История жизни. Как легендарный артист Пётр Лещенко стал «врагом народа

Пётр Константинович Лещенко (рум. Petre Leșcenco). Родился 2 (14) июня 1898 года в селе Исаево Херсонской губернии - умер 16 июля 1954 в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна. Русский и румынский эстрадный певец, танцор, ресторатор.

Петр Лещенко родился 2 (14 по новому стилю) июня 1898 года в селе Исаево Херсонской губернии. Ныне это Николаевский район Одесской области.

Мать - Мария Калиновна Лещенкова.

Петр был внебрачным ребенком. В метрической книге районного архива сохранилась запись: «Лещенкова Мария Калиновна, дочь отставного солдата родила сына Петра 02.06.1898». В графе «отец» запись: «незаконнорождённый».

Крещен 3 июля 1898 года и в дальнейшем в документах Петра Лещенко фигурировала именно дата крещения. Крёстные: дворянин Александр Иванович Кривошеев и дворянка Катерина Яковлевна Орлова.

Известно, что мать Петра обладала абсолютным музыкальным слухом, знала много народных песен и хорошо пела, что оказало должное влияние на формирование его личности. Он с раннего детства также обнаружил незаурядные музыкальные способности.

Семья матери вместе с 9-месячным Петром переехала в Кишинёв, где примерно спустя девять лет мать вышла замуж за зубного техника Алексея Васильевича Алфимова.

Пётр Лещенко владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.

Сам музыкант о себе писал: "В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с её родителями переехали на жительство в город Кишинёв. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Одновременно с этим регент архиерейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1915 году я получил общее и музыкальное образование. В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40-й запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен - и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинёв. Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Ещё и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии".

Бессарабия была в 1918 году объявлена румынской территорией, и Пётр Лещенко официально выписался из больницы уже румынским подданным.

После выхода из госпиталя жил у своих родственников. До 1919 года Лещенко работал токарем у одного частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквах. Кроме того, участвовал в вокальном квартете и пел в Кишинёвской опере, директором которой была некая Белоусова.

С осени 1919 года в составе танцевальной группы «Елизаров» (Данила Зельцер, Товбис, Антонина Кангизер) четыре месяца выступал в Бухаресте в театре «Алягамбра», затем с ними же весь 1920 год - в кинотеатрах Бухареста.

До 1925 года как танцор и певец в составе различных артистических групп гастролирует по Румынии. В 1925 году с Николаем Трифанидисом уезжает в Париж, где встречается с Антониной Кангизер. С нею, её 9-летним братом и матерью, с Трифанидисом в течение трёх месяцев выступает в парижских кинотеатрах.

Лещенко выступал с гитарным дуэтом в балалаечном ансамбле «Гусляр» с номером, в котором он играл на балалайке, а затем, переодевшись в кавказский костюм, выходил на сцену «арабскими шагами» с кинжалами в зубах, танцуя в «присядку» и сопровождая всё это метанием кинжалов в пол. Номер имел успех у публики.

Желая усовершенствовать технику танца, Лещенко поступил в балетную школу Трефиловой, которая считалась одной из лучших во Франции. В школе он познакомился с артисткой Жени (Зинаида) Закитт из Риги, латышкой. Пётр и Зинаида разучили несколько танцевальных номеров и стали выступать дуэтом в парижских ресторанах, с большим успехом. Вскоре танцевальный дуэт стал супружеской парой.

В феврале 1926 года в Париже Лещенко случайно встретил знакомого по Бухаресту Якова Вороновского. Тот собирался уезжать в Швецию - и предложил Лещенко своё место танцора в ресторане «Норманди». До конца апреля 1926 года Лещенко выступал в этом ресторане.

Поляки-музыканты, ранее работавшие в ресторане в Черновцах и имевшие контракт с турецким театром в городе Адане, приглашают Петра Лещенко и Закитт поехать с ними на гастроли. И с мая 1926 до августа 1928 года семейный дуэт совершил гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока - Константинополь, Адана, Смирна, Бейрут, Дамаск, Алеппо, Афины, Салоники.

В 1928 году супруги Лещенко возвращаются в Румынию, поступают в Бухарестский театр «Театрул Ностра». Затем они выезжают в Ригу, по случаю смерти отца жены. В Риге пробыли две недели и перебрались в Черновцы, где три месяца отработали при ресторане «Ольгабер». Затем - переезд в Кишинёв.

Вплоть до зимы 1929 года супруги Лещенко выступают в ресторане «Лондонский», в Летнем театре и кинотеатрах. Потом - Рига, где до декабря 1930 года Пётр Лещенко работал один в кафе «A.T.». Лишь на месяц уезжал по приглашению танцоров Смальцовых в Белград.

Когда Зинаида забеременела, их танцевальный дуэт распался. Ища альтернативный способ зарабатывания денег, Лещенко обратился к своим вокальным способностям.

Театральный агент Дуганов устроил Лещенко на месяц выезд на концерты в Либаву. В это же время Лещенко заключает контракт с летним рестораном «Юрмала». Всё лето 1931 года проводит с семьёй в Либаве. По возвращении в Ригу вновь работает в кафе «A.T.». В это время состоялось знакомство певца с композитором Оскаром Строком - создателем танго, романсов, фокстротов и песен. Лещенко исполнил и записал песни композитора: «Чёрные глаза», «Синюю рапсодию», «Скажите, почему» и другие танго и романсы. Работал и с другими композиторами, в частности с Марком Марьяновским - автором «Татьяны», «Миранды», «Насти-ягодки».

Хозяин нотного магазина в Риге, по фамилии Юно́ша, осенью 1931 года предложил Лещенко на десять дней поехать в Берлин для записи песен на фирме «Parlophon». Лещенко заключает также контракт с румынским филиалом английской фирмы звукозаписи «Columbia» (записано около 80 песен). Пластинки певца издают фирмы «Parlophone Records» (Германия), «Electrecord» (Румыния), «Bellaccord» (Латвия).

С весны 1932 года вновь работает вместе с Закитт в Черновцах, в Кишинёве. В 1933 году Лещенко с семьёй решил обосноваться на постоянное жительство в Бухаресте и поступил на работу в павильон «Рус». Кроме того - турне по Бессарабии, поездка в Вену для записи на фирме «Коламбия».

В 1935 году с Кавурой и Геруцким по улице Каля Виктория, 2 открывает ресторан «Лещенко», который просуществовал до 1942 года. Лещенко в своём ресторане выступал с ансамблем «Трио Лещенко»: супруга певца и его младшие сёстры - Валя и Катя.

В 1935 году Лещенко дважды выезжает в Лондон: выступает по радио, записывается на студии звукозаписи и по приглашению известного импресарио Гольта Лещенко даёт два концерта. В 1937 и 1938 годах на летний сезон с семьёй выезжал в Ригу. Всё остальное время до начала войны проводит в Бухаресте, выступая в ресторане.

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков.

Петр Лещенко в оккупированной Одессе

В октябре 1941 года Лещенко получил извещение из 16 пехотного полка, к которому был приписан. Но под разными предлогами Лещенко старается от службы уклониться и продолжает концертную деятельность. Лишь по третьему вызову Лещенко прибыл в полк в Фалтичени. Здесь его судили офицерским судом, предупредили, что надо являться по вызовам, и отпустили.

В декабре 1941 года Лещенко получил приглашение от директора Одесского оперного театра Селявина с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. Он ответил отказом по причине возможного повторного вызова в полк.

В январе 1942 года Селявин сообщил, что дата концертов перенесена на неопределённый срок, но, тем не менее, все билеты проданы. В марте 1942 года Лещенко получил разрешение культурно-просветительского отдела Губернаторства за подписью Руссу на въезд в Одессу.

Он выехал в оккупированную румынскими войсками Одессу 19 мая 1942 года, остановился в гостинице «Бристоль». В Одессе 5, 7 и 9 июня Лещенко провёл сольные концерты.

На одной из своих репетиций он познакомился с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, которая стала его второй женой.

В феврале 1943 года он получил распоряжение немедленно явиться в 16 пехотный полк для продолжения воинской службы. Знакомый гарнизонный врач предложил Петру Лещенко лечение в военном госпитале. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Лещенко удаётся устроиться в военную артистическую группу 6 дивизии. До июня 1943 года выступает в румынских воинских частях.

В октябре 1943 года новое распоряжение от румынского командования: отправить Лещенко на фронт в Крым. В Крыму до середины марта 1944 года он был при штабе, а потом заведующим офицерской столовой. Затем получает отпуск, но вместо Бухареста приезжает в Одессу. Узнаёт, что семью Белоусовых должны отправить в Германию. Пётр Лещенко увозит свою будущую жену, её мать и двух братьев в Бухарест.

В сентябре 1944-го, после входа в Бухарест Красной армии, Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. С ним выступала и Вера Лещенко.

Арест и смерть Петра Лещенко

26 марта 1951 года Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове.

Из румынских источников известно, что Пётр Лещенко находился в Жилаве с марта 1951 года, потом в июле 1952 года был переведён в распределитель в Капул Мидиа, оттуда 29 августа 1953 года в Борджешть. С 21 или 25 мая 1954 года переведён в тюремную больницу Тыргу-Окна. Там ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка.

Существует протокол допроса Петра Лещенко, из которого ясно, что в июле 1952 года Пётр Лещенко был перевезён в Констанцу (недалеко от Капул Мидиа) и допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине.

Согласно воспоминаниям Веры Белоусовой-Лещенко, ей разрешили всего лишь одно свидание с мужем. Пётр показал жене свои чёрные (от работы или от побоев?) руки и сказал: «Вера! Я ни в чём, ни в чём не виноват!!!». Больше они не встречались.

Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.

В СССР Пётр Лещенко был под негласным запретом. Имя его не упоминалось в советских СМИ. В годы перестройки о нем опять вспомнили. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи и статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поёт Пётр Лещенко», ставшую очень популярной.

Пётр Лещенко. Моё последнее танго

Рост Петра Лещенко: 172 сантиметра.

Личная жизнь Петра Лещенко:

Дважды был женат.

Первая жена - артистка Жени (Зинаида) Закитт, уроженка Риги, латышка. Поженились в июле 1926 года.

В январе 1931 года у пары родился сын - Игорь (Икки) Лещенко (Игорь Петрович Лещенко) (1931-1978), балетмейстер Театра оперы и балета в Бухаресте.

Вторая жена - Вера Белоусова (в замужестве Лещенко), музыкант, певица. Познакомились в 1942 году на одной из репетиций. На тот момент она была студенткой Одесской консерватории. В мае 1944 года поженились.

Вера Белоусова-Лещенко в июле 1952 года была арестована. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 15641-п).

Вера Белоусова-Лещенко 5 августа 1952 была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, но в 1954 освобождена: «Заключённую Белоусову-Лещенко освободить со снятием судимости и с выездом в Одессу 12 июля 1954 года».

Вдове Лещенко удалось получить из Румынии единственную информацию: LESCENCO, PETRE. ARTIST. ARESTAT. A MURIT ÎN TIMPUL DETENIEI, LA. PENITENCIARUL TÂRGU OCNA. (ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ-ОКНА).

Вера Лещенко умерла в Москве в 2009 году.

Образ Петра Лещенко в кино:

2013 году на экраны вышел сериал «Пётр Лещенко. Всё, что было...» режиссёра Владимира Котта (автор сценария Эдуард Володарский). Роль Петра Лещенко исполнили Иван Стебунов (Петр Лещенко в молодости) и Константин Хабенский.

песни из сериала "Пётр Лещенко. Всё, что было..."

Дискография Петра Лещенко:

За гитарный перебор (романс, муз. народная);
Пой, цыгане (романс);
Признайся мне (танго, муз. Arthur Gold);
Спи, моё бедное сердце (танго, О. Строк и J. Altschuler);
Останься (танго, муз. Э. Хёнигсберга);
Миранда (танго, муз. М. Марьяновского);
Аникуша (танго, Клауде Романо);
Милость («Всё за любовь я прощаю», вальс, Н. Варс);

Сашка (фокстрот, М. Хальм);
Я б так хотел любить (танго, Е. Скляров - Н. Михайлова);
Миша (фокстрот, Г. Вильнов);
Мальчишка (народная);
В цирке (бытовая, Н. Мирский - Колумбова - П. Лещенко);
Возле леса (цыганский вальс, оркестр Хёнигсберга - Хеккера);
Частушки;
Андрюша (фокстрот, З. Бялостоцкий);
Трошка (бытовая);
Кто ты (слоу-фокс, М. Марьяновский);
Алёша (фокстрот, Ж. Корологос);
Мой друг (английский вальс, М. Хальм);
Серенада (C. Sierra Leone);

Марш из к/ф «Весёлые ребята» (И. О. Дунаевский, Ostrowsky);
Лошадки (фокстрот);
Ха-ча-ча (фокстрот, Werner Richard Heymann);
Татьяна (танго, М. Марьяновский, оркестр Хёнигсберга);
Настенька (фокстрот, Траян Корня);
Плачь, цыган (романс);
Ты едешь пьяная (романс);
Сердце мамы (танго, муз. З. Карасиньского и Ш. Каташека);
Кавказ (ориент-фокстрот, муз. М. Марьяновского);
Мусенька (танго, слова и музыка Оскара Строка);
Дуня («Блины», фокстрот, муз. М. Марьяновского);
Забыть тебя (танго, С. Шапиров);
Давай простимся (танго-романс);
Капризная, упрямая (романс, Александр Кошевский);
Моя Марусечка (фокстрот, Г. Вильнов);
Мрачное воскресенье (венгерская песня, Режё Шереш);
Синяя рапсодия (слоу-фокс, Оскар Строк);


Туманно на душе (Е. Скляров, Надя Кушнир);
Марш из к/ф «Цирк» (И. О. Дунаевский, В. И. Лебедев-Кумач);
Не покидай (танго, О. Строк);

Старинный вальс (слова и музыка Н. Листова);
Стаканчики (слова Г. Гридова, муз. Б. Прозоровского);
Капитан;
Спой нам, ветер (песни из к/ф «Дети капитана Гранта», И. О. Дунаевский - В. И. Лебедев-Кумач);
Как хороши;
Колечко (романсы, Ольга Франк - Сергей Франк, аранж. J. Azbukin);
Ванька милый;
Настя ягоды продаёт (фокстроты, музыка и слова М. Марьяновского);
Голубые глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка);
Вино любви (танго, слова и музыка Марка Марьяновского);
Чёрные глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка);
Станочек (народная песня, слова Тимофеева, муз. Бориса Прозоровского);

Жизнь цыганская (таборная, муз. Д. Покрасса);
Рюмка водки (фокстрот на русский мотив, слова и музыка М. Марьяновского);
Льётся песня (цыганская кочевая, слова М. Лахтина, музыка В. Кручинина);
Чубчик (народная);
Прощай, мой табор;

Буран (таборная);
Марфуша (фокстрот, Марк Марьяновский);
Вернулась снова ты (танго);
У самовара (фокстрот, N. Gordonoi);
Моё последнее танго (Оскар Строк);
Ты и эта гитара (танго, музыка Е. Петерсбургского, русский текст Ротиновского);
Скучно (танго, Sasa Vlady);
Прощай, мой табор (русская цыганская песня);
Чубчик (русская народная песня);
Буран (таборная);
Бессарабянка (народный мотив);
Жизнь цыганская (таборная, муз. Д. Покрасс);
Что мне горе (цыганский романс);
Льётся песня (цыганская кочевая, сл. М. Лахтина, муз. В. Кручинина);
Станочек (народная песня, сл. Тимофеева, муз. Б. Прозоровского);
Скучно (танго);
Ты и эта гитара (танго);
Моё последнее танго́;
У самовара (фокстрот);
Марфуша (фокстрот);
Вернулась снова ты (танго);
Возле леса;
Чёрные глаза;
Мой друг (вальс, Max Halm);
Серенада (C. Sierra Leone);
Не уходи (танго, Е. Скляров);
Сашка (фокстрот, M. Halm);
Моя Марусечка (фокстрот, G. Villnow);
Давай простимся (танго);
Колечко;
Как хороши (романсы, Ольга Франк - Сергей Франк, аранж. J. Azbukin);
Признайся мне (танго, Arthur Gold);
Ты едешь пьяная (романс);
Сердце (танго, И. О. Дунаевский, аранжировка F. Salabert - Ostrowsky);
Марш весёлых ребят (И. О. Дунаевский, Ostrowsky);
Вино любви (танго, М. Марьяновский);
Голубые глаза (танго, Оскар Строк);
Мусенька родная (танго, Оскар Строк);
Дуня («Блины», фокстрот, М. Марьяновский);
Кавказ (фокстрот, М. Марьяновский);
Татьяна (танго, М. Марьяновский);
Ваня (фокстрот, Шапиров - Лещенко - Федотов);
Не покидай (танго, Оскар Строк);
Миранда (танго, М. Марьяновский);
Останься (танго, Э. Хёнигсберг);
Комарик (украинская народная песня);
Карії очі (украинская песня);
Эй, друг гитара!;
Капризная;
Туманно на душе;
Андрюша;
Беллочка;
Все, что было;
Льется песня;
Барселона;
Настя;
Марфуша;
Вернись;
Возле леса, у реки;
Песнь гитары;
Синий платочек (поёт Вера Лещенко);
Тёмная ночь;
Мама (поёт Вера Лещенко);
Наташа;
Надя-Надечка. Любимая (дуэт с Верой Лещенко);
Моя Марусечка;
Сердце;
Бродяга;
Чёрные косы;
Чёрные глаза;
Андрюша;
Катя;
Студенточка;
Петрушка;
Сердце мамы;
Лошадки;
Сашка;
Рюмка водки;
Не уходи;
Марфуша;
Послушай что скажу я;
Вечерний звон;
Однозвучно гремит колокольчик

Пётр Лещенко и Лев Лещенко родственники или однофамильцы? Как это часто бывает, талантливые люди, работающие в одном направлении, и имеющие одинаковые фамилии, у многих ассоциируются с родством. Взять, хотя бы Петра и Льва Лещенко. Певец Петр Лещенко был известен за долго до появления на эстраде его однофамильца – Льва.

Пётр Константинович Лещенко (1898-1954) известен, как румынский и русский певец эстрадного жанра, исполнявший еще и народные танцы. В начале был военным. Творческая карьера началась с танцевального коллектива. Позже ярко проявился вокальный талант этого артиста. Лев Валерианович Лещенко (родился в 1942 году) – советский и российский певец эстрады и оперетты. С 1983 года имеет звание Народного артиста РСФСР. Пётр Лещенко впервые увидел свет 2 июня 1898 года. Уроженец Херсонской губернии, небольшого села Исаево (сейчас Одесская область в Украине). Мальчик родился вне брака, поэтому носил фамилию матери, а в метрике в строчке «отец» ему написали «незаконнорожденный». У матери его, Марии Калиновны, был абсолютный музыкальный слух, она замечательно пела народные песни, что и повлияло на формирование мальчика, который уже в раннем детстве проявлял незаурядные способности в музыке. Когда малышу было девять месяцев, Мария Калиновна с маленьким сыном и своими родителями уехала в Кишинёв.

До восьми лет мальчик воспитывался и обучался дома, а в 1906 году его приняли в солдатский церковный хор, так как Петя был очень способным в музыке и танцах. Помимо этих талантов, он ещё очень быстро изучал языки, владел русским, украинским, немецким, румынским и французским.Регент хора помог определить мальчика в кишинёвское приходское училище, информирует ftimes.ru . И к 1915 году Пётр имел уже музыкальное и общее образование.В 1907 году мама заключила брак с Алексеем Васильевичем Алфимовым. Отчим оказался человек простым и добрым, мальчика он любил. Позже у Петра родились сестрёнки: в 1917 году Валя, в 1920 – Катя. Алфимов работал зубным техником, немного увлекался музыкой, играл на гитаре и гармонике.Отчим принимал Петю, как родного сына, видел, что мальчик растёт талантливый и в подростковом возрасте отдал ему свою гитару.Кроме учёбы в училище и пения в хоре, Петя с детства помогал по хозяйству, много трудился и даже имел небольшой самостоятельный заработок. В 17-летнем возрасте у юноши поменялся голос, и петь в церковном хоре он уже не мог. Потеряв зарплату, он решил отправиться на фронт. До конца осени 1916 года Пётр находился в Донском казачьем полку. Оттуда его направили в Киевскую пехотную школу прапорщиков, которую он окончил в начале весны 1917 года и получил соответствующее звание. Из Киева через запасной одесский полк юношу отправили командовать взводом Подольского пехотного полка на румынском фронте. Меньше чем через полгода Пётр получил тяжёлое ранение и был контужен, в связи с этим его отправили на лечение. Сначала он находился в полевом госпитале, позже больного перевели в Кишинёв, где он и узнал о революционных событиях.

В 1918 году Кишинёв был объявлен территорией Румынии и Пётр выходил из госпиталя уже как румынский подданный. Начало творческого пути. В начале осени 1919 года Петра приняли в танцевальный коллектив «Елизаров», с которым он в течение четырёх месяцев выступал в Бухарестском театре «Альгамбра», а потом в кинотеатрах «Орфеум» и «Сузанна». Это были первые шаги Лещенко в его творческой карьере.Около пяти лет он гастролировал по Румынии в составе различных коллективов в качестве певца и танцора. В 1925 году Пётр уехал в Париж, где продолжились его выступления в кинотеатрах. Он исполнял много номеров, которые имели у публики успех: выступал в ансамбле балалаечников «Гусляр»; участвовал в гитарном дуэте; исполнял кавказские танцы с кинжалом в зубах. Свою технику танца он считал несовершенной, поэтому поступил на обучение в лучшую французскую школу балетного мастерства. Здесь произошло его знакомство с артисткой Зинаидой Закитт, её сценическое имя было Жени. Зинаида по происхождению была латышкой, родом из Риги. Вместе с Петром Жени разучила несколько номеров, и они стали выступать в паре в ресторанах Парижа, информирует ftimes.ru . К ним быстро пришёл оглушительный успех, а вскоре Пётр и Зинаида поженились. С 1926 года с поляками-музыкантами Лещенко и Закитт в течение двух лет гастролировали по Европе и Ближнему Востоку. Им рукоплескали в Салониках и Константинополе, в Афинах и Адане, в Алеппо и Смирне, Дамаске и Бейруте. После гастрольного тура супруги вернулись в Румынию, где поступили на работу в театр под названием «Театрул Ностра», который находился в Бухаресте. Но долго на одном месте они не задерживались. Около трёх месяцев выступали в ресторане в Черновцах, потом давали номера в Кишинёве по кинотеатрам. Позже их пристанищем стала Рига, где Пётр один поступил на работу в ресторан «А. Т.» как вокалист. Танцевать они прекратили по причине беременности Зинаиды. В начале 1931 года у пары родился сын Игорь. Работая в ресторане, Пётр познакомился с композитором Оскаром Строком, который впоследствии написал для певца много песен и романсов. Его музыкальные композиции набирали популярность, Лещенко начал сотрудничать с другими композиторами и с 1932 года начал записываться на фирмах грампластинок. В 1933 году Пётр с женой и ребёнком обосновался в Бухаресте, откуда иногда выезжал в турне и на записи. Зинаида также вернулась к танцам, и пара снова начала совместные выступления. В 1935 году Пётр открыл свой ресторан под названием «Лещенко», в котором выступал сам, а также огромной популярностью пользовался ансамбль «Трио Лещенко», в него входили Зинаида и младшие сёстры Петра.

После войны Лещенко много выступал перед разнообразной публикой в Румынии.Но ему очень хотелось вернуться на Родину, он писал на этот счёт неоднократные прошения на имя Сталина и Калинина, но положительного ответа долго не получал. В начале весны 1951 года после очередного обращения к руководству Советского Союза, Петру Константиновичу дали добро на возвращение, но сделать этого не успел. Органы безопасности Румынии его арестовали. Это случилось прямо во время антракта, Лещенко давал концерт, в зале был аншлаг, а между первым и вторым отделением певца увели прямо из гримёрной комнаты. Петра Константиновича допрашивали в качестве свидетеля по делу Веры Белоусовой-Лещенко. Его молодую супругу обвиняли в том, что она изменила Родине. 16 июля 1954 года Лещенко Пётр Константинович скончался в тюремной больнице, все материалы по его делу до сих пор остаются закрытыми. Ввиду такой секретности точных данных нет, но скорее всего, Пётр Лещенко являлся одним из тысяч строителей Дунайского канала, которые так и остались безвестными и безымянными. До сих пор никто не знает, где находится могила певца. Летом 1952 года арестовали и Веру за брак с иностранным подданным, что квалифицировалось как измена Родине, а также за то, что принимала участие в концертах в оккупированной Одессе. Суд назначил ей смертную казнь, но потом наказание заменили на 25 лет лишения свободы. А в 1954 году Веру освободили, судимость сняли и выслали в Одессу. Она умерла в Москве в 2009 году.

Петр Лещенко и Лев Лещенко: биография и жизненный путь Льва Валериановича. Лев Валерианович родился в московском районе Сокольники 1 февраля 1942 года. Там стоял старый, ещё купеческой постройки, деревянный дом из двух этажей, в котором жила семья Лещенко. Именно в нём, а не в родильном доме, появился на свет мальчик. Шла война, особенно ожесточенные бои были под Москвой, но, несмотря на это, жизнь семьи Лещенко в те годы нельзя назвать тяжёлой. Дом у них был почти с удобствами, что для того времени являлось чрезвычайной роскошью, приходилось только самим топить печь. Отец хоть и был на фронте, но служил в полку особого назначения, располагавшемся в Богородском, совсем неподалёку от Сокольников. Поэтому он имел возможность часто навещать семью и приносить продукты из своего сухого пайка. Размещалась семья Лещенко в одной из трёх комнат коммунальной квартиры, где ещё в двух других жили соседки ─ тётя Надя и баба Женя, которая принимала на руки только родившегося ребёнка Льва. Семья Лещенко состояла из мамы, родившегося мальчика и его старшей сестры Юли, ну, и конечно, папы, когда ему удавалось навестить родных. Лев Валерианович сейчас недоумевает, как могли они всей семьёй тогда размещаться в маленькой комнатушке. Тем февральским днём в честь рождения сына отец приехал домой, и устроили целый пир. Папа привёз полбуханки хлеба, четвертушку спирта и ещё немного продуктов из своего пайка. По такому случаю хорошо натопили дровами печь, и в доме стало тепло. Отец будущего певца, Валериан Андреевич, до войны окончил Курскую гимназию, в совхозе начинал свой трудовой путь. В 1931 году его направили в столицу на краснопресненский витаминный завод, где он работал бухгалтером. Участвовал в советско-финской войне, возвратившись с которой пошёл на службу в НКВД. От начала и до победного конца прошёл Великую Отечественную войну, награждён множеством орденов и медалей, после войны и до самой пенсии служил в МГБ. Папу Льва Лещенко можно отнести к долгожителям, он умер в 99 лет. Мама певца, Клавдия Петровна, скончалась очень рано, когда мальчику был всего лишь годик, а ей самой к тому времени едва исполнилось 28 лет. После смерти мамы маленького Льва воспитывали бабушка с дедушкой. А через 5 лет в 1948 году отец второй раз женился, сообщает ftimes.ru . О мачехе Марине Михайловне Лев Валерианович вспоминает с уважением и теплотой, по его словам, она всегда относилась к нему, как к родному сыну, недостатка в любви и внимании мальчик не испытывал. А в 1949 году у Льва родилась маленькая сестрёнка Валя. В самом раннем детстве отец часто брал маленького Льва с собою в воинскую часть, солдаты шуточно прозвали его «сын полка». Так как мальчик рос очень резвым и подвижным, уследить за ним было сложно, потому отец приставил к ребёнку старшину Андрея Фесенко. Мальчик обедал с солдатами в столовой, строем ходил с ними в кино, в четыре года уже бывал на стрельбище и носил военную форму. А ещё старшина Фесенко научил малыша зимой ходить на лыжах, которые по длине были раза в три больше самого мальчугана. И с музыкой маленькому Льву довелось столкнуться в раннем детстве. Он часто гостил у деда Андрея Васильевича Лещенко. Трудился он на сахарном заводе бухгалтером и в свободное время в заводском струнном квартете играл на скрипке, а до революции пел в церковном хоре. Дедушка в плане музыки был человеком очень одарённым и понемногу приучал к этому искусству маленького Льва: играл ему на скрипке и учил пению. Детство Лещенко прошло в Сокольниках, а потом семья перебралась в Войковский район, где мальчик начал обучение в средней школе № 201. Помимо школьной программы, он стал солистом хора в Доме пионеров, увлекался плаванием в бассейне, занимался в кружке художественного слова и духовом оркестре. Вскоре педагоги в хоре посоветовали Льву оставить все остальные увлечения и кружки, уделяя основное внимание только пению. Да и сам мальчик уже твёрдо решил связать своё будущее с творчеством, только пока не определился, кем хотелось бы стать больше – артистом или певцом. Поэтому оставил себе два занятия – в хоре и драматическом кружке. А дома он заслушивался пластинками с песнями Утёсова, обожал его манеру исполнения, подражал великому певцу. Уже через некоторое время голосистый мальчишка выступал с песнями Утёсова на всех школьных мероприятиях, а потом и на городских смотрах-конкурсах. Армия и институт После школы попытка поступить в театральный вуз оказалась неудачной. Лев пошёл трудиться рабочим сцены Большого театра, днём он работал, а по вечерам с галёрки смотрел спектакли. Потом испробовал себя в качестве слесаря-сборщика на заводе измерительных приборов. В 1961 году Льва Лещенко призвали в ряды Советской Армии. В военкомате юноша заявил, что очень хотел бы служить на море, но все его планы подкорректировал отец, оформив сына в танковые советские войска, которые располагались в ГДР. Но уже с первых месяцев службы армейское руководство направило Льва в ансамбль песни и пляски, где он в скором времени закрепился в качестве основного солиста. Помимо сольных исполнений песен, Лев декламировал стихи, был ведущим концертных программ, участвовал в ансамбле-квартете. Именно службу в армии Лев Валерианович считает началом своей музыкальной карьеры и долгого успешного творческого пути. Любую свободную армейскую минутку он готовился к поступлению в театральный институт. И в 1964 году, окончив службу в армии, Лещенко поступил в ГИТИС. В 1969 году в Московском театре оперетты Лев уже был полноправным членом труппы, на его счету числилось много ролей, но чего-то не хватало. Ему хотелось большой работы на сцене. В начале 1970 года он успешно прошёл конкурс и стал солистом Гостелерадио СССР. Вслед за этим он одержал победу на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Его популярность росла бешеными темпами, и уже редко какой концерт на радио или телевидении мог обходиться без участия Льва Лещенко. В 1972 году Лещенко – лауреат сразу двух престижных музыкальных конкурсов: болгарского «Золотого Орфея» и польского «Сопота». Победа в Сопоте сделала его знаменитым на всю страну, в Советском Союзе началась мода на Лещенко. Одну за другой он получал награды и премии: премию Московского комсомола (1973); звание заслуженного артиста РСФСР (1977); премию Ленинского комсомола (1978); орден Дружбы народов (1980); звание Народного артиста РСФСР (1983); орден «Знак Почёта» (1985).

Лещенко Пётр Константинович - эстрадный певец (баритон), родился 2 июня 1898 г. в селе Исаево, Херсонской губернии. Крещён 3 июля 1898 г., крёстные - дворянин Александр Иванович Кривошеев и дворянка Катерина Яковлевна Орлова. Мать - Лещенкова Мария Калиновна (по другим документам Лещенко Мария Константиновна). Данные об отце отсутствуют. Дед был из солдат, бабушка - повариха в одном богатом доме. Они отказались от дочери (матери Петра), узнав о её беременности.

Петру не исполнился ещё и год, когда семья переехала в г. Кишинёв. Пел в солдатском церковном хоре (1906). В последствии регент этого хора, Коган, определил мальчика в 7-е церковно-приходское училище г. Кишинёва. Здесь на него обратил внимание регент архиерейского хора Березовский и пригласил к себе певчим. Пётр обучался музыке и одновременно служил в хоре - пел в кафедральном соборе. Это были самые спокойные и благополучные годы жизни. Пётр жил на полном пансионе в общежитии Митрополии.

В 1909 г. мать вышла замуж за зубного техника Алексея Васильевича Алфимова, отношения с которым у ПЕтра не сложились и мальчик уходил из дома и жил у родственников.

Первую гитару Пётр приобрёл на собственные средства. Он был певчим и помощником соборного регента и подрабатывал столяром, мойщиком посуды в ресторане, выступал с песенно-танцевальными номерами в кинотеатрах и кафе.

Позже Пётр устроился вольноопределяющимся в Донской казачий полк и служил там до осени 1916 г. Оттуда его направили в КИев в пехотную школу прапорщиков. В 1917 окончил пехотную школу прапорщиков в Киеве, был отправлен на румынский фронт, где был зачислен в Подольский полк пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе того же года получил тяжелое ранение на территории Румынии и после выхода из госпиталя непродолжительное время служил псаломщиком в кишиневской церкви. Осенью 1919 выступил в составе танцевальной группы в театре "Алягамбра" (Бухарест). В 1920 начал работу в румынском театральном обществе "Сцена", выступая в паре с балериной Розикой под псевдонимом "Мартынович". С 1923 по 1925 обучался в парижской балетной школе, по окончании которой совместно со своей первой женой - балериной Жени-Иоханне Закит подготовил несколько песенно-танцевальных номеров и отправился на гастроли по странам Ближнего Востока.

Дебютное выступление в качестве исполнителя цыганских романсов состоялось в 1929 в ресторане "Лондра" (Кишинев). В 1930 пел в Белграде на семейном празднике короля Александра Карагеоргиевича. В том же году в рижском кафе "А. Т.", в сопровождении оркестра под управлением Г. Шмидта, представил большую сольную программу, в которую вошли песни, написанные специально для Лещенко Оскаром Строком: "Чёрные глаза", "Катя", "Мусенька родная" и др. В репертуаре певца появляются произведения различных жанров: танго, фокстроты, цыганские и бытовые романсы, а также песни неизвестных авторов, среди которых наибольшей популярностью пользовалась песня Чубчик. Исполняет песни Марка Марьяновского: "Татьяна", "Ванька, спой", "Марфуша" и несколько песен собственного сочинения - "Вернулась снова ты", "Лошадки". Пишет аранжировки ко многим песням. В начале 30-х заключает контракт с румынским филиалом английской фирмы звукозаписи "Columbia" (записано около 80 песен). Помимо этого пластинки певца издают фирмы "Parlophon" (Германия), "Electrecord>" (Румыния), "Bellacord" (Латвия).

Переехав в 1933 в Бухарест, Лещенко становится совладельцем ресторана "Наш домик", а в 1935 открывает ресторан "Лещенко", в котором выступает вместе с ансамблем "Трио Лещенко" (супруга певца и его младшие сестры - Валя и Катя) и начинающей эстрадной певицей Аллой Баяновой.

Объявление о начале Великой Отечественной войны застаёт певца в Румынии. Будучи румынским подданным, Лещенко уклоняется от службы в рядах румынской армии и продолжает концертную деятельность. Летом 1942 в сопровождении оперного оркестра певец выступает в оккупированной фашистами Одессе. В сентябре 1944, после освобождения Бухареста, дает большой концерт для офицеров Советской Армии, исполняя собственные песни: "Я тоскую по Родине", "Наташа", "Надя-Надечка", а также песни советских композиторов, в том числе "Тёмную ночь" Н. Богословского.

В концертных программах послевоенных лет звучат песни: "Скажите, почему", "Не покидай", "Спи, моё бедное сердце" О. Строка, "Всё, что было" Д. Покрасса, "Петрушка" А. Альбина, "Осенний мираж" А. Суханова и др. 26 марта 1951 Пётр Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта. Вслед за этим в июле 1952 последовал арест его супруги Веры Белоусовой, которая, как и Лещенко, обвинялась в измене Родине (выступления в оккупированной Одессе). 5 августа 1952 Белоусова была осуждена сроком на 25 лет лишения свободы, но в 1953 освобождена за отсутствием состава преступления. Пётр Лещенко умер в 1954 в тюремной больнице.

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков, однако до конца 80-х ни одна из этих записей не была переиздана в СССР.

Первая пластинка из серии "Поёт Петр Лещенко" была выпущена фирмой "Мелодия" к 90-летию со дня рождения певца в 1988 и в том же году заняла первое место в хит-параде ТАСС.

В 1999 г. к столетию со дня рождения Петра Лещенко в Кишинёве улица и переулок были названы в честь великого певца - Petru Lescenco.

В последние годы, благодаря опубликованным краеведами-любителями материалам, жители нашего города смогли узнать о многих земляках-бердянцах, ставших широко известными не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Но не менее интересны судьбы и других наших земляков, которые лично не добивались каких-либо успехов в науке, искусстве и т.д., но чьи жизненные пути пересекались с судьбами знаменитостей.

В местных средствах массовой информации неоднократно упоминалось о Серафиме Васильевне Карчевской, дочери начальницы Бердянской женской гимназии Р. Карчевской, которая стала женой и верным спутником жизни всемирно известного ученого-физиолога И.П. Павлова.

К числу таких бердянцев относится и Зинаида Михайловна Стеценко, судьба которой хотя и косвенно, но была связана с именем знаменитого певца Петра Лещенко.

Родилась она 21 ноября 1895 года в г. Бердянске в семье железнодорожного служащего, в 1915 году окончила Бердянскую 1-ю женскую гимназию, работала учительницей, затем банковской служащей. Когда после революционных событий 1917 года в Бердянске была установлена советская власть, Зинаида Михайловна устроилась на работу делопроизводителем в военкомате, затем в 9-й стрелковой дивизии II-й армии, где и познакомилась с инженером Вольдемаром Карловичем Закитом. В 1922 году они сочетались браком и уехали в Петроград.

Был В.К. Закит родом из Латвии, окончил Рижский политехнический техникум. Судьба его сложилась трагично, он подвергался арестам, отправлялся в лагерь на строительство Беломоро-Балтийского канала, сидел в Соловецкой тюрьме, затем в Уфимской тюрьме, откуда уже не вернулся.

По утверждению Зинаиды Михайловны, ее муж обладал мятежным характером, активно участвовал в революционном движении, свято верил в возможность построения светлого будущего в стране, отрыто протестовал против всего, что считал несправедливым в том числе и против привилегий начальства. Возможно, что это действительно и было причиной проблем Вольдемара Карловича и его семьи.

Но есть и другая версия, связанная с именем известного во многих странах певца Петра Лещенко.

Петр Константинович Лещенко в 1915 году ввиду ломки голоса не мог петь и остался без средств поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда был перенаправлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года и ему было присвоено звание прапорщика. В этом звании он был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен, контужен и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в Кишинев.

Революционные события октября 1917 года застали его в этом госпитале. Подобные события возникают, когда в странах наступает политическая нестабильность и обостряется борьба за власть, что мы и наблюдаем в настоящее время в своей стране. У некоторых соседних стран возникает соблазн воспользоваться случаем и попытаться расширить свои территории за счет украинских земель. Сегодня активность в этом вопросе стала проявляться с румынской стороны, но нет уверенности, что не найдутся и другие желающие.

Такое уже в нашей истории было, когда в январе 1918 года румынские войска заняли Кишинев. Румыния аннексировала всю Бессарабию и объявила ее румынской территорией, отторгнув от России.

В результате П. Лещенко, выписавшись из госпиталя в том же январе 1918 года, оказался румынским подданным, т.е. иностранцем. Это в дальнейшем отразилось как на его судьбе, так и судьбе его родственников и близких.

После выхода из госпиталя до 1919 года работал токарем у частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквей. Кроме того, участвовал в вокальном квартете и пел в Кишиневской опере.

С осени 1919 года в составе танцевальной группы "Елизаров" четыре месяца выступал в Бухаресте в театре "Алятамбра" и кинотеатрах Бухареста.

До 1925 года, как танцор и певец в составе различных артистических групп, гастролирует по Румынии. В 1925 году уезжает в Париж и в течении 3-х месяцев выступает в парижских кинотеатрах.

И в нашем городе еще в 50-х годах прошлого столетия существовала практика выступления артистов перед кинозрителями до начала вечерних сеансов. Так, в фойе кинотеатра "15 лет ВПКСМ" по ул. Шевченко на небольшой сцене часто выступала небольшая группа музыкантов под руководством М. Воловича.

С февраля по апрель 1926 года П. Лещенко выступает в ресторане "Нормандия", где знакомиться с Жени-Иоганна Закит, родом из Латвии, по профессии артисткой, и оформляет брак с ней в июле 1926 года. Интересно то, что вскоре она принимает сценическое имя - "Зинаида Закит". Ее отец Карл Закит был состоятельным человеком, в том числе одним из совладельцев кафе "АТ" (After Testament) в г. Риге.

С мая 1926 года по август 1928 года семейный дуэт совершает гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока - Константинополь, Адана, Смирна, Бейрут, Дамаск, Алепу, Афины, Солоники и вновь Константинополь.

В 1928 году супруги возвращаются в Румынию, поступают в Бухарестский театр "Театруп Ностра", много гастролируют - Рига, Черновцы, Кишинев, Белград, Либава. В 1931 году по возвращению в Ригу П. Лещенко вновь работает в кафе "АТ". В это время и состоялось знакомство певца с композитором Оскаром Строком - создателем танго, романсов, фокстротов и песен. П. Лещенко исполняет и записывает песни композитора: "Черные глаза", "Синяя рапсодия", "Скажите почему" и другие танго и романсы. Работает и с другими композиторами, в частности с Марком Марьяновичем - автором "Татьяны", "Миранды ", "Насти-ягодки".

С 1931 года его песни записываются в Берлине на фирме "Парлафон", английской фирмой звукозаписи "Columbia", фирмами "Parlophon" (Германия), "Electrocord" (Румыния), "Bellacord" (Латвия).

Это были самые успешные годы в карьере Петра Лещенко. Он выступает в Черновцах, Кишиневе, совершает турне по Бессарабии, записывает в Вене свои песни на фирме "Коламбия".

В 1933 году решил с семьей обосноваться на постоянное местожительство в Бухаресте, открывает в 1935 году ресторан "Лещенко", который просуществовал до 1942 года. В том же году дважды выезжает в Лондон: выступает на радио, записывается в студии звукозаписи, дает два концерта.

Но все хорошее когда-то кончается.

В войне 1941-1945 гг. Румыния принимает участие на стороне фашистской Германии и в октябре 1941 года румынские власти вспомнили о П. Лещенко, он получает извещение из 16-го пехотного полка, к которому был приписан. Но эта война была чуждой бывшему гражданину России и он старается от службы уклониться. Лишь по третьему вызову прибывает в полк в Фалтичени. Здесь его судят офицерским судом, предупреждают, что надо являться по вызову, и отпускают - он был все-таки заметной фигурой в артистической среде Бухареста.

В марте 1942 года Петр Лещенко получает разрешение на въезд в оккупированную румынскими войсками Одессу и проводит в июне три концерта. На одной из репетиций знакомится с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, студенткой Одесского консерватория, музыкантом, певицей, делает ей предложение и уезжает в Бухарест, чтобы оформить развод с Закит.

В феврале 1943 года П Лещенеко получает распоряжение немедленно явиться в 16-й пехотный полк для продолжения воинской службы. Знакомый гарнизонный врач предлагает лечение в военном госпитале, но десять дней не решили проблемы: приходит новое извещение явиться в полк. П. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Ему удается устроиться в военную артистическую группу 6-й дивизии и он до июня 1943 года выступает в румынских воинских частях.

В октябре 1943 года П. Лещенко отправляют на фронт в Крым, где до середины марта 1944 года он был при штабе, а потом заведующим офицерской столовой, ему присваивают звание сублокотенента (младший лейтенанта) интендантской службы.

В декабре 1943 г и январе 1944 г. П. Лещенко предоставили возможность выступить со своими песнями по радио в Симферополе.

В мае 1944 года он зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. В августе 1944 года, когда войска Красной Армии подошли к границам, Румыния признала себя побежденной и объявила войну Германии, рассчитывая сохранить за собой хотя бы часть ранее оккупированной территории. Но у И. Сталина такие номера не проходили, самое большее, что он себе позволил - наградить румынского короля Михая высшей воинской наградой - орденом "Победа". После того, как войска Красной Армии в сентябре 1944 года вошли в Бухарест, Петр Лещенко стал давать концерты в госпиталях, воинских гарнизонах для советских солдат. С ним выступала и Вера Лещенко.

Вплоть до 1951 года П. Лещенко предпринимал попытки вернуться на Родину, жить в Советском Союзе. Он обращался в соответствующие органы власти, вплоть до И. Сталина и М. Калинина, но эти попытки оказались бесплодными.

Нужно признать, что время для возвращения им было выбрано неудачно. В те годы в Советском Союзе очень серьезное внимание уделялось вопросам укрепления идеологии и воспитанию патриотизма. Сегодня у нас эти вопросы являются второстепенными и ими в стране практически власть не занимается. А в то время они были актуальны ими занимались "от Москвы до самых до окраин..."

В войне 1941-1945 гг участвовали не только воинские подразделения и партизаны, но и гражданское население, в том числе и артисты. Не зря эта война вошла в историю как Великая Отечественная. На победу в войне работало огромное количество артистов, выступая по радио, перед солдатами и офицерами на фронтах, создавая кинофильмы. И как тут не вспомнить нашу землячку Лидию Чернышеву создавшую в первые месяцы войны фронтовой ансамбль песни и танца, который вместе с войсками Южного, Юго-Западного, Закавказского, Северо-Закавказского, Воронежского, Степного, Первого Украинского фронтов и Центральной группы войск прошел по фронтовым дорогам почти 80000 км и дал 2850 концертов.

Именно этим артистам, участникам войны, а иногда и боевых действий, отдавалось в то время предпочтение при организации концертов и выступлений по радио. И невозможно было представить, что рядом с этими артистами мог появиться П. Лещенко, который во время войны делал то же, что и они, но по другую сторону фронта.

Тем более, что во время войны в центральных газетах о нем неоднократно писалось как о человеке, сотрудничающим с оккупантами, предателем Родины и народа.

Свое стремление уехать из Румынии в СССР П. Лещенко ни от кого не скрывал, что привлекло внимание руководства органов румынской госбезопасности.

26 марта 1951 года он был арестован в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове. Его несколько раз переводили из одной тюрьмы в другую, в тюремной больнице Тыргу Окна ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка, в этой большнице он и умер 16 июля 1954 года.

До сих пор не известно, какое обвинение ему было предъявлено со стороны румынских властей, материалы по делу П. Лещенко до сих пор закрыты.

Как и в наши дни, в те годы действовали двойные стандарты: главнокомандующий румынскими войсками был награжден орденом "Победа", а младший лейтенант интендантской службы был обвинен в неизвестных грехах, хотя всю войну в руках держал не винтовку, а гитару.

Не оставлены были без внимания родные и близкие Петра Лещенко. В июле 1952 года Вера Георгиевна Белоусова-Лещенко была арестована на территории СССР. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что тогда квалифицировалось как измена Родине, и 5 августа 1952 года была приговорена к смертной казни, которую вскоре заменили 25 годами лишения свободы. А в июне 1954 года Верховный суд СССР за отсутствием состава преступления вынес решение об освобождении бывшей комсомолки, которая в 1941 году пела песни защитникам героической Одессы. Ныне она полностью реабилитирована.

Но не у всех так быстро были решены проблемы. Не удивительно, что следы Петра Лещенко прослеживаются и в нашем городе. Его дед по линии матери - отставной солдат Калина Лещенко происходил из старинного рода запорожских казаков, а родной дядя Алексей Лещенко проживал в Васильевке Мелитопольского уезда Екатеринославской губернии (ныне г. Васильевка Запорожской области).

Близкие подруги-одноклассницы Эллы Полянской, проживавшей по ул. Энгельса, знали о том, что ее мама является родственницей П. Лещенко. Но чтобы не привлекать к этой семье внимания работников КГБ, рассказывать об этом стали тогда, когда никого из родителей подруги уже не было в живых.

Что же касается Зинаиды Михайловны Закит, с которой и был начат рассказ, то о ее судьбе было рассказано в статье "От мертвых не отрекаются" книги И.Б. Томан "Женские судьбы в России. Документы и воспоминания", изданной в 1994 году в серии "Народный архив". После того, как в 1935 году был арестован ее муж Вольдемар Карлович Закит, от нее в 1937 году потребовали отречься от него и развестись. Она сделать это отказалась, в результате была с детьми сослана в Башкирию в деревню Иглино. В январе 1943 года Вольдемар Карлович вновь был арестован, а в 1948 году у Зинаиды Михайловны снова потребовали отречься от мужа и, получив отказ, сослали 52-летнюю женщину в деревню Белая Глинка Кустанайской области.

31 марта 1954 года она была освобождена и поселилась с дочерью в Бердянске. Здесь и умерла 9 июля 1971 года.

Имеет ли какое-нибудь отношение латыш из Риги Вольдемар Карлович Закит и его жена Зинаида Закит к судьбе Петра Лещенко? Сегодня уже трудно ответить на этот вопрос. Но в те годы для того, чтобы сломать им судьбы, достаточно было иметь фамилию Закит - фамилию первой жены П. Лещенко латышки из Риги Жении ("Зинаиды") Карловны Закит.

P.S. В нашей стране лишь в конце 80-х годов прошлого века по радио стали звучать песни в исполнении П. Лещенко. Потом о нем появились передачи, статьи. В 1988 году фирма "Мелодия" выпустила пластинку "Поет Петр Лещенко", которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-место во всесоюзном хит-параде, а уже в следующем месяце вышел на 1-место по популярности среди дисков-гигантов, опередив Лайму Вайкуле (9 место) и других популярных в то время исполнителей.

Георгий СУКАЧ

Лев Лещенко – популярный советский и российский эстрадный певец, педагог вокала, обладатель одного из самых приятных и узнаваемых баритонов в России. Народный артист РСФСР (1983). За долгие и плодотворные годы своего творчества Лещенко дал около 10 тысяч концертов и записал более 700 песен, самыми известными из которых являются «День Победы» и «Прощай».

Детство

Лев Валерьянович Лещенко родился в Москве, в военное время – 1 февраля 1942 года. Его отец, Валерьян Андреевич, был награжден орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне и службу в пограничных войсках КГБ в послевоенное время. Мама Льва – Клавдия Петровна – умерла в 28 лет, через год после рождения сына. В 1948 году у мальчика появилась мачеха Марина Лещенко, о которой позднее артист всегда вспоминал с теплом и благодарностью. В 1949-м она родила мужу дочь Валентину.


Лева часто ходил в военную часть, где служил его отец, отчего там его прозвали сыном полка. Он обедал только в солдатской столовой, строем ходил в кино и занимался на стрельбище. С четырех лет Лев носил военную форму, ездил на солдатских лыжах зимой, которые были в три раза длиннее самого мальчика.

Маленький Лев часто бывал у своего деда Андрея Лещенко, который очень любил музыку и часто играл внуку на старинной скрипке, учил Льва пению. С детства мальчик увлекался песнями Леонида Утесова , поэтому, когда появилась возможность, записался в хор в Дом пионеров, а в школе стал выступать с композициями любимого исполнителя.

После школы Лещенко попробовал поступить на театральное ГИТИСА, однако у него не вышло. Поэтому до 1960 года он трудился простым рабочим сцены в Большом театре, а затем работал на заводе точных измерительных приборов слесарем-сборщиком.


В 1961-м будущего артиста призвали в армию. Лев Валерьянович хотел быть моряком, но отец направил его на службу в танковые войска в ГДР. В 1962 году командование части направило певца в военный ансамбль песни и пляски, где вскоре Лещенко стал солистом. Ему доверили петь в квартете, вести концерты, а также читать стихи и петь сольно. В армии Лев Лещенко продолжил свою подготовку к поступлению в театральный вуз.

Начало карьеры

После службы вчерашний солдат снова пришел в ГИТИС. К тому времени вступительные экзамены уже закончились, но Льву дали шанс, поскольку его яркий талант успели запомнить. Несмотря на то, что члены приемной комиссии невысоко оценили выбранный им для прослушивания материал, на курс Лещенко зачислили.


Учеба в ГИТИС преобразила Льва. Уже спустя год никто не сомневался, что на курсе учится настоящий артист. Будучи второкурсником, Лещенко устроился в Театр оперетты. Его первая роль была – грешник – в постановке «Орфей в аду» с одной лишь репликой: «Пустите погреться». Но это было только начало. Как говорил сам Лев Валерьянович, он учился у Покровского, Эфроса и Завадского.

В это же время началась для него работа на Москонцерте. Лев Лещенко был в стажерской группе, а во время летних каникул молодой артист отправлялся на гастроли по СССР с концертными бригадами.

Творчество Льва Лещенко

В 1966 году Лев Лещенко стал артистом Московского театра оперетты, а спустя пять лет он был уже солистом-вокалистом Гостелерадио СССР. Весной 1970 года артист победил в четвертом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Через два года Лев Валерьянович стал лауреатом международного конкурса «Золотой Орфей» (Болгария) и с песней Марка Фрадкина на стихи Роберта Рождественского «За того парня» победил в Сопоте (Польша).

Лев Лещенко – «За того парня»

Знаковой для своей музыкальной карьеры и своим достижением певец всегда считал любимую всем Союзом песню Давида Тухманова «День Победы», которую Лещенко впервые исполнил в 9 мая 1975 года. Именно в его исполнении эта песня обрела свое звучание и нашла отклик в сердцах слушателей.


В эти годы Лев Валерьянович продолжил записывать песни, становившиеся шлягерами, в число которых вошли «Спасибо вам за тишину», «Не плачь, девчонка».

Лев Лещенко – «День победы». 1975 год

Очень плодотворным оказалось сотрудничество артиста с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Лещенко исполнил песни авторства знаменитого дуэта «Нам не жить друг без друга», «Любовь, комсомол и весна». Также пользовались популярностью песни на стихи Ларисы Рубальской , Леонида Дербенева, Юрия Визбора .


В 1977 году певцу присвоили звание заслуженного артиста РСФСР, а спустя год вручили почетную премию имени Ленинского комсомола. В 1980 году Лев Лещенко стал обладателем ордена Дружбы народов, а через три года за выдающиеся заслуги он стал Народным артистом РСФСР. В 1985 году в копилке артиста появился орден «Знак почета».

Лев Лещенко и Татьяна Анциферова – «До свиданья, Москва» (1980)

В 1990-м Лев Лещенко встал во главе театра эстрадных представлений «Музыкальное агентство». Спустя два года заведению присвоили статус государственного. «Музыкально агентство» на сегодня объединило несколько коллективов и организовало сотрудничество с большинством звезд эстрады России и стран ближнего зарубежья. Самым успешным проектом театра стал музыкальный фильм «Военно-полевой романс» (1998), в котором военно-патриотические песни исполнили Лев Лещенко, Владимир Винокур и Лариса Долина .


Более десяти лет Лев Лещенко работает преподавателем в музыкально-педагогическом институте Гнесиных. Его ученики стали довольно известными на эстраде: Марина Хлебникова , Ольга Арефьева , Катя Лель , Варвара.


За свою творческую жизнь Лев Лещенко выпустил более 10 пластинок, магнитоальбомов и компакт-дисков. За время своей творческой карьеры Лещенко выступил и записал совместные песни с Валентиной Толкуновой и Софией Ротару , Анной Герман и Тамарой Гвердцители .

Лев Лещенко и Анна Герман – «Эхо любви» (1977)

В 2001 году вышла в свет книга Льва Лещенко под названием «Апология памяти». В ней артист рассказал о современниках и о своей жизни. Зимой 2002 года Лев Лещенко получил орден «За заслуги перед отечеством» четвертой степени.


У Льва Лещенко объемный, мягкий, низкий баритон и при этом мужественный и бархатистый тембр. За счет такого голоса и благодаря приятной внешности и обаянию в молодости и среднем возрасте артист был очень популярен. Его имидж контрастирует с напористой и резкой манерой поведения на сцене Владимира Винокура , с котором с 90-х годов певец часто выступает в тандеме.


В 2011 году артист участвовал в телепроекте «Призрак оперы» Первого канала, где певец на профессиональном уровне исполнял романсы и арии из классических произведений.

Личная жизнь Льва Лещенко

Первой женой народного артиста была певица Алла Абдалова. Они познакомились в ГИТИСе (Лев учился на 2 курса младше), и когда Алла заканчивала пятый курс, поженились. Вместе они образовали знаменитый дуэт «Старый клен». В 1974 году в их отношениях наступил кризис, и супруги решили пожить отдельно. Спустя год Лев и Алла дали своему браку второй шанс. Свадьба Льва Лещенко и Ирины Багудиной

Пока у студентки длились каникулы, Лев не показывался дома, а когда Ирина улетела обратно в Будапешт, вернулся в квартиру, где обнаружил собранные чемоданы – жена догадалась, что у него роман на стороне. Лев поблагодарил ее за то, что не стала устраивать скандала, и ушел из ее жизни. Им не удалось сохранить дружеские отношения.

В 1978 году Лев Лещенко и Ирина поженились второй раз. Ради мужа Ирина оставила карьеру и стала помощником режиссера в театре Лещенко. Впоследствии Лев и Ирина не смогли завести детей по состоянию здоровья, но это не повлияло на крепость их брака.


Несмотря на возраст, артист продолжает активно заниматься спортом, увлекается баскетболом, теннисом, плаванием. Он является почетным президентом баскетбольного клуба города Люберцы «Триумф».