АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ
И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЦИОМ: «ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ». Результаты социологического опроса (июль, 2006 г.)


Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к введению школьной формы, в чем видят её основные преимуществ и недостатки, кто, по мнению респондентов, должен принимать решение о введении школьной формы.

Большинство россиян (64%) считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше (31%). Чаще всего за введение школьной формы выступают женщины – 77%, из них 39% считают, что «безусловно следует» ее вести.

На этом фоне существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18–24 лет, среди которых преобладает отрицательное отношение к её введению – половина опрошенных этой группы (51%) против введения школьной формы, тогда как «за» – лишь треть (38%).

По сравнению с респондентами, считающими себя плохо и средне материально обеспеченными, хорошо обеспеченные опрошенные демонстрируют более негативное отношение к введению формы в школах. Из них 43% полагают, что этого делать не следует. Хотя и в этой группе большинство (56%) готово поддержать такую меру.

Основные преимущества школьной формы – сглаживание социального неравенства детей (это отмечают 53% опрошенных) и ее «дисциплинирующий» фактор (44%). Немаловажным для родителей является и то, что школьная форма формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой (18%). Лишь 15% опрошенных не видят никаких «плюсов» введения школьной формы. Причем, среди молодёжи 18–24 лет доля тех, кто таких преимуществ не находит, максимальна и составляет треть опрошенных (34%).

Главные недостатки школьной формы – нежелание детей ее носить (32%) и «потеря индивидуальности» (18%). Также респонденты указывают на фактор «затратности» – 15% отмечают повышение финансовых расходов на обучение ребенка, а 11% – затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. Нередко к «минусам» относят низкое качество материалов и пошива школьной формы (14%). Впрочем, немало и тех – четверть опрошенных (25%), – кто не видит никаких недостатков во введении школьной формы.

Кто должен принимать решение о введении школьной формы? Относительное большинство опрошенных (43%) считают, что должно быть принято государственное решение о введении школьной формы во всех школах России. Существенно реже респонденты указывают, что это прерогатива директора школа (15%) или региональных органов власти (13%). Лишь 12% опрошенных считают, что сами родители должны принимать решение о том, будет ли их ребенок ходить в школьной форме.

Елена Пахомова

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 8–9 июля 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Как Вы считаете, следует ли в школах вводить школьную форму?
Всего опрошенных Пол
Мужчины Женщины
Безусловно да 33 26 39
Скорее да 31 35 28
Скорее нет 25 27 22
Безусловно нет 6 8 5
Затрудняюсь ответить 5 4 6
Как Вы считаете, следует ли в школах вводить школьную форму?
Всего опрошенных Возраст, лет
18-24 25-34 35-44 45-59 60 и старше
Безусловно да 33 14 36 30 34 50
Скорее да 31 24 32 29 33 40
Скорее нет 25 41 25 25 24 3
Безусловно нет 6 10 3 10 4 3
Затрудняюсь ответить 5 11 4 6 5 4
Как Вы считаете, следует ли в школах вводить школьную форму?
Всего опрошенных Оценка своего материального положения
Очень хорошее, хорошее Среднее Плохое, очень плохое
Безусловно да 33 24 32 43
Скорее да 31 32 32 29
Скорее нет 25 35 24 18
Безусловно нет 6 7 7 6
Затрудняюсь ответить 5 2 5 4
В чем Вы видите преимущества введения школьной формы? (до двух ответов)
Сглаживает социальное неравенство детей 53
Школьная форма дисциплинирует 44
Формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой 18
Снижает общие расходы родителей на обучение в школе 13
Высокие требования, стандарты качества материалов и пошива школьной одежды 1
Другое 0
Не вижу никаких преимуществ введения школьной формы 15
Затрудняюсь ответить 5
В чем Вы видите основные недостатки введения школьной формы? (до двух ответов)
Сами дети не хотят носить школьную форму 32
Препятствует развитию индивидуальности, вкуса ребенка 18
Существенно повышает расходы родителей на обучение ребенка в школе 15
Низкое качество материалов и пошива школьной формы 14
Требует значительных затрат времени и сил родителей в связи с приобретением школьной формы 11
Другое 2
Таких недостатков нет 25
Затрудняюсь ответить 7

Возврат к списку