Горяев Виталий Николаевич (1910–1988). Виталий Горяев и его «фронтовые карикатуры Картины горяева

И еще одно имя в нашей серии "Классика Речи"
Виталий Горяев
Его, как и Дементия Шмаринова, сегодня помнят, но почему-то практически не издают. Выходит немного детских книг, причем не всегда лучшие. И всё. А самые знаковые работы, сделавшие имя художнику, забыты...

Мы очень хотим вернуть это имя сегодняшним читателям, издав роман Федора Достоевского "Идиот" с иллюстрациями Виталия Горяева

Виталий Горяев - очень непростой художник, он никогда не иллюстрировал просто сюжет, дублируя писательский текст, механически переводя словесные образы в графические. Своей задачей он видел передать несказанное напрямую: передать чувства, образы, осмыслить психологическую составляющую, визуализировать внутренний мир героев.

"Много раз отмечалось в литературе, что проза Достоевского внешне не изобразительна, не пластична, что главное в ней - столкновение сильных человеческих характеров, страстей, постоянный, непрекращающийся диалог, в котором участвует множество людей, и каждый со своим взглядом на мир, со своим жизневосприятием, отношением к происходящему. Борение идей и страстей - вот стихия прозы Достоевского.

Но как изобразить это в графике? Горяев нашел оригинальный, по своему убедительный путь решения задачи: он передает атмосферу романа, насыщенную страстями, взлетами и падениями человеческого духа, борьбой темных и светлых сил, идеально-высокого и низкого, борьбой-единством, ибо отталкивание тоже есть форма взаимодействия."

Вл. Воронов из книги "Виталий Горяев. Графические серии. Пушкин. Гоголь. Достоевский"

Каждый герой романа представлен художником абсолютно по-разному. Рогожин всегда черный и угловатый, подчеркнуто объемный, много теней, рельефов

А князь Мышкин всегда светлый, прозрачный и подчеркнуто плоский, на его лице нет полутеней

Настасья Филипповна. Она в рисунках Горяева то белая, то черная, то объемная, а то опять подчеркнуто плоская, а иногда и вот так

Знаменитая сцена первая знакомства Мышкина и Настасьи Филипповны, когда она, приняв князя за слугу, сьрасывает ему шубу

Иллюстраций в книге много, они очень разные: отдельные фигуры, сцены нка разворот, "разрезанные" развороты, портреты. Всего в книге будет 104 иллюстрации , что-то в предыдущем издании 1971 года не публиковалось.
И еще у нас даже немного осталось невошедшего: например Горяев нарисовал 5 (пять!!!) разных портретов Достоевского к книге. У нас вошел только один

Цикл работ полностью хранится в Русском музее, мы воспроизводим книгу по оригиналам (исключая две картинки из ста четырех: желающие могут их поискать;)))

Картинки очень сложные, поскольку нарисованы карандашом, очень легкие прозрачные линии. Но рискнули сделать на офсете, поскольку делать такой томище на меловке не очень уважительно к читателю, а иллюстрации здесь вписаны в текст, что исключало вариант с вклейками (да и слишком много рисунков для вклеек).
Печатает Латвия

"Идиот" с рисунками Горяева ранее выходил лишь дважды: хорошее издание 1971 года (Худ.лит в 2 томах) и очень упрощенное, плохо напечатанное на газетной бумаге в 1981 году в "Правде".
И вот, теперь лишь в 2017 году (причем ни одно из предыдущих изданий мы, как обычно, не повторяем - в т.ч. и по составу иллюстраций). И не факт, что кто-то из издателей еще возьмется в следующие сорок лет...

Биография

Советский график, иллюстратор, карикатурист. Член СХ СССР. Заслуженный художник РСФСР, Народный художник РСФСР. Народный художник СССР.

Виталий Николаевич Горяев родился в городе Кургане. Детство провёл в Кургане. В 1921 году переехал с родителями в Читу. В 1929 – переехал в Москву. Учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) и Московском полиграфическом институте. В годы учёбы делал иллюстрации для журналов «Безбожник», «Пионер», «Смена», участвовал в выставках молодых художников.

С 1934 года Виталий Николаевич работал в издательстве ИЗОГИЗ, затем художником на агитпароходе «Пропагандист». С 1937 – начал сотрудничать с журналом «Крокодил». В течение нескольких лет возглавлял художественный отдел, долгие годы был одним из ведущих художников, публиковал в журнале сатирические рисунки и карикатуры на бытовые и международные темы.

В период Великой Отечественной войны Горяев был главным художником и ответственным секретарём журнала «Фронтовой юмор», принимал участие в выпуске плакатов «Окна ТАСС». В условиях фронтовой жизни он не только работал в области сатиры, но и непрерывно рисовал с натуры, делал жанровые зарисовки, вошедшие впоследствии в серии: «По дорогам войны», «Бездомные», «По следам отступающего врага». Виталий Николаевич был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В послевоенные годы большое место в творчестве Виталия Николаевича занимает детская книжная иллюстрация. С его рисунками вышли книги А. Л. Барто, С. Я. Маршака, В. В. Маяковского, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского. Самая значительная работа этой серии – рисунки к произведениям Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

Особая глава в творчестве Горяева-иллюстратора – работа над произведениями Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. В иллюстрациях к «Петербургским повестям» художник отразил мир гоголевских фантасмагорий, сочетающийся с истинным драматизмом жизни маленького человека. В 1967 году за эту серию иллюстраций ему была присвоена Государственная премия СССР. В иллюстрациях к поэме Гоголя «Мёртвые души» Виталий Николаевич создал совершенно новую изобразительную концепцию, заставив всех по-новому взглянуть на известный текст. Много лет работал Горяев и над иллюстрациями к произведениям Достоевского «Идиот» и «Подросток», которые утвердили за ним славу одного из лучших интерпретаторов произведений великого писателя. Был членом редколлегии журнала «Юность» (1955–1981).

Художник много ездил в зарубежные страны, побывал в Финляндии, Болгарии, Румынии, ГДР, США, Франции, Чехословакии, Польше, на Цейлоне и во многих других странах. Результатом поездки в Америку в мае-июне 1958 года стала серия произведений станковой графики «Американцы у себя дома». Эта серия, состоящая из 40 работ, неоднократно экспонировалась на выставках и была частично опубликована в журналах «Юность» и «Культура и жизнь».

Виталий Горяев был награждён словацким орденом «Дружба», золотой медалью Чехословацкого союза международных связей, большой золотой медалью международной выставки книжного искусства (ИБА) в Лейпциге, дипломами Всесоюзного конкурса «Лучшие книги» и Международной выставки книги в Братиславе.

Творчество В. Н. Горяева представлено в Третьяковской галерее, Курганском областном художественном музее.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ретроспективная выставка графики и живописи Виталия Горяева 1930–80-х годов сегодня начинает работу в ЦДХ

Сегодня в ЦДХ начинает работу выставка «Виталий Горяев: Линия жизни». Впервые за последние 30 лет пройдет крупная ретроспектива графики и живописи выдающегося русского художника, иллюстратора, народного художника СССР, лауреата государственной премии СССР Виталия Николаевича Горяева (1910–1982).

На выставке экспонируются около 1500 работ, разделенных по десятилетиям: 1930-е, 1940-е, 1950-е, 1960-е, 1970-е и 1980-е годы. Отдельным блоком показаны около 60 карикатур художника для журнала «Крокодил». В витринах представлены редкие книги с иллюстрациями В. Горяева.

Все мы в детстве читали стихи Агнии Барто, увлекались приключениями Тома Сойера и Гекльберри Финна Марка Твена, следили за гимнастом Тибулом и девочкой Суок Юрия Олеши. И всегда смотрели на этих литературных героев глазами Виталия Горяева. А его иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя и Достоевского вошли в золотой фонд отечественной книжной графики.

Виталий Горяев начал заниматься графикой в середине 1930-х. В этот период советская графическая школа переживала подъем, живы были традиции начала века, которые развивала мощная когорта новых советских рисовальщиков. Александр Дейнека и Владимир Фаворский были учителями Горяева. Кукрыниксы , Михаил Черемных , Леонид Сойфертис , Дмитрий Бисти , Георгий Верейский - его современники. В таком окружении нелегко было выработать свой почерк, стать узнаваемым. Горяев смог. И в журнале «Крокодил», в котором он проработал более полувека, и в военных «ОКНАХ ТАСС», журнале «Фронтовой юмор», газете «Красноармейская правда», и в работе над книгами О‘Генри и Марка Твена, рисуя страну, которую никогда не видел.


Интересно, что художником Горяев стал с легкой руки Владимира Маяковского . Он показал поэту свои стихи; Маяковского они не вдохновили, зато совершенно поразили рисунки на полях. «Слушай. Ты художник. Тебе нужно учиться», - вспоминал впоследствии Виталий Горяев свой разговор с Маяковским.

Горяев вошел в историю искусств в первую очередь как книжный график и иллюстратор. Мало кто знаком с его живописью. То, что зрители увидят сейчас, на выставке, посвященной и 100-летию со дня рождения, и 30-летию со дня смерти Виталия Горяева, едва ли не впервые представит столь полно творческое наследие мастера - прекрасного графика и оригинального живописца.


Как большинство щедро одаренных людей, Виталий Горяев был и интересным собеседником, внимательным наставником творческой молодежи, незаурядной личностью. Его друзьями были С. Урусевский, О. Верейский, А. Твардовский, Б. Ливанов, Рокуэл Кент, Антон Рефрежье, Н. Леже , Г. Товстоногов, Ж. Эфель, И. Андроников.

Произведения В. Н. Горяева находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, в десятках ведущих музеев России и за рубежом.

Для сохранения и пропаганды творческого наследия отца народный художник РФ Сергей Горяев создал и возглавил некоммерческий фонд «Музея художника В. Горяева».

Источник : пресс-релиз выставки



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Виталий Николаевич Горяев (14 (1 по ст. ст.) апреля 1910 г. - 12 апреля 1982 г.) - советский график, заслуженный художник РСФСР. Родился в г. Кургане в семье банковского служащего. В 1921 году семья переехала в Читу, где Горяев начал художественную карьеру, опубликовав первые рисунки в газете «Забайкальский рабочий».

Как вспоминает Вера Церетели на сайте «Старый Крокодил», он приехал поступать в МВТУ им. Баумана в 1929 г. Случайная встреча с В. Маяковским увидевшим его рисунки перевернула его судьбу. В. Маяковский сказал, что он прирожденный художник и отвез его в ВХУТЕИН, где после проверки его способностей в рисовании приняли на учебу. Учился в московском ВХУТЕИНе и Московском полиграфическом институте \ 1929-34\ у С. Герасимова, Д.С. Мора, и В.Фаворского . Автор сатирических рисунков и бытовых сценок на международные и социальные темы. Прошел хорошую школу политического рисовальщика - в боевых «Окнах ТАСС», в сатирических еженедельниках «Фронтовой юмор» \1942\ , в журнале «Крокодил», с которым сотрудничал с 1936 года. Став одним из постоянных художников журнала « Крокодил» он создал свой особый, индивидуальный стиль, по которому читатели легко узнавали автора. Да в его стиле угадывается гротеск Кукрыниксов, и мягкий юмор Б. Ефимова , но это все же свой стиль изображения. В своих работах автор часто рисовал быт и нравы воротил капиталистического мира, а так же жизнь и борьбу за существование простых людей в странах капитала. « Для стиля горяевских рисунков характерны тонкая, изящная выразительная линия в сочетании с ярко- декоративным и лаконичным цветовым решением листов».

Художник много путешествовал: Америка, Франция, Финляндия, Цейлон и т.д., откуда привозил массу впечатлений и зарисовок, что дало искусно спародировать, его коллеге по журналу И. Семенову нарисовав его шарж. Член КПСС с 1951 г.

Ярко проявил себя В.Н. Горяев и в книжной иллюстрации. Он иллюстрировал, как советских, так и зарубежных авторов. Его иллюстрации к М. Твену , считаются по мнению некоторых критиков, одними из лучших в мире, где ему удалось передать не только дух времени, но и сущность юных героев Твена.

Особо хочется отметить работы Горяева к книге Ю. Олеши «Три толстяка». Два раза подступался к данной теме. И если по мнению Б. Галанова первая попытка издания 1956 года, была не слишком удачной. Где автор иллюстраций, поддавшись влиянию иллюстраторов 50-х годов так называемых « школьных» повестей, создал выхолощенные, сарафанные изображения. Но даже в этом издании в отдельных рисунках, проявился его талант, автора колючих рисунков, как бы снятых с натуры с улиц и площадей города

«Трех толстяков». Некоторые из них он перенес в более позднее издание, но уже туда добавил новый взгляд на образы Тибула, как- бы сложенного из острых узлов и линий, с яркими цветными мазками костюма. А образ Суок, из слащаво- альбомной, девочки- куклы, стал более живым и появилось движение изображения. Но в основном художник остался верен своей манере письма- плакатной броскости, обобщенности, даже шаржу в духе сатирических журналов. Но это не еще один взгляд на героев прекрасной сказки

Источники:

Большая энциклопедия карикатуры

В. Костин. Предисловие. В.Горяев, Москва, Издания «Крокодила», 1961

Б. Галанов. Платье для Алисы Москва, Книга, 1990, стр 121- 133

Сайт «Старый Крокодил»

---Интересные факты

Именем В. Горяева названа одна из улиц в Кургане.

С 17 до 30 января 2012г. в ЦДХ впервые за последние 30 лет пройдет крупная ретроспективная выставка графики и живописи выдающегося русского художника, иллюстратора, народного художника СССР Виталия Горяева (1910-1982).