Понятие и виды культуры: художественная, физическая, массовая. Что такое культура? Сущность культуры

Введение

Культура как многоплановое понятие

Культура и культ

Заключение

Изучение понятия культуры – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Понятие культуры характеризует специфическую сторону жизнедеятельности человека. Специфичность определяется двуединой природой культуры как деятельности одновременно социальной (родовой) и индивидуальной (личностной).

Любое явление культуры посредством обучения и воспитания может быть воспринято и использовано (потенциально) любым членом человеческого сообщества.

Под ценностями культуры понимают основополагающие универсальные стандарты родовой человеческой деятельности, пронизывающие ее этическую (в аспекте добро - зло), эстетическую (красота - безобразное), религиозную (мысль о Боге), научную (истина - заблуждение), правовую и иные стороны.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Королев В.К., Бакулов В.Д., Драч Г.В., Круглов А., Мартынов В., Окладникова Е.А. и др.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть понятие культуры.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать культуру как многоплановое понятие;

2.На основании теоретического анализа, систематизировать знания о материальной и духовной культуре;

3.Рассмотреть специфику понятий культура и культ;

4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, подходы к данной проблеме.

5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех параграфов и заключения. Название параграфов отображает их содержание.


Культура – многоплановое понятие. Прежде всего культура - это инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.

Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только не помогла человечеству выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.

Культура - это также усвоенное поведение и знание, которое интегрируется группой и разделяется членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.

Некоторые виды поведения могут быть результатом конкретных специфических обстоятельств жизни группы, зависеть от климата, географического положения, проявляться в момент опасности, открытия. Часто члены группы упорно сохраняют поведение, причина которого давно забыта. Такое поведение также является частью культуры.

По определению Ф. Кробера и Ф. Клукхона, культура - это отличительная особенность человеческих групп и состоит из явных и неявных устойчивых повторяющихся способов поведения. Основа культуры включает традиционные, имеющие исторически обусловленное происхождение идеи и специфику их прикладного использования. Системы культуры могут, с одной стороны, рассматриваться как продукт деятельности людей, с другой - как создание условий для элементов будущего действия.

Таким образом, культура - это то, что:

Разделяется всеми или почти всеми членами некоторой социальной группы;

Передается старшими членами группы младшим;

Формирует поведение (мораль, законы, обычаи).

В процесс человеческого развития общества и институты были созданы вокруг доминирующей деятельности, распространенной в определенном месте в определенное время. Ранняя человеческая культура, например, была организована вокруг охоты; до сих пор имеются племена, все еще живущие таким образом.

Затем господствующей тенденцией человечества стала стадия развития рабочей культуры, сосредоточенной вокруг сельского хозяйства; этот сельскохозяйственный образ жизни существует в прединдустриальных нациях.

В течение последних двух-трех сотен лет доминирующим стилем работы стал индустриальный, сосредоточенный вокруг фабричной системы и городского образа жизни.

В настоящее время считается, что происходит переход к постиндустриальной рабочей культуре, сосредоточенной на обработке информации и оказании услуг.

В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой, или организационной, культуры. Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная, или корпоративная, культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих команд.

Национальная культура - это культура страны или меньшинства в стране; организационная культура - культура корпорации, предприятия или ассоциации; рабочая культура - культура доминирующего вида деятельности общества; культура команды - культура рабочей или управленческой команды.

Культура через экономику определяет ценность и необходимость работы для конкретной группы. В некоторых культурах все члены участвуют в желательной и заслуживающей внимания деятельности, но их членство не измеряется стоимостью работы в денежном отношении; вместо этого подчеркивается роль и значение работы для объединения. Культура определяет условия, возможности и сегментацию профессиональной деятельности.

Материальная и духовная культура

В целом подходы к определению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мир накопленных ценностей и норм, как вещный мир находящийся вне человека и культура как мир человека. Последнее также можно разделить на три группы: культура – мир целостного человека в единстве его физической и духовной природы; культура мир духовной жизни человека; культура живая человеческая деятельность, способ, технология этой деятельности. Верно и то и другое. Ибо культура двумерна: с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой стороны – качественная характеристика живой человеческой деятельности.

Уже здесь сложно отличить культуру материальную от культуры духовной. Н. Бердяев говорил о том, что культура всегда духовна, но вряд ли стоит оспаривать существование материальной культуры. Если культура формирует человека, то как можно исключить влияние на этот процесс материальной среды, орудий и средств труда, многообразия бытовых вещей? Можно ли вообще формировать душу человека в отрыве от его тела? С другой стороны, как говорил Гегель, на самом духе лежит проклятье быть воплощенным в материальные субстраты. Самая гениальная мысль, если она не опредмечена, умрет вместе с субъектом. Не оставив никакого следа в культуре. Все это говорит о том, что любое противопоставление материального духовному и наоборот в сфере культуры неизбежно относительна. Сложность разграничения культуры на материальную и духовную велика, можно попытаться сделать ее по их влиянию на развитие личности.

Для теории культуры понимания различия культуры материальной и духовной – важный момент. В смысле физического выживания, биологических потребностей, даже в чист практическом смысле духовность избыточна, излишня. Это – своеобразное завоевание человечества, роскошь, доступная и необходимая для сохранения человеческого в человеке. Именно духовные потребности, потребности в святом и вечном утверждают для человека смыл и назначения его бытия, соотносят человека с целостностью мироздания.

Отметим также, что соотношение материальных и духовных потребностей достаточно сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто игнорировать. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но это не главная предпосылка. Путь к духовности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда. Э. Фромм "Иметь или быть?" считает, что само существование духовности и духовной культуры зависит прежде всего от ценностной установки, от жизненных ориентиров, от мотивации деятельности. "Иметь" – это ориентация на материальные блага, на обладание и использование. В противовес этому "быть" - значит становится и созидать, стремиться реализовать себя в творчестве и общении с людьми, найти источник постоянной новизны и вдохновения внутри себя.

Четкой демаркационной линии отделяющей материальное от идеального в человеческой жизни и деятельности установить невозможно. Человек преобразует мир не только материально, но и духовно. Любая вещь имеет наряду с утилитарной и культурную функцию. Вещь говорит о человеке, об уровне познания мира, о степени развития производства, о его эстетическом, а подчас и о нравственном развитии. Создавая любую вещь человек неизбежно "вкладывает" в нее свои человеческие качества, невольно, чаще всего несознательно, запечатлевая в ней образ своей эпохи. Вещь – своеобразный текст. Все созданное руками и мозгом человека несет на себе отпечаток (информацию) о человеке, его обществе и культуре. Разумеется сочетание утилитарной и культурной функций в вещах неодинаково. Причем это отличие не только количественное, но и качественное.

Произведения материальной культуры помимо влияния на духовный мир человека предназначены прежде всего для удовлетворения какой-то иной функции. К материальной культуре относятся объекты и процессы деятельности, главным функциональным назначением которых не является развитие духовного мира человека, для которых эта задача выступает как побочная.

Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура - это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности , включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура - это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура - это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи ) - то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии - методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура - набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример - рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура.

Духовная культура - это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство , наука , религия);
  • духовные потребности ;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире - национальная или мировая, по географическому характеру - восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации - городская, сельская, деревенская, а также - традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

  1. Высокая культура (элитарная). Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки. Пример: классическая музыка и литература.
  2. Массовая культура (поп-культура). Культура, потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Имеет коммерческий характер и направлена на развлечение широкой аудитории. Одни считают ее средством для управления массами, другие же считают, что сами массы ее и создали.
  3. Народная культура. Культура некоммерческого характера, авторы которой, как правило, не известны: фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.

Следует учитывать, что компоненты всех этих трех форм постоянно проникают друг в друга, взаимодействуют и взаимодополняют. Ансамбль «Золотое кольцо» - пример одновременно и массовой и народной культуры.

Введение

Культура - ключевое понятие культурологии. Определений, что такое культура, очень много, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеют в виду совершенно разные явления. Можно говорить о культуре, как о «второй природе», то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир человеком. Это самый широкий подход и, в таком случае, орудия массового уничтожения - тоже в определенном смысле явления культуры. Можно говорить о культуре как своего рода производственных навыках, профессиональных достоинствах - мы употребляем такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура карточной игры. Для многих культура - это, прежде всего сфера духовной деятельности людей на протяжении всего исторического развития человечества. Культура же всегда национальна, исторична, конкретна по своему происхождению и предназначению, а понятие - мировая культура - также весьма условно и являет собой лишь сумму национальных культур. Изучают мировую культуру во всех ее национальных, социальных, конкретно-исторических проявлениях ученые самых различных специальностей - историки, искусствоведы, социологи, философы.

Культура с точки зрения культуролога - это созданные на протяжении всей человеческой истории общепризнанные нематериальные ценности; во-первых, классовые, сословные, групповые духовные ценности, характерные для различных исторических эпох, во-вторых, что может быть особенно важно, отношения между людьми, складывающиеся в результате и процессе производства, распределения и потребления этих ценностей.

В этой работе я постараюсь дать определение понятию «культура» и рассмотрю, какие функции она выполняет в нашем обществе.

культура этноцентризм релятивизм конфликт

Понятие культуры

Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими "существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке", шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их "человеческих" личностей. Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают "мистические видения" как высшую форму сознания.

Короче говоря, существует великое множество различии между культурами.

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и они ездим по разным сторонам, они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.

Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в книге "Культура. Критический обзор концепций и дефиниций" привели около трехсот определений культуры, которые они разбили на шесть основных типов. Приведем сначала определения из этой книги в изложении Л. Ионина.

Описательные определения. Согласно Тейлору, "культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". .

Исторические определения. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура -- это "социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни". Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры" .

Нормативные определения. Эти определения делятся на две группы. Первая из них -- определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом К. Уислером, "образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой.;. Культура племени есть совокупность стандартизированных верований и практик, которым следует племя". Вторая группа -- определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два определения: данное философом Т. Карвером -- "культура -- это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей", и предложенное социологом У. Томасом, -- "культура это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях" .

Психологические определения. "Культура -- это социологическое обозначение для ненаучного поведения, то есть поведения, которое не дано человек) от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей" (антрополог Р. Бенедикт). "Культура -- это "формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов"" (социолог К. Янг) .

Структурные определения. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном: "а) Культуры -- это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) Культура -- это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членам данного общества" .

Генетические определения. "Культура -- это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфической для человеческого рода, которую мы называем "символизацией". Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов -- орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, то есть человеком, для борьбы за существование или выживание" (социолог Л. Уайт) .

Л. Ионин заканчивает изложение определений культуры собственным пониманием. "Однако, -- пишет он, -- можно приблизительно представить себе, в чем были бы согласны авторы буквально всех приведенных выше определений. Без сомнения, они были бы согласны с тем, что культура -- это то, что отличает человека от животных, культура -- это характеристика человеческого общества. Кроме того, они, наверное, согласились бы, что культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. Далее, они наверняка признали бы, что культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка)" .

Э. Орлова характеризует культуру так: "Культура определяется как все то, что создано людьми; как ценностное образование; как совокупность норм; как символический аспект современной жизни и деятельности людей; как технологии адаптации человека к окружению; как способы трансляции социально значимой информации; как коммуникативные системы в обществе и т.п. Всюду присутствует стремление подчеркнуть специфичность аспекта рассмотрения общественной жизни; провести дифференциацию изучаемых объектов по антропогенам (а не метафизически) или природным основаниям; построить интегральную картину изучаемой области явлений как порождаемой и поддерживаемой людьми, а не просто концептуальной целостности, идентифицировать ее как определенный "тип культуры"; использовать для ее построения принцип синхронного или диахронного сравнения объектов. Иными словами, можно констатировать, что при всех различиях в подходах исследователи культуры работают примерно в одних и тех же концептуальных пределах" .

Хотя Б. Ерасов определяет культуру как сферу духовного производства, тем не менее речь идет не о марксизме, а о социологическом подходе. "В самом общем и сжатом виде культура -- это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Вместе с тем она способствует духовной интеграции общества и различных его групп. Продукты этого производства существуют не только в сфере сознания -- в интеллектуальной или художественной форме. Они обозначаются, т.е. приобретают свойства знака или целой знаковой системы (язык, религия, мораль, идеология, стили искусства и литературы). Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия. Для этого нужны соответствующие инструменты, кадры -- все то, что воплощают в себе система образования, религиозные институты и светская культура" .

Г. Драч в "Учебном курсе по культурологии" (Ростов н/Д, 1995. С. 53) характеризует культуру так:

"Следовательно, определяя сущность культуры, можно выделить три основные сферы. Во-первых, в форме завершенных, нашедших свою материализацию в предметах материальной и духовной деятельности человека. Здесь в результатах человеческой деятельности нашли свое воплощение особенности человеческой деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества, на определенных этапах его исторического развития. Во-вторых, в форме субъектов, творцов и носителей культуры. Здесь культурология опирается на этнографические описания, этнологию (учение о народе -- этносе), на социологические измерения общества. Однако, в отличие от социально-философского рассмотрения общества, культуролог доводит свое исследование до социально-психологического уровня, выделяя национальный характер народа, менталитет (особенности мышления), проявления нравственности. В-третьих, в форме институциональных связей, институтов, которые переводят субъективную действительность индивидов в объективный план. Здесь речь идет не только о том, "что" производит этнос, и не только "кто" производит, каково культурное лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса, а главное -- "как производят". И это "как" характеризует прежде всего способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению".

Предметом культурологии является изучение сущности, структуры в основных функциях культуры, исторических закономерностей ее развития. Иными словами, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

2.Понятие культуры,типы определений.

Культура (лат.cultura, от colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изученияфилософии,культурологии,истории, искусствознания,лингвистики(этнолингвистики),политологии,этнологии,психологии,экономики,педагогикии др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности

(характера,компетентностей,навыков,уменийизнаний).

Различные определения культуры

Многообразие существующих в мире философских и научных определенийкультуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации : Культура понимается как…

    «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»

    «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);

    «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев);

    «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);

    «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);

    «вся совокупность внебиологических проявлений человека» ;

    признанный значимый уровень в областях изящных искусствинаук-элитарная культура ] .знаний,верованийиповедений, который основан насимволическом мышлениии социальномобучении. Как основуцивилизацийразличают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох,способов производства, товарно-денежных ипроизводственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д

    «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды.»(Э. О. Уилсон);

    Функции культуры

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение.

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

3. Функция познавательная (гносеологическая ) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.