Оратория кратко. Значение слова «оратория. Классическое значение слова оратория

Оратория

(итал. oratorio, от позднелат. Oratorium- молельня, от лат. оrо - говорю, молю; франц., англ. oratorio, нем. Oratorium) - крупное муз. произведение для хора, певцов-солистов и симф. оркестра, написанное, как правило, на драматич. сюжет и предназначенное для конц. исполнения. О. занимает промежуточное положение между оперой и кантатой, почти одноврем. с к-рыми, на рубеже 16-17 вв., она зародилась. Подобно опере, О. включает сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры; как и в опере, действие в О. развивается на основе драматич. сюжета. Специфич. черта О. - преобладание повествования над драматич. действием, т. е. не столько показ событий, как в опере, сколько рассказ о них. Имея много общих черт с кантатой, О. отличается от последней более крупным размером, большим масштабом развития и более отчётливо намеченным сюжетом. Для О. характерны также драматизм и раскрытие темы в героико-эпич. плане.
Первоначально О. писались гл. обр. на библейские и евангельские тексты и нередко предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни соответств. церк. праздников. Создавались спец. "рождественские", "пасхальные" и "страстные" О., т. н. "страсти" (Passionen). В процессе историч. развития О. приобретала всё более светский характер и полностью перешла на конц. эстраду.
Непосредств. предшественниками О. считаются ср.-век. литургич. представления, целью к-рых было разъяснять прихожанам малопонятный для них лат. текст богослужений. Литургич. представления сопровождались пением и всецело подчинялись церк. ритуалу. К кон. 15 в. в связи с общим упадком католич. церкви литургич. драмы начинают вырождаться. Новый подъём в духовной музыке связан с эпохой Реформации; католич. духовенство было вынуждено искать др. средства для утверждения своего пошатнувшегося влияния. Ок. 1551 церк. деятель Ф. Нери основал при рим. монастыре Сан-Джироламо "молитвенные собрания" (Соngregazione dell"Oratorio) с целью пропаганды католич. вероучения вне храма. Посетители собирались в особых помещениях при церкви, т. н. ораториях, т. е. молитвенных залах для чтения и толкования Библии, Священного писания и т. д. На "собраниях" разыгрывались духовные сцены, к-рые делились проповедью на два отделения. Повествование в виде псалмодии вёл рассказчик (евангелист), а во время "священного действия" (azione sacra) хор исполнял лауды - духовные песнопения типа мадригалов, к-рые первоначально писал Дж. Анимучча, впоследствии Палестрина. Позднее на таких собраниях стали исполняться особые аллегорич. драмы, мистерии нравоучит. содержания, в к-рых олицетворялись отвлечённые понятия (наслаждение, мир, время и т. д.). Подобные представления получили назв. rappresentazione, а также storia, misterio, dramma di musiche и т. д. Постепенно название места, где происходили эти представления, перешло на сами представления, и О. стали противопоставляться мессе. Термин "О." как обозначение крупной муз.-драматич. формы впервые встречается в муз. лит-ре в 1640.
Первая О. "Представление о душе и теле" ("Rappresentazione di anima e di corpo") Э. дель Кавальери, появившаяся в 1600, по существу была морально-аллегорич. драмой, ещё тесно связанной со сценич. эффектами (костюмы, декорации, актёрская игра, танцы). Гл. героями её были аллегории: il mondo - свет, la vita humana - человеческая жизнь, il corpo - тело, il piacere - удовольствие, intelletto - разум. Музыка состояла из хор. мадригалов и речитативов в стиле rappresentativo - "изобразительном", разработанном кружком (camerata) композиторов и поэтов во главе с Дж. Барди при дворе Медичи во Флоренции. Мелодия опиралась на basso continuo (см. Генерал-бас), оркестр состоял из небольшого количества инструментов (чембало, 3 флейты, 4 цинка, басовая виола и др.).
В 17 в. в Италии параллельно развиваются два типа О.-"вульгарная" (oratorio volgare), или (позднее) итальянская, основанная на свободно выбранном итал. поэтич. тексте, и латинская (oratorio latino), основанная на библейском лат. тексте. "Вульгарная", или "простонародная", О. более демократична, общедоступна, ведёт своё начало от драматизированных лауд. Уже к 16 в. сложились повествовательные, лирич., диалогизированные лауды. Важной вехой на пути драматизации лауд, связанной с формой их изложения, явилось собрание диалогов Дж. Ф. Анерио "Гармонический духовный театр" (1619). Собственно повествование Анерио отделяет от диалога и поручает хору вести его от лица Рассказчика (testo) или Музы. В самом диалоге голоса распределяются по количеству персонажей, каждый из к-рых имеет сольную партию в сопровождении органа. Созданная Анерио форма диалога постепенно развивалась и обогащалась в отношении сюжетной основы; к сер. 17 в. она превратилась в "историю", где партия Рассказчика приобретает речитативный характер. Такова О. "Иоанн Креститель" А. Страделлы.
В лат. О. соединяются черты литургич. драмы с многоголосием мотетов и мадригалов. Наивысшего расцвета она достигает в творчестве Дж. Кариссими, первого классика ораториальной музыки. Кариссими создал 15 ораторий на библ. сюжеты, из к-рых наиболее известны "Иевфай", "Суд Соломона", "Валтасар", "Иона". Полностью отказавшись от сценич. действия, Кариссими заменяет его введением партии Историка, к-рая исполняется разл. солистами порознь или вместе, в форме канонич. дуэта. Большое значение Кариссими придаёт хорам, к-рые активно участвуют в действии и заканчивают О. апофеозом.
В дальнейшем ученик Кариссими А. Скарлатти, глава неаполитанской оперной школы, применив форму арии da capo и речитатив secco, сблизил О. с оперой. К нач. 18 в. итал. О. приходит в упадок и почти полностью вытесняется оперой, однако мн. композиторы продолжают писать сочинения этого жанра (А. Лотти, А. Кальдара, Л. Лео, Н. Йоммелли). Хотя родиной О. была Италия, подлинного расцвета этот жанр достиг на почве иных нац. культур.
В 18 в., в эпоху Просвещения, зависимость ораториальных форм от церк. ритуала, сохранявшаяся ещё в О. нек-рых композиторов, всё более преодолевается и О. становится целостной по муз. концепции вок.-инстр. конц. драмой.
Классич. тип О. создал Г. Ф. Гендель в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Ему принадлежат 32 оратории, из к-рых наиболее значительны "Саул" (1739), "Израиль в Египте" (1739), "Мессия" (1740), "Самсон" (1741) и "Иуда Маккавей" (1747) на библ. сюжеты. Гендель писал О. также на евангельские (пассионы), мифологические ("Геракл", 1745) и светские сюжеты ("Весёлость, задумчивость и умеренность", по поэме Дж. Мильтона, 1740). Оратории Генделя - монументальные героико-эпич. произв., яркие драматич. фрески, не связанные с церк. культом и сближающиеся с оперой. Их гл. действующее лицо - народ. Это обусловило огромную роль хоров - не только как формы передачи мыслей и чувств народа, но и как активно действующей силы, направляющей муз.-драм. развитие. Гендель использует в О. все типы арий, вводит арию с хором; он отказывается от партии Рассказчика, частично передавая его функции хору. Речитатив занимает в генделевских О. незначит. место.
В Германии ораториальная музыка под влиянием нек-рых итал. форм развивается из т. н. "страстей господних", предназначенных для исполнения в храме. К 16 в. сложились два типа "страстей" - хоральные (choral passion), основанные на традициях григорианского пения и псалмодии, и мотетные (motett passion), в к-рых все партии исполнялись хором. Постепенно черты хоральных и мотетных "страстей" смешиваются, и возникают "страсти" в форме О. Таковы "Духовные истории" Г. Шюца, основоположника О. в Германии,- пассионы по 4 Евангелиям и О. "Семь слов Христа на кресте", "История воскресения", "Рождественская история". От чисто драматич. концепции пассионов Шюц постепенно приходит к муз.-психологич. концепции "Рождественской истории". В пассионах представлены только псалмодич. речитация и хоры a cappella, в "Рождественской истории" повествование евангелиста прерывается "интермедиями", в к-рых даётся широкое выражение драматич. чувств устами разл. персонажей (ангел, волхвы, первосвященники, Ирод). Их партии обладают чертами индивидуализации, сопровождаются разл. составами инструментов. В нач. 18 в. гамбургские оперные комп. Р. Кайзер, И. Маттезон, Г. Телеман писали пассионы на свободные поэтич. нем. тексты Б. Г. Броккеса.
Непревзойдённых высот пассионы достигают в творчестве И. С. Баха. Из них сохранились "Страсти по Иоанну" (1722-23) и "Страсти по Матфею" (1728-29). "Страсти по Луке" приписывались Баху ошибочно, что доказано мн. исследователями. Поскольку гл. сфера баховского иск-ва - лирико-философская, тему пассионов он трактует как этич. тему самопожертвования. Пассионы Баха - это трагич. истории страдающего человека, в к-рых объединяются разл. психологич. планы - повествование евангелиста, рассказ о событиях от лица участников драмы, реакция на них народа, лирич. отступления автора. Такая многоплановость, полифоничность мышления, как в широком смысле (совмещение разл. "планов" повествования), так и в узком (использование полифонич. форм), - характерная черта творч. метода композитора. "Рождественская оратория" Баха (1734) по существу является не О., а циклом из шести духовных кантат.
В дальнейшем в связи с ростом влияния оперы в Германии мн. нем. композиторы отдают предпочтение итал. стилю ("Смерть Иисуса" Грауна, произв. А. Хассе, И. К. Баха и др.).
Особое место в истории жанра занимают О. композиторов венской классич. школы. Ведущая роль симфонии и симфонизма как творч. метода венских классиков определила своеобразие использования ими ораториальных жанров. Оратория В. А. Моцарта "Кающийся Давид" (переделанная из "Большой мессы" c-moll, 1785) интересна как пример динамизации и симфонизации ораториальной формы.
Й. Гайдн наряду с Генделем явился создателем светской лирико-созерцательной О. Нар.-бытовая тематика, поэзия природы, мораль труда и добродетели, образы простых людей, их слияние с природой претворены в ораториях Гайдна "Сотворение мира" (1797), "Времена года" (1800); последняя написана после поездок Гайдна в Англию, где он ознакомился с ораториями Генделя.
Единств. оратория Л. Бетховена "Христос на Масличной горе" (1803) представляет собой образец конц. трактовки жанра.
Достигнув наивысшего расцвета в 17-18 вв., в 19 в., в эпоху романтизма, О. утрачивает монументальность и героич. содержание, становится лирической. Ф. Мендельсон- Бартольди в О. "Павел" (1836) и "Илия" (1846) следует баховско-генделевским традициям, однако трактует древние легенды в лирич. плане, что создаёт несоответствие между монументальностью замысла и камерностью образов. В основе светской О. (secular oratorio) "Рай и Пери" (1843) Шумана по романтич. поэме Т. Мура лежит не драматич. конфликт, а контрастная смена настроений. О. "Легенда о святой Елизавете" (1862) и в особенности "Христос" (1866) Листа написаны в традициях романтич. программно-симф. музыки. Франц. композиторы реже обращались к О., всегда отдавая предпочтение опере. Жанр О. во Франции первым применил в 17 в. ученик Кариссими М. А. Шарпантье. О. писал также Ж. Б. Люлли ("Давид и Ионафан", "Блудный сын"). Видное место занимает оратория Г. Берлиоза "Детство Христа" (1854); его драматич. легенда "Осуждение Фауста" (1846) также родственна О. Мн. оперы франц. композиторов приближаются к О. ("Самсон и Далила" Сен-Санса, 1868, была сочинена как библейская опера, но часто шла в конц. исполнении), и наоборот, их О. присущи черты оперной театральности ("Руфь", 1845, "Ревекка", 1881, Франка; "Смерть и жизнь", 1884, Гуно; "Ева", 1875, и "Мария Магдалина" Массне, 1873, позднее переработана в оперу).
Историч. события 20 в. послужили толчком к возрождению жанра; эпоха нар. движений требовала монументальных демократич. форм, способных воплотить темы общечеловеческого значения. В поисках ответа на животрепещущие вопросы современности прогрессивные зап.-европ. композиторы 20 в. часто обращаются к духовному и художеств. наследию прошлого, используя тематику и сюжеты Библии, Евангелий, мифологии и эпоса, но трактуя их с новых позиций. Развитие О. в 20 в. характеризуется сближением её с оперой и кантатой. Совр. О. наиболее традиц. плана - "Крики мира" Онеггера (1931), "Бесконечное" Хиндемита (1931). Сближение О. с кантатой наблюдается в "Пляске мертвецов" (1938) и "Рождественской кантате" Онеггера. В 20 в. складывается новый жанр оперы-оратории, к-рая может исполняться как в т-ре, так и в конц. зале. Таковы "Царь Давид" Онеггера (1921), "Царь Эдип" Стравинского (1927), "Христофор Колумб" Мийо (1930). Совр. О. сближается также с антич. драмой (К. Орф), "эпическим театром" Б. Брехта ("Назидательная пьеса" - "Lehrstьck" Брехта с музыкой П. Хиндемита, 1927). Особое место занимает О. "Жанна Д"Арк на костре" (1938) Онеггера, сочетающая ораториальные формы с элементами нар. действ - мистерий.
Рус. композиторы обращались к жанру О. редко. Известны О. "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1812) Дегтярёва, воплощающая патриотич. чувства эпохи Отечеств. войны 1812, а также "Потерянный рай" (1856) и "Вавилонское столпотворение" (1869) А. Г. Рубинштейна. Своеобразие развития рус. музыки в 19 в. определило ведущую роль оперы и кантаты в раскрытии больших тем героико-эпич. плана. В то же время ораториальные черты проявляются во мн. рус. классич. операх 19 в. (1-й акт "Руслана и Людмилы", пролог "Князя Игоря", 2-й и 4-й акты "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии").
В сов. время О. получает широкое развитие как монументальная конц. вок.-симф. композиция, способная к воплощению тем большого обществ. значения. Один из первых опытов создания массовой сов. О.- коллективная работа ряда композиторов группы "Проколл" (А. А. Давиденко, В. А. Белый, М. В. Коваль, Б. С. Шехтер и др.) "Путь Октября", посв. 10-летию Окт. революции (тексты из произв. М. Горького, А. А. Блока, В. В. Маяковского, H. H. Асеева и др.). Несмотря на нек-рые недостатки (монтаж неровных по качеству и разных по стилю частей), это произв. явилось первой заявкой на решение большой историко-революц. темы в ораториальном жанре. Дальнейшие пути и роль О. в сов. музыке определились, однако, не сразу. Хотя в нач. 30-х гг. О. почти не писались, ораториальные формы постепенно кристаллизовались в хор. финалах симфоний (3-я, "Первомайская", симфония Шостаковича, симфония "Ленин" Шебалина, 3-я симфония Кабалевского). Наиболее значит. сов. произв. ораториального плана появляются в 1938- 1939. Это О. "Емельян Пугачёв" Коваля (1939), а также симфония-кантата "На поле Куликовом" Шапорина (1938) и кантата "Александр Невский" Прокофьева (1939), к-рые в связи с ясно выраженной сюжетной линией и контрастностью драматургии приближаются к О. Произв. Ю. А. Шапорина и С. С. Прокофьева роднит большая патриотич. тема освободит. борьбы народа. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 появляются патриотич. О. "Народная священная война" Коваля (1941), "Сказание о битве за русскую землю" Шапорина (1943). Осн. героем О. воен. лет выступает народ, поэтому в них заметно возрастает роль массовых хор. эпизодов.
В послевоен. годы О. посвящаются теме мирного строительства - "Песнь о лесах" Шостаковича (1949), "На страже мира" Прокофьева (1951). Разнообразием тематики и философской углублённостью отмечены О. 50-60-х гг. Новое осмысление получает воен. тематика в Реквиеме Кабалевского (1963), в О. "Нагасаки" Шнитке (1958), "Доколе коршуну кружить" Шапорина (1963, на стихи А. А. Блока, К. Ф. Рылеева, К. М. Симонова, М. В. Исаковского). Жанровой новизной и плакатностью мелодич. языка отличается "Патетическая оратория" Свиридова (1960, на сл. В. В. Маяковского). Революц. тематика находит воплощение в О.-поэме "Двенадцать" Салманова (1957, на текст Блока), в О. "Сны революции" Рубина (1963, на сл. В. А. Луговского). Представляют интерес в смысле жанрового решения "Поэтория" Щедрина (1968, на сл. А. А. Вознесенского; назв. образовано от слов "поэт" и "оратория") и О. "По следам Руставели" Тактакишвили (1964), в основе к-рой лежит исключительно аккордово-хоральный склад.
Сов. О. отличают демократизм и подлинная народность, общественно-значимое содержание и усиление роли нар. массы, хора, к-рый нередко выполняет осн. драматургич. функцию. Достижением сов. композиторов является насыщение О. симф. развитием, что способствует более действенному раскрытию драматич. содержания ("Сказание о битве за русскую землю" Шапорина). Вместе с симфонизацией О. складываются нек-рые новые принципы муз. драматургии, напр. столкновение разл. интонац. сфер (Прокофьев, Шапорин). Для усиления драматич. динамики муз. повествования, для подчёркивания драматич. ситуации или выявления разл. планов муз. драматургии в сов. О. часто вводится партия солиста-чтеца. В совр. О. активизируется процесс синтеза жанров, О. сближается с кантатой ("Песнь о лесах" Шостаковича), оперой, симфонией, чёткие грани между ними стираются.
Литература : Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Ливанова Т., Музыкальная классика XVIII века, М.-Л., 1939; её же, История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940; Грубер Р., Гендель, Л., 1935; Келдыш Ю. В., Оратория, кантата, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947; Данилевич Л., Музыкальная драматургия в советских кантатах и ораториях, в сб.: Советская музыка, М., 1954; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; История русской советской музыки, т. 2-4, М., 1959-63; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Раппопорт Л., Взаимодействие жанров в западноевропейской оратории и кантате XX в., в сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров, М., 1971; Друскин М. С., Пассионы И. С. Баха, Л., 1972, доп. под загл. - Пассионы и мессы И. С. Баха, Л., 1976; История музыки народов СССР, т. 2-5, М., 1970-74; Браиловский M. M., Оратория в творчестве зарубежных композиторов (XVII - XIX вв.), Л., 1973; Wangemann О., Geschichte des Oratoriums von den ersten Anfдngen bis zur Gegenwart, Heilbronn, 1881; Brenet M., Les "oratorios" de Carissimi, "RMI", 1897, v. 4; Schwartz B... Das erste deutsche Oratorium, "Jb. P.", 1898. Bd 5; Rolland R., Haendel, P., 1910, (Nouw ed.), P., (1951) (рус. пер. - Г. Гендель, M., 1931); Pasquetti G., L"Oratorio musicale in Italia, Florenz, 1906, 1914; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Pratella Fr. В.. G. Carissimi ed i suoi oratori, "RMI", 1920, v. 27; Spitta Ph., J. S. Bach, Bd 1-2, Lpz., 1921; Alaleona D., Storia dell"oratorio musicale in Italia, Mil., 1945; Young P. M., The oratorios of Handel, L., (1949); Walker E., A history of music in England, Oxf., 1952; Massenkeil G., Die oratorische Kunst in den lateinischen Historien und Oratorien Giacomo Carissimis, Mainz, 1952 (Diss.); Dean W., Handel"s dramatic oratorios and mascfues, L.-N.Y.-Toronto, 1959; Blanchi L., I grandi dell"oratoria. Mil., 1964; Riedel-Martiny A., Die Oratorien Joseph Haydns. Ein Beitrag zum Problem der Textvertonung, Gott., 1965 (Diss.); Werner J., Mendelssohn"s "Elijah". A historical and analytical guide to the oratorio, (L., 1965). И. Э. Манукян.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Оратория" в других словарях:

    - (лат. oratorium храм, молельня). Род религиозной драмы или эпоса, положенных на музыку и исполняемых оркестром с разнородным пением. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАТОРИЯ в тесном смысле слова… … Словарь иностранных слов русского языка

    Оратория - (итальянское oratorio, от латинского oro говорю, молю), многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. В отличие от кантаты имеет сюжетную основу, большие размеры и эпически монументальный характер … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (итл. oratorio от лат. oro говорю, молю), музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико драматическим… … Большой Энциклопедический словарь

    ОРАТОРИЯ, оратории, жен. (лат. oratorium от oro говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В… … Толковый словарь Ушакова

    ОРАТОРИЯ, и, жен. Монументальное эпико драматическое музыкальное произведение для хора, певцов солистов и оркестра. | прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жен., лат. наука красноречия, витийство; | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор муж. ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде … Толковый словарь Даля

близка оратории

Альтернативные описания

Жанр стихотворно-музыкального произведения

Крупное вокально-инструментальное произведение

Крупное музыкальное произведение для хора

Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему

Стих Есенина

В переводе с итальянского «спетая»

Сорт черной смородины

Торжественная песня для хора с оркестром

. «философ - первый слог шарады, К нему союз прибавить надо, Последний слог - местоимение. Все - в музыке произведение.» (шарада)

Название этого музыкального произведения означает по-итальянски «спетая»

Симфония английского композитора Б. Бриттена «... милосердия»

Стихотворение Есенина

Сочинение для хора

Скажите по-итальянски «спетая»

Музыкальное произведение

Большое музыкальное произведение

Большой музыкальный опус, близкий к оратории

Жанр, близкий к оратории

Музыкальное сочинение

Хоровой жанр

Музыкальное творение

Уменьшенная версия оратории

Без малого оратория

Лирическая оратория

Крупное вокально-инструментальное произведение, близкое к оратории

Крупное музыкальное произведение для хора

Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему

Значение слова Оратория по словарю Ушакова:

ОРАТОРИЯ
оратории, ж. (латин. oratorium от oro — говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В католическом храме — часть, предназначенная для молящихся (архит.) .

Значение слова Оратория по словарю Даля:

Оратория
ж. лат. наука красноречия, витийство. | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор м. -ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник. говорила, говорщик, если ои говорит в суде, на сходках, в выборных и пр. У него все приемы самые ораторские.

Значение слова Оратория по словарю Брокгауза и Ефрона:

Оратория (oratorium, лат., oratorio итал.) - духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spirituales", происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами. но главное назначение О. - не сцена, а эстрада . Старейшей О. считается "Rappresentazione di anima е di corpo", Эмилио дель Кавалиере (1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе (см.). не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось название светской О., напр. музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о ней стали неопределенными. См. B ö. hme. "Geschichte des О." (1887). Kretzschmar, "F ü.hrer durch den Konzertsaal" (1890). Н. С.

Определение слова «Оратория» по БСЭ:

Оратория (итал. oratorio, от позднелат. oratorium — молельня, лат. oro — говорю, молю)
крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения . О. близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16-17 вв.. на формирование О. оказали влияние жанры оперы и Мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических Мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен.
Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.. к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке — Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла . В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы — Речитативы и Арии да капо. О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы — А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. — т. н.
«Страсти».
Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем. в них соединились немецкие, английские и

Крупномасштабное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора, оркестра (и органа), сюжет которого, чаще всего, основан на библейских темах.

Структура стандартной оратории:
- инструментальная увертюра, устанавливающая основные темы произведения;
- арии солистов;
- речитатив (как правило, используется для объяснения сюжета);
- хоровые арии, часто монументальные во славу Божию (типичные инструменты, которые сопровождают эти арии литавры и трубы).

Оратория, также как опера и кантата, появились одновременно в начале 17 века и являются относительно схожими жанрами, созданными для солистов, хора и оркестра.

Если сравнивать ораторию с , то основным отличием является отсутствие какого-либо видимого сценического действия, а соответственно декораций и костюмов в оратории. Второе отличие - большинство ораторий основаны на священных текстах, в то время как у оперы безгранично широкий спектр сюжетов. Третье отличие - в ораториях доминируют материалы для хора, а опера в большей степени позволяет каждому актёру продемонстрировать свою драматическую игру и вокальный талант. Четвертое - в оратории много речитатива, как правило на одной ноте и в очень быстром темпе. По продолжительности опера значительно длиннее оратории, которая обычно длится не более одного часа (редко до 2-х часов).
В свою очередь, в отличие от кантаты, в оратории больше драматизма и сольных номеров, а также оратории продолжительнее кантаты и кантата может быть частью оратории, так "Рождественская оратория" И.С.Баха является набором шести самостоятельных кантат, образующих полное художественное целое, как любая классическая оратория.

История оратории.

Традиционно считается, что оратория возникла в конгрегации ораторианцев, основанной Св. Филиппом Нери в Риме в конце 16-го века. Термин "оратория" произошел от латинского "oratorium ", означающего "помещение для моления", где проходили встречи членов конгрегации. Первой ораторией можно считать духовное музыкальное представление , поставленное в 1600 году в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме, оно состояло из коротких сольных фраз, более разнообразных, чем речитатив, но ещё недостаточно мелодично развитых, с инструментальным сопровождением и хоровыми частями. Хотя слово "оратория" ещё около полувека не применялось к этому музыкальному жанру, существует неразрывная традиция между музыкальными упражнениями Филиппа Нери и периодом, когда новое искусство обрело устоявшуюся форму.
В это же время, в светском музыкальном искусстве композиторы обращают своё внимание на возрождение древнегреческой монодии и совершенствуют композиции для голосов и инструментов, которые в конечном итоге .
На протяжении первой половины 17-го века активное участие в создании и распространении этой новой формы церковных музыкально-драматических спектаклей принимали иезуиты, которые, особенно в Германии, использовали эти музыкальные спектакли во всех своих школах и колледжах. Основными сюжетами были страсти мученика, жизнь святого или раскаяние грешника.

Среди тех, кто культивировал или помогал в разработке оратории в Италии, были Бенедетто Феррари (1597-1681), "Самсон "; Агостино Агаццари (1578-1640), пасторальная драма "Эумелио "; Лорето Витори (1588-1670) "La pellegrina costante ", "Sant" Ignazio Loyola ". Джакомо Кариссими (1604-1674), внесший заметный прогресс в ораторию, был первым мастером, обратившимся к текстам из Священного Писания. Его работы, многие из которых сохранились, показывают практически такую же конструкцию, как принята в настоящее время: речитативы, арии, дуэты и терцеты, чередующиеся с одним или двумя хорами и инструментальные номера. Сочинения Кариссими отличаются обилием красок, чистотой, легкостью и обаянием, среди них выделяются "Иеффай " и "Иона ". После него, следующим итальянским мастером оратории был его ученик Алессандро Скарлатти (1659-1725), среди ораторий которого главными были "Боль Девы Марии " (Il Dolore di Maria Vergine) и "Жертвоприношение Авраама " (Il Sacrificio d"Abramo).

Примерно в это время лидерство в развитие оратории перешло к Германии, где ранее подготовил почву своими композициями "Страсти " (Passion music) и другими работами в традициях итальянской оратории. Другими композиторами, получившими образование в Италии, но работавшими и перенёсшими ораторию в Германию, были Игнац Якоб Хольцбауэр (1711-83) "Bethulia liberata ", Иоганн Адольф Хассе (1699-1783) "La Conversione di S. Agostino ", Антонио Кальдара (1670-1736), Никколо Йомелли (1714-1774).
С именем Иоганна Маттезона (1681-1764) оратория стала идентифицироваться с протестантской верой в Германии, он написал 24 оратории, на тексты из Писания. Библейские события связывались и контрастировали с современными событиями. Важными фигурами в культивировании оратории в протестантской Германии были Джордж Филипп Телеман (1681-1767), Константин Беллерманн (1696-1758) и Дитрих Букстехуде (1637-1707).
Во Франции большой популярностью пользовались работы талантливого композитора Марка-Антуана Шарпантье (1634-1704), ученика Кариссими, который помимо множества других произведений, написал восемнадцать ораторий в стиле своего учителя. Его "Reniement de St. Pierre " недавно был возрожден с большим успехом в Париже.

В (1685-1759) оратория достигла наивысшей позиции в английском музыкальном искусстве, как никогда прежде и никогда в будущем, своей одарённостью он объединил итальянские и германские традиции и сделал ораторию очень популярной в Англии, в которой он провёл наиболее продуктивный период жизни. Так же Гендель, как и немного позже Гайдн, является создателем светской лирико-созерцательной оратории.
Серия его работ "Мессия ", "Израиль в Египте ", "Саул ", "Иевфай ", "Валтасар ", "Самсон " и др. остается непревзойдённой за их величие и блеск. После него английские композиторы ещё 150 лет пытались с переменным успехом сочинять оратории, но не смогли превзойти его.
(Злые языки утверждают, что свою популярность оратории обрели лишь потому, что во время поста все театры были закрыты и только Церковь имела монополию на развлечения. И Гендель, у которого последние оперы были неудачные, решил, что сочинение ораторий гораздо легче, чем опер и их гарантированно будут ставить, особенно во время поста.)

Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) обновил традиции немецкой оратории и в своём громадном творческом наследии оставил работы: "Рождественская оратория ", "Пасхальная оратория ", а также близкий к оратории, особый жанр музыкального повествования - "Страсти по Иоанну ", "Страсти по Матфею ".
создал две величайших оратории: "Сотворение мира " и "Времена года ". Используя светские тексты и рассматривая бытие простого человека, они дышат радостью и демонстрируют неисчерпаемые богатства лирики и высокой музыки.
Два гения классической музыки представили по одной оратории - Вольфганг Амадей Моцарт "Кающийся Давид " и Людвиг ван , оба произведения на самом высоком художественном уровне.

С середины 19-го века начинается возвращение к ранним чертам оратории, позволяющим аудитории участвовать в исполнении хоралов и гимнов, тексты которых состоят из размышлений и медитации. Начинается эпоха католической оратории, новый толчок которой дали Феликс Мендельсон (1809-47) в работах "Илия " и "Св. Павел " и Ференц Лист (1811-86) с его произведениями "Христос " и "Легенда о Святой Елизавете ".
Франция, где со времён Шарпантье практически забыли ораторию и, вероятно по французскому темпераменту и вкусу, предпочитали только оперу, снова представила несколько замечательных работ. Шарль-Франсуа Гуно (1818-1893) с его "Искуплением " и "Смертью и жизнью " дал новый импульс развития оратории. "Самсон и Далила " может быть исполнена либо в виде оперы или как оратория, но бесспорно как опера она приобрела большую известность. Жюль Массне (1842-1912) попробовал силы в этой форме своими "Ева " и "Мария Магдалина ", но его стиль слишком чувственный и мелодраматический не подошел к тексту. "Крестовый поход детей " Габриэля Пьерне (1863-1937) пользуется большой популярностью в Европе и Америке. Оратории Сезара Огюста Франка (1822-1890) "Руфь ", "Ребекка ", "Искупление " и прежде всего "Заповеди Блаженства " входят в число величайших работ в этом роде.

В 20-м веке развитие оратории характеризуется её сближением с оперой и кантатой. Темы традиционно берутся из библейских сюжетов, но по-новому просходит их трактовка, отвечая на животрепещущие вопросы современности.
Тенденция сближения с кантатой наиболее заметно проявляется у одного из наиболее значимых композиторов оратории 20-го века Артюра Онеггера (1892-1955) в "Пляске мертвецов " и "Рождественской кантате ". Появляется новый жанр - оратория-опера, которая может исполняться как в концертном зале, так и в театре, к этому направлению относятся "Царь Давид " Онеггера, "Царь Эдип " Игоря Фёдоровича Стравинского (1927-1971), "Христофор Колумб " Дариюса Мийо (1892-1974).

Рождественская оратория. Финал. БСО им. Чайковского, Хор Государственной Третьяковской Галереи, Хор Муз. Колледжа при Моск. Консерватрии, Моск. Хоровая Капелла Мальчиков. Дирижер Алексей Пузаков

ОРАТОРИЯ (Итал. oratorio, от позднелатинского oratorium - молельня, молельный дом) - музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра , имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

Оратория за-ро-ди-лась од-но-вре-мен-но с опе-рой и кан-та-той и име-ет не-ко-то-рое сход-ст-во с ни-ми. Оратория круп-нее кан-та-ты по размерам, от-ли-ча-ет-ся бо-лее раз-ви-тым сю-же-том. В от-ли-чие от опе-ры, не со-дер-жит по-ста-но-воч-ной час-ти (сце-нического дей-ст-вия, де-ко-ра-ций и другого). Пред-ше-ст-вен-ни-ки Оратории (и опе-ры): те-ат-ра-ли-зованные пред-став-ле-ния с му-зы-кой - сред-не-ве-ко-вые (ли-тур-ги-че-ская дра-ма, jeu parti тру-ба-ду-ров и тру-ве-ров, лау-да) и ре-нес-санс-ные (диа-ло-гический мад-ри-гал). Оратория сфор-ми-ро-ва-лась в конце XVI - 1-й половине XVII веков в Ита-лии (главным образом в Ри-ме) в рус-ле ка-то-лической Контр-ре-фор-ма-ции пу-тём вне-дре-ния эле-мен-тов дра-ма-тического те-ат-ра в па-ра-ли-тур-ги-че-скую му-зы-ку. Основные ис-точ-ни-ки сю-же-тов - Биб-лия и жи-тия свя-тых. Для раз-ви-тия жан-ра Оратории ис-то-ри-че-ски зна-чи-мой счи-та-ет-ся по-ста-нов-ка в 1600 году опе-ры «Пред-став-ле-ние о Ду-ше и Те-ле» Э. де Ка-валь-е-ри в мо-лель-ном до-ме ора-то-ри-ан-цев в Ри-ме.

Тер-мин «Оратория» при-ме-ни-тель-но к музыкальному жан-ру впер-вые от-ме-ча-ет-ся в 1640 году, ра-нее по-доб-ные со-чи-не-ния су-ще-ст-во-ва-ли под другими на-зва-ния-ми. Ти-пич-ный об-ра-зец ран-ней итальянской Оратории - «диа-ло-ги» Дж.Ф. Ане-рио из сборника «Гар-мо-ни-че-ский и ду-хов-ный мад-ри-галь-ный те-атр» (1619), са-мый мас-штаб-ный из ко-то-рых длит-ся около 20 мин и на-пи-сан для 4 со-лис-тов-муж-чин, двой-но-го хо-ра и ин-ст-ру-мен-таль-но-го ан-самб-ля (2 скрип-ки, кор-нет, лют-ня, тео-рба и ор-ган). Из-на-чаль-но су-ще-ст-во-ва-ли два ви-да Оратории: «италь-ян-ская» (итал. volgare, т. е. не на ла-ты-ни) и «ла-тин-ская» (latino). До 1680-х годов в них пре-об-ла-да-ли арии в со-про-во-ж-де-нии бас-со кон-ти-нуо, при-чём ре-приз-ные фор-мы встре-ча-лись ред-ко; позд-нее воз-рос-ла роль ор-ке-ст-ра, арии с ор-ке-ст-ро-вым со-про-во-ж-де-ни-ем при-ня-ли фор-му da capo. Сре-ди итальянских ба-роч-ных ком-по-зи-то-ров - ав-то-ров Ораторий: Дж. Ка-рис-си-ми («Да-ни-ил»; «Иев-фай», до 1648 года; «Суд Со-ло-мо-на», 1669; «Вал-та-сар»; либ-рет-то на итальянском и латинском язы-ках), А. Стра-дел-ла («Эс-фирь»; «Су-сан-на», 1681; «Ио-анн Кре-сти-тель», 1675), А. Скар-лат-ти (три Оратории под названием «Юдифь», са-мая из-вест-ная - 1697; «Бит-ва и по-бе-да Да-ви-да», 1700; «Святой Фи-лип-по Не-ри», 1705), А. Каль-да-ра («Ма-гда-ли-на у ног Хри-ста», 1699; «Стра-сти Ии-су-са Хри-ста», 1730).

Немецкая Оратория эпо-хи ба-рок-ко (час-то под латинскими на-зва-ния-ми historia, ac-tus musicus) пер-во-на-чаль-но на-хо-ди-лась под силь-ным воз-дей-ст-ви-ем италь-ян-ской. Наи-бо-лее зна-чи-тель-ны в этом жан-ре сочи-не-ния Г. Шют-ца («Ис-то-рия Вос-кре-се-ния», 1623; «Ис-то-рия Ро-ж-де-ст-ва», 1664; «Семь последних слов»; либ-рет-то на немецком языке). К немецкой тра-ди-ции при-мы-ка-ет ора-то-ри-аль-ное твор-че-ст-во чешского ком-по-зи-то-ра Я.Д. Зе-лен-ки («Ии-сус на Кра-ние-вом мес-те», 1735; «Каю-щие-ся на мо-ги-ле Спа-си-те-ля», 1736). Осо-бое рас-про-стра-не-ние в Гер-ма-нии по-лу-чи-ли ора-то-рии на сю-жет по-след-них дней Стра-ст-ной не-де-ли - пас-сио-ны («стра-сти»); сре-ди ав-то-ров - Р. Кай-зер, Г.Ф. Те-ле-ман, И. Мат-те-зон. Вер-ши-на немецких ора-то-ри-аль-ных «стра-стей» - «Стра-сти по Ио-ан-ну» (1724) и «Стра-сти по Мат-фею» (1727 или 1729 год; окон-чательная редакция 1736 года) И.С. Ба-ха. Английские Оратории ос-но-вы-ва-лись на тра-ди-ци-ях мас-ки, ан-те-ма, французской клас-си-ци-ст-ской дра-мы, итальянской опе-ры-се-риа; к выс-шим дос-ти-же-ни-ям английской Оратории при-над-ле-жат со-чи-не-ния Г.Ф. Ген-де-ля («Из-ра-иль в Егип-те», 1739; «Мес-сия», 1742; «Сам-сон», 1743; «Иу-да Мак-ка-вей», 1747, и другие). Во Фран-ции эпо-хи ба-рок-ко жанр Оратории был не столь по-пу-ля-рен, как в Гер-ма-нии; сре-ди ав-то-ров французских Ораторий («дра-ма-ти-че-ских мо-те-тов») - М.А. Шар-пан-тье («Блуд-ный сын», 1680; «От-ре-че-ние Пет-ра»; несколько Ораторий под названием «Це-ци-лия, де-ва-му-че-ни-ца», по-след-нее - 1686; все на латинском языке).

Оратории про-дол-жа-ли со-чи-нять ком-по-зи-то-ры вен-ской клас-сической шко-лы, хо-тя и не так мно-го, как в эпо-ху ба-рок-ко. К зна-ме-нитым об-раз-цам от-но-сят-ся со-чи-не-ния Й. Гайд-на «Семь пос-лед-них слов на-ше-го Спа-си-те-ля на кре-сте» (около 1795 года), «Со-тво-ре-ние ми-ра» (1798) и «Вре-ме-на го-да» (1801). В твор-че-ст-ве ком-по-зи-то-ров-ро-ман-ти-ков XIX века Оратория пред-став-ле-на ду-хов-ны-ми со-чи-не-ния-ми Ф. Мен-дель-со-на («Па-вел», 1836; «Илия», 1846) и Ф. Лис-та («Ле-ген-да о Святой Ели-за-ве-те», 1862; «Хри-стос», 1872). В русской му-зы-ке XIX века Оратории еди-нич-ны: «Ми-нин и По-жар-ский» С.А. Дег-тя-рё-ва (1811), «По-те-рян-ный рай» А.Г. Ру-бин-штей-на (1856).

В XX веке ин-те-рес к Оратории воз-ро-дил-ся. В Рос-сии в советский пе-ри-од Оратория (на-ря-ду с кан-та-той) бы-ла вы-со-ким «офи-ци-аль-ным» жан-ром, в ко-то-ром до-ми-ни-ро-ва-ла те-ма гражданского по-д-ви-га; в этом жан-ре ра-бо-та-ли Ю.А. Ша-по-рин («Ска-за-ние о бит-ве за рус-скую зем-лю», 1944), Д.Д. Шос-та-ко-вич («Песнь о ле-сах», 1949), С.С. Про-кофь-ев («На стра-же ми-ра», 1950), Г.В. Сви-ри-дов («Па-те-ти-че-ская ора-то-рия», 1959), Р.К. Щед-рин («Ле-нин в серд-це на-род-ном», 1969). Оратория ста-ла «ла-бо-ра-то-ри-ей» для раз-но-го ро-да экс-пе-ри-мен-тов в твор-че-ст-ве ря-да ев-ропейских и российских ком-по-зи-то-ров: И.Ф. Стра-вин-ско-го («Царь Эдип», 1927), А. Онег-ге-ра («Царь Да-вид», 1923; «Жан-на д’Арк на ко-ст-ре», 1935), К. Ор-фа («Ко-ме-дия о кон-це вре-мён», 1973), К. Пен-де-рец-ко-го («Стра-сти по Лу-ке», 1966), Х.В. Хен-це («Плот Ме-ду-зы», 1968), В.А. Гав-ри-ли-на («Во-ен-ные пись-ма», 2-я редакция, 1995; «Ско-мо-ро-хи», 1967), Э.В. Де-ни-со-ва («Ис-то-рия жиз-ни и смер-ти Ии-су-са Хри-ста», 1992).