Капитанская дочка. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Сей неожиданный удар едва не убил отца моего. Он лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах. «Как! - повторял он, выходя из себя.- Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил! Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!..» Испуганная его отчаянием матушка не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы, о шаткости людского мнения. Отец мой был неутешен.

Марья Ивановна мучилась более всех. Будучи уверена, что я мог оправдаться, когда бы только захотел, она догадывалась об истине и почитала себя виновницею моего несчастия. Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти.

Однажды вечером батюшка сидел на диване, перевертывая листы Придворного календаря; но мысли его были далеко, и чтение не производило над ним обыкновенного своего действия. Он насвистывал старинный марш. Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слезы изредка капали на ее работу. Вдруг Марья Ивановна, тут же сидевшая за работой, объявила, что необходимость ее заставляет ехать в Петербург и что она просит дать ей способ отправиться. Матушка очень огорчилась. «Зачем тебе в Петербург? - сказала она.- Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть?» Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность.

Отец мой потупил голову: всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему тягостно и казалось колким упреком. «Поезжай, матушка! - сказал он ей со вздохом.- Мы твоему счастию помехи сделать не хотим. Дай бог тебе в женихи доброго человека, не ошельмованного изменника». Он встал и вышел из комнаты.

Марья Ивановна, оставшись наедине с матушкою, отчасти объяснила ей свои предположения. Матушка со слезами обняла ее и молила бога о благополучном конце замышленного дела. Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем, который, насильственно разлученный со мною, утешался по крайней мере мыслию, что служит нареченной моей невесте.

Марья Ивановна благополучно прибыла в Софию и, узнав на почтовом дворе, что Двор находился в то время в Царском Селе, решилась тут остановиться. Ей отвели уголок за перегородкой. Жена смотрителя тотчас с нею разговорилась, объявила, что она племянница придворного истопника, и посвятила ее во все таинства придворной жизни. Она рассказала, в котором часу государыня обыкновенно просыпалась, кушала кофей, прогуливалась; какие вельможи находились в то время при ней; что изволила она вчерашний день говорить у себя за столом, кого принимала вечером,- словом, разговор Анны Власьевны стоил нескольких страниц исторических записок и был бы драгоценен для потомства. Марья Ивановна слушала ее со вниманием. Они пошли в сад. Анна Власьевна рассказала историю каждой аллеи и каждого мостика, и, нагулявшись, они возвратились на станцию очень довольные друг другом.

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, с своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.

-пца́ , м.

Легкий женский головной убор, обычно в виде капора, который носили в 18 - 19 вв.

Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Пушкин, Капитанская дочка.

Из дома ее не выгнали, но разжаловали из экономок в швеи и велели ей вместо чепца носить на голове платок. Тургенев, Дворянское гнездо.

  • - пца́, м. Легкий женский головной убор, обычно в виде капора, который носили в 18 - 19 вв. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Пушкин, Капитанская дочка...

    Малый академический словарь

  • - ...

    Русское словесное ударение

"чепе́ц" в книгах

автора Коваленко Елена Евгеньевна

Половой цикл суки (эстральный цикл)

Из книги Размножение собак автора Коваленко Елена Евгеньевна

Половой цикл суки (эстральный цикл) Интервал между периодами половой активности (когда гонады продуцируют зрелые яйцеклетки) может длиться от 4-х до 8–10 месяцев, но чаще составляет около 6 месяцев. Весь период - от начала созревания очередной партии яйцеклеток до начала

2. Процедура заказа

Из книги Машканта.ру автора Боголюбов Юрий

2. Процедура заказа Теудат закаут выдаёт министерство строительства, а всю процедуру оформления выполняет ипотечный банк. Для этого необходимо личное присутствие в банке лиц, имеющих льготы. Подпись по доверенности исключена, но возможно приглашение работника банка или

Гарантия заказа

Из книги Мой первый бизнес. Как оценить идею проекта и свои силы автора Каан Джеймс

Гарантия заказа В числе прочих продуктов я инвестировал средства в Motormouse. Это забавная игрушка для руководителей – беспроводная компьютерная мышь в форме спортивного автомобиля. Представьте, что такая идея пришла бы в голову вам. Как вы смогли бы прорваться на рынок,

Времена года и лунный цикл: архетипический цикл

Из книги Мировая астрология автора Бэйджент Майкл

Времена года и лунный цикл: архетипический цикл Будет полезно рассмотреть значение любой фазы любого цикла, чтобы представить годовой, лунный (месячный) и дневной циклы как архетипические для всех процессов. На рис. 6.0 показан годовой цикл времен года в северном полушарии

8. ПЯТЫЙ ЦИКЛ (ЦИКЛ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ) РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

8. ПЯТЫЙ ЦИКЛ (ЦИКЛ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ) РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В пятом цикле появилась пятая раса, к которой относятся люди, живущие в настоящее время. Пятая раса, так же, как и предыдущие, делится на семь подрас, из которых появилось только пять. Первая подраса из Центральной

автора Кривцов М. А.

2.2.1. Цикл типа “пока” (цикл с предусловием) Пример 1.4: Нахождение наибольшего общего делителя двух целых положительных чисел с помощью известного алгоритма Евклида.Пока X ? Y делать если X> Y то X:=X-Y иначе Y:=Y-X; Писать (‘НОД=’, X);WHILE X <> Y DO IF X> Y THEN X:=X-Y ELSE Y:=Y-X; WRITE

2.2.2. Цикл типа “до” (цикл с постусловием)

Из книги Конец холивара. Pascal vs C автора Кривцов М. А.

2.2.2. Цикл типа “до” (цикл с постусловием) Этот цикл выполняется не менее одного разаПример 1.5: Решение предыдущей задачи. Цикл с постусловиемПовторять если X> Y то X:=X-Y иначе Y:=Y-X до X=Y;Писать (‘НОД=’, X);REPEAT IF X> Y THEN X:=X-Y ELSE Y:=Y-X UNTIL X=Y;WRITE (‘НОД=’, X);REPEAT –

2.2.1. Цикл типа “пока” (цикл с предусловием)

Из книги Конец холивара. Pascal vs C автора Кривцов М. А.

2.2.1. Цикл типа “пока” (цикл с предусловием) Пример 2.4: Программа находит наибольший общий делитель двух целых чисел.#include #include int main (){int x, y;printf (“Введите два целых числа через пробел ”);int r = scanf (”%d%d”, &x, &y);assert (r == 2);while (x!= y) if (x> y) x = x – y; else y =

Глава I Понятие и сущность государственного (муниципального) заказа. Законодательство, опосредующее отношения по формированию и реализации государственного (муниципального) заказа

Из книги Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения автора Кичик Кузьма Валерьевич

Глава I Понятие и сущность государственного (муниципального) заказа. Законодательство, опосредующее отношения по формированию и реализации государственного (муниципального)

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 7.31.1. Нарушение сроков возврата денежных средств, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа, порядка ведения реестра участников размещения заказа, правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной

120. Размещение заказа путем запроса котировок и заказа на поставку биржевых товаров

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

120. Размещение заказа путем запроса котировок и заказа на поставку биржевых товаров При размещении заказа путем запроса котировок информация о потребностях в товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем публикации на официальном сайте

Ситуация заказа

Из книги Продажи в сфере HoReCa автора Горелкина Елена

Ситуация заказа Гость общается с официантом и выбирает позиции в меню. Грамотна ли речь обслуживающего персонала? Могут ли сотрудники порекомендовать и описать блюда в меню? Информируются ли посетители о дополнительных услугах?В идеальном случае на все три вопроса –

Лунный цикл – женский цикл

Из книги «Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 2 автора Лайтман Михаэль

Лунный цикл – женский цикл Фазы луны имеют свою цикличность: не 30 дней, а двадцать восемь с половиной. По нашим механическим часам мы неправильно отсчитываем время. Дни отсчитываются по двенадцать астрономических часов. Тогда получается совсем другое деление дня и ночи и

ШАГ 29: ФОРМА ЗАКАЗА

Из книги Продавая воздух. Инфобизнес и его монетизация автора Парабеллум Андрей Алексеевич

ШАГ 29: ФОРМА ЗАКАЗА Форма заказа (order form) должна быть выложена в формате pdf на вашем сайте, чтобы каждый желающий мог распечатать ее, заполнить свои данные от руки и отправить заказ по факсу.От правильного построения order form во многом зависит количество заказов, которое вы

Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Шьем чепчик для куклы

Шьем чепчик для куклы

Чепец - это легкий женский головной убор, обычно в виде капора. Его носили в 18–19 вв. Чепец имел разные фасоны и зоны применения.

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке». Так писал Пушкин в своей «Капитанской дочке».

«Из дома ее не выгнали, но разжаловали из экономок в швеи и велели ей вместо чепца носить на голове платок». Тургенев, Дворянское гнездо.

В общем, чепец - такой головной убор, который наши прапрапрабабушки носили как домашний головной убор. Когда я задумала сшить куколку «Я жду тебя всегда» мне захотелось создать образ женщины, которая всегда ждет своих любимых - в любое время суток, даже ночью. Так и пришла идея сшить ночной чепец. Возможно, кому-то пригодится мой опыт.

В интернете я нашла несколько выкроек и фото готовых чепцов позапрошлого столетия. Включила сообразительность и использовала свои навыки шитья - результат излагаю ниже.

Чепец я шила на куколку ростом 45 см, обхват головы (с прической!) около 27 см.

Вам понадобится:

Батист - кусочек примерно 30 х 30 см;
- тонкий дублерин - 30 х 8 см;
- кружево широкое - 6-8 см в ширину, 10 см в длину;
- кружево тонкое - расход в зависимости от вашего желания и вкуса к украшательству;
- тонкие нитки, желательно шелковые для машинной вышивки, но можно и просто х/б.

Для моего чепца подойдет вот такая выкройка. Выкройка дана без учета припусков на швы.

Цельнокроеная верхняя и затылочная части. На затылочной части чепца будем закладывать складки для придания объема и формы чепцу.

Пропорции чепца в выкройке уже соблюдены. Нам нужна всего одна мерка - расстояние на голове куклы от места у основания шеи с правой стороны до места основания шеи с левой стороны через верх. Как если бы вы одевали на голову ободок, не заводя его сильно назад, а располагая строго вертикально. Это расстояние должно соответствовать длине верхней части чепца (на выкройке это самая длинная часть). На выкройке - отрезок АА.

Итак, выкройка готова, можно приступать к раскрою. Выкраиваем одну деталь чепца и деталь верхней части чепца, будем называть его козырьком. Козырек уплотняем дублерином. И пока откладываем.

Нам надо нарядно украсить козырек, цельнокроеный с затылочной частью чепца. Это лучше сделать сейчас, так как все проложенные в процессе пришивания кружев строчки будут спрятаны между деталями чепца.

Центр козырька я украшаю широким кружевом, укладывая, делаю складочки.

Пока только примеряемся.



Можно всю поверхность чепца уложить кружевом, можно проложить 2-3 ряда - на ваше усмотрение. У меня два ряда, один из которых плавно перейдет в завязки чепчика.


Итак, как только мы определились с укладкой кружев, пристрачиваем их.

Важно: батист - очень тонкая ткань, поэтому натяжение нити должно быть небольшое. Обычно я использую натяжение нити «5». Для батиста я переключила его на «3». Так ткань не стягивается во время пристрачивания.

Вот так получилось. Длинную часть широкого кружева я не пристрачивала, а несколькими стежками приметла к ткани в районе самой складочки.

Еще одно украшательство. Мне захотелось, чтобы кружево украшало кромку чепца по переднему краю и дальше по всему периметру чепца. Для этого я беру кружево молочного цвета и пришиваю его к лицевой части козырька таким образом, чтобы оно располагалось во внутренней части козырька, не выступая за его края.

Теперь обычное дело - складываем детали лицом к лицу.

Следим за тем, чтобы свободные концы завязок чепца оказались между деталями козырька, укладываем их внутрь, чтобы случайно не пристрочить.

Сметываем, прострачиваем козырек по длинной стороне и двум коротким близко к краю, на расстоянии
около 4-5 мм от края. Теперь выворачиваем козырек на лицо и аккуратно его проглаживаем.
Кружево красиво обрамляет чепец по периметру, завязочки снаружи



Приступаем к следующей части процесса - формированию затылочной части чепца.

Для этого закладываем по три складки (6-7 мм глубиной) с каждой стороны, начиная от козырька.

Размеры и количество складок - это тоже на ваш вкус. У меня по три складочки с каждой стороны. Как видно на фото, затылочная часть длиннее той, что обрамляет лицо. Она красиво ляжет на шее позже. Можно вообще сделать сборку.

А дальше соединяем лицом к лицу с каждой стороны в отдельности, оставшиеся открытыми (не состроченными) части козырька с краем чепца, где заложены складки. Сметываем, пристрачиваем, расправляем, разглаживаем. Красота! Я очень люблю этот момент

Оставшиеся свободными края затылочной части чепца подворачиваем, приметываем по всему периметру кружево молочного цвета, такое же, как в щели между деталями козырька, и пристрачиваем.



Для того чтобы чепчик совсем красиво сел, закладываем складочку на нижней затылочной части чепчика, ближе к шее, и прострачиваем ее поперек.

Ваша кукла, я думаю, будет довольна

Моя выглядит вот так:


Такой чепец можно сшить и для малыша, и для любимой бабушки с чувством юмора и вкусом, и даже для себя. Вам понадобится всего один размер - отрезок АА - чтобы увеличить выкройку до необходимого размера. Так просто и удобно.

Батист 100%, кружево тонкое, кружево хлопок, нитки шелковые

С чего начинается мюзикл? Правильно, с композитора. Встречайте: Максим Исаакович Дунаевский, автор музыки к мюзиклу "капитанская дочка", чья премьера состоялась на этой недели в Театре у Никитских ворот .

Я очень хорошо отношусь к этому композитору. На мой взгляд, он - один из немногих, кто еще умеет в нашей стране писать легкую популярную музыку. Фильмы "Д"Артаньян и три мушкетера", "Ах, водевиль, водевиль", "Зеленый фургон", "Мэри Поппинс, до свиданья", "Проданный смех" мы помним и любим. Мне еще очень нравится мюзикл "Алые паруса". Поэтому неудивительно, что от приглашения на "Капитанскую дочку" я отказаться не могла.

Пугачев (засл. артист России А.В. Масалов).

Можно ли поставить прозу Пушкина как мюзикл? Тем более, книгу, в которой говорится о крестьянской войне, которая прокатилась по России, сметая все на своем пути. Смерть, голод, кровь, осада крепости, подлость и предательство. Как все это передать с помощью музыки? Возможно ли? Оказалось, возможно. Вот едет к месту назначения Петр Гринев со своим слугой Савельичем. Он еще не знает, что ждет его совсем скоро и спокойный теплый трактир кажется надежным пристанищем, когда вокруг бушует метель. Но вот начинается пляска и зрители понимают: не все спокойно в этом мире.

Проходит еще немного времени и преобладающим цветом на сцене станет красный. Россия будет залита кровью виновных и невиновных. Создатели мюзикла показывают насколько страшной была Пугачевщина очень наглядно. Я пол-спектакля думала, что вряд ли он мог состояться в таком виде лет 30 назад. Пугачев грозен и силен, но сочувствие зрителей - на стороне Гринева, Маши, капитана Миронова и Василисы Егоровны.

Петр Гринев (И. Скрипка).

Мария Миронова (Н.Калиберда).

Историк (М. Озорнин).

Теперь хочу назвать тех, без кого спектакль не состоялся бы, и кто своим мастерством создал ту реальность, в которой зрители прожили три часа.

Балетмейстер - Антон Николаев.
Сценография - Станислав Морозов.
Художники по костюмам - Мария Данилова, Денис Шевченко.
Художник по свету - Ирина Вторникова.

Голова Пугачева.

Минусы.
Образ Екатерины.

Нет, я понимаю, что хотел сказать режиссер. Серо-бело-черные одежды народа и армии, красные - пугачевцев и ослепительно золотые - царедворцев. Но вот у Пушкина - совершенно иной образ.

"В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую."

Ну и весь номер "Мы - дворцовые игрушки", на мой взгляд, не к месту. Во-первых Екатерина была не дурой и как таковых "дворцовых игрушек" у нее не было. Обычно она и фаворитов умела к делу приставить. Во-вторых этот номер откровенно вторичен по отношению к фильму "Король танцует".

Несколько снимков с поклонов.

За приглашение спасибо

Я не был свидетелем всему, о чем остается мне уведомить читателя; но я так часто слыхал о том рассказы, что малейшие по. дробности врезались в мою память и что мне кажется, будто бы я тут же невидимо присутствовал.

Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке.

Слух о моем аресте поразил все мое семейство. Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачевым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца. Батюшка не хотел верить, чтобы я мог быть замешан в гнусном бунте, коего цель была ниспровержение престола и истребление дворянского рода. Он строго допросил Савельича. Дядька не утаил, что барин бывал в гостях у Емельки Пугачева, и что-де злодей его таки жаловал; но клялся, что ни о какой измене он и не слыхивал. Старики успокоились и с нетерпением стали ждать благоприятных вестей. Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию.

Прошло несколько недель… Вдруг батюшка получает из Петербурга письмо от нашего родственника князя Б**. Князь писал ему обо мне. После обыкновенного приступа, он объявлял ему, что подозрения насчет участия моего в замыслах бунтовщиков к несчастию оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть, но что государыня, из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела только сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.

Сей неожиданный удар едва не убил отца моего. Он лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах. «Как!» - повторял он, выходя из себя. - «Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил! Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!..» Испуганная его отчаянием матушка не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы, о шаткости людского мнения. Отец мой был неутешен.

Марья Ивановна мучилась более всех. Будучи уверена, что я мог оправдаться, когда бы только захотел, она догадывалась об истине и почитала себя виновницею моего несчастия. Она скрывала от всех свои слезы и страдания, и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти.

Однажды вечером батюшка сидел на диване, перевертывая листы Придворного Календаря; но мысли его были далеко, и чтение не производило над ним обыкновенного своего действия. Он насвистывал старинный марш. Матушка молча вязала шерстяную фуфайку и слезы изредко капали на ее работу. Вдруг Марья Ивановна, Тут же сидевшая за работой, объявила, что необходимость ее заставляет ехать в Петербург, и что она просит дать ей способ отправиться. Матушка очень огорчилась. «Зачем тебе в Петербург?» - сказала она. - «Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть?» Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность.

Отец мой потупил голову: всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему тягостно и казалось колким упреком. «Поезжай, матушка!» - сказал он ей со вздохом. - «Мы твоему счастию помехи сделать не хотим. Дай бог тебе в женихи доброго человека, не ошельмованного изменника». Он встал и вышел из комнаты.

Марья Ивановна, оставшись наедине с матушкою, отчасти объяснила ей свои предположения. Матушка со слезами обняла ее и молила бога о благополучном конце замышленного дела. Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем, который, насильственно разлученный со мною, утешался по крайней мере мыслию, что служит нареченной моей невесте.

Марья Ивановна благополучно прибыла в Софию и, узнав на почтовом дворе, что Двор находился в то время в Царском Селе, решилась тут остановиться. Ей отвели уголок за перегородкой. Жена смотрителя тотчас с нею разговорилась, объявила, что она племянница придворного истопника, и посвятила ее во все таинства придворной жизни. Она рассказала, в котором часу государыня обыкновенно просыпалась, кушала кофей, прогуливалась; какие вельможи находились в то время при ней; что изволила она вчерашний день говорить у себя за столом, кого принимала вечером, - словом, разговор Анны Власьевны стоил нескольких страниц исторических записок и был бы драгоценен для потомства. Марья Ивановна слушала ее со вниманием. Они пошли в сад. Анна Власьевна рассказала историю каждой аллеи и каждого мостика, и, нагулявшись, они возвратились на станцию очень довольные друг другом.

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.