Эмиль нольде пляска вокруг золотого тельца описание. Эмиль Нольде.Художник из крестьян. Нацист и жертва нацизма. Малоизвестная сторона художника

Картина: "Пророк".

Эмиль Нольде (нем. Emil Nolde, настоящее имя Ханс Эмиль Хансен (нем. Hans Emil Hansen); 7 августа 1867, Нольде, Пруссия, - 13 апреля 1956, Зеебюль, ФРГ) - один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX века. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям.

Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в местечке Нольде в нескольких километрах от Тённера и был в семье четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.
Юношеские годы Эмиля, младшего из четырёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.

В 1884-1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.

Эмиль Нольде - представитель крупнейшего художественного течения первой чет-
верти XX столетия - экспрессионизма. По выражению А. В. Луначарского, "экс-
прессионизм есть плод страшного общественного разочарования". Разочарование
экспрессионистов выливалось, в первую очередь, в неудовлетворенность темами и
идеями, господствовавшим в современном им искусстве. Распространенная в Германии плащ свой натуралистические склонная живопись, угождавшая вкусам
мелких буржуа, вызывала отвращение у молодых художников, вошедших в историю
искусства под именем экспрессионистов. В собственном творчестве они стремились
опереться на живопись Винсента Ван Гога, привлекавшую их глубокой силой выра-
жения внутренних чувств художника и напряженной красочность. Среди пред-
шественников экспрессионизма можно назвать также норвежского художника Эдвар-
да Мунка, в работах которого выражено настроение отчаяния и пессемизма, ярко
проявившееся в творчестве экспрессионистов.
Экспрессионистов стремились передать в картинах и в графике образ внешней
реальности, постигнутый через призму ощущений собственного "я". Все их твор-
чество пронизывает тяга к экзальтированному раскрытию своих переживаний.
Поэтому произведениям экспрессионистов часто присущ мистический, религиозный
оттенок. Религиозность является характерной чертой Эмиля Нольде как художника.
Наиболее известны его, созданные в 1912 году, - картина "Жизнь Марии Египетской" и алтарь "Жизнь Христа". В этих работах и по сюжету и по худо-
женственной манере чувствуется желание художника приблизиться к средневековому
церковному искусству. Грубоватый примитивные фигуры чересчур укороченных пропорций напоминают о романской скульптуре, а интенсивно яркие, локальные
цвета горят так же ярко, как стёкла витражей в готических соборах. Стремление
уйти от тусклой реальности своего времени побуждает Нольде в 1913 году принять
участие в экспедиции на острова Тихого океана. По сравнению с произведениями
других экспрессионистов на экзотические сюжеты, картины Нольде более сильные
по чувству натуры, сочные по цвету. Яркий символический цвет художник часто
использует в пейзажах. Он стремится к тому, чтобы цвет, вне связи с предметами
нес определённую смысловую нагрузку в картине.
Эмиль Нольде входил в художественное объединение "Мост", возникшее в Германии в 1905 году. От мастеров группы Нольде отличала большая связь с традициями
искусства XIX века. Нольде учился в Париже, где его привлекали произведения Домье, Эдуарда Мане. От них он взял своё стремление к цвету, к краскам, "ко-
торые сами говорят".
Для художников группы "Мост" важным видом искусства была графика. Они возро-
дили древнейший вид гравюры - ксилографии, привлекшую их обобщенностью
изображения, резкими контрактами чёрного и белого. Нольде много работал в
гравюре по дереву. Он создал ряд пейзажей, многие с видами гаваней и кораблей, в которых сумел передать красоту и своеобразие выбранных мотивов. Специфика
экспрессионистического мироощущения особенно ярко проявилась в таких гравюрах
Нольде, как "Пророк"*. Лист был создан в 1912 году. На нем "крупным планом"
изображено лицо человека, переданное контрактами чёрных и белых пятен. Кажется
что в чертах этого лица художник сумел запечатлеть весь ужас перед грядущими
катастрофами.
Наиболее значительные произведения Нольде связаны с художественным климатом Германии предвоенной эпохи. В них с большой силой выражен духовный кризис, затонувший накануне первой мировой войны большую часть западной интеллигенции.

Нольде давно был убеждён в «превосходстве германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунга вошла в состав датского отделения НСДАП. Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью - уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели и закапывал их в землю, назвав впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей.

После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн. До 1951 года Нольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества. Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе. Эмиль Нольде был похоронен в Зеебюле рядом со своей женой.

Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника. Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек.

четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.

Юношеские годы Эмиля, младшего из трёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.

Образование

В 1884-1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.

Живопись

После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи. В 1906-1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную группу «Мост» и там познакомился с Эдвардом Мунком. В 1909 году Нольде стал членом Берлинского сецессиона. В это время появились его первые работы на религиозные темы: «Причастие», «Троица», «Осмеяние». В 1910-1912 годах к Нольде пришёл первый успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене. Нольде также писал картины о ночной жизни Берлина, где периодически проживала его жена-актриса, театральные зарисовки, натюрморты из масок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях. В 1913-1914 годах Нольде совершил поездку в Южное полушарие как член Медицинско-демографической германо-новогвинейской экспедиции при имперском колониальном ведомстве. В 1916 году Нольде переехал в Утенварф на западном побережье близ Тондера. Нольде негативно отнёсся к столкновениям и установлению германо-датской границы после Первой мировой войны, и несмотря на то, что считал себя немцем, в 1920 году он принял датское гражданство.

Зеебюль

После осушения земель Утенварфа Нольде переехал вместе со своей женой-датчанкой Адой Вильструп на немецкую территорию, где местность напоминала ему его родной Нольде. На высоком холме Зеебюль в Нойкирхене чета Нольде приобрела сначала старый домик, а спустя несколько лет Нольде построил на его месте по собственному проекту новый дом с мастерской, возвысившийся над окружающей местностью как средневековая крепость. В доме нашлось место и для мастерской, и для работ, написанных здесь же.

Лучшие дня

К 60-летию Нольде в 1927 году в Дрездене прошла юбилейная выставка художника.

При национал-социализме

Нольде давно был убеждён в превосходстве «германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунг вошла в состав датского отделения НСДАП. Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью - уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели, назвав их впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей.

Позднее творчество

После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн. До 1951 года Нольде написал ещё около ста картина и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества. Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе. Эмиль Нольде был похоронен в Зеебюле рядом со своей женой.

Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фон организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника. Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек. К 50-летию со дня смерти в 2006 году прошла выставка поздних работ Нольде.

Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.

(1956-04-13 ) (88 лет)

Живопись

Напишите отзыв о статье "Нольде, Эмиль"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нольде, Эмиль

– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.

При упоминании имени немецкого экспрессиониста Эмиля Нольде (Emil Nolde), прежде всего, приходят на ум его красочные цветочные сады, буйные морские ландшафты, полные драматизма изображения затянутого облаками неба, портреты, картины ночной жизни Берлина…

Малоизвестная сторона художника

Но есть в творчестве Эмиля Нольде еще одна, менее известная сторона: его интерес к фантастическому и гротескному. О ней рассказывает выставка "Нольде. Гротеск", которая проходит в Музее фантазии в деревне Буххайм недалеко от Мюнхена.

Обычно на выставках Эмиля Нольде - а они, отметим, пользуются большой популярностью в Германии - его фантастические и гротескные работы можно увидеть редко. Их выставляют в виде исключения или некоего контрапункта его более известным произведениям. Особенность нынешней экспозиции заключается в том, что на ней впервые эти работы собраны воедино и представлены во всем их разнообразии.

На одной из них под названием "Полет ранним утром" изображены два симпатичных фантастических существа, одновременно страшноватых и смешных, шаловливых и милых на вид. Что они сейчас отчудачат? Будет их шалость злой или доброй? Эта картина, как и другие гротескные работы Эмиля Нольде не поддается однозначной интерпретации и оставляет место для фантазии зрителя.

Фантастичное и провокационное

На другом полотне - "Неистовствующая женщина" - дама изгибается в весьма откровенной позе перед наблюдающей за ней мужчиной. Ее тело ярко-желтого цвета, столь же яркие рыжие волосы, темно-красное платье - кричащие, вызывающие, подчеркивают фривольность сцены. Гротеск у Эмиля Нольде является способом спровоцировать зрителя, не оставить его равнодушным.

Среди экспонатов выставки - акварели, созданные в 1931-1935 годах. Островки красок восхитительных цветов сливаются, образуя абстрактные формы. Нанесенные черной тушью линии придают этим формам очертания отдельных фигур, как, например, на рисунке "Зверь и женщина".

1918-м годом датируются акварели еще одной серии, на которой изображены столь же невероятные существа и сцены, плод фантазии художника. "Жуткая встреча" показывает огромную свиную голову перед человеком, у которого от ужаса волосы на голове стоят дыбом. На рисунке "Танцующая" дама в желтом платье грациозно двигается в танце на мужской лысине.

Гротеск как красная нить в творчестве

Неправильно было бы рассматривать гротескные и фантастические полотна и рисунки Эмиля Нольде как отдельный, самостоятельный раздел его творчества, не связанный с другими его работами. В автобиографии и письмах Эмиля Нольде многое свидетельствует о том, что на его становление как художника значительное влияние оказал интерес к фантастическому и гротескному.

Контекст

В этом можно убедиться на примере картины "Горные великаны" 1896 года. Это первое написанное маслом полотно Эмиля Нольде. Отдельно следует отметить ряд почтовых открыток, на которых художник изобразил горы Швейцарии, придав им гротескные человеческие черты лица. Именно благодаря этим открыткам он получил известность как художник еще до начала XX века. Начиная с этих открыток и вплоть до периода, когда нацисты запретили Эмилю Нольде заниматься профессиональной деятельностью, красной нитью через его творчество проходит отход от реальности и поворот в сторону гротескного мира.

Амбивалентность художника

Эмиль Нольде, настоящее имя которого Ханс Эмиль Хансен, родился в 1867 году в местечке Нольде на границе тогдашней Пруссии с Данией. В юности он обучался в школе художественных ремесел по специальности резчика и художника. Позже он стал членом объединения "Мост" - группы художников, основоположников немецкого экспрессионизма, а также участвовал в движении Берлинский сецессион, отвергавшем академическое искусство.

Особо следует отметить его амбивалентную роль при национал-социализме. Эмиль Нольде был сторонником гитлеровского режима. Йозеф Геббельс, министр пропаганды при Гитлере, приобрел в 1933 году несколько ландшафтных акварелей Нольде. Вскоре, однако, творчество художника было признано "дегенеративным искусством". Причиной послужили его гротескные картины, которые были выставлены в одной из берлинских галерей.

Более тысячи его работ были затем конфискованы и проданы или уничтожены. Некоторые из них были показаны на печально известной выставке "Дегенеративное искусство", которая открылась в 1937 году и "путешествовала" по Германии до 1941 года. Начиная с 1941 года, во время запрета на профессиональную деятельность, художник тайно создал так называемые "Ненаписанные картины», небольшие акварельные рисунки.

Смотрите также:

  • Послушные художники Гитлера

    Безупречность бодибилдинга

    Арно Брекер был любимым скульптором Гитлера. На выставке "Послушное искусство" в Бохуме встречаются его скульптура "Десятиборец" и картина "Рурский бассейн" Конрада Феликсмюллера, которую нацисты считали "дегенеративной". Как объясняет искусствовед Макс Имдаль, в отличие от "безупречности бодибилдинга", которую отражают работы Брекера, картина "Рурский бассейн" показывает изможденные тела рабочих.

  • Послушные художники Гитлера

    Ужасы реальности и нацистская пропаганда благополучного мира

    Маленький мальчик идет мимо человеческих трупов, лежащих на краю дороги. Фотография была сделана в 1945 году, вскоре после освобождения американцами концентрационного лагеря Берген-Бельзен. В выставочном зале рядом с этой фотографией висит пропагандистский плакат "Здоровые родители - здоровые дети" и "Картина семьи", которую написал художник Ханс Шмиц-Виденбрюк.

    Послушные художники Гитлера

    Фальшивая идиллия

    Картина "Крестьянки, возвращающиеся с поля" Леопольда Шмуцлера, "Пахота" Пауля Юнгханса и "Крестьянская трапеза" Хермана Отто Хойера демонстрируют лживый образный язык национал-социалистов, который не имел ничего общего с реальностью. "Настоящая" сельская жизнь была одним из главных мотивов нацистов, которые восхваляли аграрное общество.

    Послушные художники Гитлера

    Борьба в открытом море

    Картина Клауса Бергена "В районе военных действий в Атлантике". Этот художник был включен Адольфом Гитлером в список наиболее ценных для Германии деятелей искусства. Бушуют волны, корабль пробивается через морскую пену напрямик к освещенному небу. Облака подчеркивают драматизм и романтичность сценария. Смысл картины ясен: море - это не место для сражений, а одиссея для настоящих героев.

    Послушные художники Гитлера

    Приукрашенное искусство

    Можно ли назвать искусство национал-социализма прогрессивным? Искусствоведы считают, что оно было далеко позади актуальных течений своего времени. В то время как художники-модернисты ставили под вопрос живопись как копию реальности, Херман Отто Хойер обрашался к грубому реализму. "Крестьянская трапеза" 1935 года показывает один из любимых мотивов нацистов: немецкую семью.

    Послушные художники Гитлера

    Детство на войне

    Фотография Джона Флориа и картина Пауля-Матиаса Падуа висят в выставочном зале рядом. На картине дети не сводят с отца глаз, в то время как он, одетый в военную форму, рассказывает, очевидно, про войну. Реальность была другой, как показывает снимок американского фотографа, на котором видно, в каком отчаянии находится взятый в плен солдат - еще совсем ребенок.


Масштабная выставка классика немецкого экспрессионизма «Эмиль Нольде. Цвет - это жизнь» открылась в Национальной галере Шотландии . Более ста работ - живопись, рисунки, акварели, гравюры - привезли в Эдинбург из коллекции Фонда Эмиля Нольде в Зеебюле.

Выставка охватывает все периоды творчества художника - от ранней импрессионистической живописи, мощного расцвета экспрессионизма в 1910–1930 годах до поздних акварелей, созданных Нольде в 1940-е.

Нольде - маг цвета, открывший совершенно новые возможности живописи. Начав с увлечения импрессионизмом, в 1900-х он присоединился к группе «Мост», ставшей колыбелью немецкого экспрессионизма. Впрочем, с «Мостом» Нольде продержался всего два года, затем продолжил собственный путь в искусстве. Его способность писать оглушающими цветами, как будто наполненными внутренним светом и даже звуком, нашла свое воплощение в нескольких сюжетных линиях. Нольде удивительно эмоционально переосмыслил библейскую историю, приблизив ее к современности. Еще одним сюжетом стала ночная жизнь Берлина с ее кабаре, кафе и театрами. Жена Нольде Ада была танцовщицей, так что он имел возможность видеть это карнавальное существование изнутри. Еще один значительный сюжет - мощные пейзажи, звучащие как средневековые оратории.

1930-е годы стали для художника периодом испытаний. Он увлекся идеями фашизма и вступил в НСДАП. Организаторы предупреждают, что на выставке есть работы, которые могут «огорчить» зрителя. Это, например, «Martydom 1921», где распятый Христос осмеян персонажами с семитскими чертами. Из-за политических взглядов и членства в НСДАП на творчестве Нольде навсегда останется печать сожаления.

Впрочем, нацисты не ответили ему взаимностью, искусство Нольде признали дегенеративным, а его живопись заняла центральное место на известной выставке «Дегенеративное искусство». У Нольде конфисковали более 1000 произведений, которые были частично уничтожены, частично проданы. Он получил запрет на художественную деятельность и, уединившись в своем доме в Зеебюле, писал акварели подпольно, зарывая их в собственном саду. Эта «ненаписанная живопись» была так же светоносна и оглушительна, как и его предыдущие работы.

После войны Нольде был реабилитирован, вновь взялся за кисть, работал до самой смерти и даже был приглашен на легендарную выставку .

Для тех, кому на нынешнюю выставку попасть не удастся, организаторы сняли объемный ролик, подробно показывающий экспозицию, который можно увидеть на сайте музея.

Emil Nolde
«Free Spirit»
1906
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Party»
1911
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Exotic Figures II»
1911
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Prophet»
1912
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Candle Dancers»
1912
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Junks» (red)
1913
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Bay»
1914
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Landscape / North Friesland»
1920
© Nolde Stiftung Seebüll