Урок на тему "Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А. Островского «Гроза»)". Сила и слабость характера Катерины Кабановой (Островский А. Н.) III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза»

Кейс-технология на уроке литературы.

Тема урока: Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Эпиграф: Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Цель урока :

Задачи:

- научить обучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;

Способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;

Формировать ценностное отношение к окружающей действительности, воспитывать чувство уважения к другим людям и их чувствам.

Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология)

Контингент обучаемых : обучающиеся 1 курса

Количество : 15-20 человек

Год разработки: 2017

1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса

1.2. Чтение студентами драмы А.Н. Островского «Гроза».

2 . Ознакомительный этап

2.1. Вступительное слово.

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

2.2. Введение в ситуацию.

Действие пьесы происходит в середине XIX веке в городке Калинов на берегу Волги. Главная героиня пьесы - молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, добрая и чуткая натура. Она замужем за нелюбимым мужчиной, Тихоном Кабановым. Катерина глубоко несчастлива в семье Кабановых. Главой семьи является злая и властная старуха Кабаниха, мать Тихона. Глуповатый бесхарактерный Тихон во всем слушается свою мать. Катерина влюбляется в Бориса, молодого человека, который приехал из Москвы к своему дяде, купцу Дикому. Катерина мучается оттого, что она любит не своего мужа Тихона, а Бориса.

3. Основной (аналитический) этап.

3.1. Раунды:

1)вступительное слово преподавателя; распределение студентов по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

    первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

    второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2.Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства обучающихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

    анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

    выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

    выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

    составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап.

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем обучающихся.

5. Описание ситуации. Используется пьеса А.Н. Островского «Гроза».

Вопросы для обсуждения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – о женщине.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты воспевают красоту и величие женщины.

(Пушкин «Евгений Онегин» - милый образ Татьяны Лариной, Толстой «Война и мир» – образ Наташи Ростовой, вспоминаются строки Некрасова:

Есть женщины в русских селеньях

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

С походкой, со взглядом цариц.

А. Солженицын в рассказе «Матренин двор» восхищается простой крестьянкой Матреной).

Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и Александр Николаевич Островский, он написал пьесу «Гроза».

Тема нашего урока«Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)» - (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Цель урока : выяснить, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? (на экране) Запись в тетрадь.

Для эпиграфа я взяла следующее высказывание:

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

«Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

Как вы понимаете эти слова?

(Ответы студентов).

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей. Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение?

Для того чтобы выяснить это,вы будете работать в группах.

На партах лежит раздаточный материал, который содержит: краткое содержание пьесы «Гроза», вопросы и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе

6. ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы произведения.

Предлагаю вам вернуться к эпиграфу нашего урока – к словам А. Кольцова.

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

Как вы думаете, почему именно эти слова мы выбрали эпиграфом нашего сегодняшнего урока?

(Ответы студентов).

Катерина не может смириться с укладом жизни, который царит в доме Кабановых и принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой.

Что подтолкнуло ее совершить такой поступок?

(Ответы студентов).

В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: «Кто любит, тот будет молиться». Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты».

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить характеристику литературного героя – Катерины по плану.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»

(Краткое содержание)

События пьесы происходят в , в вымышленном городке Калинове, который расположился на высоком волжском берегу. В центре событий семья местной богатой купчихи и, по совместительству, законодательнице местной морали, Кабанихи. Действие происходит в общественном саду, на берегу Волги, где на сцене появляются все основные персонажи пьесы. Вначале местный механик-самоучка Кулигин обсуждает неподобающее поведение купца Дикого, богатея и самодура, с его молодым приказчиком Кудряшом и местным обывателем Шапкиным. К ним присоединяется Борис, родной племянник Дикого, который рассказывает, что его привело из в эту глушь и почему он вынужден терпеть выходки своего дяди. Дикой пообещал отдать положенную часть его наследства при условии, что Борис будет к нему почтителен. Кулигин утверждает, что вряд ли Дикой согласится добровольно отдать деньги, а Борис жалуется, что ему тяжело привыкать к обычаям, царящим как в доме дяди, так и в городе.

Следом появляется странница, которая расхваливает город за благолепие и, особенно дом Кабановой. На вопрос Бориса о семье Кабановой, Кулигин называет ее ханжой, которая “нищих одаривает, а домашних поедом ест”.

Появляется Кабанова, ее сопровождает дочь Варвара, довольно бойкая девушка, которая научилась скрывать от матери свои чувства. Сын Тихон, не особенно злой, но полностью находящийся под влиянием властной матери, который в ее присутствии не скажет поперек и слова. Вместе с ним его жена Катерина, молодая, скорее приятная, чем красивая, спокойная девушка. Она никак не может привыкнуть к строгим порядкам в семье своей свекрови, где никто не может высказать свое мнение и ей, после ее вольного детства, обстановка в семье мужа напоминает тюрьму.

Во время прогулки по бульвару, Варвара смогла выпытать тайну Катерины, которая признается, что ей очень понравился Борис, что он не такой как все и она чувствует в нем родственную душу. Варвара предлагает ей устроить свидание, но Катерина приходит в ужас от этого предложения и отказывается.

Напряженность ситуации усугубляется начинающейся грозой и городской сумасшедшей, которая при виде молодых девушек пророчит им адские муки, крича, что красота ведет в омут. Все это производит на Катерину гнетущее впечатление, и она торопится домой, чтобы помолиться и выпросить прощение за греховные мысли.

Проводив мужа в поездку, оскорбленная унижением, которое высказывает свекровь, Катерина соглашается встретиться с Борисом на тайном свидании.

Заключительное действие происходит в саду, где гуляют горожане и видны развалины с уцелевшей фреской, на которой изображена огненная гиена и опять вот-вот начнется гроза.

Катерина не в силах избавиться от чувства вины за измену. Прилюдно бросается ему в ноги и признается в своем грехе, чем вызывает гнев Кабанихи, ужас и смятение Тихона, досаду у Варвары, сожаление Бориса и злорадство обывателей.

Не выдержав чувства греховности за свой проступок и понимая, что никто не собирается помочь и поддержать, Катерина бросается с крутого волжского обрыва.

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?


Катерина Кабанова - героиня пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Молодая женщина, умная, добрая и открытая натура. О ее характере велось множество споров: некоторые критики называли его сильным, а другие - слабым.

Катерина вышла замуж не по любви и попала в дом Кабановых, с чего и начались ее страдания. Она была словно птица, которую посадили в клетку. Кабаниха пыталась сломить и подчинить девушку, но та стойко переносила ее нападки.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Именно поэтому Катерину можно назвать сильной девушкой. Добролюбов назвал ее «лучом света в темном царстве». Героиня сохраняла доброту и чистоту своей души даже тогда, когда ее окружали такие порочные и безнравственные люди, как жители Калинова. Через все неприятности Катерина старалась пройти достойно. Она была довольно религиозна, часто посещала церковь и молилась, а вера в Бога давала ей силы на борьбу с «темным царством»: «...до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было».

О духовной силе Катерины, несомненно, можно рассуждать долго, но при этом нельзя не отметить и слабые стороны ее характера. Героиня открыта и непорочна, не способна на ложь и фальшь, из-за чего она дошла до самоубийства. Катерина не смогла скрыть свою любовь к Борису, не смогла молчать про их свидания. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, она публично во всем созналась мужу. Однако все стало лишь хуже. И вот, девушка вновь встретилась с Борисом, который должен был уезжать. Героиня просила взять ее с собой, но получила отказ. Несчастная стала задумываться о смерти. Здесь читатель видит проявление слабых черт характера Катерины: в ней уже не осталось никаких сил для борьбы. Поддавшись эмоциям, девушка решилась на самоубийство, что есть ее самый большой грех. Д.И. Писарев писал о поступке героини так: «...совершив множество глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость».

Рассуждая о силе и слабости характера Катерины, можно отметить, что оценки поступка главной героини неоднозначны. Возможно, самоубийство и было проявлением слабости, но всё-таки нельзя отрицать, что оно было одновременно и вызовом всем этим людям, живущим по старым порядкам, этому надоевшему и неправильному укладу жизни. Это доказывает поступок Тихона, который решился на смелый для него поступок - ведь он впервые упрекнул собственную мать: «Маменька, вы ее погубили!».

Таким образом, можно сделать вывод, что сила характера Катерины заключается в нравственной чистоте, а также в протесте против Кабанихи и ее порядков, а слабость в том, что она, поддавшись эмоциям, совершила самоубийство.

Обновлено: 2018-05-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Самоубийство Катерины: сила или слабость?

Драма Островского “Гроза” была написана во второй половине XIX века, вызвав в среде критиков и рецензентов заметные противоречия. Главная героиня пьесы - Катерина, воспринималась одними критиками как светлое явление, олицетворение добродетели в “тёмном царстве” города Калинова, другими - как слабая, ранимая и суеверная женщина. Основной вопрос, рассматриеваемый критиками - является ли самоубийство Катерины в конце пьесы силой или слабостью.

Рассмотрим этот вопрос поподробнее. Для начала, нужно определить жанровую принадлежность этого произведения. Что же это- драма, как пишет Островский в начале, или трагедия? На первый взгляд кажется, что разницы между этими жанрами не существует, но это не так. Трагедия- это форма героического представления, у неё возвышенный стиль и конфликт в ней всегда глобален, то есть выходит за рамку мыслей и чувств одного человека, становится всеобъемлющим и актуальным для всех. Обычный исход трагедии- смерть главного героя, которая является не поражением, а победой и разрешением конфликта. Драма, несомненно, во многом похожа на трагедию, но конфликт происходит лишь между главными героями, не выходя за пределы личных интересов персонажей. Проблема героя- его личная проблема, которая не может быть всеобъемлющей. Очень часто завершением драмы является смерть главного героя, как и в трагедии, но конфликт далеко не всегда разрешается смертью.

Что же мы видим в “Грозе”? Провинциальный городок Калинов, располагающийся на живописном берегу Волги, дворянская семья. Основной конфликт “Грозы” заключается во взаимоотношениях Катерины с обществом города, в котором правят самодуры. Конфликт Катерины- её личная проблема, так как она смиряется с порядками, царящими в среде дворян. Где-то в глубине души Катерины всё-таки есть искорка противостояния, но её постоянно заглушает неуверенность и шаткость характера. В результате самоубийства конфликт не решается. Значит “Гроза” всё-таки драма.

Катерину, по старинному дворянскому обычаю, выдают замуж за Тихона, сына купчихи Кабановой. Кабаниха постоянно наставляет Тихона на верный путь, рассказывая ему, что и как делать. Сам же Тихон не способен принимать серьёзные решения и во всём соглашается со своей матушкой, никогда не нарушая её волю. Катерина страдает от этого, потому что она вместе с Тихоном находится в подчинении у Кабанихи, более того, она не любит своего мужа, но “жалеет” его, как она впоследствии сказала Варваре. Сама Катерина очень набожна, она считает, что её брак- подчинение воле божьей, но в то же время влюбляется после обмена несколькими взглядами в Бориса, человека, приехавшего за наследством в город, но желает сохранить в целости свою добродетель. Зная, что измена- грех, она всё-таки встречается с Борисом во время непродолжительного отъезда Тихона. Варвара помогает Борису встречаться с Катериной, но неожиданно приезжает Тихон и главная героиня терзается угрызениями совести, худеет, бледнеет, очень пугается грозы, принимая её за выражение божьего гнева, пугается она также слов сумасшедшей барыни о “геене огненной” и на улице при народе падает на колени и признаётся мужу в совершённом ею поступке. Тихон пытается обнять и успокоить жену, но Кабаниха, выслушав рассказ Катерины, приказывает сыну побить немного супругу. Катерина ещё сильнее падает духом. Затем выясняется, что Борис, по приказу своего дядюшки Дикого, уезжает в Сибирь, на заработок. Катерина сбегает из дома, встречается последний раз с Борисом, они обсуждают свои чувства и после отъезда Бориса, немного подумав, решает покончить жизнь самоубийством, решая, что нет выхода из её положения.

Конечно же, можно сказать, что Катерина светлое явление, “луч света в тёмном царстве”. В каждом поступке Катерины можно найти нечто хорошее, и если сложить всё это вместе, получится героическая персона, полная добродетели и достойная обожания. Можно сказать, что такое было время, что у Катерины не было выбора, но разве Катерина, не любя Тихона, пыталась хоть как-нибудь предотвратить свадьбу? Разве она пыталась доказать, что нельзя выходить замуж без любви? Нет, она покорно следовала мнению необразованных людей старшего поколения.

Но заглянем всё-таки поглубже в характер героини. Вся жизнь Катерины основана не на разуме, а на чувствах и предубеждениях. С детства не приученная размышлять, она кидается из одной крайности в другую. Примером этого может служить монолог с ключом. Первой мыслью Катерины было выбросить ключ, данный Варварой: “Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то мне жжёт, точно уголь”. Затем, немного порассуждав о поступке Варвары и испугавшись быть увиденной с ключом в руках, она прячет его в карман: “ Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него [Бориса] раз, хоть издали-то!” и заканчивает монолог словами “Ах, кабы ночь поскорее!”. Одна встреча с Борисом повлекла за собой другую, третью, и вот Катерина уже встала на порочный круг. Её совесть просыпается только после приезда мужа.

Катерина думала, что её жизнь управляется судьбой и поэтому всегда предоставлялась воле случая. Она не понимала, что человек должен сам управлять своей жизнью, что он сам хозяин своим действиям.

Каждое внешнее впечатление, самое ничтожное событие, пустой разговор потрясает весь её организм. Катерина прислушивается к словам полоумной барыни, тогда как Варвара проносит их мимо ушей:

“Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцев поджидаете, кавалеров? Красота- то ваша вас радует? Не радуйтесь, все в огне будете гореть неугасимом!

Катерина. Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь”

Более того, услышав гром, Катерина ужасно пугается, воспринимая это природное явление как гнев бога.

Если Катерина всё-таки любит Бориса, то сам Борис глубокого чувства к героине не имеет. Когда Дикой отправил его в Сибирь, Борис не согласился взять Катерину с собой, объясняя это просто: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду”. Прощяясь с “Катей” он даже не хотел с ней встречаться, он хотел лишь “С тем местом проститься, где они встречались”. Кто же после этого Борис? Но Катерина не видит этого, полагая что им положено разлучиться судьбой. И затем, наконец, следует смерть главной героини. Что она нам доказывает? Разрешается ли конфликт драмы? На мой взгляд, нет. Все свои проблемы, которые она сама себе создала, Катерина хочет решить смертью, показывая слабость своего характера и разума. Так что самоубийство Катерины, я считаю, является слабостью.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Люди, которые прочитали произведение Островского «Гроза», задумываются над смыслом жизни и о поступке Катерины. После прочтения пьесы человек сразу начинает рассуждать о действии и решении девушки, слабость ли это или проявление силы. Есть те люди, которые считают, что данный поступок является силой. Она убила себя, а ведь не каждый человек сможет пойти на столь отчаянный шаг. Кому-то становится страшно, а кому-то жалко себя, своих родителей, близких и знакомых людей. К тому же, стоит обратить внимание, что Катерина на самом деле очень сильная девушка. Она смогла при людях признаться в своей измене мужу. Девушка не побоялась насмешек других людей, ей было все равно на то, что о ней скажут и подумают. Собственной смертью Катерина прекратила издевательства свекрови, разговоры о себе и заставила Тихона изменить свое мнение. Хоть и на несколько минут, но ей это удалось сделать.

Еще одно доказательство силы девушки заключается в том, что она была верующим человеком. А для таких людей совершить самоубийство – это один из самых страшных грехов. Но и это ее не остановило. Она все равно сделала то, что задумала. Все эти факты указывают на то, что самоубийство Катерины является силой характера.

Но есть и другое мнение по этому поводу. Некоторые люди утверждают, что это слабость и Катерина просто полоумная девушка. Да и способ уйти из жизни она очень глупый выбрала. Всем известно, что самоубийству нет прощения и оправданий. Девушка просто не выдержала того, что с ней происходило, что на нее обрушилось. В этом и заключается ее слабость.

Рассуждать на эту тему можно бесконечно. Всегда найдутся те, кто считает Катерину сильной, но и будут такие, которые ее не понимают и считают слабым человеком. Мнения до сих пор разделены на два лагеря. А ведь неудивительно. Сколько людей, столько и мнений. Но все зависит от человека и его характера. Может, есть такие, которые поступили бы точно также, как эта девушка. А часть людей, возможно, вообще бы не понимала такого выхода из ситуации. Все потому, что для них это неприемлемо. Очень многое зависит от внутреннего мира читателя.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Поступок Катерины – сила или слабость?» (по пьесе Н. А. Островского «Гроза»)» читают:

Поделиться:

Цели : углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского; раскрыть силу и слабость характера Катерины; развивать умение анализировать образы-персонажи; совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения; определить, в чем смысл заглавия пьесы.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите о ее интересах и увлечениях в девичестве.

3. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме Кабанихи?

4. МоглалиКатеринанайтисвоесчастьевсемье?Прикакихусловиях?

5. Счемборетсягероиня:счувствомдолгаилис«темнымцарством»?

6. В чем трагизм ее положения?

7. Финалдрамы.Докажите,чторазвитиедействиянеизбежноведет к нему.

8. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?

9. Смерть героини - поражение или победа?

Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, - натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.

Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бытонибыло.Ивоттакаяженщинапопадаетвобстановкупроизвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом - начало ее гибели.

ТрагедияКатериныобусловленатем,чтоонанелюбитмужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство - это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», - пишет А. Анастасьев .

II. Обсуждение статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Статья, посвященная анализу пьесы «Гроза», была напечатана вслед за постановкой драмы в Московском Малом театре в 1860 г. (Критик дал блестящий анализ идейного содержания, а также художественных особенностей пьесы «Гроза». Охарактеризовал всех действующих лиц, но больше всего внимания уделил главной героине - Катерине .)

Вопрос ы:

1. «Луч света в темном царстве» - что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?

2. Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.

3. «Конец этот кажется нам отрадным», - говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?

4. Какова суть спора Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы» и главной героини? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?

(Д. И. Писарев. Статьи «Мотивы русской драмы» и «Посмотрим!».

«Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… Катерина, как все обиженные Богом и воспитанием мечтатели, видит вещи в розовом свете… Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».)

«Лучом света в темном царстве» назвал Катерину Н. А. Добролюбов. По словам критика, в трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе». Самоубийство героини как бы на миг осветило «беспробудный мрак «темного царства».

«В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».

Беседа с учащимися по вопросам :

1. Что означает слово «гроза» в произведении Островского?

2. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

Гроза… Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)

Гроза -этостихийнаясилаприроды,страшнаяидоконца не изученная.

Гроза - это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.

Гроза - этоугрозауходящему,ноещесильномумирукабановых и диких.

Гроза - это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

3. Как же относятся герои пьесы к грозе?

Для Кулигина гроза - божья благодать. Для Дикого и Кабанихи - небеснаякара,для Феклуши - Илья Пророк по небу катится, для Катерины - возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, - это тоже гроза.

Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы. Вот почему поэтический образ грозы выражает и то «освежающее и ободряющее чувство», о котором говорил критик Н. А. Добролюбов.

Домашнее задание.

1. Чтение драмы «Бесприданница».

2. Ответить на вопрос ы:

1) В чем суть основного конфликта драмы?

2) Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой? Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.