Узнать малое предприятие или нет. Чем отличается малый бизнес от среднего
Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.
Согласно Конституции
Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.
Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.
Количество работников
Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.
Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.
Налоги
Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.
Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.
Поддержка
Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.
1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.
2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.
3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.
4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.
5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.
6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.
Из истории
Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.
В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.
Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").
Закон
В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.
Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.
Другие условия
В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.
По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).
Категории
Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.
На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.
Документы
Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.
1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.
2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.
3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).
4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.
Сроки
Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.
Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.
Программы поддержки
Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.
Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.
Участие
В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.
Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.
Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?
Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
- хозяйственные партнерства.
Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.
Кто относится к субъектам МСП
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.
Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.
- Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
- Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.
А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.
В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.
Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.
Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.
Государственный реестр субъектов МСП
С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.
В открытом доступе находится следующая обязательная информация:
- наименование юридического лица или полное имя ИП;
- ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
- категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
- сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
- указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.
Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:
- о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
- о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
- о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
- полную контактную информацию.
Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.
После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.
Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:
- Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
- Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных , выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
- Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .
Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют как сугубо научное, так и практическое значение. Государственные органы несут ответственность за разработку критериев и воплощение их в жизнь. Также эти требования влияют на вопросы отнесения предприятий к определенным видам бизнеса.
В чем принципиальная разница
В каждом государстве существуют свои требования к определению вида бизнеса. Однако из всех имеющихся факторов один является общим и наиболее универсальным – это среднесписочная численность персонала. Именно с помощью этого показателя можно наиболее точно охарактеризовать предприятие и отнести его к малому, среднему либо крупному бизнесу.
Что относится к малому бизнесу в РФ? В большинстве случаев считается, что если предприятие работает по «упрощенке» (УСН), то оно считается малым, но это ошибочное мнение.
Малым предприятием (МП) может быть не только юридическое лицо, но и физическое, так называемый индивидуальный предприниматель. Законодательство РФ относит к субъектам малого бизнеса:
- потребительские кооперативы;
- коммерческие фирмы;
- индивидуальных предпринимателей (ИП).
Для того, чтобы определить, к какому виду относится любимое дело, необходимо более тщательно изучить критерии отнесения к малому бизнесу.
Перечень категорий
Перечень требований, определяющих статус и размер субъекта хозяйствования (СХ), можно найти в таких законодательных актах, как:
- ФЗ № 209 от 24 июля 2007 года;
- ФЗ № 156 от 29 июня 2015 года.
Именно последний акт содержит в себе критерии отнесения предприятий к малому бизнесу в 2018 году. Этот документ значительно расширил круг СХ, которые могут быть отнесены к малым, тем самым увеличив границы поддержки российским государством малого и среднего бизнеса.
Это событие обязательно положительно отразится на будущем развитии экономики страны, так как почти 80% ВВП государства с развитой экономикой создают именно представители малого и среднего предпринимательства.
Принципы разработки критериев
Разработка каких-либо фундаментальных понятий обязана руководствоваться четкими принципами. В данном случае к ним относятся:
В экономической науке количество подобных принципов значительно больше, но здесь были перечислены основные.
Этапы формирования
Первые критерии малого бизнеса в России были определены в начале 90-х годов прошлого столетия. Тогда считалось, что для определения статуса СХ нужно было узнать периодически меняющуюся численность персонала.
Статья 4 ФЗ № 209 содержит в себе положения о том, какое предприятие может быть признано малым, а именно:
- Общая доля государства, его субъектов, иностранных организаций и граждан, муниципальных образований, религиозных и общественных объединений, а также благотворительных организаций и фондов, не относящихся к субъектам МП, в уставном капитале не должна быть более четверти от общей суммы (до 25%).
- Средняя численность персонала за прошедший год не может быть более сотни. Для микропредприятий этот показатель не должен быть более 15 человек.
- Сумма выручки от реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ за предыдущий год не может быть больше суммы в 800 млн. рублей.
Последние два требования должны выполняться и для субъектов, именующихся ИП.
В 2015 году критерии малого бизнеса были изменены постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года.
Теперь для организаций и предпринимателей, относящихся к микропредприятиям, а также к малому и среднему бизнесу, предельная величина выручки должна составлять (без учета налога на добавленную стоимость):
- для микропредприятий – не больше 120 млн руб.;
- для малых – не больше 800 млн руб.;
- для средних – не больше 2 млрд руб.
Обратите внимание, что категория субъекта меняется, если происходит увеличение или сокращение предельно допустимых значений, указанных выше, в течение трех, следующих друг за другом, лет. Критерии малого бизнеса никоим образом не зависят от выбранной организацией системы налогообложения.
Подтверждение статуса фирмы
Несмотря на принятие новых критериев, в России не предусмотрен отдельный вид учета малых СХ. Этот статус не может быть подтвержден какими-либо документами. Подтверждается факт принадлежности к микро- или малому предпринимательству только соответствием субъекта бизнеса установленным критериям.
Выручка должна подтверждаться налоговыми регистрами. Если МП находятся на «упрощенке», то такими регистрами являются книги учета доходов и расходов. Помимо этого, необходим расчет численности работников компаний.
Эти два показателя нужно регулярно отслеживать, не только для того, чтобы проверить, к какому виду бизнеса относится предприниматель или организация, но и для того, чтобы сохранить специальный режим налогообложения.
Как начать малый бизнес с нуля: Видео
Что субъекты малого предпринимательства, которые не подпадают под обязательные аудиторские проверки, имеют право на упрощенный бухгалтерский учет. В нашем справочнике приводим критерии, по которым предприятия относятся к малым и микро. Заодно упомянем и средние предприятия.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относят:
- хозяйственные общества и партнерства;
- производственные и потребительские кооперативы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- индивидуальных предпринимателей.
Таблица. Критерии малого предприятия-2017
№ | Критерий | Предельное значение |
||
Микропредприятие | Малое предприятие | Среднее предприятие | ||
1* | Для ООО: Суммарная доля участия в уставном капитале ООО государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов | |||
2* | Для ООО: Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднегопредпринимательства, а также иностранных организаций | |||
3 | Для всех: Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год | 15 человек | 100 человек | 250 человек |
4 | Для всех: Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год | 120 млн руб. | 800 млн руб. | 2000 млн руб. |
* Исключения см. в п. 1 части 1.1 статьи 4 .
С 01.08.2016 до 01.07.2017 акционерные общества могут быть отнесены к СМП только в редких случаях. А именно: если они одновременно отвечают критериям 3 и 4, указанным в таблице, и при этом попадают в одну из категорий организаций, перечисленных в пп. «б» - «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 . Например, если акции АО обращаются на ОРЦБ и относятся к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики (Письма ФНС от 10.10.2016 №ГД-4-14/19140@, от 07.09.2016 №СД-4-3/16672@).
Реестр субъектов СМП
Закон не требует как-то особо регистрировать или подтверждать статус субъекта малого бизнеса. Достаточно того, что организация подпадает под установленные критерии.С 01.08.2016 все сведения аккумулированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (Реестр субъектов МСП), включение и обновление данных в котором происходят автоматически на основе данных ФНС России.
Потеря статуса СМП
Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства, если будет превышено предельное значение доли участия в уставном капитале. Это произойдет с даты изменения по ЕГРЮЛ.Если превышены критерии по численности сотрудников и доходам, то в течение трех календарных лет подряд организация будет считаться суъектом СМП.
Пример.
Предположим, что в 2017 году у компании сильно увеличится доход и станет выше предельно установленного. Это не критично для организации: согласно ч. 4 ст. 4 можно продолжить пользоваться льготами, установленными для этой категории юридических лиц. К примеру, в 2018 году сумма выручки не изменится, но увеличится штат сотрудников (составит больше 100 человек). И это не повод лишать такую организацию установленных для малого бизнеса преимуществ. И потерять статус малого организация может только с 2020 года, и то если и в 2019 году ей не удастся выдержать установленные предельные ограничения по выручке и численности персонала.
Не многие знают различие между малым, средним и крупным бизнесом. Разбираться в отличиях этих понятий следует, особенно, начинающему предпринимателю. В случае с определением идеи предпринимательства и написанием бизнес-плана, следует иметь представления о будущем занятии.
Что это такое
Малое предприятие является самой распространенной формой предпринимательства, которую выбирают большинство начинающих бизнесменов.
Средний бизнес ̶ это форма предпринимательской деятельности, которая, по сравнению с малым бизнесом, имеет более внушительный ежегодный доход и более обширные и различные ресурсы для коммерческой деятельности.
Крупный бизнес — это форма предпринимательства, которая включает популярные компании, охватывающие целую страну или более 2 стран мира, а также имеющие большой спрос у потребителей.
Основные характеристики предпринимательства
Каждая форма коммерческой деятельности ̶ МСБ или большой бизнес, имеет свои особенности, чем и отличаются друг от друга.
Черты малого
Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, а также компании, среднегодовая численность сотрудников которых составляет не менее 50 человек .
Территориальная деятельность этих компаний небольшая, а в список их сферы деятельности могут входить :
- магазины;
- фирмы с небольшой производством, которые выпускают малые объемы товар;
- фирмы с туристической деятельностью;
- медицинские кабинеты (стоматологические и т.д.);
- разновидные учебные курсы и т.д.
Для малого предпринимательства срок проведения проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов .
До 31 декабря 2018 года этим бизнесам предоставлены двухлетние надзорные каникулы, в течение которых никакие надзоры не будут проводиться. Не грозят посещения Санэпидемнадзора и пожарной инспекции, и не будет осуществлена проверка лицензии деятельности.
Согласно 2 части 10 статьи ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , при поступлении жалований от потребителей, насчет нарушения норм закона, то будет осуществлена ревизионная проверка.
В 2018 году право на получения налоговых каникул имеют предприниматели, которые :
- проходят регистрацию в первый раз;
- осуществляют производственную, социальную или научную деятельность;
- оказывают услуги населению.
Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса . Необходимо только придерживаться вышеуказанных лимитов (доход, количество работников и доля участия в уставном капитале). Если лимиты в течение 1-го или 2-х лет были превышены, то это не является основанием потери статуса. В этом случае, он будет сохранен в течение 3 календарных лет.
Признаки среднего
По сравнению с малым предприятием, средний бизнес включает целые сети предприятий, работающие на большую потребительскую аудиторию . Данная предпринимательская форма может осуществить свою деятельность не только в пределах целого города, даже ̶ области.
По сравнению с малым предпринимательством, где большая роль отведена персоналу, в среднем — на первом плане ставится качество товара (услуг) . Поскольку среднее предприятие имеет некрупные размеры, то ему будет несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях.
Большой или крупный бизнес
Предприятия крупного бизнеса могут потратиться на рекламирование роликов своей продукции на самых популярных телевизионных каналах. В разных городах и странах данная форма бизнеса имеет свои филиалы и представительные органы, в которых работают сотни тысяч сотрудников .
Субъектами крупного бизнеса являются крупные компании, которые :
- занимаются производством техники: Apple, Bosch, Samsung, Lenovo и т.п.;
- производят продукты питания: MC.Donald, Nestle, Coca Cola и т.д;
- производят транспортные средства автомобильных марок: Ferrari, Bogati, Alfa Romeo, BMW и т.д.
Критерии несложны. Для того чтобы быть крупным предпринимателем необходимо соответствовать следующему :
- иметь не менее 251 работников:
- получать доход не менее 2 млрд. рублей;
- своевременно провести инвентаризацию и переоценку основных фондов.
С 2016 года действует единый реестр МСП, который содержит предприятия, получившие статус МСП.
Эти формы предпринимательства обретают статус МСП, если соответствуют нижеуказанным критериям :
- имеют определенный размер доходов;
- имеют определенное количество работников;
- имеют определенную долю участия других компаний в уставном капитале.
Согласно 4 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , указанные лимиты не касаются :
- лиц, имеющих акции экономического высокотехнологического сектора;
- лиц, участвующих в проекте «Сколково»;
- компаний, практически применяющие новейшие технологии, которые разработаны их владельцами ̶ бюджетным и научным учреждениям;
- компаний, чьи учредители внесены в правительственный список лиц, которые оказывают государственную поддержку инновационной деятельности.
Если ИП не имеет работников, то его статус определяется по критерию их годовому дохода. Если ИП и ООО, которые впервые были включены в единый реестр МСП, то их статус должен определяться по критерию количества работников.
Если предприятие получает статус МСП, то ему предоставляются определенные льготы, а именно :
- предоставляется право держать в кассе столько денег, сколько захочется и за это не будет наложен штраф.
- возможность вести упрощенный бухгалтерский учет. Это не относится к ИП, поскольку они не несут обязанность вести бухучет. А компании обязаны начислять ежегодную амортизацию, а не 1 раз в месяц.
- наделены преимуществом в покупке государственной и муниципальной недвижимости и т.д.
Список предприятий, соответствующие указанным критериям, ежегодно формируется Министерством промышленности и торговли РФ . Данный перечень предоставляется в ФНС России, после чего в реестре налоговиками вносятся определенные сведения.
Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается о том, почему побеждает крупный бизнес.
Главные плюсы
Как МСП, так и крупные компании имеют свои достоинства и недостатки.
Перечень плюсов малого бизнеса таков :
- наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
- сравнительно малые расходы во время осуществления предпринимательской деятельности;
- наличие быстрой возможности реагирования на изменения в рыночной сфере;
- наличие относительно быстрой оборачиваемости собственного капитала;
- тенденция роста свободных вакансий, что благотворно влияет на увеличение населенной занятости.
К главным достоинствам среднего предпринимательства относятся :
- создание новых мест трудоустройства;
- высокая продуктивность капиталовложений;
- относительно высокая доходность;
- высокая способность к конкуренции и мобильность.
Крупный бизнес также наделен положительными качествами, а именно :
- способностью по обеспечению экономической стабильности в стране;
- способностью по изменению внешней среды бизнеса;
- возможностью экономить на производственных издержках;
- внедрением в бизнес современных технологий и т.д.
Минусы и риски
Для того чтобы начать строить свой бизнес, предприниматель должен ознакомиться с основными минусами различных предприятий. Например, малое предприятие имеет следующие негативные стороны :
- сравнительно большой уровень риска;
- наличие зависимости от крупного бизнеса;
- наличие низкого профессионального уровня руководителей;
- сложности при получении кредита и субсидий.
Размер первоначального капитала также имеет свое значение. Например, если данный размер велик, то фирма сможет продержаться во время кризисного периода.
Средний бизнес тоже обладает определенными недостатками, а именно :
- наличием жесткой конкуренции и угрозой быть поглащеным крупными компаниями;
- наличие преград и трудностей при получении лицензии и патентов;
- частой нехваткой оборотных денежных средств;
- трудности при получении кредитов, по причине недоверия банков.
Большое предпринимательство также не лишено проблем. Главными минусами данного бизнеса являются наличие :
- избыточной экономической концентрации;
- локализацией хозяйственных отношений;
- блокированием горизонтальных коммерческих связей, не выходящие за рамки определенной компании.
Отличия между собой
Для наглядного примера отличий между малого среднего и крупного бизнеса, можно привести следующую таблицу.
Основа успеха
Невзирая на зависимость от внешней среды, малый бизнес также может быть успешным. Здесь работают только лучшие в своем деле сотрудники. Успех данного бизнеса определяется имением стратегического плана на развитие предприятия .
Средний бизнес может легко подстраиваться под изменяющие условия рынка. Успех также зависит от наличия эффективного менеджмента .
Основным успехом крупного предприятия является наличие эффективных бизнес моделей, которые построены таким образом, что даже через 10 лет они продолжают работать, выживая кризисные ситуации и принося огромный доход .