Витамины от гиперактивности у детей. Обзор успокоительных средств для детей

Целесообразность применения препаратов при гиперактивности у детей периодически подвергается сомнению. Чтобы разобраться, необходимо определиться с самим понятием синдрома гиперактивности.

Представляет собой расстройство высшей нервной деятельности, которое часто выявляют у детей младшего возраста. Спровоцировать развитие такого состояния у ребенка могут осложнения при вынашивании плода или в процессе родов.

Ребенок, страдающий гиперактивностью, испытывает большие сложности при концентрации внимания, а также затрудняется контролировать свое поведение. Это связано с тем, что нервная система ребенка с трудом перерабатывает поступающую информацию. При этом уговоры и наказания практически не действуют — гиперактивный ребенок остается импульсивным и неусидчивым.

Основной подход к лечению детей с дефицитом внимания и гиперактивностью должен носить комплексный характер и включать как медикаментозные препараты, так и педагогическую и психологическую коррекцию.

С помощью ноотропных и метаболических препаратов ребенок получает возможность лучше адаптироваться в повседневной жизни. Для того чтобы подобрать правильную дозу препарата, необходима консультация специалиста.

Лекарственные средства обладают следующими терапевтическими эффектами:

  • Снижение уровня импульсивности и возбудимости в ответ на внешние раздражители.
  • Улучшение способности к обучению и концентрации внимания.
  • Повышение работоспособности.
  • Улучшение усвоения учебного материала и выработки новых навыков.
  • Поведение ребенка становится более упорядоченным, а деятельность — целенаправленной.
  • Улучшение координации движений, в том числе и мелкой моторики.

В западных странах широко практикуется лечение гиперактивности у ребенка с помощью препаратов из группы психостимуляторов. Однако такие лекарственные средства обладают большим количеством побочных эффектов. Очень часто лечение подобными средствами сопровождается развитием бессонницы, психомоторного возбуждения и головной боли. В нашей стране такое лечение детей не практикуется. В российской педиатрической и неврологической практике более принято лечение детей с применением ноотропных лекарственных средств.

В эту группу входят лекарственные вещества, которые обладают положительным воздействием на высшие интегративные функции головного мозга.

Выбор лекарственного вещества зависит от преобладающего синдрома у конкретного маленького пациента. Если на первом месте у ребенка стоит рассеянное внимание, большего эффекта можно добиться применением ноотропных препаратов. В число этих медикаментозных средств входят Кортексин, Глиатилин, Энцефабол.

Если же ведущим синдромом является гиперактивность и расторможенность, лечение проводят преимущественно с помощью производных гамма-аминомасляной кислоты. В число таких препаратов входят Пантогам и Фенибут. Они контролируют тормозящие функции в головном мозге.

Выписывать такие препараты должен только врач-невролог или детский психиатр. Не следует пытаться назначать ребенку лечение самостоятельно.

Лечение Глиатилином

Глиатилин — это препарат, который относится к классу нейропротекторов. Широко используется в лечении СДВГ и других заболеваний головного мозга органического и функционального характера.

Фармакологическое действие заключается в восстановлении метаболических процессов и нормализации кровотока в тканях головного мозга. Благодаря воздействию Глиатилина улучшается проводимость в тканях коры больших полушарий.

В организме человека Глиатилин распадается на два основных действующих вещества — глицерофосфат и холин.

  1. Холин принимает участие в синтезе медиатора нервной передачи — ацетилхолина. Благодаря этому активному веществу существенно увеличивается скорость передачи нервного импульса и обмен информации между тканями и нервными клетками.
  2. В состав клеточной оболочки нейронов входят фосфолипиды. Основным компонентом их является вещество глицерофосфат. Оно значительно повышает резистентность нервных клеток к негативным внешним факторам.

Благодаря воздействию Глиатилина происходит восстановление нарушенных вследствие гипоксии функций головного мозга и повышаются когнитивные способности ребенка, улучшается концентрация внимания и формирование новых навыков.

Глиатилин в детской практике

Несмотря на то что в справочниках и инструкциях по применению отсутствуют данные о возможности лечения детей этим препаратом, у отечественных педиатров и неврологов имеется огромный положительный опыт терапии несовершеннолетних пациентов при следующих заболеваниях:

  • Последствия родовых травм и органических заболеваний мозга.
  • Задержка психического и психомоторного развития.
  • Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
  • Признаки раннего детского аутизма различного происхождения.

Детям до 2 лет препарат показан в инъекционной форме. Старшим детям медикамент назначается в виде желатиновых капсул. Обычно курс инъекционных процедур продолжается от 10 до 15 дней. При назначении лекарственного средства внутрь курс лечения должен составлять от 1 до 3 месяцев. Дозировку лечащий врач определяет исходя из возраста и массы тела пациента.

Единственным противопоказанием к назначению этого лекарственного вещества является возможная индивидуальная чувствительность к его компонентам. При возникновении неприятных симптомов типа тошноты дозировку препарата можно несколько уменьшить. При появлении сыпи уртикарного характера следует прекратить прием медикамента и обратиться за помощью к специалисту.

На фармацевтическом рынке есть препараты с аналогичными свойствами и действующим веществом, но имеющие другое торговое название. Однако производить замену препарата может только специалист.

Лечение Кортексином

Кортексин относится к группе ноотропных средств и стимулирует метаболические процессы в тканях головного мозга. Применение этого лекарственного средства способствует улучшению высших психических функций. Это позволяет ребенку повышать свою обучаемость и усваивать больший объем новой информации.

Кортексин отлично защищает ткани головного мозга от влияния гипоксии и разного рода токсинов. Улучшение функций нервной системы позволяет нейронам головного мозга гораздо быстрее восстановиться после неблагоприятных внешних воздействий.

Применение это препарата помогает восстановить структуру и функции нейронов после перенесенного стресса. Кроме того, это медикаментозное средство подавляет избыточную патологическую активность нейронов и оказывает противосудорожное действие.

Благодаря подавлению процесса перекисного окисления липидов Кортексин помогает нейронам лучше выживать в ситуации гипоксии.

Замечено, что на фоне лечения Кортексином и запоминать новый материал. Речь ребенка становится более плавной. Возможно исчезновение заикания.

Дополнительным эффектом обладает входящая в состав лекарства аминокислота глицин. Выпускается лекарство только в виде лиофилизированного порошка, который разводят и вводят внутримышечно. Лучше всего инъекцию делать в область плеча. У детей в возрасте до полугода мышечная масса небольшая, поэтому инъекции делаются в переднюю поверхность бедра. Лучше всего эту инъекцию делать утром с 7 до 8 часов. Это позволяет избегать большого количества побочных эффектов, которые может вызвать вещество.

Следует помнить, что порошок при введении вызывает ощутимую болезненность, поэтому разводить медикамент лучше раствором Новокаина или Лидокаина, имеющим комнатную температуру. Однако если у ребенка отмечается аллергическая реакция на местные анестетики, лекарство разводят дистиллированной водой или физраствором.

Готовый разведенный препарат не следует хранить — его необходимо ввести сразу и в полном объеме.

Полный терапевтический курс продолжается 10 дней. Через полгода можно повторить его при необходимости.

Дозировка лекарственного препарата зависит от возраста ребенка и веса его тела. Если ребенок весит более 20 кг, средство вводится в дозе, рассчитанной на взрослого человека. Для детей грудного возраста и весящих менее 20 кг существует специальная таблица расчета дозировок.

Не следует отклоняться от схемы, которую назначил врач, и пытаться самостоятельно изменять длительность лечения или дозировку.

Вводить препарат можно даже при наличии простудных заболеваний — это не служит противопоказанием. Лекарство отлично сочетается с жаропонижающими веществами. Существует даже мнение, что на фоне введения Кортексина детский организм быстрее и эффективнее справляется с простудными заболеваниями.

Пантогам — препарат на основе гамма-аминомасляной кислоты. Это вещество контролирует процессы торможения в головном мозге. Выпускается он форме сиропов или таблеток для перорального применения.

Принимать препарат можно спустя 30 минут после очередного приема пищи. Не следует принимать лекарство на ночь — возможны проблемы с засыпанием у ребенка. Дозировка назначается неврологом в зависимости от возраста ребенка.

Длительность курса лечения может составлять от нескольких месяцев до полугода. Затем рекомендуется сделать перерыв на 3-6 месяцев, после чего при необходимости курс можно повторять.

Повысить эффект от приема препарата можно с помощью комплексного лечения. На фоне приема лекарства отмечается уменьшение признаков тревожности или гиперактивности ребенка, повышается усидчивость и способность концентрировать внимание. Кроме того, препарат воздействует на патологическую активность нейронов мозга и обладает противосудорожным действием.

Терпение и ещё раз терпение. Мамам гиперактивных детей посвящается

67994

в последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для самого ребенка, так и для его родителей.



игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. в 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. игорьку интересно всё, и в то же время ничего. он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…часто ломает игрушки. среди детей игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом. но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения. не слушается! не может успокоиться! и не может себя контролировать! с трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.

вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.

этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.

связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.

Каковы же причины гиперактивности? пройдёт ли она со временем? отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? как правильно вести себя с таким ребенком? нужно ли его лечить? постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.

основные причины гиперактивности

Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. на сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения сдвг (синдрома гиперактивности и дефицита внимания):

- наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка кто-то из родителей гиперактивен).

- хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, давление и т.д.).

- проблемы, возникшие во время беременности (поздние токсикозы, стрессы, нехватка витаминов и аминокислот, приём лекарств).

- осложненные роды (затяжные, стремительные, кесарево сечение, родовые травмы и т.д.).

- социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека)).

- загрязненная окружающая среда (экологическое неблагополучие способствует росту нервно-психических заболеваний, в том числе и сдвг).

признаки гиперактивности

Ребенок, страдающий сдвг, может иметь следующие характерные особенности поведения:

дефицит активного внимания

1. непоследователен;

2. не способен долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;

3. невнимателен к деталям;

4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;

5. плохо слушает, когда к нему обращаются;

6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

7. испытывает трудности в организации;

8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;

9. легко отвлекается;

10. часто сменяет деятельность;

11. часто бывает забывчив;

12. легко теряет вещи.

двигательная расторможенность

1. постоянно ерзает;

2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);

3. часто совершает резкие движения;

4. очень говорлив;

5. быстрая речь.

импульсивность, повышенная нервная возбудимость

1. начинает отвечать, не дослушав вопрос;

2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);

5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из вышеперечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

но диагноз «гиперактивность» или «синдром гиперактивности дефицита внимания» (сдвг) может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и только после заключения других специалистов!!!

ведь проявление гиперактивности можно или с проявлением различных заболеваний.

как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ммд) и неврологические нарушения.


что нужно знать родителям гиперактивных детей

если вашему ребенку всё же поставлен диагноз «гипердинамичность» (или сдвг) и сделано это в дошкольном возрасте, то при выполнении соответствующих рекомендаций специалистов со временем проявления гиперактивности уменьшатся.

мозг ребенка очень пластичен и максимально восприимчив, что при надлежащей коррекции приведет к восполнению дефицита развития. зачастую, при соответствующей коррекции дети в школе учатся хорошо.

для наилучшего результата следует соблюдать комплекс мер. невропатолог может подобрать медикаментозное и/или нейропсихологическое (в случае необходимости) лечение, психолог -
определить ход индивидуальной коррекционной работы и дать советы по правильному воспитанию в семье с учетом особенностей гиперактивных детей.

необходимо соблюдать режим дня, подобрать диетическое питание, делать ребенку массаж, водить на лечебную физкультуру. возможно, понадобится помощь остеопата, так как в некоторых случаях проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения из-за смещения позвонков.

многие родители надеются, что с возрастом всё пройдет само собой.

это возможно, но зачастую, без проведения необходимых комплексных мер проявления гиперактивности в школе только усиливаются, появляются депрессии, головные боли и другие соматические состояния.

очень часто возникают проблемы с дисциплиной и во взаимоотношениях со сверстниками, так как ребенок ведет себя неадекватно (неуравновешенность, конфликтность, агрессивность), начинаются проблемы с учебой из-за недостаточной концентрации внимания, неусидчивости, неумения контролировать своё поведение.

самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с сдвг – это , какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.

общие советы родителям гиперактивных детей

ограничения

Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. в некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.

Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.

Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. по возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.

Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. и обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

окружающая обстановка

Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.

Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.


семейная атмосфера

Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.

Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). всё же старайтесь в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. разговаривайте с ребенком тихо и спокойно.

Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. поэтому старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). соблюдайте режим приема пищи и диету.

воспитание малыша с сдвг

У гиперактивных детей часто бывает заниженная самооценка. укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, поддерживайте малейшие попытки сдерживать свои бурные проявления. давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Опирайтесь на положительные стороны вашего чада: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.

Не сравнивайте успехи своего ребенка с развитием других детей. всё весьма индивидуально. и отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. осуждайте поступки, а не самого ребенка.

Чувства гипердинамичного ребенка чаще всего поверхностны. в подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы будете малыша учить анализировать и смотреть в глубь происходящих событий.

Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. он начинает протестовать и защищаться, ведя себя ещё хуже. на агрессию он часто отвечает агрессией. поэтому как можно реже используйте прямые запреты и приказы. лучше отвлечь или озвучить свои ожидания: «мы сейчас уберем игрушки и пойдём спать» (вместо «нет, я сказала, больше никаких игр! живо убирать игрушки - и в постель!»).

Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка. наоборот, давайте малышу возможность расходовать избыточную энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, прогулки, походы, бег, езда на велосипеде, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание только не доводите «до абсурда», ребенку нужно давать отдыхать.

Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (и пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).

развитие и занятия с ребенком с сдвг

Если у ребенка , значит, нарушена функция соответствующего отдела мозга, следовательно, нельзя чрезмерно задействовать этот участок. поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. для компенсации этого нарушения педагоги и психологи рекомендуют развивать и ребенка, то есть стимулировать развитие не пострадавших функций мозга.

Во время занятий с малышом задания давайте короткие и ясные. предлагайте зрительные опоры – подсказки. убедитесь, что задание понято ребенком.

Учите планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда выполнил – другое.

Ограничивайте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомился, поскольку перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и нарастанию излишней активности и агрессивности.

Чередуйте спокойные и активные игры. малышу нужно «восстанавливать» работу мозга. если малыш слишком расшумелся, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключите его на более спокойную игру.

попробуйте выявить способности своего ребенка к определенному роду деятельности - к музыке, рисованию, конструированию и т.д. предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Работайте и со «слабыми» сторонами ребенка – например, у многих гиперактивных детей «проблемы» с развитием мелкой моторики. предлагайте , например, занятия оригами или бисероплетением.

Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения, т.к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве (я - в пространстве, предметы – относительно меня и относительно друг друга).

в нашем магазине:

Материал к занятию.


Успокоительные средства для детей пользуются все большей популярностью среди родителей. Одни мамы и папы дают их своим малышам по совету врача, другие ищут самостоятельно. Препараты, снижающие возбудимость нервной системы, позволяют справиться со многими проблемами. Какие существуют эффективные и безопасные средства для детей?

Зачем нужны успокоительные препараты?

Повышенная возбудимость, тревожность, плаксивость ребенка являются достаточно серьезной проблемой для его родителей. У малышей такое состояние нередко приводит к плохому сну, у подростков – к проблемам в учебе и социальной жизни. Истерики и капризы не добавляют гармонии в семье. В попытке хоть как-то отрегулировать ситуацию мамы и папы обращаются к специалистам, надеясь получить столь необходимую помощь.

Неврологи вместе с педиатрами нередко назначают детям успокоительные препараты. Седативные средства тормозят все процессы, происходящие в центральной нервной системе, снимая излишнюю возбудимость и гиперактивность ребенка. Эти препараты нормализуют сон, устраняют плаксивость и желание устроить истерику на пустом месте. Успокоительные средства также помогают детям адаптироваться к новым условиям, например, при посещении садика или школы.

Виды успокоительных средств для детей

Все седативные препараты можно условно разделить на несколько групп:

  • медикаментозные средства;
  • растительные препараты;
  • гомеопатические средства.

Препараты из первой группы должен назначать только врач. Такие лекарства часто применяются при различных органических заболеваниях центральной нервной системы и последствиях перинатального поражения головного мозга. Многие из этих успокаивающих средств имеют серьезные побочные эффекты. Используя подобные препараты по рекомендации соседки или молодых мам с форумов, родители рискуют заработать большие проблемы со здоровьем у своего ребенка.

Четко следуйте указаниям врача и не превышайте дозировку рекомендованного препарата!

Растительные средства представляют собой сборы трав или же лекарства на основе натуральных природных компонентов. Такие успокаивающие препараты пользуются большой популярностью среди родителей, поскольку обладают значительно меньшим списком побочных эффектов. Многие растительные средства можно заваривать в виде чая и давать ребенку пить несколько раз в день.

О пользе гомеопатических препаратов ведутся больше споры. Официальная медицина не признает эти средства, утверждая, что их эффект не отличается от эффекта плацебо. Гомеопатические препараты содержат в своем составе столь малые количества действующих веществ, что целесообразность их применения остается под большим вопросом. Несмотря на это, многие родители отдают предпочтение именно гомеопатии, утверждая, что эти средства лучше многих других справляются с повышенной возбудимостью у ребенка.

В какой форме стоит давать успокоительное средство? Родителям грудничков стоит отдать предпочтение лекарствам в виде сиропов или растворимых порошков. В 2 года можно предложить ребенку седативное средство в виде чая. После 5 лет многие дети хорошо разжевывают и проглатывают таблетки. Капсулы разрешается давать подросткам 12 лет и старше.

Обзор самых популярных успокаивающих препаратов

Медикаментозные средства

  • «Фенибут»

Это успокоительное средство из группы ноотропов разрешено к применению с рождения, однако педиатры не рекомендуют давать «Фенибут» детям младше двух лет. Препарат обладает очень разнонаправленными эффектами, и не всегда можно предугадать, как именно средство подействует на организм ребенка. В 2 года «Фенибут» назначается при гиперактивности, возбудимости и плаксивости. У подростков это лекарственное средство рекомендуется использовать в случае бессонницы, при тревожных состояниях и неврозах.

Курс лечения «Фенибутом» составляет от 2 до 6 недель. При необходимости повторного проведения терапии следует сделать перерыв на 2-4 недели. Отмена средства происходит постепенно, с плавным снижением дозировки. Такая схема позволяет клеткам головного мозга приспособиться к новым условиям и научиться самостоятельно вырабатывать необходимые вещества.

«Фенибут» выпускается в виде порошков и таблеток. Препарат принимается внутрь после еды. В первые дни от начала лечения возможна повышенная сонливость и вялость. Подобные симптомы являются проявлением адаптации к препарату и в скором времени проходят сами собой.

  • «Пантогам»

Препарат относится к ноотропам и по механизму действия схож с «Фенибутом». Для самых маленьких существует специальная форма в виде сиропа. После 5 лет можно предложить ребенку «Пантогам» в таблетках, при условии, что малыш способен проглотить лекарственное средство. Принимается после еды. Длительность терапии составляет от 1 до 6 месяцев. Повторный курс лечения проводят не ранее чем через 3 месяца после отмены препарата.

«Пантогам» не только устраняет повышенную возбудимость у ребенка, но и благоприятно действует при различных двигательных нарушениях. Это средство устраняет повышенный тонус мышц и снимает избыточную двигательную активность. «Пантогам» широко используется при задержке физического развития у детей разного возраста.

  • «Тенотен детский»

Детское успокоительное представляет собой антитела к белку S-100 и относится к группе ноотропов. Выпускается в таблетках, применяется у детей старше трех лет. Практически не обладает побочными эффектами, чем заслужил свое признание среди родителей малышей. Курс терапии составляет от 1 до 3 месяцев. Принимать препарат следует не менее чем за 2 часа до сна.

Фитопрепараты

На сегодняшний день на рынке представлено большое количество растительных сборов для детей. Каждое успокаивающее средство имеет свой состав и может применяться при различных состояниях. Детям старше полутора лет травяные сборы можно заваривать в виде чая, тогда как малышам предпочтительнее давать фитопрепараты из бутылочки или с ложки.
Самые популярные растительные успокоительные сборы:

  • «Баю-бай» (пустырник, душица, боярышник, мята, пион);
  • «Успокой-ка» (зеленый чай, чабрец, мелисса, мята, пустырник, шиповник);
  • «Детский успокоительный чай» (каркаде, мята, валериана, боярышник, одуванчик, душица, зверобой, чабрец и еще десять трав);
  • «Фитоседан» (пустырник, валериана, душица, донник, чабрец);
  • «Сила российских трав» (пустырник, валериана, мята и еще 7 трав).

Первая порция успокоительного чая должна быть совсем небольшой. У некоторых детей растительные препараты вызывают срыв стула. Особенно осторожными следует быть родителям маленьких аллергиков, чья реакция на травяные сборы может оказаться весьма сильной.

При появлении сыпи на коже, чихания и кашля на фоне приема фитопрепаратов прекратите прием успокоительного и обратитесь к врачу.

Отдельно следует сказать о растительных средствах в таблетках. Наибольшую известность среди них получил препарат «Персен». Он представляет собой смесь валерианы, мелиссы и мяты. Разрешен к применению с 12 лет в виде капсул. У детей младше 12 лет возможно применение таблетированной формы препарата под контролем врача. Курс терапии не должен составлять более 2 месяцев.

Седативные гомеопатические препараты состоят из тех же экстрактов успокаивающих трав, что используются в фитопрепаратах. Сладкие горошины нравятся детям, и это во многом объясняет их растущую популярность. Многие гомеопатические препараты выпускаются в виде сиропов, поэтому могут применяться у детей первого года жизни.

Самые известные гомеопатические успокоительные средства:

  • «Шалун»;
  • «Зайчонок»;
  • «Валерианахель»;
  • «Леовит»;
  • «Беби-сед»;
  • «Нотта»;
  • «Нервохель».

Перед применением препаратов у малышей дошкольного возраста следует посоветоваться с гомеопатом.

Любые успокоительные средства в детской практике – это вынужденная необходимость. Перед началом терапии имеет смысл попробовать другие методы нормализации поведения ребенка. Во многих случаях организация режима дня и избегание стрессовых ситуаций позволяют справиться с проблемой и без назначения успокоительных препаратов.

Медикаменты помогают снизить симптомы гиперактивности, невнимательности и импульсивности у детей и взрослых с СДВГ. Однако их употребление сопряжено с побочными эффектами и рисками — и они точно не являются единственной возможностью лечения. Являетесь ли вы родителем или пациентом, важно узнать факты о медикаментах от СДВГ, чтобы быть способным принимать информированные решения о том, что лучше всего подходит для вас и вашего ребенка.

Медикаменты от СДВГ: что нужно знать

Не просто принимать решения по поводу медикаментов от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, ранее известном как СДВ), но «домашняя работа» поможет. Первое, что нужно понять, — что именно делают медикаменты от СДВГ и чего не делают. Таблетки от СДВГ могут помочь улучшить способность концентрироваться, контролировать импульсы и планировать, а также завершать выполнение задач. Однако не существует магической таблетки, которая бы исправила все ваши проблемы или проблемы вашего ребенка. Даже когда медикаменты срабатывают, ребенок с СДВГ продолжает бороться с забывчивостью, эмоциональными проблемами и социальной отчужденностью, а взрослый — с дезорганизованностью, отвлекаемостью и проблемами в отношениях. Вот почему так важно привнести изменения в образ жизни, что включает в себя регулярные тренировки, здоровый рацион и достаточное количество сна.

Медикаменты не лечат СДВГ. Они облегчают симптомы, пока вы принимаете их, но как только вы прекращаете, симптомы возвращаются. Также таблетки от СДВГ работают лучше для одних людей, чем для других. Некоторые люди сталкиваются с очень сильными улучшениями, в то время как другие люди получают от них не так много пользы. Так как каждый человек реагирует по-своему и непредсказуемо на медикаменты от СДВГ, их использование всегда должно быть индивидуализированным и приспособленным под конкретного человека. Также необходим тщательный мониторинг со стороны врача. Когда воздействие медикаментов от СДВГ не подвергается внимательному отслеживанию, то они становятся менее эффективными и более опасными.

Стимуляторные препараты при СДВГ

Стимуляторы — наиболее распространненый тип медикаментов, прописываемых при расстройстве дефицита внимания. По ним имеется наибольшее количество данных о лечении СДВГ и большинство исследований свидетельствует об их эффективности. Класс стимуляторов включает широко используемые таблетки, такие как Риталин, Аддерал и Декседрин.

Считается, что механизм работы стимуляторов связан с повышение уровня допамина в мозге. Допамин — нейротрансмиттер, связанный с мотивацией, удовольствием, вниманием и двигательной активностью. Для многих людей с СДВГ стимуляторные препараты повышают способности к концентрации и фокусировке, при этом снижая симптомы гиперактивности и импульсивности.

Стимуляторы длительного и краткосрочного действия

Стимуляторы от СДВГ прописываются в разных дозировках: как длительного действия, так и краткосрочного. Стимуляторы краткосрочного действия достигают пика своей эффективности уже через несколько часов, и их нужно принимать 2-3 раза в день. Стимуляторам длительного действия — или стимуляторам с пролонгированным высвобождением — нужно 8-12 часов, и обычно их принимают раз в день.

Часто предпочтение отдают стимуляторам длительного действия, так как люди с СДВГ нередко сталкиваются с проблемами, чтобы запомнить, принимали ли они таблетки. А прием только 1 таблетки в день существенно упрощает ситуацию.

Распространенные побочные эффекты стимуляторов

  • Чувство неугомонности и нервозности
  • Трудности с засыпанием
  • Потеря аппетита
  • Головные боли
  • Расстройство желудка
  • Раздражительность, перепады настроения
  • Головокружение
  • Учащенное сердцебиение
  • Мышечные тики
  • Депрессия

Стимуляторы также могут стать причиной изменений в личности. Некоторые люди становятся отчужденными, апатичными, негибкими, менее спонтанными и менее разговорчивыми. Другие вырабатывают симптомы обсессивно-компульсивного расстройства. Так как стимуляторы повышают давление крови и частоту сердцебиений, многие специалисты высказывают опасения по поводу приема этих препаратов длительное время.

Вопросы безопасности приема стимуляторов

Кроме возможных побочных эффектов, существуют и другие вопросы безопасности, связанные с приемом стимуляторов от СДВГ.

  • Влияние на развитие мозга . Долгосрочное влияние медикаментов от СДВГ на молодой, развивающийся мозг пока не изучено. Некоторые исследователи высказывают опасения, что применение таких таблеток, как Риталин, для детей и подростков может нарушать нормальное развитие мозга.
  • Проблемы с сердечной системой . Обнаружено, что стимуляторы от СДВГ становятся причиной внезапной смерти у детей и взрослых из-за болезней сердца. Американская ассоциация по здоровью сердца рекомендует, чтобы каждый человек, включая детей, проходили обследование сердечной системы до начала приема стимуляторов. Электрокардиограмма рекомендуется, если у человека были проблемы с сердцем раньше.
  • Психиатрические проблемы . Стимуляторы от СДВГ могут запускать обострение симптомов жестокости, агрессии, тревоги, депрессии и паранойи. Люди с личной или семейной историей суицидов, депрессий или биполярного расстройства, находятся в группе особенно высокого риска, и потому должны еще более тщательно следить за влиянием стимуляторов.
  • Возможные злоупотребления . Злоупотребление стимуляторами — возрастающая проблема, особенно среди подростков и юных взрослых. Студенты университетов принимают их, чтобы лучше сдавать экзамены. Другие препараты используются, так как способствуют снижению веса. Если ваш ребенок принимает стимуляторы, убедитесь, что он не передает никому свои таблетки и не продает их.
  • Любых проблем с сердцем или болезней сердца
  • Высокого кровяного давления
  • Гипериоза
  • Глаукомы
  • Высокого уровня тревожности
  • Истории злоупотребления медикаментами

Красные флаги при приеме стимуляторов

Немедленно позвоните врачу, если вы или ваш ребенок сталкиваются с любыми из следующих симптомов во время приема стимуляторов от СДВГ:

  • Боли в груди
  • Поверхностное дыхание
  • Обмороки
  • Видение или слышание того, чего на самом деле нет
  • Подозрительность или паранойя

Нестимуляторные препараты при СДВГ

В дополнение к традиционным стимуляторным препаратам, существует несколько других видов медикаментов, используемых для лечения СДВГ, включая Стратерру — атипический антидепрессант — и некоторые медикаменты от кровяного давления.

Стратерра

Стратерра, также известная по своему общему названию атомоксетину, — единственный нестимуляторный препарат, официально одобренный в США для лечения СДВГ. В отличие от стимуляторов, чей эффект связана с допамином, Стратерра повышает уровень норэпинефрина — другого химического вещества мозга.

Стратерра действует дольше, чем стимуляторные препараты. Ее эффект длится более 24 часов, что является хорошей возможностью для людей, кто имеет проблемы с тем, чтобы просыпаться. Так как препарат обладает некоторыми свойствами антидепрессанта, он также является самым частым выбором для людей, сталкивающимися с симптомами депрессии и тревоги. Другой плюс в том, что он не обостряет мышечные тики и синдром Туретта.

С другой стороны, Стратерра оказывается не так эффективен, как стимуляторные медикаменты, в лечении симптомов гиперактивности.

Распространеные побочные эффекты Стратерры включают:

  • Сонливость
  • Головные боли
  • Головокружение
  • Боли в животе или расстройство желудка
  • Тошнота и рвота
  • Перепады настроения

Стратерра также может стать причиной бессонницы и ухудшения аппетита, но эти побочные эффекты более характерны для стимуляторов.

Другие варианты медикаментов

Следующие медикаменты иногда используются для лечения синдрома дефицита внимания, хотя не были одобрены в США для этих целей. Их следует рассматривать только в том случае, если стимуляторы или Стратерра не дали результатов.

  • Медикаменты от кровяного давления в лечении СДВГ . Некоторые медикаменты от кровяного давления можно использовать для лечения СДВГ. Варианты включают клонидин (Катапрес) и гуанфацин (Тенекс). Но в то время как эти медикаменты могут быть эффективны от гиперактивности, импульсивности и агрессии, они менее полезны, когда речь идет о проблеме внимания.
  • Антидепрессанты при СДВГ . Некоторым людям, страдающих и от СДВГ, и от депрессии, прописывают определенные антидепрессанты, которые нацелены на много разных нейротрансмиттеров в мозге. Велбутрин, также известный по общему названию бупропион, наиболее часто используется. Велбутрин нацеливается и на норэпинифрин, и на допамин. Другой вариант — трициклические антидепрессанты.

Риск суицида у детей от Стратерры

Стратерра может стать причиной повышенного количества мыслей о самоубийстве и желания совершить суицид у некоторых людей. Особенно это касается детей и молодых взрослых с биполярным расстройством и депрессией, имеющих наряду и СДВГ.

Немедленно позвоните врачу, если ребенок показывает симптомы нервного возбуждения, раздражительности, наличия мыслей или поступков, связанных с самоубийством, или другие необычные изменения в поведении.

Даже когда вы вооружены всеми фактами, принять решение, принимать препараты от СДВГ или нет, не всегда просто. Если вы не уверены, не торопитесь с решением. Возьмите время взвесит все варианты. И если медикаменты предназначаются для ребенка, убедитесь, что он также участвует в принятии решения.

Самое главное, довериться своим инстинктам и делать то, что, как вы чувствуете, правильно. Не позволяйте никому — ни терапевту, ни классному руководителю — давить на ребенка в плане медикаментов, если он плохо чувствует себя из-за них. Помните: медикаменты — одна из возможностей лечения. Для маленьких детей медикаменты должны приниматься под особым присмотром в качестве последней попытки, а не в качестве основного курса лечения.

Вопросы, которые нужно задать специалисту по СДВГ

Консультация у специалиста по СДВГ или опытного психиатра поможет понять все за и против медикаментов. Вот некоторые вопросы, которые нужно задать:

  • Какое лечение СДВГ вы рекомендуете?
  • Можно ли управлять симптомами без медикаментов?
  • Какие медикаменты вы рекомендуете и каковы их побочные эффекты?
  • Насколько эффективны медикаменты от СДВГ
  • Как долго следует принимать медикаменты при лечении?
  • Как принимать решение о прекращении приема медикаментов?

Для родителей: полезные вопросы о медикаментах при СДВГ

Когда принимаете решение, давать ли таблетки от СДВГ ребенку, Джером Шультц, канд. наук, специалист по СДВГ, говорит, что в первую очередь следует рассмотреть следующие вопросы:

  • Помогают ли ребенку подходы, не связанные с медикаментами? Например, техники самоуспокоения, глубокого дыхания и йога часто помогают детям с СДВГ.
  • Предпринимались ли попытки в школе научить ребенка быть более внимательным и менее активным?
  • На чем основывается решение лечить ребенка медикаментами? Является ли оно следствием наблюдений за поведением ребенка в течение длительного времени и в разных обстоятельствах, таких как школа и дом?
  • В каких условиях ребенок проявляется себя лучшим образом? На рыбалке с дядей или играя в видео-игры? Помогите врачу понять, насколько всеобъемлющей или локальной является проблема.
  • Есть ли у ребенка другие заболевания, которые можно спутать с гиперактивностью? Дети, которые были подвержены влиянию химических веществ или имевшие недиагностированные нарушения обучаемости, а также имеющие расстройство тревожности, могут проявлять подобное поведение.

Источник: Family Education Network

Как принять решение, использовать медикаменты от СДВГ или нет

Лечение синдрома дефицита внимания — это не только встреча с докторами и прием медикаментов. Есть много того, что вы можете предпринять, чтобы помочь себе или своему ребенку и бросить вызов СДВГ, вести более спокойную и продуктивную жизнь. При условии правильных советов и инструментов, вы сумеете управлять многими симптомами СДВГ сами. Даже если вы решите принимать медикаменты, привычки здорового образа жизни и другие стратегии самопомощи позволят снизить дозировку.

  • Тренируйтесь регулярно . Тренировки — один из самых эффективных способов снизить симптомы СДВГ. Физическая активность способствует выработке мозгом допамина, норэпинифрина и серотонина — все того, что влияет на фокусировку и внимательность. Попробуйте гулять, кататься на скейте или сноуборде, пеший туризм, танцы или спорт. Поощряйте ребенка отложить видео-игры и играть на улице.
  • Питайтесь здорово . В то время как рацион не является причиной СДВГ, он влияет на настроение, уровень энергии и симптомы. Установите регулярный прием пищи и перекусы. Добавьте больше омега-3 жирных кислот к рациону и убедитесь, что вы получаете достаточно цинка, железа и магния.
  • Спите достаточно . Регулярный качественный сон станет дорогой к большим улучшениям в симптомах СДВГ. Простые изменения дневных привычек приведут к тому, что вы станете лучше отдыхать ночью. Установите время, когда вы ложитесь спать, и придерживайтесь его. Избегайте кофеина поздно днем.
  • Попробуйте психотерапию . Специалисты по СДВГ помогут вам и вашему ребенку обучиться новым навыкам совладания с симптомами и позволят изменить привычки, лежащие в основе проблемы. Некоторые терапевты фокусируются на управлении стрессом и злостью или контроле импульсивного поведения, в то время как другие обучают управлять временем, улучшать организационные навыки и повышают настойчивость в достижении целей.
  • Поддерживайте позитивный взгляд . Позитивный взгляд и здравый смысл — ваши лучшие друзья в лечении СДВГ. Когда вы пребываете в хорошем состоянии духа, вы с большей вероятностью сумеете удовлетворить свои потребности и потребности своего ребенка.

Одних лишь медикаментов недостаточно при СДВГ

Если вы решаете принимать медикаменты от СДВГ, важно принимать их так, как предписано. Следуйте инструкциям врача и фармацевта, и это поможет максимизировать эффективность от медикаментов при СДВГ и минимизировать побочные эффекты и риски. Вот некоторые рекомендации по безопасному применению:

  • Узнайте все о прописанных медикаментах . Это включает возможные побочные эффекты, насколько часто следует принимать таблетки, предупреждения и предосторожности, вещества, которых следует избегать, такие как противопростудные средства.
  • Будьте терпеливы . Подбор правильных медикаментов и дозировки — это результат «проб и ошибок». Потребуются эксперименты, равно как и открытая и честная коммуникация с врачом.
  • Начинайте с малого . Всегда лучше всего начинать с маленькой дозировки. Цель — найти наименьшую дозу, которая приводит к облегчению симптомов у вас или вашего ребенка.
  • Отслеживайте влияние таблеток . Обращайте пристальное внимание на то, какое влияние оказывают медикаменты на ваши эмоции и поведение или вашего ребенка. Отслеживайте любые побочные эффекты и следите за тем, насколько хорошо медикаменты срабатывают для снижения симптомов.
  • Отказывайтесь медленно . Если вы или ваш ребенок хочет прекратить прием медикаментов, позвоните врачу, чтобы получить рекомендации по постепенному снижению дозировки. Резкое прекращение приема таблеток может привести к нежелательному синдрому отмены с такими симптомами, как раздражительность, усталость, депрессия и головные боли.

Разговор с ребенком о медикаментах при СДВГ

Многие дети и подростки с СДВГ не принимают правильно медикаменты — или прекращают принимать их без разговора с родителями или врачом — поэтому если ваш ребенок принимает медикаменты, убедитесь, что он понимает, как это делать правильно и почему нужно придерживаться предписанного плана.

Поощряйте ребенка приходить к вам с вопросами и беспокойствами по поводу медикаментов. Это позволит вам вместе решать проблему и подобрать правильные варианты лечения. Также важно помнить, что медикаменты при СДВГ никогда не должны оказывать оцепеняющее воздействие на ребенка, его уровень энергии, любопытство и энтузиазм. Ребенок по прежнему должен вести себя как ребенок.

Как отслеживать влияние медикаментов от СДВГ на ребенка

Вот список вопросов, которые следует задать, когда ребенок начинает медикаментозное лечение, изменяет дозировку или начинает принимать другие медикаменты.

  • Оказывают ли медикаменты положительное влияние на настроение и поведение ребенка?
  • Считаете ли вы, что дозировка или тип медикаментов работают? Считает ли ребенок, что дозировка или медикаменты работают?
  • Следует ли повысить дозировку или понизить? Какие изменения произошли в конкретном поведении, которые позволили заключить, что медикаменты следует подвергнуть переоценке?
  • Сталкивается ли ребенок с какими-либо побочными эффектами, такими как головные боли, боли в желудке, утомленность или сонливость, или же — в случае приема Стратерры — суицидальными мыслями? Какова вероятность того, что эти побочные эффекты сохранятся? (Спросите об этом врача.) Не перевешивают ли какие-то побочные эффектв позитивное влияние медикаментов?
  • Считает ли ваш ребенок, что определенные медикаменты или дозировка перестали работать?

Термин «гиперактивный ребенок» в последнее время у всех на устах: у врачей, воспитателей, учителей, психологов, родителей. Как отличить егозу от малыша с признаками дефицита внимания? Как разграничить обычное баловство от неврологических нарушений?

Гиперактивный ребенок характеризуется рядом качеств: импульсивный, возбужденный, упрямый, капризный, избалованный, невнимательный, рассеянный, неуравновешенный. Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь психолога, медикаментозное лечение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания. Часто бывает, что родители ищут «спасительную таблетку». А ведь достаточно перестроить отношения с сыном или дочерью, чтобы выздоровление наступило самым естественным способом. Для этого требуется время, усилия, терпение и главное - желание что-то менять в себе и своих отношениях с детьми.

С чем связана гиперактивность

Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в перинатальном периоде развития плода и затрудненных родах.

  • Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности - все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
  • Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) - наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
  • Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. К примеру, ребенок родился с асфиксией, недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах - гиперактивность у такого малыша может ярко проявиться.

Как распознать гиперактивность у ребенка

Диагностировать СДВГ не так просто, поскольку признаки гиперактивности могут быть симптомами других неврологических нарушений. На что следует обратить внимание?

  • Первые симптомы. Могут появиться в грудном возрасте. Плохой сон, длительный период бодрствования уже с первых месяцев жизни, возбудимость малыша, нетипичная бурная реакция на шум, яркий свет, игры, гигиенические процедуры, незначительное отставание в освоении моторных навыков - все это могут быть первые предвестники гиперактивности у детей до года.
  • Возраст 3 года. Переломный момент в жизни малыша, когда наступает знаменитый кризис трех лет. В это время у большинства детей наблюдается капризность, упрямство, смена настроения. У гиперактивных малышей эти признаки проявляются еще ярче. Также у детей с СДВГ отмечаются неловкие, хаотичные, суетливые движения, речь развивается с запозданием.
  • Здоровье. Гиперактивные малыши часто жалуются на усталость и головные боли. У таких детей нередко диагностируется энурез, нервные тики.
  • Первые признаки неусидчивости. На них могут обратить внимание воспитатели в детском саду. Когда начинается процесс социализации, и ребенок выходит за пределы семьи, признаки неусидчивости становятся более явными. В детском саду малыша невозможно уложить спать, накормить, усадить на горшок, успокоить.
  • Нарушения развития памяти и внимания в дошкольном возрасте. У детей до 7 лет интенсивно развивается память и внимание. У малыша с СДВГ наблюдается медленное усвоение материала при подготовке к школе. И это объясняется не отставанием в развитии, а недостаточной концентрацией внимания. Малышу с признаками гиперактивности трудно сидеть на одном месте и слушать воспитателя.
  • Неуспеваемость в школе. Еще раз подчеркнем, что плохие отметки у детей связаны с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, а не с их умственными задатками. Наоборот, гиперактивные школьники часто развиты не по годам. Но проблема в том, что им трудно дается встраивание в систему и дисциплину: трудно высидеть 45 минут урока, слушать, писать, выполнять задания учителя.
  • Психические аспекты. Со временем проявляются такие качества: вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, плаксивость, тревожность, недоверие, подозрительность. Уже в раннем возрасте у малыша могут развиваться фобии, которые могут сохраняться в подростковом возрасте и на протяжении всей жизни, если с ними не работать.
  • Перспектива. В подростковом возрасте у такого ребенка, как правило, формируется (точнее, ее формируют взрослые) заниженная самооценка. Гиперактивный подросток бывает агрессивным, нетерпимым, конфликтным, некоммуникативным. Ему трудно найти друзей, завязать теплые, приятельские отношения. В дальнейшем у него может сформироваться асоциальное поведение.

Симптомы СДВГ у детей проявляются в комплексе и регулярно. Не стоит сразу приписывать ребенку «модный» диагноз при возбудимости, плохом сне, капризности, которые наблюдаются время от времени. Множество объективных факторов может изменить психоэмоциональное состояние малыша. Причиной может быть прорезывание зубов, смена обстановки, посещение детского сада, неудача в игре и т.д. Даже климатические условия влияют на состояние и поведение малыша.

Диагностика СДВГ

И все же до 6-7 лет никто не ставит неврологический диагноз, даже если есть признаки СДВГ. Это объясняется психологическими особенностями дошколят. В дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса - в 3 года и 7 лет. По каким критериям ставится медицинский диагноз СДВГ?

8 проявлений гиперактивности

  1. Хаотичные, суетливые движения.
  2. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.
  3. Не может долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.
  4. Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).
  5. Если нужно сидеть и ждать (например, в очереди), может подняться и уйти.
  6. Чрезмерно разговорчив.
  7. Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.
  8. Проявляет нетерпение, если его просят подождать.

8 проявлений дефицита внимания

  1. Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.
  2. С трудом концентрирует внимание на деталях, не может их запомнить, воспроизвести.
  3. Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.
  4. Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.
  5. Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что не может потом найти.
  6. Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.
  7. Легко переключает внимание на другие объекты.
  8. В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.

Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу.

Как лечить ребенка

При лечении гиперактивности у детей важно понимать, что будет самым действенным для конкретного ребенка? Какая степень СДВГ? Стоит ли сразу применять лекарственные препараты или достаточно психотерапевтической коррекции?




Медикаментозные способы

Медицинское лечение СДВГ психостимуляторами чаще применяется на Западе и в США. Стимуляторы помогают повысить концентрацию внимания у детей, дают быстрый положительный результат. Однако имеют ряд побочных эффектов: плохой сон, аппетит, головные боли, раздражительность, нервозность, нежелание общаться. Эти признаки, как правило, появляются в самом начале лечения. Их можно снизить следующим образом: уменьшение дозы и замена препарата аналогом. Психостимуляторы назначаются лишь при сложных формах дефицита внимания, когда ни один другой метод не работает. К ним относятся: «Декседрин», «Фокалин», «Виванс», «Аддерал» и многие другие. В России избегают назначения психостимулирующих препаратов, потому что согласно протоколу лечения СДВГ они запрещены. Их заменяют ноотропными препаратами. Широко применяется при лечении СДВГ у детей препарат «Страттера». Любые антидепрессанты при дефиците внимания следует применять с большой осторожностью и только под контролем врача.

Работа с психологом и психотерапевтом

Это важнейшая часть терапии, которая в сложных случаях проводится параллельно с медикаментозным лечением. Психолог и психотерапевт используют самые разные методики для коррекции поведения гиперактивного ребенка. Даются различные упражнения на развитие внимания, речи, мышления, памяти, повышения самооценки, творческие задания. Также моделируются различные коммуникативные ситуации, которые помогут найти ребенку общий язык с родителями и сверстниками. Специалистам приходится работать с тревожностью и страхами у гиперактивных детей. Часто применяются релаксационные методы, которые помогают расслабиться, снять напряжение, нормализуют работу головного мозга и нервной системы. При дефектах речи рекомендуются занятия с логопедом.

О чем важно знать? Психокоррекция у ребенка окажется результативной лишь тогда, когда со специалистом будут сотрудничать родители и с точностью выполнять все задания и советы психолога или психотерапевта. Нередко у родителей бывает такая позиция - «вылечите ребенка», в то время как лечить нужно отношения в семье.


Коррекция образа жизни

Режим дня и гиперактивность - две вещи, на первый взгляд, несовместимые. И все-таки родителям необходимо устроить для непоседы жизнь по расписанию.

  • Крайне важно выдерживать режим сна: вовремя ложиться и вставать. Если непоседа выбивается из графика, его трудно уложить, тяжело привести в чувства утром. Нельзя перегружать таких детей информацией перед сном, играть в активные игры. Воздух в комнате должен быть свежим и прохладным.
  • Организовать полноценное питание. Нужно исключить перекусы, особенно едой из фаст-фуда. Желательно сократить в рационе быстрые углеводы (сладости, выпечка), которые возбуждают нервную систему.
  • Прогулки перед сном. Свежий воздух успокаивает нервную систему. Кроме того, будет хорошая возможность поговорить, обсудить, как прошел день.
  • Физические нагрузки. Необходимы в жизни гиперактивного ребенка для разрядки его неуемной энергии. Можно попробовать себя в индивидуальных и командных видах спорта. Хотя последние будут даваться сложнее. Больше всего подходят легкая атлетика, гимнастика, езда на велосипеде, плавание. Хорошо, если ребенок занимается спортом для себя. Соревнования и любой состязательный момент будет привносить еще большее напряжение и агрессию. Многое в этой ситуации зависит от тренера и его педагогического мастерства.


Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с СДВГ

Как воспитывать гиперактивного ребенка?

  • Повышать самооценку. Гиперактивных детей часто наказывают и осаживают: «сядь», «не крутись», «замолчи», «успокойся» и т.д. Это регулярно повторяется в школе, дома, в саду. Такие замечания формируют у ребенка ощущение ущербности. Всех детей нужно хвалить, но гиперактивные особенно нуждаются в эмоциональной поддержке и похвале.
  • Выстраивать личностные границы с детьми. Воспитывать непосед нужно в строгости, но справедливости. Наказания и ограничения должны быть последовательными, адекватными и согласованными со всеми членами семьи. Дети с признаками СДВГ часто не имеют «тормозов». Задача родителей - показать собственные границы, проявить родительскую волю и дать понять, кто в доме хозяин, четко формулировать запреты. При этом не должно быть агрессии. Если у папы с мамой слишком мягкий характер, бразды правления непременно возьмет в руки гиперактивный член семьи.
  • Маленькие и полезные задания. Гиперактивных детей нужно привлекать к выполнению домашних обязанностей и поощрять их инициативу. Лучше давать простые, поэтапные задания. Можно даже нарисовать план, схему, пошаговый алгоритм действий. Эти задания помогут ребенку организовывать свое личное пространство и время.
  • Не нагружать информацией. При чтении книг, выполнении домашнего задания нужно давать небольшие нагрузки - по 15 минут. Затем делать перерыв с двигательной активностью, потом снова приступать к статическому занятию, требующему концентрации внимания. Переутомление вредно сказывается на состоянии детей с СДВГ.
  • Осваивать новый род деятельности. Гиперактивных детей трудно чем-либо заинтересовать надолго, уж слишком быстро они переключают свое внимание. Однако нужно искать разные виды деятельности (музыка, пение, рисование, чтение, лепка, танцы), в которых ребенок максимально раскроется. Нужно находить такое дело, которое невидимым способом будет «воспитывать» егозу и требовать каких-то личных усилий, мотивации.
  • Коммуникативные аспекты. Гиперактивным непоседам все прощается дома, но они часто оказываются в конфликтной ситуации с педагогами и отвергаются сверстниками. Важно обсуждать с детьми их жизнь вне дома, трудные ситуации, причины конфликтов. Это поможет им адекватно оценивать свои поступки в дальнейшем, контролировать себя, осознавать свои эмоции, извлекать уроки из собственных ошибок.
  • Дневник успеха. Психологи рекомендуют завести тетрадь или блокнот, куда можно записывать (или зарисовывать) все большие победы и маленькие успехи. Важно, чтобы ребенок осознавал результаты собственных усилий. Также можно придумать систему поощрений.

Некоторые родители считают, что лучшее лекарство от гиперактивности у детей - витамин «Ре», то есть ремень. Это жесткое средство лишь усугубляет проблему и никогда не устранит истинную причину непослушания. Поведение детей с СДВГ нередко вызывает праведный гнев родителей, но лучше все-таки избегать шлепков.

Трудности социальной адаптации

В детских садах и школах детей с СДВГ относят к категории «трудных». Иногда конфликты, связанные с неадекватным гиперактивным поведением, настолько обостряются, что приходится переводить малыша в другой детский сад или школу. Важно понимать, что система государственного образования не будет подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка. Искать подходящий сад или школу можно долго, но так и не найти. В этой ситуации важно учить ребенка проявлять гибкость, терпение, дружелюбие - все те качества, которые так важны для общения и нормальной социальной адаптации.

  • гиперактивные ученики должны быть в поле зрения учителя;
  • им лучше сидеть за первой или второй партой;
  • не акцентировать внимания на особенностях поведения таких детей;
  • часто хвалить, поощрять, но не завышать оценки;
  • давать мелкие задания, при которых ребенок будет двигаться: принести журнал, раздать тетради, полить цветы, вытереть доску;
  • подчеркивать сильные стороны ученика, давать возможность их проявить.
  • быть на стороне ребенка, но при этом не создавать открытого конфликта с учителем;
  • находить компромиссные решения;
  • прислушиваться к мнению педагога, ведь объективный взгляд со стороны бывает ценным для понимания собственного ребенка;
  • не наказывать, не читать морали ребенку в присутствии педагога и сверстников;
  • помогать адаптироваться в детском коллективе (принимать участие в совместных мероприятиях, можно приглашать детей в гости и т.д.).

Важно найти не какую-то особенную школу или частный детский сад, а педагога, который с пониманием отнесется к проблеме и будет союзником родителей.

Лечение гиперактивного ребенка медикаментами целесообразно лишь при сложных формах СДВГ. В большинстве случаев проводится психокоррекция поведения. Терапия проходит гораздо успешнее, если в ней участвуют родители. Ведь гиперактивность ребенка нередко связана с взаимоотношениями в семье и неправильным воспитанием.

Распечатать