Музыка и пение научат радоваться жизни и помогут излечиться от многих болезней. Пение помогает нам жить Бесплатная тренировка легких

Мы точно не знаем, когда человек начал петь и играть на музыкальных инструментах. Но мы почти уверены: то, что начало петь и играть на музыкальных инструментах, человеком еще не было. Уверенность эта появилась совсем недавно, а еще лет пятьдесят назад весь научный мир вполне придерживался марксистско-энгельсской точки зрения на музыку: человек-де изобрел ее, чтобы ритмичными выкриками синхронизировать действия команды, которая выполняет требующую слаженности совместную работу. К примеру, надо перенести тушу мамонта или закатить на гору валун, которым хорошо будет прикрыть вход в пещеру. Словом, «Эх, дубинушка, ухнем!» - исток музыкальной традиции человечества.

Пение также идеально подходило для ритмизации монотонной деятельности: «Трись, шкура, трись - будет сыну доха. Варись, горох, варись - будет дочке каша».


Замечательная позитивная теория, которая, правда, совершенно игнорировала тот факт, что вокруг трудящегося человека день-деньской распевали песенки представители видов, в трудолюбии не замеченных и мамонтами не промышлявших. И их бодрые «чик-чирик» и «ква-ква» не делались от этого менее ритмичными и музыкальными.

В конце концов отдельные граждане начали задаваться вопросом: если всякие синички поют потому, что хотят размножаться, то почему для человека непременно нужно было придумывать какой-то другой мотив? Кхм... музыка у нас для этого тоже еще как используется! Одни серенады чего стоят. Оставим пока этих граждан задумываться и дальше и посмотрим, что тем временем происходит за забором, отделяющим физику от метафизики.


Музыка сфер


У идеалистов и романтиков, как всегда, все было куда красочнее и понятнее. Музыка - это дар богов, начальная вибрация мироздания, голос ангелов. Она усмиряет зверей, двигает камни, создает вселенные. «Из наслаждений жизни одной любви музы´ка уступает». Арфу изобрел Аполлон, лиру - Гермес, свирель - Афина. Бодхисатва спустился с неба, чтобы помочь Тосикагэ сделать семь лютен кото из священной ветви удумбара.

Люди с хорошим слухом обычно эмоциональнее

В общем, идея понятна: музыка - высшая форма существования информации, позволяющая человеку, встав на цыпочки, одним глазком заглянуть в мир непознаваемого. Именно поэтому она способна так тревожить душу. Любовь к музыке чиста, как любовь к красоте природы, в ней нет ничего эгоистичного, потребительского, похотливого. Она иррациональна, а все иррациональное идеалистами очень ценится за то, что от него никакой пользы нет.


Кстати, птичкам, лягушкам и цикадам в этой картине тоже нашлось место. Все они, пищащие, булькающие и свистящие, - участники хора, который единой песней Земли славит Господа. Прелесть, правда?

Однако разные животные на музыку реагируют по-разному. ее явно распознают и даже иногда могут «подпеть». Лошади могут гарцевать под марши. Певчие птицы охотно слушают радио и иногда пытаются повторять понравившуюся им песенку. разве что ухом недовольно поведет на особо хриплый вой из динамиков. А вомбату какому-нибудь ставь хоть Моцарта, хоть Мэнсона - в ответ будет полный игнор, и морковный хруст не станет ни на йоту ритмичнее. И в этой разнице реакций скрывается ответ на вопрос, отчего музыка кажется нам такой прекрасной.


Люди как птицы


На самом деле не были правы ни идеалисты, ни материалисты, причем последние ошибались даже больше, чем первые.

Музыка нравится людям по одной-единственной причине: мы принадлежим к видам, для которых звуковые сигналы играют важную роль в жизни, а ритмичность этих сигналов, их тональность всегда были для нас способом передачи информации от особи к особи. Иначе говоря, человеческий язык начался не со слов в современном их понимании, а с пения, с передачи эмоций и смыслов тональностью и ритмом. Пожалуй, первым об этом догадался Чарлз Дарвин, который в 1871 году написал буквально следующее: «Звуки, издаваемые птицами, в некотором отношении имеют чрезвычайное сходство с языком... Язык может восходить к пению, которое могло дать начало словам, выражающим различные ». Сегодня это предположение Дарвина считается совершенно верным. В прошлом году Массачусетский технологический университет (США) представил обширное исследование, подтверждающее эту гипотезу.

Сигеру Мигаява, ведущий автор проекта, указывает, что лишь 70–80 тысяч лет назад наши предки начали осваивать лексическую составляющую речи, вводя это новшество в привычные мотивы. До тех пор мы не говорили, а распевали, как ангелы в раю. Наши голосовые связки и речевой аппарат - один из сложнейших музыкальных инструментов в природе - убедительно свидетельствуют, что человек существо поющее. И до сих пор интонации для нас имеют большее значение, чем смысл слов (будь это не так, у сарказма не было бы ни малейших шансов на выживание).

Удивление, грусть, радость, страх, мольба - практически любую эмоцию человек может донести до другого, вне зависимости от того, на каких языках они при этом говорят. На самую древнюю форму речи не распространилось. Более того, другие групповые животные или животные-синантропы тоже могут донести до нас свои переживания. При некоторой тренировке мы распознаем и грусть в мычании коровы, и недовольство в кошачьем мяуканье, и восторг в собачьем лае. А вот чтобы понять, что не так, например, с вомбатом, нам придется щупать ему нос и пихать в попу градусник. Потому что вомбат как животное, прямо скажем, антисоциальное, не сумеет исполнить нам арию о своих страданиях. Не обучен-с.

Человеческий язык начался с пения

Вот еще пять любопытных фактов, связанных с тем, что петь мы начали раньше, чем говорить.

  • Мы легко запоминаем ритмический текст (песни и стихи помним намного лучше и дольше, чем прозу).
  • Даже профессиональная аудитория воспринимает лучше, чем сказанные им слова. Проводились эксперименты, когда перед профессиональными собраниями (медиков, филологов и др.) выступал актер, живо и эмоционально произносивший в целом бессмысленный текст с несуществующими терминами. Лишь 5–10% аудитории участников смогли распознать подделку, остальные при анкетировании высоко оценили выступление.
  • Заики практически не заикаются, когда поют.
  • 50% звуков, издаваемых матерями, занимающимися с новорожденными, лишены лексического значения (все эти «уси-пуси», «ню-ню», «плюти-плюти-плюти-плют»). Зато интонационная окраска этих сюсюканий чрезвычайно вариативна и обильна, ведь ребенку с точки зрения эволюционной программы матери важнее всего первым делом обучиться распознавать эмоции других членов группы.
  • Люди с хорошим музыкальным слухом обычно эмоциональнее, чувствительнее людей, которым медведи по ушам как следует прогулялись. Знаменитые певцы, музыканты и поэты куда чаще были невротиками и истериками, чем, например, писатели, ученые и военачальники.

Привычка к музыке нужна

Изучая песни скворцов, советский натуралист Максим Зверев поражался их вариативности. Молодой скворец, вступая в возраст репродукции, составляет собственную песню, ориентируясь на самые громкие и характерные звуки в округе. Он не только вплетает в свои брачные напевы популярные у других скворцов ритмы и звуки, но и может мяукать как кошка, квакать как лягушка, подражать цаплям, ласточкам и сойкам. А сам Зверев обогатил скворчиный фольклор звуками печатной машинки - несколько обитавших под его окном молодых птиц восхитились этим дивным треском и включили его в свой репертуар, выкинув на свалку истории все эти «пик-пик» и «щелк-щелк», которым их учили мама и папа («пик-пик» и «щелк-щелк» не привлекают внимания птицы-подростка, не заставляют к ним прислушиваться, так как слишком привычны). Но чем старше становится птица, тем реже она разучивает модные новинки, предпочитая петь то же самое, что исполняла для прекрасных дам в юности.

С человеком все происходит примерно так же. Сперва мы осваиваем «ладушки», которые, казалось бы, навеки программируют наш музыкальный генокод, но, вступая в пору полового созревания, мы готовы эти «ладушки» несколько переосмыслить. Как скворцы среди зверевской сирени, мы осматриваемся по сторонам и слушаем, что за песни исполняют самые крутые самцы. (Скворцы, конечно, не держали самого Максима Дмитриевича за альфа-самца всея округи - они слышали невероятное по громкости и неустанности щелканье и сильно зауважали невидимого парнишу.)


Так что некий условный Вася, который сейчас сильно ценит витч-хаус, потому что только самые крутые пацаны знают, что это такое, четко следует за своим отцом, научившимся некогда высовывать язык до кадыка не хуже Джина Симмонса. И вместе с папой они являются достойными наследниками Васиного прапрадедушки, терзавшего тальянку на гулянке с фабричными девчатами, потому что настоящий шикарный кавалер непременно может сыграть «Маруся отравилась» так, что на слезу пробьет («Салфет вашей милости, Акулина Макаровна, чо до нас носу не кажете?»).

Заики не заикаются, когда поют

Нет в мире искусства, чьи стили менялись бы так стремительно, как в современной музыке, потому что каждые пять - десять лет приходят новые партии мальчиков с горящими глазами, которым непременно нужно составить свою, ни на что не похожую песенку и утереть носы лохам и старичью.

И нет в мире искусства, которое было бы до такой степени мужским.

Девушки, конечно, тоже любят музыку, но несколько иначе. Просто девушкам чаще всего никому ничего не надо доказывать, и они могут отрываться не размышляя, кто и что о них подумает. Да, ей нравится челочка Джастина Бибера, эта финская песенка про «лам-ца-ца, ариба-даби-дила», а еще Сороковая симфония Моцарта, потому что она впервые поцеловалась с мальчиком на заднем дворе музыкальной школы, когда какой-то несчастный ребенок мучил Вольфганга Амадея. Девушки могут любить конкретную песню, конкретного исполнителя, но быть поклонницей какого-то определенного музыкального стиля? Нет, это большая редкость в мире женщин.

И в этом им в общем-то повезло, потому что нет более простого способа почувствовать себя устаревшим хламом, чем начать разговаривать о музыке с гражданами лет на пять - десять моложе тебя. Ты только позволил себе ляпнуть что-то про арт-рок, а они смотрят на тебя так, как будто ты вытащил из-под стола клавесин и пудреный парик.


Тайные звуки становятся явными


Точно так же, как скворцам до явления Великой Печатной Машинки приходилось вариться в собственном соку, чрезвычайно редко находя новые коленца для своих песенок, музыка до появления средств звукозаписи очень долго оставалась делом местным, национальным, иногда даже семейным и очень медленно меняющимся. Но, как только появились эти самые средства звукозаписи*, границы прорвались немедленно.

Кстати, первым таким средством были вовсе не патефоны, а ноты. Одиннадцатый век нашей эры

Например, в Японии IX века музыкальные произведения принято было хранить в секрете, приемы игры на струнных и духовых инструментах передавались от отца к дочери и от матери к сыну в обстановке строжайшей секретности - вплоть до того, что слугам, оставшимся в доме на время обучения, предписывалось затыкать уши хлопковой ватой. А если кто-то из аристократических дам или кавалеров, поддавшись просьбам императора, соглашался сыграть в дворцовом саду «Варварскую свирель» или «Из радуги яркий убор, из окрашенных перьев наряд», то потом император еще несколько лет мог хоть упроситься, но паузу держали, чтобы ненароком не запомнил кто секретных переборов, не смог кощунственно повторить.

Первыми, еще до изобретения нот, контрабандистами, коммивояжерами, распространителями музыки стали цыгане. Эта индийская каста музыкантов и певцов моталась по всей Евразии и даже местами по Африке, зарабатывая уличными концертами. Держа уши чутко раскрытыми, цыгане похищали, заимствовали, распространяли и перемешивали мелодии мира. И нет практически ни одной национальной музыкальной культуры, на которую не оказала бы влияния цыганская, то есть изначально интернациональная сборная солянка: Китай, Индия, Средиземноморье, Ближний Восток щедро, хоть и невольно, одаривали друг друга мелодиями и ритмами через цыганские гитары и бубны.


Конечно, и сегодня средний русский, средний американец, средний китаец и средний араб будут любить очень разную музыку (не стоит все же сбрасывать со счетов те самые «ладушки»). Но тысячу лет назад японец и, допустим, сакс вряд ли бы признали музыкальную культуру друг друга музыкой в принципе. Так что сегодня национальные рамки в восприятии музыки стали совсем тоненькими и прозрачными, каждый из нас составляет собственный плей-лист, лишь слегка оглядываясь на свой пол, нацию и возраст.

И хорошая новость: современный человек куда лучше умеет слышать музыку, чем его ровесник XVII, XVIII или даже XIX века. Согласно исследованиям Гарвардского университета, счет идет уже на десятилетия: люди, родившиеся в 90-х годах, лучше воспринимает сложную полифонию, чем уроженцы 80-х, а те обставляют в этом плане поколение 70-х. Что ж, это ожидаемо. Чем больше выбор блюд у слушателя, чем разнообразнее музыка, пробившаяся к его ушам, тем сложнее и прихотливее его вкусы. А появление пластинок, кассет, CD, айподов и айтюнсов превратило весь мир в поистине гигантское сборище меломанов. Способности человечества в плане музыкального восприятия растут год от года.

Так что, может, когда-нибудь мы опять вернемся к самому естественному способу общения для нашего вида и, отказавшись от слов, будем безупречно насвистывать друг другу точную информацию.


  • Больше дюжины видов музыкального слуха существует в музыкальной психологии: слух абсолютный, ритмический, внутренний, гармонический, фактурный, архитектонический и т. д. Часть из них является исключительно врожденной особенностью, часть закладывается в первые годы жизни, часть можно развить иногда даже в зрелом возрасте. Но существуют еще такие вещи, как эмоциональное восприятие музыки, как способность вырабатывать дофамин в ответ на определенные звуки в подходящей последовательности, персональные детские инбридинговые связки. В общем, в мире не найдется двух людей с одинаковыми музыкальными пристрастиями.
  • В Техасском университете в 1980-х годах был проведен опыт. Новорожденных крысят два месяца держали в клетках, в которых иногда включали музыку: одной группе - классическую, другой - атоническую, а третьей - просто шум вентилятора. Потом крыс перевели в другие клетки, где они могли сами нажимать на одну из трех клавиш и слушать любую из записей. Крысам игрушка понравилась, и они часто включали себе музыку. В какой бы клетке крысы ни воспитывались, они слушали поровну классическую и атоническую музыку, а вот клавиша с шумом вентилятора после нескольких коротких проб так и осталась невостребованной.
  • Всего 2% людей способны практически со стопроцентной точностью определить эмоциональное состояние человека по нескольким произнесенным фразам (причем текст зачитывается в спокойной манере). Эти проценты были высчитаны во время развернутых программ подготовки астронавтов в НАСА: астронавтов заставляли читать текст после тренировки, в момент подъема груза, после проигрыша любимой команды, во время вечеринки и т. д. Именно из этих 2% людей с абсолютным эмоциональным слухом подбирали потом наблюдателей за психологическим состоянием астронавтов в полете.
  • Запись стрекотания кузнечиков, поставленная на скорости, к которой восприимчиво человеческое ухо, воспринимается нами как торжественный многоголосый хорал. Такую запись cделал композитор Джим Уилсон, дав ей название «God’s chorus of crickets».

Фото: Getty Images; Everett / East News.

В наш стремительный век нередки сетования на повседневную суету. Психологи в таких случаях советуют: если вы хотите повысить качество своей жизни, то… просто начните ей радоваться. Например, включите любимую музыку. Ведь с самых давних времен известно, что подобранная по вкусу мелодия способна творить чудеса. Она положительно влияет на общее самочувствие человека, настраивает на позитивный лад, в результате чего улучшается даже динамика физиологических процессов в организме.

Роль музыки в нашей жизни действительно огромна. В одних случаях она просто улучшает настроение, в других - расслабляет и умиротворяет. Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность.

Негромкие, мелодичные, умеренно медленные и минорные произведения часто используются в лечебной практике врачей-психотерапевтов, так как они оказывают успокаивающее действие на пациентов. Нередко релаксирующие мелодии можно слышать в стоматологических кабинетах.

Настоящее волшебное действие оказывает и песня - то есть музыка и положенные на нее слова. Причем, ее целительная сила известна еще с глубокой древности. Медики давно обратили внимание: пение - в особенности занятия вокалом на профессиональном уровне - на здоровье оказывает самое благотворное влияние.

Гортань - наше «второе сердце»

Учеными установлено, что во время пения в головном мозге вырабатываются эндорфины - вещества, которые называют «гормонами удовольствия». Благодаря им улучшается настроение, появляются радость и умиротворение, повышается жизненный тонус, происходит избавление от стрессов. Кроме того, пение позволяет улучшить состояние легких, цвет лица и даже исправить осанку.

Американскими учеными, в частности, проведены исследования среди оперных певцов. Как оказалось, пение не только великолепно развивает дыхательную систему и грудную клетку (у профессиональных певцов они особенно развиты), но и становится залогом здоровья сердечной мышцы. Подавляющее большинство профессиональных певцов имеют уровень продолжительности жизни значительно выше среднего. То есть, обратите внимание, оперные певцы - это физически здоровые люди и, как правило, живут долго.

Гортань, наш орган голосообразования, ученые образно называют «вторым сердцем» человека. Когда мы поем для собственного удовольствия или на занятиях по профессиональному вокалу, то тренировка голоса дает здоровье всему организму, словно настраивая его на нужный лад. Например, будущим мамам специалисты рекомендуют слушать классические произведения, а вот если петь самим, то лучше колыбельные песни - спокойные, умиротворяющие. Последнее особенно полезно, поскольку во время вокала звуковыми частотами активизируется внутриутробное развитие ребенка , происходит положительное воздействие на его мозг.

Для детей пение особенно важно. Переоценить его влияние на здоровье и развитие ребенка невозможно. Особенно если он посещает занятия по вокалу, где с его голосовым аппаратом работает преподаватель. Посмотрите сколько в нашей стране детских хоровых коллективов! И это отнюдь не случайно, потому что коллективное пение способствует и дружбе между детьми. От сверстников таких детей отличает положительная эмоциональность, самодостаточность. У них не возникает желания искать сомнительные стимулирующие средства, не говоря уже о пристрастии к опасным удовольствиям, в том числе наркотикам.

Обертоны для укрепления иммунитета

Каждый звук при звучании голоса сопровождают колебания обертонов - более высоких частот. Свою роль здесь играет близкое расположение друг к другу гортани, в которой происходят эти колебания, и головного мозга. Резонируя с костями черепа и с мозгом, отвечающим и за иммунную систему человека, обертоны укрепляют защитные силы организма. Что особенно важно для ребенка. Поэтому дети, которые любят петь, значительно меньше подвержены простудным заболеваниям, чем их лишенные этого занятия сверстники.

Детский голос, когда он тренирован, способен охватить диапазон частот приблизительно 70-3000 колебаний в секунду. Кроме того что эти вибрации в целом благотворно влияют на здоровье, они как бы пронизывают организм поющего ребенка, способствуя очищению клеток и их регенерации. Столь широкий диапазон колебаний человеческого голоса также улучшает кровообращение: высокие частоты благоприятствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие - ее току в артериях и венах.

Звуковая терапия внутренних органов

Ученые полагают, что внутренние органы человека настроены на собственные частоты вибраций. Поэтому вокал является уникальным средством самомассажа каждого из них, что способствует оздоровлению и нормальному функционированию. Если какой-то орган заболевает, то его частота изменяется. Вследствие этого разлад возникает в работе всего организма.

Когда человек поет, то тем самым воздействует на больной орган, возвращая ему здоровую вибрацию. Этот эффект объясняется тем, что при пении лишь 20% звуков направляются во внешнее пространство, а значительная часть - 80% - обращены вовнутрь, побуждая наши органы работать интенсивно. Звуковые волны, совпадая с соответствующими тому или иному органу резонансными частотами, вызывают в нем максимальную вибрацию и оказывают прямое воздействие.

Во время пения активизируется работа диафрагмы. Тем самым массируется печень и предотвращается застой желчи. Одновременно улучшается работа органов желудочно-кишечного тракта . Некоторые гласные, когда мы их воспроизводим, заставляют вибрировать гланды и железы внутренней секреции, что помогает бороться с зашлакованностью организма. Многие звуки и вовсе способны полностью восстанавливать кровообращение и устранять застойные явления. И все это не ново: такая терапия звуком широко применялась в Китае и Индии, где практикуется до сих пор.

Как помогают гласные?

Так, звук «А» способствует купированию различных болей, оказывает лечебное действие на сердце и верхние доли легких. При острых респираторных заболеваниях оздоравливающе действует на весь организм и способствует насыщению тканей кислородом. Помогает он и при параличах.

«И» поможет вам в лечении глаз, ушей и недугов тонкого кишечника. Он «прочищает» носовую полость и стимулирует работу сердечной мышцы.

«О» лечит заболевания верхних и нижних дыхательных путей - бронхит, воспаление легких, трахеит, а также кашель. Снимает в этих органах спазмы и боли. Облегчает состояние при туберкулезе легких.

«Ы» способствует излечению ЛОР-патологий (в частности, заболеваний ушей), улучшает дыхание.

«Э» благоприятствует работе головного мозга.

Оздоровительная сила согласных

Некоторые согласные звуки тоже наделены целебной силой, что доказано научно.

Так, «В», «М» и «Н» положительно воздействуют на деятельность мозга.

«К» и «Щ» помогают при заболеваниях ушей.

«Х» очищает организм от шлаков и негативной энергии, способствует улучшению дыхания.

«С» помогает при кишечных заболеваниях, полезен для сердечно-сосудистой системы и желез внутренней секреции.

Благотворное влияние звукосочетаний

Мощное оздоровительное воздействие на организм человека оказывают и сочетания звуков.

«ОМ» помогает при гипертонической болезни (снижает артериальное давление), устраняя саму причину гипертонии. Это звукосочетание восстанавливает баланс тела и умиротворяет ум. Оно словно распахивает сердце, которое получает способность принимать мир с любовью, не сжимаясь от негодования или страха.

«АХ», «ОХ» и «УХ» способствуют очищению организма от продуктов метаболизма и негативной энергетики.

Эти звукосочетания нужно не произносить, а пропевать. При этом непременно обращая внимание на то, с какой интенсивностью это делается. Например, при заболеваниях сердца и сосудов (особенно в стадии обострения) не следует слишком интенсивно упражняться. Но если терапия необходима органам брюшной полости, то здесь, наоборот, удвоенные усилия только приветствуются.

Пение и здоровье органов дыхания

«Искусство пения - это искусство правильно дышать», - так говорили еще во времена старой итальянской школы вокала. И это действительно так. Когда человек поет, то у него тренируется дыхательная мускулатура и развивается диафрагмальное дыхание, что в комплексе улучшает дренаж легких.

При бронхитах, бронхиальной астме и пневмонии происходит перевозбуждение симпатической нервной системы, которая отвечает за работу внутренних органов. Когда человек вдыхает, а потом задерживает дыхание - что, собственно, и наблюдается при пении - то этот отдел нервной системы активируется и начинает лучше работать.

Известна методика лечения бронхиальной астмы при помощи обучения пению. В практике многих преподавателей, специализирующихся на хоровом искусстве, отмечались случаи полного исчезновения приступов у больных детей. И уже никого не удивляет, когда ребенка с таким диагнозом врачи направляют петь в хоре. Пение не только избавляет от приступов этого недуга, но и излечивает его.

Занятия вокалом - действенная профилактическая мера в предупреждении, прежде всего, простудных заболеваний. Пение здесь необходимо как воздух, так как оно «прокачивает» трахею и бронхи, отлично вентилирует и тренирует легкие. Так, у людей, систематически занимающихся вокалом, жизненная емкость легких увеличивается. От этого запас прочности нашего организма становится значительно больше.

Пение способно предупреждать респираторные инфекции и благодаря возникающему при вокале «газовому дисбалансу» в организме. Когда человек поет, он воздух вдыхает быстро. Выдыхание же происходит медленно. Содержание в крови кислорода снижается, а углекислого газа - увеличивается. Последний в этом случае становится раздражителем и «подстегивает» иммунитет, который при заболеваниях начинает работать активнее.

Занятия вокалом и заикание

Исполнение любимых песен улучшает произношение и практику разговорной речи. Тренируя дикцию, можно справиться с таким дефектом как заикание. Поэтому роль занятий вокалом при совершенствовании речевых функций трудно переоценить. Особенно это относится к детям: чем раньше страдающий заиканием ребенок начнет это делать, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этим недостатком.

Основной трудностью для тех, кто заикается, является произношение в слове первого звука. При пении же слова как бы плавно перетекают друг в друга и сливаются с музыкой. Когда человек слушает, как поют другие, то старается попасть в такт. При этом ненужные акценты в речи сглаживаются.

Специалистами доказано, что легкую степень заикания можно устранить полностью. Но при условии, что человек пением занимается регулярно. Известны факты, когда во всем мире при помощи хорового пения успешно лечили детей от легкой формы заикания. Поэтому главное здесь - это регулярность занятий.

«Ударим» песней по депрессии

Со давних времен известно положительная роль пения - и сольного, и хорового - при лечении нервных и психических недугов. Например, депрессии, которая распространена и в наши дни.

Еще в Древней Греции практиковали хоровое пение как средство от бессонницы , а Аристотель и Пифагор утверждали, что оно весьма полезно при душевных расстройствах. Знания об этом были известны и в Древнем Тибете: тамошние монахи до сих пор рекомендуют пение для излечения от нервных болезней . Правда, эти познания в большинстве своем были на уровне интуиции. Люди в древности лишь угадывали в пении такой оздоровительный потенциал, однако не имели возможности обосновать это научно.

Петь полезно в любом случае. Даже если человек думает, что природа обделила его голосом и музыкальным слухом. Умение выражать свой внутренний мир в музыке, в песне является эффективным средством снятия внутреннего напряжения, стрессов.

Факт, который не нуждается в доказательствах: когда человек поет, он настроен позитивно и доброжелательно. Даже если ему грустно или произошло горе, то пение несет в себе ощутимое облегчение.

Человек поёт, когда ему хочется петь;
Поёт тогда, когда поёт его душа.
Человек поёт, когда он идёт на смерть,
И тогда, когда в гору ползёт не спеша.

Человек поёт, когда с неба падает снег;
Поёт тогда, когда льёт на голову дождь;
Когда в мире зла добро начинает свой век;
Поёт тогда, когда спеет во поле рожь.

Человек поёт, когда хочет что-то сказать,
Но не знает как, и потому немеет.
И младенец, родившись, непременно будет кричать,
Потому что петь он ещё совсем не умеет. :)

Человек поёт, когда хочет к счастью успеть.
Поёт, когда хочет в жизни не опоздать.
Есть слова, которые можно только спеть, -
Слова, которые невозможно сказать.

Человек поёт, когда его сердце поёт.
Когда сердце поёт с душой в унисон.
Человек поёт и тем радость людям несёт.
Человек поёт и жизнь превращается в сон.

Человек поёт, когда сон обращается в быль.
Человек поёт, когда есть для кого петь.
Человек поёт, когда все беды - просто пыль.
Человек поёт, когда... просто хочется петь!..:))

{06.10.2002г.}

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«… - А вот как ты считаешь, когда люди поют?
- Поют? На демонстрациях…
- Так. Ну, еще.
- В Опере поют, когда выпьют, поют…
- Балда! Знаешь, когда люди поют?
- Когда нет слуха и голоса?
- Когда они счастливы…»
Диалог из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром»

В народе ходит мнение, что если человек запел не в Опере, и не на демонстрации, а просто так, значит, либо он болен, либо пьян, либо счастлив.
Не думаю, что они правы. Представьте себе такую ситуацию: вы стоите на перекрестке, а мимо вас проходит гаишник, напевая себе что-то под нос. Что это означает? Скажете, много денег срубил? Не обязательно. Может, любимая девушка вернулась, оклад повысили или просто так.
Сегодня я стоял в очереди за хлебом, и позади меня стояла бабулька, которая радостно мурлыкала себе под нос какую-то очень знакомую мелодию. Я оглянулся и увидел, что она улыбается.
Вот мимо меня прошел молодой человек, что-то напевающий. Лицо светлое, довольное…
В конце концов, у меня на работе сотрудница охраны постоянно поет и даже пританцовывает. Улыбка почти не сходит с ее лица…
И, наконец, я сам. Сижу сейчас, пою, а на душе так грустно, что словно кошки скребут…
Вот и верь жизненным приметам…

Рецензии

Интересно... А я вот на днях шла на работу, это должен был быть один из самых тяжёлых моих рабочих дней, и неожиданно обнаружила, что вслух напеваю песню "Бери шинель, пошли домой". Хотя хорошего в этот день ожидалось мало... Ну и ещё несколько раз были подобные случаи, с разными песнями и разным настроением)))
Мне понравилась Ваша миниатюра, она добрая)

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании


Мне очень нравятся люди, которые любят и умеют петь. И чем лучше поёт человек, тем больше он (или она) мне нравится. Может быть, это смешно звучит, но я даже готова закрыть глаза на многие недостатки тому, кто хорошо поёт. Не знаю почему, меня это очень располагает к человеку. Мужское пение я считаю очень сексуальным. Иногда смотрю на поющего мужчину (хорошо поющего, я имею в виду), и он мне так нравится! Короче, если парень умеет петь, это большой плюс ему в моих глазах. Вот такая у меня странность.

28/11/05, Delirious
что ни говори, а красивый голос, который сочетается с отличным пением - это супер! Какое же удовольствие закрыть глаза, наслаждаться пением!... А в голове крутится мысль: "Лишь бы это продолжалось и продолжалось и продолжалось...":)

29/11/05, Freya
Для того, чтобы хорошо петь, мало природных вокальных данных. Голос - это инструмент, и очень сложный инструмент, потому что голос каждого человека уникален. И научиться владеть своим голосом намного сложнее, чем научиться играть на любом музыкальном инструменте. Поэтому людей, которые развивают свой голос, я уважаю. Это большой труд, и не такой лёгкий, как кажется.

29/11/05, Kramnikkkk
Ну нащeт разных инструментов я не знаю! Ведь вы надеюсь не думаете что на фортепиано цель ето просто научится быстро двигать пальцами по клавиатуре? Там тоже надо каждыи звук слышать, над каждои нотои работать. Так что и певцы и пианисты в свои расцвет должны работать по 10 (без преувеличении) а то и 12 часов в день. Падеревски (пианист из начала 20 века) бывало работал по 17 часов с небольшими паузами.

27/04/07, скарлетт91
У меня на работе есть одна девчонка. На вид ей лет этак 16. Её назвать даже симпатичной, для своих лет она черезчур упитана, осмелюсь даже сказать, полновата. Она очень простая, разговорчивая, немного хамоватая, но своеобразная девушка. Раньше я не обращала на неё внимание, но с недавних пор я все чаще на неё поглядываю. А началось это вот с чего. У нас работе почти что на полную катушку играет радио. Все желающие девушки начинают ему подпевать, я к ним не присоединяюсь, т.к. знаю, что медведь мне на ухо наступил. Голоса у большинства приятные, но не более. И вот однажды я стою, работаю и вдруг слышу такой нежный, струящийся сопрано. Это был голос Ангела. По-другому просто не могу выразиться. Настолько певучий и красивый голос! Я стояла словно громом пораженная... Радио!? Нет, вроде не радио. Там обычно такие гадкие голоса звучат типа "постой, постой куда ты мущина". Поворачиваю голову, а это поет она! По-моему действительно хороший голос- большая редкость... Искуство красит человека!

28/08/07, Гитаристка
А что плохого от того, что человек умеет хорошо петь? С ним вместе можно спеть че-нить!)))

05/12/18, LadyWamp
Saroiha, разве плохо, если человек гордится своими реальными достоинствами, пусть даже данными природой? Гораздо хуже необоснованная гордость опустившейся пьяни и нищеты с их убогим интеллектом и абсолютной бездарностью - с этим сталкиваешься каждый день, в то время, как горделивые голосистые артисты встречаются крайне редко.