Биография. Иоганн Иоахим Винкельман: биография Винкельман отец археологии

Иоганн Иоахим Винкельман (Winckelmann) (1717-1768) - немецкий историк античного искусства. Анализируя с просветительских позиций историю античного искусства, находил идеал в благородной, возвышенной скульптуре древнегреческой классики. Ее возникновение объяснял политической свободой. Основоположник эстетики классицизма.

Кисть, которую водит художник, должна быть обмочена в разуме, подобно тому как грифель Аристотеля, о котором кто-то сказал: он дает больше думать, чем показывать глазу.

Винкельман Иоганн Иоахим

Иоганн Иоахим Винкельман родился 9 декабря 1717 года, в Стендале, Магдебург. По образованию богослов; учился в Берлине (1735 - 1736) и Галле (1738 - 1740). В 1748 - 1754 годах служил библиотекарем у графа Бюнау (близ Дрездена); в этот период познакомился с сочинениями английских и французских просветителей (Антони Эшли Купер Шефтсбери, Шарль Луи Монтескьё, Вольтера и др.).

С 1755 служил в Риме (с 1763 главный антикварий и «президент древностей» Ватикана); был очевидцем раскопок Геркуланума, Помпей и Пестума. Выступая с позиций просветительской философии против манерного аристократического искусства 18 века, Винкельман в поисках образцов героического и патриотического искусства обращался к Древней Греции.

Здание может стать и быть прекрасным и без украшений благодаря одним своим пропорциям.

Винкельман Иоганн Иоахим

Главное произведение Иоганна Винкельмана - «История искусства древности» («Geschichte der Kunst des Altertums», 1763; русское издание - 1888, 1890) - первый образец научной истории искусства, где рассматриваются не отдельные мастера, а искусство в целом в его расцвете и упадке. Не ограничиваясь описанием сюжета и оценкой достоверности передачи натуры, историк пытался охарактеризовать образный язык, художественные особенности того или иного произведения искусства, став одним из создателей методики искусствоведческого анализа. Хотя Иоганну были известны лишь произведения эпохи эллинизма или римской копии, он сумел подойти к правильному пониманию общественных и конкретно-чувственных жизненных основ древнегреческого искусства, причиной расцвета которого считал климат, государственное устройство и, главное, политическую свободу.

В местностях, где процветали искусства, рождались и самые прекрасные люди.

Винкельман Иоганн Иоахим

Идеал И.И. Винкельмана - греческая скульптура эпохи классики, в его трактовке идеальная и возвышенная, облагораживающая действительность, чуждая всего обыденного и личного. Идеализируя античность, историк считал древнегреческое искусство образцом для всех времён и народов. Призывая художников вернуться к изучению природы, Иоганн под этим, однако, подразумевал подражание античным образцам. Выдвинутое им истолкование античного искусства, ставшее известным в 60-е годы 18 века, послужило эстетической основой для становления классицизма в Германии (Антон Рафаэль Менгс, А. Тишбейн и др.) и других европейских странах (Жак Луи Давид, Бертель Торвальдсен, Антонио Канова и др.) и оказало большое влияние на творчество мастеров 1-й половины 19 века.

В искусстве речи трудно не много сказать, а мало сказать.

Винкельман Иоганн Иоахим

ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9.12.1717, Штендаль, Магдебург - 8.6.1768, Триест, Северная Италия), немецкий историк античного искусства. Изучал теологию, естественные науки и филологию. С 1755 года служил в Риме (с 1764 главный антикварий и «президент древностей» Ватикана); был очевидцем раскопок городов Геркуланум, Помпеи и Пестум. Занимался антикварно-археологической штудиями и музейной работой, но известность приобрёл благодаря своей апологии древнегреческого искусства, которую подкреплял интерпретациями наиболее известных тогда греческих (преимущественно в римских копиях) статуй. Талант популяризатора в сочетании с энтузиазмом поклонника античности и выразительным, возвышенно-поэтическим стилем обеспечили его сочинениям быстрый успех; переведённые на многие европейские языки, они сыграли важную роль в возрождении классицизма в Европе 2-й половины 18 века, оказали значительное влияние на эстетическую программу веймарского классицизма. Был представителем наиболее последовательного, эллинофильского направления в классицистической эстетике, сложившегося не позднее середины 17 века (Р. Фреар де Шамбре и др.): исходил из представления о древнегреческом искусстве как о высшем художественном образце, своим совершенством превосходящем искусство всех других времён и народов, включая древнеримское. Заложил основы современного искусствознания; разработал периодизацию древнегреческого искусства, в основу которой положил идею последовательной смены состояний становления, расцвета и упадка. Для эпохи Просвещения, видным представителем которой Винкельман являлся, была важна его идея об обусловленности расцвета искусства в Древней Греции политической свободой, существовавшей там в классический период. Основной произведения Винкельмана: «Мысли о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» («Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst», 1755), «История искусства древности» («Geschichte der Kunst des Altertums», 1764; 2-е изд., исправленное и дополненное - 1776); «Неопубликованные памятники искусства древности» («Monumenti antichi inediti...», т. 1-2, 1767).

Соч.: Werke. , 1808-1825. Bd 1- 11; Briefe. В., 1952-1957. Bd 1-4; Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре (Ранняя редакция). М., 1992; Религиозные верования. М., 1993; Избранные произведения и письма. М., 1996; История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.

Лит.: Гриб В. Р. Учение Винкельмана о красоте // Литературный критик. 1934. № 12; Лифшиц М. А. И. И. Винкельман... // Лифшиц М. А. Вопросы искусства и философии. М., 1935; Hatfield Н.С. Winckelmann and his German critics, 1755-1781; а prelude to the classical age. N. Y., 1943; Justi К. Winckelmann. Sein Leben, seine Werke und seine Zeitgenossen. Кöln, 1956. Bd 1-3; Koch Н. J. J. Winckelmann. Sprache und Kunstwerke. В., 1957; Эстетика Винкельмана и современность. М., 1994; Testa F. Winckelmann е l’invenzione della storia dell’arte: i modelli е la mimesi. Bologna, 1999; Ruppert Н., Winckelmann-Bibliographie. В., 1968.

Жизнь его подобна жизни Пророка, то есть подчинена Божьему промыслу, а не тому, что он мог сделать из своей жизни сам - по собственной воле.

Родился в 1717 году в Пруссии в городке Стендаль, что возле Магдебурга, в семье бедного сапожника. Судя по происхождению, впереди его могла ожидать лишь тяжелейшая нужда. Учился в пронизанной «прусским духом» школе, где преподавали «науку повиновенья». Учился сам, читая сочинения древних авторов, причем, на языке подлинников: итальянском, латинском, древнегреческом.

В 17 лет поступил в Университет. По прусским правилам человек, получивший столь высокое образование, мог подняться на одну ступень выше лакея, став домашним учителем. Вдруг…

В 1748 году Винкельман становится библиотекарем графа Бюнау в Нетнице, близ Дрездена. В совместной работе рождается «История германских императоров и германской империи». Однако, главное в другом - возможности ознакомиться с коллекцией произведений искусств, собранной в Цвингере - знаменитой Дрезденской галерее, что уже начала соперничать с Версалем.

Результат - сочинение под названием: «Мысли о подражании греческим образцам в живописи и скульптуре». Главное слово, благодаря которому классическая традиция даст новые мощные побеги, произнесено: ПОДРАЖАНИЕ. Еще чуть-чуть и апологеты Клас­сицизма преклонят свои головы перед Винкельмановым парадоксаль­ным по форме тезисом…

ОДИН ТОЛЬКО ПУТЬ И ЕСТЬ В ИСКУССТВЕ для того,
КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ВЕЛИКИМ и, по возможности,
НЕПОДРАЖАЕМЫМ: ПУТЬ ЭТОТ — ПОДРАЖАНИЕ ДРЕВНИМ.

«Мысли» Винкельмана поражали читателей ясностью запечатленного в них миросозерцания. Сочинение представили Саксонскому курфюрсту. Тот сказал - «Эта рыба должна плавать в своей воде, и дал замечательному ученому пенсию в 200 талеров.

В 1755 году Винкельман принимает католичество и уезжает в Рим, где перед ним открываются сокровища Ватиканских коллекций. В столице мира Винкельман изучает античную скульптуру и геммы: драгоценные или полудрагоценные камни с врезанным (инталия) или выступающим (камея) изображением мифологических и бытовых сцен. В пору, когда ученые не могли посетить Грецию, находящуюся под турецким владычеством, геммы были, по сути, единственным подлинником, доступным для непосредственного изучения.

В 1764 году в Дрездене издается написанная Винкельманом «История искусства древности». Книга тут же расходится по всей просвещенной Европе, включая Екатерининскую Россию.

Успех сочинения превосходит все, самым горячим вообра­жением допустимые, ожидания. Винкельман становится членом двух академий - Римской (Святого Луки) и Лондонской. Саксонский курфюрст предъявляет свои права на выдающегося ученого и требует его возвращения в Дрезден.

В 1767 году, с неохотой, будто предчувствуя непоправимое, он отправляется в обратный путь. В Вене ученого встречают с почестями, как триумфатора. Награждают ценными подарками и четырьмя золотыми медалями, сыгравшими злую роль в его судьбе. Он показы­вает награды своему попутчику, который оказался преступником, только что отсидевшим срок в тюрьме…

Винкельман, победоносно противостоявший самым тяжелым испытаниям, достигнув на 51 году жизни вершины мудрости и славы, был убит человеком из другого мира, где нет вершин - только падения в пропасть бездуховности.

Вся Европа оплакивала потерю ученого, заслуги которого для эпохи Просвещения велики и неоспоримы. На «Истории искусства древности», написанной Винкельманом, зиждется классическое образование XVIII - XIX веков. Он впервые сказал то, что для этих двух веков стало истиной, не требующей доказательств.

КАЖДЫЙ (НАРОД) СТРЕМИТСЯ К ПРЕКРАСНОМУ ПО СВОЕМУ,
НО ОСУЩЕСТВИТЬ ЕГО УДАЛОСЬ ТОЛЬКО ГРЕКАМ.

Чтобы узнать, почему Европа, включая Россию, уверовала в этот тезис, раскроем содержание двух концепций ученого. Первая уточнит причины превосходства искусства греков. Вторая покажет, в чем сущность красоты, давшей миру эпоху Просвещения.

ЕСТЬ ТРИ ПРИЧИНЫ ПРЕВОСХОДСТВА ИСКУССТВА ГРЕКОВ:

ВЛИЯНИЕ НЕБА,
ВЛИЯНИЕ ВОСПИТАНИЯ,
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ПРАВЛЕНИЯ.

1. ВЛИЯНИЕ НЕБА - местоположения страны, климата, питания, запечатленных в наружности людей и образе их мыслей…

На лице постоянно отражается душа или, лучше сказать,
характер нации. Чем ближе природа к небу Греции, тем
прекраснее, возвышеннее и величавее наружность ее детей.
Ум, поддерживаемый сильным, здоровым телом,
мог развернуться во всей своей деятельности.

Господи, о чем он говорит, небо Греции — все то же, а эллинов, как не было, так и нет? Не будем вступать в спор, под каким небом родятся более красивые дети. Согласимся на том, что связь с небом и землей дает силу человеку. К тому же, по словам Винкельмана, греческое искусство интересно не само по себе, а как способ познания, что «должен привести нас к истине». Чтобы понять эту истину, следим за дальнейшим развитием мысли великого просветителя…

    1. ВЛИЯНИЕ ВОСПИТАНИЯ.

Ни один народ не придавал такого значения красоте…
Красота считалась достоинством, дававшим право
на бессмертие, и греческая история способствовала тому,
перечисляя лиц, одаренных красотою.
Мудрый тогда пользовался наибольшей почестью
и был известен в каждом городе, как у нас богатый.
Художник пользовался таким же уважением…
Многие храмы были пинакотеками - галереями живописи:
в них выставлялись картины лучших мастеров.
Одной из главных молитв греков была просьба
о сохранении памяти: всякий мастер,
усовершенствовавшийся в мастерстве, мог со временем
рассчитывать на увековечивание своего имени.
Высшей славой в глазах народа было одержать победу на
Олимпийских играх. Весь город победителя принимал участие в этом событии, ибо успех одного увеличивал блеск всего отечества. Гражданин, способствовавший величию родины, заслуживал награды в виде статуи. Чтобы вполне оценить влияние художества на греков, надо вспомнить, с какой поспешностью греческие города приобретали прекрасные памятники и целый народ брал на себя расходы по приобретению статуи бога или победителя на играх.

          1. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ПРАВЛЕНИЯ.

        Свобода, царствовавшая в управлении и государственном
        устройстве страны, была одним из главных импульсов
        искусства Греции. Это было царство свободы.
        Позднее возвысились тираны, но лишь местами,
        вся же нация не признавала ни разу ни одного властелина.
        Оттого никто не имел исключительного права на величие
        посреди сограждан и на бессмертие за счет других людей.

        Образ мыслей у греков был благородным отпрыском свободы.
        Потому же процветало искусство.

        Вдумайтесь, пожалуйста, и Вы будете потрясены. Перед нами - тщательно разработанный воспитательный катехизис, что должен дать «Гражданина, способствующего величию родины».

        Это, действительно, - катехизис: учение, заставляющее думать о Вечности. Точнее - об «увековечивании своего имени» или о бессмертии. Соответственно, Вечность здесь другая - не христианская с Концом света, Страшным судом и заслуженным воздаянием, а, напротив, неотделимая от земной славы имени, от земного блеска Отечества. Здесь Вечность просвещенческая, которой можно достичь, стремясь к Совершенству.

        Главное средство осуществления столь высокой цели - воспитание искусством, позволяющим людям понять и оценить Красоту, неотделимую от почитания мудрости, уважительного отношения к художникам и, обязательно, прилежания в труде - «усовершенствования в мастерстве».

        Главное условие осуществления столь высокой цели - свободомыслие. Скажете, не нужно оговорок: подлинной свободы не было на Земле никогда? Интереснее другое. Если убрать греков, возникнет Пруссия, «признающая властелина, присвоившего себе исключительное право на величие и бессмертие за счет других людей». Вот такой расклад, показывающий, что Винкельман — этот благородный отпрыск эпохи Просвещения, многое себе позволял, а монархи, чтобы казаться просвещенными, были вынуждены многое терпеть. Продолжаем чтение «Истории»…

        Душа, жаждущая красоты, возвышается и облагораживается,
        проникнувшись ею…
        Красота - цель искусства, одна из величайших тайн природы,
        действие которой мы видим и чувствуем на себе…

        Красота - наслаждение. Счастлив тот, кто нашел чистейшие
        источники искусства и может из них утолить свою жажду…

        С большой осторожностью берется Винкельман за определе­ние сущности красоты, справедливо полагая, что задача эта не проста. «Если бы определение красоты было бы геометрически точным! А так, дать ясное понятие о ее сущности - предприятие, за которое брались многие, но всегда безуспешно». Тем не менее, в изложении ясно проступает вторая концепция…

        СУЩНОСТЬ КРАСОТЫ, ПО ВИНКЕЛЬМАНУ, ТОЖЕ ТРОЙСТВЕННА:
        ЕЕ СВОЙСТВА — БЛАГОРОДНАЯ ПРОСТОТА
        И СПОКОЙНОЕ ВЕЛИЧИЕ.
        ЕЕ ИСТОЧНИК — ПОДРАЖАНИЕ ПРИРОДЕ,

        1.Первое свойство Красоты - БЛАГОРОДНАЯ ПРОСТОТА

        Настоящая красота в высшей степени проста, она чиста,
        без цвета или вкуса, как самая чистая ключевая вода.

        Главный признак красоты - та благородная простота,
        которая проглядывает в поворотах головы,
        в общих очертаниях, в складках одежды.

        Формы высшей красоты так просты и благородны,
        что кажется будто она созидалась без всяких усилий,
        появилась как мысль и исполнилась одним дуновением.

        2.Второе свойство Красоты - СПОКОЙНОЕ ВЕЛИЧИЕ

        Наружно страстей нельзя изобразить, не повредив красоте,
        которая усмиряет страсти.
        Богам приличествует спокойное величие.
        Высшая красота представляется толпе надменной,
        даже отталкивающей. Мудрым в ней не может не открыться,
        что так и должна отражаться душа:
        не бурно, а как бы сквозь легкую, водяную поверхность.

        Одно из свойств красоты - грация: благоразумная
        кокетливость. Она выражается в мягких, волнистых линиях.
        Она сообщает величию доступность и миловидность.
        Она проявляется в легкости всех действий.
        Если фигура держит платье, то как паутинку.

        Гордость в лице Аполлона выражается главным образом
        в подбородке и нижней губе, гнев в ноздрях, а презрение
        в полуоткрытом рте; в остальных частях этой божественной
        головы царит грация, и красота ее производит
        вполне чистое впечатление, как солнце,
        изображением которого служит божество.

        3.Источник красоты - ПОДРАЖАНИЕ ПРИРОДЕ.

        Лица следует делать похожими, но в то же время и
        прекраснейшими, - высший закон, признаваемый всеми
        греческими художниками.

        Высшая красота не присуща никакому лицу, никакому
        движению души. Она заимствована от одного или собрана
        от многих в одно идеальное целое.

        Красота - не слепое копирование того, что видит глаз,
        а воспроизведение тех идеальных черт ее,
        которые созерцает ум, постигающий суть бытия,
        вселенских гармоний, разлитых в Природе.

        Высшая - идеальная красота зачата божественным разумом,
        как утверждал Платон, и воспроизводится художником,
        созерцающим умом ее возвышенные стороны.

        Греческие статуи - то, что общими усилиями создали природа,
        мысль и искусство. …у самых прекрасных людей манеры
        обыкновенно спокойны и приветливы, ибо высшая красота
        может зачаться лишь на основе размышления.

        Вот такое «подражание природе»: в духе Платоновых идей,
        пришедших из Классики, чтобы дать Классицизм…
        Есть Высшая красота - Идеальная.
        Ее творит Божественный разум.
        Она разлита в Природе в виде Вселенских гармоний.

        Высшей, Божественной, красоты не постичь
        слепым копированием того, что видит глаз.

        Божественная, красота постижима лишь умозрительно:
        с помощью созерцания - полного погружения в видимое,
        при котором раскрывается Сущность Бытия.

        Созерцая умом возвышенные стороны Красоты,
        человек может воссоздать Божественный идеал…
        И не только в произведениях искусства.
        Он может сам стать прекрасным - Богу подобным.
        И внешне, и по движениям своей души.

        Что вы говорите, прекрасные творцы эпохи Просвещения? Идеальное нельзя воплотить в Мире земном, хотя бы потому что идеальное - не реальное. Значит, предложенный Вами путь совершенствования иллюзорен. Сон прекрасный и… опасный. Когда придется проснуться, он непременно обратится ужасом - кровью и террором! «Гильотина, веселей, все на гильотину!»

        Стоп! Мы забегаем вперед: в чужое для Винкельмана время. Оно потрясет Европу через 25 лет, когда грянет Великая Французская революция. Пока не истекли сроки, следим с покорным восхищением за течением Винкельмановой мысли…

        КРАСОТА — ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕОБРАЖЕНИЯ МИРА
        В СООТВЕТСТВИИ С БЛАГОМ, ДАРУЕМЫМ ЗНАНИЕМ ИСТИНЫ.

        Да-да, постижение ИСТИНЫ - первооснова преобразования. ДОБРО (Всеобщее) - результат преобразования. КРАСОТА (Идеальная) - средство их реального бытия. Первоочередная задача - появление СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: произведения Природы, Мысли и Искусства по внешнему виду, по состоянию души и духа.

        Такие люди были и не только в «золотом веке» России.
        Небо над Петербургом - все то же.
        А где его лучшие дети? Где?..

Иоганн Винкельман
Johann Joachim Winckelmann

Портрет работы Менгса
(не ранее 1755 года)
Дата рождения 9 декабря (1717-12-09 )
Место рождения Штендаль
Дата смерти 8 июня (1768-06-08 ) (50 лет)
Место смерти Триест
Страна
  • Германия
Научная сфера Искусствоведение
Альма-матер Йенский университет имени Фридриха Шиллера
Цитаты в Викицитатнике
Иоганн Винкельман на Викискладе

Жизнеописание

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле , где занимался преимущественно древней словесностью .

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах, затем изучал медицину в Йенском университете . В 1743-1748 гг. работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нёттнице, где, живя неподалеку от Дрездена , имел возможность часто видеть и изучать собранные там художественные сокровища.

Идеи

Как показал биограф Винкельмана Юсти, в области искусства его предшественником был французский знаток предмета граф Келюс .

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первым проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система.

В «Истории искусства древности» (1764) И. И. Винкельман приписал «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов» влиянию «отчасти климата, отчасти государственного устройства и управления, и вызванного ими склада мыслей, но, не менее того, и уважению греков к художникам и распространению и применению в их среде предметов искусства» .

С именем Винкельмана, провозгласившим древнегреческое искусство высшим достижением культурной истории человечества, связан поворот «к грекам» интереса к античности, до этого преимущественно уделявшегося Древнему Риму .

Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения . Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени.

По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное », которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна красота , имеющая вневременное значение, так как она заложена в самой природе и реализуется ею там, где счастливо совпадают милость небес, благотворное воздействие политической свободы и национального характера, например, у греков времен Фидия и Праксителя . Вся история искусства других народов была для него только фоном, который служил лишь тому, чтобы эта истина ярче блестела.

Библиография

Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, ещё следующие: «Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst» (1753), «Sendschreiben über die Gedanken von der Nachahmung» и принадлежащие к этому труду «Дополнения» (1756), «Anmerkungen über die Baukunst der Alten» (1761), «Abhandlungen von der Empfindung der Schönen» (1763), «Versuch einer Allegorie» (1766) и находящееся в связи с «Историей искусства» обширное издание: «Monumenti antichi inediti» (1767, 1768 и 1821).

Ссылки (1717-12-09 ) Место рождения: Дата смерти: Научная сфера: Альма-матер :

Иога́нн Иоахим Ви́нкельман (нем. Johann Joachim Winckelmann , 9 декабря , Штендаль , Саксония-Анхальт - 8 июня , Триест) - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науки археологии .

Жизнь

Образование

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле , где занимался преимущественно древней словесностью.

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах, затем изучал медицину в Йенском университете ; в - гг. он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена , будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нём горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо , господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Работа в Италии

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первым проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система.

Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения . Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени.

По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное », которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна красота , имеющая вневременное значение, так как она заложена в самой природе и реализуется ею там, где счастливо совпадают милость небес, благотворное воздействие политической свободы и национального характера, например, у греков времен Фидия и Праксителя . Вся история искусства других народов была для него только фоном, который служил лишь тому, чтобы эта истина ярче блестела.

Библиография

Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, ещё следующие: «Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst» (1753), «Sendschreiben über die Gedanken von der Nachahmung» и принадлежащие к этому труду «Дополнения» (1756), «Anmerkungen über die Baukunst der Alten» (1761), «Abhandlungen von der Empfindung der Schönen» (1763), «Versuch einer Allegorie» (1766) и находящееся в связи с «Историей искусства» обширное издание: «Monumenti antichi inediti» (1767, 1768 и 1821).

Полное собрание сочинений Винкельмана издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808-1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на очерк Гёте «Winckelmann und sein Jahrhundert» (1805) и Justi, «Leben W.» (1866-1872). На русском языке см. этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891).

Ссылки

  • Лифшиц М. И. И. Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 9 декабря
  • Родившиеся в 1717 году
  • Родившиеся в Штендале
  • Умершие 8 июня
  • Умершие в 1768 году
  • Умершие в Триесте
  • Выпускники Йенского университета
  • Искусствоведы Германии
  • Эстетики
  • Антиковеды Германии
  • Жертвы преступлений

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бойцовые Коты
  • Поток

Смотреть что такое "Винкельман, Иоганн Иоахим" в других словарях:

    Винкельман Иоганн Иоахим - (Winckelmann) (1717 1768), немецкий историк античного искусства. По образованию богослов; учился в Берлине (1735 36) и Галле (1738 40). Выступая с позиций просветительской философии против безыдейного аристократического искусства XVIII в … Художественная энциклопедия

    Винкельман Иоганн Иоахим - (Winckelmann) (1717 1768), немецкий историк искусства. В своей главной работе «История искусства древности» (1763) впервые отказался от традиционных описаний творчества отдельных мастеров и художественных школ ради рассмотрения процесса… … Энциклопедический словарь

    Винкельман Иоганн Иоахим - Винкельман (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9.12.1717, Стендаль, Магдебург, ‒ 8.6.1768, Триест), немецкий историк античного искусства. По образованию богослов; учился в Берлине (1735‒36) и Галле (1738‒40). В 1748‒54 служил библиотекарем у графа Бюнау … Большая советская энциклопедия

    Винкельман, Иоганн Иоахим - ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (1717 68), немецкий историк античного искусства, которое анализировал с позиций философии Просвещения. Идеал Винкельмана древнегреческая скульптура середины 5 в. до нашей эры (так называемого века Перикла).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Винкельман Иоганн Иоахим - Иоганн Винкельман, портрет работы Рафаэля Менгса, после 1755 Иоганн Иоахим Винкельман (нем. Johann Joachim Winckelmann, 9 декабря 1717, Штендаль, Саксония Анхальт 8 июня 1768, Триест) немецкий искусствовед, основоположник современных… … Википедия

    ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим - (Winckelmann, Johann Joachim) (1717 1768), немецкий антиквар и историк античного искусства. Сын бедного сапожника, родился в Штендале 9 декабря 1717. Несмотря на бедность, в 1735 Винкельман получил возможность посещать прекрасный берлинский… … Энциклопедия Кольера

    Винкельман Иоганн Иоахим

    Винкельман Иоганн-Иоахим - (Winckelmann) знаменитый основатель археологии классического искусства, род. в Стендале, в Бранденбургской обл., 9 декабря 1717 г. Сын бедного сапожника, он, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, прошел курс одной из берлинских… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Винкельман, Иоганн Иоахим (Winkelmann) - (1717 1768) виднейший немецкий искусствовед, антиковед. Основные его работы: «Мысли о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» (1755), «История искусства древности» (1764), «Неизданные памятники» (1767). В центре внимания всех… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Винкельман Иоганн - (Winckelmann) Винкельман Иоганн Иоахим (Winckelmann, Johann Joachim) (1717 1768) Немецкий историк античного искусства, археолог. Получил богословское образование. Учился в Берлине (1735 1736), в Галле (1738 1740). С 1755 служил в Риме. С 1763… … Сводная энциклопедия афоризмов