервации

Делая выбор в пользу того или иного способа начисления, следует учесть, что удобнее, когда бухгалтерский и налоговый учет на предприятии максимально приближены друг к другу. Чтобы впоследствии не образовывались временные разницы, правила расчета износа имущества в бухгалтерском учете должны быть такими же, как и для исчисления платежей по налогу на прибыль, то есть по второму варианту таблицы.

Бухгалтерский учет основных средств

Каждая организация должна осуществлять учет основных фондов по их использованию. Следует отражать отдельно стоимость имущества, находящегося в эксплуатации, на консервации или в резерве. Объекты, законсервированные более чем на 3 месяца, учитывают на специальном субсчете счета 01.

Дт01 «Основные средства на консервации» Кт01 «Основные средства в эксплуатации» – на первоначальную стоимость законсервированного имущества;

Дт01 «Основное средство в эксплуатации» Кт01 «Основное средство на консервации» – на первоначальную стоимость расконсервированного имущества

Перевод основных фондов на консервацию, а также содержание их в этот период, потребует определенных расходов. Такие затраты учитывают на счете 91/2 «Прочие расходы».

Дт91/2 Кт10, 23, 60, 69, 70 – на сумму расходов по консервации основного средства

Пример 1. В соответствии с приказом директора предприятия холодильная установка первоначальной стоимостью 700000 рублей переведена на консервацию с 02 сентября 2015 г. по 02 апреля 2016г. Учетной политикой предусмотрено, что износ перестает начисляться с месяца, следующего за датой консервации, и возобновляется также в следующем месяце после ввода в эксплуатацию. В процессе процедуры консервации израсходованы материалы на 2000 рублей, начислена заработная плата, включая налоги – 6000 рублей. Величина амортизации за месяц составляет 10000 рублей.

Корреспонденция счетов Сумма Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
01 01 700000 Переведена холодильная установка на консервацию
91/2 10 2000 На сумму израсходованных материалов при консервации имущества
91/2 70,69 6000 На сумму заработной платы и платежей из нее, начисленных работникам за консервацию объекта
20, 23 02 10000 Начисление амортизации с мая. На период консервации начисления не производятся

Налоговый учет при консервации основных средств

Налог на прибыль

Расходы по консервации имущества возможно учитывать по-разному. Порядок их учета зависит от области применения имущества.

Если оно применяется для производства продукции, то подобные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Если предприятием применяется метод начисления, то базу следует уменьшить в том налоговом периоде, к которым они относятся. Например:

  • издержки, образовавшиеся в процессе консервации или расконсервации имущества, снижают налоговую базу того периода, в котором они были произведены. Ориентироваться следует по дате подписания акта перевода основного средства на консервацию;
  • издержки, возникающие при содержании законсервированного имущества, учитывают по мере их возникновения, то есть подписания соответствующих первичных документов.

Если же хозяйствующим субъектом используется кассовый метод учета, то для уменьшения налогооблагаемой базы применяются вышеизложенные требования с дополнительным условием – все расходы должны быть не только подтверждены документами, но и оплачены.

В случае использования имущества в непроизводственной сфере, расходы, связанные с его консервацией, не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Пример 2. По приказу директора холодильная установка первоначальной стоимостью 700000 рублей законсервирована с 02 сентября 2015 г. по 02 апреля 2016г. Все операции, которые проводятся этим субъектом хозяйствования, облагаются НДС. В процессе процедуры консервации в сентябре израсходованы материалы на 2000 рублей, начислена заработная плата, включая налоги – 6000 рублей. Величина амортизации за месяц составляет 10000 рублей.

В апреле 2015г. бухгалтер предприятия может уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на 8000 рублей (6000+2000). Кроме того, начиная с мая 2016 г. налогооблагаемая база ежемесячно будет уменьшаться на сумму амортизации (10000 рублей).

НДС при консервации основных средств

При консервации основного средства входной НДС не требуется восстанавливать. Но в некоторых случаях может возникнуть такая необходимость:

  • если законсервированное имущество передают в уставный капитал другого предприятия;
  • если предприятие меняет налоговый режим, например, переходит с общей системы на ЕНВД или упрощенную;
  • если у предприятия появляется возможность быть освобожденным от уплаты НДС;
  • если имущество после расконсервации будет использоваться для деятельности, не облагаемой НДС.

Консервация имущества – не повод для освобождения предприятия от начисления и уплаты налога на имущество и транспортного налога. Если законсервировано транспортное средство, которое остается на учете в ГИБДД, значит транспортный налог начислять придется. Кроме того, величина налога на имущество станет немного больше при консервации объекта, нежели при его эксплуатации. Связано это с тем, что при приостановлении начисления амортизации, стоимость имущества на консервации не уменьшается. Следовательно, сумма налога на имущество выше, чем по аналогичному объекту в эксплуатации.

Ответы на вопросы по консервации основных средств

Вопрос 1. Предприятием переведено на консервацию помещение. Ежемесячно необходимо оплачивать заработную плату охранника и расход электроэнергии на освещение. Уменьшат ли эти затраты величину налога на прибыль?

Ответ. Да, эти расходы нужно учитывать как внереализационные. При условии, что такие издержки имеют экономическое обоснование и документальное подтверждение, они уменьшат величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопрос 2. Предприятием принято решение для снижения плановых убытков перевести на консервацию все неиспользуемое оборудование. Какой срок будет оптимальным?

Ответ. Для того, чтобы снизить затраты предприятия за счет амортизации, следует переводить имущество на консервацию на срок не менее 3 месяцев. Только такой период дает возможность приостановить начисление износа основных фондов.

Вопрос 3. Сохраняется ли за организацией обязанность начисления транспортного налога по автомобилю, стоящему на балансе, переведенному на консервацию и не имеющему номерных знаков?

Ответ. Нет, платить транспортный налог в такой ситуации не надо. Обязанность его уплаты сохраняется по имуществу, состоящему на учете в ГИБДД. А это означает, что у автомобиля должен быть паспорт, номерной знак и свидетельство о регистрации транспорта. Если номерные знаки уже сданы в ГИБДД, то автомобиль не может эксплуатироваться по назначению и не облагается транспортным налогом.

Вопрос 4. Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Можно ли уменьшить доходы на величину издержек по консервации основных фондов?

Ответ. Если предприятие начисляет налог с доходов, то в таком случае величина расходов не имеет никакого значения. Когда организация начисляет налоги с разницы между доходами и расходами, то уменьшить доходы можно на те статьи, которые перечислены в ст.346 НК РФ, например расход материалов на содержание имущества на консервации.

Вопрос 5. Предприятием был куплен станок и законсервирован на 1 год. Можно ли учесть расходы на его приобретение при расчете налогооблагаемой базы при УСН?

Ответ. Нет, при этой системе налогообложения можно засчитать только те затраты на приобретение, которые касаются амортизируемого имущества. Поскольку станок переведен на консервацию на 1 год, то амортизация по нему начисляться не будет.

Формируя информацию об объектах основных средств, организациям необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
- Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01);
- Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические указания N 91н).
Следует отметить, что Методическими указаниями N 91н, в частности п. 20, предусмотрена классификация основных средств по степени использования . Основные средства по степени использования подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации, а также на консервации .
Перевод основного средства на консервацию осуществляется по решению руководителю организации. Пунктом 63 Методических указаний N 91н уточнено, что порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации. При этом могут быть переведены на консервацию, как правило, объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса.
Решение о переводе основных средств на консервацию может быть оформлено приказом или распоряжением руководителя. В приказе (распоряжении) должны быть указаны причина перевода объекта на консервацию, конкретный срок, на который объект переводится на консервацию, даты начала и окончания консервации, остаточная стоимость объекта и другие необходимые сведения. Как показывает анализ форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств", унифицированной формы, которой можно было бы оформить перевод объекта основных средств на консервацию, не утверждено. Таким образом, организация может ограничиться приказом или распоряжением руководителя, закрепив такой порядок в приказе по учетной политике организации.
Как вы знаете, стоимость объектов основных средств согласно п. 17 ПБУ 6/01 погашается посредством начисления амортизации. В общем случае начисление амортизации в течение срока полезного использования основных средств не приостанавливается, за исключением случаев, предусмотренных п. 23 ПБУ 6/01 и п. 63 Методических указаний N 91н. Одним из таких случаев является перевод объектов основных средств по решению руководителя организации на консервацию сроком более 3-х месяцев.
Если в отношении начала начисления амортизации по основным средствам, принятым к бухгалтерскому учету, п. 21 ПБУ 6/01 определено, что амортизация начисляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, то в отношении консервации ПБУ 6/01 не сказано, когда нужно прекратить и когда возобновить начисление амортизации.
Поскольку бухгалтерским стандартом это не определено, организация может установить свой порядок, закрепив его в приказе по учетной политике в целях бухгалтерского учета. Рекомендуем прекращать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств переведен на консервацию, и возобновлять начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств вновь введен в эксплуатацию.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для обобщения информации об объектах основных средств предназначен счет 01 "Основные средства" . Рекомендуем для учета основных средств, переведенных на консервацию, к счету 01 открыть отдельный субсчет, на котором будет учитываться стоимость объекта.
Затраты на , их содержание, а также затраты по возобновлению эксплуатации объектов по окончании срока консервации в бухгалтерском учете включаются в состав прочих расходов, что следует из п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий , перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Прочие расходы организации учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 91-2 "Прочие расходы", предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета. По дебету субсчета 91-2 в течение отчетного периода находят отражение, в частности, расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, в корреспонденции со счетами учета затрат.

Консервация в налоговом учете

Прежде всего напомним, что в целях налогообложения прибыли организаций согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом признается, в частности, имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Под основными средствами в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
В целях налогообложения, как и в целях бухгалтерского учета, из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев . Такой порядок установлен п. 3 ст. 256 НК РФ. При расконсервации объекта амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.
Как вы знаете, начисление амортизации по объектам основных средств в целях налогообложения прибыли может начисляться одним из двух методов, предусмотренных НК РФ - линейным или нелинейным .

Обратите внимание! Независимо от того, какой метод начисления амортизации выберет и установит в своей учетной политике налогоплательщик, в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, он должен применять только линейный метод начисления амортизации. Напомним, что в восьмую - десятую амортизационные группы включается имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет, что установлено ст. 258 НК РФ.
Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации установлен ст. 259.1 НК РФ. Начисление амортизации по объектам, исключаемым из состава амортизируемого имущества, на основании п. 6 ст. 259.1 НК РФ прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения данного объекта из состава амортизируемого имущества. При расконсервации, согласно п. 7 ст. 259.1 НК РФ, амортизация начисляется вновь с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда завершена расконсервация.

Пример . В феврале 2010 г. организация приобрела основное средство и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1, приобретенный объект входит в состав третьей амортизационной группы, куда включается имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. Организацией установлен максимально возможный срок полезного использования - 5 лет (60 месяцев).
В августе 2010 г. основное средство в связи с приостановлением производства переведено на консервацию сроком на 6 месяцев. В феврале 2011 г. объект вновь введен в эксплуатацию.
Исходя из условий примера начисление амортизации по объекту, переведенному на консервацию, следует прекратить с 1 сентября 2010 г., то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств, по решению руководства, переведен на консервацию.
В феврале 2011 г. объект вновь введен в эксплуатацию, следовательно, с 1 марта 2010 г. начисление амортизации возобновляется.
Срок полезного использования объекта истекает в феврале 2014 г., но так как объект в течение 6 месяцев находился на консервации, срок его полезного использования должен быть увеличен. Организация должна прекратить начисление амортизации по этому объекту с 1 сентября 2014 г.

Пункт 8 ст. 259.2 НК РФ устанавливает порядок начисления амортизации по объектам, исключенным из состава амортизируемого имущества при использовании нелинейного метода начисления амортизации . Начисление амортизации по объектам, переведенным на консервацию сроком свыше 3-х месяцев, прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был исключен из состава амортизируемого имущества. Суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) при этом уменьшается на остаточную стоимость указанных объектов, которая в соответствии со ст. 257 НК РФ определяется по формуле :

Sn = S x (1 - 0,01 x k) ,

где Sn - остаточная стоимость указанных объектов по истечении n месяцев
после их включения в соответствующую амортизационную группу (подгруппу);
S - первоначальная (восстановительная) стоимость указанных объектов;
n - число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня из исключения из состава этой группы (подгруппы) (из расчета исключается период, исчисленный в полных месяцах, в течение которого объекты не входили в состав амортизируемого имущества);
k - норма амортизации, применяемая в отношении соответствующей группы (подгруппы), в том числе с учетом специальных коэффициентов, применяемых к основной норме амортизации.

При расконсервации объектов основных средств амортизация продолжает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда перечисленные объекты вновь включены в состав амортизируемого имущества. С этого же момента суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) согласно п. 9 ст. 259.2 НК РФ увеличивается на остаточную стоимость указанных объектов с учетом положений п. 9 ст. 258 НК РФ.
Как определить в данном случае остаточную стоимость объектов? При определении остаточной стоимости амортизируемого имущества при нелинейном методе начисления амортизации не учитываются периоды, исчисленные в полных месяцах, в течение которых объекты не входили в состав амортизируемого имущества. Следовательно, остаточная стоимость, по которой объекты восстанавливаются в составе соответствующих амортизационных групп (подгрупп), будет равна сумме, на которую произошло уменьшение суммарного баланса такой группы (подгруппы).
Как учитываются затраты на консервацию в целях налогообложения прибыли? Подпунктом 9 п. 1 ст. 265 НК РФ определено, что расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.
Между тем налоговые органы, проводя проверки налогоплательщиков, в некоторых случаях указывают на то, что расходы по консервации и расконсервации объектов основных средств учитываются в целях налогообложения прибыли необоснованно. В большинстве случаев такие споры приходится решать в судебном порядке. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 мая 2007 г. N Ф04-2507/2007(33689-А27-40), где рассматривался аналогичный спор между налогоплательщиком и налоговым органом. Суд указал, что общие условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, предусмотрены ст. 252 НК РФ, согласно которой для признания расходов (затрат) с целью налогообложения они должны соответствовать трем следующим критериям: быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 63 Методических указаний N 91н порядок консервации объектов основных средств, принятых к учету, устанавливается руководителем организации. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, консервация объектов основных средств произведена организацией на основании приказов руководства. Организацией проведена инвентаризация основных средств, о чем составлены протоколы инвентаризационных комиссий, а также соответствующие акты, указанные основные средства отражены в инвентарных карточках учета основных средств. Денежное выражение произведенных хозяйственных операций отражалось в регистрах налогового учета, бухгалтерских справках (в которых имеется информация о количестве тепловой и электрической энергии, затраченной организацией на содержание законсервированных основных средств, и ее стоимость), сведения о хозяйственных операциях в натуральном выражении содержатся в представленных расчетах, справках о потреблении теплоэнергии, актах показаний электросчетчиков, сметах расходов.
Кассационная инстанция, в которой рассматривалось дело, сочла, что суд, полно и всесторонне исследовав представленные организацией документы, учитывая, что налоговым законодательством порядок консервации (расконсервации) основных средств не регламентируется, пришел к правильному выводу о том, что представленных организацией в материалы дела доказательств достаточно для заключения о том, что затраты, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, отвечают критериям ст. 252 НК РФ, в связи с чем правомерно отнесены в состав расходов, предусмотренных пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Особенностям организации налогового учета амортизируемого имущества посвящена ст. 322 НК РФ. Пунктом 2 названной статьи определено, что по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел такой перевод, начисление амортизации не производится.
При расконсервации основных средств амортизация начисляется в порядке, определенном гл. 25 НК РФ, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация основного средства.
Как видите, в целях налогообложения прибыли, в отличие от бухгалтерского учета, четко определен порядок начисления амортизации по объектам основных средств, переведенным на консервацию. Аналогичный порядок организация может применять и в бухгалтерском учете, предусмотрев применение такого порядка в приказе по учетной политике.
Еще на один вопрос хотелось бы обратить внимание, а именно на необходимость восстановления сумм налога на добавленную стоимость по недоамортизированным основным средствам, переведенным на консервацию. В Письме ФНС от 20 июня 2006 г. N ШТ-6-03/614@ отмечено, что при переводе в законодательном порядке недоамортизированных основных средств на консервацию, в отношении которых суммы НДС ранее были приняты к вычету, необходимо учитывать следующее. Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ и п. 23 ПБУ 6/01 основные средства, переведенные по решению руководства на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества в целях как налогового, так и бухгалтерского учета.
При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации, что следует из п. 3 ст. 256 НК РФ.
Таким образом, при переводе недоамортизированных основных средств на консервацию восстановление сумм НДС с остаточной стоимости таких основных средств на период консервации не производится.
Если переведенные на консервацию недоамортизированные основные средства после снятия их с консервации не будут использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС, то сумма налога в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, подлежит восстановлению в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ.
Вопрос о необходимости начисления налога на имущество по объектам, переведенным на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев, рассмотрен в Письме Минфина России от 15 мая 2006 г. N 03-06-01-04/101. В Письме, в частности, сказано, что объекты основных средств, переведенные на консервацию свыше трех месяцев, списанию с бухгалтерского учета организации-балансодержателя не подлежат и рассматриваются в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций у данной организации.

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила проведения консервации объекта капитального строительства

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее - объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее - объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее - проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее - объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее - объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее - проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Установлен порядок консервации объекта капстроительства.

Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.

В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта. Цель - зафиксировать его фактическое состояние, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).

Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).

Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


ПОРЯДОК КОНСЕРВАЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ПРИОСТАНОВЛЕНО

1. Настоящий Порядок устанавливает общие требования к консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено.

2. Консервация объекта капитального строительства производится при необходимости прекращения работ или их приостановки на срок более 6 (шести) месяцев.

Консервацией объекта капитального строительства является временное приостановление строительства на срок более 6 (шести) месяцев и приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций, и безопасность объекта для населения и окружающей среды.

3. При консервации объекта капитального строительства, как правило, предполагается, что по устранении причин, повлекших консервацию, работы на объекте будут продолжены теми же участниками договора строительного подряда.

При прекращении строительства объекты капитального строительства могут быть либо ликвидированы установленным порядком, либо реализованы другим лицам, пожелавшим продолжать строительство и располагающим необходимыми финансовыми средствами.

4. Консервация объекта капитального строительства может производиться при различной степени завершенности строительства.

Степень завершенности строительства определяется следующим образом:

4.1. Начальная стадия строительства (от 0 % до 15 % объема работ) соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительно-монтажных работ:

Определены поставщики оборудования и материалов;

Выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта.

4.2. Средняя стадия строительства (свыше 15 % до 50 % объема работ) соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительных работ:

Завершены изыскательные и проектные работы;

Начаты и практически закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

Начаты работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем.

4.3. Высокая стадия строительства (свыше 50 % до 75 % объема работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:

Завершены изыскательные работы;

Начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;

Выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

Работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем выполнены в пределах (50-75) %;

Начаты отделочные работы.

4.4. Завершающая стадия строительства (свыше 75 % до 99 % объема работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:

Завершены изыскательные и проектные работы;

Закончены поставки оборудования и материалов;

Закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

Выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

Завершаются работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем;

Отделочные работы на объекте выполнены в пределах (50-99) %;

Начаты пусконаладочные работы на объекте.

5. Решение о прекращении или приостановке строительства принимает застройщик (заказчик и извещает о принятом решении исполнителя работ (подрядчика), орган местного самоуправления а также соответствующие орган, выдавший разрешение на строительство и орган государственной строительного надзора, если такой надзор предусмотрен Градостроительным кодексом для данной вида строительства.

6. О факте прекращения или приостановки строительства в трехдневный срок должны быть поставлены в известность также, в случае необходимости, ГИБДД органов внутренних дел с целью отмены ранее введенных ограничений движения транспорта и пешеходов, а также владельцы территорий, включенных в территорию строительной площадки в соответствии с утвержденным и, согласованным градостроительным планом земельного участка.

7. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

8. Решение о проведении консервации и порядок консервации объектов капитального строительства устанавливается и утверждается руководителем организации застройщика (заказчика). Типовая форма приказа «О переводе на консервацию объектов капитального строительства» приведена в к настоящему Порядку.

9. Застройщик (заказчик) и исполнитель работ не позднее чем через месяц после принятия решения о прекращении или приостановке строительства составляют:

9.1. Акт о приемке выполненной части объекта с описанием состояния объекта, указанием объемов и стоимости выполненных работ, и приложением ведомости примененных (смонтированных) на объекте оборудования, материалов и конструкций. При этом применяется унифицированная форма № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г, № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»). Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Фактические объемы выполненных строительно-монтажных работ должны быть сопоставлены с данными смет, а также данными учета соответствующих служб заказчика и подрядчика, в том числе посредством проведения контрольных обмеров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и застройщика (заказчика). На актах приемки субподрядных работ обязательно наличие заверительных подписей и печати генерального подрядного предприятия, принявшего работу. На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

9.2. Ведомость неиспользованных и подлежащих консервации (хранению) оборудования, материалов и конструкций. Типовая форма Ведомости приведена в к настоящему Порядку.

9.3. Перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов. Указанный Перечень составляется с участием проектной организации. Типовая форма Перечня приведена в к настоящему Порядку.

10. На основе Перечня работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов проектной организацией по поручению заказчика в 2-месячный срок после принятия решения о консервации строительства составляются смета и, в случае необходимости, рабочие чертежи на проведение работ по консервации объекта капитального строительства, а также смета на мероприятия по обеспечению их сохранности.

Смета на проведение работ по консервации после согласования ее с подрядчиком и смета на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) утверждаются застройщиком (заказчиком).

Разработка рабочих чертежей и составление смет на проведение работ по консервации и на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) производится по дополнительному соглашению, заключенному между заказчиком и проектной организацией.

11. Заказчик обязан в 2-месячный срок со дня принятия решения о консервации строительства предприятий (объектов) произвести с подрядной организацией расчеты за выполненные до принятия решения о консервации объемы строительно-монтажных работ, возместить убытки подрядной организации, понесенные ею в связи с расторжением или изменением договоров на поставку материалов и конструкций, а также оплатить расходы по перевозке строительных материалов и оборудования на другие стройки (если таковая имеет место).

12. После согласования сметы на проведение работ по консервации и сметы на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) заказчик и подрядчик должны оформить Акт о приостановлении строительства. При этом применяется унифицированная , утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г, № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». В акте должны быть указаны следующие данные (по объектам, работам и затратам, приостановленным строительством):

Сметная стоимость - полная стоимость по договору и стоимость фактически выполненных строительно-монтажных работ;

Фактические затраты на дату консервации;

Средства, необходимые для расчетов с подрядной организацией;

Стоимость работ и затрат, необходимых на консервацию (включая затраты по возмещению убытков поставщикам и подрядчикам).

Акт составляется в необходимом количестве экземпляров по каждой стройке с указанием раздельно приостановленных строительством работ. Один экземпляр передается подрядчику, второй - заказчику (застройщику). Третий представляется по требованию инвестора.

Унифицированная «Акт о приостановлении строительства» приведена в к настоящему Порядку.

13. Выполнение строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой на проведение работ по консервации, осуществляется подрядной организацией по дополнительному соглашению к генеральному договору подряда на капитальное строительство. В дополнительном соглашении предусматриваются сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных предприятий (объектов) и конструктивных элементов.

Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы по консервации предприятий (объектов) производятся на основании актов приемки выполненных строительно-монтажных работ, составленных по форме № КС-2.

Строительно-монтажные работы, выполненные подрядчиком до консервации, и строительно-монтажные работы по консервации предприятий (объектов) включаются в объем строительно-монтажных работ.

14. Законсервированный объект и стройплощадка передаются по акту застройщику (заказчику). К акту прилагаются исполнительная документация, журнал работ, а также документы о проведенных в ходе строительства обследованиях, проверках, контрольных испытаниях, измерениях, документы поставщиков, подтверждающие соответствие материалов, работ, конструкций, технологического оборудования и инженерных систем объекта проекту и требованиям нормативных документов.

15. Возможность возобновления строительства объектов после длительного перерыва должна устанавливаться специализированными проектными и научно-исследовательскими организациями путем тщательного освидетельствования конструкций, определения их фактической прочности, уровня коррозионного поражения конструктивных элементов и оформления (продления) разрешения на строительство в уполномоченных органах.

16. Объекты капитального строительства, строительство которых возобновляется после консервации, заказчиком передаются подрядчику по акту с указанием технического состояния на день передачи.

Работы по расконсервации объектов капитального строительства, включая восстановительные работы, выполняются подрядчиком по смете, утвержденной в порядке, установленном настоящего Порядка для смет на работы по консервации.

Приложения.

Приказ о переводе на консервацию объектов капитального строительства

Ведомость несмонтированных оборудования, конструкций и материалов, подлежащих консервации

Перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов

Унифицированная «Акт о приостановлении строительства»

Приложение 1

(наименование организации)

ПРИКАЗ

(место составления)

О переводе на консервацию объектов капитального строительства

В связи с

указать причины перевода

перевести на консервацию следующие объекты капитального строительства:

Наименование объектов капитального строительства

Кадастровый номер земельного участка и инвентарный номер объекта капитального строительства

Степень завершенности строительства *)

Сроки консервации

Ответственными за проведение консервации назначить:

(ФИО, должность)

(ФИО, должность)

(ФИО, должность)

(ФИО, должность)

(должность)

(подпись)

(расшифровка подписи)

(визы)

(Исполнитель, № тел.)

*) Определяется в соответствии с Порядка

Приложение 2.

Наименование застройщика

Наименование стройки

ВЕДОМОСТЬ НЕСМОНТИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, КОНСТРУКЦИЙ И МАТЕРИАЛОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОНСЕРВАЦИИ

Наименование оборудования, материалов и конструкций

Единица измерения

Количество

Стоимость единицы

Общая стоимость (в рублях)

(печать)

(подпись)

(печать)

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ И ЗАТРАТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ЗАКОНСЕРВИРОВАННЫХ ЗДАНИЙ (СООРУЖЕНИЙ) ИЛИ ИХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Наименование объектов, конструктивных элементов, видов работ и затрат

Единица измерения

Объем работ, подлежащий выполнению

Примечание .

Один экземпляр Перечня передается проектной организации, составляющей смету на проведение работ по консервации объектов;

Состав и объем работ могут быть уточнены проектной организацией в процессе составления сметы.

Руководитель организации застройщика (заказчика)

(печать)

(подпись)

Руководитель подрядной строительной организации

(печать)

(подпись)

Руководитель проектной организации

(печать)

(подпись)