Сложноподчиненные предложения с придаточными частями времени. План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени

Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Вид урока. Личностно-ориентированный урок

Цели урока:

углубить знания учащихся о СПП;

– учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных;

– определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении;

– совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени;

– совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП;

– способствовать развитию кругозора, интереса и любви к Крыму.

Оборудование. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения/В.Голобородько и др., 2006; плакат «Цели урока»; фотографии Ливадийского дворца; раздаточный материал (приложение)

Ход урока

I. Организационный этап

II. Мобилизующий этап

Чтение учителем отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Небесный чердак»:

В путь,
в зной
крутизной!
Туда,
где горизонта черта,
где зубы
гор
из небесного рта,
туда,
в конец,
к небесам на чердак,
на -
Чатырдаг.

Подумайте, какое предложение использовала автор? Как это может быть связано с темой сегодняшнего урока? Что нового мы должны узнать?

III. Осмысление учениками темы урока

– Итак, тема нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени».

(Запись на доске и в тетради)

– Посмотрите еще раз на тему урока. Что вы уже знаете? А что должны узнать нового?

На этом этапе учащиеся вспоминают, что такое предложение, какое предложение называют сложноподчиненным, что такое главное и придаточное предложения, виды придаточных.

IV. Cамостоятельное формулирование целей урока

Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.

Можно использовать плакат со следующим текстом:

Цели урока:

учиться находить …;

узнать способы связи …;

закрепить умения ставить...;

учиться правильно употреблять ….

– А кроме этого, мы еще сегодня убедимся, что такие предложения часто использовали разные писатели и поэты, говоря о Крыме. Я думаю, что это поможет вам еще больше узнать о родном крае, и, возможно, еще больше полюбить его, потому что его так любили и ценили творческие люди, люди с тонко чувствующей душой.

Не случайно в начале нашего урока прозвучало четверостишие о Брюсове, потому что в этом году исполняется 140 лет со дня рождения этого замечательного русского поэта (данные на 13 декабря 2013 года), о котором вы подробно будете говорить в 11 классе. Он бывал у нас в Крыму, поэтому мы начали наш урок с упоминания о нем.

V. Изучение нового материала

– А начать изучение нового материала я предлагаю вам со слов известного писателя XIX века Евгения Маркова:

«Когда переносишься на Южный берег Крыма, ты чувствуешь себя в плену у какого-то нового для тебя мира. Оттого ты смотришь на все, как во сне, обольстительном и невероятном сне. Ты долго будто не веришь волшебным декорациям, развертывающимся кругом тебя. Взгляд невольно устремляется туда, где синее море сливается с небом. Деревеньки – игрушки словно уронил кто-то туда, где торжествует хаос утесов и зелени. Зато, когда ты покидаешь Южный берег, душа твоя томится по нему, как по потерянному раю. Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые дает только один Крым, никогда не забывают его".

(Текст у каждого ученика в виде раздаточного материала)

Задания к тексту

  1. Подберите заголовок.
  2. Определите стиль данного текста, докажите.
  3. Найдите в тексте орфограммы, которые кажутся вам наиболее трудными и объясните написание слов с этими орфограммами.
  4. Найдите в тексте трудные для вас пунктограммы, объясните постановку знаков препинания.
  5. Найдите сложноподчиненные предложения. Задайте вопросы к придаточным. Попробуйте определить их вид. Всегда ли вы можете это сделать?

Слово учителя.

Сегодня мы встретились с новым для вас видом придаточных предложений: места и времени, узнали некоторые вопросы, на которые они отвечают и некоторые союзы и союзные слова, которые могут присоединять их к главному предложению. Полные сведения об этих придаточных мы узнаем с помощью учебника (или с помощью теоретического материала на листочках):

(Раздаточный материал у каждого на парте)

Работа в парах по инструкции:

– внимательно прочитай теоретический материал по теме урока;

– продумай, как лучше преподнести материал своему напарнику;

– объясни новый материал соседу так, чтобы он понял;

– задай ему 1-2 вопроса для проверки усвоенного;

– выслушай своего напарника, задай вопросы, если что-то неясно.

VI. Субъективизация при осмыслении нового материала

Беседа по вопросам:

– Что из услышанного сегодня вы знали, а что нет?

– Что из услышанного осталось непонятным?

– Как вы думаете, почему?

VII. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Дифференцированное задание

1 . По новому материалу составить несколько тестовых заданий с вариантами ответов (12 баллов).

2 . Составить план «Новый материал сегодняшнего урока» (8 баллов).

3. Составить план « Новый материал сегодняшнего урока», подобрать свои примеры к каждому пункту (10 баллов).

2. Задание по вариантам. Цифровой диктант.

1-ый вариант записывает номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени, а 2-ой – с придаточными места.

Все предложения взяты из стихотворений разных поэтов о Крыме.

1. Где подступает к морю сад,

Я знаю грот уединенный (В.Я. Брюсов).

2. Когда уйду, пускай с лугов России
Сюда летит привет горячий мой (Е. Громова «Старый Крым») .

3. Друг милый, ангел мой! сокроемся туда,
Где волны кроткие Тавриду омывают. (К. Батюшков «Таврида»)

4. Куда ни глянь, сады вокруг. (Н. Доризо «Костры»)

5. Едва лишь я вступил под твой знакомый кров,
Бросаются в глаза мне надписи врагов (А.К. Толстой «Приветствую тебя»).

6. А туда, на берег моря,
Высыпает город весь (Д.Д. Минаев «На исходе лета в Ялте»).

7. А признаюсь, когда мы там
Ползли, как мухи, по скалам,
То мне немного было жутко:
Сорваться вниз - плохая шутка! (А.К. Толстой «Всесильной волею аллаха»).

8. Где был заветный лес Дианы,
Там слышны звуки топора (А.К. Толстой «Светлый ключ»)

9. …И дум порывы
Невольно к вам я устремлял,
Когда под лавры и оливы
Главу тревожную склонял (В.Г. Бенедиктов «В стране, где ясными лучами»).

10. Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат. (М.С. Лисянский «Горит черноморское солнце»)

Ключ:

1 вариант – 2, 5, 7, 9, 10

2 вариант – 1, 3, 4, 6, 8

3. Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы.

(это задание выполняется у доски)

1. 200 млн. лет назад громадный океана Тетис шумел там

2. Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас

3. Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца

1. блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

2. откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.

3. они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

Ответы

200 млн. лет назад громадный океана Тетис шумел там, откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.

Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас, когда дождевые и талые воды просачиваются по трещинам и растворяют известняк.

Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца, когда, блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

Составленные предложения взяты из лирического путеводителя Владлена Авинды. Настоящее имя ялтинского писателя Владлен Петрович Гончаров - лауреат Государственной премии АРК, автор замечательных книг о Крыме.

4. Продолжите сложноподчиненные предложения. Укажите вид придаточного предложения .

Когда последний урок закончился,…

Как только мы приехали в Севастополь,…

Мы возвратились туда,…

5. Творческое задание.

Слово учителя (демонстрируются фотографии) .

Кто из вас бывал в Ливадийском дворце? Много ли вы знаете о нем? Посмотрите на фотографии, вспомните это удивительное место. Пусть наше следующее задание поможет вам не только повторить новый материал, но и еще раз вспомнить об одной из крымских достопримечательностей.

Задание. Составить небольшой рассказ на тему «Ливадийский дворец», используя сложноподчиненные предложения . Указать вид придаточных. .

Можно использовать образцы:

Многочисленные экскурсии отправляются туда, где …

С тех пор как в Ливадии построен роскошный белокаменный дворец, …

… , где находилась резиденция императорской семьи.

…, откуда можно выйти в один из лучших парков Южного берега Крыма.

VIII. Рефлексивный этап урока

2- 3 человека выступают с кратким эссе на тему «Что мы сегодня узнали, что было интересным на уроке».

2- 3 человека высказывают мнение о том, что получилось и не получилось у них, что и почему осталось непонятным.

IХ. Домашнее задание.

1) Теоретический материал выучить (стр. 80 и 81) .

2) Упражнение 104

Или

Составить небольшой рассказ на тему «Крым в моей жизни», используя СПП.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор ? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:

С тех пор как мы побывали на море, я постоянно думал о нем

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда , придаточная присоединяется союзным словом когда , стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:

Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов - придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.

Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда , выступающие в синтаксической функции обстоятельств:

А там, где еще вчера сияло солнце, царил осенний туман .

В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например:

Он пошёл, куда ему захотелось , - в главной части пропущено слово туда.

Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках:

Где тонко, там и рвется.



Временньіе придаточные содержат указание на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части предложения. Придаточные времени отвечают на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?», «на сколько времени?» и относятся ко всей главной части: Как в ворота чугунные въедешь (когда?), тронет тело блаженная дрожь (А. Ахматова); По синим водам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий (когда?) несется, несется на всех парусах (М. Лермонтов); Кто-то положил на пяльцы письмо. и скрылся (когда?), прежде чем Марья Кириловна успела образу миться (А. Пушкин); По мере того как мы продвигались к озеру Ханка, течение становилось медленнее (когда?) (В. Арсеньев).
Придаточные времени могут выполнять функцию распространения главной части, когда в ней нет обстоятельства времени: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза (В. Гаршин); Когда мы возвращались обратно, лес совсем проснулся и ожил и весь наполнился птичьим радостным гомоном (А. Куприн), или уточнять обстоятельство времени, имеющееся в главной: Прежде, когда я был помоложе, мои родные и знакомые знали, что со мною делать... (А. Чехов); Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче (М. Горький).
Временные отношения в сложном предложении могут быть осложнены причинно-следственными и сопоставительно-противительными: Когда человек утомлен и хочет спать, то ему кажется, что то же самое состояние переживает и природа (А. Чехов); Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу (Н. Гоголь). В этих предложениях соотношения во времени отодвинуты на второй план. Неосложненные временные отношения устанавливаются лишь в тех предложениях, придаточные которых содержат указание на те или иные определения времени (Когда прошло десять лет...; Когда наступило утро и т. д.).
Временные придаточные части могут занимать по отношению к главной части любое положение. Ограничения связаны лишь с теми случаями, когда они уточняют значение имеющегося в главной части обстоятельства времени и, естественно, помещаются после него: А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом (С. Есенин); Всюду, где только лес был прежде, лежали на земле белые холсты лунного света (В. Катаев).
Определенный порядок следования частей связан также с употреблением двойных союзов. В таких случаях главная часть, обязательно постпозитивная, имеет слова-скрепы: Едва Ростов успел передать письмо и рассказать все дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги (JI. Толстой); Когда писатель из повествователя превращается в мыслителя, тогда он художник истинный (Ю. Бондарев); Когда же он открыл глаза, то в них уже светились внимательные теплые искры (А. Куприн).
Обязателен порядок частей и в предложениях типа: Не прошло и десяти минут, как мы тронулись с места; Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел (И. Крылов), где временные отношения создаются общей семантикой лексически ограниченных и структурно связанных оборотов не прошло и... как; не успел... как, не проходило дня... чтобы, не успел... а. Такие предложения экспрессивно окрашены (тип предложения с так называемым взаимным подчинением).
Сложные предложения, выражающие временные отношения, по значению делятся на предложения с отношением одновременности и предложения с отношением разновременности. Эти отношения выражаются средствами связи (союзами и союзными словами) и видовременными значениями глаголов.
Отношение одновременности выражается в предложениях с придаточными, присоединяемыми союзами когда, пока, как, покамест, покуда, в то время как и формами глаголов (обычно глаголы в главной и придаточной частях несовершенного вида одного времени).
Союз когда служит для выражения отношений одновременности без подчеркивания совпадения во времени действий главной и придаточной частей: Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь (К. Паустовский); Бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала, талантливо умирала (А. Чехов); Дедушка был старик изворотливый и не брезговал побарышничать на стороне, когда ездил в извоз (Ф. Гладков). Достаточно редко в том же значении используется союз как (архаический или просторечный): Как подошла сеноуборка, установилась сухая, жаркая погода (Ю. Нагибин). Союз когда может соотноситься с наречием тогда в главной части, подчеркивающим момент совпадения действия: Подобные мысли стали приходить мне в голову в конце жизни, тогда, когда я сводил счеты со своей юностью (В. Катаев); Тогда сироте праздник, когда белую рубаху дадут (Пословица).
Союзы пока, покуда, покамест подчеркивают совпадение сроков действия, показывают, что действие главной части целиком укладывается в промежуток времени действия придаточной: Иль не меня четыре года, покамест шла войны страда, трепала всякая погода, мотала всякая езда (А. Твардовский); И пока обезумевший зверь метался по клетке, хозяин зверинца любовался им, восхищался его силой (В. Бианки); Куй железо, пока горячо (Поговорка); Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов (В. Гаршин).
Союз в то время как (при глаголах совершенного вида) подчеркивает момент совпадения действия придаточной части с действием главной: В то время как товарищ мой остановился, мелькнула перед моими глазами большая бабочка (С. Аксаков); В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение (А. Чехов).
Отношение разновременности выражается союзами когда, пока, покамест, покуда, после того как, с тех пор как, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, как, едва, лишь, прежде чем, раньше чем, перед тем как, а также соотношением видовых форм глаголов-сказуемых и порядком расположения главной и придаточной частей предложения.
Сложные предложения с отношением разновременности имеют две основные разновидности: в одних предложениях действие главной части следует за действием придаточной, в других - действие главной предшествует действию придаточной.
Наиболее употребительными являются конструкции с обозначением того, что действие или состояние, о котором говорится в главной части предложения, следует за действием или состоянием, обозначенным в придаточной- Для выражения такой последовательности во времени служат союзы когда, после того как, с тех пор как, как только, только что, лишь только, только"лишь, только, чуть, как, едва, лишь. Сказуемые в таком случае выражаются глагольными формами совершенного вида и реже - несовершенного.
Поскольку союз когда употребляется и в предложениях с отношением одновременности, основным средством выражения последовательности действий или состояний служит глагольная форма совершенного вида в придаточной части.
Сложные предложения с союзом когда при наличии глаголов совершенного вида в главной и придаточной частях обозначают, что действие главной части следует за действием придаточной: Когда барабанщик вошел в избу, Петя сел подальше от него (JI. Толстой); Когда затих уже топот его лошади, я пошла кругом на террасу и опять стала смотреть в сад (JI. Толстой). Наличие в главной части предложения глагола несовершенного вида служит средством обозначения того, что совершение действия придаточной части совпадает с продолжением действия главной: Когда много знаешь, трудно сочинять (Д. Гранин); А когда, сквозь волны фимиама, хор гремит, ликуя и грозя, смотрят в душу строго и упрямо те же неизбежные глаза (А. Ахматова).
В сложных предложениях с союзами как, как только, лишь только, только лишь, только что, только, лишь, чуть, едва указывается на то, что действие или состояние главной части предложения следует за действием или состоянием (или его началом) придаточной особенно быстро: Эта история продолжалась всякий раз, как приезжал Азамат (М. Лермонтов); И только что землю родную завидит во мраке ночном, опять его сердце трепещет и очи пылают огнем (М. Лермонтов); Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки, французы тут как тут (М. Лермонтов); Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому (Н. Гоголь); Едва солнце вышло из-за горы и стало освещать долину, волнистые облака тумана рассеялись (Л. Толстой).
Союз после того как указывает, что действие главной части предложения начинается только после окончания действия придаточной: После того как были изготовлены прописанные мне очки, наступило время отъезда из Москвы (М. Исаковский); Ледоход начинается почему-то чаще всего по темным ночам, после того как «пойдут овраги» (К. Паустовский).
Союз с тех пор как подчеркивает начальный момент действия главной части: С тех пор как она отказала Андрею, старик был с Ионной официально сух, а Марианна едва отвечала ей (В. Панова). Сложные союзы после того как, с тех пор как и другие могут расчленяться, в придаточной части в таком случае остается лишь союз как: С тех пор, как ямщик мой ехал сзади, он сделался как будто веселее и разговорчивее (JI. Толстой).
Другую группу предложений с отношением разновременности составляют предложения, в которых действие или состояние главной части предшествует действию или состоянию придаточной. В таких предложениях придаточная присоединяется посредством союзов прежде чем, раньше чем, перед тем как, пока, покамест, покуда.
Предложения с союзами прежде чем, раньше чем могут осложняться сопоставительно-противительными отношениями: И, еще раньше чем Сережка мог рассмотреть, что это такое, он понял по наполнившему степь стрекоту, что это движется отряд мотоциклистов (А. Фадеев). Такого осложнения может и не быть: Прежде чем учить мальчика, я должен узнать его душу (А. Чехов); Нужно было попробовать много дорог, прежде чем остановиться на какой-нибудь из них (Н. Добролюбов).
Неосложненное указание на то, что действие или состояние главной части предложения предшествует действию или состоянию придаточной, содержится в предложениях с союзом перед тем как: В хате еще висит на гвозде, направо от дверей, шахтерская куртка отца, как он сам ее повесил, придя с работы, перед тем, как идти в военкомат... (А. Фадеев); Перед тем как снова двинуться в путь, Алексей Мересьев вырезал из можжевельника палку (Б. Полевой). Союз перед тем как может расчленяться; Он выдкочил из дома в самый последний момент перед тем, как обрушилась крыша (В. Ильенков).
То же значение может быть передано союзами пока, покамест, покуда, но с указанием предела, до которого продолжается действие главной части: Но в иные дни приходилось подолгу всматриваться и шарить, покуда не сыщется семейка боровичков в тесных чепчиках- (В. Набоков); Лягу спать и шепчу стихи, пока не засну (М. Горький).
Обозначение предела может подчеркиваться наличием в главной части сочетания до тех пор: Почему-то я молчаливому указанию собаки не придавал значения и занимался своими думами до тех пор, пока сзади меня не послышался новый шорох (М. Пришвин).
Среди сложных предложений с придаточными времени данного типа есть предложения, придаточные которых приобретают большую самостоятельность, что приближает эти предложения к сложносочиненным. Такие переходные случаи между сочинением и подчинением возникают при употреблении союза как (в сочетании с вдруг): Я собрался было встать и снова попытать счастья, как вдруг мои глаза остановились на неподвижном человеческом образе (И. Тургенев); Разогнался Андрий и чуть было уже не настигнул Го- локопытенко, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня (Н. Гоголь).
Необходимо отличать придаточные времени от других придаточных, присоединенных союзным словом когда: Случаются такие благостные минуты (какие?), когда человеку хочется помолчать (В. Поволяев) - придаточная определительная; Еще до суда в камерах обсуждалось (что?), когда поведут по этапу (Л. Толстой) - придаточная изъяснительная; Когда бы я злой человек был, так разве я (при каком условии?) выпустил бы добычу из рук (Д. Мамин-Сиби- ряк) - придаточная условия; Когда Каретников проснулся, то никак (когда?) не мог оторвать голову от чего-то твердого (В. Поволяев) - придаточная времени.

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Придаточные предложения места.

Придаточные предложения времени.

Предварительная подготовка к уроку

В качестве предварительной подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретический ма­териал о видах придаточных предложений, придаточ­ных предложениях места и времени и выполнить не­сколько упражнений на повторение.

Цели:

1) повторить теоретический материал, посвящен­ный изучению темы «Сложноподчиненные предложе­ния с придаточными обстоятельственными»;

2) развивать способность грамотно и быстро различать между собой типы придаточных обстоятельственных предложений;

3) воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Оборудование: учебник, таблица.

Тип урока : применение и совершенствование знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 1 (на повторение теоретического ма­терила)

Заполните пустые ячейки таблицы на следующей странице (ответы заключены в скобки ).

III. Работа над новым материалом

Учитель объявляет тему урока.

Придаточные предложения места

Учитель изображает на доске следующие схемы:

[...там], (где...).

[...туда], (где...).

[определяемое существительное], (куда...).

[глагол], (куда...).

[...там, (где...), ...].

Учитель : Определите тип представленных перед вами в схематическом виде предложений. (Сложнопод­чиненное обстоятельственное предложение с придаточ­ным места.) Составьте предложения по соответствую­щим схемам, запишите их.


Виды придаточных обстоятельственных

Союзы и союзные слова

Образа действия и степени

как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно

[Ученик смог выполнить задание именно так, как об этом его попросил учитель.]

[где. куда, откуда]

Я пошел туда, куда указывала красная стрелка.

[когда, когда.. .то, пока, едва, как только, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока)]

Когда мы собрались выходить из леса, было уже темно.

[если (если... то), когда, раз]

[Если долго смотреть на солнце, можно испортить зрение.]

[Причины]

Потому что, оттого что. благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того, что

Вследствие того, что дорогу ровным слоем покрывал пушистый снег, проехать было невозможно.

чтобы, для того чтобы

Для того, чтобы выловить из пруда рыбу, требуется приложить определенные усилия.

[Сравнения]

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно

[Тихо, словно легкий ветер пробежал по поляне, прошла она по коридору]

[хотя, несмотря на то что, пускай, как ни]

[Несмотря на то, что луна практически не

появлялась из-за туч, за окном было светло.]

Следствия

Снег валил густыми липкими хлопьями, так что на улице ничего не было видно.

Упражнение 1

Составьте из простых предложений сложноподчи­ненные обстоятельственные с придаточными места, запишите получившиеся предложения. Составьте для каждого предложения схему, подчеркните средства введения придаточного предложения в сложное.

1. Город К(о)ломна располагается в (М/м)осков-ской области, в месте впадения Москвы(-)реки в Оку. 2. Люди стремглав поб(е)жали к месту падения а(пп/п)арата. 3. Мне назначили встречу возле пересечения (М/м)осковской и (С/с)аратовской улиц. 4. Автомо­биль потерпел аварию (в)близи с резким поворотом дороги, 5. В лесу мы остановились на поляне рядом с ра(з)битым молнией деревом. 6. Мы не запомнили ме­ста встречи с остальными участниками мар(а)фона.

Придаточные предложения времени

Учитель записывает на доске следующие предло­жения:

1. Когда во дворе расцвела светлой пеной сирень, я отправился в путь.

2. Я почувствовал себя окончательно выздоровевшим, когда смог говорить без затруднений.

3. Тепло придет к нам только тогда, когда солнце надолго задержится на высоком небосводе.

Учитель : Попробуйте составить схемы к каждому из приведенных предложений, а также определить порядок следования главного и придаточного предло­жений.

(1. (когда...), ; придаточное- главное;

2. , (когда...); главное - придаточное:

3. [только тогда], (когда...) главное - придаточное).

Учитель: Представленные схемы предложений отно­сятся к сложноподчиненным предложениям с придаточ­ными времени. Такие предложения выражают значение времени определенного явления или действия. Порядок следования главного и придаточного предложений сво­бодный: придаточное может стоять в начале или конце предложения, а также его может окружать конструкция главного предложения. (Например: Лишь только тогда, когда выпал снег, я смог выбраться из дому.)

Основными средствами присоединения придаточ­ного предложения к главному являются союзные сло­ва когда (в придаточном предложении), тогда, только тогда и т. д.

На предложение, осложненное конструкцией при­даточного времени, распространяется стандартное пра­вило постановки запятой, разделяющей между собой главное и придаточное предложения.

Упражнение 2

Диктант. Запишите текст под диктовку, уделяя особое внимание постановке знаков препинания и ор­фограммам слитного или раздельного написания не. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных. Докажите точность оп­ределения типа. Выделите главные члены предложе­ний и средства присоединения придаточных предло­жений к главным.

Степь. Во все стороны далеко(-)далеко раскинулась земля ровная - непокрытая ни строениями(,) ни ле­сами- ничем(,) кроме низкой поросли диких трав и сеяных хлебов.

Ветер в степи как песня(,) его можно слушать часа­ми. Днем(,) когда знойный воздух тяжел и неспокоен (,) только и слышен ветер. И лишь вечером(,) когда воз­душный океан(,) омывающий землю(,) постепенно ус­покаивается в прозрачной тишине(,) становятся слыш­ны и другие звуки.

Много жизни в этих пустынных равнинах(,) назы­ваемых степью. И среди голосов живой природы зву­чит в бескрайних просторах новая (,) не так давно вор­вавшаяся в степной хор песня машин. Нет такого уголка в наших степях(,) куда бы ни проникали машины... Прочно и неотъемлемо они вошли в степной пейзаж. Куда бы ни забрели вы по полям(,) всюду журавлино­му курлыканью и пению жаворонков вторит металли­ческая(,) мягко рокочущая песня машин (В. Овечкин).

(Ветер в степи как песня, его можно слушать ча­сами. - придаточное сравнения. Ветер как песня, мож­но слушать; как.

Днем, когда знойный воздух тяжел и неспокоен, только и слышен ветер. - придаточное времени. Слы­шен ветер, воздух тяжел и неспокоен; когда.

И лишь вечером, когда воздушный океан, омываю­щий землю, постепенно успокаивается в прозрачной тишине, становятся слышны и другие звуки. - при­даточное времени. Океан успокаивается, звуки ста­новятся слышны; лишь, когда.

Нет такого уголка в наших степях, куда бы ни проникали машины... - придаточное места. Нет угол­ка, проникли машины; такого, куда бы ни.

Куда бы ни забрели вы по полям, всюду журавли­ному курлыканью и пению жаворонков вторит ме­таллическая, мягко рокочущая песня машин. - при­даточное места. Забрели вы, песня вторит; куда бы ни, всюду.)

IV. Подведение итогов

В качестве подведения итогов ученикам предлага­ется обсудить решение заданий диктанта.

V. Домашнее задание

Упражнение

Напишите текст на любую тему из нескольких свя­занных между собой предложений, составленных по следующим схемам:

1. , (в то время, как...).

2. [..., (до тех пор как), ...].

3. (если...), [то...].

4. [такой...], (куда бы ни...).

5. [то], (что...).

6. [только..., (когда), ...].