Сюткин год рождения. «Разрывался на два фронта, надо было врать». История любви Валерия Сюткина. Работа на телевидении

Сложно поверить, но «стиляге» Валерию Сюткину — 60! Из них 25 лет он живет с третьей женой Виолой . Когда состоялась наша встреча с супругами, они прожили вместе всего ничего и, похоже, сами не предполагали, что смогут пройти рука об руку четверть века. А судя по свежим фотографиям в соцсетях, у Сюткиных и сегодня все ОК. И даже лучше.

ВАЛЕРИЙ

Когда Виола рожала, я забыл про все

Татьяна Уланова, АиФ.ru: Валера, факт присутствия мужчины при рождении ребенка уже никого не шокирует, тем не менее в среде шоу-бизнеса вы, по-моему, первый, кто отважился на такой шаг.

Валерий Сюткин: Не вижу в этом никакого подвига. Может, в СССР мужчине было привычнее сдать женщину в роддом, а самому в это время устроить прощание с бездетным образом жизни, отметить событие в компании. У нас же это было обоюдным желанием.

— Считается, что, если отец сразу после рождения начинает общаться с ребенком, у них возникает очень близкая духовная связь...

— Я привез Виолу в два часа ночи, а девочка родилась в девять утра. И все время, пока готовят к операции, ты находишься в чрезвычайном волнении. Врачи говорят, что с мужчинами в момент родов жены нередко случаются обмороки. Меня ничто не шокировало. Помогал, чем мог, но волнение, конечно, было. Я даже забыл про камеру и фотоаппарат, которые были со мной. Врачи напомнили: снимать-то когда будете, папа?

— К рождению дочери вы уже имели опыт воспитания: все-таки у вас двое детей от предыдущих браков.

— Ну да, имел... Опыт воспитания у меня очень плачевный... Когда жил с ними, воспитывал... Я стараюсь все делать на полную катушку. Но не могу похвастать, что образцовый отец. В этом абсолютно далек от совершенства.

— В жизни, конечно, всякое случается: кто-то кого-то разлюбил... Но вряд ли можно (наверное, за очень редким исключением) разлюбить собственных детей. Но получилось, что вы с ними не общаетесь. Как когда-то не общался с вами ваш отец, расставшись с мамой.

— Я живу с одной женщиной и не хочу, чтобы у нее было ощущение, что делю ее с кем-то. Я не могу делать вид в одной квартире, потом приходить в другую. Не для меня это, как бы жестоко ни звучало.

— По отношению к первой супруге, возможно, и не столь жестоко звучит, ведь развод инициировала она.

— А не важно! Врать не буду: было, но в прошлом, и это только мои ошибки. Перед детьми виноват, безусловно, и плачу по всем счетам: по моральным (это никому не интересно) и по материальным, как положено.

— Не хочу заставлять вас вспоминать то, что неприятно, но... Вы не впервые заявляете, что один раз женаты и для вас существует только одна женщина. Тем не менее наверняка и в первый, и во второй раз женились по любви и, скорее всего, как и сейчас, думали, что навсегда. Где гарантия, что этот брак последний?

— А никаких гарантий вообще в жизни нет.

— Может, вы стали лучше приспосабливаться к характеру другого человека?

— Я научился говорить «нет». Тогда многие мои беды случались из-за того, что я позволял садиться себе на голову. Сейчас не позволяю.

Валерий Сюткин. Фото: www.globallookpress.com

Это что, девушка мной интересуется?

— Хорошо, тогда давайте поговорим о Виоле.

— Вот это — с удовольствием!

— У вас было очень романтическое начало романа: возвращение с гастролей в такси, ее томный поцелуй на заднем сиденье. Вас не смутило, что она проявила инициативу? Не все мужчины одобряют напористость женщины.

— Я воспринимал это именно так. Но ее надо знать: в Виоле совершенно нет того, что можно назвать легковесностью. Это была случайность, во время сна, когда человек выключает какие-то тормозные центры... Это не значит, что она питала ко мне симпатию.

— Ну а что же это — без желания и симпатии?

— Это так же, как нечаянно прикоснулся к человеку — и тебя прошибает... А у нас получился поцелуй, лишнее подтверждение того, насколько в жизни все зависит от случая. Если бы не было поцелуя, ничего не случилось бы. Я относился к ней как к красивой женщине, которая работала рядом и поэтому была для меня персоной нон грата.

— Как коллеги восприняли служебный роман солиста и костюмерши?

— После поцелуя произошла пауза... Я пытался понять: это что, девушка мной интересуется? Хотя она продолжала себя вести так же, как прежде. Тут уже я проявил инициативу, а дальше — все, как во французском кино, вспышкой: безумный вечер, переходящий в ночь, когда я понял, что такое любовь в сплаве физиологии, нежности и обаяния, и не мог понять, с кем еще могу быть так близок, как с ней. Она просто вывела меня, взрослого человека, из равновесия. Не 17 же лет! После эпохального поцелуя прошла неделя, и начался роман. В течение четырех месяцев нам удавалось его скрывать.

— От коллег?! Работая в одном коллективе? Это невозможно!

— Когда люди перемещаются на самолетах, в автобусе, сидят рядом и с симпатией относятся друг к другу, в коллективе это выглядит абсолютно нормально: мы не давали повода думать, что выходим за рамки. Но все происходило! Вскоре у нас состоялся очень серьезный разговор, ведь три или четыре раза мы пытались все прекратить, и Виола сказала, что, наверное, все заходит слишком далеко и не имеет смысла рушить накатанное. Я разрывался на два фронта, надо было врать, а я не мог, мучился. Не представляю, как люди живут на две семьи или когда жена и любовница постоянно. Я понял, что должен сделать выбор. Виола была права: мой моральный облик был далек от совершенства, и она смотрела на меня так, как любая женщина смотрит в этой ситуации на мужчину, который проводит с ней время, а потом идет в семью. Отвратительно! Я в этом смысле не герой фильма «Осенний марафон». В общем, набравшись храбрости и не доводя до того, пока все обрастет слухами, я все сказал сам. Для семьи это был гром, земля расступилась, отношения дошли до крайне враждебных.

— Вплоть до судебных разбирательств...

— Мы все проходили, об этом говорить не хочу. Стараюсь помогать, чтобы об этом никто не знал. Даже они иногда не знают, что помощь идет от меня.

— Вы не пытались разделить трехкомнатную квартиру, оставили жене машину...

— Я ушел в том, в чем был, нажитое меня меньше всего интересовало. 12 марта 1993 года мы с Виолой сняли однокомнатную квартиру — больше я позволить не мог — такую, как говорят в народе, «отжатую»... В общем, все начали с нуля, с первого приемничка, маленького телевизора, который таскали по всем съемным квартирам на протяжении трех лет...

Мы ревнуем постоянно!

— Ну вы все-таки расписались?

— Да, 17 июня 1994 года. Мы год прожили в гражданских отношениях, чтобы потом сделать себе праздник. Хотя очень часто ссоримся, и иногда нам кажется, что это последний день нашей совместной жизни. Вот вчера поссорились, не разговариваем, но знаю, что долго не сможем. До вечера... В сердцах наговариваем такого, что я бы никогда не простил. Матерщина — детский лепет против того, что обещается в эмоциях. Когда присутствует большая, истинная любовь, на уровне страсти, обязательно при ссоре будет: «я отберу у тебя все», «ты не увидишь детей», «я распилю все», «всю жизнь посвящу, чтобы тебе было плохо»... От любви до ненависти — один шаг. Если есть страсть.

— До сих пор такие страсти?

— Да. Как только отношения переходят в нормальное течение русла, спокойное, полуленивое уважение: «Как дела, милый? — Как дела, дорогая?»; «Я пойду туда. — Иди, дорогой». Конец! У нас ревность ко всему, к любому проведению времени без любимого. Люди часто ссорятся из-за финансов, у нас это на уровне невнимания, несовпадения настроений.

— Раньше бы, наверное, сказали: не сошлись характерами, супруги должны совпадать по интересам, взглядам на жизнь.. .

— Да люди ничего не должны! Мне тоже казалось раньше, что с человеком, с которым ты нарожал детей и вместе живешь, нельзя развестись. Сейчас больше хочется эмоций и меньше — дорогих автомобилей и больших квартир.

— Потому что они у вас есть.

— Не на таком уровне. Я живу в квартире 67 кв. м и езжу на машине SAAB. Это все, что есть. Остальное трачу на удовольствия, потому что не хочу пять лет сидеть в своих стенах и копить деньги, чтобы переехать в большую квартиру. Если деньги на вас валятся, тратьте! Но тратить последнее на железную банку, в которой я передвигаюсь по городу, — извините.

— А куда тратите?

— Какую-то часть — на поездки, но Виола считает, что их мало. А я не всегда могу себе это позволить, если загружен работой. Я хорошо себя чувствую, когда выныриваю из профессии усталый и с удовольствием отдыхаю, но только неделю. Пусть лучше их будет несколько в год. А 24 дня, как раньше был отпуск, — это труба! Я помню, 27-дневный круиз с группой «Браво», когда на 26 день директор Филиппа Киркорова Олег Наумыч спросил какого-то юношу из балета «Тодес»: «Мужчина, вы новенький?» Это была лучшая фраза на 26 день!

Часто объясняетесь в любви жене?

— Очень много возможностей для этого. Ведь что происходит после ссор? Даже «джульбарсы» делаю (показывает, поджимая руки к груди, как пес). За все в жизни надо платить.

www.globallookpress.com

ВИОЛА

Женская месть — это страшно!

— Виола, вы рано вышли замуж, рано родили. Воспитывать ребенка, когда сама еще очень молода, наверное, непросто: ни особых знаний, ни опыта...

— Опыта, конечно, не было, но не скажу, что это очень тяжело. Разве что в первую неделю, а потом это становится обычной жизнью, как и все остальное.

— Вы сами предложили Валере поддержать вас во время родов? В такой интимный момент далеко не каждая женщина соглашается, чтобы ее видел муж...

— Мне было гораздо удобнее находиться рядом с ним, нежели одной: приятно, когда близкий человек тебя поддерживает.

— Родители не испугались, что дочь выходит замуж за дважды разведенного, да еще с двумя детьми? В вашем возрасте, с вашей красотой, можно было бы и не торопиться?

— Я тогда уже все решала самостоятельно, родителям пришлось согласиться, хотя, естественно, сначала у них были большие сомнения.

— От внезапной влюбленности, конечно, никто не застрахован, и все-таки у вас не было чувства, что вы разбили семью Валеры?

— Я знаю одно: когда человек не любит свою жену или своего мужа, совместная жизнь превращается в ад. У Валеры были романы, потом он полюбил меня... Наверное, он был и с женой в хороших отношениях, но романтики, мне кажется, не было давно.

— Если бы там не было особой любви, возможно, женщина и не переживала бы так сильно, но для нее уход Валеры был громом среди ясного неба.

— Естественно, был большой удар, мы за это отвечали, и я — в полной мере: пару лет было страшно тяжело. Оказалось, люди совсем невоспитанные и ничего не понимают, не хотят по-хорошему, а жаждут скандалов, желая сделать плохо человеку по полной программе. Раз со мной так поступили, то получи и ты...

— Банальная женская месть?

— Когда женщина не очень умна, она теряет самоконтроль (да и мужчина, впрочем, тоже) и может сделать страшные вещи.

— Все-таки странно, что вы работали вместе, не обращали друг на друга внимания, а один случайный поцелуй вдруг открыл вам глаза.

— Я работала в группе костюмером уже полгода, когда начался наш роман. Такси развозило нас из аэропорта по домам, я заснула у него на плече, и случился поцелуй, после чего была пауза в несколько дней. Я вообще в таких случаях стараюсь вида не показывать.

Валерий Сюткин с супругой Виолой. Фото: www.globallookpress.com

— Но вы ведь сами его поцеловали?!

— Я бы не сказала! Нет, нет! У меня таких вещей в жизни не случается, я сдержанная рижанка. Это произошло по обоюдному желанию: какой-то поворот головы — его, моей. А через две недели все разрешилось, он долго ходил вокруг, потом подошел: что это было? Я говорю: «Ничего». Как ничего? Так, ничего. А любви с первого взгляда у меня никогда в жизни, к сожалению, не было, я к этому подхожу рассудительно. Не могу так: пришел, увидел, победил. Все ребята в группе «Браво» были мне близки, мы дружили, вместе ездили на гастроли, я была единственной женщиной в коллективе, так что все старались меня оберегать, лелеять, и это было приятно. Но в то время у меня была своя личная жизнь, я собиралась замуж.

Я сбежала из-под венца

— И своего жениха, простите, кинули, и прежняя жена Валеры осталась у разбитого корыта. А говорите: пришел, увидел, победил — не про вас.

— Слава богу, у меня остались с тем человеком хорошие отношения, мы общаемся до сих пор. Он понял, простил, хотя поначалу думал, что это все шутки и через неделю или хотя бы через полгода все вернется назад...

— После всех перипетий вы, наверное, сыграли пышную свадьбу, чтобы наконец прочувствовать, что вот оно — состоялось, вы вместе!

— Свадьба была не слишком пышная, но очень хорошая, в Москве. Собралась компания друзей, человек пятнадцать, и мы повеселились. Я была просто в костюме, платья не было, хотя сейчас жалею об этом.

— Хоть раз в жизни женщина должна надеть свадебное платье?

— Мне кажется, да, тем более что один раз я его уже надевала.

— Как это? Вы же не были замужем?

— Да, но я сбежала из-под венца. Мы уже подали заявление в загс (с Валерой еще не были знакомы), купили платье, были приглашены друзья, заказан ресторан. Но сердце подсказало, что не надо этого делать, была депрессия, плохое настроение. Меня отговаривали, всем хотелось погулять... А в свадебное путешествие с Валерой мы не ездили, зато хорошо отдохнули на гастролях в Израиле, а через некоторое время поехали на Сейшелы. Вот это можно назвать настоящим красивым отдыхом после свадьбы.

— Вам хватает внимания Валеры? Он-то занят больше, его чаще не бывает дома...

— Если раньше гастрольная жизнь артистов была очень насыщенной, — недельные, двухнедельные поездки — то теперь ее почти нет: редкие выезды на один день. Поэтому мы практически все время вместе. Но женщине, конечно, нужно работать и иметь увлечение. У меня такое намечается. Сидеть дома я не хочу, это человека не развивает, скорее, наоборот, происходит деградация.

— Сидеть дома и психологически тяжело: муж вроде занят, где-то с кем-то работает, вы одна. Отсюда — подозрения, недоверие.

— Нет, у меня подозрений не бывает, я уверена и в себе, и в муже, и этой темой голову не забиваю.

— Тишь да гладь, да божья благодать?

— Нет, у нас безумное количество ссор, в основном — непонятного характера, из-за мелочи можем разругаться. Что-то не туда положил, куда-то не сходил — и вот уже ссора разрослась до мировой войны.

— Тарелки по квартире летают?

— Тарелки не летают, но иногда очень хочется, чтобы летали. И, когда ссоримся, по темпераменту напоминаем итальянцев. Такое красивое зрелище, на уровне театрального: ругаемся, хлопаем дверью. А когда два часа друг без друга, вроде бы уже и не хочется ссориться.

Валерий Сюткин с супругой и дочерью. Фото: www.globallookpress.com

Главное, чтобы меня не увели

— Взрослые мужчины нередко выбирают спутницу жизни много моложе себя, но ведь у них разные привычки, интересы, друзья...

— Женщина относится к своему мужу и как к мужчине-любовнику, и как к ребенку, и как к другу. Когда-то надо пожалеть человека, когда-то — поддержать. К тому же у нас общие увлечения: мы занимаемся спортом, ездим к друзьям, играем на бильярде, гуляем, в общем, как-то подстроились друг под друга.

— Это произошло легко и быстро?

— Здесь скорее Валера под меня подстроился, потому что я всегда перетягиваю одеяло на себя, считая, что женщина создана для того, чтобы ее баловал мужчина. Меня Валера в основном балует.

— Какой подарок от него самый дорогой?

— В разгар нашего романа, помню, он приехал из Израиля и купил мне простенькое золотое колечко с сердечком. Это был его первый подарок, очень неожиданный и приятный. Теперь это семейная реликвия.

— А цветы может просто так подарить?

— Когда утром возвращается с гастролей, то часто заезжает в цветочный магазин и приходит домой с красивым букетом.

— Сейчас в коллективе Валеры есть костюмер? Не боитесь, что кто-нибудь может занять ваше место не только на работе, но и в его жизни?

— Сейчас нет костюмера, все ездят в своих костюмах, а в «Браво» после меня работали знакомые девочки, которых я же туда и устраивала. Смешно говорить об этом. Существует другая проблема: чтобы меня не увели.

— Вас так легко увести?

— Нелегко, но, во всяком случае, ухаживаний гораздо больше за мной, нежели за Валерой. Мы много бываем в разных местах, чувствуется внимание.

— Так вот из-за чего возникают ссоры в вашей семье! Ничего себе мелочи жизни!

— Мы смеемся, шутим, потому что настолько доверяем друг другу, что этой проблемы для нас не существует.

Знак Зодиака: Овен

Место рождения: Москва

Деятельность: певец

Вес: 76 кг

Рост: 187 см

Биография Валерия Сюткина

Детство. Начало творчества Валерия Сюткина

Валерий Миладович Сюткин родился в центре Москвы, на улице, разделяющей Яузский и Покровский бульвары и носящей ныне название Воронцово Поле. В те годы улица носила имя доктора В. Обуха, заведовавшего учреждениями здравоохранения Москвы в годы становления Советской власти. Отец Валерия – Милад Александрович Сюткин – инженер родом из Перми, преподаватель Военно-инженерной академии им. Куйбышева, специалист по подземному военному строительству. Мать будущего музыканта – Бронислава Андреевна Бржезидская – была младшим научным сотрудником в закрытом военном научно-исследовательском институте. Предки Брониславы Андреевны были польскими евреями, переехавшими впоследствии с территории Польши в город Балта Одесской области. Познакомились родители Валерия на занятиях в танцевальном кружке.


Валерий Сюткин в молодости

Фамилия Сюткин достаточно широко распространена в Мордовии и на Приуралье. Происхождение фамилии связывают с известным на Урале вариантом разговорного варианта имени Ксения – Сюта, Сютка (уменьшительное от Аксюта). Все предки Милада Александровича были юристами.

Когда Валерию исполнилось 13 лет, родители развелись. Примерно с этого же времени Сюткин начал серьезно увлекаться музыкальным искусством. Валерий играл сразу в нескольких самодеятельных коллективах, школьных ансамблях, любительских группах, обычно на бас-гитаре или ударных. Со школьного времени Сюткин проникся творчеством рок-групп «The Beatles», «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Smokie» и исполнял их песни в любительских бэндах.

«Телефон»

После окончания школы и недолгого периода работы помощником повара в ресторане «Украина» Сюткин уходит в армию. Служить Валерию выпало на Дальнем Востоке, где он попадает в военный ансамбль «Полет». В разное время через этот коллектив в процессе службы в армии прошли многие известные впоследствии музыканты, например, Алексей Глызин. Участвуя в «Полете» в качестве музыканта, однажды Валерий заменил заболевшего вокалиста. Замена оказалась успешной, и Сюткин стал вокалистом «Полета».

Валерий Сюткин — 7 тысяч над землей

Вернувшись из армии, Валерий устроился на работу грузчиком, работал на Белорусском вокзале. Позже Сюткин стал проводником международных сообщений, где проработал полтора года. Признается, что возил гитары.
Параллельно с работой Валерий не прекращает и музыкальную деятельность. В 1982 году Сюткин знакомится с участниками малоизвестной тогда группы «Телефон», которые вскоре приглашают его в коллектив. Позже «Телефон» становится профессиональным гастролирующим ансамблем. Совместно с музыкантами ВИА «Телефон» Валерий записывает альбом «Ка-Ка», все песни в котором связаны единой сюжетной линией – народными персонажами Сулейманом Сулеймановичем Кадыровым и Львом Абрамовичем Каскадом.

В начале 1985 года ВИА «Телефон» выпускает второй альбом – «Твист-каскад». На обложке релиза впервые упоминается имя Сюткина. Через некоторое время группа распалась.
«

Зодчие» и «Фэн-О-Мэн»

После распада «Телефона» Сюткин переходит в рок-группу Юрия Давыдова «Зодчие», куда его пригласил перешедший ранее из «Интервала» Юрий Лоза. Песни Лозы и Сюткина принесли ранее никому не известной группе всесоюзную популярность – хиты Валерия «Автобус 86», «Спи, малыш», «Время любви» попали в радио- и телеротации, а газета «Московский комсомолец» назвала «Зодчих» в своей пятерке самых популярных групп Советского Союза.

В 1987 году в «Зодчих» наступает кризис. После турне по УССР группу осенью покидает Юрий Лоза, и на «Рок-Панораме-87» группа выступает крайне неудачно. В 1988 году коллектив покидает клавишник. Запись нового альбома «Мусор из избы» ведется вяло, и выходит он только в 1989 году, однако остается практически незамеченным аудиторией. На фоне всего этого Валерий принимает решение закончить сотрудничество с «Зодчими».
Группа после этого практически прекращает свое существование, выпустив свой шестой и последний альбом «Наливай» в 1991 году с вокалом Александра Мартынова.


Валерий Сюткин рано начал петь

Уйдя из «Зодчих», Сюткин основывает собственный музыкальный проект – трио «Фэн-О-Мэн», просуществовавший два года и входивший в труппу Михаила Боярского. Дискография «Фэн-О-Мэна» оказалась скудной – единственный альбом «Икра зернистая» вышел в 1989 году. Трио стало обладателем приза зрительских симпатий на международном музыкальном телеконкурсе «Ступень к «Парнасу».

«Браво» и Валерий Сюткин

В 1990 году, в августе, Валерий Сюткин прекращает работу над проектом «Фэн-О-Мэн» и переходит в коллектив «Браво» по приглашению руководителя группы, Евгения Хавтана. Новый вокалист прервал неутешительную долгую череду смены фронтменов в «Браво» после ухода Жанны Агузаровой.


Валерий Сюткин перешел в группу «Браво» в 1990 году

Первое время работы в коллективе ознаменовалось прениями по поводу прически Сюткина. В то время Валерий обладал значительной шевелюрой, которая абсолютно не вязалась со «стиляжным» имиджем группы. Споры по поводу прически Сюткина не утихали довольно долго, и в конце концов фронтмен вынужден был уступить и привести свои волосы в соответствие со стандартами рок-н-ролла.

25 августа 1990 года группа дебютировала в новом составе на телепроекте «Утренняя почта». Дебют оказался успешным. Началась работа над записью альбома «Стиляги из Москвы».

Альбом получился довольно разношерстным. Часть песен, вошедших в него, была записана ранее с другими вокалистами и прочно входила в репертуар группы – «Мне грустно и легко», «Король Оранжевое Лето», «Добрый вечер, Москва!», «Скорый поезд», «Звёздный шейк». Для этих песен Сюткин лишь записал вокальные партии, которые были наложены на готовый материал. Другие же песни были новыми и писались уже Сюткиным и Хавтаном – «Вася», «Держись, пижон», «Девчонка шестнадцати лет». Кроме того, Валерий предложил коллективу и песню собственного сочинения – «Я то, что надо», ставшую впоследствии одним из хитов коллектива. Альбом вышел в свет в 1990 году и моментально разошелся по стране.


Валерий Сюткин до сих пор популярен

Группа приступает к работе над следующим альбомом и одновременно активно гастролирует. С приходом в коллектив Сюткина «Браво» вновь обретает популярность. Имидж группы, построенный полностью на атрибутике субкультуры стиляг, внезапно обеспечивает коллективу всенародную популярность. Ключевым фетишем группы «Браво» того периода становятся галстуки, вскоре выходит песня «Стильный оранжевый галстук», ставшая своеобразным гимном русских стиляг.

Пик популярности ансамбля приходится на 1993-1994 годы. «Браво» с размахом отмечает свое десятилетие грандиозными юбилейными концертами. По всему бывшему СССР команда собирает стадионы и переполненные залы.
Период, посвященный работе с группой «Браво», становится периодом выработки у Сюткина собственного оригинального стиля, которого исполнитель придерживается и по сей день.

«Сюткин и Ко»

В 1995 году Валерий Сюткин заканчивает сотрудничество с «Браво» и создает свою группу «Сюткин и Ко», работу в которой продолжает и сейчас. В том же году шлягер «7000 над землей» из дебютного альбома коллектива «То, что надо» становится лучшим хитом года. В 2009 и 2012 году песни коллектива «Маршрутка» и «Москва-Нева» получают «Золотой Граммофон».

Валерий Сюткин Как жаль, но ты сегодня не со мной

Помимо музыкальной деятельности, Сюткин начинает работу на телевидении. В 2001 году на канале РТР появляется музыкальная телеигра «Два рояля», ведущим которой становится Валерий. На Первом канале Сюткин принял участие в телешоу «Звезды на льду», снялся в одной из частей популярного новогоднего телемюзикла «Старые песни о главном» и в проекте Квартета И «День выборов» в роли самого себя.

В марте 2008 года получил звание заслуженного артиста Российской Федерации.

Личная жизнь Валерия Сюткина

Валерий Сюткин был женат трижды. Дочь Валерия от первого брака, Елена, окончила экономический факультет МГУ, сын Максим от второго – географический. Сейчас работает в туристическом бизнесе. С 1994 года Валерий состоит в третьем браке. Третья жена Сюткина – Виолетта – работала костюмером в коллективе «Браво». В 1996 году у них родилась дочь Виола.

Первая ›

Знаменитости ›

Российские исполнители

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Валерий Сюткин — последние новости 2015 года

«Луркмор» обязали удалить картинки с Сюткиным

Советская эпоха знает несколько примеров солистов и коллективов, ставших для своего времени народными. Валерий Миладович Сюткин стал одним из таких певцов, кто успешно сочетает сольную карьеру и выступление в составе группы. На протяжении долгих лет он и его команда не только заслужили признание поклонников, но и продолжают радовать их и по сей день.

Рождение звезды

Биография музыканта содержит много интересных фактов. Родившийся 22 марта 1958 года в Москве Валерий Сюткин, кажется, с детства знал, чем будет заниматься по жизни. Он мог пойти по стопам отца, преподавателя Военно-инженерной академии. Но со школьных лет понял, что его главное пристрастие - музыка, несмотря на то что никто из родственников к ней не имел никакого отношения.

Первые занятия в начале 70-х годов привели сразу к нескольким любительским коллективам, в которых Валерий Сюткин участвовал как барабанщик или гитарист. Рок-направление и его такие представители, как Smokie, The Beatles и Deep Purple, обозначили жанровую принадлежность, которой он будет придерживаться на всем протяжении своей творческой деятельности. До отправки в армию он подрабатывал помощником повара в одном из ресторанов, а неся службу на Дальнем Востоке, выступал в ансамбле “Полет”, где также в свое время отметился Алексей Глызин.

Первые серьезные выступления и несерьезная работа

Желание попробовать себя в качестве певца появилось случайно. Пришлось заменять заболевшего солиста, с чем Валерий Сюткин справился превосходно. Первым гастролирующим коллективом стала группа “Телефон”, имеющая в своем репертуаре цикл народных песен и несколько альбомов, включая один концертный, записанный во Владивостоке. В свободное время певец жил дополнительными заработками - сначала был грузчиком на Белорусском вокзале, а после - проводником.

Недолго просуществовав, “Телефон” распался, а ему на смену пришли “Зодчие”, в которых уже работал Юрий Лоза. В 1989 году последовало трио “Фэн-о-мэн”, записавшее единственный альбом “Икра зернистая”. Неудачи преследовали и эту группу, из которой Сюткин прямиком отправился в команду Михаила Боярского, а уже оттуда, по приглашению композитора Евгения Хавтана, попал в “Браво”, заменив Жанну Агузарову.

Пожалуй, это самый известный коллектив, в котором вплоть до 1995 года выступает Сюткин. Валерий на протяжении этого периода присматривается к созданию собственного неповторимого стиля, в котором он станет работать сольно. Одним из первых певец представил публике сленг “стиляг”, беря за образец американскую музыку 50-х годов. Дебютный альбом “Браво” получил название “Стиляги из Москвы”.

Другие увлечения

И снова Сюткин покидает группу. В 1995 году Валерий организовывает новый бэнд “Сюткин и Ко”, где становится его лидером. С коллективом он выступает и сейчас. Композиция “7000 над землей” из первого альбома удостаивается награды как лучший шлягер года.

“Сюткин и Ко” выпускает 8 альбомов, последний, “Целуйтесь медленно”, датируется 2012 годом. В 2008 году за заслуги в области искусства певец получает звание Заслуженного артиста России.

Валерий Сюткин, биография которого знает и другие ипостаси, не ограничивается одной музыкой. Так, он принимает предложение от МГГУ имени М. А. Шолохова и становится профессором кафедры вокала. Кроме того, певец участвовал в юмористической программе “Маски-шоу” и телеигре “Русская рулетка”, был ведущим музыкальных телевизионных проектов “Два рояля” и “С легким жанром!”, как актер выступал в “Старых песнях о главном-2” и “Дне выборов”, в котором предстал в образе солиста ансамбля “Оливер Твист”. В паре с фигуристкой участвовал в шоу “Звезды на льду”, а также был членом жюри конкурса “Музы мира”. В 2014 году он стал послом Зимней Олимпиады в Сочи.

За многолетнюю преданность музыке и неповторимый стиль Валерий Сюткин не остался без наград. В его копилке имеется “Золотой граммофон”, полученный в 2009 и 2012 годах.

Личное счастье

Сюткин был трижды женат. С супругой Виолеттой они вместе более 20 лет. Девушка работала костюмером в коллективе и поначалу отказывала настойчивому музыканту. По признанию певца, он всегда старался красиво ухаживать, чтобы оставить правильное впечатление о себе. От предыдущих браков у Сюткина есть дети Елена и Максим, от брака с Виолой - дочь, которую тоже зовут Виолетта.

Валерий Сюткин родился 22 марта 1958 года в Москве. Играл в школьных ансамблях, в начале 1970-х годов участвовал в нескольких любительских группах, сначала как бас-гитарист и барабанщик, позже стал вокалистом. С 1980 года - в группе "Телефон", в 1985-1988 годах - в группе "Зодчие".

В 1985 вышел сольный магнитоальбом Валерия Сюткина "Твист-каскад". В 1989 году он создал трио "Фэн-о-мен", а в августе 1990 года пришел в группу "Браво", после ухода из неё солистки Жанны Агузаровой.

Но у твоей Москвы и его Невы
Стало общее что-то, наверное, вы.
Ты светла, он хмур, в споре двух культур
Он опять за поребрик, а ты за бордюр.

Сюткин Валерий Миладович

В этой группе Валерий Сюткин работал почти шесть лет, и благодаря плодотворному сотрудничеству Сюткина и Евгения Хавтана группа приобрела огромную популярность, а песни этого периода до сих пор пользуются любовью слушателей. В "Браво" Сюткин записал альбомы "Стиляги из Москвы", "Московский бит", "Дорога в облака", был также выпущен концертный альбом "10 лет "Браво"". Песня "Семь тысяч над землей" по итогам решения Академии национальной российской премии "Звезда" была признана лучшим шлягером 1995 года.

В мае 1995 года Валерий Сюткин расстался с "Браво" и организовал группу "Сюткин и К°", которая в скором времени выпустила альбом "То, что надо" и "Радио ночных дорог". Ныне он активно занимается сольной карьерой, у него вышло несколько альбомов, в том числе - "Далеко не все", "2000 удовольствий", "004". http://persona.rin.ru/view/f/0/15527/sjutkin-valerij-miladovich

С одной стороны, корни Валерия Сюткина уральские и насчитывают несколько веков: у одного из Демидовых, хозяйничавших на Урале в прошлом веке, правой рукой был начальник Сюткин. Что касается отца будущего солиста «Браво», то он родился в Перми, в 18 лет приехал в Москву и поступил в военную академию. Чуть позже он познакомился с москвичкой по фамилии Бржезинская (ее дед был чистокровным поляком), которая в 1958 году и родила ему сына Валерия.

Валерий Сюткин вспоминает: «С родителями у меня были хорошие отношения. В школе я учился на одни пятерки, чтобы их не расстраивать. А когда начался рок-н-ролл, мои успехи в школе резко поскромнели. Родители правильно это восприняли, не давили на мою свободу. Я благодарен родителям за то, что они не заставляли меня учиться в институтах, которые мне не нравились, не навязывали мне своих взглядов на вещи. Сверх меры не опекали и тому подобное…»

Моя работа строится на репутации, а не на ротации. За свои 50 лет я заработал неплохую репутацию. И она мне позволяет быть востребованным. Под то, что мы играем, сидеть в зале - неправильно. Мы даем художественный вечер «под ключ». Я часто выступаю и в качестве ведущего. Развлекаю людей и делаю это хорошо…

Сюткин Валерий Миладович

Стоит отметить, что, когда Валера учился в старших классах, его отец ушел из семьи. Сын воспринял этот уход как предательство и в течение десяти лет не поддерживал с отцом никаких отношений. И только повзрослев, Валерий понял, что не вправе никого осуждать. Тем более, что сам он сумел найти счастье только в третьем браке.

Профессиональная музыкальная деятельность Валерия Сюткина началась в 1980 году, когда он попал в группу «Телефон». Певец вспоминает: «Я окончил заочное музыкальное училище. Но дело в том, что я заканчивал его не по зову души. Просто раньше не было обязательным условием для работы на профессиональной сцене. И я вначале работал, а потом, когда были комиссии всякие и спрашивали6 «А есть ли у вас образование?», я им давал справку: «А вот оно!» Так что я - дирижер-хоровик… Но у меня еще куча профессий. Я бармен, например, напитки могу разлить. Еще я заканчивал курсы поваров, хотя готовить ненавижу. Курсы тамады, вождения машины, проводников зарубежного сообщения…»

В 1984 году Валерий Сюткин покинул «Телефон» и перешел в набиравшую популярность группу «Зодчие», лидером которой был Юрий Лоза. Группа исполняла много «прикольных» песен и соответственно прикольно вела себя на сцене. В. Сюткин вспоминает:

«В конце каждого гастрольного тура мы устраивали так называемые «зеленые концерты», где все, начиная от техперсонала и заканчивая музыкантами и администраторами, прикалывались на полную катушку. Высшим пилотажем считалось, когда зритель ничего не понимает, хотя в зале на его глазах разыгрывается колоссальный прикол. Например, работаешь на целый стадион, а весь технический персонал носит туда-сюда огромную ржавую трубу. Причем зритель думает, что так и надо, а ты уже петь не можешь и только ржешь. Бывали и садистские методы. Мне как-то техники натерли микрофон чесноком. К нему было невозможно подойти, я сразу начинал чихать и плакать. Что я сделал? Вызвал техника и заставил его протирать этот микрофон влажной, пропитанной бензином тряпочкой. «Или, - говорю, - замени на новый, или сам пой…»

Рок-н-ролл не мертв, он прекрасно себя чувствует. Рок-н-ролл же разный бывает. Тот, про который пел Борис Гребенщиков (как состояние несогласия, протеста) тоже, безусловно, жив. Но для меня рок-н-ролл - это музыка, погружающая в состояние веселья, легкости, естественности. И никакой «пластмассовой» подложки - взял гитару и сыграл. У нас нет ни одного «прибора». Мы выходим и играем на любом звуке, потому что нам не нужно мегаподзвучек, секвенсоров и т.д.. «Вы что, вживую?» - удивляются многие. А как по-другому? Это все равно, что прийти на корт играть в теннис и выставить вместо себя дублера. Это значит, лишить себя этого удовольствия высекать звук. Раздаются голоса: «Запретить «фанеру», наказать фанерщиков! Обязать писать на афишах!» До лампочки, ребята! Песня требует живого исполнения, чтобы ее прямо сейчас, а можно и в другом темпе, а, может быть, вообще, по-другому сыграли. Она требует движения. Пока есть музыканты играющие так, рок-н-ролл жив.

Сюткин Валерий Миладович

Валерий Сюткин о себе:

Я родился в пятницу, 22 марта 1958 года в г.Москве, в доме на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка и не жалею об этом.

Музыкой начал заниматься в начале 70-х, участвуя сразу в нескольких любительских группах в качестве бас-гитариста или барабанщика. Вокалистом стал случайно, заменив внезапно заболевшего солиста. Творческой задачей в то время было исполнение песен как можно ближе к оригиналу, которым являлись произведения уважаемых "Beatles", "C.C.R", "Deep Purple", "Grand Funk Railroad", "Led Zeppelin" и др. С тех пор в графе "Образование" пишу - прослушивание грампластинок и работа над собой на основе услышанного.

Первую свою песню мы написали с моим школьным другом Олегом Драницким. Она называлась: "Сегодня буду спать в кино"

Среди подушек, о, аллах
Лежит жена в одних часах
И мне кивает головой
А я хочу Бриджит Бордо,
Ее и больше никого
Не буду больше спать с женой
Бриджит Бордо, Мэрилин Монро, Софи Лорен, -
Вот это то что надо
И лучше нечего желать,
Чем вместе с ними отдыхать,
Сегодня буду спать в кино...

Песня не вызвала восторженного отклика у родителей, но среди 14-ти летних сверстников имела определенный успех, впрочем как и все, что делала наша школьная группа "Возбужденная реальность".

Сосредоточив себя на занятиях музыкой, все свои профессии, по которым пришлось трудиться, подбирал по принципу "как можно больше свободного от работы времени". Валерий Сюткин работал учеником повара, грузчиком, сторожем, проводником вагонов зарубежного сообщения.

Моя профессия - развлекать людей. А это сегодня большая редкость. Потому что большинство современных артистов хотят блистать на сцене, а не развлекать. А мне просто нравится процесс - у людей было вялое состояние, и вдруг они взбодрились. Что в этой профессии самое главное? Быстро, точно определить - какая песня на какой громкости нужна в этот момент времени, как ее правильно представить, а если она по какой-то причине не удалась, может, ее вообще свернуть, на какую перейти следом и затем выстроить эту цепочку. Поэтому у меня под ногами никогда не лежит листочек с репертуаром. Я знаю первую песню, с которой мы начнем, а дальше резко выстраиваем программу… Единственное, чего мы не играем - современную поп-музыку. Но ее у меня и не просят.

Сюткин Валерий Миладович

Организованная в 1979 г. группа "Телефон" после нескольких лет работы в подполье в 1982 году стала профессиональным коллективом. Выпустив несколько успешных магнитоальбомов "Телефон" попал под усиленный контроль комиссий и худ. советов Министерства культуры.

Так как песни советских композиторов мы не исполняли, клавишных инструментов не использовали, и, в подозрительно компактном для профессиональных коллективов того времени составе из 4-х человек пели самозабвенно собственные песни. Безобразие!

После 3-х летних беспрерывных сражений с чиновниками я запутал следы в группе "Зодчие", лидер которой Юрий Давыдов умело обходил бюрократические рифы даже не смотря на то, что в группе помимо меня уже скрывался некоторое время скандально известный Юрий Лоза.

Перемены середины 80-х позволили нам не только легализовать репертуар, но и появиться с криминальными на вчерашний день песнями на радио и TV.

После серии триумфальных гастрольных туров по стадионам и дворцам спорта. Мы разошлись в трех сольных направлениях: "Зодчие" (рук. Ю. Давыдов), Юрий Лоза и трио "Фен-о-Мен" лидером которого был я.

Большое русское ПОП-ТРИО "Фен-о-мен" как мы себя называли, имело весомый вклад в зарождающийся отечественный шоу-бизнес. Мое теловычитание было с лихвой компенсировано телосложением моих коллег Сергея Мирова и Евгения Яковлева. Вес каждого из них уходил далеко за 100 килограммовый рубеж.

В составе этого трио мы объехали всю страну с оркестром "Диапозон" в составе труппы Михаила Боярского, поработали по контракту в Голландии и выпустили в свет пластинку "Икра зенистая" на фирме "Мелодия".

Но летом 1990 я получил от Е. Хавтана приглашение стать компаньоном и солистом группы "Браво" и с 1990 по 1995 состоялась та ударная пятилетка, которая позволила мне по сегодняшний день считать себя артистом не безнадежным. Мы сделали целую плеяду популярных песен, но к середине 1995 стали по разному видеть будущее "Браво". И с этого момента я взял на себя ответственность ставить собственную фамилию во главе своих новых творческих начинаний.

Не знаю кому принадлежат слова которые к себе не отношу, но полностью с ними согласен: "Гений это тот человек, который знает что талантлив, но... продолжает работать!

В конце 1992 года значительные изменения стали происходить в личной жизни Валерия Сюткина - он внезапно влюбился в 18-летнюю костюмершу группы Виолетту. Девушка попала в группу «Браво» при следующих обстоятельствах. Однажды группа выступала с концертами в Риге. А поскольку в то время музыканты обходились без костюмера, один из участников группы привел за кулисы свою рижскую знакомую. Она тогда благополучно закончила химико-технологический техникум и работала манекенщицей в рижском Доме моделей. Однако, едва ей предложили оставить подиум и перейти работать в «Браво», она тут же согласилась. В течение полугода Сюткин и Виола общались друг с другом как сослуживцы, пока однажды не случилось нечто.

Вспоминает Валерий Сюткин : «Мы возвращались с гастролей. Дело было ранним утром, мы ехали на заднем сиденье такси и, утомленные перелетом, спали, пока нас по очереди развозили по домам. И во сне случился поцелуй! Бывает же такое! Самое интересное, что никакой прелюдии к этому поцелую не было. Да и после него, проснувшись, мы ничего друг другу не сказали, доехали, вышли из машины и разошлись в разные стороны. Как будто ничего и не было. Прошел месяц, и все это время поцелуй не давал нам покоя...»

Стоит отметить, что в то время Валерий Сюткин был женат во второй раз, и в этом браке у него рос сын (от первого брака у него была дочь). Однако семейная жизнь его была далека от идеальной, иначе он не бросался бы с головой во все новые амурные увлечения. Певец как-то признался: «Я был ловеласом. У меня были какие-то девушки, я знакомился здесь, там и еще где-то одновременно. Приходилось обманывать, выкручиваться... Это в принципе нормально, если человек ведет жизнь ловеласа и не скрывает этого. У меня тогда было чувство, что вся интересная жизнь проходит мимо меня, я и старался за ней успеть - шумные компании, девушки тут и там. Было неплохо...»

Когда у Валерия Сюткина начались отношения с Виолеттой, коллеги решили, что это очередной служебный роман их товарища. Тем более многие знали, что у Виолы уже был другой молодой человек, за которого она едва не вышла замуж. Было сшито подвенечное платье, приглашены друзья, заказан ресторан, но Виола внезапно передумала. После этого молодой человек не оставил ухаживаний за Виолой и в душе надеялся, что рано или поздно она станет его женой. Но тут внезапно на горизонте возник солист «Браво».

Валерий Сюткин вспоминает: «После поцелуя произошла пауза... Я пытался себе объяснить: это что, девушка мной интересуется? Хотя она продолжала себя вести так же, как прежде. Тут уже я проявил инициативу, а дальше - все как во французском кино, вспышкой: безумный вечер, переходящий в ночь, когда я понял, что такое любовь в сплаве физиологии, нежности и обаяния, и не мог понять, с кем еще могу быть так близок, как с ней. Она просто вывела меня, взрослого человека, из равновесия. После эпохального поцелуя прошла неделя, и начался роман. В течение четырех месяцев нам удавалось его скрывать...

Затем у нас состоялся очень серьезный разговор, ведь три или четыре раза мы пытались все прекратить, и Виола сказала, что, наверное, все заходит очень далеко и не имеет смысла рушить накатанное. Я разрывался на два фронта, надо было врать, а я не мог, мучился. Не представляю, как люди живут на две семьи или когда у мужчины жена и любовница постоянно. Я понял, что должен сделать выбор. Виола была права - мой моральный облик был далек от совершенства, и она смотрела на меня так, как любая женщина смотрит в этой ситуации на мужчину, который проводит с ней время, а потом идет в семью. Отвратительно! В общем, набравшись храбрости и не доводя до того, пока все обрастет слухами, я все сказал сам. Для семьи это был гром, земля расступилась - отношения дошли до крайне враждебных...»

Несмотря на то, что Валерий Сюткин ушел из дома в чем был, оставил трехкомнатную квартиру и машину, жена так и не простила ему измены. Первое время она даже запрещала ему видеться с ребенком, поэтому Сюткин вынужден был помогать ему материально чуть ли не тайно. По словам Виолы, пару лет им было страшно тяжело... Оказалось, люди совсем невоспитанные и ничего не понимают, не хотят по-хорошему, а жаждут скандалов, желая сделать плохо человеку по полной программе. Раз со мной так поступили, то получи и ты...

12 марта 1993 года Валерий Сюткин с Виолой сняли однокомнатную квартиру и начали жизнь с нуля. Единственной ценной вещью в их тогдашнем хозяйстве был маленький телевизор, который они в течение трех лет таскали за собой по всем снимаемым квартирам. И все же, несмотря на трудности, их семья продолжала существовать.

Валерий Миладович Сюткин - цитаты

Жить по средствам не стыдно, стыдно сорить деньгами.

Кризис - это дело мужчин.

Сильнее света, но светлее тьмы ночь в этот ранний час Как странно это - видеть сны, не закрывая глаз. Как странно слышать в середине сна чуть громче тишины Как ровно дышит в тень окна блюз голубой луны… Гаснут в лучах зари звезды и фонари Тает ночь оставляя мне шепот листьев в открытом окне. А завтра снова будет долгий день, но в этот ранний час Я смутно вижу только тень, не закрывая глаз. Уходит ночь, уже совсем светло, но остаются сны О том, как листья шепчут в окно блюз голубой луны.

Моя профессия - развлекать людей. А это сегодня большая редкость. Потому что большинство современных артистов хотят блистать на сцене, а не развлекать. А мне просто нравится процесс - у людей было вялое состояние, и вдруг они взбодрились. Что в этой профессии самое главное? Быстро, точно определить - какая песня на какой громкости нужна в этот момент времени, как ее правильно представить, а если она по какой-то причине не удалась, может, ее вообще свернуть, на какую перейти следом и затем выстроить эту цепочку. Поэтому у меня под ногами никогда не лежит листочек с репертуаром. Я знаю первую песню, с которой мы начнем, а дальше резко выстраиваем программу… Единственное, чего мы не играем - современную поп-музыку. Но ее у меня и не просят.

Рок-н-ролл не мертв, он прекрасно себя чувствует. Рок-н-ролл же разный бывает. Тот, про который пел Борис Гребенщиков (как состояние несогласия, протеста) тоже, безусловно, жив. Но для меня рок-н-ролл - это музыка, погружающая в состояние веселья, легкости, естественности. И никакой «пластмассовой» подложки - взял гитару и сыграл. У нас нет ни одного «прибора». Мы выходим и играем на любом звуке, потому что нам не нужно мегаподзвучек, секвенсоров и т.д.. «Вы что, вживую?» - удивляются многие. А как по-другому? Это все равно, что прийти на корт играть в теннис и выставить вместо себя дублера. Это значит, лишить себя этого удовольствия высекать звук. Раздаются голоса: «Запретить «фанеру», наказать фанерщиков! Обязать писать на афишах!» До лампочки, ребята! Песня требует живого исполнения, чтобы ее прямо сейчас, а можно и в другом темпе, а, может быть, вообще, по-другому сыграли. Она требует движения. Пока есть музыканты играющие так, рок-н-ролл жив.

— Допускаю, что молодежь, услышав фамилию Сюткин, спросит: «А кто это?» И это меня ничуть не задевает. Моя пуб­лика — 40-50-летние люди, и их много. К тому же мне уже не хочется той осады поклонников, которая была во время моей работы в «Браво».


В эту суперпопулярную команду я попал случайно. В 1990 году играл в трио «Фен-о-мен», мы много гастролировали, в основном разогревая публику на выступлениях Боярского. Это был период безудержного веселья и легкости бытия… В один из свободных летних вечеров я направился на концерт «Машины Времени». Сажусь на первый ряд, рядом — Хавтан: «Валерка, привет, что делаешь? Может, в «Браво» попоешь?» Я обалдел, в то время у них солистом был Женя Осин, и мне он нравился, в команде смотрелся органично. Хавтан говорит: «Мы с ним расстались три месяца назад. Давай попробуем?» И я, хотя больше тяготел к року, согласился. Группа «Браво» была очень популярным коллективом.

Через пару дней приехал на репетиционную базу, прихватив с собой широкополую черную шляпу — для образа. Вхожу в зал, музыканты уже в сборе. Женя Хавтан с ходу наигрывает мотив — пам-пам-пам-пам и заявляет: «Нам нужна песня про стиляг». А я писал тексты для групп «Фен-о-мен», «Зодчие» и «Телефон», но поэтом себя не считал. Предлагаю: «Жень, давай сценарий сначала набросаем? Про что вообще хотим сказать?»

Тут же родился сюжет: «Красивый герой идет по Москве, все вокруг падают штабелями — и звучит вопрос: кто этот стиляга? «Каждый ответит, каждый ответит… Конечно, Эдик». А все стиляги звали себя как-то вычурно. Нам же хотелось добавить немного иронии. «Может, Петя или Гриша?»


И тут наш басист Сережа Лапин говорит: «Вася!» Хавтан в ужасе: «Только не Вася!» А я зацепился за имя: «Стоп, именно Вася. Раз возникло отторжение, значит, публике запомнится». Так родился хит. На той же самой репетиции мы написали «Девчонку 16 лет». Я предложил не мудрствовать, а просто перевести с английского песню Чака Берри «Sweet Little Sixteen». А то, что моих познаний в языке не хватило для точного перевода, даже к лучшему, потому что текст вышел художественно осмысленным. С этими двумя песнями и «Желтыми ботинками», в которой пришлось переписать текст с женского (ее же пела Жанна Агузарова) на мужской, я предложил Хавтану поехать на гастроли, чтобы сразу понять, правильный ли выбрали путь. Он в ужасе: с тремя песнями гастроли?! Но согласился — была не была…

И вот 25 августа 1990 года мы дали концерт в крошечном театре города Сумы, где собралось человек сто. И… порвали его как Тузик грелку. Успех был ошеломительным. Женя сказал: «Что-то в этом есть…»

Чтобы досконально понять выбранный нами стиль музыки, я купил себе­ огромную коробку пластинок рок-н-ролла 1950-60-х годов и за месяц все их изучил.

— Вы сразу запомнились зрителям не только лирическим тембром голоса, но и стильным внешним видом. Как рождался образ стиляги?


— По ходу пьесы… Мы с Женей как на работу ходили на барахолку Тишинского рынка. А когда ездили на гастроли по маленьким городкам, не гнушались комиссионками. Продавцы радовались, когда мы, основательно покопавшись в завалах, забирали залежалый товар — узкие ботиночки, пальто с подплечиками, короткие и широкие попугайских расцветок галстуки… Хватали все, что находили интересного, неважно, какого размера, надеясь, что кому-нибудь в группе пригодится. Наша публика — это целая армия — ходила не на Сюткина и Хавтана, а на стиль. И концерты воспринимались как возможность в первую очередь показать себя.

— Вы пели в «Браво» в очень неспокойное для страны время. Наверняка на концертах не обходилось без эксцессов?

— У нас в группе был Олег, официально его должность называлась «специалист по общественным связям», а неофициально это был наш телохранитель. Жилистый такой, сухопарый, широкоплечий, внешне на добермана похож. Как-то в Казани на нас наехали двадцать человек местных братков. Так он вышел и один решил вопрос. Его порекомендовал наш продюсер Евгений Фридлянд. Сказал: «Есть толковый парень из Кемерова, хочет у нас работать».

Мы его пригласили на концерт в зал «Россия» — познакомиться и обсудить перспективы сотрудничества. И вот, помню, на песне «Я то, что надо» на сцену залезает такой двухметровый шкаф, садится на стул лицом в зал и закуривает. А потом громко кричит: «Вован, круто выгляжу на фоне стиляг? Сфотографируй меня!» Я продолжаю петь, а что делать… Тут в проходе показался Олег. И далее то, что я увидел, с трудом поддается описанию. Он легко вспрыгнул на сцену, прошел мимо амбала, не поворачиваясь, схватил его за ноздри и поволок за собой. И все — одним движением руки!

За ними из зала выбежали еще пятеро. Когда мы вышли за кулисы, увидели следующую картинку: все шестеро лежат на полу в отключке, а Олег спокойно курит рядом. Он знал толк в ушу, джиу-джитсу и уличной драке. Зарплату, кстати, мы ему не платили. Он обозначил свой интерес так: «Кормите и возите на гастроли. А по субботам буду отдыхать». Ему действительно наша разгульная жизнь была по кайфу. В то время группа «Браво» была большим дружным колхозом, вовсю получающим удовольствие от жизни.


В целом 1990-е прошли гладко. Несколько раз нас кинули на деньги, ну да ладно. Не скажу, что мы как-то уж шиковали. За концерт получали немного. Но поскольку работали «пакетами», то есть давали несколько концертов подряд, то могли заработать рублей по триста, которые потом быстро спускали в Москве. Более серьезные заработки начались с приходом Фридлянда. Мы предложили ему стать нашим компаньоном, поставив четкую цель — совершить прорыв. Вместо того чтобы выступать по деревням, за 500 км от больших городов, взять Москву, Питер, Киев…

Мы с Хавтаном прекрасно дополняли друг друга. Женя — интеллигентнейший тонкий композитор, застенчивый человек, а я — энерджайзер. Из нас двоих получилась гремучая смесь. Фридлянд четко говорил: «Вы можете разругаться в пух и прах, но пока я здесь, будете работать. Ваш тандем — золотая жила».

Женю я ценю и люблю, жаль, что пройти вместе длинный творческий путь нам оказалось не под силу.

Если бы он не приревновал меня к сольному проекту и не включил начальника, мы бы и по сей день могли выступать вместе и сочинять чудесные песни. Но мной нельзя помыкать.

— Жизнь рок-н-ролльщика вряд ли совместима с семейными ценностями? Какой жене понравится, что в каждом городе у ее мужа поклонницы.

— Все зависит от отношений в семье. У нас работал администратором Леша Савельев, общительный веселый парень. В любом городе он в первый же вечер заказывал для нас ужин в лучшем ресторане, приглашал туда финалисток конкурсов красоты, . Мы в то время жили на полную катушку, вкушая все виды веселья. Но это же надоедает, в какой-то момент любой мужчина начинает хотеть настоящих чувств. Меня перемкнуло в 33 года, когда я встретил Виолу. Хорошо, что не раньше, потому что уже успел сделать правильные выводы.

— А те девушки, из вашей бурной молодости, не пытались поехать вслед за вами в Москву?

— Другое было время… Наши поклонницы все верно понимали: молодой мужчина, играющий рок-н-ролл, не может быть примерным семьянином. И уже в первую минуту знакомства все было ясно и понятно: сегодня мы вместе, а про завтра нечего и думать.

Группа «Браво» в 1990-е рвала стадионы. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Семью вам удалось построить лишь с третьей попытки, ведь до встречи с Виолой вы уже были женаты, причем дважды.


— Не было попыток, только нынешнюю свою семью я считаю первой и единственной. То, что я сейчас скажу, — это не оправдание, а мое восприятие прошлого. Мой первый опыт, скажем так, сожительства с женщинами определялся одним: тем социальным­ строем и теми условиями, в которых мы все жили. Нынешние молодые даже представить себе не могут, что в конце 1970-х — начале 1980-х годов невозможно было провести время на­едине с приличной девушкой, не сделав ей предложения. Познакомились, прогуляли месяц, и тебя уже ведут знакомиться с родителями… А они с порога смотрят вопрошающе — ну, когда же ты скажешь: «Я люблю вашу дочь и хочу взять ее в жены»? Иначе тебя примут за подонка… В то время так женились многие: лишь бы общество не смотрело косо.

Пока в моей жизни главным был рок-н-ролл, мужское поведение было безобразным. (С улыбкой.) Может быть, таким образом свыше меня готовили к встрече с единственной любовью моей жизни?

Виолу я люблю на молекулярном уровне, на уровне запаха, звука, осязания. Ее врожденная недоступность, иногда прохладная отчужденность, порой категоричность стимулируют мой интерес. А также безупречный стиль, красота и достоинство. Собственно говоря, сначала я влюбился в достоинство, потому что меня, короля российского рок-н-ролла, она взяла и отшила.

— Вы говорили, что Виола пришла в «Браво» костюмером и прямым текстом сообщила всем вам, что не намеревается устраивать здесь свою личную жизнь. Вы сразу поняли, что перед вами — женщина вашей мечты?


— Наша история любви явно зародилась на небесах. Я даже жалею, что первое время рассказывал в прессе про очередность событий. Появилось ощущение заезженной пластинки. Исто­рия-то на самом деле глубже! Поэтому скажу так: не помню, как вообще у нас все началось, наверное, что-то мне подсыпали в пищу. Проснулся — уже живу вот с такой красавицей. (Смеется.)

— Так и напишем.

— Знаете, даже не верится, что с тех пор прошел 21 год, потому что и сегодня Виола юная, красивая, великолепная.

Когда я ставлю себя на ее место, не понимаю: а на хрен ей я был нужен? Ненадежный дамский угодник… Представляю, что подумала ее мама, когда узнала, с кем связалась дочка.

— Учитывая, что на тот момент вы состояли в официальном браке, ваша история любви явно не была легкой?

— Я жил как хотел, мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола. Мужчины ценят налаженный быт и удобство. Но в какой-то момент она сказала: «Стоп, хватит». И мы попробовали пожить отдельно. У меня не получилось, я не смог, она мне была нужна как воздух.


Было безумно страшно рвать налаженную жизнь. Но я сделал это в одну минуту. В то время читал Кортасара «Игру в классики». И меня потрясла одна фраза: «Мы делаем все, чтобы отгородить себя от того, что и называется истинным приключением». Это было прямо в точку применительно к моей ситуации. В тот же день я, как порядочный­ мужчина, ушел из дома в чем был, и мы с Виолой начали жизнь с чистого листа. Долгое время снимали квартиру на Каховской, затем пожили немного с моей мамой, но поняли, что это не вариант, снова снимали и спус­тя несколько лет купили собственную квартиру недалеко от Яузского бульвара, где прошло мое детство.

Похожая история случилась с моим старшим другом. Он, женатый человек, влюбился и пришел ко мне за советом. Увидев, что это не бес в ребро, а настоящие чувства, я так ему сказал: «Приготовься заплатить за свой выбор и хлебнуть по полной программе. От тебя отвернутся друзья, потому что их жены в знак солидарности не станут общаться с твоей новой супругой. Но на нашу с Виолой поддержку рассчитывай, потому что мы знаем по себе — за чувства надо бороться». И вот почти семь лет он безудержно счастлив. У них уже трое детей. А в предыдущем браке детей не было. Мне тоже пришлось пройти через чистилище. К примеру, с моим другом Женей Маргулисом только недавно начали вновь плотно общаться, а его жена Аня стала здороваться с Виолой.

— Что за эти двадцать с лишним лет поняли о семейной жизни?

— То, что надо иметь личное пространство. Например, по тем вопросам, которые касаются исключительно меня, то есть моей мамы или старших детей, я не советуюсь с женой и рекомендую ей со мной эти темы не обсуждать. А в остальном я жене уступаю. Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост: мужчина должен быть рыцарем.

— Я жил как хотел. Мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола 1993. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Иногда таких называют подкаблучниками.

— А любой нормальный мужчина — подкаблучник. Тот, кто может обеспечить своей женщине красивую жизнь, будет счастливым. Женщины — со­здания благодарные. А если к ним относиться как к обслуге, то счастья не видать.

Я, как и , считаю, что только женщины и собаки дают ощущение наполненности жизни. И живу по принципу: «На! Возьмите, сколько вам нужно!» Мне для себя самого ничего не надо.

Я уже потерял многих своих приятелей. Кому-то не повезло, несчастный случай, болезни. Жизнь мимолетна, как комета. И я вывел такую теорию: чтобы мне было хорошо, нужно все отдать близким. Счастье — это «на»!

И вообще я уже пожилой и каждую неделю летаю на самолете, мало ли что… Всеми моими заработками распоряжается жена и теща, которая у меня бухгалтер.

— Многие мужчины опасаются полностью доверять жене: случись что, останутся без кола, без двора.


— Я уже обнулял свою жизнь и ни ра­зу об этом не пожалел. Пока смогу держать в руках гитару, заработаю на кров и пищу. Промурлыкаю свой «Московский бит» тому, кто захочет его послушать. Я с юности уверен, что лишь щедростью завоевываются женские сердца. Речь идет не только о материальных благах. Вы, женщины, любите мужчин за готовность к поступку, к решению.

На вопрос, кто у нас глава семьи, отвечаю, как Вуди Аллен: «Все, абсолютно все в нашей семье делаю я. А жена, она просто принимает решение». При том что мы с Виолой очень разные, когда нашей дочери было три года, она однажды так сказала: «Мама красивая и принципиальная. А папа у нас шутливый».

— Не могу не спросить: а ваши старшие дети не обижены на вас?

— Это у них надо спросить… Для старших я действительно не был отцом в полном смысле слова, но всегда появлялся, когда требовалась моя поддержка. Лене уже 33, она получила диплом юриста, работает специалистом по пиару в иностранной компании. Совсем недавно они с мужем родили дочку. Сразу прислала мне СМС: «Дедуля, поздравляю!» Сыну Максиму 27, он окончил географический факультет МГУ, работает в туризме, головастый парень. Финансово я им помогал до совершеннолетия, ставил, так сказать, на крыло. Теперь они в моей поддержке не нуждаются.

Претензии к тому, что я мало присутствовал в их жизни, принимаются полностью. Как отец я далек от идеала, но все, что должен был сделать, сделал. Не я сказал, но мне нравится фраза: «Я никого и ни в чем не виню, просто так вышло».


Полностью я воспитал лишь одного ребенка — Виолу. Присутствовал при родах, гулял по бульварам с коляской, бегал на молочную кухню, проверял уроки и развивал ее таланты. Хотя, конечно, самое трудное в плане воспитания выпало моей жене. Это я приеду с гастролей и бросаюсь к дочери с объятиями: «Мой барсик, моя птичка, мое солнышко, Виолуся», а ей приходится проявлять строгость. Очень за это ей благодарен.

Осенью нашей дочери исполнится 18. Два года она проучилась в Швейцарии, окончила колледж, этим летом поступила в Американский университет в Париже. Хочет быть сценаристом и театральным режиссером. Но чтобы писать и режиссировать, требуется богатый внутренний мир и опыт. Так что пока, на мой взгляд, ей следует получить общее широкое образование.­ Европа­ в этом смысле хороша, потому что ребенку приходится проявлять самостоятельность — никто не будет по утрам будить и причесывать.


Очень смешно вышло, когда в первый день пребывания в колледже в Швейцарии Виола чуть не попала под отчисление. Вышло это так. На свой день рождения ее пригласил приятель, Тема Шульгин, сын . Йося Пригожин за­ехал за ней, забрал под расписку. И назад привез только в два ночи, к закрытым дверям кампуса… Никто не знал, что студенты должны быть в своих комнатах ровно в 21:00. Поднялась паника, пока Йося пытался решить проблему, директор уже позвонил мне и сказал, что в истории школы это первый подобный случай. Эффектное начало…

— Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост. Мужчина должен быть рыцарем. С женой Виолеттой и дочерью Виолой. Фото: Александр Кудряков

— Когда девочке было 10 лет, вы выпустили сборник ее рассказов. Вам правда так понравились сочинения ребенка или просто считаете, что его следует подбадривать и мотивировать на успех?

— Как-то Танич спросил пятилетнюю Виолу: «Как называется страна, в которой ты живешь?» — ожидая, что та ответит: «Россия». А она в этот момент рисовала весну — снег такой серый, деревья распускаются… Поднимает голову и говорит:

«Зимний рай» называется наша страна». Она с рождения мыслит нестандартно. Рассказы она начала сочинять в пять лет. Мне нравится такой, процитирую дословно. «Корса — это моя собака. Когда ее принесли, она была маленькая, она считала, что я ее ребенок. Когда на меня однажды напала собака, Корса на нее набросилась. Почему я это пишу? А потому, что сегодня ровно год, как наша Корса умерла. Но вы не расстраивайтесь, мои дорогие, у вас все будет хорошо». Пять лет я собирал все листочки и на ее 10-летие выпустил сборник тиражом 20 экземпляров. Виоле пришлось сочинить предисловие, которое меня убило.

«Когда я начала писать эту книгу, я была очень маленькая, поэтому в ней есть ошибки. На них не надо обращать внимания, потому что фантазии не имеют границ, а поэзия выходит из берегов».

Когда она подарила книги одноклассникам, один мальчик попросил автограф. Она ко мне подбежала: «Пап, как писать автограф?» — «Напиши «От Виолы…» В ее глазах я прочел: приятно что-то сделать самой.

Мне важно, чтобы дети выросли порядочными людьми, умеющими трудиться. Поэтому я и поощряю получение хорошего образования, хотя, положа руку на сердце, считаю, что женщина должна работать тогда, когда она без этого не может. А если может, то пусть лучше занимается своей красотой и созданием в доме уюта.

Сейчас думаю: я же счастливый человек! Всю жизнь занимаюсь любимым делом, пел вместе с Магомаевым, Миансаровой, Хилем и даже сэром Томом Джонсом. Недавно вместе со своей командой «Сюткин Бэнд» нашел другое поле деятельности: мы проводим праздники для хороших талантливых людей. И душа моя ликует, когда пою и вижу в зале танцующих Познера, Жванецкого, Галину Борисовну Волчек… Они мне говорят спасибо — и это высшее наслаждение. Вообще-то быть счастливым просто, надо лишь принять такое решение: «Я буду счастлив» — и все сразу получится.


Я живу с женщиной, которую люблю и с которой хочу прожить до последнего дня вместе, у меня хорошие дети… Но мне уже 56 лет, и я измеряю каждый свой год как одну пятьдесят шестую жизни… И время летит с бешеной скоростью — у-у-у. На мой полтинник один приятель сказал: «Мы с друзьями хотим тебе презентовать пентхауc, не бесплатно, но с большой скидкой». И тут я вспомнил, что мне уже 50, и понял, что не хочу оставшиеся годы тратить на раздачу долгов. И говорю ему: «В 49 лет взялся бы, а сейчас у меня уже нет времени».

Теперь я стал понимать, что все мечты и планы надо соизмерять с возрастом. Я не возьму даже в подарок яхту, самолет и прочее, что меня будет тянуть вниз.

Главный мой тост сегодня такой: «Жизнь коротка, поэтому прощайте быстро. Целуйтесь с любимыми медленно, любите искренне, дружите преданно, веселитесь неудержимо. А остальное жизнь сама посоветует».

Образование: окончил факультет культурологии МГГУ им. Шолохова

Семья: жена — Виолетта; дети — Виола, Максим, Елена; внучка — Василиса

Карьера: работал в группах «Телефон», «Зодчие», «Фен-о-мен». В 1990 году стал солистом группы «Браво». В 1995 году создал группу «Сюткин и Ко», в 2005-м — оркестр «Сюткин Бэнд». Автор шлягеров: «7000 над землей», «Вася», «Я то, что надо», «Дорога в облака», «Как жаль», «Вот и все» и др. Профессор кафедры вокала и худрук эстрадного отделения МГГУ им. Шолохова. Заслуженный артист России