Что изучает морфология, ее особенности и значение. Морфология как наука

Что изучает морфология? Синтаксис? Что такое морфема?

Что такое аффиксы? Какие виды аффиксов вы можете назвать?

В чем разница между словообразовательными и словоизменительными аффиксами? Как рассматривается в современной лингвистике проблема частей речи? Каковы единицы синтаксиса? Словосочетание и его типы. Каковы способы связи слов в словосочетание. Назовите основные признаки предложения и охарактеризуйте их.

Определите, из каких языков пришли к нам слова

1. Морфология -- раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) -- а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.

Синтаксис (греч. уэнфбойт -- составление) - раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строении связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:

Учение о словосочетании,

Учение о предложении (правильно построенном высказывании). Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения .

Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи). Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии («грамматическое значение», «грамматическая категория»).

Морфема - наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов -- фонем.

Аффикс (также формант ) -- морфема, которая присоединяется к корню и служит для образования слов. Аффиксы могут быть словообразовательными (как английский - ness и pre- ) и флексионными (как -s и -ed ). По сути аффикс является связанной морфемой (морфема, которая не совпадает с основой хотя бы в одной словоформе неслужебного слова; напр., kindness , unlikely ). Префиксы и суффиксы могут быть отделимыми аффиксами.

В чём разница между словообразовательными и словоизменительными аффиксами? Словообразовательные аффиксы служат для образования новых слов, словоизменительные - для изменения смысла слова.

Как рассматривается в современной лингвистике проблема частей речи?

Часть речи (калька с лат. partes orationis) -- категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т.п., но это не универсально) и глагол, в большинстве языков общепринято также деление частей речи на знаменательные и служебные. Наиболее общие классы, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями (инвентарем словоформ и парадигм, особенностями словообразования) и синтаксическими функциями. Учение о частях речи предполагает ряд принципов описания части речи и приложение этих принципов к характеристике отдельного слова как представителя той или иной части речи.

Каковы единицы синтаксиса? Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание (докоммуникативная конструируемая единица) и свободное предложение (коммуникативная конструируемая единица), а в последнее время - также ССЦ (сложное синтаксическое целое) и, наконец, связный текст. Мельчайшая единица синтаксиса - словоформа с её синтактикой (то есть свойствами сочетаемости) есть инвентарная номинативная единица и в то же время максимальная единица морфологии.

Словосочетание - это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др.

Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов, соединенных на основе подчинительной связи; в нём обязательно наличие грамматически главенствующего и зависимого членов, между которыми устанавливаются различного рода отношения.

Основной классификацией словосочетаний является классификация по морфологическим свойствам главного слова. По этой классификации словосочетания делятся на:

Именные: деревья в лесу, недовольный работой;

Наречные: по-прежнему важно, незадолго до концерта.

В словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова).

Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • 1. Согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову). Красивая шляпка, об интересном рассказе.
  • 2. Управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова). Ненависть к врагу, читать книгу .
  • 3. Примыкание (вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения). Петь красиво, лежать дрожа .

Предложение (в языке) - это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками - или многоточием.

Из каких языков пришли к нам слова:

арык - -казахск. ары?, тур. arэk, узб. ariq - гидротехническое сооружение в виде оросительного канала,

деньги - по самой распространённой версии, русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «деньга») произошло от тюркского «те?ге», или «де?ге». В настоящее время тенге - денежная единица в Казахстане, а также разменная монета в Туркмении. В «Хожении за три моря» Афанасия Никитина (XV век) индийские и китайские деньги называются тенка, тенки, например, «Почка алмаза новой копи по пять кени, черного - по четыре-шесть кени, а белого алмаза - одна тенка». Российские деньги в том же источнике называются рублями. морфема аффикс лингвистика

карикатура - итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать.

клерк - англ. clerk от лат. clericus - клирик

корреспондент - нем. кorrespondent, от позднелат. correspondeo - отвечаю, осведомляю

кредо - кредо (лат. credo - верю)

лазер - англ. laser, сокр. от Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation -- «Усиление света с помощью вынужденного излучения»

норма - лат. norma - дословно «наугольник», переносное значение «правило» - регулирующее правило, указывающее границы своего применения.

раса - от франц. race -- род, порода

роман - возникло в середине XII века вместе с жанром рыцарского романа (старофранц. romanz от позднелатинского наречия romanice «на (народном) романском языке»), в противоположность историографии на латинском языке.

трио - итал. trio от лат. tria -- «три»

штаб - нем. Stab

адресат - фр. adresse и adresser - направлять. Адресат - получатель.

адресант - фр. adresse и adresser - отправитель.

нарратив - лат. narrare - языковой акт, т.е. вербальное изложение - в отличие от представления

модератор - от лат. moderor -- умеряю, сдерживаю

лоббирование - англ. lobbyism, от lobby -- кулуары

Понятие «морфология» происходит из греческого языка. В составе этого слова содержится два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переводится как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Это наука, связанная с изучением грамматических признаков слова.

Что такое морфология в русском языке? Определение предмета морфологии - это раздел языкознания, исследующий слова как части речи, а также правила русского языка.

Что такое морфология и что она изучает в русском языке

Основные понятия морфологии

В сегодняшнем русском языке выделяют основы частей речи:

  • самостоятельные
  • служебные

Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой разделы морфологии, понятия и правила:

Имя существительное: определение - это основа самостоятельных, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?, а также вопросы, относящиеся к косвенным падежам, часть речи.

  1. Разряд: собственные (пишущиеся с большой буквы), нарицательные (с маленькой буквы).
  2. Одушевлённые (предмет видит), неодушевлённые (не видит).
  3. Род: мужской (он), женский (она), средний (оно), общий (оконч. -а, -я; соня, плакса, ябеда).
  4. Склонение (1 скл., 2 скл., 3 скл.).
  5. Число (единственное, множественное).
  6. Падеж (И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.).

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, обозначающая признаки каких-либо предметов, также она отвечает на вопросы какой? каков? чей? (сочный арбуз, зимний день, бабушкин пирог).

  1. Начальная форма - м. р., И. п., ед. ч.
  2. Разряды по значению: качественный, относительные, притяжательные.
  3. Форма: полная и краткая.
  4. Степени сравнения: сравнительные и превосходные.
  5. Род (мужской, женский, средний).
  6. Число (ед. и мн.).
  7. Падеж.

Имя числительное - это знаменательная, а также входит в состав самостоятельных частей речи, существующая для выражения количества предметов, числа или порядка предметов при счёте и отвечающая на такие вопросы, как сколько? который?: двадцать страниц; седьмой ряд.

Н. ф. - И. п.

Местоимение - это самостоятельная, указывающая на предметы, признаки и количество, часть речи, но при этом их не называет. Местоимения могут употребляться вместо имён существительных - отвечают на вопросы существительных, прилагательных - отвечают на вопросы прилагательных, числительных - отвечают на вопросы числительных.

  1. Разряд: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая выражает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? сделать?(читать, слушать, рисовать, молчать, засмеяться, подпрыгнуть).

Н. ф. - неопред. форма (что делать? сделать?).

Постоянные признаки:

  1. Вид: совершенный (что сделать?), несовершенный (что делать?).
  2. Возвратность/невозвратность.
  3. Переходность/непереходность.
  4. Спряжение (I спр., II спр.).

Непостоянные признаки:

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая не изменяется, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечающая на вопросы где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени? с какой целью? часть речи. В предложении наречие может примыкать к глаголу (идти быстро), к имени существительному (прогулки пешком) и прилагательному (очень ответственный), другому наречию (весьма неоднозначно).

  1. Разряды по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
  2. Степени сравнения: сравнительная (простая и составная формы), составная форма превосходной степени.
  3. Знаменательные и местоименные.

В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:

предлог - это часть речи, относящаяся к служебным и указывающая на зависимость самостоятельных частей речи в словосочетании и предложении и на некоторые отношения между ними (временные, пространственные, цели, причины и др.).

Непроизводные (простые) и производные (отглагольные, отымённые, отнаречные).

Пример: ходить по асфальту, разглядеть за деревом, действовать согласно плану.

союз - это часть речи, относящаяся к служебным, которая объединяет однородные второстепенные члены в составе простого предложения, некоторые части сложного предложения и одновременно является средством выражения каких-либо взаимоотношений между ними по смыслу.

  1. По происхождению: производные/непроизводные.
  2. По составу: простые, составные.
  3. По расположению: одиночные, повторяющиеся.
  4. По значению: сочинительные, подчинительные.

Пример: за дождём не видно ни моря, ни бури.

  1. Разряды по значению: отрицательные, утвердительные, вопросительные, указательные, усилительные, выделительно-ограничительные, сравнительные, восклицательные, выражающие сомнение, уточняющие.

Пример: чтобы вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином!; что за прелесть эти сказки!

Примечательно, что частицы не изменяемые части речи, не имеющие самостоятельного значения, в том числе лексического и не являющиеся самостоятельными членами предложения, но они могут содержаться в составе членов предложения.

Пример: как приятно быть в лесу и собирать ягоды!

А также частью речи считается междометие - часть речи, которая не изменяется и выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их.

  1. Производные/непроизводные.

Пример: Ой! Ого! Эй! Батюшки!

Междометия не относятся ни к каким частям речи: ни к самостоятельным, ни к служебным. Они не являются членом предложения (за исключением случаев, когда они являются другими частями речи: по лесу разносилось звонкое «ау»).

Морфологические нормы

Определение морфологической нормы звучит так: морфологическая норма устанавливает правильное употребление слов, образование грамматических форм разнообразных частей речи.

Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:

  • Фонетика - раздел науки о языке и речи, который выражает звуки языка, ударение, интонацию, слог, слогораздел.

Звук - это наименьшая единица речи. Все звуки разделяются на гласные и согласные

В русском языке 42 основных звука, 6 гласных звуков и 36 согласных.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Большая часть согласных образует пары по указанным признакам.

  • Лексика - изучает комплекс абсолютно всех слов русского языка, то есть словарную структуру языка.

Лексикология - это раздел языкознания, изучающий лексический состав и значение языка, особенности употребления, с точки зрения способов обозначения предметов и явлений действительности, происхождения, активного и пассивного его запаса, сферы употребления.

Лексическое значение слова - это обозначение в слове того или иного явления действительности (предметы, события, действие, признаки и тому подобное). Отталкиваясь от числа значений, имеющих место быть в слове, выделяют такое понятие, как однозначные и многозначные слова.

  • Словообразование - раздел науки о языке, изучающий морфемный состав и структуру слов, а также методы их образования. Морфемы помогают словам.

Морфема - минимально значимая часть слова. По значению и функции в слове выделяют корневую морфему и аффиксальные (приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема, окончание).

  • Орфография - это основа раздела науки о языке, система общепринятых в языке правил написания слов и их значимых частей.

Орфограмма - написание, которое отвечает установленному правилу.

  • Синтаксис - это раздел науки о языке, исследующий словосочетание и предложение: их строение, значение, роль в речи.
  • Словосочетание - единица синтаксиса , состоящая из двух или более самостоятельных слов, объединённых подчинительной связью: солнечный день, строить дом, идти лесом.
  • Пунктуация - это:
  1. основа раздела науки о языке, изучающая знаки препинания и правильное употребление их на письме,
  2. система знаков препинания.

1.ЧТО ИЗУЧАЕТ МОРФОЛОГИЯ?

Морфология - это раздел грамматики, который изучает грамматические свойства слова, то есть те свойства, которые обеспечивают участие слов в осмысленном высказывании. Морфология изучает слово как грамматическую величину.

Грамматичность же слова выражается в том, что:

· в осмысленной связной речи слово всякий раз выступает в одной из возможных своих форм;

· наряду с лексическим, вещественным, значением слово обладает дополнительным, грамматическим, значением;

· формы со свойственными им грамматическими значениями соотносятся друг с другом и объединяются в определенные ряды - парадигмы;

· слово с системой своих форм является представителем определенного класса слов, в который входят слова с одинаковыми грамматическими свойствами значений («отец», «блокнот», «папка» и другие).

Итак, морфология изучает:

· грамматические формы слова, или формы словоизменения;

· грамматические значения этих форм;

· грамматические классы слов, то есть части речи.

2. УКАЖИТЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВ:

ВЕЧЕРЕЛО. безличный глагол

ПОВСЮДУ наречие

РЕТИВОнаречие.

РОС глагол

ОРЕШНИК имя существительное.

МЫ местоимение

ВЫШЛИ глагол

НА предлог

СКАТ имя существительное.

НАМ местоимение

ОТКРЫЛАСЬ глагол

КАРТИНА имя существительное

НА предлог

ДИВО. имя существительное

ОТДЫШАВШИСЬ, деепричастие

МЫ местоимение

ВЗГЛЯНУЛИ глагол

НАЗАД. наречие

"ПАСТЕРНАК"

3.В ЧЕМ СИМАНТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ РАЗРЯДОВ СОБСТВЕННЫХ И НАРИЦАТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, КОНКРЕТНЫХ И ОТВЛЕЧЕННЫХ.

В зависимости от значения и грамматических форм все имена существительные делятся на несколько разрядов.

Так, первая классификация разделяет существительные на собственные и нарицательные. Собственные имена существительные называют индивидуализированные предметы, например, имена и фамилии, прозвища, клички животных, астрономические. Географические и административные наименования, наименования произведений литературы и искусства. Собственные имена существительные выделяют данное лицо или явление из типизированных или подобных. Собственные имена существительные имеют одно яркое грамматическое свойство: они употребляются только в единственном или во множественном числе, то есть не имеют соотносительных форм числа. Исключение составляют случаи, когда имена собственные называют лица или предметы с одинаковыми именами.

Нарицательные имена существительные - это обобщенные, неиндивидуализированные названия. Основная часть нарицательных имен существительных имеет соотносительную форму числа.

Между собственными и нарицательными именами существительными нет жесткой границы, зачастую наблюдаются взаимопереходы («Бостон», «бостон»).

Все нарицательные имена существительные, в свою очередь, делятся на четыре группы:

· конкретно-предметные - достаточно конкретные по семантике имена существительные (наименования предметов, лиц, живых существ), поддающиеся количественным изменением. Они сочетаются с количественными и порядковыми числительными ;

· конкретно-вещественные - достаточно конкретные по лексическому значению, но обозначающие определнные вещества, не имеющие соотносительных форм числа: наименования продуктов питания («молоко», «чай»), название химических и лекарственных средств(«аспирин»), название металлов и минералов («железо»), название веществ («снег», «песок»). Стоит отметить, что возможно использование форм множественного числа имен существительных, если речь идет о различных сортах или типах данного вещества (например, «сыры»), пространстве, заполненным данным веществом («снега»);

· абстрактные (отвлеченные) - имена существительные, которые обозначают действие, состояние, признаки («смех», «доброта»). Данные имена существительные не сочетаются с количественными и порядковыми числительными. Как правило, используются либо только в единственном, либо только во множественном числе;

· собирательные - обозначают совокупность предметов, лиц и других живых существ: «молодежь», «крестьянство».

Категория числаявляется словоизменительной дляконкретно-предметных существительных , которые имеют соотносительные формычисла. Формаединственного числаговорит о том, что данный предмет выступает в единственном экземпляре(«книга», «цитата»), аформа множественного числа- о том, что данный предмет выступает более чем в одном экземпляре(«книги», «цитаты»).

При изменении существительного по числам его лексическое значение полностью сохраняется, так как речь идет о формообразовании .
Формальным показателем категории числа является флексия. При этом при образовании форм числа могут наблюдаться морфонологические явления: чередование («друзья»), усечение основы («крестьяне»), изменение позиции ударения («стены»).

Формачисланеизменяемых имен существительных определяется с помощью синтаксической сочетаемости сприлагательными , причастиями или глаголами .
Некоторые имена существительные имеют несколько возможных форм числа, которые различаются по значению: «листья» на дереве - «листы» бумаги, «зубы» человека - «зубья» вилы.

Соотносительной формычислане имеет небольшая группа конкретно-предметных существительных, которые обозначают парные или составные предметы:«очки», «брюки», «качели»и так далее.

Вещественные и абстрактные существительные не имеют соотносительных формчисла, большинство из них употребляется только вединственном числе:«молоко», «нефть», «картофель». Существуют и вещественные и абстрактные существительные, которые используются только вомножественном числе:«макароны», «сливки»и другие.

Собирательные имена существительные используются только в формеединственного числа.

5.УПР.96 ОПРАЗУЙТЕ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КРАТКИЕ ФОРМЫ И ВНЕСИТЕ ИХ В ТАБЛ. ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ

ПОЛНАЯ ФОРМА

КРАТКАЯ ФОРМА

М.Р - болен; Ж.Р - больна; СР.Р - больно; МН.Ч- больны

ГРУСТНЫЙ

М.Р - грустен; Ж.Р - грустна; СР.Р - грустно; МН.Ч - грустны

ИСКРЕННИЙ

М.Р - искренен; Ж.Р - искренна; СР.Р - искренно; МН.Ч- искренны

М.Р - сладок; Ж.Р - сладка; СР.Р - сладко; МН.Ч - сладки

РАЗНОСТОРОННИЙ

М.Р - разносторонен; Ж.Р - разностороння; СР.Р - разносторонне; МН.Ч - разносторонни

М.Р - бледен; Ж.Р - бледна; СР.Р - бледно; МН.Ч - бледны

МАЛЕНЬКИЙ

М.Р - мал; Ж.Р - мала; СР.Р - мало; МН.Ч - малы

М.Р - редок; Ж.Р -редка; СР.Р - редко; МН.Ч - редки

ИНТЕРЕСНЫЙ

М.Р - интересен; Ж.Р - интересна; СР.Р - интересно; МН.Ч - интересны

М.Р - боек; Ж.Р - бойка; СР.Р - бойко; МН.Ч - бойки

СКЛОННЫЙ

М.Р - склонен; Ж.Р - склонна; СР.Р - склонно; МН.Ч - склонны

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ

М.Р - торжественен; Ж.Р - торжественна; СР.Р - торжественно; МН.Ч - торжественны

М.Р - умен; Ж.Р - умна; СР.Р - умно; МН.Ч - умны

М.Р - хитер; Ж.Р - хитра; СР.Р - хитро; МН.Ч - хитры

ДОСТОЙНЫЙ

М.Р - достоин; Ж.Р - достойна; СР.Р - достойно; МН.Ч - достойны

М.Р - высок; Ж.Р - высока; СР.Р - высоко; МН.Ч - высоки

М.Р - далек; Ж.Р - далека; СР.Р - далеко; МН.Ч - далеки

М.Р - годен; Ж.Р - годна; СР.Р - годно; МН.Ч - год

6.КАКОВЫ ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИКО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОНОСТИ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

  1. Качественные прилагательные , как правило, имеют полную и краткую форму :
  • красивый →
  • красив (м. р.)
  • красива (ж. р.)
  • красиво (ср. р.)
  • красивы (мн. ч.)

2. большинство изменяются по степеням сравнения:

  • сладкий →
  • слаще (сравнительная, синтетическая)
  • более сладкий (сравнительная, аналитич.)
  • сладчайший (превосходная, синтетич.)
  • самый сладкий (превосходная, аналитич.)
  • синий от холода
  • родная до боли

Не все качественные прилагательные обладают перечисленными грамматическими особенностями. Так, например, всего одним признаком обладают прилагательные гнедой, каурый, вороной и двумя признаками — коричневый.

Структурно-словообразовательные особенности качественных прилагательных

1. качественные прилагательные могут быть производными (только качественные!) и непроизводными:

  • непроизводные
  • красивый
  • веселый
  • прочный
  • богатый
  • бодрый
  • важный
  • производные
  • умный
  • заботливый
  • беззаботный
  • нерешительный

2. большинство качественных прилагательных образуют качественные наречия на -о, -е:

  • тепло
  • светло
  • певуче
  • нежно
  • храбрый → храбрость
  • голубой → голубизна
  • упрямый → упрямство
  • удалой → удальØ
  • синий → синьØ

4. могут образовывать формы оценки и сложные прилагательные:

  • белый — белешенький, беленький, белый-белый
  • веселый — развеселый
  • злой — злющий

7.УПР.128 ВЫДЕЛИТЕ У ГЛАГОЛОВ ОСНОВУ НАСТОЯЩЕГО,БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ. ОБРАЗЕЦ:УЖИНАТЬ-----УЖИНА j--+УТ

обедать - обеда+ют

дремать - дремл+ют

мазать - маж+ут

арендовать - аренду+ют

диктовать - дикту+ют

купить - куп+ят

запланировать - запланиру+ют

бороться - бор+ют+ся (в основу СЯ входит всегда, даже если стоит после окончания)

крикнуть - крикн+ут

обидеться - обид+ят+ся

пустить - пуст+ят

петь - по+ют

ломать - лома+ют

поколебать - поколебл+ют

учительствовать - учительству+ют

стричь - стриг+ут

горевать - горю+ют

шить - шь+ют

  1. НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ДЕЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ НА МЕСТОИМЕНИЯ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество.

К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратноесебя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

9. ПРОСКЛОНЯЙТЕ МЕСТОИМ.:

10.КАКИЕ СУФФИКСЫ ХАРРАКТЕРНЫ ДЛЯ ИНФИНИТИВА.

Средством образования инфинитива, как глагольной формы, являются суффиксы -ть (делать, спать, жить, пилить) и -ти (нести, ползти, пойти).

Большинство инфинитивов с основой, оканчивающейся на гласный звук, имеют суффикс -ть. У некоторых глаголов этот суффикс может стоять и после согласной: грызть, класть. Суффикс -ти(более древний) можно встретить у небольшой группы глаголов с основой на согласный звук. Этот суффикс всегда под ударением. Некоторые формы с -ти имеют варианты с -ть: нести - несть(были распространены в литературном языке в ХIХ веке).Суффиксы -ть и -ти формообразовательные и поэтому не входят в основу инфинитива.

В русском языке есть инфинитивы глаголов, оканчивающиеся на -чь (беречь, стеречь, печь). В этих глаголах -чь является частью корня. Такие инфинитивы образуются от личных форм глаголов на -г, -к, -х с чередованием: берегу - беречь, пеку - печь. Древние формы этих глаголов - берегти , пекти . В результате исторических изменений сочетания [гт] и [кт] образовали звук [ч]. В древних формах морфемный состав ясен: [г] и [к] входят в состав корня, а [т] - в состав суффикса.

Кроме формообразовательных суффиксов-ть и -ти, для инфинитива характерны суффиксы -а-, -е-, -и-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ну- и др.: слышать, сидеть, пилить, использовать, горевать, отдохнуть и др.

а) глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени, у глаголов совершенного вида форма настоящего времени отсутствует;

б) у глаголов несовершенного вида будущее время сложное, у глаголов совершенного вида — простое;

в) глаголы несовершенного вида образуют причастия настоящего времени (действительные и страдательные), у глаголов совершенного вида эти формы отсутствуют;

15.ЗНАЧЕНИЕ МОДАЛЬНЫХ СЛОВ.

Модальные слова - лексико-грамматический разряд слов, при помощи которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения их отношения к объективной действительности. Модальные слова выражают:

а) логическую оценку высказывания, реальность сообщаемого: действительно, безусловно, несомненно, конечно, бесспорно, очевидно, разумеется и др.;

б) возможность, вероятность сообщаемого, предположение, сомнение в его достоверности: возможно, вероятно, наверное, видимо, видно, по-видимому, кажется, пожалуй и др.

Модальные слова лишены номинативной функции, они не являются членами предложения и грамматически не связаны со словами, составляющими предложение. Их синтаксические функции:

а) употребление в роли слова-предложения, чаще в диалогической речи.— Вы купите эту книгу? — Безусловно (Горький);

б) употребление в качестве вводного слова с модальным значением. Вам до меня, конечно, нет никакого дела (А. Н. Толстой). Не включаются в разряд модальных слов:

1) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности (к счастью, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде и т. п.);

2) слова со значением уточнения, пояснения, ограничения (в частности, впрочем, кстати а т. п.);

3) слова, указывающие на связь мыслей, порядок их изложения, способ оформления, близкие по функции к союзам) во-первых, наконец, напротив, наоборот, однако, итак, значит, следовательно, словом, так сказать и т. п.).

Введение

Русский язык, как и другие языки мира, определенным образом упорядочен: образование слов и их функционирование подчиняется объективным законам, без чего язык не мог бы выполнять основную свою функцию, функцию общения между людьми. Эту упорядоченность называют грамматическим строем языка. Описание грамматического строя языка является содержанием и целью грамматики. Словом грамматика называют и раздел языкознания, изучающий особенности грамматического строя языка, и книги, в которых они описываются. Морфология (от греч. морфо "форма" и логос, "учение" буквально "учение о форме") это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств.

Морфология изучает правила изменения слов, знание которых необходимо для построения предложения.

Одна из основных особенностей грамматического строя русского языка обязательное изменение формы большинства так называемых знаменательных (самостоятельных) слов при формировании словосочетаний и предложений. При построении единиц синтаксиса формы слов должны быть приспособлены друг к другу: Охотник убил медведя, а не Охотник убить медведь, Я рисую, но не Я рисуешь, читать газету, а не читать газетой, полевой цветок, а не полевая цветок и т. п.

Морфология рассматривает слово во всей совокупности его форм, при этом изучается не только сам механизм (модели) словоизменения, но и характер его участия в организации коммуникативных единиц. Например, в морфологии, с одной стороны, определяется, как существительные изменяются по падежам, а с другой устанавливается, какие значения в русском языке можно выразить посредством того или иного падежа. Другими словами, морфология изучает и формы слов, и их семантику, которую принято называть грамматической.

Морфология как наука

1. Морфология (учение о форме), это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения грамматических значений.

2. Морфология? это наука о языке, которая изучает части речи.

Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику , в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику , изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) -- а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений обо всех возможных типах морфологических правил.

Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии [Интернет ресурс 1].

Морфология как раздел грамматики

Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики. Термин "грамматика" имеет несколько значений. Прежде всего, этим термином обозначается грамматический строй языка, т. е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений. Грамматикой называют также особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Грамматиками называются и книги, содержащие систематическое описание грамматического строя языка.

Чтобы понять специфику грамматики как особого раздела языкознания, нужно сравнить ее с другими лингвистическими дисциплинами. Фонология, изучающая законы функционирования фонем, обнаруживает много общего с грамматикой, изучающей законы строения и функционирования слов и предложений. Не случайно все грамматики русского языка, начиная с "Российской грамматики" М.В. Ломоносова (опубл. 1757), содержат кроме собственно грамматических разделов (морфологического и синтаксического) и описание фонетического строя.

И все же в теоретическом плане ученые отграничивают фонетику от грамматики: фонема сама по себе не имеет значения, тогда как грамматика изучает значимые единицы языка. Однако и лексикология изучает значимые единицы - слова. Но в отличие от лексикологии грамматика изучает не только слова; но и синтаксические единицы (словосочетание, предложение); кроме того, грамматика отвлекается от лексического значения слова и изучает лишь его грамматические свойства.

Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В.В. Виноградовым морфологию часто называют "грамматическим учением о слове" (в отличие от синтаксиса - учения о грамматических свойствах словосочетания и предложения). Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории [Лекант 2007: 238-239].

Предмет изучения морфологии

Морфология - это та часть грамматического строя языка, которая объединяет грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов. Таким образом, в центре морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и с его грамматическими характеристиками.

Слово представляет собой одновременно единицу и лексики, и грамматики. Слово как грамматическая единица - это система всех его форм с их грамматическими значениями; слово как лексическая единица, или единица словаря, - это формально выраженная система всех его лексических значений.

Слова как единицы грамматические и лексические группируются в части речи, т.е. в грамматические классы слов, объединяющиеся, во-первых, на основании того обобщенного значения, которое отвлечено от лексических и грамматических (морфологических) значений всех слов данного класса, и, во-вторых, на основании характерного для каждого такого класса комплекса грамматических (морфологических) категорий.

Обобщенное значение, характеризующее все слова той или иной части речи, есть абстрактное представление того общего, что присутствует в лексических и морфологических значениях конкретных слов данного класса. Наиболее обобщенными значениями для частей речи являются значения предмета (субстанции) и признака - процессуального (представляемого как действие или состояние) и непроцессуального (представляемого как качество или свойство).

Так, все слова, входящие в часть речи "имя существительное", обладают значением предметности: они называют субстанции - конкретные предметы или предметно представленные факты, события, явления, свойства, качества, понятия и действия. Все слова, входящие в часть речи "глагол", обладают значением процессуального признака; они называют признаки (действия или состояния) как процессы. Все слова, входящие в части речи "прилагательное" и "наречие", обладают значением непроцессуального признака: они называют признаки как свойства или качества предмета (прилагательные и отчасти наречия) или как качества другого признака - процессуального или непроцессуального (наречия).

Каждая часть речи имеет свой собственный комплекс грамматических категорий, в которых представлено то обобщенное значение, которое свойственно всем словам этой части речи. Так, значение предметности, свойственное существительному, грамматически представляется морфологическими категориями рода, числа и падежа; значение процесса, свойственное глаголу, - категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

Одновременно с классификацией по частям речи слова делятся на лексикограмматические разряды и морфологические разряды.

Все перечисленные грамматические явления составляют предмет морфологии как науки. В центре морфологии стоят части речи и характеризующие их морфологические категории, существующие в определенных системах форм; закономерности употребления форм непосредственно связывают морфологию с синтаксисом [Интернет-ресурс 2].

Морфологическая форма

Каждое слово представляет единство лексического и грамматического (А.И. Смирницкий), каждое слово так или иначе определено в соответствии с грамматическим строем языка. В этом смысле каждое слово имеет языковую (грамматическую) форму. Нет формы -- нет и слова. См. детскую считалку, в которой из-за отсутствия грамматической оформленности невозможно выделить слова: атом -- ботам / -- чум -- ба -- чум / -- чум -- чурюм -- чим / -- атом -- бум / -- абитери / -- тери -- ярам -- чар. Но морфологическую форму имеют не все слова, а только те, которые изменяются.

Морфологическая форма слова -- это такое изменение слова, при котором сохраняется его лексическое значение. Так, мир - мира - миру - миром - мире являются разными формами (морфологическими) лексемы мир, зеленый - зеленого - зеленому - зеленая - зеленой - зеленую - зеленою - зеленое - зеленым - зеленом - зеленые - зеленых - зеленым - зелеными -- это формы лексемы зеленый, пять - пяти - пятью -- формы числительного пять, читаю - читаешь - читает - читаем - читаете - читают - читал - читала - читало - читали - читай - читайте - буду читать и т. д. -- формы глагола читать.

Формы одного слова различаются грамматическим содержанием. Морфологическими формами называют также разные слова, если у них есть однородное грамматическое содержание. Например, пруд, река, озеро -- это три слова и одновременно три морфологические формы грамматического рода.

В связи с этим в морфологии используются два термина, словоизменение и формообразование. Термин «формообразование» употребляется и как синоним термина «словоизменение», и более широко: для обозначения любых морфологических форм [Камынина 1999: 15-16].

Слово и словоформа

Слово как единица языка рассматривается в разделе «Лексикология». Для морфологии важны прежде всего грамматические свойства слова, в частности соотношение слова как единицы языка и словоформы.

Слово как носитель морфологических значений

Слово как грамматическая единица обладает системой морфологических значений. В изменяемых словах представлены три типа формально выраженных морфологических значений:

1) значения, принадлежащие всем словам определенной части речи во всех их формах (морфологическое значение слова как части речи, например значение предметности у существительных);

2) значения, представленные в части слов, относящихся к определенной части речи, во всех формах этих слов (например, морфологическое значение совершенного вида у глаголов);

3) значения, представленные в определенных (не всех) формах слов данной части речи (например, значение единственного числа у существительных).

При этом морфологические значения второго и третьего типов выводятся из системных противопоставлений, охватывающих все слова определенной части речи.

Так, значение совершенного вида существует в противопоставлении значению несовершенного вида, и это противопоставление охватывает все глаголы; значение единственного числа противопоставлено значению множественного числа, и это противопоставление имеет место в системе форм всех существительных [Интернет ресурс 3].

Слово как система форм

Слово существует в языке как система форм (словоформ). Так, существительное стол - это система словоформ: стол, стола, столу, столом, (о) столе; столы, столов, столам, столами, (о) столах. Каждое изменение слова одновременно несет в себе несколько значений или - реже - одно значение. Например, в словоформе стола заключены значения род. п., ед. ч., муж. р.; в словоформе красивее - значение сравнит. степени прилагательного или наречия. Кроме того, каждая словоформа сохраняет и общее морфологическое значение слова, т. е. значение части речи.

Принадлежащие языковой системе морфологические видоизменения слов данной части речи, несущие наряду с общим значением части речи некоторый комплекс морфологических значений (или одно такое значение), называются формами слов. Формы одного и того же слова могут быть определены как регулярные видоизменения слова, объединенные тождеством его лексического значения и различающиеся морфологическими значениями.

В ряде случаев отдельные слова образуют формы, тождественные по своему морфологическому значению, но различающиеся по выражению, например: сахара и сахару, водой и водою; в краю и в крае; тракторы и трактора; верховий и верховьев; дверями и дверьми; красной и красною; естествен и естественен; бойче и бойчее; выздоровею и выздоровлю; капаю и каплю; двигаю и движу; сох и сохнул; река, реку, реки, рекам и река, реку, реки, рекам. Такие формы называются вариантными. Помимо стилистических различий, свойственных и вариантным морфам, вариантные формы, во-первых, сами могут частично различаться семантически (например, сахара и сахару, в краю и в крае) и, во-вторых, могут быть закреплены за разными лексическими значениями одного и того же слова (например, капаю и каплю).

Примечание: регулярность видоизменений слов может быть как абсолютной, так и относительной, т. е. связанной с определенными лексическими, а также грамматическими ограничениями. Такие ограничения действуют, например, при образовании форм числа существительных, форм сравнит. степени прилагательных и наречий, кратких форм прилагательного, деепричастий.

Формы слова могут различаться своими синтаксическими функциями. Эти различия неоднородны. С одной стороны, синтаксические функции форм слова могут полностью различествовать; таковы, например, у глагола различия форм времени и рода (в прош. вр.). С другой стороны, синтаксические функции могут различаться частично, иногда незначительно. Так, функции форм ед. ч. и мн. ч. существительного, в основном совпадая, расходятся в некоторых условиях сочетаемости слов (пойти в ученики, в подсобники, в моряки - только мн. ч.; впасть в тревогу, волнение, в забытье - только ед. ч.).

Форма слова может быть представлена одной словоформой: скажу, скажи, или сочетанием двух словоформ: формы знаменательного слова и служебного слова - вспомогательного глагола быть или формообразующей частицы: буду говорить, говорил бы. Форма слова, представленная одной словоформой, называется синтетической. К числу синтетических относится подавляющее большинство форм разных частей речи. Форма слова, представленная сочетанием форм знаменательного и служебного слова, называется аналитической. К аналитическим формам относятся формы буд. вр. глаголов несов. вида (буду говорить, будешь говорить, будет говорить, будем говорить...); так называемые формы совместного действия (будем[те] говорить, давай[те] скажем, давай[те] говорить) и все формы сослагат. накл. (говорил бы, говорила бы, говорило бы, говорили бы). (О сочетаниях типа пусть говорит, пусть скажет; пусть говорят, пусть скажут). Примечание: особую по своему характеру аналитическую форму представляет форма предл. п.: этот падеж не существует вне соединения с предлогом (в, на, о, при, по); однако в отличие от других аналитических форм, в которых вспомогательное слово всегда только служебно, предлоги в предл. п. употребляются избирательно и сохраняют каждый свое собственное значение.

В формах того или иного слова (читаешь, сделали бы, столом, умному) представлены морфологические формы как абстрактные грамматические образцы - в полном отвлечении от конкретных слов с их индивидуальными лексическими значениями. Так, в перечисленных примерах представлены:

1) глагольная форма изъявит. накл. наст. вр. 2-го л. несов. вида действит. залога ед. ч.;

2) глагольная форма сослагат. накл. сов. вида действит. залога мн. ч.;

3) форма существительного муж. р., ед. ч. тв. п.;

4) форма прилагательного муж. р., ед. ч. дат. п. Каждая из таких морфологических форм может быть представлена разными словами:

1) берешь, видишь, говоришь, дышишь, едешь, живешь, злишься, играешь;

2) вошли бы, вырастили бы, дали бы, забыли бы, исполнили бы;

3) бортом, врагом, гудком, конем;

4) бедному, веселому, кислому, простому.

В тех случаях, когда речь идет о морфологических видоизменениях того или иного конкретного слова, употребляется термин морфологическая форма слова (или просто форма слова); когда же имеется в виду абстрактный грамматический образец, рассматриваемый в отвлечении от лексики (от конкретных словоформ с их индивидуальными лексическими значениями), употребляется термин морфологическая форма [Интернет ресурс 4].

Лексема (от др.-греч. лЭойт -- слово, выражение, оборот речи)

Основная номинативная единица языка, которая служит для называния предметов явлений реальной/ирреальной действительности. В одну лексему объединяются разные парадигматические формы (словоформы) одного слова. Например, словарь, словарём, словарю -- это формы одной и той же лексемы, по соглашению пишущейся как СЛОВАРЬ.

В ряде концепций в лексему включаются разные смысловые варианты слова, зависящие от контекста, в котором оно употребляется (например, соль в смысле названия вещества и в значении того, что придает остроту или интерес какому-либо высказыванию, мысли).

Устаревшее значение лексемы -- это группа ассоциированных слов. Сейчас данное значение обозначают термином семантическое поле.

Лексема -- очень важное понятие морфологии, и как следствие, многие другие понятия можно выразить через него. Например, разницу между правилами словоизменения и словообразования можно объяснить следующим образом:

· Правила словоизменения связывают лексему с её формами.

Правила словообразования связывают лексему с другими лексемами [Интернет ресурс 5].

Парадигма

Парадигма (изменение) - список словоформ, принадлежащих к одной лексеме и имеющих разные грамматические значения.

Различают общие и частные парадигмы. Общие парадигмы включают все морфологические формы слова. Частные парадигмы объединяют формы на основе одного грамматического значения. Например, в прилагательных выделяются частные парадигмы 1) рода, 2) числа, 3) падежа, 4) полноты / краткости, 5) степеней сравнения (компаративная парадигма). Вместе взятые, эти частные парадигмы образуют общую парадигму прилагательных.

Когда часть речи имеет сложную систему морфологических форм, понятие общей и частной парадигмы может иметь более узкое и более широкое содержание. Общая парадигма глагола включает все формы слова. При этом выделяются частные видовые, залоговые, временные и т.д. парадигмы. В то же время при характеристике наклонения также выделяется общая парадигма, которая включает все модальные формы, т.е. формы изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений, и частные парадигмы, объединяющие морфологические средства выражения каждого наклонения (например, частная парадигма повелительного наклонения).

Неизменяемые слова морфологических парадигм не имеют.

Выделяют следующие разновидности парадигмы:

Полная парадигма - парадигма, имеющая весь набор форм по той или иной категории, свойственный разной части речи.

Например: диван - полная парадигма, изменяющаяся по падежам и числам.

Неполная парадигма - парадигма, содержащая частичный набор словоизменения конкретного слова в той или иной категории.

Например: слово "МЕЧТА" не имеет формы родительного падежа, множественного числа.

Избыточная парадигма- парадигма, содержащая большое количество форм.

Например: падежная парадигма сущ. мама: мамой - мамою [Камынина 1999: 9-10].

1.
Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:

Морфология изучает слово как часть речи, особенности образования форм и их признаки.
Постоянными признаками имён существительных является только род и склонение.
Предлог – это служебная часть речи, которая используется для связи слов в словосочетании и предложении.
Причастие имеет признаки как глагола, так и прилагательного.

2.
Укажите номер ответа, сочетание слов в котором НЕ является СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

Подъехавший к нему
лес зеленеет
цвета бордо
белая берёза

3.
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании БЕЛОСНЕЖНОЕ ПОКРЫВАЛО:

Согласование
управление
примыкание

4.
Укажите глагольное словосочетание:

Слишком долго
красивыми цветочками
план сочинения
пилить доски

5.
Укажите верную характеристику предложения по цели высказывания, интонации и наличию второстепенных членов предложения.

Каждая книга открывает мир!

Повествовательное, восклицательное, распространённое
побудительное, восклицательное, распространённое
побудительное, восклицательное, нераспространённое
повествовательное, невосклицательное, распространённое

6.
Выпишите грамматическую основу предложения.

В Сибири не любят горячку и спешку. (А. Сурков)

7.Каким членом предложения является выделенное слово?

С УТРА перед окнами повисла желтоватая пелена. (А.Н. Толстой)

Подлежащее
сказуемое
определение
обстоятельство
дополнение

8.
Укажите вид односоставного предложения.

Яркий морозный день.

Назывное
определённо-личное
неопределённо-личное
обобщённо-личное
безличное

9.
Укажите номера (по одному в каждую ячейку) простых предложений, осложнённых однородными обстоятельствами.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Утром, днём и вечером шёл дождь.
В праздничные дни все выходили гулять на площади, бульвары, в парки и переулки.
Диваны и кресла стояли рядом.
Мы изучали синтаксис и пунктуацию.
Мне нравится читать интересные, увлекательные книги.
Среди птиц, насекомых чувствовалось приближение весны.

10.
Укажите номера простых предложений с вводными словами и конструкциями.

Конечно, лето в этом году будет жарким.
Общаясь с лесником, я понял важность сохранения леса.
Не спеши, мой дорогой друг.
Задача, пожалуй, не такая и сложная.
По мнению педагогов, читать необходимо ежедневно.
В глухом лесу, в самой чаще, бродят бурые медведи.

11.

По словам жильцов, воду отключат уже сегодня вечером.



12.
Укажите верное объяснение, почему обособлена выделенная часть предложения.

Позвольте поблагодарить вас за прекрасно написанную контрольную работу, дорогие восьмиклассники!

Потому что обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Потому что обособлено определение, выраженное причастным оборотом.
Потому что обособлено обращение.
Потому что обособлена вводная конструкция.
Потому что обособлена вставная конструкция.