Как избавиться от трусости. Как воспитать в себе смелость

У термина «смелость» существует несколько близких по значению определений, отражающих суть явления:

  • Смелость – это сопротивление и контроль над чувством страха;
  • Способность принимать взвешенные решения, невзирая на страхи;
  • Смелость – это качество личности, основанное на готовности защищать близких, страну, религию и т.п.;
  • Смелость – это умение взять на себя ответственность в важном деле.

Смелость подразумевает силу характера человека. Нерешительные и неуверенные люди задумываются о том, как стать смелым. Ведь во все времена смелость считалась положительной чертой характера и добродетелью, одной из признаков высоко развитого человеческого достоинства. Однако, каждый человек знает, что такое страхи – и в переживании их нет ничего предосудительного. Страх – естественная реакция организма человека, благодаря которому стало возможным выживание человеческого рода.

Смелость характеризуется умением контролировать чувство страха, не позволять ему владеть собой и действовать наперекор в соответствии с принципами.

Основное отличие смелого человека – это способность быть наглее и двигаться вперед, там, где большинство сдается, поддавшись панике.

Основные характеристики и функции

Чтобы стать смелее и решительнее, нужно понимать, какие качества отличают смелого человека и что нужно, чтобы их воспитать в себе.

  1. Смелый человек обладает самоконтролем, умеет управлять эмоциями, видит ситуацию четко и здраво и принимает решение, основываясь на голосе разума, а не чувств.
  2. Самоуверенность – имеет прямое отношение к смелости. Такие люди знают, что хотят и не отступают перед трудностями.
  3. Ответственность и способность отвечать за слова и действия характерна для выдающихся лидеров, правителей и общественных деятелей. В сознании людей – они обладают смелостью.
  4. Смелые люди имеют ценности в виде семьи, окружения, страны и т.п. и готовы бороться за них и защищать.
  5. Никогда страхи не встанут на пути смелого человека. Он сможет справиться с ними и достигнуть своей цели и сохранить дорогое и ценное.

Человека, обладающего характеристиками, перечисленными выше – трудно не заметить. Те люди, которые ставят перед собой цель стать смелее, часто задают вопрос: какую роль смелость играет в жизни человека?

  • Быть смелым – значит обрести веру в свои силы;
  • Смелость позволяет быть бесстрашным и храбрым, не стесняться своей личности, не отступать под воздействием трудностей, не пасовать перед общественным мнением;
  • Смелый человек может в любой ситуации оставаться собой и не подстраиваться под желания окружающих ;
  • Смелость позволяет надеяться на лучшее, ведь такой человек понимает – будущее зависит от него.

Воспитать смелость – задача не простая, она требует вложения психологических сил, времени и самодисциплины. Психологи могут научить нас, как стать смелее. Однако, ни один метод или упражнение не дадут нужного результата, если не пользоваться ими регулярно.

  1. Настройтесь. Психологический настрой – первый шаг в воспитании смелости. Учеными было доказано, что 90% результата уже заложено в нашей голове в виде ожиданий и настроя, и только за оставшиеся 10% отвечают умения и навыки. Разграничьте понятия – наглость, решительность, смелость, храбрость. Будьте готовы к долгой работе над собой. За один день вы не станете смелым человеком, пройдут месяцы или годы.
  2. Составьте список действий. Это те дела, которые вы не решались реализовать по причине отсутствия смелости. Возможно, это будет кругосветное путешествие, или поездка в скалы, а может прыжок с парашютом. Если вам станет страшно – запишите ваше желание с указанием точного срока исполнения. Необходимо воспитать свой мозг не искать отговорок и выработать четкое следование планам. Скажите – а что вы потеряете? Каждый отважный человек знает, что на этот свет мы приходим один раз и потакать своим слабостям – значит не жить, а существовать. Часто женщины бояться реализовывать подобные мечты из-за того, что пока еще в современном обществе желание быть дерзкой и раскрепощенной девушкой не приветствуется и считается, что подобные увлечения «не женское дело». Смелая женщина – это редкость.
  3. Стремитесь быть общительнее. Смелый человек не боится заговорить с незнакомцем и имеет широкий круг общения. Общение помогает развивать коммуникабельность, уверенность в своих силах. Глядя на других, мы понимаем, что людям присущи страхи и комплексы, а значит, ничего страшного в общении нет. Общаться нужно где угодно, когда позволяет ситуация: например, в магазине, такси, аэропорту и т.п. Старайтесь набраться смелости и каждый день знакомиться с новым человеком – спустя немного времени вы перестанете стесняться и будете более разговорчивым.
  4. Поменяйте свой образ. Смелые люди не боятся перемен . Консерватизм давно не в моде. Это касается как внешнего облика, так и внутреннего наполнения. Если вы раньше, например, были скромной женщиной, живущей для мужа и детей, попробуйте стать смелой, более раскрепощенной, дерзкой и бесстрашной или просто немного наглее в отношениях с окружающими. Вы заметите, смелого человека уважают. Поменяйте прическу, стиль одежды, привычный маршрут. Попробуйте научиться водить машину или ездить верхом и т.п. Обратите внимание на самоощущение – насколько комфортно в новом образе? Если да – то вы сможете набраться смелости и заставить других принять вас новым человеком.
  5. Рискуйте. Для смелого человека жить без риска скучно и однообразно. Развить мужество возможно, когда регулярно делаешь то, чего нас учили бояться с детства родители и учителя. Например, научиться скалолазанию, скоростному вождению и т.п. Страхи не исчезают сами – их необходимо регулярно преодолевать. Со временем это войдет в привычку.

Но помните – риск должен быть оправданным!

Смелые люди не самоубийцы! Они четко осознают последствия и рискуют, будучи подготовленными. Соблюдайте правила и требования к технике безопасности, пройдите необходимое обучение, воспользуйтесь помощью инструктора.

  1. Не бойтесь проигрывать. Мужчина не всегда рождается сильным, храбрым и бесстрашным, а женщина – раскрепощенной, немного дерзкой и эффектной. Для того, чтобы достичь смелости, люди, которыми мы восхищаемся, прошли много неудач и потерь, многому были вынуждены научиться - однако, не сдались и смогли заставить окружающих поверить в них.

Относитесь к своим поражениям философски – «не знаешь, где найдешь, а где потеряешь». Если вы сегодня проиграли – вероятно, завтра вас ждет удача.

  1. Избавьтесь от негативных ожиданий. Концентрация на ожидании худшего – основная причина человеческих страхов. Смелый человек рассуждает здраво и понимает, что в большинстве случаев они беспочвенны. Однако, заставить свой мозг работать по-другому не просто и требует много времени. Поэтому, если не получается видеть впереди позитивный результат – не стоит о нем думать. Просто действуйте.
  2. Не откладывайте на потом. Ничто так не убивает желание действовать, как бесконечное передвижение сроков . Забудьте отговорки: «я сделаю это, когда подрастет ребенок, я похудею, поменяю работу и т.п.». Жить нужно здесь и сейчас, другого времени не будет. Смелый человек реализовывает свои желания сразу, как увидит возможность.
  3. Смелые люди считают, что жизнь – это игра. Относитесь проще ко всему, что с вами происходит. Расслабьтесь. Старайтесь развить легкое отношение к жизни и к людям. Неважно, кто сегодня в фаворе, завтра все изменится, многое станет не важным.
  4. Сохраняйте спокойствие. Не путайте смелость и агрессивность. Смелый человек может позволить своей личности стесняться, но при этом защитит слабого. Быть спокойным – значит

Это основа благосостояния ребенка и ключ к успеху, когда он станет взрослым. В любом возрасте ваши поступки зависят от чувства собственного достоинства. Родители - основной источник чувства собственного достоинства ребенка. Одна из ваших задач как воспитателей - привить своему ребенку положительный внутренний образ и помочь ему вырасти таким, чтобы он мог справиться с жизненными препятствиями и умел радоваться жизни.
Недостаток положительного внутреннего образа очень часто ведет к проблемам поведения. Большинство проблем поведения, как я мог понять во время консультаций, происходит от недостатка взаимопонимания у родителей и детей. Почему с одним человеком приятно быть рядом, а другой как будто тяготит вас? Как люди оценивают себя, как относятся к окружающим, как учатся в школе, чего достигают в работе и как ведут себя в браке - все это зависит от силы их внутреннего образа.
Здоровое чувство собственного достоинства не означает быть самовлюбленным или высокомерным; это человек, имеющий реалистическое понимание собственных сил и слабостей, наслаждающийся своими возможностями и не пасующий перед проблемами. Необходимо воспитать у ребенка уверенность в себе, потому что существует тесная связь между тем, как человек осознает себя сам и как воспринимают его окружающие.

В течение всей жизни дети подвергаются позитивному влиянию (созидателей) и отрицательному влиянию (разрушителей). Родители могут научить своих детей прислушиваться к мнению созидателей и помочь им работать среди разрушителей.

Вместе отодвинем Шалтая-Болтая.
Вы проводите ранние годы, формируя уверенность в себе вашего ребенка. Вы проводите последующие годы, защищая это. Много ранимых детей нуждаются в защите в тяжелых ситуациях. Я исследовал пятилетнего Томаса, может ли он идти в школу. Томас был чувствительным ребенком, чья мать провела годы, помогая ему формировать сильное чувство собственного достоинства. Мы занялись философской беседой о долгосрочных выгодах от воспитания по методу «прикрепления», и Томасу это, понятно, надоело. Он начал висеть на моих весах - дорогих весах, которые стояли поверх экзаменационной таблицы. Моей первой мыслью была мысль о безопасности моей таблицы. Я считал, что рискую больше, чем-Томас, поэтому я сказал довольно твердо: «Томас, не будешь ли ты так любезен, перестать висеть на весах?» Томас оторопел от неожиданности, но его мать добавила компенсирующее замечание: «...потому что ты очень силен». Она знала, как посмотреть на мир глазами ребенка.

1. Практика метода «прикрепленного» воспитания
Представьте себе ребенка, который проводит много часов в день на руках у матери; которого она кормит грудью по первому сигналу и сочувственно отзывается на его плач. Как вы представляете чувства такого ребенка?
Несомненно, этот ребенок ощущает, что его любят, его ценят. Младенец, которого воспитывают таким высокочувствительным методом, развивает способность к самооценке. Он любит то, что чувствует.

Живой отклик - ключ к формированию самооценки ребенка. Ребенок подает сигнал, например плача, чтобы его покормили или успокоили. Мать отвечает быстро и последовательно. Поскольку последовательность «сигнал - отклик» повторяется тысячи раз в течение первого года жизни, ребенок понимает, что его сигналы имеют значение - «Кто-то слушает меня - значит я заслуживаю внимания».
Конечно, вы можете не всегда ответить быстро или последовательно, в какой-то день у вас не хватит терпения или одолеет усталость. Однако младенцы выбирают преобладающий стиль воспитания и формируют свои впечатления. Поскольку ваш ребенок растет, этот стиль становится важным для его развития. Чтобы ребенок мог учиться, справляться с неудачами, этот вид общения будет обучать его приспосабливаться к изменениям.
Ребенок, находящийся в тесном контакте с родителями, воспитывается чувствительным, он контролирует окружающую обстановку и знает, что ожидать. С другой стороны, ребенок, находящийся вне контакта, чувствует себя растерянным. Если его потребности не выполняются, а его сигналы остаются без ответа, он может решить, что сигналы вообще не стоит подавать. Это приводит ребенка к выводу: «Я не заслуживаю внимания. Окружающие содержат меня из милосердия, и я не могу сделать ничего, чтобы приблизиться к ним».
Мы подчеркиваем важность своевременного отклика, потому что в течение первых двух лет мозг развивается очень активно. Это период, когда ребенок разрабатывает образцы ассоциаций, модели поведения, создает изображение сигнала и события. Например, ребенок поднимает руки, а родитель отвечает, беря его на руки. Повторение закрепляет это поведение в сознании ребенка, и в конечном счете эмоции, положительные или отрицательные, прочно связываются с ним, главным образом с положительным чувством «справедливости». Ощущение благополучия становится частью самого ребенка.
Дети, привыкшие к душевному комфорту и чувству душевного покоя, которые они приобретают от воспитания по методу «прикрепления», проводят остальную часть своей жизни так, чтобы сохранить это чувство. Они могут вспоминать это правильное чувство после временных перерывов. Эти повзрослевшие люди справляются лучше с препятствиями в жизни, потому что они активны и умеют восстанавливать чувство душевного покоя, которое глубоко проникло в их собственное сознание. Они могут много падать, но всегда встают на ноги. Эта концепция особенно справедлива для ребенка, преодолевающего препятствия, или для того, кто входит в мир, наделенный талантом от природы. Дети, у которых не сформировалось в раннем детстве чувство благосостояния, борются за то, чтобы обрести его. Но они не знают точно, что ищут, потому что это чувство им незнакомо. В этом объяснение, почему некоторые дети, воспитанные по методу «прикрепления» в раннем возрасте, хорошо развиваются, несмотря на семейные проблемы.
Игра в догонялки. «А если у меня нет практики воспитания по методу «прикрепления»?» - можете спросить вы. Не создавайте дополнительных трудностей. Дети способны быстро восстанавливаться, поэтому никогда не поздно создавать внутренний мир ребенка. Этот вид воспитания соединяет составные части чувства собственного достоинства и может восстанавливать.их. Тем не менее чем раньше это соединение начинается, тем успешнее оно протекает и более сильный результат получается (см. «Восстановление контакта»).

2. Улучшить свою собственную уверенность в себе
Воспитание - это терапия. Заботясь о своем ребенке, вы часто излечиваете себя. В нашей практике был случай, когда мать, имеющая трудного ребенка, однажды сказала: «Мой малыш обнаруживает во мне лучшее и худшее». Если в вашем прошлом есть проблемы, которые затрагивают процесс воспитания, обратитесь за помощью к психологу, чтобы противостоять им.

Чувство собственного достоинства ребенка приобретается, а не наследуется. Некоторые особенности воспитания и черты характера (например, смелость и трусость) приобретаются в каждом поколении. Наличие ребенка дает вам шанс стать родителем. Если вы сами имеете небогатый внутренний мир и чувствуете, что в этом частично виновато ваше воспитание (обычно так и бывает), необходимо предпринять шаги, чтобы преодолеть это и нарушить сложившийся образ.
Пробуйте такое упражнение (врачи называют его «передача лучшего, отказ от остального»): сначала перечислите определенные факторы, которым следовали родители, формируя ваш внутренний мир. Потом выделите то, что в процессе воспитания ослабляло ваш характер. Теперь подражайте положительным тенденциям и избегайте повторять отрицательные. Если вам трудно справиться с этим упражнением самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту. И вы, и ваш ребенок извлечете выгоду.
Не будьте слишком строги к своим родителям. Они, вероятно, делали лучшее, что могли в тех обстоятельствах и в то время. Я помню, как однажды бабушка сказала своей дочери: «Я была тебе хорошей матерью. Я точно следовала указаниям, которые мне дал доктор». Повзрослевшая дочь чувствовала, что некоторые из ее существующих проблем, происходят от тех установок, которые она получила, будучи ребенком. Я высказал свое мнение, что мать не виновата, потому что преобладающая практика в каждый период времени следует специальным рекомендациям по воспитанию детей. Однако мать девяностых годов проще становится специалистом по воспитанию собственного ребенка.

«Полируйте свое зеркало». Никто не может сохранять счастливое выражение лица все двадцать четыре часа в сутки, но на любое изменение чутко реагирует ребенок. Он смотрит на вас как в зеркало, где отражаются его собственные чувства. Если волнуетесь, ваше лицо не может излучать радость. В ранний период развития формирование ребенка глубоко связано с личностью матери, на этой основе создается взаимопонимание. Какой образ вы показываете своему малышу? Увидели бы за ложным фасадом обеспокоенного человека? Метью, преисполненный благодарности к матери, записал: «Я люблю находиться с мамой больше всего, когда она счастлива». Дети транслируют ваше несчастье, подразумевая что вы несчастливы с ними. Даже младенцы знают, что их поддерживает хорошее настроение родителей. Становясь старше^ они могут даже прийти к чувству ответственности за счастье своих родителей.
Если вы испытываете депрессию или страх, ищите помощь, чтобы справиться с ними до того, как они повлияют на вашего ребенка.
Замечание Марты: «Вскоре после рождения нашего восьмого ребенка я была перегружена двумя младенцами в пеленках и воспитанием четырех старших детей. Мое напряжение отражалось на моем лице, я была откровенно удрученным человеком. К счастью, я поняла, что такой меня видят дети. Я не хотела, чтобы они росли, считая, что материнская забота не приносит никакого удовольствия или она делает меня несчастной. Я искала помощь, управляла собственными чувствами и «полировала свое зеркало» так, чтобы дети могли видеть себя наилучшим образом в нем».

Дразнить или не дразнить
Довольно часто я называл нашу самую старшую дочь «Наша опора в жизни». Я думал, что, дразня ее, я был симпатичен. Хейден считала иначе. Я воспринимал это как легкий домашний юмор; Хейден относилась к нему как к оскорбительному выпаду. Хейден сильно переживала. И наконец она вынуждена была сказать мне: «Папа, ты повторял это много раз, и каждый раз я говорила, что мне это не нравится. Пожалуйста, остановись». Если вы решили пошутить с окружающими, будьте внимательны к тому, на кого направлена шутка. Подумайте, что шутка может нервировать и расстраивать ребенка. Не делайте предметом шутки то, что ребенку неприятно. Это грубо и пагубно.
В то время как вы не можете постоянно находиться с ребенком и защищать его от всех нападок, вы должны сделать свой дом безопасной зоной. Не позволяйте ровесникам дразнить друг друга. Старшие братья могут быть безжалостны к самому младшему. Действуйте как буфер против взрослых и соседских детей, которые приходят в ваш дом и, дразня словами или тоном голоса, обижают нежные чувства ваших детей. Поставьте вопрос так, чтобы дразнящий сосед не появлялся в вашем доме.

3. Быть откровенным позитивным отражением
Чувство собственного достоинства складывается у большинства детей не только из того, что они думают о себе, но и из того, что думают о них окружающие. Это особенно справедливо для детей дошкольного возраста, которые изучают себя по реакции своих родителей. Какие образы вы доносите своему ребенку, позитивные или негативные? Подаете ли вы ему мысль, что рады быть с ним? Имеют ли для вас значение его взгляды и желания? Нравится ли вам его поведение?

Когда вы даете ребенку позитивное отражение, он понимает, что поступил хорошо. Он также охотно воспримет ваше замечание, если его поведение будет неправильным. Это становится инструментом воспитания. «Все, что мне нужно сделать, - это посмотреть на него определенным образом, и он прекращает вести себя неправильно», - сказала одна мать у меня на приеме. Она обогатила самосознание ребенка положительными чувствами, и мальчик пользовался этим, принимая ее сигналы. Когда мать всем своим видом показывает, что она недовольна, ребенку не нравится чувство, которое при этом возникает. Он быстро изменяет свое поведение, чтобы восстановить добрые чувства.
Вы не можете быть постоянно веселы, потому что вы - живой человек. Ребенок должен знать, что у родителей тоже бывают тяжелые дни. Дети могут разглядеть истину за поддельной жизнерадостностью. Ваша чувствительность по отношению к ребенку увеличивает его чувствительность по отношению к вам. И когда-нибудь он сможет поднять вашу уверенность в себе.

4. Играйте со своим ребенком
Вы много узнаете о ребенке и о себе во время игры. Время игры дает ребенку сообщение: «Ты достоин, чтобы с тобой проводили время. Ты - значительная персона». В процессе игры дети обучаются. Вместо того чтобы тратить игровое время для хозяйственных работ, используйте его только для общения с малышом.

Позвольте ребенку начать игру. Важный обучающий принцип, который должны помнить родители, состоит в том, что действие, начатое ребенком, способно дольше удерживать его внимание. Обучение пройдет легче, если ребенок сам выберет, что делать. Игра, начатая ребенком, увеличивает его чувство собственного достоинства: «Отцу нравится то, что я делаю!» Конечно, вы можете думать: «О, нет, не буду больше играть в кубики» или «Мы читали эту сказку двадцать раз!» Кот в сапогах надоест вам намного раньше, чем ребенку. Если вы хотите внести что-то новое в старую игру, добавьте изменения, пофантазируйте. Прекратите разговоры о книге, например, так: «Что ты будешь делать, если сейчас в нашу дверь войдет Кот в сапогах?» Или найдите новый способ использования старой игрушки: «Давай превратим эту башню из кубиков в гараж для машины».

Воспитывайте ребенка чувствительным и восприимчивым. Во время игры сосредоточьте внимание на ребенке. Если вы с ребенком, а думаете о работе, то ребенок почувствует это, и ни один из вас не извлечет пользы из времени, проведенного вместе. Ребенок потеряет смысл общения с вами. Для него это будет сигнал, что он вам не важен. Вы теряете возможность обучать ребенка и наслаждаться общением с ним. Я помню, какое удовольствие шестимесячный Метью и я получали от «игры в кружок». Я сажал Метью перед собой с несколькими любимыми игрушками (его и моими) и делал круг из своих ног вокруг него. Это пространство сдерживало его, потому что он только начинал сидеть, и обеспечивало поддержку, если бы он стал падать на бок. Метью был под моим полным вниманием. Он чувствовал особенно, я - также. Звуки, которые издавал ребенок, были очень забавны.

Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с маленьким ребенком, а ему станет интересно заниматься с вами, когда он подрастет. По мере роста ребенка вы можете вовлекать его в свои занятия и работу, это будет лучшей наградой для него.

Ответственность в воспитании чувства собственного достоинства ребенка
Никакая книга по воспитанию не стоила бы ничего, если бы в ней не было раздела, посвященного чувству собственного достоинства ребенка. Все же у нас есть опасения, что не все родители правильно истолкуют значение этой концепции и решат, что это еще одна проблема, которую они должны решить наряду с регулярным питанием и теплым зимним пальто. Дети защищаются от всего, что может ущемить их чувство собственного достоинства, даже тогда, когда это становится смешным («О, Билли, ты неправильно поешь. Смени тональность»). Они измеряют чувство собственного достоинства ежедневно, как кто-то измеряет температуру («Сегодня у Джулии низкое чувство собственного достоинства. Старший брат обыграл ее в шашки вчера вечером»).
Чувство собственного достоинства необходимо каждому ребенку. Как садовод выращивает дерево, вы должны взрастить это чувство, для чего необходимо создать вашему ребенку обстановку, которая позволила бы ему стать сильным и стойким. Вы не сможете развить у ребенка чувство собственного достоинства, только восхваляя его. Многое в воспитательном процессе просто и интересно. Держите больше ребенка на руках, отвечайте на его потребности, наслаждайтесь им. Чувство собственного достоинства будет развиваться естественно.

5. Называйте своего ребенка по имени
Что содержится в имени? Это персона, это личность - большая или маленькая. Я до сих пор помню своего дедушку, который показал мне, как использовать и запоминать имена людей.
Этот урок показал свою пользу. Однажды, когда я был начинающим студентом-медиком, меня назначили для выполнения летней практики, несмотря на возможность нанять опытных специалистов. После того как я выполнил задание, я спросил, почему наняли меня, хотя я был менее квалифицирован, чем мои конкуренты. «Потому, что вы помнили и называли всех своих клиентов по именам», - ответили мне. Обращайтесь к своему ребенку по имени, особенно во время зрительного и осязательного контакта, исключая «особые» обращения. Использование имени другого человека открывает двери, ломает барьеры и даже облегчает корректировку воспитания.
Дети изучают связь между своим именем и сообщением, которое вы даете им, а также между именем и поведением, которое вы требуете. Родители часто используют уменьшительное имя или только первое имя в случайных диалогах: «Джимми, мне нравится то, что ты делаешь». Они усиливают сообщение, используя полное имя, чтобы сделать впечатление от него глубже: «Деймс Мичел Сиирз, прекрати!» Один ребенок, о котором мы слышали, считает свое полное имя «безумным именем», потому что он слышит его, когда родители на него сердятся.
Мы заметили, что уверенные в себе дети чаще обращаются к ровесникам и ко взрослым по имени или по званию. Их чувство собственного достоинства позволяет им быть более открытыми при общении с окружающими. Когда я писал этот раздел, моя двухлетняя дочь Лаура подбежала к моему столу, прощебетав: «Привет, папа!» Добавление «папа» впечатлило меня больше, чем безличное «привет!». Ребенку школьного возраста, который способен обратиться к взрослым по имени, проще получить помощь при необходимости.

6. Практика принципа переноса
Способствуйте развитию таланта своего ребенка. Он может преуспеть в чем-то, например, двухлетний* прекрасно устраивает пикники для кукол, а десятилетний любит балет. В течение последних лет мы заметили явление, которое назвали «принцип переноса». Это означает, что наслаждение собственной деятельностью стимулирует развитие внутреннего сознания ребенка и охватывает разные виды деятельности. Один из наших сыновей был спортсменом от природы, но тренеры не заинтересовались этим. Пользуясь принципом переноса, мы поощряли его увлечение спортом и одновременно поддерживали его при работе с тренерами.
Его успеваемость в школе улучшилась, соответственно росла уверенность в себе. Раскройте таланты своего ребенка, и помогите ему развить их. Тогда вы сможете наблюдать расцвет гармоничного человека.

7. Направляйте своего ребенка, чтобы он преуспевал
Помогите своему ребенку развивать таланты и приобретать навыки, что является частью воспитания. Если вы обнаруживаете в своем ребенке отрицательные наклонности, которых у него не должно быть, не поощряйте их развитие. Будьте внимательны, не перегружаете ли вы его сверх меры занятиями. Соблюдайте равновесие между помощью и защитой. Оба процесса необходимы. Если вы не поощряете попыток своего ребенка к самостоятельности, его навыки не будут развиваться, и в.ы потеряете ценного созидателя. Если вы не защищаете своего ребенка от нереалистичных ожиданий, его чувство самореализации окажется под угрозой.

Избегайте сравнительной оценки
Дети измеряют их собственное значение тем, что они чувствуют и как оценивают их другие. Ваш ребенок может сделать бросок только на 400 очков в подающей команде, но он будет себя чувствовать неуютно, если его товарищи по команде могут метнуть на 500. Убедитесь, что ребенок понимает: вы оцениваете его по тому, кто он есть, а не по тому, как у него получается. Делайте это, давая ребенку множество зрительных контактов, касаний и сосредотачивая его внимание. Другими словами, ведите себя независимо от результата игры или испытания.
Не ожидайте, что ребенок превзойдет других на спортивных состязаниях, в музыке или в науке только потому, что вы желаете этого. Он может превзойти только одного себя. Он должен знать, что ваша любовь к нему не зависит от того, как вы оцениваете качество его работы. Это серьезное испытание для родителей, которое необходимо мудро преодолевать.

Стена достижений
В нашей семье Сире существует галерея достижений. Стены дома отображают свидетельства стремлений и достижений наших детей; каждый ребенок чем-то хорош. Раскройте, поощрите и отобразите это в своей семье. Если в вашем доме нет такой стены, ребенок не может продемонстрировать свои успехи. Когда дети становятся старше и смотрят по сторонам, они видят свои достижения прошлых лет. Это дает им подъем, особенно в периоды, когда их чувство собственного достоинства неустойчиво.

8. Научите ребенка дома, как вести себя на улице
В процессе воспитания вы можете решить, что ребенок должен общаться с детьми различного уровня, чтобы сделать самостоятельный выбор для себя. Это может красиво звучать или по крайней мере политически корректно, но только эта простота не работает. Это похоже на выход судна в море без руля или капитана. Вероятность достижения порта назначения таким судном будет ничтожно мала. Дети слишком ценны, чтобы доверять их случаю.
Защитите своего ребенка от чужого вторжения в его внутренний мир. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления» в течение первых трех лет и сохраняя тесную связь в последующие годы, вы даете ему твердую основу понимания своего значения в доме, в семье и в отношениях с окружающими. Ребенок развивается, следуя и взаимодействуя с разумом, опытом и знаниями своих родителей, поэтому его можно выпустить в городские «джунгли» без риска быть «съеденным заживо». Получив крепкую основу, чувствуя защиту и поддержку родных,-ребенок сможет выбрать собственную дорогу и твердо стоять на ней. Даже если он немного поэкспериментирует, как это делают все дети, он вновь выйдет на свой путь.
Приглядывайтесь к друзьям своего ребенка, особенно в возрасте до десяти лет. Моральные ценности ребенка и его жизненная концепция, зависят от людей, имеющих значение для него в жизни: родственников, тренеров, учителей и друзей. Родители должны знать тех, кто влияет на характер ребенка, и способствовать общению с теми, кто действует на него позитивно. Следите за отношениями вашего ребенка с друзьями. Сначала дайте ему выбрать себе друзей, а затем наблюдайте за их отношениями. Проверяйте его чувства. Настроен ли он миролюбиво или раздражен? Совместим ли он с новым другом? Соединение пассивной и сильной личности хорошо, если сильный друг тянет вашего ребенка за собой вверх, а не вниз. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», чаще других оценивают своих партнеров на совместимость. Родителям следует быть внимательными к выбору ребенка и постоянно контролировать круг его общения.
Корни детского самосознания берут начало в доме, в семье и в окружении воспитывающих его людей. После шести лет влияние сверстников сильно возрастает. Чем глубже заложены дома корни детской самооценки, тем лучше дети готовы взаимодействовать со сверстниками. Они знают, как вести себя с ровесниками, с которыми им нравится играть, и с теми, которые создают им проблемы. Когда дети, воспитанные по методу «прикрепления», растут, они лучше подготовлены к взаимодействию с окружающими (домашние, соседи, дедушки и бабушки, дошкольники), используя различные правила. Для здорового социального развития ребенку сначала необходимо научиться быть в ладу с самим собой, а затем уже с окружающими.
Придерживайтесь домашних устоев. В нормальных условиях ребенок развивается от известного к неизвестному. Он ставит новые эксперименты в основном тем же путем, как учится быть самостоятельным. Для ребенка совершенно нормально периодически возвращаться в удобную обстановку дома или семьи, а затем снова бросаться в «джунгли» неизвестного. Для любого ребенка очень важно иметь сильную базу, основу, которая формируется системой воспитания по методу «прикрепления». Родители часто интересуются, какая степень привязанности к ним считается нормальной. Рассмотрите проблему через год. Если вы видите, что ребенок не становится социально активнее, это может быть тревожный сигнал. Но если вы видите поступательное движение, то это значит, что ваш ребенок просто социально развивается. Исходя из особенностей его характера, он формирует небольшой круг значительных и глубоких взаимоотношений, вместо того чтобы создавать бесчисленное количество поверхностных знакомств.

Принимайте дома друзей ребенка
Пригласите друзей вашего ребенка в дом. Возможно, это нарушит чистоту, но не беспокойтесь. Сбор друзей поможет вам увидеть ребенка в новом аспекте: определить степень адаптации в социальном плане, выявить поведение, которое требует улучшения или коррекции. У вас будет возможность незамедлительного воспитательного вмешательства для того, чтобы дать персональный урок своему ребенку или провести беседу, если весь коллектив нуждается в коррекции.

9. Контролируйте влияние школы на своего ребенка
Некоторые школы могут быть опасны для эмоционального здоровья ребенка. Выбор школы (если таковой имеется) должен тщательно рассматриваться. Ребенок встречается с ровесниками, имеющими разный уровень воспитания и уровень «прикрепления», поэтому его ожидания могут не оправдаться в школе. Если ребенок надежно связан с родителями и имеет сильный внутренний стержень, то новые формы общения, с которыми он столкнется в социальной группе, не повлияют на него кардинально.
В возрасте около шести лет, когда ребенок начинает активно усваивать элементарные знания общения, окружающие взрослые начинают влиять на его жизнь. Их мнения бывает достаточно, чтобы повлиять на формирование и оценку модели поведения. Социальная среда ребенка предлагает широкую возможность выбора значительной личности. Теперь родители должны быть бдительны, чтобы понять, чье поведение моделирует ребенок. Это сильно снижает значение родителей, как воспитателей. Здесь возможны две крайности. С одной стороны, существуют родители, которые допускают, чтобы их ребенок опробовал различные системы поведения по мере роста, поэтому он более открыт. С другой стороны, существуют родители, которые хотят защитить своего ребенка от всякого влияния и идеалов, отличных от своих собственных убеждений, при этом ребенок растет в замкнутой атмосфере.
Обычно правильный выбор находится между этими двумя крайностями. Родители, которые слишком опекают, могут в конечном итоге воспитать очень уязвимого ребенка, не умеющего самостоятельно думать и подверженного влиянию чужих соблазнов и суждений. Где-то посередине находятся родители, которые закладывают в своем ребенке твердую систему критериев и укрепляют ее, поскольку она может столкнуться с другой системой. Ребенок, который с детства имеет собственную устойчивую систему критериев, способен лучше оценить чужую, полученную от ровесников и учителей. Суть вопроса состоит в том, что у ребенка формируется система взглядов, которая позволяет ему действовать. Он не лист, плывущий вниз по реке, по пути наименьшего сопротивления, и в конечном счете попадающий в большое море неопределенности. Многие люди спотыкаются иногда в течение всей оставшейся жизни, не имея основ, которые должны быть сформированы в младенчестве и раннем детстве.

Родители, не входите в самодовольное заблуждение, применяя термин «скрытые» к детям среднего возраста. Это не время, чтобы бездействовать и стать небрежным в вопросах воспитания. Это возраст, когда у ребенка формируется совесть и он изучает ваши жизненные ценности. Формирование их собственных стандартов происходит постепенно, через взаимодействие с ровесниками, другими семьями и учителями, а также через отношения с соседями и дружбу. Они обнаруживают большой мир с разнообразием стилей поведения. Запоздалая попытка привить ваши критерии подростку, основная задача которого на этой стадии состоит в том, чтобы выработать собственные ценности, может оказаться неудачной. Лучший способ привить свои критерии подростку - это «разговор по душам» о жизненной позиции.

Утрата ярлыков
«Я - астматик», - гордо сказал мне семилетний Грэг, когда я спросил его, зачем он пришел ко мне. Действительно, Грэг страдал астмой, но эту проблему оказалось легче преодолеть, чем эмоциональное воздействие этого ярлыка. Несколько доз расширителя бронхов, и его одышка проходила, а ярлык оставался. Я сказал в частной беседе матери Грэга, что у ребенка есть две проблемы: проблема непосредственно болезни и проблема реакции семьи на болезнь.
Каждый ребенок ищет в себе что-то особенное и использует его как торговую марку, привлекающую большое внимание. Слово «астматик» стало ярлыком Грэга, и он часто использовал его. Целый день все вращалось вокруг его болезни, семья сосредоточилась именно на этой стороне личности Грэга, а не на нем самом. Вместо сострадания, братья и сестры стали уставать от планирования своей жизни в связи с астмой Грэга. Они не могли путешествовать, потому что это утомляло брата. Эта болезнь стала болезнью семьи, и все, кроме Грэга, вынуждены были играть роли, которые им не нравились.
Снять ярлык с Грэга было несложно. С астмой Грэга я бы мог справиться. И вместе с семьей мы сделали, чтобы слово «астматик» стало не главным в характеристике Грэга.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Научиться быть смелым (хоть бы для того, чтобы позвать на свидание человека, который вам нравится) означает нечто большее, чем просто перестать бояться. Вы должны научиться действовать, несмотря на собственные страхи.

Шаги

Часть 1

Развитие смелости

    Обуздайте свой страх. Чтобы стать смелым, необходимо преодолеть свои страхи. Страх является ответной реакцией на те ситуации, в которых ваш мозг принимает решение дать ли бой или сбежать. При этом мозг начинает выделять в нервную систему гормон кортизол, вызывающий стресс, что приводит тело в сильнейшее напряжение. Боязливость – это выученное поведение, базирующееся на химических процессах тела и подкрепляемое окружающим миром, который учит человека бояться. Умение же преодолевать свои страхи и оставлять их позади сводится к подобающей тренировке мышления.

  1. Избавьтесь от нерешительности. Чем дольше мозг будет пытаться оправдывать вашу трусость, тем больше времени вы потратите на панику по поводу гипотетических негативных результатов развития ситуации. Если вам необходимо поймать паука, выпрыгнуть из самолета, позвать кого-нибудь на свидание, делайте это без колебаний, при условии, что вы действительно собрались это сделать.

    • Когда вам удастся преодолеть страх, закрепите свой успех поощрением. Это может выражаться как в материальном поощрении (например, в бутылке хорошего вина), так и в нематериальном (например, в виде взятой паузы от социального общения и просмотре сразу нескольких выпусков любимой телепередачи).
  2. Проявляйте смелость, когда зовете кого-нибудь на свидание. Когда вы приглашаете кого-то на свидание, лучше всего говорить прямо, даже если вам немного страшно проявлять подобную открытость. Отрепетируйте свои слова заранее. Если получится, поговорите с объектом симпатии наедине. Подумайте о том, как было бы хорошо получить согласие. Разве только из-за этого не стоит рискнуть?

    • Запомните, если вам ответят отказом, это отнюдь не окажет негативного влияния ни на вас, ни на восприятие вас другими людьми. Отнеситесь к отказу уважительно и гордитесь собой за проявленную смелость!
  3. Демонстрируйте смелость при разговоре с начальством. Порой страшно разговаривать с начальством, особенно при наличии проблем в работе, а также очень неудобно заводить разговоры о финансах. Однако, если вы постараетесь оформить разговор в виде обсуждения, а не в форме противостояния, то можете обернуть дело так, как вам нужно.

    • Попросите о личном разговоре и заранее спланируйте то, о чем собираетесь сказать. В такой ситуации вполне нормально нервничать, поэтому не боритесь с этим. Просто постарайтесь нормально дышать и говорите с убеждением.
    • Если разговор вызовет гнев начальства, отступите и еще раз проанализируйте ситуацию. Если вы считаете свою позицию верной, подумайте о привлечении к решению вопроса отдела кадров вашей компании.
    • Иногда лучшей альтернативой может стать смена места работы. Некоторые люди крайне упрямы, и ваше решение не вступать в бой в каждой надвигающейся битве отнюдь не говорит о том, что вам не хватает смелости.
  4. Демонстрируйте смелость в противостоянии травле. Если вы имеете дело с травлей, вам необходимо излучать смелость и уверенность. Так вы обманете себя (и других), притворившись, что ничего не боитесь. Людям, которые издеваются над другими, нравится, когда их боятся, так что не доставляйте им этого удовольствия. Действуйте уверенно (даже если вы не особенно уверены в себе).

    • Если над вами продолжают издеваться после того, как вы дали им отпор, обратитесь за помощью к учителям или родителям. Понимание того, когда пора обратиться за сторонней помощью, само по себе является проявлением смелости. Это демонстрирует вашу честность с самим собой относительно реальной оценки ситуации.

Часть 3

Преодоление собственных страхов
  1. Выявите свои страхи. Чего именно вы боитесь? Прежде чем начать преодолевать страх и совершать смелые поступки, требуется понять, что же вас пугает? Люди могут бояться многих вещей, например, того, что указано ниже:

    • высоты;
    • змей и/или пауков;
    • толпы;
    • выступлений перед публикой;
    • воды;
    • грозы;
    • замкнутого пространства.
  2. Признайте наличие страхов. После выявления страхов не стоит пытаться запрятать их куда-нибудь поглубже, не нужно их избегать. Неразумно убеждать себя в том, что вы не боитесь, так у вас не получится скорейшим образом преодолеть страх. Вместо этого постарайтесь признать, что у вас есть страхи, чтобы потом вы смогли преодолеть их продуктивным путем.

    • Например, можно признать свои страхи, записав их на листочке или произнеся признание вслух.
    • Также можно оценить силу каждого конкретного страха по шкале от 0 до 100 (от полного отсутствия страха до очень сильного его проявления).
  3. Попробуйте постепенно десенсибилизировать себя. Данный прием позволяет медленно но со все большей уверенностью приблизиться к тому, чего вы боитесь.

    • Например, если вы боитесь выходить из дома, можно просто начать обуваться, как если бы вы собирались на улицу, но пока никуда не идти.
    • Затем можно начать открывать дверь и делать пару шагов от порога, потом четыре шага, восемь и снова возвращаться домой.
  4. Предпримите попытку вступить в прямое противостояние со страхом. Данный метод также называется методом "погружения". Вынудите себя попасть в ту ситуацию, которой вы боитесь, и позвольте себе всецело прочувствовать страх. Ощутите, как он пульсирует внутри, наблюдайте за ним, но не позволяйте ему одолеть вас. Вам будет полезно начать думать о себе в третьем лице, например, так: "Похоже, что он сейчас очень напуган".

    • Прибегнув к данному методу в той ситуации, когда вы боитесь покидать дом, вам придется выйти на улицу и отойти от дома на целый квартал в первую же попытку. Затем будет необходимо проанализировать произошедшее, чтобы понять, что находиться вне четырех стен не так уж и плохо.
    • Далее потребуется повторять процедуру до тех пор, пока вы совершенно не перестанете бояться улицы.
    • Идея состоит в том, чтобы продемонстрировать самому себе, что не стоит бояться собственных действий. Этот метод особенно эффективен в борьбе с иррациональными страхами.
    • Вступая в противостояние с хулиганами, соблюдайте осторожность. Для всех конфликтных ситуаций нет универсального решения, поэтому порой лучше не вмешиваться.

Неопределенность в выборе одежды, стеснительность, неуверенность в себе – это факторы, которыми руководит нерешительность. Данное качество мешает жить свободной жизнью. Часто от нашего решения зависит успешность, выбор чего-либо и пр.

Многие не знают, как развить решительность и освободить себя от этого нехорошего качества. Постараемся максимально емко раскрыть все нюансы, касающиеся ответа на данный вопрос.

Что это такое?

Решительность – это естественное состояние. Оно необходимо каждую секунду для выхода из положения в разных ситуаций, а также для принятия решений. Страх и неуверенность часто блокируют это качество. Человек теряется, волнуется, не может собрать свои мысли в кучу. После чего появляется паника и нарушение нервной системы.

Решительный человек всегда уверен в себе, умет проявлять настойчивость, способность принятия решений. У таких людей отсутствует страх. Обладать решительностью может каждый. Необходимо научиться доверять своей интуиции, быть самостоятельным и ответственным.

Человек самостоятельно руководит своим характером чувствами и наличием определенных качеств. Ему самому решать быть решительным или постоянно трусить перед любой ситуацией.

Людям, у которых данное качество отсутствует очень тяжело жить, работать, развлекаться, принимать решения. Зачастую эти существа несчастны, не продвигаются по карьере, невезучие.

Особенности решительности в том, что она связана с многими качествами. Среди таких можно отметить:

  • Удача;
  • Управление рассудком;
  • Сила воли;
  • Уверенность.

Невозможно быть нерешительным и смелым одновременно. Приведенные пункты проявляются только в сильном человеке, который умеет руководить и контролировать все качества. Зачастую такие люди не из трусливых, умеют управлять рассудком, идти вперед, достигая своей цели.

Смелость и решительность

Как понятно из выше написанного смелость и решительность взаимосвязаны между собой. Эти чувства сильны только тогда, когда нет страха. Ведь он может создавать иллюзию того, что такие качества в нас отсутствуют. Необходимо разрабатывать смелость, тогда Вы научитесь быстро принимать решения.

Например, придя в магазин за очередной покупкой и примерив несколько разных одеяний, нужно сразу принять решение в пользу одной из них. Не нужно полчаса раздумывать над тем, которой вещи отдать предпочтение.

Тоже самое касается и рабочего места. Когда начальник заметит Вашу уверенность в себе и смелость он с удовольствием наградит Вас новой должностью.

Настойчивость и решительность

Сила воли напрочь связана с умением решительно принимать жизненные толчки. Чтобы улучшить свое положение, следует развивать настойчивость. Для этого нужно учесть ряд советов.

Если Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос с хорошими качествами и сильным характером, необходимо с раннего детства давать малышу возможность проявлять инициативу. В дальнейшем он будет настойчиво решать проблемы, без груза за плечами.

Научитесь самостоятельно находить выход из положения. Принимая определенные методы для достижения цели, решительность и настойчивость образуются автоматично. В результате характер укрепится, а данные качества значительно упростят жизнь.

Очень важно получать успех в принятых решениях. Поэтому сначала следует ставить перед собой не сложные задания.

Основные мероприятия для развития решительности

Человек, не осуществляющий качественного выхода из положения, не обладает решительностью. В результате появляется неуверенность, медленность, плохая работоспособность, постоянные колебания, отсутствие смелости. В таких случаях потребуется быстрая помощь. Необходимо воспитывать это важное состояние души и тела.

Полезные советы, посмотрите:

Несколько этапов, которые помогут развить решительность:

  • Практика самостоятельного выхода и положения;
  • Смелость в принятии решений;
  • Преодоление лени;
  • Работа над собой;
  • Постановка и достижение цели.

Не стоит проявлять свою неуверенность на рабочем месте. Следует браться за любое выполнение обязанностей. В результате выработается стойкость к трудностям и нагрузкам. Соответственно выработка смелости гарантирована.

Лень – основное препятствие в достижении цели. Ее нужно побороть в первую очередь. Собственная мотивация и слова «я могу», «я это сделаю» помогут справиться с ленью.

Работа над собой и своими качествами поможет найти выход из любой ситуации. Нельзя опускать руки. Если, все же неудача постигла не стоит отчаиваться. Проанализировав ситуацию и выявив причину, в следующий раз будете умнее.

Доверяйте себе

Старайтесь не прислушиваться к мнению окружающих. В первую очередь нужно научиться доверять себе. Внутренний посыл часто направляет разум на правильные решения. Решительность ассоциируется с уверенностью в себе, выработке силы воли и умение достигать цели.

Работа над собой труд не из легких, но выполнив ее качественно, Вы обретете устойчивость и сильный характер. Для начала необходимо прислушиваться к своему сердцу. Так мы ограждаем себя от негативного воздействия со стороны окружающих.

Часто нерешительность формируется из-за излишней опеки родных, когда человек думает, что он слаб и не сможет найти выход из положения самостоятельно. Необходимо менять стереотипы, надеяться только на себя.

Не бойтесь меняться. Это поможет развить лучшие черты характера, чем были до этого.

Преодолевайте свой страх

Как развить решительность, если преследование страха мешает сосредоточиться? Не допускайте к себе это коварное чувство. Для удобства можно записать на бумаге, сколько ценного вы потеряли из-за страха, чтобы в дальнейшем не допустить такого.

Нерешительный человек несет не маленькую тяжесть на своих плечах. Если Вы не хотите пополнить ряды таких людей, работайте над собой. Избавьтесь от страха, неуверенности, стеснительности. Будьте смелым, активным, трудолюбивым, раскованным и общительным человеком.

Смелость - это качество, которое во все времена считалось большим достоинством того, кто им обладал. «Смелость города берет», «Кто смел, тот и съел» - такое отношение общества заставляет многих задуматься о том, как стать смелым и с чего начать работу над собой.

Не существует никакого врожденного дара смелости, никакого волшебного эликсира, подобного тому, который пришлось выпить трусливому льву из сказки про волшебника из страны Оз.

Страхи врожденные и приобретенные

На самом деле истина проста – смельчаком называют того, кто преодолел свой страх. Изначально в подсознание человека заложены только два вида страха: страх шума и страх падения.

Они существуют у только что появившегося на свет новорожденного, как средство для самосохранения, как система предупреждения. Все остальные страхи общество, семья, ближайшее окружение любезно передают человеку, начиная с самого раннего детства.

Мама кричит малышу: «Не ходи туда, там страшная собака!». Учитель внушает: «Не делайте так, как никто не делал до вас – ничего в жизни таким образом не достигнете!». Папа учит подрастающего сына: «Не связывайся с такими девочками, от них только одни неприятности». Родственники твердят девочке: «Куда тебе в актрисы, ты же толстая и некрасивая, иди в экономический поступать». Программа новостей пестрит катастрофами и последствиями стихийных бедствий.

Так в подсознании прочно поселяется боязнь собак, страх сделать самостоятельные шаги, робость перед женщинами, боязнь публичных выступлений, страх летать на самолете, и еще много-много подобных страхов, перечислять которые придется достаточно долго. Помимо социума сам человек тоже делает немало для того, чтобы внушить себе ограничивающие убеждения.

Люди боятся будущего, боятся старости, боятся сойти с ума, лишиться денег. Страх лишает человека шансов на решающие шаги, на перемены в его жизни, вызывает неудачи. А ведь, если внимательно проанализировать одолевающие человека страхи, понимаешь, что именно собственные мысли мешают людям развить уверенность в себе, быть храбрым.

Простой рецепт – делайте то, чего страшитесь

Как набраться смелости? Поэт и философ Р. Эмерсон дает простой совет: « Делайте то, чего вы боитесь делать, и страху ничего не остается делать, как погибнуть».

Одну известную теперь певицу пригласили на прослушивание. Обладая изумительным по красоте и силе голосом, она не смогла пройти первые три этапа, потому что говорила себе, что ее непременно охватит страх.

Действительно, ее первые выступления заканчивались тем, что она внезапно со слезами на глазах прекращала пение из-за спазма, охватившего горло. Стать увереннее ей помогло самовнушение, слова которого она повторяла на протяжении нескольких дней, о том, что она не боится ни сцены, ни зрителей. Ее финальное выступление произвело фурор и открыло певице дорогу к дальнейшим победам.

Как преодолеть страх неудачи

Приходилось ли вам сталкиваться с таким явлением, как полная амнезия на экзаменах? Знания, так старательно усвоенные, во время испытаний просто вылетают из головы. Причина этого – страх потерпеть провал, эмоции волнения, боязнь оказаться несостоятельным в нужный момент.

Как стать смелее и решительнее перед важным испытанием, неважно, экзамен ли это или собеседование перед приемом на работу? Помните, что у вас есть могучий помощник в деле воспитания смелости, который всегда находится рядом - это наше подсознание.

Этот помощник очень чуток и всегда стремится к взаимопониманию. Просто нужно расслабиться, успокоиться и быть увереннее в себе. Представьте, как вы будете испытывать чувство удовлетворения, как будто все уже закончилось, и вы проявили себя с самой лучшей стороны.

Подсознание обязательно поможет вам приобрести уверенность в своих силах и смело выдержать предстоящее испытание.

Как преодолеть страх полета, высоты, замкнутого пространства

Многие люди боятся летать на самолете, подниматься на высокие здания, оставаться в закрытом лифте. Как набраться смелости в таких ситуациях? Все эти страхи в большинстве своем уходят корнями в далекое детство, а эпизоды, породившие страх, не всегда удается вспомнить. Развить в себе уверенность и смелость для преодоления страха можно одним эффективным способом.

Создайте для себя несколько минут покоя и расслабьтесь. Представьте себе:

  • что плаваете, если боитесь воды,
  • что взбираетесь на гору, если боитесь высоты,
  • что входите в лифт, если боитесь замкнутого пространства.
Создайте эту картину во всех подробностях, движения своего тела в воде, своих ног, поднимающихся по каменной осыпи по горному склону, своей руки, нажимающей кнопку лифта. Подобные представления дадут стимул повторить все это наяву, реализовать воображаемый образ смелого поступка.

Развиваем чувство уверенности

Уверенность - вот качество, не хватающее тому, кто не знает, как стать смелым. Обладая им, можно не только быть храбрым, поверить в свои силы, но и убедиться в собственных безграничных возможностях. Несколько советов помогут развить в себе это качество:
  • Вы станете таким, каким вы представляете себя в собственных мыслях . Если робкие мысли непременно сделают робким их обладателя, то уверенные мысли сделают его увереннее, сильные мысли позволят стать решительней, а целенаправленные – целеустремленнее.
  • Верьте в себя , верьте себе, вы можете все, что захотите, в том числе и проявлять смелость именно тогда, когда вам это будет нужно.
  • Любите себя таким, каким вы являетесь на данный момент, и не старайтесь стать другим. Здесь проявляется парадоксальный эффект: как только вы последуете данному совету, у вас появится масса возможностей измениться и развить в себе желаемые черты характера, в том числе и уверенность.
  • Преодолевайте в себе неуверенность и страх постоянными, пусть и небольшими усилиями. Подобно тому, как А.П.Чехов «по капле выдавливал из себя раба», выдавливайте из себя трусость, практикуясь в повседневном преодолении. Постепенно вы заметите, что быть храбрым не так уж и трудно.
  • Всегда помните о том, что «казаться» – это не значит «быть», большинство опасностей существует лишь в мыслях, производимых сознанием безо всякого на то основания.

Расширение привычной зоны комфорта

Невозможно стремиться к обновлениям, оставаясь на одном месте. Именно поэтому полезно покидать «насиженное гнездышко», такое уютное и безопасное, и пробовать новые развлечения, поездки в незнакомые места, новые занятия.

В старших классах школы, будучи довольно закомплексованным подростком, этаким «гадким утенком», как мне тогда казалось, я увидела объявление, что трикотажному ателье требуется несколько моделей для демонстрации их продукции. Мой рост и вес позволяли претендовать на участие в конкурсе, а вот уверенности не хватало.

Не взяв с собой ни одной подружки (чтоб не стыдно было в случае отказа), я отправилась по адресу, указанному в объявлении. Как тряслись коленки, я помню до сих пор, но, тем не менее, оказалось, что дылды с торчащими ключицами – самый подходящий типаж для дефиле.

К сожалению, выпускные экзамены напрочь перечеркнули карьеру модели, но удовлетворение от того, что я смогла пересилить страх отказа, повлияло на мою жизнь положительным образом.

Помните о том, что отрицательный опыт – тоже опыт, не бойтесь пробовать, и смелость станет вашим вторым «Я».