Тексты для изложения. Татьяна сухотина-толстая - воспоминания

С большой любовью вспоминаю я свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе. Я так думаю и теперь. И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни. Так же естественны были и внешние условия нашей жизни. Трем людям я особенно благодарна за свое детство:

Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли.

Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.

Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор.

Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.

С большой любовью вспоминаю я свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе. Я так думаю и теперь. И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни. Так же естественны были и внешние условия нашей жизни. После женитьбы1 отец прожил с своей семьей безвыездно в Ясной Поляне восемнадцать лет, только изредка выезжая в город по делам. Жизнь в деревне дала мне любовь к уединению, к спокойствию и дала привычку наблюдать и любить природу. Трем людям я особенно благодарна за свое детство: Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство. Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор. Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.

В книгу включены воспоминания и избранные страницы из дневника старшей дочери Л. Н. Толстого - Татьяны Львовны Сухотиной-Толстой. Т. Л. Толстая была одаренной художницей, талантливым и ярким человеком, очень близким Толстому по духу, по искреннему сочувствию его взглядам. Ее воспоминания, часть которых публикуется впервые, живо и интересно рассказывают о ее детских и отроческих годах, о друзьях и гостях Толстого, о трагических событиях последних лет жизни писателя. Вступительная статья А. И. Шифмана.

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая
Воспоминания

Детство Тани Толстой в Ясной Поляне

С большой любовью вспоминаю я свое детство.

И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни.

Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня.

Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе.

Я так думаю и теперь.

И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни.

Так же естественны были и внешние условия нашей жизни.

После женитьбы1 отец прожил с своей семьей безвыездно в Ясной Поляне восемнадцать лет, только изредка выезжая в город по делам.

Жизнь в деревне дала мне любовь к уединению, к спокойствию и дала привычку наблюдать и любить природу.

Трем людям я особенно благодарна за свое детство:

Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли.

Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.

Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор.

Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.

С большой любовью вспоминаю я свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе. Я так думаю и теперь. И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни. Так же естественны были и внешние условия нашей жизни. После женитьбы1 отец прожил с своей семьей безвыездно в Ясной Поляне восемнадцать лет, только изредка выезжая в город по делам. Жизнь в деревне дала мне любовь к уединению, к спокойствию и дала привычку наблюдать и любить природу. Трем людям я особенно благодарна за свое детство: Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство. Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор. Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.

I

Родилась я в Ясной Поляне 4 октября 1864 года. За несколько дней до моего рождения с моим отцом на охоте произошел несчастный случай.

В молодости отец очень любил охоту, и особенно осеннюю охоту с борзыми собаками на зайцев и лисиц. 26 сентября 1864 года он взял свою свору борзых собак, сел на свою резвую, молодую лошадь Машку и поехал на охоту. Недалеко от дома в поле выскочил русак.

Отец спустил борзых. "Ату его!" - закричал он и поскакал за русаком. Машка, непривычная еще к охоте и очень горячая, пустилась вскачь во весь дух за зайцем и собаками.

На пути попалась глубокая рытвина. Машка не сумела ее перепрыгнуть, споткнулась и упала на оба колена. Не справившись, она всей своей тяжестью упала на бок.

Отец упал вместе с лошадью. Рука его попала под лошадь, которая придавила ее всей своей тяжестью. Не успел отец опомниться, как Машка вскочила и, оставив своего седока в рытвине, ускакала домой. С невыносимой болью в руке, почти в бессознательном состоянии, выкарабкался отец на гладкое место.

Что делать? Идти он был не в силах. До шоссе, где он мог бы найти помощь, было около версты.

Наконец он собрался с силами и поплелся.

Он рассказывал потом, что в это время он был почти без памяти: ему казалось, что все было очень, очень давно. Казалось, что когда-то, очень давно, он ехал верхом, когда-то травил зайца и когда-то упал с лошади. Все это было давно, давно…

С трудом прошел он версту, пока не дошел до шоссе. Там силы его покинули, он почувствовал себя плохо и лег на землю у дороги.

Так он лежал, поджидая, пока кто-нибудь пройдет или проедет.

Проехали на телегах мужики. Отец собрал последние силы и стал кричать им:

Стойте! Помогите!

Мужики или не слыхали, или не захотели остановиться и проехали мимо. Отец продолжал лежать у дороги. Наконец прошел какой-то пешеход, который его узнал.

Батюшки родимые, да это наш яснополянский граф! - сказал он. - Что же это такое с ним случилось?

Он остановил первую проезжавшую телегу, уложил в нее отца с помощью ехавшего в телеге мужика и направил его в Ясную Поляну.

Отец страдал ужасно.

Дядя, - сказал он мужику, - ты свези меня не в барский дом, а свези в избу на деревне.

Он думал, что если без всякого предупреждения приедет домой искалеченный, он слишком сильно напугает мою мать.

В яснополянском доме в то время был уже подан обед, и моя молоденькая двадцатилетняя мать вместе с своим деверем графом Сергеем Николаевичем Толстым и своей матерью Любовью Александровной Берс поджидала к обеду своего мужа и его сестру графиню Марию Николаевну Толстую.

Там она нашла своего мужа, сидящего на скамейке в ужасных страданиях. Мужик, хозяин избы, держал его, голую до плеча, руку, а деревенская "бабка" ее растирала. Тут находились уже Агафья Михайловна, старая бывшая крепостная девушка Толстых, и тетенька моего отца Татьяна Александровна Ергольская. Дети в избе кричали, было темно, тесно и душно.

Немедленно за доктором в Тулу! - распорядилась моя мать. Отца перевезли в дом.

Приехавший из Тулы доктор стал пытаться вправить руку. Восемь раз он тщетно принимался крутить и вертеть руку отца. Измучивши его до последней степени и ничего не сделав, доктор уехал. Отец провел ужасную ночь. Мать ни на минуту не отошла от него. На другое утро послали в Тулу за другим доктором, молодым хирургом. Отца захлороформировали и наконец вправили руку2. Лихорадка все же продолжалась, и боль не утихала.

Отец еще не поправился после своего падения, как я появилась на свет.

У моих родителей был уже один сын, полутора лет, Сережа, и они очень рады были дочери. Крестил меня друг моего отца Дмитрий Алексеевич Дьяков, а крестной матерью моей была моя бабушка Любовь Александровна Берс.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга Вандакуровой Н.В.

Урок развития речи в 7 классе.

Подготовка к изложению с изменением формы действующего лица.

Цель :

  • совершенствование навыков анализа текста;
  • совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование навыков переконструирования предложений с целью

Изменения формы действующего лица;

  • развитие творческих способностей;
  • подготовить к написанию изложения с изменением формы действующего лица;
  • воспитание чувства благодарности родным и близким.

Технологии:

  • гуманно-личностная технология;
  • технология всестороннего гармонического развития личности обучающегося ;
  • технология перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;
  • технология речевого развития ;
  • технология обучения анализу текста ;
  • информационная технология.

Ход урока.

1. Вступительная беседа.

– Какие местоимения относятся к личными?

– От какого лица может вестись повествование в художественном произведении?

– Когда используется форма первого лица?

– Когда – форма третьего лица?

– В каких жизненных обстоятельствах мы изменяем форму действующего лица?

– При выполнении каких творчески работ на урока русского языка необходимо производить изменение формы лица? (Эссе. Комментарий к проблеме.)

2. Проверка домашнего творческого задания .

– Какие ассоциации возникают у вас со словом «детство»? (Предметные, цветовые, музыкальные, поэтические и т.д.)

3. Анализ предложений.

– С возрастом восприятие жизни изменяется. Прочитайте высказывания великих людей.

Какие ассоциации возникали со словом «детство» у известных писателей? Какая мысль объединяет высказывания? Слайды № 1 - 5

«Мне представляется матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, нежная рука, так часто меня ласкавшая». (Л.Н.Толстой)

«Я написал рассказ «Уроки французского» в надежде, что преподанные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В.Г.Распутин)

«Эта повесть о моей юности и о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки». (А.Алексин)

«Я помню деревенского учителя, вежливого, застенчивого, всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников». (В.П.Астафьев)

– Слайд № 6 . Эти воспоминания объединяет чувство благодарности, любви к тем людям, которые в детстве многое дали будущим писателям. Для выражения своих мыслей мы всегда используем форму 1 лица. Составьте предложение с прямой речью, используя слова А Алексина. Подумайте, какой глагол уместно употребить в словах автора?

– Объясните орфограммы и постановку знаков препинания, постройте схему предложения. Слайд № 7-8 .

– Выполните аналогичное задание (1ряд – слова В.Г.Распутина, 2ряд – слова Л.Н.Толстого, 3ряд – слова В.П.Астафьева).

Домашнее задание. Кому из ваших родных и за что вы благодарны?

– Составьте на основе одного из словосочетаний и запишите предложение с причастным оборотом. От какого лица вы выразили мысль?

4. Изменение формы лица .

– Какие изменения необходимо внести в предложение, чтобы мысль в нем выражалась не от 1 лица, а от 3 лица? (Заменить местоимения: я – он, мне – ему, наш – их, своей – его, мой – его. Окончания глаголов: вспоминаю – вспоминает.) Слайд № 9.

– Можно ли в предложении с прямой речью изменить лицо? Почему?

– Какие слова необходимо заменить в предложении? Какими словами?

– Чтобы изменить форму лица, предложение какой конструкции нужно использовать?

– Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении? Слайд № 10 .

– Перестройте 1первое предложение так, чтобы мысль излагалась от 3 лица.

(Л.Н.Толстой представлял себе матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинку на шее, нежную рука, так часто его ласкавшую».)

– Самостоятельно перестройте высказывание В.П.Астафьева, изменив форму действующего лица. Слайд № 11-12 .

5. Беседа о Л.Н.Толстом .

– Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

– Какие произведения писателя вам известны? Слайды № 13 – 14.

– В повести «Детство» есть глава с одноименным названием. Послушайте фрагмент. Каковы тема и основная мысль данного фрагмента: « Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

– Несмотря на горести и утраты, Толстой считал детство самой счастливой порой жизни, потому что рядом с ним всегда были любящие и заботливые люди. Своим детям он тоже подарил счастливое детство. Одна из дочерей, Татьяна, оставила воспоминания о своем семье и о своей жизни. Познакомимся с отрывком из ее книги. Упр. № 100.

6. Анализ текста . Послушайте текст.

– Выпишите ключевые слова текста. (Детство, благодарность, любящих людей.)

– Какова тема текста? Сформулируйте тему полным предложением. (В предложенном тексте Т.Л.Сухотина вспоминает о людях, подаривших ей счастливое детство.) Объясните постановку знаков препинания.

– От какого лица ведется повествование?

– На сколько микротем можно разделить текст? Как составляется сложный план?

– Какую часть можно разделить на подпункты? Слайд № 15.

– Заполните таблицу. Составьте вопросный план фрагмента. Слайд №16.

– Из каждой микротемы выпишите опорные слова. Заполните таблицу. Слайд № 17.


Подписи к слайдам:

Подготовка к изложению с изменением лица Презентация учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга Вандакуровой Н.В.

« Мне представляются матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, нежная рука, так часто меня ласкавшая » . (Л.Н.Толстой)

« Я написал рассказ « Уроки французского » в надежде, что преподанные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя » . (В.Г.Распутин)

« Эта повесть о моей юности и о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » . (А.Алексин)

« Я помню деревенского учителя, вежливого, застенчивого, всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

« Эта повесть о моей юност.. и о моей маме, которая не просто была со мной а опр.. деляла все мои стр..мления взгляды поступки » . (А.Алексин) « Я написал ра.. каз « Уроки францу..кого » в надежд.., что пр..поданные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя » . (В.Г.Распутин) « Мне предст.. вляются матушкины карие глаза выр.. жающие доброту и любовь родинка на ше.. нежная рука так часто меня л.. скавшая » . (Л.Н.Толстой) « Я помню дер..венского учителя, вежл.. вого застенч.. вого всегда гот.. вого броси.. ся вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

« Эта повесть о моей юности о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » . (А.Алексин) Во вступлении к книге А.Алексин писал. А: «П».

Во вступлении к книге А.Алексин писал: «Эта повесть о моей юности о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » .

я – он мне – ему наш – их своей – его мой – его вспоминаю – вспоминает помню – помнит

Во вступлении к книге А.Алексин писал, что эта повесть о его юности, о его маме, которая не просто была с ним, а определяла все его стремления, взгляды, поступки.

« Я помню деревенского учителя, вежливого застенчивого всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

В.П.Астафьев помнит деревенского учителя, вежливого застенчивого всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников.

Лев Толстой за работой.

Толстой с семьей Толстой с дочерью Татьяной

План Опорные слова I. II. 1. 2. 3. III.

План Опорные слова I .С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? II . Кому она благодарна за счастливую пору? 1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца? 2.Чем запомнилась ей мать? 3.Что дала детям Ханна? III. Какую роль сыграли эти люди в жизни Т.Л.Сухотиной? .

План Опорные слова I .С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? II . Кому она благодарна за счастливую пору? 1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца? 2.Чем запомнилась ей мать? 3.Что дала детям Ханна? III. Какую роль сыграли эти люди в жизни Т.Л.Сухотиной? .. с б ольшой любовью Благодарность о тех, кто окружал людей, любящих… руководившему поставившему украсившая жизнь любовь, заботу главное место в памяти

Трем людям я особенно благодарна за свое детство: о тцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли; матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны; и Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Трем людям я особенно благодарна за свое детство. Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. И Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.

Парцелляция (от франц. parcelle – частица) выделение части единого предложения как самостоятельного предложения. Дед Нечай опять заплакал. Громко. Много ли, мало ли лет прошло – зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.

Домашнее задание. Расспросите своих родных о людях, которым они благодарны за счастливое детство. Запишите 5 предложений с прямой речью и предложения с изменением формы лица.