Биография сервантеса. Сервантес, Мигель – биография и произведения

Мигель де Сервантес Сааведра - это всемирно известный писатель, из-под пера которого вышли истории о "героических" подвигах Дон Кихота и странствиях Персилеса и Сихизмунды. Все его работы лаконично сочетают в себе реализм и романтику, лиризм и комизм.

Начало жизненного пути

Биография Сервантеса началась 29 сентября 1547 года. Его родители не отличались особым достатком. Отца звали Родриго де Сервантес, он был лекарем-хирургом. Имя матери - Леонор де Кортинас.

Образование юный Мигель сначала получал в родном городе Алькале-де-Энарес, затем из-за многочисленных переездов учился в школах еще нескольких городов, таких как Мадрид, Саламанка. В 1569 году стал случайным участником уличной драки и подвергся гонениям со стороны властей. Из-за этого Сервантес вынужден был бежать из страны. Сначала он попал в Италию, где несколько лет был членом свиты кардинала Аквавивы. Известно, что спустя некоторое время он завербовался в армию. В числе других бойцов он принял участие в жесточайшей морской битве вблизи Лепанто (7.10.1571). Сервантес выжил, но получил серьезное ранение в предплечье, в результате которого левая рука на всю жизнь осталась обездвижена. Оправившись от ранения, он не раз бывал в других морских экспедициях, в том числе являлся участником штурма Наварина.

Плен

Доподлинно известно, что в 1575 году Сервантес покинул Италию и отправился в Испанию. Главнокомандующий в Италии Хуан Австрийский вручил доблестному бойцу с которым будущий писатель надеялся получить хорошее место в рядах испанской армии. Но этому не суждено было случиться. Алжирские пираты атаковали галеру, на которой плыл Сервантес. Весь экипаж и пассажиры были взяты в плен. В числе несчастных оказался и Мигель де Сервантес Сааведра. Он находился в суровых условиях рабства в течение пяти лет. Вместе с другими пленными предпринимал не одну попытку к бегству, но каждый раз они заканчивались неудачно. Эти пять лет наложили неизгладимый отпечаток на мировоззрение писателя. Упоминания о мучениях и пытках не раз встречаются в его произведениях. Так, в романе «Дон Кихот» есть новелла, где рассказывается о пленнике, которого долгое время держали в цепях и мучили невыносимыми пытками. В ней писатель иллюстрирует свою собственную жизнь в рабстве.

Освобождение

Мать Сервантеса, которая к тому времени уже овдовела, продала все свое небольшое имущество, дабы выкупить сына. В 1580 году он вернулся в родной город. Многие его товарищи, оставшиеся в плену, сокрушались тому, что советник и утешитель, который поддерживал всех в самые трудные мгновения, покинул их. Именно его человеческие качества, умение убеждать и утешать сделали его покровителем несчастных людей, находившихся в рабстве.

Первые произведения

Проведя несколько лет в Мадриде, Толедо и Эскивиасе, он успел жениться на Каталине де Паласиос (декабрь 1584) и обзавестись внебрачной дочерью от Аны Франки де Рохас.

Средств к существованию у Сервантеса не было, поэтому ничего не оставалось, как снова отправиться на военную службу. В этот период будущий испанский писатель был одним из участником похода в Лиссабон, участвовал в военной кампании по покорению Азовских островов.

После ухода со службы он вплотную занялся поэзией. И до этого, будучи в алжирском плену, он принимался писать стихи и сочинять пьесы, но теперь это занятие стало смыслом его жизни. Первые его работы успеха не имели. Одними из самых ранних произведений Сервантеса были трагедия «Нумансия» и комедия «Алжирские нравы». Роман «Галатея», который был опубликован в 1585 году, принес Мигелю известность, но богаче он не стал. Материальное положение оставалось плачевным.

10 лет в Севилье

Под гнетом бедности Мигель Сервантес уезжает в Севилью. Там он получает должность в финансовом ведомстве. Жалование было маленьким, но писатель надеялся, что в скором будущем получит должность в Америке. Однако этого не случилось. Прожив в Севилье 10 лет, он не смог нажить состояние. Во-первых, будучи провиантским комиссаром он получал мизерное жалованье. Во-вторых, некоторая его часть уходила на содержание сестры, которая отдала свою часть наследства, чтобы выкупить брата из алжирского плена. К произведениям того времени можно отнести новеллы «Испанка в Англии», «Ринконет и Кортадилья», а также единичные стихотворения и сонеты. Следует отметить, что именно веселый нрав коренных жителей Севильи обусловил появление некоего комизма и шутливости в его произведениях.

Рождение "Дон Кихота"

Биография Сервантеса продолжилась Вальядолиде, куда он перебрался в начале XVII века. В это время там находилась резиденция двора. Средств к существованию по-прежнему не хватало. Мигель зарабатывал деньги выполнением деловых поручений частных людей и литературной работой. Есть сведения о том, что однажды он стал невольным свидетелем произошедшей около его дома дуэли, в ходе которой погиб один из придворных. Сервантес был вызван в суд, его даже арестовали, так как подозревали в соучастии и утаивании от следствия информации о причинах и ходе ссоры. Некоторое время он провел в тюрьме, пока шло разбирательство.

В одном из мемуаров содержится информация, что именно под арестом, находясь в темнице, испанский писатель задумал написать юмористическое произведение о человеке, который «сошел с ума» от чтения романов про рыцарей, и отправился совершать рыцарские подвиги, чтобы быть похожим на героев любимых книг.

Изначально произведение было задумано как новелла. Когда освобожденный из-под ареста Сервантес начал работу над своим главным творением, появились новые мысли о развитии сюжета, которые он претворил в жизнь. Так «Дон Кихот» стал романом.

Издание главного романа

В середине 1604 года, закончив работу над книгой, Сервантес начинает хлопотать о ее публикации. Для этого он связался с книготорговцем Роблесом, который и стал первым издателем великого творения. "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" был напечатан на исходе 1604 года.

Тираж был небольшим и разошелся почти сразу. А в весенние месяцы 1605 года вышел второй тираж, который имел ошеломительный успех. Дон Кихот и Санчо Панса стали одними из самых любимых персонажей всего испанского народа, а также о них узнали в других странах, так как роман был переведен и издан на других языках. Эти герои стали участниками карнавальных шествий во всех

Последнее десятилетие жизни

1606 год ознаменуется для писателя переездом в Мадрид. Несмотря на ошеломляющий успех «Дон Кихота», Сервантес продолжал нуждаться. Под его опекой находились жена, сестра и внебрачная дочь Исабель, которая после смерти своей матери стала жить с отцом.

Многие произведения Сервантеса написаны именно в этот период. Это и большая часть повестей, которые вошли в сборник "Назидательные новеллы" (1613) и стихотворная литературная сатира "Путешествие на Парнас" (1614). Также в последнее десятилетие жизни он сочинил много новых и переработал несколько старых пьес. Они собраны в книге "Восемь комедий и восемь интермедий". "Странствия Персилеса и Сихизмунды" тоже были начаты в этот период.

Биография Сервантеса известна не полностью. В ней немало темных пятен. В частности, нет сведений о том, когда он начал работу над второй частью "Дон Кихота". Скорее всего, на ее создание писателя подвигло написание неким А. Фернандесом де Авельянедом лже-«Дон Кихота», который продолжал сюжетную линию романа Сервантеса. Эта подделка содержала много грубых нецензурных высказываний в адрес самого автора и персонажей книги, представляя их в дурном свете.

Настоящая вторая часть романа издана в 1615 году. А в 1637 г. обе части гениального литературного творения впервые выходят под одной обложкой.

Уже находясь при смерти, писатель диктует пролог к роману "Странствия Персилеса и Сихизмунды", который был опубликован после его кончины в 1617 году.

За несколько дней до ухода из жизни Сервантес постригся в монахи. Он умер 23 апреля 1616 года в Мадриде. Погребение было совершено за счет Точное место захоронения неизвестно, но большинство исследователей считают, что его похоронили на территории одного из испанских монастырей. Памятник великому писателю был воздвигнут в 1835 году в Мадриде.

Биография Сервантеса доказывает, насколько самозабвенным может быть желание человека выполнять свое призвание. Несмотря на то что литературное творчество никогда не приносило ему больших доходов, этот великий писатель всю свою жизнь продолжал творить. В результате его произведения стали частью культурного наследия тех далеких веков. И сейчас, спустя столько времени, его романы, новеллы и пьесы актуальны и популярны.

Все предшествующее развитие испанской литературы Возрождения подготовило появление великого писателя, Мигеля де Сервантеса Сааведра . Его творчество представляет собой вершину испанского литературного Олимпа «золотого века». В нем с наибольшей силой выражены гуманистические идеи. С другой стороны, это творчество наиболее полно отражает кризис, который переживала родина писателя в конце XVI века, а также противоречивое сознание передовых людей того времени. Сервантес стал самым глубоким реалистом, каких только знала литература эпохи Возрождения.

Мигель де Сервантес Сааведра родился в 1547 году в маленьком провинциальном городке Алькала де Энарес в семье бедного лекаря. Хотя нехватка денег и помешала ему получить хорошее образование, Сервантес все-таки закончил университет. Когда Мигелю исполнился 21 год, он поступил на службу к кардиналу Акваве, папскому послу в Испании. Когда кардинал решил вернуться на родину в Италию, то юный Сервантес уехал вместе с ним. После смерти кардинала, Сервантес поступает солдатом в испанскую армию, а затем - во флот. Он храбро сражается, а в одной из битв получает тяжкое увечье левой руки. В возрасте 28 лет Сервантес, по возращению в Испанию, становится пленником алжирских корсаров. 5 долгих и тяжелых лет он проводит в рабстве в Алжире, и не на минуту его не покидает мысль о свободе. Неоднократно Мигель устраивал заговоры с целью побега, но все попытки были безуспешны, пока, наконец, его не выкупают из плена. За время его отсутствия в Испании, семья Сервантеса разорилась, а его военные заслуги давно были забыты. Чтобы как-то подзаработать, он пишет пьесы для театра, а также стихи, которые дарит каким-либо знатным лицам за вознаграждение. Вскоре Сервантес женится. Ненадежность литературного заработка вынуждают его стать сборщиком зерна для армии, а потом принять должность сборщика недоимок. В 1597 году Сервантес, доверивший казенные деньги банкиру, который с ними сбежал, попадает в тюрьму по обвинению в растрате. А спустя 5 лет снова попадает в тюрьму по обвинению в денежных злоупотреблениях. Последние годы жизни Сервантес провел в большой нужде. А между тем, именно на этот период его жизни выпадает расцвет его литературной деятельности. В 1605 году выходит в свет I часть романа, принесшая своему автору мировую славу – « », которое он задумал еще во время второго тюремного срока. В 1615 году в свет выходит II часть романа, а незадолго до этого издается сборник его пьес, а в 1613 году были изданы «Назидательные новеллы». Даже на смертном одре Сервантес не переставал работать. За несколько дней до смерти он постригся в монахи. Величайшего испанского писателя не стало 23 апреля 1616 г. Последним произведением великого испанского писателя был роман «Персилес и Сихизмунда», который напечатали уже после его смерти.

Жизнь Мигеля де Сервантеса была типичной для чуткого и талантливого идальго – пылкие увлечения, неудачи, разочарования, непрерывная борьба с нуждой, косностью и пошлостью окружающего мира. Творчество Сервантеса прошло такой же длинный путь поисков. Он пишет на заказ, разрабатывает «модные» жанры, стремится сказать в литературе свое слово, внести в господствующий литературный стиль содержание и моральную проблематику. Но все эти попытки были безуспешны. Только на склоне жизненных лет Сервантес создает свой собственный стиль и собственные жанры, которыми он талантливо выражает окончательно созревшие мысли.

Мировое значение Мигеля де Сервантеса, как великого испанского писателя основывается, в основном, на его романе «Дон Кихот». Произведение, задуманное как сатира на модные в ту пору рыцарские романы (о чём автор сам говорит в «Прологе»), стало своеобразным психологическим анализом человеческой природы, обоих сторон нашей душевной деятельности - благородного идеализма и реалистической практичности. И обе эти стороны проявились в бессмертных образах героев романа – рыцаря и его оруженосца. В своей противоположности они составляют одного человека. Идеалист Дон Кихот и реалист Санчо Пансо составляют гармоническое целое. Автор симпатизирует бедному рыцарю-идеалисту, каким, несомненно, был он сам. Мигель де Сервантес Сааведра гениально уловил основные тенденции и проблемы своего времени. Но был по-настоящему понят и смог оказать действительное влияние на европейскую литературу лишь в XVIII веке и особенно в XIX веке, когда стала возможной более высокая форма реализма. Сервантес оказал большое влияние на творчество Г. Филдинга, В. Скотта, Д. Диккенса и Н Гоголя.

Такова биография великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Мигеля де Сервантеса Сааведры

Мигель де Сервантес Сааверда – испанский писатель. Автор знаменитого романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Ранние годы

Мигель родился в испанском городе Алькала-де-Энарес 29 сентября 1547 года. Он стал четвертым из семерых детей Родриго де Сервантеса, лекаря, и Доньи Леонор де Кортины, дочери разорившегося дворянина. 9 октября 1547 года Мигеля крестили в местной церкви Санта Мария ла Майор.

Юношеские годы Мигеля де Сервантеса окутаны тайной, достоверных сведений о его жизни нет. Одни историки утверждают, что писатель получил образование в университете Саламанки, другие же считают, что Мигель учился у иезуитов в Севилье или Кордове.

В молодом возрасте Мигель де Сервантес уехал в Италию (причина его переезда неизвестна). В Риме де Сервантес влюбился в античное искусство, Ренессанс, архитектуру и поэзию.

Военная служба. Трудная судьба

В 1570 году Мигель стал солдатом полка морской пехоты Испании, расположенного в Неаполе. В 1571 году де Сервантес отплыл на корабле «Маркиз», который входил в состав галерного флота Священной лиги. В октябре «Маркиз» нанес поражение Оттоманской флотилии во время битвы в Патрасском заливе. Любопытно, что в день сражения Мигеля мучала лихорадка, однако солдат, несмотря на жар и усталость, вызывался в бой. Мигель отважно сражался и был тяжело ранен. Три пули пронзили его тело – две попали в грудь, одна – в левое предплечье. Последняя пуля лишила руку де Сервантеса подвижности.

После окончания битвы Мигель полгода провел в госпитале. Затем, с 1572 по 1575 годы, он продолжил службу в Неаполе, иногда участвуя в экспедициях. Побывал в Севилье, Корфу, Наварино и так далее. В сентябре 1575 года Мигель де Сервантес попал в плен к алжирским корсарам. Алжирцы просили за Сервантеса, у которого при себе были найдены рекомендательные письма от герцога для короля, большой выкуп. В плену Мигель провел 5 лет. Четыре раза он пытался бежать, однако всякий раз алжирцы ловили его и сурово наказывали.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


После долгожданного освобождения из плена христианскими миссионерами Мигель де Сервантес служил в Португалии, Оране и Севилье. Затем в течение некоторого времени Мигель трудился закупщиком провизии для военного флота «Непобедимая Армада» и сборщиком недоимок. На этом поприще де Сервантес потерпел неудачу – он по наивности доверил крупную сумму казенных денег одному банкиру, а тот, недолго думая, пустился с ними в бега. Из-за этого в 1597 году Мигеля сажают в тюрьму. Это было сложное время для писателя – да, тогда он уже нашел свое призвание в литературе и работал исключительно ради того, чтобы покупать себе еду. Пять лет спустя Сервантес, обвиняемый в денежных злоупотреблениях, снова попал под стражу. До начала 1600-х годов о жизни Мигеля де Сервантеса известно очень мало. В 1603 году Мигель селится в Вальядолиде и начинает заниматься частными делами, дающими ему небольшой заработок. Правда, какого рода были эти дела – история умалчивает.

Литература

Первый роман Мигеля де Сервантеса «Галатея», написанный в 1585 году, не имел успеха у читателей. Такая же участь постигла и ряд его драматических пьес. В трудные годы (конец 1590-х – начало 1600-х) Мигель продолжает писать, беря творческое вдохновение из своей собственной жизни – жизни скитальца, отвергнутого обществом. В 1604 году наконец вышла в свет первая часть романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Книга пришлась публике по душе, причем не только испанской, но заграничной. К сожалению, несмотря на теплый прием романа, карман писателя не пополнился монетами. Впрочем, коммерческий крах не помешал Мигелю опубликовать вторую часть романа, а вместе с ним еще несколько произведений. И хотя все творения Мигеля де Сервантеса интересны и увлекательны, именно роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» сделал им автора бессмертным в мировой литературе.

Личная жизнь

12 декабря 1584 года Мигель де Сервантес Сааверда взял в жены Каталину Паласиос де Саласар, девятнадцатилетнюю дворянку из Эскивиаса. Согласно заявлению биографов писателя, детей в этом браке не появилось. Но у Мигеля была одна внебрачная дочь – Исабель де Сервантес.

Смерть

22 апреля 1616 года в Мадриде Мигель де Сервантес, создатель рыцаря Дон Кихота и его преданного оруженосца Санчо Пансы, скончался от водянки. За несколько дней до смерти Мигель постригся в монахи.

Место захоронения писателя долгие годы было потеряно. Останки де Сервантеса были обнаружены археологами лишь весной 2015 года в склепе при монастыре де лас Тринитарисас. Торжественное перезахоронение состоялось в июне того же года в соборе святой Троицы в Мадриде.

Мигель появился на свет 29 сентября 1547 года в разорившемся дворянском семействе, в испанском городке Алькала-де-Энарес. Достоверной информации о детских и юношеских годах писателя нет.

В возрасте 23 лет Сервантес поступил на службу в полк Испанской морской пехоты. Во время одного из сражений он был тяжело ранен: пуля, пронзившая предплечье молодого солдата, навсегда лишила подвижности его левую руку.

Восстановив здоровье в госпитале, Мигель вернулся на службу. Ему довелось участвовать в морских экспедициях и побывать во многих заморских странах. Во время очередного плавания в 1575 году он попал в плен к алжирским пиратам, которые потребовали за него большой выкуп. В плену Сервантес провел пять лет, совершив несколько попыток побега. Однако каждый раз беглеца ловили и жестоко наказывали.

Долгожданное освобождение пришло вместе с христианскими миссионерами, и Мигель вновь вернулся на службу.

Творчество

Свое истинное призвание Сервантес осознал в достаточно зрелом возрасте. Его первый роман «Галатея» был написан в 1585 году. Как и несколько последовавших за ним драматических пьес он не имел успеха.

Однако даже в самые трудные времена, когда заработанных денег едва хватало на пропитание, Мигель не прекращал сочинять, черпая вдохновение из своей скитальческой жизни.

Муза сжалилась над настойчивым писателем лишь в 1604 году, когда он написал первую часть своего нетленного романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Книга сразу вызвала живой интерес среди читателей не только в родной Испании, но и в других странах.

К сожалению, публикация романа не принесла Сервантесу долгожданной финансовой стабильности, но он не опустил руки. Вскоре он опубликовал продолжение «героических» подвигов идальго, а также еще несколько произведений.

Личная жизнь

Супругой Мигеля была дворянка Каталина Паласиос де Саласар. Согласно краткой биографии Сервантеса, этот брак оказался бездетным, но у писателя была одна незаконнорожденная дочь, которую он признал - Изабелла де Сервантес.

Смерть

  • Во время службы в морской пехоте Сервантес зарекомендовал себя отважным солдатом. Он принимал участие в сражениях даже во время сильной лихорадки, не желая подводить товарищей и отлеживаться на палубе корабля.
  • На беду Мигеля, во время его пленения у него было найдено рекомендательное письмо, из-за чего алжирские пираты решили, что им попалась влиятельная особа. В результате сумма выкупа была увеличена в несколько раз, и овдовевшей матери писателя пришлось продать все свое скромное имущество, чтобы вызволить сына из неволи.
  • Первым гонораром Сервантеса стали три серебряные ложки, которые он получил на поэтическом состязании.
  • На закате жизненного пути Мигель де Сервантес полностью пересмотрел свою жизненную позицию, и буквально за несколько дней до кончины подстригся в монахи.
  • Долгое время никто не знал точного места захоронения выдающегося испанского писателя. Лишь в 2015 году археологам удалось обнаружить его останки, которые торжественно перезахоронили в мадридском соборе Святой Троицы.

Творчество М. де Сервантеса

СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (29 сентября 1547, Алькала де Энарес - 22 апреля 1616, Мадрид), испанский писатель, классик мировой литературы, выдающийся мастер позднего Возрождения, создатель «Дон Кихота», к которому восходит одна из основных линий развития новоевропейского романа - «роман сознания» или «метароман».

На пути к «Дон Кихоту»

Мигель де Сервантес (происхождение фамилии Сервантеса - «Сааведра», стоящей на титулах его книг, не установлено) родился в семье лекаря-хирурга Родриго де Сервантеса из Кордовы, возможно, выходец из мосарабов. Мать Сервантеса звали Леонор де Кортинас.

Семья Сервантеса часто переезжала из города в город, поэтому будущий писатель не смог получить систематического образования. Возможно, в 1566-1569 Мигель обучался в мадридской городской школе у известного гуманиста грамматика Хуана Лопеса де Ойос, последователя Эразма Роттердамского.

В 1569, после уличной стычки, закончившейся ранением одного из ее участников, Сервантес бежал в Италию, где служил в Риме в свите кардинала Аквавивы, а затем завербовался в солдаты. 7 октября 1571 принял участие в морской битве при Лепанто, был ранен в предплечье (его левая рука на всю жизнь осталась бездействующей). Принял также участие в ряде других морских экспедиций, в том числе в Тунис. В 1575, имея при себе рекомендательное письмо от Хуана Австрийского, главнокомандующего испанской армией в Италии, отплыл из Италии в Испанию. Галера, на которой находились Сервантес и его младший брат Родриго, была атакована алжирскими пиратами. Сервантес провел в алжирском плену пять лет. Только в октябре 1580, после того как он был выкуплен монахами-тринитариями, вернулся на родину.

С конца 1580 до 1587 жил в Мадриде, в Толедо и в селении Эскивиас, близь Толедо, откуда была родом Каталина де Паласиос: Сервантес вступил с ней в брак в декабре 1584 (в том же году у Аны Франки де Рохас родилась внебрачная дочь Сервантеса - Исабель де Сааведра, жившая после смерти матери в доме отца). Став отставным солдатом, занялся сочинительством пьес, не имевших успеха на сцене (из ранних драматических опытов Сервантеса сохранились трагедия «Нумансия» и «комедия» «Алжирские нравы»). Публикация пасторального романа «Галатея» (1585) принесла писателю известность, но не достаток.

Рождение «Дон Кихота»

В 1587 переезжает в Севилью, где живет до 1600, проводя большую часть времени в разъездах по андалусийским селам и городам в качестве комиссара по закупке провианта для королевского флота, а затем - сборщика податей. В 1592 в селении Кастро дель Рио неподалеку от Кордовы Сервантеса ненадолго заключают в тюрьму, обвинив в совершении недозволенной закупки. В 1597 оказывается в заключении в севильской тюрьме сроком на семь месяцев по обвинению в растрате казенных денег (банк, в котором Сервантес хранил собранные подати, лопнул). Во время одного из пребываний в темнице (скорее всего, первого), по собственному признанию писателя, в его воображении возник образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать рыцарские подвиги в подражание героям любимых книг. Первоначально это был замысел новеллы. В процессе работы над ней перед автором открылись романные перспективы развития сюжета о Дон-Кихоте.

Сервантес создавал «Дон Кихота» на протяжении многих лет. О жизни Сервантеса в период 1600-1604 гг., то есть о годах наиболее интенсивной работы писателя над будущей первой частью романа, известно немного. Установлено, что, покинув Андалусию, писатель перебрался в Кастилию и жил в Эскивиасе и в Толедо. Летом 1604 поселяется в Вальядолиде (тогдашней столице Испании) и ведет в Мадриде переговоры с книготорговцем Роблесом об издании завершенного к тому времени романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Первоначально «Хитроумный идальго» был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 небольшим тиражом с указанием даты издания «1605». Весной 1605 в Мадриде, в типографии Хуана де ла Куэста был отпечатан второй тираж editio princeps. Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется его второе издание, содержащее целый ряд расхождений с первым, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. Дон Кихот и Санчо Панса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов и даже в колониях (в столице Перу Лиме).

Последнее десятилетие

В 1606 (или 1608?) Сервантес с семейством, включающим его двоих сестер и Исабель де Сааведра, вслед за королевским двором переезжает в Мадрид. В последнее десятилетие жизни он создает большую часть повестей, вошедших в сборник «Назидательные новеллы» (1613), сочиняет стихотворную литературную сатиру «Путешествие на Парнас» (1614), пишет новые и частично перерабатывает старые пьесы, собрав их в книгу «Восемь комедий и восемь интермедий» (1615), продолжает работу над начатым еще в 1596 авантюрно-сентиментальным романом «Странствия Персилеса и Сихизмунды», наконец, приступает к написанию второй части «Дон Кихота», скорый выход которой обещает читателю в прологе к «Назидательным новеллам». В 1614 - в разгар работы над ней Сервантеса - появляется подложное продолжение романа, принадлежащее перу анонима, скрывавшегося под псевдонимом «Алонсо Фернандес де Авельянеда».

В Прологе к «Лже-Кихоту» содержались грубые выпады лично против Сервантеса, а его содержание демонстрировало полное непонимание автором (или авторами?) подделки всей сложности замысла оригинала. В «Лже-Кихоте» содержится ряд эпизодов, сюжетно совпадающих с эпизодами из второй части романа Сервантеса. Спор исследователей о приоритете Сервантеса или анонима не может быть разрешен окончательно. Скорее всего, Сервантес специально включил во вторую часть «Дон Кихота» переработанные эпизоды из сочинения Авельянеды, чтобы еще раз продемонстрировать свое умение превращать в искусство малозначительные в художественном отношении тексты (аналогично его обращение с рыцарской эпикой). «Вторая часть хитроумного кабальеро Дон Кихота Ламанчского» издана в 1615 в Мадриде в той же типографии, что и «Дон Кихот» издания 1605. Впервые обе части «Дон Кихота» увидели свет под одной обложкой в 1637.

Незадолго до смерти писатель перебрался в Мадрид. Находясь на смертном одре Сервантес диктует пролог к своему любимому спешно законченному роману «Странствия Персилеса и Сихизмунды», опубликованному уже после смерти автора в 1617. За несколько дней до смерти писатель постригся в монахи. Был похоронен за счет францисканского ордена в одном из его монастырей. Точное место упокоения Сервантеса неизвестно. Памятник выдающемуся писателю был поставлен в Мадриде только в 1835.

«Дон Кихот» как художественное целое

Мировоззрение Сервантеса складывалось под влиянием различных течений европейской гуманистической мысли (неоплатонизма, неостоицизма, натурфилософии). Особое влияние на создателя «Дон Кихота» оказал «эразмизм» или «христианский гуманизм» - учение Эразма Роттердамского, критиковавшего нравы католического клира и обрядовую сторону католицизма, которым автор «Оружия христианского воина» противопоставил внутреннюю духовную работу человека над собой, личностный путь к Богу и раннехристианский идеал человеческого общежития в любви и вере, воплощенный в символе «мистического тела Христова».

Сервантес, писавший «Дон Кихота» в эпоху католической Контрреформации, в годы полного запрета «эразмизма», зашифровывает идеал всеединства в образах, восходящих к рыцарским романам высокого Средневековья (отсюда - метафорическое отождествление на страницах «Дон Кихота» «мистического тела Христова» и «тела» странствующего рыцарства). Одновременно христианско-гуманистическая утопия переводится творцом «Дон Кихота» на язык карнавально-площадных действ и праздничных ритуалов, относящихся к разным временам года: Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса выступают как воплощения Поста и Масленицы, а их первые два выезда спроецированы на цикл летних празднеств, включая День Тела Христова (праздник, посвященный таинству причастия и имеющий ярко выраженную площадную сторону) и праздник «первого снопа» (Дон Кихота молотят «как сноп», Санчо характеризует обрушивающиеся на них побои как «сбор урожая странствующего рыцарства», а своего рода эмблематической заставкой книги является битва героя с ветряными мельницами). В контексте жатвенного ритуала избиения, сопровождающие героев романа на их пути, получают сакральное оправдание. Смех, звучащий на страницах романа, - это не злой, издевательский хохот толпы, а праздничный ритуальный смех, развенчивающий и утверждающий одновременно.

Сервантес,использовав опыт площадного театра, создал образ оруженосца Дон Кихота Санчо Пансы. Непосредственное же влияние на возникновение сервантесовского замысла оказала анонимная «Интермедия о романсах» (1590-91?), герой которой Бартоло, помешавшийся на их чтении, отправляется совершать героические подвиги. Разворачивая бурлескную, комическую «одноходовую» ситуацию интермедии в прозаическое повествование, ведущееся от лица автора-ирониста, Сервантес обнаруживает преимущества остраненно-косвенного иносказательно-иронического изображения приключений героя, пародирующего своим обликом, языком и действиями облик, деяния и язык героев рыцарской эпики. Преследуя цель осмеять и тем самым дискредитировать в глазах читателя рыцарские романы, о чем прямо заявлено в Прологе к первой части, автор «Дон Кихота» создает не литературную пародию как таковую (самое слово «пародия» он нигде не использует), а радикально новый тип повествования. Трансформируя мотив карнавальной «свихнутости» героя в его сакральное безумие, восходящее к посланиям апостола Павла, писавшего о единоверцах как о безумных «Христа ради», Сервантес представляет «рассудительное сумасшествие» Дон Кихота как особое состояние сознания человека, находящегося в положении читателя созидаемого им в процессе чтения текста. Это открывает писателю-романисту путь к изображению самой структуры сознания героя.

Интерпретация «Дон Кихота» как пародии на рыцарский эпос правомерна по отношению к его отдельным эпизодам, мотивам и образам, к некоторым повествовательным приемам, используемым автором, но не может охватить роман Сервантеса как новаторское жанровое целое, основанное на совмещении и согласовании множества жанровых традиций.

Процесс рождения и становления самосознания героя как жанрообразующая тема романа выходит на первый план в «Дон Кихоте» 1615 года.

Особую роль во второй части играет Санчо, образ которого начинает конкурировать по значимости с образом его господина. В основе развития сюжета второй части лежит изобретательная выдумка Санчо, который, вполне освоив стиль мышления своего хозяина, внушает ему, что крестьянка на ослице, встреченная ими на дороге, и есть Дульсинея, превращенная в уродливую поселянку злыми волшебниками.

В ряду ключевых эпизодов второй части (встреча Дон Кихота со странствующими актерами, с рыцарем Зеленого Плаща, спуск Дон Кихота в пещеру Монтесиноса, кукольное представление в балаганчике Маэсе Педро, полет Дон Кихота и Санчо на Клавиленьо и др.) особое место занимает рассказ о правлении Санчо на Острове Баратария. В нем Санчо демонстрирует всю глубину своей карнавально-шутовской «дурацкой мудрости», контрастно дополняющей «мудрое безумие» Дон Кихота. В финале второй части, в момент смерти Дон Кихота-Алонсо Кихано, образ Санчо приобретает особую символическую значимость: он воплощает бессмертие народа, его неумирающее телесное целое и становится (по точному наблюдению М. де Унамуно) духовным наследником своего господина, живым носителем донкихотовского отношения к миру.

Сервантес представил драматическое положение человека в мире, утратившем средневеково-ренессансную патриархальную цельность и гармонию, единство «слов» и «вещей», «духа» и «материи», помысла и деяния. Реальность в «перспективистской» композиции «Дон Кихота» оказывается раздробленной во множестве индивидуальных точек зрения, в игре «мнений» и «суждений, что открывает простор для самых разных трактовок сервантесовского романа.