Основные тенденции развития ссср в эпоху застоя. Почему в ссср начался застой

На этот раз мы с вами рассмотрим исторический портрет генсека, который всем запомнился своими густыми бровями и поцелуями. :*

Леонид Ильич Брежнев (1964—1982)

Леонид Ильич был одним из инициаторов отстранения Хрущева. Он пришел к власти немолодым (57 лет), и время его пребывания на посту Первого, а затем Главного Секретаря партии составило 18 лет, можно сказать, что его правление пришлось на преклонные годы. К тому же, в этот период средний возраст членов правящей партии составлял около 60 лет, поэтому нередко к эпохе Брежнева применяют
термин «геронтократия» (от др.греч. geron – старик, kratos – власть, государство). Надо сказать, что это не единственное слово, которым принято называть правление Леонида Ильича, и сейчас в совокупности с характеристикой направлений деятельности мы рассмотрим и другие названия.

Внутренняя политика

  • Переход к концепции развитого социализма

Поскольку Брежнев был человеком в возрасте, ему были присущи консерваторские политические предпочтения, в некоторых случаях даже реакционные. В лучших традициях исторического пинг-понга Брежнев свернул многие начатые Хрущевым преобразования (первая семилетка, критика культа личности Сталина и так далее) и во внутренней политике принял курс на построение коммунизма.

В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР, в основу которой была положена концепция «развитого социализма» (этап общества на пути к коммунизму, в котором достигается гармоничное соединение всех сфер общества). Данная конституция перед ее принятием активно обсуждалась среди всех слоев населения: на предприятиях, в институтах, в колхозах. Каждый имел право предложить свои идеи для проекта Основного Закона. Это было одним шагов к установлению полновластию народа.

Но можно сказать, что желание власти выслушать мнение народа было показным, на деле новая конституция законодательно закрепила руководящую роль КПСС в обществе и фактическая подменила партийным аппаратом советские органы государственной власти.

  • Реформа Косыгина

Экономическая реформа Косыгина проводилась в 1965—1970 годы. Ее суть состояла в повышении заинтересованности предприятий в увеличении объемов производства и последующем улучшении экономического положения. Были ликвидированы СНХ (советы народного хозяйства), созданные еще при Хрущеве в 1957 году, внедрены элементы хозрасчета в предприятия, но при этом сохранялась административно-командная система. Предприятия теперь самостоятельно могли определять ассортимент производства, количество персонала и его заработную плату, поставщиков сырья и так далее. В то же время, предприятия были обязаны выполнить план, установленный государством, но они также имели возможность продать сверхплановую продукцию и увеличить свою прибыль.

  • Попытки вывести промышленность из кризиса

Стремясь улучшить положение промышленности, государство отдало предпочтение экстенсивному пути развития, то есть было построено множество новых заводов, производств и фабрик, но в то же время, не улучшались условия труда и технологий на существующих предприятиях.
Также были сделаны попытки модернизации утвердившихся форм хозяйствования и планирования. Десятая пятилетка (1976—1980) была названа «пятилеткой эффективности и качества», планировалось направить промышленность на путь экстенсивного развития, но намеченное не было выполнено, даже наоборот отмечалось отставание в индустрии.

  • Борьба с сельскохозяйственным кризисом

В борьбе с трудностями аграрного сектора экономики был увеличен размер вложений капитала и поставок техники.

С целью увеличения производства сельской продукции были созданы объединения – агропромышленные комплексы (АПК). Они собой представляли объединения колхозов, предприятий по переработке с/х сырья, транспортных и торговых компаний. Но ожидаемого эффекта эти объединения не принесли – кризис продолжал прогрессировать.

После многочисленных перебоев в обеспечении населения продуктами питания, в 1982 году была принята Продовольственная программа СССР, которая была нацелена на развитие всего сельского хозяйства в комплексе, то есть всех инстанций на пути продукции от поля к прилавку.

Для улучшения плодородности была проведена обширная химизация и мелиорация почв.

Но все эти действия не помогли преодолеть кризис агропромышленности.

  • Социальная сфера

Основные характеристики общественной жизни при Брежневе можно разделить на несколько пунктов

А) Распространение уравнительного принципа распределения материальных благ среди основной массы населения.

Это связано с одновременным повышением зарплат низкооплачиваемым работникам и понижением оплаты труда инженеров. При оценивании труда не учитывалось качество работы и какие-либо личные заслуги.

Б) Остаточный принцип выделения средств на социальные нужды

Скорее всего, этому принципу следовали многие советские руководители партии. На первом месте по материальному обеспечению всегда стоит военное производство и тяжелая промышленность, затем нужды партийной верхушки, а уже в самом конце списка «социальные нужды». В деревне не хватало больниц, детских садов и столовых, что стало причиной переезда многих селян в город.

В) Введение особо привилегированного положения партийно-государственной номенклатуры

Зато хорошо жила партийная верхушка, для них специально строились санатории и больницы, доставляли лучшее продовольствие. Но такая разница в социальном положении вскоре способствовала падению авторитета партии.

Г) Господство марксистко-ленинской идеологии и подавление всякого инакомыслия (травля диссидентов)

Так как был взят курс на построение коммунизма, вновь была ужесточена цензура, кроме того развернулась борьба с теми, кто не желал примириться с установленными правилами и открыто выражал свое мнение (диссиденты)

Д) Диктат атеизма и забвение религии

Нам известно, что и при Хрущеве существовало гонение на православие, закрывали храмы. При Брежневе отношения между государством и Церковью вышли на новый уровень, был создан Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который фактически полностью подчинил себе Церковь. Кроме того, по сравнению с временами Хрущева, было увеличено количество лекций, пропагандирующих атеизм.

Е) Проведение в Москве XXII Олимпийских игр (лето 1980)

Пожалуй, самое значимое событие культурной жизни периода застоя. Летние Олимпийские игры прошли на высоте, это событие все еще свежо в памяти народа, у многих при вспоминании слов из песни «До свидания, наш ласковый Мишка» до сих пор наворачиваются слезы.

Внешняя политика

  • Политика «разрядки»

В международных отношениях продолжал быть актуальным вопрос снижения международной напряженности. При Брежневе был достигнут военный паритет между СССР (ОВД) и США (НАТО) посредством следующих договоров:

  • Договор о нераспространении ядерного оружия между СССР, США и Великобританией (1968)
  • Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и ОСВ-1 (1972) и ОСВ-2 (1979)

Новый виток получило развитие экономических и культурных отношений с капиталистическими странами (советско-французская декларация), расширялись торговые связи с Европой.

  • СССР и социалистические страны

Первостепенным во внешней политике Советский Союз считал укрепление мирового социалистического лагеря.

В 1968 году в Чехословакию была введена армия ОВД для подавления «пражской весны» — попытки нового секретаря партии децентрализировать управление и демократизировать страну.

В 1964—1973 годы СССР оказывал помощь Вьетнаму, где так же установлен социализм, во время агрессии США.

Было углублено военно-политическое (ОВД) и экономическое (СЭВ) сотрудничество.

Итоги деятельности:

Правление Брежнева ознаменовало собой размеренность и стабильность в жизни страны, при нем наступила так называемая эпоха «застоя». В течение 18 лет пребывания Брежнева у власти советское правительство проводило политику в направлении «развитого социализма» (в 1977 году была принята новая «брежневская» конституция СССР). Уделялось внимание решению проблем народного потребления: направлялись ресурсы в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность. Результатом таких реформ стало некоторое повышение уровня жизни населения, особенно сельского, однако после первого периода действительного роста в экономике страны к середине 70-х годов появились признаки застоя. Химизация почв привела к ухудшению экологического состояния земель, ухудшению состояния экономики аграрного сектора. Осуществлялся полный контроль над интеллигенцией, шла борьба с диссидентами. На международной арене Брежнев продолжает следовать начатому Хрущевым курсу на развитие диалога с Западом. Первые двусторонние соглашения по разоружению представляли собой ощутимые достижения политики разрядки, кульминацией стало подписание Хельсинских соглашений. Эти успехи, однако, оказались серьезно подорваны «пражской весной», а затем и прямым вторжением в Афганистан, после чего в международных делах вновь возникает напряженность.

Ну и напоследок прикольное видео от Enjoykin :

А также, анекдоты в тему. Чтобы посмотреть их, поставьте лайк в одной из Ваших социальных сетей:

Бpежнев подошел к зеpкалy и pазмышляет вслyх:
“Да… стаp стал, очень стаp, СУПЕРСТАР!”.

Ленин доказал, что управлять страной могут и кухарки.
Сталин доказал, что управлять страной может один человек.
Хрущев доказал, что управлять страной может и дурак.
Брежнев доказал, что страной можно вообще не управлять.

Брежнев в первый день Пасхи приехал в Кремль. Его встречает Устинов:
Брежнев кивнул и пошел дальше. Навстречу Черненко, подхалимно улыбаясь:
- Христос воскрес, Леонид Ильич!
- Спасибо, мне уже доложили.

В октябре 1964 г., после смещения Н. С. Хрущева, первым секретарем ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев. Его многолетнее пребывание у власти (1964-1982) публицисты 80-х гг. назвали «периодом застоя».

Действительно, эти 18 лет советской истории практически не отмечены выдающимися событиями и достижениями. После хрущевской «оттепели» жизнь в стране как бы застыла на месте. Новое руководство, провозгласив курс на дальнейшую демократизацию страны, исправление «волюнтаристских» ошибок Н. С. Хрущева, очень скоро свернуло его. И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для коренного обновления общества. Его слабость как руководителя открывала большие возможности для всевластия партийно-государственной бюрократии. Выдвинутый новым лидером страны лозунг «стабильности» означал на практике отказ от всяких попыток радикального обновления советского общества. «Бег на месте» первыми начали высшие партийные и государственные чиновники, сделавшие свои ответственные должности практически пожизненными. Большинство министров, секретарей обкомов КПСС занимали должности по 15-20 лет. В составе ключевого органа власти СССР тех лет - Политбюро ЦК КПСС большинство его членов находилось свыше 15 лет, в ЦК КПСС - более 12 лет. К началу 80-х гг. средний возраст высших руководителей достиг 70 лет. Многие из них, включая Брежнева, физически не могли должным образом управлять великой страной. Заседания Политбюро нередко продолжались 15-20 минут, постановления утверждались без обсуждения, единогласно. Важные решения, такие, как ввод советских войск в Афганистан, принимались в узком кругу, без ведома и одобрения Верховного Совета. Партийные съезды все больше носили парадный характер. Критика и самокритика свертывались. Выступления делегатов сводились к самоотчетам и восхвалениям Политбюро во главе с Л. И. Брежневым.

Прогрессирующее разложение партийно-государственного аппарата губительно сказывалось на всех сферах жизни советского общества. Уже в конце 50-х гг. отчетливо обозначился спад темпов экономического развития. Замедлился рост национального дохода. В 1961-1965 гг. он вырос всего на 5,7%. Это было намного меньше, чем в предыдущую пятилетку, и недостаточно для стабильного подъема жизненного уровня людей, обеспечения нужд обороны.

В сентябре 1965 г. руководство страны предприняло серьезную попытку оживить экономику страны, усовершенствовать устаревший хозяйственный механизм. Главным направлением экономической реформы, инициатором которой был Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, стало изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Теперь предприятия могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину заработной платы. Руководители предприятий получили возможность более свободно распоряжаться имеющейся у них прибылью. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Однако процесс освоения нового хозяйственного механизма затянулся на годы. Еще до начала реформы в 1965 г. были ликвидированы совнархозы, руководство отраслями перешло к вновь созданным министерствам. Были организованы единый Госплан СССР, Госснаб, Госкомцен СССР, что трудно совмещалось с объявленной самостоятельностью предприятий. Реформа не меняла основ командно-административной системы. Адресное директивное планирование не устранялось, а лишь ограничивалось несколькими показателями. Косыгину не удалось до конца осуществить экономическую реформу, не нужную высшей партийно-государственной элите. Министерства и ведомства работали по-старому. Их аппарат увеличивался, возникали новые главки. К тому же даже небольшое расширение самостоятельности позволяло предприятиям занижать плановые задания, выбирать более легкие для себя варианты решений. В итоге эффективность экономики падала, снижался уровень ее управляемости. Окончательно экономическая реформа, а с нею и возможность дальнейших демократических преобразований в стране были похоронены в 1968 г., когда военное вмешательство стран Варшавского Договора прервало «пражскую весну» - попытку демократических преобразований в «братской» Чехословакии.

После событий 1968 г. в руководстве страны усилились консервативные тенденции. Со страниц газет, журналов исчезло всякое упоминание о «культе личности», сталинских преступлениях. Слово «рынок» стало критерием политической неблагонадежности, экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве была свернута.

В 70-е гг. экономический рост в стране практически прекратился. Экономика СССР была предельно «милитаризирована», т. е. работала в основном на военно-промышленный комплекс. Заводы СССР в начале 80-х гг. выпускали танков в 4,5 раза больше, чем США, атомных подводных лодок - в 3 раза, БТР - в 5 раз. При этом в оборонной промышленности СССР работало в 2-3 раза больше людей, чем в США. Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. Из продажи исчезли многие необходимые вещи, вновь привычными стали многочасовые очереди. Видимость благополучия народного хозяйства, сохранявшаяся в 70-е гг., обеспечивалась за счет «нефтяного допинга». Именно экспорт нефти, цены на которую в эти годы выросли почти в 20 раз, других видов ценного сырья позволял СССР относительно безбедно существовать, «решая» продовольственную, космическую и другие «комплексные» проблемы. Главным образом за счет экспорта невосполнимых природных ресурсов в 60-70-е гг. шло интенсивное освоение восточных районов страны, формировались и развивались крупные народнохозяйственные комплексы - Западно-Сибирский, Саянский, Канско-Ачинский. За эти годы появились соответствующие мировому уровню Волжский (ВАЗ) и Камский (КамАЗ) автомобильные заводы, новые нефтехимические комплексы, предприятия оборонной промышленности.

Вместе с тем СССР все больше отставал от мирового уровня в использовании микроэлектронной техники. Несмотря на целый ряд уникальных научных разработок в народном хозяйстве, научно-технический прогресс практически не ощущался. Ручным трудом в промышленности СССР было занято около 40% рабочих, в сельском хозяйстве - 75%. Устаревшие отрасли требовали колоссальных объемов добычи природных ресурсов, которые катастрофически истощались. СССР отставал от передовых стран и в производстве современной бытовой техники. Министерства и ведомства, ставшие крупной экономической силой и практически подчинившие государственный аппарат, предпочитали не заниматься хлопотной модернизацией существующих промышленных предприятий, а строить все новые и новые. В результате с каждым годом число недостроенных заводов и фабрик росло, скапливались горы неустановленного стареющего импортного оборудования. После 1968 г. вместо реальных реформ в Советском Союзе проводились затяжные эксперименты с расширением на предприятиях хозрасчета, введением показателя «условно-чистой продукции», которые в итоге ничем не закончились.

После хрущевской «оттепели» застойные явления проявились в литературе и искусстве. Идеологической основой консервативной политики в области духовной жизни стал вывод, впервые обнародованный Брежневым в 1967 г., о построении в СССР «развитого социалистического общества». Концепция «развитого социализма» появилась в официальных документах как альтернатива обанкротившемуся курсу на строительство коммунизма в нашей стране. И в данном смысле это был шаг вперед. Но содержащиеся в концепции обоснования «полного и окончательного решения национального вопроса», социальной однородности советского общества, отсутствия в нем каких-либо противоречий способствовали консервации всех пороков советской системы, уводили общество от реальных проблем. Это привело к нарастанию догматических тенденций в науке, искусстве, глубокому кризису всей духовной жизни.

В ноябре 1969 г. А. И.__Солженицын был исключен из Союза писателей за его выступления против явной и скрытой цензуры художественных произведений. В январе 1970 г. был снят со своей должности редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский. В 70-е гг. все чаще запрещалась публикация художественных произведений, неугодных партийному руководству. В сентябре 1974 г. в Москве бульдозерами была разгромлена выставка современного искусства. Талантливые фильмы А. А. Тарковского практически не имели широкого проката в стране. Из-за душной атмосферы «застоя» многие известные поэты, писатели, режиссеры оказались за границей: В. П. Аксенов, И. А. Бродский, В. Е. Максимов, А. И. Солженицын, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский, Ю. П. Любимов, М. Л. Ростропович, Г. П. Вишневская и многие другие (см. Эмиграция).

Несмотря на многие очевидные факты «застоя», «торжественного марша на месте», брежневское «правление» не было периодом полного «застоя», так же как не стало оно периодом «развитого социализма». За внешней оболочкой в жизни советского общества происходили важные и сложные трансформации, разрастался и углублялся кризис всей советской системы. Внутренние потребности общества и граждан в большей свободе, в плюрализме мнений и деятельности находят в 70-е гг. свое отражение в появлении новых, негосударственных структур в экономике, идеологии и социальной сфере. Наряду с плановой экономикой укреплялись «цеховики». Разрасталась теневая экономика, дающая возможность распределения продукции и доходов в соответствии с предпочтениями потребителей. В полузаконную и незаконную деятельность были втянуты целые предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись миллиардами. Важнейшим следствием хрущевской либерализации стала кристаллизация ростков гражданского общества, т. е. появление независимых от государства общественных организаций и объединений граждан. В силу закрытости, репрессивности брежневского режима очень скоро эти общественные структуры приобрели антисоциалистическую, антигосударственную направленность. С середины 50-х гг. отдельные крайне малочисленные группы диссидентов пытались найти свое место в жизни общества, способствовать его обновлению. Однако обрушившиеся на них репрессии толкнули их на путь противостояния государству. Судебный процесс в феврале 1966 г. над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, обвиненными за публикацию на Западе литературных произведений, стал мощным ускорителем диссидентского движения, различных форм гражданской активности (см. Диссидентское и правозащитное движение в СССР). Он способствовал дальнейшему формированию в стране общественного мнения. В распространении произведений самиздата, сборе правозащитной информации принимали участие многие сотни человек. «Диссидентские» лозунги гласности, демократизации общественной жизни, создания правового государства находят отклик в среде интеллигенции, части правящего класса. В 70-е гг. произошло окончательное оформление движения как полновластной политической силы. Его общая численность достигает 500-700 тыс. человек, а вместе с семьями порядка 3 млн. человек, т. е. 1,5% от всего населения страны.

Становление советского правящего класса, основой которого являлся слой высших партийных и государственных чиновников, - важнейший итог застойного периода. К середине 80-х гг. окончательно сформировавшийся «новый класс», по существу, уже не нуждался в общественной собственности и искал выход для возможности свободно управлять, а затем и владеть личной, частной собственностью. К середине 80-х гг. советская тоталитарная система (см. Тоталитарный режим в СССР) фактически лишилась поддержки в обществе и ее крах стал вопросом времени (см. Перестройка в СССР).

Леонид Ильич Брежнев пришел к власти в 1965 году, и именно будущий генеральный секретарь принимал активное участие в смещении Хрущева с его поста. Период управления страной Брежневым кто-то называет этапом застоя во всех сферах развития страны, а кто-то искренно считает, что в это время в СССР настала долгожданная оттепель.

Чтобы разобраться в истинном направлении политики Брежнева, необходимо рассказать об основных реформах этого периода, и об их значении для будущей судьбы СССР.

Реформы Леонида Брежнева и их существенные особенности

Реформы Брежнева

Положительные моменты реформ

Отрицательные моменты реформ

1965 год - начало промышленной реформы Брежнева

Для повышения уровня качественности в промышленности, правительство стало оставлять небольшую часть дохода предприятиям, чтобы поощрять работников. Это повлияло на улучшение качества выпускаемой продукции и на увеличение заработных плат.

В стране продолжали активно развивать сектор тяжелой промышленности, пренебрегая нуждами легкой промышленности. К тому же, предприятия все больше лишались самостоятельности, увеличивался уровень контроля Министерств над промышленной сферой.

1970-е-1980-е годы - экономические реформы.

Реформа 1965 года.

В сфере экономики практически не проводились реформы, за редким исключением. Зато в этот период улучшились контакты с другими странами, что положительно сказалось на развитии внешней экономики. Реформа 1965 года не принесла никаких изменений в экономику, показав полное бессилие государственного аппарата.

Из-за того, что цены на нефть все время росли, у Брежнева и его сподвижников не было стимула для развития экономики. Нефтяной бум 70-х привел к тому, что страна продолжала получать большие доходы, но отставала в техническом оснащении от Запада на много лет. Именно поэтому, когда в 80-х разразился кризис нефтяного сектора, а цены на нефть стали падать, экономика оказалась в глубочайшем кризисе. Из-за невнятности реформ Брежнева, увеличивался товарный дефицит.

1969-1972 - внешние реформы в области улучшения отношений с США.

В 1972 году состоялся первый в истории визит американского президента в СССР. Отношения двух стран переживали оттепель, а железный занавес слабел. Подобное улучшение отношений между двумя странами снизило уровень напряженности в мире, и политики, наконец, перестали переживать из-за возможности начала Третьей Мировой войны

Антиалкогольгая кампания 1972 года

Были сокращены объемы производства крепкого алкоголя, но вместо этого увеличены объемы производства пива и виноградного вина. Появлялись лечебные профилактории, куда отправляли людей, страдающих алкогольной зависимостью.

Кампания Брежнева не принесла никакой пользы, более того, количество пьющего населения в стране неизменно росло. Здесь влияние оказывало то, что страна находилась в глубоком застое, репрессии увеличивались, а никакого прогресса не наблюдалось. Вместе с тем, реформа принесла только увеличение цен на алкоголь.

Итоги реформаторской деятельности Л.И. Брежнева

Нельзя сказать, что в период нахождения у власти Брежнева, страна находилась в исключительном кризисе. В 1980 году была проведена Олимпиада в Москве, где СССР заняла первое место по командному зачету. Невероятными темпами развивалась космическая программа, продолжала расти доля тяжелой промышленности. К тому же, наконец, снизился уровень напряжения между СССР и США, которые заключили договор о сокращении вооружений и уменьшили давление железного занавеса. В период столь серьезного экономического кризиса, никто уже не верил в то, что СССР сможет противостоять США. Однако достижения в области освоения космического пространства и спорта стали важным подспорьем для страны. К тому же, в СССР, наконец, снизилось давление на интеллектуальную и творческую элиту, которая прежде переживала бесконечные репрессии. И все же, репрессии в период правления Брежнева продолжали существовать, но проходили тихо и без огласки.

Вместе с тем, Брежнев не мог предложить никаких дельных изменений в области экономики или легкой промышленности. Все его реформы оказывались неудачными и приводили к еще большему экономическому кризису.

Брежнев под конец своего правления тяготился властью, а реформы практически полностью сошли на нет. Возможно, если бы в стране происходили более существенные изменения, а культ Сталина вновь не вышел на первый план, этот период не назвали бы временем застоя.

Период от прихода Леонида Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х) обычно характеризуется в публицистике как «эпоха застоя».

Термин «застой» ведет свое происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС (1986), сделанного Михаилом Горбачевым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах.

Со сменой руководства в 1964 году в экономике СССР произошли существенные изменения. Правительство предприняло попытку провести масштабные экономические реформы. 30 сентября 1965 года вышло постановление «Об улучшении управления промышленностью», а 4 октября 1965 года - постановление «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Главным инициатором проводимых реформ стал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.

Сущность реформ сводилась к комплексу мер, направленных на усиление экономических рычагов, на увеличение самостоятельности предприятий и организаций, на обновление методов централизованного планирования.

Косыгинская реформа 1965 года делала ставку и на сельское хозяйство. Примерный Устав колхозов от ноября 1969 года давал коллективным хозяйствам значительную самостоятельность, вводились элементы хозрасчета. За колхозниками оставалось право содержания личного подсобного хозяйства, приусадебного участка и домашнего скота и птицы. В этот период были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов, стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России.

Коренные экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.

В первые постреформенные годы (1966-1970) среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1% по сравнению с предыдущей пятилеткой, а прирост валовой продукции сельского хозяйства в те же годы увеличился на 1,7 %. В этот период валовой общественный продукт вырос более чем на 350%. В стране производилось продукции в 4 раза больше, чем за предыдущие четыре пятилетки . Выпуск промышленной продукции увеличился на 485%, а сельскохозяйственной - на 171%.

К 1968 году экономическая реформа Косыгина забуксовала, а вскоре и вовсе сошла на нет в силу отсутствия политических преобразований. В 1970-1971 годах началось обсуждение новой экономической реформы. Предложенную концепцию могли начать реализовывать в 1972-1973 годы, но в 1973 году произошел скачок цен на нефть на мировом рынке, и все экономические реформы были отложены.

Еще одна попытка оживления советской экономики была осуществлена в 1979 году. Тогда было принято постановление ЦК КПСС «О совершенствовании планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ». Однако оно не оказало существенного воздействия на происходившее в экономике. За 1970-е годы структура экономики существенно изменилась , она стала абсолютно зависимой от нефтяных доходов, с одной стороны, и поставок продовольствия, ширпотреба и машиностроения из развитых стран, с другой.

В промышленности в 1970-е годы акцент переносится на освоение и развитие территориально производственных комплексов (ТПК). Ускоренными темпами развивалась энергетика СССР. В строй были введены новые мощности уже действующих АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза.

Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее. В энергетике, как и в топливно сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития . Доля топливно сырьевого экспорта из СССР поднялась за 1960-1985 годы с 16,2 до 54,4%.

Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979-1984 годах в страну ввозилось около 40 млн тонн продовольствия ежегодно.

В конце 1970-х - начале 1980 годов в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в 8-й пятилетке его среднегодовой прирост составлял 7,8 % и в 9-й - 5,7 %, то в 10-й он снизился до 4,3 %, а в 11-й составил около 3,6 %.

Тем не менее, реформы 1960-1970 годов оказали положительное воздействие на развитие народного хозяйства СССР. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объем промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то в 1980 году - уже более 80%.

В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России увеличилось на 12 млн человек. При Брежневе было введено в эксплуатацию 1,6 млрд кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн человек. При этом квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными.

По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2006 году, 61% опрошенных считают годы правления Леонида Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% - неблагополучным. Среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку той эпохе дали 75% респондентов, среди тех, кто старше - 74% (негативную - соответственно 14% и 18%). Молодые респонденты (до 35 лет), естественно, гораздо чаще затруднялись дать оценку временам Брежнева, но и они гораздо чаще признавали их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Экономика СССР периода «застоя»

Двадцатилетие, от середины 1960-х до середины 1980-х гг., когда политическое руководство страны возглавляли Л.И. Брежнев (1964–1982 гг.), Ю.В. Андропов (1982–1984 гг.) и К.У. Черненко (1984–1985 гг.) называют временем «застоя». Начавшееся решительными экономическими реформами, оно закончилось нарастанием отрицательных тенденций во всех сферах общественной жизни, стагнацией экономики, кризисом общественно-политической системы. Можно привести немало данных, свидетельствующих о росте производства – в 1970-е гг. СССР догнал наиболее развитые страны Запада по объему промышленной продукции. К началу 1980-х гг. догнал и перегнал даже США, ФРГ, Японию, Англию, Францию по производству на душу населения стали, угля, электроэнергии, цемента. Удалось достигнуть паритета в области вооружений, впечатляющими были успехи Советского Союза в освоении космоса. Однако военные расходы составляли 40% госбюджета, продукция ВПК – 20% валового общественного продукта. Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку – около 20 млрд. руб. шло на военно-технические исследования и разработки. Этот перекос в хозяйственном развитии страны все сильнее сказывался на уровне жизни людей, преодолеть его в рамках старой командно-административной системы было невозможно.

О Л.И. Брежневе говорили, что, обладая вполне средними способностями и имея за плечами карьеру типичного партаппаратчика, он, тем не менее, придя к власти, реально стремился провести полезные реформы в стране. Начало его правления свидетельствует в пользу этого.

С мартовского Пленума ЦК КПСС (1964 г.) начинаются попытки оживить сельское хозяйство: восстанавливался и даже увеличивался размер подсобных хозяйств в деревне; отменялся налог с содержания личного скота, разрешалось продавать корма частным лицам; снижался план государственных закупок зерна в колхозах, в течение последующих 10 лет его решено было не повышать, а сверхплановое зерно оставалось в распоряжении колхозов; повышались государственные цены на основные виды сельхозпродукции, задолженности колхозов государству списывались.

Все эти меры были попыткой применить к аграрному сектору экономические меры регулирования. Но только к аграрному сектору в целом, а не к самой сути производственного процесса. Сохранялась главная негативная черта советского сельского хозяйства – отсутствие экономической заинтересованности работника в результатах своего труда (с 1966 г. вводилась гарантированная оплата труда колхозников, не связанная с производительностью). Уступки в отношении подсобных хозяйств также ни к чему не привели – за годы экспериментов с деревней в ней бесповоротно исчезли люди, готовые к тяжелому труду на личное благо. Крестьяне окончательно превратились в колхозников и совхозников.

В сентябре 1965 г. начался период экономических реформ под руководством председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина. В первую очередь, восстанавливалась отраслевая система управления производством (министерства), заменившая территориальный метод руководства экономикой (совнархозы), введенный в период правления Н.С. Хрущева. Экономическая реформа подразумевала введение хозрасчета и предоставление ограниченной самостоятельности предприятиям. Но «низовое планирование» по-прежнему сочеталось с планированием из центра, хотя число обязательных плановых показателей снижалось до 9 (вместо прежних 30). Главным показателем работы отраслей становился объем реализованной продукции. Кроме того, оживить экономику предполагалось введением экономических рычагов. Прибыль, полученная предприятием, оставалась в его фондах, из которых, в свою очередь, должно было вестись материальное поощрение рабочих (премии, «13 зарплата» по итогам года). Чтобы поднять дисциплину взаимных поставок, Косыгин пошел на принятие постановления, по которому выполнение плана засчитывалось лишь после удовлетворения всех заказов потребителей. Против этого выступили Госплан и министры, утверждавшие, что в таком случае все их предприятия останутся не только без премий, но и без зарплаты. Самостоятельность предприятий привела к тому, что они заведомо занижали свои плановые задания, таким образом, заработная плата росла быстрее производительности труда. Руководители предприятий и отраслей не заинтересованы были и во внедрении научно-технических достижений, так как введение инноваций сбивало запланированный производственный цикл. Экономическое стимулирование работников также постепенно утрачивало свою роль. «13 зарплата» и премии стали выдаваться всем, чтобы не нарушать главного идеологического постулата советского общества – «социальной справедливости».

Первоначально задуманные А.Н. Косыгиным меры дали определенные результаты. Показатели, достигнутые сельским хозяйством в 1966–1969 гг., были намного выше, чем в предшествующий период. Производительность труда в среднем в год росла в этот период на 6,5 процента, что было в два раза больше, чем в 1961–1965 гг. Фонд оплаты по труду за 1965–1975 гг. вырос в 1,5 раза. Однако в противостоянии между экономическими принципами и директивным планированием выиграло последнее. Советская номенклатура не могла не понимать, что экономическое стимулирование экономики сделает в конечном итоге ненужным сам огромный бюрократический аппарат. С 1970 г. реформы А.Н. Косыгина были свернуты.

В советской промышленности 1960 – первой половины 1980-х гг. резко росла диспропорция в развитии хозяйственных отраслей. Продолжающаяся «гонка вооружений» привела к тому, что военные расходы поглощали 20% ВНП. Огромных затрат требовало сохранение лидерства в исследовании космоса. В целом в промышленности продолжались ухудшаться возрастные характеристики производственного оборудования. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели эффективности. Если сравнивать среднегодовой прирост важнейших народнохозяйственных показателей, то можно заметить, что он уменьшался от пятилетки к пятилетке. Тем не менее острота надвигавшегося кризиса в 1970-е гг. была сглажена получаемыми немалыми суммами нефтедолларов. Конфликт между арабскими странами и Израилем, вспыхнувший в 1973 г., привел к резкому взлету цен на нефть. Экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в валюте. На нее закупались товары широкого потребления, продовольствие, что создавало иллюзию относительного благополучия. Руководство страны форсировало разработку нефтегазовых месторождений в новых районах Сибири и Севера. Сырьевая ориентация экономики страны усиливалась.

В 1974 г. началось строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Огромные средства были потрачены на закупку целых предприятий, комплексного оборудования, технологий.

В 1970-х – начале 1980-х гг. возводились промышленные гиганты и агропромышленные объединения (АПО). Однако низкая эффективность экономической деятельности не позволила разумно распорядиться неожиданно возникшими возможностями. В первой половине 1980-х гг. экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Темпы внедрения средств механизации и автоматизации не отвечали требованиям времени. Ручным трудом к середине 80-х гг. было занято около 50 млн. человек: примерно треть рабочих в промышленности, более половины – в строительстве, три четверти – в сельском хозяйстве.

Экономическая ситуация в стране продолжала обостряться. Неэффективная экономика оказалась неспособной решить проблемы повышения уровня жизни трудящихся. Фактически была провалена задача – значительно усилить социальную ориентацию экономики, увеличив темпы развития отраслей народного хозяйства, производящих предметы потребления. Остаточный принцип распределения ресурсов – вначале производство, а только потом человек – доминировал в социально-экономической политике. На социальное развитие общества отрицательное влияние оказывала и нерешенность продовольственной проблемы.

Ярким проявлением кризиса хозяйства периода «застоя» стало существование так называемой «теневой экономики». В условиях, когда государственное производство не могло обеспечить гражданам достаточного количества потребительских товаров, услуг, а подчас и продовольствия, появлялись хозяйственные связи вне государственного контроля. Предприятия изготавливали неучтенную продукцию и продавали ее, минуя государственную торговлю. Сформировался целый официально не существующий в СССР слой предпринимателей («цеховиков»), чьи доходы к началу 1980-х гг. достигли 80 млрд. рублей. В теневой экономике происходило интенсивное срастание государственного аппарата с криминальным миром.

В ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев и Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран председатель КГБ Ю.В. Андропов. В июле 1983 г. по инициативе Ю.В. Андропова было принято правительственное Постановление «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда». Однако попытка навести порядок на производстве с помощью жесткого административного контроля не увенчалась успехом. В августе 1983 г. ЦК КПСС и Совета Министров СССР приняли Постановление «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве». Но все эти директивы не могли спасти умирающую командно-административную экономику. К середине 1980-х гг. она полностью исчерпала свои ресурсы.

Кризис идеологии

«Кнутом» и «пряником» тоталитарного политического режима, сложившегося в СССР, были пропаганда, взывавшая к трудовому энтузиазму трудящихся, и страшная система террора, обрушивавшегося, в первую очередь, на тех, кто плохо поддавался советской агитации и пропаганде. В период «оттепели» (1953–1964 гг.), когда власть прекратила репрессии, упразднила ГУЛАГ и реабилитировала сотни тысяч политических заключенных, в ее распоряжении осталось только одно средство воздействия на массы – идеология. Поначалу пропагандистские призывы продолжали действовать по инерции, даже не подкрепленные страхом перед террором.

Но с течением времени, все больше людей стали задумываться над тем, насколько провозглашаемое расходится с действительным. Да и сама идеология все больше отдалялась от реальной жизни людей. Если в реальности жизнь народа улучшалась медленно (а в некоторые периоды и ухудшалась), то в партийных призывах и лозунгах прогресс советского общества шел семимильными шагами. На практике люди наблюдали экономические кризисы, техническую отсталость, социальное неравенство между номенклатурой (руководящими лицами, утверждаемыми партийными органами) и широкими слоями общества, политическую несвободу. В партийных программах все эти явления замалчивались. Н.С. Хрущев заявлял в 1961 г., что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» и планировал «построить коммунизм к 1980 г.». Факт достижения Советским Союзом «развитого социалистического общества» и перехода к строительству коммунизма декларировался Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 г. Трещина между народом и властью становилась пропастью. Одним из главных кризисов советского общества был кризис доверия.

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был отстранен от власти постановлением Президиума ЦК КПСС. Главным символом нового политического руководства стала стабильность. Началась эпоха правления Л.И. Брежнева (1964–1982 гг.) и сменивших его, но действовавших в том же русле Ю.В. Андропова (1982–1984 гг.) и К.У. Черненко (1984–1985 гг.), названная историками эпохой «застоя». В социально-политическом плане она характеризуется усилением идеологического контроля над жизнью общества, решительным пресечением демократического движения, зародившегося в обществе в годы хрущевских реформ, исключительное значение придавалось упрочению руководящей роли партии в обществе. Подобные установки в сфере внутренней политики ориентировали на укрепление методов администрирования в руководстве обществом, усиливали авторитарно-бюрократические тенденции в отношениях между руководителями и подчиненными. При этом в политических документах, принимавшихся в 1960–1970-е гг., демократизация советского государства объявлялась одним из важнейших направлений политики партии.

Ярким примером политического лицемерия эпохи застоя стала принятая Верховным Советом СССР «брежневская» Конституция (7 октября 1977 г.). Новый Основной закон подчеркивал свою преемственность с конституциями 1924 г. и 1936 г. В первом его разделе провозглашалось построение в СССР «развитого социализма».

В 6-й статье Конституции КПСС объявлялась «руководящей и направляющей силой советского общества ». Таким образом, в качестве ядра политической системы общества выступала партия. Конституция отразила реально сложившийся факт. Находясь в исключительных условиях политического монополизма, КПСС окончательно трансформировалась в надгосударственную структуру. Это способствовало резкому усилению власти партийного аппарата. Принцип «единства партии» приводил к тому, что глушилась всякая критика, урезалась внутрипартийная демократия, процветали бюрократизм, демагогия, злоупотребление служебным положением, взяточничество и др.

С другой стороны, в Конституцию 1977 г. был включен внушительный перечень социально-экономических и политических прав граждан СССР. В частности, впервые законодательно были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, на свободу творчества. Декларировались и новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум. Одной из главных задач Основной закон называл охрану прав и свобод личности, например таких, как право на обжалование действий должностных лиц, критику деятельности государственных и общественных организаций, защиту чести и достоинства гражданина в суде и т.д. Закрепляла Конституция и широкие права союзных республик, в частности, возможность выхода из состава СССР.

Если в отношении роли КПСС в жизни советского общества конституция фактически не уклонялась от истины, то декларируемого расширения «демократии и народовластия» не существовало, большинство социально-экономических прав государство не в силах было обеспечить, а заявленные гражданские свободы никогда не соблюдались.

Наиболее остро реакция общества на официальную фальшь проявлялась в диссидентском движении, которое начало зарождаться еще в конце эпохи Хрущева, а расцвета достигло в годы «застоя». Среди диссидентов (инакомыслящих) в СССР были академик А.Д. Сахаров, член-корреспондент АН И.Р. Шафаревич; писатели А.И. Солженицын, А.Д. Синявский, Ю.М. Даниэль, С.Д. Довлатов, В.П. Аксенов, А.Г. Битов, А.Т. Марченко; поэты И.А. Бродский, А.А. Галич, Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, Н.М. Коржавин, Е.Б. Рейн, общественные деятели В.И. Новодворская, Е.Г. Боннэр, С.А. Ковалев и многие другие.

У многих из них неприятие тоталитарного режима выливалось в активную борьбу – так называемое «правозащитное движение». Они активно требовали от государства соблюдения всех прав и свобод личности, зафиксированных в Конституции, отмены цезуры, прекращения «ползучей реабилитации» Сталина, наметившейся в официальной идеологии. Первая открытая акция правозащитников состоялась в 1965 г. когда они устроили на Пушкинской площади в Москве манифестацию с требованием, чтобы судебный процесс над А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем, арестованными за опубликование на Западе их произведений, проводился в открытую. В 1968 г. правозащитники отреагировали демонстрацией протеста на подавление советскими войсками попыток либерализации в Чехословакии. Несмотря на то что власти отвечали жестокими репрессиями – арестами, ссылками, принудительным содержанием диссидентов в психиатрических лечебницах, правозащитное движение не стихало. С 1968 по 1983 гг. издавался подпольный информационный бюллетень «Хроника текущих событий», фиксировавший случаи нарушения прав человека в СССР. В 1970 г. советские правозащитники стали частью мирового движения. Государство ужесточало репрессии, влияние КГБ в политической системе возрастало, но, с другой стороны, международная известность многих лидеров правозащитников заставляла правительство идти на некоторые уступки. Некоторым активным диссидентам разрешили покинуть СССР. По отношению к другим, выдворение из страны было применено насильственно (изгнание А.И. Солженицына, 1974 г.).

Другой формой проявления инакомыслия стала неофициальная литература, так называемый «самиздат». В подпольных альманахах «Вече», «Поиски» и многих других печатались авторы, чьи произведения не принимались советской цензурой, и кто имел мужество отстаивать свою точку зрения. Запрещенные властями произведения тайно высылались на Запад и публиковались там («тамиздат»). На «самиздатовских» пленках расходились по стране искренние песни Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого, А.А. Галича и других запрещенных бардов.

«Разрядка» международной напряженности