Апокалипсический ад войны. Живопись и графика Отто Дикса. Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста Картины отто дикса на почтовых марках

«Изображать страшные и спорные вещи само по себе есть знак инстинкта воли и величия художника, он не должен бояться этого. Нет такой вещи как пессимистическое искусство. Искусство - утверждает». Фридрих Ницше, германский мракобес*

Это последние десятилетия Отто Дикс (1891-1969) знаменит на весь мир и его именем называют не имеющие к нему отношения вещи**, а до этого-то он был сильно подзабыт. Хотя, казалось бы – ХХ век, Дикс - один из лидеров немецкого авангардизма 20-30 гг. И жил не в совке, хоть бы и немецком. Это у нас десятилетиями существовали насильно забытые герои авангарда, и люди, вдруг прочитав где-нибудь на последней странице газеты маленький стыдливый некролог, удивлялись – как, он(а) до сих пор был(а) жив(а): Татлин (умер в 53-м), Куприн (умер в 60-м), Удальцова (умерла в 61-м), Фальк (умер в 58-м), Рождественский (умер в 63-м). Для публики-то они все закончились в начале 30-х. А тут – ФРГ. Но вот так вышло.

Ну, ладно, пойдем по порядку. Дикс родился в семье рабочего-металлиста, учился в дрезденской Академии художеств и испытывал влияние самого мощного немецкого авангардистского течения – экспрессионизма . Потом началась Первая мировая война. Дикс взял с собой Библию и том Ницше и добровольно ушел воевать француза/англичанина/русского – он провоевал пулеметчиком всю войну и был на обоих фронтах. Был несколько раз ранен, дослужился до ст. сержанта и получил Железный Крест. «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь, как от страха кладут себе в штаны. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие бездонные глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно». В общем, все у Дикса получилось удачно – все, что он хотел увидеть и испытать, он увидел и испытал. Возможностей для этого было удивительно много. Он участвовал в принципиальных бойнях во Фландрии, на Сомме и в Шампани. И всю войну рисовал. Когда его длительная ознакомительная командировка в ад закончилась, у него оказалось около 600 рисунков, из которых он сделал 50 листов графической серии «Война».


Из серии «Война»

Серия произвела фурор. Все-таки до Дикса мало кто так показывал это, казалось бы, всем известное и распространенное явление. Пожалуй, только Калло


Жак Калло. Ужасы войны. Повешенные


Франсиско Гойя. Бедствия войны. «Какое геройство! Против мертвых»

Особенно были недовольны ветеранские организации. По странному совпадению, в любой стране эти организации почти всегда в той или иной степени ортодоксальны, мягко говоря. А уж в стране, проигравшей войну, просто мракобесны. Это недовольство тем более удивительно, что члены этих организаций сами нахлебались всего того, что показывал Дикс, сверх меры, и ничего тут необычного для них не было. А вот не надо это показывать. Пусть мы будем героические, смелые и победоносные. И не в слякоти этой, пожалуйста, а со знаменем. Ранение можно, но аккуратное. Смерть - красивую. И больше пафоса.

Через несколько лет Дикс высказался на эту, видимо, вечную тему огромным (центральная часть – 2х2 м) полиптихом.


Война

Я не знаю другого произведения о войне, которое бы так било по организму. Даже «Герника» моего любимого Пикассо , благодаря своим условностям и довольно отстраненной символике, такого впечатления не производит. Здесь же все наглядно и доходчиво. Вот люди идут, вот они что-то делают, вот они уже лежат. И вот то, что они сделали. Благодаря композиционным хитростям глаз все время ходит по кругу и в голове параллельно тоже крутится вопрос – зачем все это?

Кроме своего антимилитаристского пафоса, полиптих имеет и другие достоинства. Ну, во-первых, потому что он – полиптих. Эта форма была очень популярна на севере Европы в средневековом и ренессансном искусстве, но, ко временам Дикса, не то что полиптихов, диптихов-то почти никто не делал. Так что Дикс это дело возрождал, тем более что его полиптих в самых что ни на есть традициях написан на дереве. Во-вторых, это уже не экспрессионизм, а новая вещественность.


Продавец спичек

Но это довольно ранняя его вещь, написанная сразу после войны. Позже Дикс говорил: «Для меня новаторство в живописи заключается в расширении ее содержания, в интенсификации средств ее выражения, т.е. всего того, что уже присутствовало в творчестве старых мастеров. "Что" для меня важнее чем "как"». Об интенсификации средств я уже поговорил, да и о расширении содержания кое-что сказал, но еще не все.

Помимо темы военных безумий Дикс разрабатывал, может, не самую новую тему – городскую – но в новых интерпретациях. Что-то вроде - «Эхо войны», «Контрасты большого города», «Дно». Жизнь-то в Веймарской республике шла веселая. То правые путчи, то левые. С одной стороны – нищие ветераны и инвалиды вроде того же продавца спичек, с другой – биржевые махинации и безумные деньги из воздуха. Жуткая инфляция. Повышенная, так свойственная послевоенной обстановке, чувственность, легко переходящая в банальный разврат.


Большой город

При этом – никакого морализаторства у Дикса нет, как, кстати, и в военных работах. Он стремился, как сам говорил, к беспристрастному натурализму в духе Грюневальда, Босха и Брейгеля. Он не выдавал оценок, он делал портрет эпохи, к которому очень подходит определение «беспощадный». Не все это хорошо понимали, многие понимали просто плохо, поэтому в 1923 году над Диксом нависло обвинение в порнографии. Спасло его вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана, что весьма странно – Либерман был из доавангардистских художников, старым поздним импрессионистом с примесью молодого модерна.


Салон

А так, если не считать таких отдельных инцидентов, карьера Дикса развивалась прекрасно. Он считался одним из крупнейших художников в стране, его прекрасно знали за ее рубежами. В 1927 году он стал профессором Дрезденской академии, в 1931 его избирали в члены Прусской академии в Берлине. А еще через два года пришел Гитлер.


Семь смертных грехов

Поначалу положение Дикса было двойственно. С одной стороны – авангардист, да еще с непреодолимой тягой к показу язв жизни и непатриотичному изображению подвига германского народа в войне. С другой – его обращение к национальным корням немецкого искусства частично совпадало с официальной мифологией «почвы и крови». Либерально настроенные нацисты надеялись Дикса слегка подправить и сделать своим. Поскольку уже начались гонения на мастеров культуры, эти доброжелатели написали рекомендательное письмо премьер-министру Саксонии, в которой жил Дикс. Премьер отозвался резолюцией: «Эта свинья еще жива?». В результате, уже в апреле 1933 года его изгоняют из Дрезденской академии с формулировкой: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации». Как же все уродские режимы озабочены моралью нации. Посмотреть хоть на нас. Ну, ладно. Короче, Дикс прошел тот же самый путь, что и все лучшие немецкие художники – изъятие работ из госсобраний, выставка «Дегенеративное искусство», уничтожение работ – 260 его картин были сожжены. Его еще и арестовывали, ненадолго, правда. Почти весь период Третьего рейха Дикс прожил в добровольной ссылке в глуши. Там он втихаря продолжал работать и нашел еще одну тему – аллегорические и религиозные сюжеты.


Триумф смерти


Святой Христофор

Но в 1945 году он опять понадобился родине как солдат – его призвали в фольксштурм. В этот раз он решил не воевать – не стоило оно того – и быстро сдался французам.


Автопортрет в образе военнопленного

После войны каких-либо важных событий в жизни и творчестве Дикса не происходило. Сначала фигуративное искусство в Германии воспринималось как тоталитарное наследие – совсем как у нас в перестройку. Потом Европа и Америка поддались очарованию абстрактного экспрессионизма , а еще потом – поп-арта . Искусство Дикса в эти направления никак не вписывалось. Его стали забывать.

Вспомнили его в 1971 году – в Штутгарте прошла его огромная юбилейная выставка. Потом она переехала во Францию, где поимела мировую славу. А еще через некоторое время на фасаде дома, в котором он жил и умер, появилась доска со словами: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было». Ну, 50 – это многовато, 40 – в самый раз. Но все равно много.

* В 1920-х гг. у нас был выпущен словарь «В помощь читающим газеты». Там были всякие интересные дефиниции – «Гидра – мифологическое животное, например, гидра контрреволюции». Хитом было такое определение – «Серен Кьеркегор – датский мракобес». Вполне достаточно ведь, чтобы правильно читать советские газеты.

** Например, Otto Dix – российская дарквэйв рок-группа с элементами пост-индастриала.

XX век дал огромный толчок в развитии искусства. Это время появления множества новых направлений и идей. Только в прошлом веке, наконец, искусство предстало перед нами без ограничений и прикрас, смогло выставить напоказ все пороки и проблемы нашей жизни. Известные немецкие художники сделали большой вклад в мировое искусство. Отто Дикс - один из них.

Биография Отто Дикса

Вильгельм Генрих Отто Дикс - художник, причем один из самых талантливых, однако незаслуженно забытых. Его жизнь была не менее увлекательной, чем искусство, поэтому сейчас о нем пишут все больше.

Отто родился в 1891 году в Германии, где и прожил всю свою жизнь. Он был из семьи рабочего, но смог пойти в Академию художеств, в которой впервые проникся экспрессионизмом. Авангардная живопись произвела сильное впечатление на молодого художника, и он посвятил свою жизнь именно ей.

Известные картины

Подавляющая масса картин Отто Дикса - это сюжеты о войне или Одна из самых знаменитых работ мастера называется (1827-1828). Этот триптих показывает бедные улицы, полные проституток и ветеранов-инвалидов. Центральное полотно занимает картина отдыха высшего света, который не знает и не думает о том, что творится за стенами их блистающей залы.

Широко известен полиптих "Война" (1929-1932). Он изображает солдат, ратное поле, а также последствия, которые остаются после боя. Это одно из ярчайших произведений новой вещественности, что означало некоторый возврат к старым канонам. Отто рисовал полиптих даже не на полотне, а на дереве, как это делалось в былые времена.

"Мать с ребенком" (1921) как нельзя лучше показывает всю силу пера автора. Перед зрителем открывается картина, на которой стоят мать и дитя. Кажется, она должна бы радовать, но нет. Их фигуры исхудали, лица иссохли, в глазах нет жизни, а на лицах - улыбок. У Отто получился очень мрачный портрет военного времени.

"7 смертных грехов" изображает библейский сюжет, однако, как и все картины мастера, переработанный под нужды времени. Так, в маленьком карлике, который сидит на дряхлой старухе, без труда можно распознать Гитлера. Эта картина хорошо показывает все отношение художника к новой власти в стране.

Смысл картин Отто Дикса

Все работы наполнял глубоким смыслом художник Отто Дикс. Картины, написанные им, передают вскрывая Так, например, когда он изображает войну, то мы видим ужас на лицах и ошметки тел на земле. На городских картинах показаны преступления и разврат бывших солдат, потерявших себя. Улицы полны проституток, мать и дитя предстают тощими от голода, кругом царит беспросветность. Именно такими и были эти города после проигранной войны, но никто не хотел обращать на это внимания, все старались забыть о том, что их окружает. Отто же стремился запечатлеть все эти образы. Возможно, нарисованы они не очень реалистично, но именно оттого и вызывают они более сильные эмоции у зрителей.

Судьба картин

Судьба картин Отто Дикса была печальна после прихода нацистов к власти. Так, в 1937 году 260 картин выдающегося художника преданы огню как несоответствующие моральным нормам. Однако даже без учета уничтоженных художник оставил после себя немало произведений искусства, ведь всю жизнь он занимался только живописью. Уцелевшие картины можно сейчас видеть в разных музеях по всей Германии. Так, многие выставлены в картинной галерее Дрездена, в национальной галерее в Берлине и в других местах.

Иногда находятся и новые картины, как это случилось в 2011 году, когда были обнаружены сразу 4 шедевра. Некоторые работы сегодня находятся в частных коллекциях, и их можно приобрести на аукционах.

Вклад в искусство

Отто Дикс - художник с большой буквы. Его вклад в искусство и историю имеет большую ценность, ведь не зря он называл себя летописцем своей эпохи. Именно за талант сейчас ценят Отто Дикса во всем мире. Независимо от того, в каком жанре он писал и что изображал, это все делалось рукой мастера. Картины Отто способны поражать зрителей и сегодня.

Отто Дикс "Город". Триптих

«Как-то давно в Берлине я был на большой выставке
Отто Дикса. В рамах просто висел Крик...
С тех пор, если я слышу слово экспрессионизм, сознание
звякает как треснувшая чашка – Отто Дикс».
Из высказываний о художнике

Ни один другой немецкий художник не изобразил в своих произведениях столь точно, эмоционально и беспощадно «апокалипсический ад войны», смерть, насилие и нищету, как это было сделано Отто Диксом.
Внимательно вглядитесь в его работу и вам, наверняка, захочется побольше узнать об этом удивительном художнике.

Отто Дикс родился в семье рабочего литейщика в 1891 году в саксонском городке Унтерхауз неподалеку от Геры. Уже в школьные годы он проявил незаурядные способности к рисованию. Потом Отто учился на художника-оформителя, а в 1909 году становится стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене.
Кроме искусства Дикс также активно интересовался философией Фридриха Ницше.

Первыми работами художника были пейзажи в духе постимпрессионистов, потом в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов.
Другое его увлечение - старые итальянские мастера. Таков «Автопортрет с гвоздикой» (1912 г., Детройт). Художник предстает внимательно всматривающимся в окружающий мир. Тогда он ещё не знал, что через два года разразится большая война, и ему придется столкнуться с её самыми страшными проявлениями.

В 1914 г. Дикс пошел добровольцем на фронт. С собой он взял две книги: томик Ницше и Библию. Четыре года провел на Западном фронте. Прошел жестокие сражения (Фландрия, Сомма, Шампань). Был ранен и награжден Железным крестом. Впоследствии он объяснял такое свое «нестандартное» для художников его поколения отношение к войне: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно».

Война крепко запала в душу художника – она становится темой более чем сотни работ Дикса. В этих картинах, написанных в стиле экспрессионизма, война представлялась не столько деянием рук человека, сколько одним из условий жизни человечества, стихией, космическим катаклизмом. В них Дикс следовал заветам своего духовного учителя
Ф. Ницше: «Изображать страшные и спорные вещи есть инстинкт воли и величия художника, он не должен бояться этого».
Откровенность первого графического «военного» цикла на 50-и листах вызвала шок в обществе.
Но подлинное лицо войны явилось Отто Диксу в послевоенной Германии, на улицах Дрездена, Дюссельдорфа и Берлина, среди толп инвалидов, нищих, проституток, рахитичных детей. Таковы «Торговец спичками»(1920), «Пражская улица»(1920).

Живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни. Сам Отто Дикс записал тогда в своем дневнике: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира».
В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Через год женится на Марте Кох.
В Дюссельдорфе Дикс создает множество картин, в том числе - портретов современников.

Главным достижением становится его работа «Полевые окопы» (1923). Позднее, во времена правления нацистов, она бесследно исчезла.
Сохранившееся описание этой картины потрясает. На ней был изображен покинутый солдатами окоп. Это смесь раскисшей глинистой грязи, разбитых бревен и вооружения с гниющими кусками разорванных тел.
Здесь уже Дикс выступает совершенно зрелым мастером.
Самым «антиобщественным» считался ныне знаменитый триптих художника «Большой город» (1927-28 гг., Галерея города Штутгарта). Благодаря многочисленным репродукциям, он стал широко известным во всей Европе.

В 1922 г. Дикс занял пост профессора Дрезденской художественной академии,
а в 1931 г. его избирают в члены Прусской академии в Берлине.
Таким образом, репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии окончательно утвердилась.
Однако приход к власти Гитлера кладет конец блестящей карьере Отто Дикса.
Вначале нацисты посчитали, что творчество художника частично укладывается в рамки официальной эстетики национал-социализма, но в 1933 г. Диксу сообщают об исключении из Дрезденской академии.
В документе говорится: «Ваши картины являются угрозой нормального возрождения нации».
Последовало запрещение выставлять работы Дикса как «вырожденческие». В 1937 г. 260 картин Отто Дикса из немецких собраний были сожжены в Берлине.

Сам Дикс с женой и детьми отправляется в добровольную ссылку в провинцию на юг Германии. Он поселился под городом Зингеном. Здесь художник создает одно из своих знаменитых полотен - «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ).
Это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма.
Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.
Дикс вел замкнутый образ жизни. Но он всегда был под «прицелом» властей.
В 1939 г. художник был даже арестован, правда, не надолго, в числе «неблагонадежных лиц». В этот период Дикс в основном писал ландшафты в Хемменхофене (зарисовки на берегу Боденского озера) и картины–аллегории религиозной тематики.

Незадолго до окончания войны в 1945 г., несмотря на возраст (53 года), художник был всё-таки призван в «Фольксштурм» и буквально через несколько дней оказался в плену у французов.
В 1946 г. Дикс вернулся из плена в Хемменхофен и в том же году уже участвовал в коллективных выставках в Германии.

Последний период жизни Отто Дикса был нелегким в творческом плане, ибо в Западной Германии почти безраздельно господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха.
Техника старых мастеров в работах Дикса сменилась экспрессивной живописью в основном на библейские темы («Осмеяние», 1948 г.; «Ecce Homo», 1949 г.).
75-летие Отто Дикса в 1966 г. широко отмечалось в обеих частях Германии его персональными выставками.
25 июля 1969 года Отто Дикс скончался в возрасте 77лет.
В 1971 г. в Штутгарте состоялась большая ретроспективная выставка работ Отто Дикса. Позднее эта выставка переехала в Париж в Музей современного искусства, где имела всемирный успех. Тогда к Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное.

Свеча жизни Дикса давно догорела, но тайна творчества художника, ставшего «отзвуком эпохи», до сих пор продолжает волновать зрителей.

Надпись на памятной табличке на доме, где родился Отто Дикс, печально констатирует: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было».

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны...»

(А. Барбюс)

Когда речь заходит об изображении войны в мировой живописи, в голову прежде всего приходят два имени: Франсиско Гойя и Отто Дикс. Серия гравюр Гойи «Бедствия войны» (1808-1814) была реакцией на события, происходившие в Испании начала 19 века, которую оккупировали французы: борьба испанского народа с наполеоновскими войсками, осада Сарагосы, голод, крестьянские восстания. Страшные события войны поразили и потрясли художника, и его чувства нашли воплощение в 82 гравюрах.

На долю Отто Дикса выпали обе мировые войны. Ни один другой немецкий художник не изобразил ад этих войн так, как он. Тема войны стала одной из самых популярных для художника - ей посвящено более сотни его работ, да и вообще, война проскальзывает во всех его картинах, даже если не напрямую, то косвенно. Гойя одним из первых порвал с существовавшей в живописи традицией - изображать войну, как нечто героико-поэтичное, показав иное, истинное её лицо. Дикс стал одним из первых художников, откликнувшихся на мировые войны, отрефлексировавший её в своих работах с той же точки зрения, что некогда Гойя.

Вильгельм Генрих Отто Дикс родился в 1891 году в городке Унтерхауз, в рабочей семье: отец его был литейщиком на заводе, мать - швеёй. С детства Отто проявлял незаурядные склонности к рисованию. С 1905 по 1909 годы он учился на художника-оформителя, затем, получив грант, поступил в дрезденскую Академию художеств, где проучился с 1910 по 1914 годы. За время своей учебы он посетил города Европы, где ознакомился с работами художников, собранными в музеях. Особое влияние на него оказали в то время итальянские и голландские мастера Раннего Возрождения.

Первые работы художника Отто Дикса - это пейзажи в духе постимпрессионистов, затем в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов, сказывается также и влияние группы «Мост». Одновременно на художника воздействуют и старые мастера времен Возрождения. Эти две тенденции, увлекающие Дикса и толкающие его на различные эксперименты то с одной, то с другой стороны, будут проходить через всё его творчество.

В 1914 году Отто Дикс отправился добровольцем на фронт. В качестве пояснения его решения могут быть приведены его знаменитые слова: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть - голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно ». Как и всякий человек творческого склада Дикс высоко ценил жизненный опыт, однако мог ли он предполагать, что пережитое им оставит такой глубокий след в его душе. С собой он взял две (казалось бы, так трудно сочетаемые) книги: сочинения Ницше, который был любимым философом Отто, и Библию. За время войны Дикс побывал в боях в Бельгии, Франции и России, был ранен и награжден Железным крестом. Пулемётчик Отто Дикс не оставил своего призвания, - всю войну он продолжал рисовать. В эти страшные годы им было сделано около 600 рисунков.

Это документальные свидетельства, выполненные непосредственно «in flagrante», на месте событий. Именно эти материалы легли в основу его поразительного графического цикла «Война», который был опубликован в Берлине в 1924 году Карлом Ниирендорфом. Эти работы, выполненные в стиле экспрессионизма, хорошо передают понимание художником того, что произошло в мире, война изображается не столько как конкретное социальное действо, сколько как ужасная стихия, катаклизм, поветрие. Этот графический цикл Дикса шокировал общественность. Его экспрессионизм был действительно экспрессивен, его работы кричали от боли. «Я пытался выплеснуть на полотно то, что кипело во мне », - говорил художник.

«Кричащий мальчик», 1919

Дикс, подобно Гойе, изображает различные эпизоды войны в детальной манере офорта, однако, в отличие от великого испанца, из его работ уплывает собственно реалистичность, сменяясь некой «сверхреальностью», задача которой - показать зрителю весь ужас, абсурд и одиозность случившегося, и показать ту бурю, ту внутреннюю войну, которая бушует в душах людей. Практически все офорты Дикса в этой серии - это ночной мрак, из которого выступают различные ужасные подробности. Каждая отдельно взятая личность как бы деформируется, проходя сквозь мясорубку войны, что выражается в деформации фигур в картинах Дикса.

1922, «Самоубийство»

«Смерть сапёра на посту», 1924

«Газовая атака», 1924

«Летом 1916», 1924

«Подвод, близ Пильке», 1924

«Взвод автоматчиков, Сомме, 1916», 1924

Но война не заканчивалась там, где заканчивались боевые действия, и об этом Отто Диксу еще тоже предстояло узнать. Война продолжала своё существование в послевоенной Германии, на улицах городов, среди толп инвалидов, нищих, проституток, больных детей. Живопись художника приближается к соцреализму, показывая контрасты послевоенной жизни, поэтому также контрастны и дисгармоничны краски в его работах. Появляются такие картины, как

«Торговец спичками» (1921)

«Пражская улица» (1920)

«В салоне» (1921)

Картины, написанные в двадцатые годы, отражают климат внутри Германии, и для них характерно сочетание приемов дадаизма (коллажность) и экспрессионизма (двухмерность). В двадцатые годы Дикс достаточно тесно связан с обоими течениями. Он является одним из основателей объединения художников Дрезденский сецессион, которое появляется в 1919 году.

В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Он знакомится с Мартой Кук, а еще через год они поженятся. Марта была прежде замужем за врачем Гансом Кохом, от которого имела двоих детей. В браке с Диксом у неё будет еще трое. В Дюссельдорфе Отто Дикс создает множество картин, видное место живописи того времени занимают портреты современников. Декаденствующая среда Веймарской Республики способствовала художественным запросам Дикса: он оставляет целую галерею портретов, в том числе один из самых известных, - портрет журналистки Сильвии фон Хаген (1926 год). В своих портретах Дикс объективен и обличителен, его гротескная манера лишь подчеркивает зловещие черты характеров и профессий изображаемых людей.

В этот же период была создана картина «Полевые окопы» (1923 год). Впервые это полотно было выставлено в 1929 году, а в 1933 году - уничтожено нацистами, сохранилось лишь её описание. На картине был изображен покинутый солдатами окоп - смесь глинистой грязи, разбитых бревен и гниющих разорванных тел.

Во второй половине двадцатых Дикс выступает уже совершенно зрелым мастером. Отличительной чертой его становится возрождение основательно забытой к тому времени формы алтарного образа. Появляется его ныне знаменитый триптих «Большой город» или «Метрополис» (1927-28 годы).

Благодаря многочисленным репродукциям, он стал широко известным по всей Европе. Снова здесь звучит эхо войны. На боковых створках этого огромного триптиха - инвалиды и нищие, рядом проходит сюрреалистичное шествие разряженных проституток, в центральной части танцуют кавалеры и дамы. Всё это - «дети войны». Персонажи Дикса - это социальные типы его времени.

В 1922 году Дикс занял пост профессора Дрезденской художественной академии, а в 1931 году его избирают в члены Прусской академии в Берлине. Репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии в это время утверждается, однако не всё было так гладко. В 1923 году художника обвинили в порнографии. Его картины с изображением проституток вызывали скандалы. Только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.

В этот период образцом для Дикса всё больше выступают старые мастера Северного Возрождения: Грюневальд, Босх, Брейгель. На основе своих многочисленных зарисовок, созданных во время войны, Дикс рисует монументальный полиптих «Война» (1929-1932 годы). Предлагая подобную форму, он вновь обращается к традиции средневековья и Раннего Возрождения. Примечательно, что полиптих, как и положено, написан на дереве, его центральная часть размером в четыре квадратных метра. Благодаря композиционному построению мы вслед за художником как бы движемся по кругу. Вот люди идут, вот вершится царство смерти, и вот уже смерть берёт своё… Необходимо отметить, что это уже не экспрессионизм, а, по сути, та самая «новая вещественность», представителем которой наряду с Георгом Гроссом называют и Дикса. «Новая вещественность» провозглашала отказ от абстрактного искусства и возврат к реализму, она включала в себя неоклассическую стилистику и попытку критически отразить истинное лицо времени. В 1925 году Дикс участвовал в выставке группы «Новая вещественность» в Берлине. «Мы хотим изображать предметы обнаженными, до предела ясными, почти без артистизма », - говорил Отто Дикс.

Приход Гитлера к власти кладет конец карьере Отто Дикса. Вначале нацисты посчитали, что творчество художника частично укладывается в рамки официальной эстетики национал-социализма, но в 1933 году Дикса исключают из Дрезденской академии. В документе говорилось: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации ». Последовало запрещение выставлять работы Дикса, его искусство было причислено к «вырожденческому». Некоторые картины Дикса были показаны на выставке «дегенеративного» искусства, а в 1937 году 260 картин Отто Дикса были сожжены в Берлине.

Художник с женой и детьми переезжает в провинцию на юг Германии и селится под городом Зинген. В этот период Дикс обращается к библейским сюжетам, которые предстают в его интерпретации как аллегории. Он пишет «Искушение святого Антония», «Святого Христофора». Появляется и одно из самых знаменитых полотен художника - «Семь смертных грехов» (1933 год). Это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с маленькими глазками и черными усиками (безусловно, сам фюрер) едет верхом на страшной старухе, а за ним следуют ужасные образы…

В сороковые Дикс остается под надзором властей, в числе «неблагонадежных лиц». В этот период художник обращается к пейзажам, рисует ландшафты, а также продолжает писать аллегории на религиозную тематику. Уже в самом конце второй мировой, в 1945 году, несмотря на свои 53 года, Отто Дикс был всё-таки призван в «Фольксштурм», но уже буквально через несколько дней он сдался в плен французам. В 1946 году Дикс вернулся из плена и вновь участвовал в коллективных выставках в Германии. Этот последний период в жизни художника был непростым: в Западной Германии господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха. Дикс же не может ассоциировать себя ни с соцреализмом Востока, ни с абстрактом Запада, при том, что и там, и там, он получает признание. В итоге Дикс возвращается к экспрессивному стилю картин ранних лет и уходит, как от абстракций, так и от социальности. «После второй мировой войны я несколько изменил свою технику. Я больше не использовал как образец старых мастеров, не обращался к Ренессансу. Начал рисовать пейзажи, целую серию пейзажей. И картины на религиозные сюжеты, с использованием библейских мотивов. Впрочем, к религиозным темам я обращался и до этого, в прошлом», - писал художник. В 1968 году он получил премию Фонда имени Рембрандта в Зальцбурге. Умер Отто Дикс в Зингене 25 июля 1969 года в возрасте 77лет. Настоящее мировое признание пришло к художнику уже посмертно. До сих пор он во многом известен благодаря своему видению двух адов - военного и послевоенного; он остаётся документалистом своего времени, портретистом эпохи.

Ви́льгельм Ге́нрих О́тто Дикс (нем. Wilhelm Heinrich Otto Dix [ˈvɪlhɛlm ˈhaɪnʀiç ˈɔto ˈdɪks]; 2 декабря 1891, Гера, Тюрингия, Германская империя - 25 июля 1969, Зинген, Баден, ФРГ) - немецкий художник и график.

Отто родился в семье рабочего-литейщика. В школьные годы он проявлял незаурядные способности к рисованию. Денег на специальное обучение не было, и он отправился в Геру, а после в Песнек, по окончанию начальной школы в 1905 году. Там он начал обучение на художника-оформителя. Отто был честолюбивым и не по годам серьезным. Он хотел быть индивидуальностью. В 1909 году Дикс стал стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене. Когда Отто впервые попал в город, он начал разыгрывать из себя денди, но он не забывал и о живописи.

Первыми работами художника стали ландшафты. Его работы уже тогда напоминали постимпрессионизм. Художник также увлекался живописью итальянских мастеров XV – XVI вв. Вскоре разразилась первая мировая война, и Дикс отправился на передовую. Эти четыре года оставили глубокий след в его памяти и сердце. Дикс был пулеметчиком. Ему не раз доводилось бывать в ближнем бою. Отто много раз возвращался к теме войны в своих картинах. Вернувшись с фронта, Дикс со всей очевидностью убеждается в том, что и в мирной жизни люди могут быть не менее скотоподобными, нежели на войне. Художник очень долго старается найти тот стиль, который помог бы ему в полной мере раскрыть волнующую его тему.

В 1919 году Отто завершил обучение в Дрезденской художественной академии. Он получает собственную мастерскую и организует там «Дрезденский Сецессион». В этот период художник создал много необычных работ. Он разрабатывает собственный стиль рисования. Например, чтобы показать обморочное состояние художник рисует персонажу второе лицо и руки, контурами указывая на их дрожание. Поверх одежды на одном из калек пунктиром показаны протезы на шарнирах, зубные протезы . На большинстве картин Дикса можно лицезреть образы изувеченных людей на фронте. Картины «Продавец спичек», «Инвалиды за карточной игрой», написанные в 1920 году, были прелюдией к основной теме творчества художника – изображению бесчеловечности и ужасов войны. Прежде, чем прийти к ней, Отто рисует серию картин о жизни простых рабочих. В них он пытается подчеркнуть проблему несправедливостей в обществе.

В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Через год он сыграл свадьбу с Мартой Кох. У них родилась дочь. В этот период Отто пишет серию чудесных портретов. Он писал портреты и для весьма известных людей. Однако главным достижением художника становится картина «Полевые окопы». Эта картина была написана в 1923 году и считается самой известной. «Полевые окопы» считаются лучшим и наиболее искренним и выстраданным произведением Дикса. В 1929 году художник демонстрирует свою работу на выставке, которая вызывает бурю эмоций у критиков и посетителей. Один из немецких критиков желчно назвал его «комиком грязи». Однако один из художников утверждал, что работе Отто место в Национальной галерее. В 1933 году картина бесследно исчезла после показа ее фашистам в экспозиции «Вырожденное искусство». Однако описание картины все же сохранилось.

Дикс воссоздает во 50-ти листах графической серии «Война». После прихода к власти Гитлера, художник был лишен кафедры в Дрезденской художественной академии. Вместе с семьей Отто был вынужден переехать в замок к шурину в Рандегге. Там художник в основном писал ландшафты. Дикс вел весьма замкнутый образ жизни. Однако, несмотря на это в 1939 году, после неудачного покушения на Гитлера арестовали и художника. К счастью, через неделю Отто отпустили. Всю войну художник и его семью провели в Германии. Незадолго до ее окончания Дикс оказался в плену у французов. В лагере он перерисовывал портреты Шарля де Голля на транспаранты, а также писал икону для капеллы. Как только Отто освободили он начала работать на покраске автомобилей в Кольмаре.

Последние годы жизни художник писал картины на библейские темы. Ему вернули мастерскую в Дрездене. Произведения были высоко оценены в Германии и за ее пределами. В 1969 году Отто Дикс скончался в Зингене от кровоизлияния в мозг.