Буквы обозначающие один гласный звук. Что обозначают буквы е, ё, ю, я. II. Актуализация опорных знании

    Гласные звуки в русском языке соответственно обозначают гласные буквы. Стоить помнить, что русский язык богат 10-тью гласными буквами, на которые всего приходится шесть гласных звуков:

    Однако, есть буквы, обозначаемые и двумя сразу звуками — это такие буковки как я, е, ю, quot;.

    В русском алфавите буквы, обозначающие гласные звуки

    Буквы нужно заучить и определенно знать, потому что буквы могут обозначать не один звук, а два, могут смягчать согласный звук и могут не смягчать. Если пропустить данную тему в первом классе, то потом возникают проблемы при фонетическом разборе. Нужно научиться определять, какая буква какой звук несет и в каких случаях два звука и оба гласных, а в каких случаях появляется йотированный звук.

    Ниже таблица, в ней видно, что буквы и гласные звуки по количеству не совпадают. Нарисуйте себе дома похожую таблицу, чтобы правильно выполнять домашнюю работу.

    Буквы русского алфавита делятся на три группы:!) гласные, 2) согласные и 3) две буквы, не обозначающие звука: Ь и Ъ.

    Гласные звуки обозначают десять букв: а, о, у, ы, э, я, е, ю, и.

    Звук а обозначается двояко: а или я (после согласного звука). Например: упасть, пятеро

    па тэ р о.

    Аналогично звук о обозначается буквами о или quot;: водный, берза бэ рО з а.

    Звук у — это буквы у или ю (после согласного звука): лук, люк.

    Звук э на письме обозначается двумя буквами: э или е (после согласного звука): мэр, кашне, лес.

    Звук и — это буква и: бил, кислый.

    Звук ы соответственно обозначается буквами и или ы: жир, цинк, был, была.

    Есть одно- и многозначные буквы, обозначающие гласные звуки. Их отличие — однозначные звучат всегда одинаково — у них одинаковая фонема.

    Во многозначных буквах фонема может меняться в зависимости от расположения в слове.

    Итак, вот однозначные буквы, обозначающие гласные:

    А вот многозначные:

    Еще из школьной скамьи известно, что в русском алфавите десять гласных букв — а, о, у, ы, э, я, е, ю, и. Они же и обозначают и звуки, насколько мне понятно. Причем есть гласные буквы, которые делятся на два звука, например, я, ю, э. Например, буква я делится на два звука а и Й.

    Гласные звуки в русском языке обозначают гласные буквы, которых в русском алфавите ровно десять.

    Итак, следующие буквы (гласные буквы) обозначают гласные звуки:

    • а, е, и, о, у, ы, э, ю, я.

    Примеры слов:

    • сила — две гласные буквы и два гласных звука: и, а;
    • лд — гласная буква, которая обозначает гласный звук о;
    • мята — две гласные буквы и два гласных звука: звуки а и а.
  • Гласных букв в русском языке всего 10. Для наглядности выложу картинку, на которой изображен алфавит. Красные буквы — это гласные, синие — согласные, черные — разделительные знаки, не обозначающие никакого звука:

    Но стоит помнить, что букв хоть и десять, но гласных звуков меньше — всего шесть (а, о, у, э, и, ы). Дело в том, что остальные гласные буквы (, е, ю, я) образованы путем соединения согласного й с какой-либо гласной буквой (так, например, quot; — это й и о).

    Этот вопрос наверное самый простой, для того человека, который может писать. если он научился писать, значит читать уже тоже умеет. Гласные буквы русского алфавита изучают в первую очередь, после согласных. Во всяком случае я делал именно так. Я конечно не говорю, что это были только две буквы первая и последняя, но это тоже гласные буквы.

    Таких букв всего десять, давайте перечислим их все.

    Вот и все. Это все буквы, которые обозначают гласные звуки.

    В русском языке всего тридцать три буквы.

    Согласных букв всего двадцать одна.

    Гласными являются десять букв, а именно: буква А, буква О, буква У, буква, буква Я,буква Ю, буква Е, буква Ы, буква Э, а ещ буква И.

    Гласными звуками являются всего шесть звуков, а именно: А, У, О, Э, И, а ещ звук Ы.

    а, о, у, ы, э, я, е, ю, и;

    Они всем знакомы, по крайней мере людям которые знают русский язык. Есть однозначные и многозначные буквы. Многозначные — это когда буква обозначают два звука.

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

Число букв русского алфавита общеизвестно - 33. Казалось бы, и звуков столько же. Но на самом деле, буквы и звуки - понятия разные, хотя и взаимосвязанные. Есть, к примеру, буквы, которые вообще не имеют звукового соответствия - это твёрдый и мягкий знаки. Они передают не сами звуки, а определённые признаки, например, твёрдость или мягкость согласных фонем русского языка. Кроме того, эти непроизносимые буквы влияют не только на согласные, но и следующие за ними гласные звуки. Но каким образом?

Парные и непарные

Сосчитаем, сколько гласных букв в русском алфавите : «а», «е», «ё», «и», «о», «у», «ы», «э», «ю», «я». Итого 10. А звуков? всего шесть: [а], [о], [и], [у], [ы], [э]. Получается, что у букв «е», «ё», «ю», «я» звукового соответствия нет? Не совсем так. Составим следующую таблицу:

Таким образом, мы видим, что некоторые гласные буквы обозначают не один звук, а целую комбинацию. Так «я» в слове «яд», на самом деле - [йа]. А «ё» в слове «лёд», это [о] после мягкого «л»: [л"от]. А что, если бы после согласной вдруг оказался непроизносимый мягкий знак, например «льёт»? Тогда мы бы вновь получили двойную фонему : [л"йот]. Почему в русском языке оказались «лишние» парные буквы? Очевидно, потому, что алфавит родился раньше, чем наука, называемая фонетика, которая занимается изучением звуков. Во всяком случае, составители азбуки меньше всего думали о том, как влияют согласные звуки русского языка на гласные.

Что обозначает положение в слове

Получается, что звучание гласных и написание соответствующих букв зависит от предыдущего согласного, а, точнее, от его твёрдости или мягкости. Исключений из этого правила нет, ведь если «ю» или «я» даже находятся в начале слова, то, с точки зрения фонетики, такое слово начинается с согласного [й "], который, в отличие от других согласных, всегда является мягким. Однако, поскольку традиционно в языке существуют буквы, обозначающие двойные звуки , то мы пишем «юг» и «ящик», а не «йуг» и «йащик».

Казалось бы, логично избавиться от этой путаницы, отменить «лишние» гласные буквы и писать как мы слышим. Но не так всё просто. Дело в том, что если мы углубимся в фонетику , то обнаружим: звучание гласных зависит не только от предыдущего согласного, но и от такой важной вещи, как ударение. Если под ударением гласный отчётлив и понятен, то чем дальше он от ударного слога, тем менее ясно его звучание. Возьмём слово «колобок». Понятно, что последний гласный здесь [о]. А вот что после «л»? Если прислушаться, то мы услышим нечто среднее между [а] и [о]. Такое изменение звука, в зависимости от его положения относительно ударного слога в фонетике называется редукцией.

Для этого нового гласного , среднего между [а] и [о], вводится и новое обозначение - [ʌ]. Но и это ещё не всё. Как уже говорилось, чем дальше слог от ударного, тем больше изменяется в нём гласный. И если снова внимательно прислушаться, то в первом слоге слова «колобок» мы услышим звук, похожий и на [а], и на [о], и на [э]. А обозначается эта новая фонема, как [ъ].

Таким образом, если бы мы захотели писать, «как слышим», то избавившись от одних букв, пришлось вводить другие. Да ещё и менять правила орфографии. Ведь если сегодня нужно просто запомнить, что в слове «колобок» нет ни одной буквы «а», то высчитывать, какую гласную надо писать, в зависимости от положения ударных и безударных слогов - вряд ли более лёгкое занятие. Во всяком случае, грамотность от этого не повысится. Кроме того, писать «как слышишь», может стать проблемой для понимания. Ведь не факт, что все слышат одинаково. А значит, не исключены разные варианты написания одного и того же слова. Например «бигимот», «бегимот», «бигемот» и, наконец, «бегемот».

А ведь мы не учли ещё, что точно так же изменяются не только «а» и «о», но и другие гласные . При этом учёные идут всё дальше, обнаруживая новые варианты звуков. Например, наряду с [ʌ] и [ъ] появился ещё один вариант того же звука - [ɑ̟]. Это «а» после твёрдых согласных перед «л». Получается, что чем дальше мы углубляемся в тему, тем меньше вероятности получить ответ на вопрос: сколько гласных звуков в русском языке?

Гласные буквы русского алфавита - сколько же их?

На самом деле, всё не так печально. Гласных звуков всё-таки шесть. Дело в том, что настоящими звуками наука признаёт гласные в том виде, как они слышатся под ударением. Все же другие варианты называются аллофонами , иначе говоря, формами, зависящими от положения в слове и ударения. Конечно, деление несколько искусственное, но всё же лучше, чем хаос.

Видео

Гласные звуки и буквы, как разобраться? В этом вам поможет видео.

Быстрый ответ: 10 и 21 буква соответственно.

Русский алфавит состоит из 33 букв, о чем вы наверняка знаете. Да и наш сайт уже рассказывал об , поэтому сегодня разберем другой, не менее интересный вопрос — сколько гласных и согласных знаков в русском алфавите.

  • Начнем с гласных букв, так как их меньше — всего 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е.
  • Согласных букв больше — 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Тут у внимательного читателя сразу возникнет вопрос — куда делись две буквы алфавита, если гласных и согласных букв 31, в то время как алфавит содержит 33 буквы? Объясняется это просто: мягкий и твердый знаки ни относятся ни к одной из этих групп. Они необходимы для указания на мягкость или твердость звука.

Гласные и согласные звуки

Казалось бы, можно было закончить наше повествование, если бы все было так просто. Дело в том, что количество гласных и согласных звуков не совпадает с количество гласных и согласных букв. Почему?

Гласных звуков в русском языке всего 6: а, о, у, э, ы, и. Оставшиеся 4 гласных буквы образуются путем слияния двух гласных звуков: ё=й+о, е=й+э, ю=й+у, я=й+а.

Согласных звуков значительно больше, чем гласных букв — аж целых 37 против 21. Почему? Потому что согласные звуки различаются по твердости-мягкости и по звонкости-глухости.

Таким образом, в русском языке:

  • 33 буквы (10 гласных букв + 21 согласная буква + 2 знака).
  • 42 звука (6 гласных и 36 согласных звуков).

Тема: Гласные буквы, обозначающие один звук.


Цель:

1. Познакомить с группой гласных, которые обозначают один звук, рассмотреть роль букв

в словах.
2. Развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.
3. Воспитывать мировоззренческую направленность активности на уроке через

предложенные задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель начинает урок со стихотворения и использует его только для организации
внимания.
Звенит веселый колокольчик.
Игрушки все свои оставь,
Нам нужно дружно поздороваться.
И у столов красиво встать.

II. Актуализация опорных знании.

На доске слова: Речь, предложение, устная, математика, письменная, слово, звук, буква.
У:
Что видим на доске?
Д: Слова.
У: Что можете предложить выполнить с этими словами?
Д: 1. Прочитать (читают).
2. Выделить лишнее слово (Думаю, есть лишнее слово - математика, так как все понятия из обучения грамоте, а математика не подходит.)
3. Можно слова поставить в определенном порядке (Дети называют, учитель ставит карточки).
Д: Для общения человек использует речь. Речь бывает письменная и устная. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова на письме обозначаем буквами. В устной речи мы слышим звуки. На доске появляется схема:

ПИСЬМЕННАЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

III. Восприятие, осмысление нового материала.

У: Сегодня на урок я хотела принести для вас подарок, но с моим подарком случилась беда. Посмотрите:
Д: Нужно эти знаки дописать.
У: Что это был за подарок?
Дети рассуждают. Ответы бывают разные: правильные и неточные, но приходят к
выводу: Это буквы.
У: Как их можно использовать на уроке?
Д: Придумать слова с этими буквами. Разделить буквы на группы. Назвать звуки,
которые они обозначают (называют).
У: Чем отличается буква от звука?
Д: Звук - слышим и произносим, букву - видим и пишем.
У: Сколько звуков мы услышим если назовем букву?


Д: Мы услышим один звук.
У: Какие это звуки?
Д: Гласные.
У: Докажите. Какую особенность мы подметили у этих гласных?
Дети называют особенности гласных звуков. Эти гласные дают один гласный
звук.
У: Давайте назовем еще раз группу этих гласных.
Д: и, у, э, ы, о, у.
Вывод: Что их объединяет?
У: Я считаю, что есть один лишний звук. По какому признаку я определила?
На слух приводят примеры и определяют, почему лишний И. Если дети
затрудняются, учитель помогает сам.

IV. Закрепление изученного.

На доске печатный текст, подготовленные дети читают хором с учителем.
Много с буквами хлопот
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково,
Их поставить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
У
: Что заметили? Есть ли в данном стихотворении буквы о которых мы говорили?
Попробуйте их найти в первых двух строчках.
Один ученик у доски подчеркивает гласные, все остальные печатают их в
тетрадях или выкладывают в разрезных азбуках.
Проверяют:
Много с буквами хлопот.
Уж такой они народ.
У
: Почему автор говорит, что с буквами много хлопот?
Дети рассуждают.
У: Для чего же нам нужны буквы? А как об этом сказал автор стихотворения?
Д: Буквы, встав в ряд образовывают слова.
У: Что произойдет, если гласные буквы в словах исчезнут? В тексте, где подчеркивали гласные, они теперь исчезли.
Мн г с б кв м хл п т
ж т к й н н р д
.
Вывод: Без гласных нет слов.
У: Послушайте, какая история произошла в лесу. Но мне нужна ваша помощь. Вы готовы мне помочь?
Учитель рассказывает историю. Дети - участники: читают полученные слова, могут озвучивать героев, показывать, как они двигаются.
История:
Однажды аист выступал на соревнованиях и получил в награду медаль, на которой было написано одно слово: ПОБЕДА. Устал аист, прилег на полянке и уснул. В это время прибежал на полянку ежик. Видит, буквы стоят. Понравилась ежику первая буква. Славные ворота получаются. Взвалил на спину и понес. Откуда ни возьмись медведь. Хмурый, злой. Ревет, ничего не понять, что случилось. "Нет у меня..." - ревет медведь. Хорошо, буквы помогли. Прочитали и поняли, чего нет у медведя: ОБЕДА. "Верно!" - говорит медведь. Бочка у меня развалилась. А вот и обруч для неё. Прихватил букву О и унес. Вдруг зайка выскочил. Взглянул на слово и замер. Что же он увидел? БЕДА - Ой, где беда!
Налетел на букву Б, стукнул её, она и укатилась в кусты. От такого шума и аист проснулся. Посмотрел на слово и увидел: ЕДА. Вкусное слово, решил подкрепиться. Взял букву Е, нацепил на палочку и как вилочкой стал червячков в траве искать.
У: Понравилась ли вам история? Давайте прочитаем, что скажут буквы? ДА. У: Чему учит нас эта история?
Д: Буквы играют большую роль. Нельзя их пропускать, убирать, так как
изменится слово.
У: Какое слово в нашей истории начиналось с гласной буквы? ОБЕДА (На
усмотрение учителя. Можно предложить самим составить новые слова из других
слов.)
Работа с учебником с 20
У: Что же произойдет, если изменить одну только гласную? Как буква меняет
предмет?
У: С чего начать выполнять задание?
Д: Назвать предмет и вставить пропущенную букву.
У: Сравни предметы в одном прямоугольнике.
Д: Две буквы С Т одинаковые и в конце слова буква Л. Отмечаются буквами в
середине О У. И получили два разных предмета стол и стул.
Далее работа идет по аналогии с другими парами слов.
Вывод:
У: Как называются вписанные тобой буквы.
Д: Гласные (О, У, И, Ы)
У: Что мы узнали об этих гласных?
Д: Они дают один звук (Дети могут называть все изученные признаки гласных)
Прочитай: с 20 (Азбука)

Дети должны увидеть закономерность и продолжить ряд (предмет, буква, с которой начинается название предмета и наоборот). Дети могут использовать другие буквы в том числе и не изученные на уроке, можно использовать группу гласных, которым был посвящен урок.