Дикий помещик образы символы. Домашнее задание. Общие черты

Проблематика и поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина

«Сказки» - это своеобразный итог
художественной деятельности писателя,
так как они создавались на завершающем
этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок 28 созданы в течение
четырех лет, с 1882 по 1886 год.
02.04.2017
2

Сказки «для детей изрядного возраста»

«Сказки» - это соотношение социального
и общечеловеческого в творчестве СалтыковаЩедрина М.Е.
Задание к классу:
- Объяснить это высказывание (что такое
социальное и общечеловеческое)?
- Какой прием использует автор при определении
читательского назначения сказок «для детей
изрядного возраста»? Почему?

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки

Сопоставительный анализ.
- Общие черты?
- Отличительные черты?

Общие черты

Сказки СалтыковаЩедрина
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные
выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
Сказки русского
народа
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные
выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

Отличительные черты

Сказки СалтыковаЩедрина
Сатира
Сарказм
Смешение категорий
добра и зла
Нет положительного
героя
Уподобление человека
животному
Сказки русского
народа
Юмор
Гипербола
Победа добра над
злом
Положительный герой
Очеловечивание
животных

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Проблематика
Самодержавие и угнетенный народ
(«Медведь на воеводстве», «Орелмеценат»)
Отношения мужика и барина
(«Дикий помещик», «Повесть о том,
как один мужик двух генералов
прокормил»)
Положение народа («Коняга»,
«Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал»,
«Карась-идеалист»)
Трусость обывателя («Премудрый
пискарь»)
Правдоискательство («Дурак»,
«Христова ночь»)
Художественные
особенности
Фольклорные мотивы
(сказочный сюжет, народная
лексика)
Гротеск (переплетение
фантастики и реальности)
Эзопов язык (иносказание
и метафоричность)
Социальная сатира (сарказм
и реальная фантазия)
Обличение через отрицание
(показ дикости
и бездуховности)
Гиперболизация

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.

Сатирические приемы, используемые
в сказках писателем.
ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где
истинным является не прямое высказывание,
а противоположное;
сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая
явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание
реального и фантастического, нарушение границ
правдоподобия;
иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый
за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь,
основанная на вынужденном иносказании;
гипербола - чрезмерное преувеличение.

Примерный план анализа сказки

Примерный план анализа сказки
Основная тема сказки (о чем?).
Главная мысль сказки (зачем?).
Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц
раскрывается основная мысль сказки?
Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
Сатирические приемы, использованные автором.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж,
портрет, интерьер.
Соединение фольклорного, фантастического и реального



История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.


Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил


Аллегория – иносказание Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).


Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. 1)Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел- меценат» и др.) 2)Тема интеллигенции («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц» и др.) 3)Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) 4)Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат


Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пескарь


Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). Медведь на воеводстве


Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пескарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)


К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков- Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков- Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

«Герой сказки» - Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое. Месяц постепенно превращается в полную луну. Яйцо дает жизнь на Земле. Герои сказок – покорители космоса. Герои сказки «Конек-горбунок». Каждое животное откусывало от колобка по кусочку.

«Урок Сказка» - Парад сказочных человечков. Пауки, дураки, ну-ка, догоните! Сегодня на наш необычный урок пришли сказочные человечки из сказок, которые мы читали на уроках литературного чтения. Назови, кто … 1. Был обманут в стране дураков. 2. Правил страной, в которой жил Чиполлино. 3. Смастерил Буратино. 4. Имел самого необычного друга. 5. Владел волшебным кольцом.

«Сказки писателей» - Ребята активно участвовали в игре. Люби и помни сказки! Мероприятия, проведенные зав. библиотекой в 2006-2007 учебном году. Цель мероприятия: знакомство с творчеством К.И. Чуковского, формирование навыков выразительного чтения. Джанни Родари Повесть о луковом мальчике. Литературный праздник, посвященный творчество К.И. Чуковского состоялся 15 марта в первых классах.

«Сказки» - Гуси-лебеди. В согласном стаде волк не страшен. Народные. И как заинька трусишка, И как серый волк-волчишка. Авторские сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золушка», «Муха - цокотуха». Снегурочка. Много захочешь – последнее потеряешь. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый. Бытовые. Сказки о животных: «Три медведя», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей».

«Сказка А.С.Пушкина» - Соколко. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»? Какими словами чаще всего оканчиваются сказки А.С.Пушкина? Что же приговаривал Балда с укоризной? От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? Кто был верным сторожем царя Дадона? Добрым молодцам урок».

«Сказки А.С.Пушкина» - Учитель оценивает работу детей. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо помните «Сказку о царе Салтане…». Родился поэт 6 июня 1799 года в Москве. В чём главный смысл сказки? Гравюра на дереве. Кто сможет сказать полное название сказки? Ответы детей. Объясните прочитанное. Викторина по сказкам Пушкина.

краткое содержание других презентаций

«Жизненный путь Салтыкова-Щедрина» - Родился в старой дворянской семье. Творчество Щедрина. Господа Головлёвы. Убежденный социалист. Крепостной человек. История одного города. Московский дворянский институт. Вольнодумие. Литературная деятельность. Жена писателя. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Отечественные записки. Юный Салтыков. Маловажность книг. Михаил Евграфович.

«Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина» - Куда собрались идти два генерала, чтобы найти пищу. Способ прогулки. Герой сказки. На какой улице в Петербурге жили два генерала. Литературная игра. Чем дикий помещик угощал всех гостей. Два генерала. Дикий помещик. Что снится дикому помещику. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху. Мужик. Назовите имя автора сказок. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал. Груши.

«Творчество Салтыкова-Щедрина» - Суть произведения. Народ, способный смеяться над самим собой. Смерть Николая I. Дом в Петербурге. Елизавета Аполлоновна. Салтыкова. Сатира. Личная жизнь. Сеченов. Щедрин в лесу реакции. Знакомство с В.Г.Белинским. Эзопов язык. Образование. Вопросы для размышления. Хроника жизни. Вятский плен. Мнение читателей. Писатель. Дом в Вятке. Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Обложка журнала «Стрекоза».

«Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Обилие впечатлений. Проблематика. Дом, где родился будущий писатель. Художественные особенности. Группа сотрудников журнала «Отечественные записки». «Вятский плен». Жанровое своеобразие. Юмор – мягкий смех, усмешка. Основные темы. История создания. Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. Образование. Дочь писателя. Очерк жизни и творчества.

«Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Что общего в сказках «Повесть о том…» и «Дикий помещик». Элементы русской народной сказки. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сказки. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Каким в сказке «Дикий помещик» изображен владелец мужиков. Как решается проблема в сказке. Сказка как жанр выбрана писателем не случайно. Сказка «Дикий помещик». Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Книгу сказок Н. Е. Салтыков-Щедрин писал с перерывом.

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Русский писатель. Администратор. М.Е.Салтыков-Щедрин. Тип художественной образности. Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным. Преемственные связи. Улица. Детские годы. Этапы биографии и творчества. Характер его творчества. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. Смерть матери. Время творческих достижений. Названия книг. Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Журнал «Отечественные записки». Центр литературной жизни.

Так как жанр произведения роман-эпопея, то в романе большое число действующих лиц, а в связи с этим и большое число сюжетных линий. Условно все сюжетные линии можно поделить на две части: во-первых, история жизни Григория Мелехова и тех героев, с кем он связан событиями личной жизни; во-вторых, история событий на Дону во время гражданской войны. Часть сюжетных линий развивается параллельно, некоторые из них не пересекаются, поэтому композиция произведения последовательная, с элементами параллельной. Автор использует прием антитезы, противопоставляя мирную жизнь казаков тому времени, когда началась война. Шолохов в романе использует большой документальный материал при описании военных действий. Таким образом он вводит в общее повествование внесюжетные элементы.

У романа открытый финал, т.е. повествование не закончено. Читатель может лишь предполагать как сложится дальнейшая судьба Григория. Шолохов намеренно останавливает рассказ о его судьбе.

Замысел

Над романом Шолохов работал несколько лет. Он собирает обширный документарный материал, поэтому в основу произведения положены достоверные события, в которых участвуют как реальные, так и вымышленные герои.

Интерес к эпохе, изображенной в романе, не случаен. Автор воссоздал почти десять лет, которые были насыщены множеством событий, некоторые из которых он описывает подробно, например, гражданскую войну на юге России. О некоторых событиях Шолохов упомянул по ходу повествования (революция, корниловский мятеж). Все описанные события интересовали автора лишь в той мере, насколько велико было их влияние на судьбы героев романа. Так, упоминая о П.М.В., Шолохов описывает лишь те сражения, участником которых был Григорий Мелихов. Именно там он впервые убил человека, о чем долго помнил и переживал, так как австриец был безоружен. Писатель подчеркивал подобными эпизодами что в Григории не было от природы заложено ни агрессивности, ни жестокости, таким его впоследствии и сделало время. Привычная жизнь, казалось бы, разрушена после революции 1917 года. В ходе повествования автор отразил мысль о том, что казачество не могло принять тех перемен, в результате которых их лишали привычных прав и привилегий, лишали того образа жизни, в котором состоял смысл их существования.

В романе автор противопоставляет два понятия: война и мир . Открыто Шолохов не заявляет о своей позиции, но весь сюжет произведения выстроен таким образом, что становится очевидным: война – это страшное зло, она калечит людей не только физически, но и убивает в них душу, лишает их многих человеческих качеств, привычных в мирное время. В качестве своеобразия можно отметить, что писатель не изображает широко и многосторонне поля боя и сражения. Чаще всего он ограничивается созданием общей панорамы, а затем переносит повествование на людей, чтобы подчеркнуть их состояние во время военных событий. Не описывает он также и каких-либо героических поступков.

Во-первых, в время мировой войны казаки ведут себя так, как принято в их среде: достойно, мужественно, то есть выполняют свой долг. Неслучайно Григорий награжден одной из высших солдатских наград – Георгиевским крестом. В то же время на фронтах гражданской войны, с точки зрения писателя, ни о каком геройстве речи идти не могло: шла братоубийственная война, а люди защищали не отечество, а определенные интересы противоборствующих сторон.

Бессмысленность гражданской войны Шолохов подчеркивает и тем, что его герои долго не могут определить, на чьей же стороне правда. Кто действительно представляет их интересы. Неслучайно Григорий несколько раз меняет своих сторонников, пытаясь разобраться в сложных, часто противоречивых, действиях каждой их сторон. Долог и мучителен путь героя к истине – для писателя было важно показать это. Автор намеренно не принимает точек зрения ни одной из сторон, не приукрашивает действительность, стремясь сохранить субъективность и достоверность.

Что же более всего не устраивало Григория, а вместе с ним и других казаков? Вероятно то, что каждая из сторон пыталась решить свои вопросы, отстаивая при этом интересы определенной группы людей. Григорий же убежден, что власть должна заботиться об условиях жизни каждого, а не кого-то избранного: белые – о возвращении прежней жизни, о возврате своих прав; новая власть – о малоимущих и нищих, что было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство: чтобы накормить голодных считалось у богатых.

Казаки не могли принять подобного, так как все, что имели, было нажито собственным трудом.

Трагическая судьба донского казачества представлена на страницах романа полно и всесторонне. С точки зрения автора, это сословие всегда жило своим трудом, имело представления о вопросах морали и нравственности, верно служило своему Отечеству. Но в результате революционных преобразований привычный уклад их жизни был разрушен, они не могли примириться с этим и в результате гражданской войны многие из них погибли.

Исторические события так или иначе повлияли на судьбы многих, так, например, из большой семьи Мелеховых (их было не менее 10 человек, в живых в финале осталось только трое: Григорий, его сын и сестра). Трагичной можно назвать судьбу этих людей еще и потому, что они с трудом представляли, как они будут жить дальше, как сложится их судьба. Не случайно Шолохов прерывает повествование 1921 г., тем самым “он как бы дает возможность своим героям надеяться на лучшее будущее, хотя сам автор знает, что трагедия еще не завершена и в 30-е годы в период массовых репрессий многие казаки были подвержены?

Наряду с событиями общенационального масштаба Шолохов проявил большой интерес к жизни человека на уровне его быта, семьи , взаимоотношений с другими людьми. Описывая подробно семью Мелеховых, писатель отразил типичные взаимоотношения, традиционный уклад, мир чувств героев. Именно поэтому он повествует о сложных отношениях Григория с двумя женщинами. Чувство любви многогранно, однозначных ответов, за что люди любят друг друга быть не может. Поэтому Григорию трудно разобраться, где его истинное счастье, он не может сделать окончательного выбора, т.к. каждая женщина по-своему дорога ему. Судьба приняла за него решение – лишила его обоих и в финале он остается один. Может быть, поэтому Григорий стремится вернуться в родной дом, где осталась у него последняя надежда на счастье – его сын.

Финал, композиция, эпизод

Очень важен во многих отношениях финал романа.

Во-первых, Григорий потерял почти все, что было у него в жизни: у него нет любимых и дорогих для него женщин, у него нет друзей, нет родителей, сестра вышла замуж за человека, которого Григорий не может понять, а тот, в свою очередь, убежден, что Григорий – враг.

Во-вторых, Григорий принимает для себя окончательное решение больше не воевать. Символично то, что он бросил в Дон все оружие, какое у него было.

В-третьих, автор подчеркивает в финале, насколько жестоко и беспощадно оказалось время и события по отношению к Григорию: за неполных десять лет, что прошли с начала романа, он постарел, поседел. Это измученный и бесконечно уставший человек, хотя по хронологии произведения ему всего лишь тридцать с небольшим лет.

В-четвертых, в финале автор ненавязчиво дает понять: в чем же истинный смысл жизни человека? В начале романа для Григория все было ясно: у него есть дом, земля, на которой он будет трудиться, у него будет семья, дети, о которых он будет заботиться, растить их согласно тем жизненным ценностям, на которых воспитан сам. Что бы ни происходило в его жизни потом, мечты его всегда возвращались к той довоенной жизни, где все было просто и понятно. И вот в финале романа он приходит к осознанию того, что если не вернется домой к сыну, чтобы попробовать жить так, как мечталось прежде, то и не стоит жить дальше – это бессмысленно. Автор оставил ему эту надежду на будущее. Система действующих лиц

Смысл названия

Роман автор назвал “Тихий Дон” далеко не случайно. Это понятие многозначно. Во-первых, Дон – это место коллективного проживания казаков, вся жизнь которых проходила на берегах этой реки. Дон присутствует на страницах романа не меньше, чем другие действующие лица. Автор описывает его в самые различные периоды: различные времена года, время суток.

Важные события в жизни героев особенно в первой книге происходят возле реки. Так, впервые обратили друг на друга внимание Григорий и Аксинья, когда встретились на берегу. Позднее их тайные встречи тоже как бы незримо охранял Дон. Пейзажные зарисовки этой реки могли быть как очень подробными, так и короткими, но очень яркими и запоминающимися: “По Дону … волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном – туман, а сверху – звездное просо”.

Во-вторых, роль и значение Дона автор подчеркнул в эпиграфе – отрывке из народных песен, где Дон назван батюшкой, что подчеркивало значение реки и в качестве кормильца (он позволял орошать безводные степи) и защитника (не раз спасал он казаков от вражеского преследования).

В-третьих, Дон – это своеобразный символ жизни. Как любая река, он течет, и нет ему конца, как и времени, что быстро течет и невозвратно.

Определение “тихий”, на первый взгляд, может показаться парадоксальным. Тихим и спокойным он был лишь внешне на поверхности, на глубине, где бьют многочисленные ключи, он стремителен.