Межгосударственные отношения россии и израиля. Российско-израильские отношения. Досье

Федеральное агентство по образованию

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)

Тихоокеанский институт политики и права

Кафедра Международных отношений


Курсовая работа

Эволюция отношений России и Израиля с 1947 г. - по настоящее время


Выполнила:

студентка группы П-7521

Гайдашёва Анна Вячеславовна

Научный руководитель:

ст. преп. Панченко М.П.


Владивосток



1. Введение

2. Основная часть:

Глава 1. Основные вехи в отношениях России и Израиля с 1947 – 1953гг

§ 1. Начало дипломатических отношений России и Израиля. Признание Израиля Советским Союзом

§ 2. Разрыв дипломатических отношений в 1953г

Глава 2. Направления внешней политики России по отношению к Израилю с 1953 по настоящее время

§ 1. Отношения между Советским Союзом и Израилем с 1953 по 1991 год.

§ 2. Россия и Израиль на современном этапе

3. Заключение

4. Список используемой литературы

1. Введение


Отношения между Россией и Израилем занимают важную нишу в международных дипломатических отношениях. Израиль является как экономическим, так и стратегическим партнером России. Советский Союз - один из первых государств, который признал независимость Израиля в 1948 году. Эволюция израильско-российских отношений проходила множество этапов с начала момента их установления, до распада в 1953 году, а также последующем их развитии. Данная тема является достаточно актуальной , т.к. на сегодняшний день между Россией и Израилем уже существуют развитые деловые отношения, израильские компании участвуют во множестве совместных проектов с российским частным бизнесом. За последние годы наработан значительный опыт успешного сотрудничества России и Израиля в сфере высоких технологий и телекоммуникаций. Международные связи Израиля могут дать ряд существенных преимуществ российским компаниям. Однако до настоящего времени произошло множество событий, которые сыграли не последнюю роль как в международной, так и в отечественной дипломатии. В данной работе рассмотрены основные этапы развития российско-израильских отношений. Специфика дипломатических отношений между Россией и Израилем весьма разнообразна. Между государствами подписаны различные соглашения, которые доказывают стремление достичь взаимопонимания в международных отношениях.

Цель работы – определить основные этапы, проблемы и перспективы развития российско-израильских отношений.

Задачи:

1. указать основные события, связанные с началом дипломатических отношений России и Израиля.

2. выделить причины разрыва дипломатических отношений в 1953г.

3. оценить отношения между Советским Союзом и Израилем с 1953 по 1991 год.

4. определить перспективы развития отношений России и Израиля в настоящее время.

Объект - исследование проблемы посвященной Израильско-советским отношениям с момента их установления.

Предмет - указать основные аспекты российско-израильской дипломатии.

И. Говрин в своей работе «Израильско-советские отношения» полностью раскрывает особенности дипломатических отношений СССР и Израиля. Началом Израильско-советских отношений принято считать 1948 год, с момента признания Советским Союзом де-юре Израиля. Именно с этой даты начинается описания основных событий произошедших в период до 1967 года. Говрин раскрывает все аспекты международной жизни, приводит конкретные факты касающиеся СССР и Израиля. Указывает место Израиля в системе международных отношений, например рассказывает о принятии Израиля в ООН. Немалое внимание уделяется проблеме еврейского населения на территории Советского Союза. Также раскрывает причины разрывов дипломатических отношений СССР и Израиля, и реакции государств на происходящие события. Описываются основные конфликты в которых участвовали Израиль и СССР, события во время «Шестидневной войны».

Васильев А.М. в книге «Россия на Ближнем и Среднем Востоке. От мессианства к прагматизму» уделяет внимание событиям «шестидневной войны». Здесь он выдвигает свою теорию о повторном разрыве советско-израильских отношений. Он утверждает, что разрыв отношений с Израилем это ход во внутриполитической борьбе.

Что же касается статьи Даурова Р. в журнале «Мировая экономика и международные отношения», то здесь автор кратко описывает основные события произошедшие со времен поддержания СССР Израиля. Внимание уделяется времени перестройки и отношениям в настоящее время по 2006 год. В этой статье автор охватывает 15-ти летний период продолжительности восстановленных в полном объеме дипломатических отношений между Государством Израиль и СССР. Российская Федерация как правопреемница СССР с декабря 1991г. продолжила курс на развитие с Израилем двухсторонних отношений.

Также использовались электронные ресурсы, например официальный сайт посольства России в Израиле. Где собраны основные события, которые произошли со времени установления дипломатических отношений в 1948 году. В работе указаны договоры заключенные между Россией и Израилем за последнее время сотрудничества. К ним можно отнести: О воздушном сообщении (1993 г.), О торгово-экономическом сотрудничестве (1994 г.); О научно-техническом сотрудничестве (1994 г.); О сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (1994 г.); О сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (1994 г.) и многие другие.

Среди периодических изданий проблема российско-израильских отношений занимает не последнее место. Этому посвящены работы: Новгородова М.А. , Хаустова Н.В , Федорченко А.В. эти авторы уделяют внимание российско-израильской экономике в настоящее время.

Структура работы . Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава посвящена истории советско-израильских отношений с момента их установления до 1953 года. В этой главе содержится два параграфа. Вторая глава посвящена проблемам во внешней политике с 1953 года по настоящее время, а также перспективам для обоих государств, связанным с дальнейшим сотрудничеством. Вторая глава состоит из трех параграфов.

В заключении собраны основные выводы по итогам данной работы.

2. Основная часть

Глава 1. Основные вехи в отношениях России и Израиля с 1947 – 1953 гг

§ 1. Начало дипломатических отношений России и Израиля. Признание Израиля Советским Союзом


СССР поддержал резолюцию 181/II, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 г., о создании в Палестине двух независимых государств, и таким образом содействовал появлению на карте мира Государства Израиль. 20 апреля 1948 г. на заседании Первого комитета Второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, созванной для обсуждения военно-политической обстановки в Палестине, резко обострившейся после утверждения плана раздела страны, А. Громыко заявил, что «раздел Палестины на два государства представляет собой наиболее справедливое решение». Советский дипломат обвинил также Великобританию как «державу мандатарий», в том, что она «не только не сумела обеспечить элементарный порядок в Палестине, но даже открыла границу этого государства вооруженным бандам» (то есть арабским военизированным подразделениям) и сказал о «недопущении впредь вторжения таких групп в Палестину».

Советский Союз признал Израиль де-юре 17 мая 1948 года. Он был первой страной полностью признавшей Израиль. Признание последовало вслед за получением послания министра иностранных дел Израиля Моше Шарета министру иностранных дел Советского Союза В. Молотову, в которой он обратился с просьбой об официальном признании правительством Советского Союза Государства Израиль и его временного правительства. Шарет выразил надежду, что это признание укрепит дружеские отношения «между Советским союзом и его народом» и «Государством Израиль и проживающим в нем еврейским народом».

В заявлении от 18 мая 1948 года об официальном признании государства Израиль и его временного правительства В. Молотов выразил надежду, что «создание еврейским народом суверенного государства приведет к укреплению мира и безопасности в Палестине и на Ближнем Востоке», и веру правительства Советского союза «в развитие дружеских отношений между Советским Союзом и Государством Израиль».

В те судьбоносные дни Советский Союз выступил в поддержку Израиля. Он действовал как через ООН, где он резко осудил вторжение арабских армий на территорию Израиля и призвал к их немедленному выводу, так и оказывая Израилю через Чехословакию военную помощь, жизненно необходимую для отражения вторгшихся армий. Советский Союз ожидал, что в ответ на политическую и военную помощь Израиль встанет на его сторону в конфронтацию между блоками.

27 июня 1948 года в Тель-Авиве и Москве было официально объявлено об обмене официальными представительствами между двумя странами. Полномочным послом Советского Союза был назначен П.А. Ершов, а полномочным послом Израиля была назначена Г. Меир (Меерсон). 15 июля 1948 г. Представитель Украины в Совете Безопасности ООН резко осудил план графа Ф.Бернадота, согласно которому территории Негава и Галилеи рекомендовалось передать Иордании, охарактеризовав его как план, имеющий целью уничтожение Государства Израиль.

26 августа 1948 года в Тель-Авиве обществом дружбы с Советским Союзом в честь Г.Меир и в связи с ее отбытием в Москву был организован вечер, на котором она, в частности, заявила «Мы должны развивать взаимопонимание и дружбу с Советским союзом. Я хочу чтобы была создана прямая и тесная связь с советскими евреями. Я хочу работать с ними в дружеской атмосфере и стремлюсь завоевать их дружбу. Я хочу, чтобы эта прямая связь привела нас к хорошим отношениям с евреями Советского Союза».

5 октября 1948 года военный атташе израильского посольства в Москве обсуждал с советским военным руководством следующие вопросы военного сотрудничества между Советским Союзом и Израилем: а) подготовка командного состава; б) поставка трофейного немецкого оружия; в) военно-морские или военно-воздушные базы. Через месяц Г.Меир и М.Намир представили заведующему отделом Ближнего Востока министерства иностранных дел Советского Союза подобный список военного оборудования. Реакция чиновника МИДа была сдержанной. Он высказал опасения, как бы об этих переговорах не стало известно, так как ООН запрещает поставки оружия сторонам, замешанным в конфликте. Он добавил, что это не только повредит СССР, но и усложнит положение Израиля. 24 ноября 1948 года на третьей (политической) сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз предложил проект решения о немедленном выводе арабских армий, вторгшихся в Израиль. Представитель Советского Союза Киселев заявил, что Израиль был создан в результате вооруженной борьбы за свободу и независимость. 19 декабря 1948 года Советский Союз голосует за приятие Израиля в ООН. Предложение отклоняется из-за отсутствия необходимого большинства голосов. 7 февраля 1949 года заявлен первый советский протест посольству Израиля в Москве, в котором предъявлены обвинения по 2м пунктам:

1. Посольство занимается рассылкой писем гражданам Советского Союза еврейской национальности, призывает их покинуть Советский Союз, отказаться от советского гражданства и репатриироваться в Израиль. Так как эта деятельность является противозаконной и не согласуется со статусом дипломатического представительства, министерство иностранных дел Советского Союза рекомендует израильскому посольству прекратить ее.

2. Посольство выпускает и распространяет информационный бюллетень в нарушении правил, принятых в Советском Союзе. Посольство должно прекратить выпуск этого бюллетеня.

13 февраля 1949 года посол Советского Союза в Вашингтоне сделал заявление послу Израиля в Вашингтоне в связи со слухами о том, что Израиль собирается присоединиться к плану Маршалла. Он заверил израильского посла, что «у Советского Союза нет намерений просить Израиль присоединиться к возглавляемому им блоку государств, но Советский Союз хочет, чтобы Израиль оставался страной, проводящей независимую внешнюю политику, страной, свободной от иностранного влияния и иностранной власти». 20 марта 1949 года в Декларации принципов Кнессета указывалось, что Израиль будет верен Уставу ООН и будет поддерживать дружеские отношения со всеми странами, стремящимися к миру, в особенности с СССР и США. Г.Меир обратилась с просьбой о торговом кредите, об ускорении рассмотрения просьбы Израиля о поставках оружия из Советского Союза и об оказании Советским Союзом влияния на Румынию и Венгрию с целью разрешения правительствами этих стран репатриации евреев в Израиль. 5 мая 1949 г. Представитель Советского Союза в ООН потребовал незамедлительно принять Израиль в ООН и осудил проволочки, чинимые другими странами по этому вопросу. 11 мая 1949 года Израиль в ООН при энергичной поддержке Советского Союза. 7 июля 1949г. М. Намир как полномочный посол Израиля вручает верительные грамоты Председателю Президиума Верховного Совета.

17 апреля 1950 г. постоянный представитель Советского Союза в ООН Яков Малик вручил генеральному секретарю ООН послание, в котором говорилось, что решение Генеральной Ассамблеи от декабря 1948г., устанавливающее международный контроль над Иерусалимом, не удовлетворяет арабское и еврейское население не только Иерусалима, но и Палестины в целом и в подобных условиях правительство Советского Союза считает нужным отказаться от поддержки данного решения. Правительство Советского Союза выражало уверенность, что ООН сможет найти решение проблемы Иерусалима, - решение, которое будет приемлемым как для арабских, так и для еврейских жителей этого города. 25 мая 1950 года Израиль приветствовал американо-британо-французскую Тройственную декларацию о поставках оружия и гарантиях безопасности Израилю и арабским странам. 4 октября 1950г., после начала Корейской войны, Министр иностранных дел Израиля Моше Шарет выступил против предложения Советского Союза, призывавшего к выводу американских сил из Кореи. Израиль сообщает о своем решении отправить в Южную Корею партию лекарств. 30 октября 1950 года представитель Израиля в ООН присоединился к противникам советского проекта резолюции по вопросу по мирной конвенции и о запрещении применения ядерного оружия. 9 января 1951 года Советский Союз отклонил в ООН план израильской делегации по корейскому вопросу, требовавший немедленного вывода всех иностранных сил из Кореи. 20 мая 1951 года воздержался при голосовании по проекту решения, предложенного западными странами и призывавшего осудить Израиль за бомбардировку Эль-Хама и запретить ему продолжать осушение долины Хула. 21 ноября 1951 в послании странам Ближнего Востока заместитель министра иностранных дел Советского Союза Андрей Громыко выступил против плана регионального командования, предложенного США для этого района. Он предостерег, что присоединение к нему приведет к ухудшению отношений с Советским Союзом. 8 декабря 1951г. в ответе Израиля на советское послание разъяснялось, что Израилю не было предложено участвовать в этом проекте, хотя ему было сообщено о формировании командования; израильская сторона отмечала также, что она не находит оснований считать такое командование агрессивным. Израиль также подчеркивал, что на его территории нет иностранных баз и что он стремиться к миру. Используя эту возможность, Израиль призвал правительство Советского Союза разрешить репатриацию советских евреев в Израиль. 9 февраля 1953 г. на территорию советского посольства в Тель-Авиве была брошена бомба. Три человека из посольства были ранены. Президент и премьер-министр государства высказали глубокое сожаление в связи с этим актом и обещали задержать преступников и судить их. 13 февраля 1953 года правительство Советского Союза сообщило правительству Израиля о своем решении разорвать дипломатические отношения с Израилем. 17 февраля 1953 премьер-министр Д. Бен-Гурион выразил в Кнессете свое удивление и глубокую озабоченность в связи с этим решением Советского Союза. 19 – 21 февраля 1953 года персонал израильского посольства в Москве покинул Советский Союз, а персонал посольства в Тель-Авиве покинул Израиль.


§ 2. Разрыв дипломатических отношений в 1953 г


9 февраля 1953 года на территорию советского посольства в Тель-Авиве была брошена бомба, в результате чего три сотрудника посольства были ранены, и зданию был причинен ущерб. Этот акт послужил правительству Советского Союза поводом для разрыва дипломатических отношений с Израилем. Советский союз рассматривал нападение на посольство как акцию, родившуюся на волне негодования, захлестнувшего общественность и правительство Израиля вследствие антисемитских и антисионистских обвинений, выдвинутых на пражском процессе по «делу врачей» в Москве.

В заявлении, переданном посольству Израиля в Москве 11 февраля 1953 года, правительство Советского Союза возложило ответственность за взрыв на правительство Израиля. «Провокационная» политика правительства Израиля в отношении Советского Союза нашла свое выражение не только в газетных статьях, отражающих взгляды правящих партий Израиля, но и выступлениях представителей этих партий в Кнессете, а также и в речах израильских министров, в особенности в выступлении министра иностранных дел М. Шарета, который 19 января 1953 года «открыто подстрекал к враждебным действиям против Советского Союза». В заявлении отмечалось, что в Израиле отсутствуют «элементарные» условия для нормальной дипломатической деятельности представителей Советского Союза. Поэтому правительство Советского Союза приняло решение отозвать своего посла и персонал посольства и разорвать отношения с Израилем. В Израиле советское заявление было воспринято как серьезное и неожиданное развитие политического процесса с вызывающими тревогу последствиями для евреев, проживающих в Советском Союзе, и способное негативно повлиять на положение Израиля на международной арене. Премьер-министр Д. Бен-Гурион, выступая на обсуждении в Кнессете в связи с советским заявлением о разрыве отношений с Израилем, отметил, что правительство восприняло это заявление «с удивлением и серьезным беспокойством». Во время дискуссии в Кнессете в связи с заявлением о разрыве отношений министр иностранных дел М.Шарет воздержался от обсуждения политического значения этого разрыва для Израиля.

С середины 50-х годов ХХ века Москва делает ставку на радикальные арабские режимы – Египет, Сирию, Ирак. В этих странах революции покончили с монархической формой правления, и влияние западных держав оказалось под вопросом.

Начиналась эпоха дружбы Москвы с арабскими странами, где к власти пришли леворадикальные режимы. Кроме того, власти СССР были встревожены ростом симпатий советских евреев к государству Израиль, в том же 1948г. в СССР началась «борьба с безродными космополитами», и сионизм, к которому здесь всегда относились отрицательно, превратились чуть ли не в синоним предательства. Борьба с «космополитами» шла по нарастающей пока в ноябре 1952г. не достигла кульминации в «деле врачей».

В послании правительства Советского Союза решение о разрыве отношений с Израилем мотивировалось нападением на советское посольство в Тель-Авиве и заявлениями представителей израильского правительства во главе с министром иностранных дел в связи с «делом врачей», открыто подстрекавшими к враждебному отношению к Советскому Союзу.

«Дело врачей», вызвавшее в Израиле гнев, нарушило политическую сдержанность, характерную для руководителей государства со времени установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Израилем, и позволило свободно высказываться о характере коммунистического режима и его лидера Сталина. В критическом подходе Бен-Гуриона, Шарета и их сторонников в партии и вне ее к вопросу о террористических политических режимах Восточной Европы и их враждебном отношении к евреям, сионизму и Государству Израиль не было ничего нового. Новым было решение вступить в идейную и политическую борьбу против враждебного коммунистического режима, воплотившегося в образе Сталина. В ситуации, когда советские евреи стояли на пороге духовной и физической катастрофы, лидеры Израиля и их сторонники считали своим национальным и моральным долгом выступить в защиту советских евреев с единственным оружием, которое они могли противопоставить могучей державе: просвещенным общественным мнением Запада.

Советский Союз из всего этого мог сделать следующие выводы:

1. Правительство Израиля выступает в поддержку советских евреев таким образом, как будто это израильские граждане. Данный факт не только противоречил ленинской теории о том, что еврейского народа не существует, но и оправдывал расхожее обвинение коммунистов, согласно которому сионизм рассматривает всех евреев мира как один народ и не принимает во внимание разделяющих их политических границ.

2. Государство Израиль, как еврейское сионистское государство, считает себя выразителем интересов и защитником еврейских общин во всем мире, и в особенности еврейских общин, находящихся в сфере влияния коммунистических режимов Восточной Европы.

3. Правительство Израиля не воздерживается от резкой критики коммунистических режимов Восточной Европы, несмотря на военную помощь, оказанную ими во время образования Государства Израиль, и присоединяется к лагерю врагов Советского Союза на Западе, заявляя о системе террора в Советского Союза, о попрании прав человека и очерняя образ Сталина.

Разрыв дипломатических отношений с Советским Союзом не заставил Израиль отступиться от борьбы против антисионистской политики Советского Союза и за улучшение положения евреев в странах коммунистического блока. И после разрыва отношений Израиль не прекратил выступлений на международной арене, выставляя перед представителями Советского Союза требования в защиту Евреев. Общественное мнение в странах Запада было на стороне Израиля, и были сделаны первые попытки рассмотрения этой проблемы на Всемирном еврейском конгрессе, в американском конгрессе и в ООН. Комиссия сената по иностранным делам при американском конгрессе 25 февраля 1953 года единогласно поддержала решение, «осуждающее преследование евреев в Советском Союзе». Для руководства борьбой в защиту советских евреев правительство Израиля решило направить в ООН министра труда Г.Меир, которая ранее был послом Израиля в Москве. Ее статус члена правительства и бывшего посла в Москве придавал дополнительный вес этому вопросу при его рассмотрении. Это сказалось уже во время обсуждения на политической комиссии проекта советско-китайско-чехословацкого предложения о «вмешательстве США во внутренние дела других стран», как и во время обсуждения на той же комиссии предложения Польши о «путях преодоления угрозы новой войны».

Израиль приветствовал заявление Советского Союза о том, что обвинения против врачей-евреев оказались безосновательными, и был удовлетворен советской критикой, осудившей эти обвинения в более резких выражениях, чем израильский министр иностранных дел 19 января 1953 года, и его слова, таким образом, получил подтверждение советского правительства. Наилучшей гарантией решения проблемы было бы представление еврейским общинам Восточной Европы право на самоопределение в области культурной и общинной жизни и права на свободную репатриацию в Израиль.

Выступление в ООН министра труда Израиля сопровождалось выступлениями представителей делегации Панамы, Голландии, Доминиканской Республики, Китая и Кубы, США и Уругвая. Это была демонстрация международного осуждения антисемитизма в странах восточного блока и предостережение, что преследование евреев в этих странах станет серьезным препятствием на пути установления мира между Востоком и Западом . Первая битва Израиля международной арене увенчалась успехом – проблема впервые обсуждалась на международном уровне. Выводы, извлеченные Израилем из этой битвы, заключались в том, что можно воспользоваться помощью общественного мнения Запада в борьбе против советского антисемитизма и за улучшение положения евреев Советского Союза. Что же касается Советского Союза, то он должен был сделать вывод, что в будущем следует принимать во внимание и этот фактор.

Глава 2. Направления внешней политики России по отношению к Израилю с 1953 г по настоящее время

§ 1. Отношения между Советским Союзом и Израилем с 1953 по 1991 год


Уже на следующий день после смерти Сталина начали происходить существенные изменения в организационной структуре высших органов коммунистической партии, утвержденные на XIX съезде. Представляя новый состав правительства в Верховном Совете 15 марта 1953 года, новый председатель Совета Министров Маленков изложил основы внешней политики Советского Союза.

1. Укрепления мира, безопасности и обороноспособности Советского Союза, проведение политики сотрудничества со всеми странами и развитие с ними взаимовыгодных торговых связей.

2. Тесное политическое и экономическое сотрудничество с Китаем и странам советского блока.

3. Уважение прав всех народов всех стран, как больших, так и малых.

4. Подчеркивание, что не существует ни одного спорного или нерешенного вопроса, который нельзя было бы урегулировать мирным путем на основе взаимного согласия между заинтересованными странами.

5. Государства, заинтересованные в сохранении мира, могут быть уверены как в настоящем, так и в будущем, в прочной мирной политике Советского Союза.

Готовность Советского Союза укреплять мир «со всеми странами», уважать их права, его желание покончить с атмосферой холодной войны, а также изменения, произошедшие во внутренней политике, сделали возможным возобновление дипломатических отношений между Израилем и Советским Союзом. Первый официальный сигнал поступил от представителя израильского министерства иностранных дел, который от имени правительства Израиля с удовлетворением реагировал на сообщение об освобождении врачей и снятии с них всех обвинений. Он подчеркнул, что правительство Израиля надеется, что восстановление истины завершиться прекращением антиеврейской кампании, и будет приветствовать восстановление нормальных отношений между Советским Союзом и Государством Израиль».

18 мая 1953 года, через шесть недель после первой инициативы Израиля, временный поверенный Израиля в Софии получил указание официально сообщить послу Советского Союза в Болгарии предложение Израиля о восстановлении дипломатических отношений между Израилем и Советским Союзом. 28 мая 1953 года дипломатические представители Израиля в Болгарии были приняты советским послом М. Бодровым (в дальнейшем он стал послом Советского Союза в Израиле). Они изложили ему предложение Израиля, и он ответил, что передаст его в советское министерство иностранных дел. 2 июня 1953 года посол передал ответ министерства иностранных дел Советского Союза: «Правительство Советского Союза готово рассмотреть просьбу Израиля о восстановлении дипломатических отношений». Советский посол обусловил рассмотрение этого вопроса тремя обязательствами со стороны израильского правительства:

1. Арест виновных во взрыве бомбы в посольстве Советского Союза в Тель-Авиве, что послужило поводом для разрыва отношений;

2. Правительство Израиля «всегда будет стремиться к дружеским отношениям с Советским Союзом;

3. Израиль «не заключит военного союза и соглашений, направленных против СССР».

Правительство Израиля, вероятно опасаясь упустить возможность восстановления дипломатических отношений с Советским Союзом, согласилось на требования советской стороны, что и было изложено в послании советскому министру иностранных дел от 5-го июля 1953 года, подписанном министром иностранных дел Израиля. Сообщение о восстановлении дипломатических отношений было опубликовано в Иерусалиме и в Москве одновременно, 17 июля 1953 года.

Соглашение о поставках оружия создало новый очаг напряженности в советско-израильских отношениях. Эта сделка стала темой дипломатических бесед между Израилем и СССР, в которых израильские представители пытались убедить Советский Союз признать тот факт, что вооружение, накапливаемое Египтом, представляет угрозу безопасности Израиля. Подобная угроза в адрес Израиля прозвучала впервые со времени установления дипломатических отношений между двумя странами. Руководители Израиля расценили советскую угрозу как вполне реальное намерение СССР предпринять конкретные шаги, если Израиль не отступит к израильско-египетской линии прекращения огня. Несмотря на то, что советские угрозы были резко, хотя и в сдержанной форме, отвергнуты, глубокое беспокойство по поводу того, что СССР действительно способен их реализовать, стало решающим соображением при принятии Бен-Гурионом решения об отступлении. Согласно свидетельству Г.Меир, в израильском правительстве не ожидали, что реакция Советского Союза на проведение Синайской кампании будет столь резкой и опасной. Советский Союз принял решение о проведении антиизраильской политики как долговременной программы. Публикация в «Известиях» представляет собой объявление политической войны Израилю, причем Советский Союз полностью солидаризуется с арабскими странами. Эта политика не изменится и после разрешения кризиса, связанного с проведением Синайской кампании, она продолжится и в будущем на протяжении того периода, когда СССР и США будут бороться за достижение контроля над Ближним Востоком.

С начала 1966г. советско-израильские отношения стремительно ухудшаются из-за исходивших со стороны израильского истеблишмента угрожающих заявлений в адрес сирийского режима, пришедшего к власти в феврале 1966г. и ориентировавшегося на СССР. В Кремле также вызвала раздражение развернувшаяся в мире в поддержку советских евреев широкомасштабная кампания, вдохновителем которой был Израиль.

10 июня 1967 года – СССР вновь разорвал дипломатические отношения с Израилем. В современной российской науке до сих пор ведутся споры относительно того, оправдан или не оправдан этот крайний шаг. Некоторые историки считают, что достаточно было бы ограничиться отзывом из Израиля советского посла либо понизить уровень дипломатических отношений. Согласно другой версии, предложение о разрыве дипломатических отношений с Израилем было выдвинуто политбюро А. Громыко, чтобы не ввязываться в крупную военную авантюру. Громыко опасался, что в случае вовлечения Советского Союза напрямую в военные действия на Ближнем Востоке, произойдет столкновение с США, и это будет повторением Карибского ракетного кризиса.

Несомненно, что ни СССР, ни США не хотели втягивания в прямую конфронтацию из-за ближневосточных событий. Однако, если говорить о разрыве дипломатических отношений СССР с Израилем, то для Советского Союза это был скорее эффективный акт выражения солидарности с арабским миром. В Москве полагали также, что таким способом можно оказать давление на Израиль, не желавший прислушиваться к требованиям и выполнять решения Совета Безопасности ООН.

В целом официальном советский подход к ближневосточному урегулированию окончательно сформировался к концу 60-х годов, включив в себя три фундаментальных положения. Первое касалось требования вывода израильских войск с оккупированных в ходе июньской войны 1967г. арабских территорий. Это же положение содержала историческая резолюция Совета Безопасности ООН 242 от 22 ноября 1967г., которая имела немалое значение как основа территориального урегулирования арабо-израильского конфликта. Второе положение заключалось в требовании предоставить арабскому народу палестины возможность осуществить его неотъемлемые национальные права, включая право на самоопределение. Третий компонент советского подхода к ближневосточному урегулированию предполагал право всех государств Ближнего Востока, включая будущее палестинское государство и Израиль, за независимое существование и свободное развитие.

В годы перестройки и общей либерализации советского режима советско-израильские отношения меняются в лучшую сторону. Советские евреи получили право на свободную эмиграцию из страны. В июле 1987г. в Израиле начала работать советская консульская миссия, занимавшаяся выдачей виз, а также проблемами российской собственности в Палестине. СССР принял помощь Израиля после чернобыльской трагедии и после землетрясения в Армении 1988 г.

После распада СССР российско-израильские отношения, по оценкам обеих сторон, стали «стабильными и достаточно дружественными». Важным фактором их развития является наличие в Израиле значительной общины выходцев из бывшего СССР, часть из которых имеют российское гражданство.

§ 2. Россия и Израиль на современном этапе


Расширение экономического сотрудничества Государства Израиль и Российской Федерацией связано с именем Авигдора Либермана. В 1992 году Либерман становится генеральным секретарем «Ликуд».

Либерман ратовал за развитие отношений вовсе не потому, что он очень любит Россию, он любит Израиль и понимает, что развитие системы отношений с Россией отвечает его интереса. Так идея одного из самых масштабных совместных проектов – идея газопровода Россия-Турция- Израиль принадлежит Авигдору Либерману. В июне 1997 г. между министром национальной инфраструктуры А.Шароном, премьер-министром В.С.Черномырдиным и председателем РАО «Газпром» были проведены переговоры в Москве относительно поставок российского природного газа в Израиль. Также в рамках этой программы 7 июля 1997 г. в Израиль прибыла группа экспертов российского концерна «Газпром». Эта группа определила стоимость газа, который будет поставляться еврейскому государству в рамках контракта между Россией и Израилем до 2000 года. Так же в рамках этого визита обсуждалась возможность прокладки по морскому дну газопровода из России в Израиль. Все израильские эксперты однозначно подтвердили, что российский газ при своём великолепном качестве, сравнительно дешев, кроме этого Россия гарантировала Израилю отсутствие зависимости между поставками газа и политической ситуацией на Ближнем Востоке.

Нужно также отметить, что сотрудничество между Россией и Израилем стало набирать новые обороты еще с 1994г. Именно этот год можно считать началом полномасштабного развития двусторонних отношений. При официальном визите И.Рабина в Москву, была выражена обоюдная готовность продолжить работу над формированием широкой договорно-правовой базы сотрудничества. Договор о торгово-экономическом сотрудничестве положил начало реальному межгосударственному сотрудничеству между Израилем и Россией. После его подписания была создана совместная российско-израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству и утверждены положения по ней. Ее первая сессия прошла в июне 1995 года в Москве. Была достигнута договоренность о сотрудничестве в области медицины и медицинской промышленности , агропромышленного комплекса , алмазного бизнеса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ , космических исследований и авиационной промышленности , телекоммуникаций, строительства объектов инфраструктуры и участия в тендерах. В 1996 году сопредседателями совместной комиссии с российской и израильской стороны были назначены соответственно председатель Государственного комитета по науке и технологиям России В.Фортов и министр промышленности и торговли Израиля Н.Щаранский. Несмотря на активное начало, работу комиссии вряд ли можно назвать интенсивной, так как вторая сессия состоялась лишь в ноябре 1997 году. Причиной этому послужила обеспокоенность российской и израильской сторон за будущее торгово-экономических связей между двумя странами.

По результатам работы комиссии был подписан совместный протокол.

Главным же итогом встречи можно было считать решение израильского правительства предоставить России кредит в 50 млн. долл. для развития проектов в области технологии, сельскохозяйственной и медицинской техники, имеющих общенациональное значение. На встрече также была достигнута договоренность между израильским Институтом экспорта и российским МИДом относительно постоянного обмена актуализированной бизнес информацией. Было принято решение начать работу над заключением договора о сотрудничестве в области промышленных исследований и разработок, который заменит и усилит договор о поощрении и защите инвестиций.

Заседание комиссии прошло конструктивно, о чем свидетельствует то, что на нем было положено начало многим экономическим проектам. Встрече предшествовала большая подготовительная работа. В январе 1997 года в Москве были проведены переговоры с израильской делегацией во главе с Н.Щаранским по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Во время визита были подписаны два соглашения: с Российским союзом промышленников и предпринимателей и между Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом (ВНИКИ) и Израильским институтом экспорта.

Состоялись встречи бизнесменов двух стран, в том числе занимающихся алмазным бизнесом. Н.Щаранский заявил на пресс-конференции, что российские и израильские производители и обработчики алмазов установили «независимые контакты» и обсудили перспективы своих отношений с корпорацией «ДеБирс».

Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве, нельзя не упомянуть о высших органах законодательной власти двух стран – Государственной Думе и Кнессете, ведь именно через них проходят законы о сотрудничестве между двумя странами.

В России в 1994 г. была впервые сформирована специальная депутатская группа по связям с Кнессетом. В ее состав вошли 20 человек, что свидетельствовало о большом интересе к Израилю. В Кнессете аналогичная комиссия по связям с нашим парламентом существовала до этого уже три года. Ее возглавлял Рафаэль Эйтан.

После выборов в Думу в 1996 г. Российская комиссия сохранилась, но ее численность сократилась до восьми человек. Ее координатором был избран П. Шелищ. эта комиссия установила тесные отношения с израильским посольством в Москве. Посол Израиля Ализа Шенхар приветствовала инициативу комиссии активно сотрудничать с Кнессетом. Комиссией был обозначен ряд наиболее интересных для России областей сотрудничества с Израилем:

1.заимствование опыта государственной и общественной поддержки социально-экономической адаптации новых репатриантов в израильское общество, в особенности детей и людей пенсионного возраста;

2.социальная защита пожилых людей;

3.заимствование опыта израильских центров по разработке новых технологий и организация их сотрудничества с российскими инновационными фирмами;

4.содействие израильских фирм в деле привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики;

5.взаимная торговля между нашими странами;

6.возврат в Россию незаконно вывезенных в Израиль капиталов.

По работе комиссии отчетливо видна ее заинтересованность в расширении российско-израильского сотрудничества. В комиссии Кнессета такая заинтересованность тоже ясно просматривается в связи с тем, что в ее новый состав после выборов вошли 25 депутатов из 120. Все это говорит об обоюдной заинтересованности двух стран в развитии отношений.

Значительный интерес к сотрудничеству проявили представители одной из наиболее наукоемких отраслей современной экономики – авиационной промышленности. В марте 1997 г. в Москве было подписано российско-израильское соглашение , в соответствии с которым российские истребители и пассажирские самолеты «Илюшин» будут модернизировать на исчисляться сотнями миллионов долларов. Компании обеих стран приступили также к реализации ряда конверсионных проектов. Авиастроительное предприятие КБ им. Яковлева и крупнейший израильский промышленный концерн «ИАИ» осуществляют подготовку к современному производству и продаже на мировых рынках самолета для бизнесменов ЯК-48, способного, по предварительным оценкам, завоевать четвертую часть мирового рынка аппаратов данного класса. Кооперирование в авиационной промышленности поможет российскому авиастроению сертифицировать производственные участки по международным стандартам, что в свою очередь, увеличит количество и объем заказов зарубежных фирм.

Со своей стороны израильтяне проявляют огромный интерес к российским научно-техническим разработкам в области ядерной энергетики, производства точных измерительных приборов, оптических инструментов. Был заключен контракт на приобретение созданных петербургскими учеными химических технологий, которые будут использоваться при переработке сырья, добываемого в районе Мертвого моря.

Оба государства активно обмениваются технологиями в области строительства. Израильтяне возводят в России гостиницы, здания рынков и другие сооружения. К сожалению, в августе 1998 года Россия попала в ситуацию дефолта, что серьезно ударило по некоторым израильским компаниям, и заставило их задуматься о целесообразности сотрудничества с российскими фирмами. В такой ситуации министр промышленности и торговли Израиля Н.Щаранский, человек всегда отстаивавший позицию активного сотрудничества с Россией, совершил блиц-поездку в Москву. А за неделю до визита в Иерусалиме состоялось совещание, на котором рассматривался комплекс проблем, связанных с кризисом в России. По результатам совещания один из его участников Дов Мишор сообщил, что, несмотря на переживаемые экономические трудности, Россия потенциально остается важным торговым партнером Израиля. Однако, он заметил, что создавшаяся ситуация в России не может не привести к определенной корректировке тактики израильско-российских коммерческих отношений.

Несмотря на некоторые потери израильских бизнесменов в России во время кризиса, можно с уверенностью сказать, что их потери гораздо меньше, чем у их европейских и американских коллег. Если говорить в целом о динамике внешней торговли Израиля с Россией, то прирост объема импорта составил 494,5%, а прирост стоимостного экспорта – 990,4%.

В процессе разработки и согласования находятся проекты соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих в Израиле, о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Развитие торгово-экономических отношений с Израилем представляет для России интерес в силу высокоразвитой экономики Израиля, использующей новейшие технологии и разработки мирового уровня. Возобновившиеся в 1990 году торгово-экономические связи с этой страной получили развитие. В 1991 г. товарооборот не превышал 12 млн. долл. США. В 2002-2007 гг. торговля с Израилем, по данным ФТС России, характеризуется следующим:

Товарооборот, млн.долл.США

2002 г .

2003 г .

2004 г .

2005 г .

2006 г .

2007 г .

январь-май

Т/оборот

Экспорт-всего

Драгоценные камни


Нефть и нефтепродукты


Металлы и изделия из них


Древесина и целлюлозно-бумажные изделия


Импорт-всего

- Машины, оборудование и транспортные средства


Продукция химической промышленности


Продовольственные товары и с/х сырье


В Израиль в основном поставляются необработанные алмазы (45-55% общего объема экспорта), нефть и нефтепродукты (30-40%), металлопрокат, пиломатериалы, бумага и бумажные изделия, зерновые. Весьма значительный рост российского экспорта в 2000-2007 гг. вызван соответствующим увеличением поставок необработанных алмазов и сырой нефти.

Импорт из Израиля включает, главным образом, машины и оборудование, в т.ч. аппаратуру для телефонной, телеграфной и радиосвязи, медицинские приборы и устройства (45-60% общего объема импорта), продукцию химической и пищевой промышленности, медикаменты.

Проводится работа по созданию механизмов совместного финансирования и продвижения проектов научных исследований и разработок. На базе Российской государственной академии инноваций в конце 2005 г. учрежден «Центр научно-технического и инновационного сотрудничества России и Израиля». В июне 2006 г. между Роснаукой и Научно-исследовательским центром израильской промышленности был подписан меморандум о сотрудничестве в области науки, технологии и промышленных инноваций. Израильские инвестиции в развитие российских инновационных технологий обещают хорошую коммерческую отдачу.

ОАО «Газпром» ведет переговоры с Министерством национальной инфраструктуры Израиля и заинтересованными израильскими компаниями относительно реализации крупного проекта по поставкам российского природного газа в Израиль.

В рамках «Меморандума о взаимопонимании между Российским космическим агентством и Израильским космическим агентством» от 31.08.94 осуществляется сотрудничество в космической области. В июле 1998 г. российским космическим аппаратом «Ресурс-01» осуществлен запуск малого израильского спутника «ТЕХСАТ-2». В декабре 2000 г. российской ракетой выполнен запуск израильского спутника «ЭРОС-А1», в декабре 2003 г. – «Амос-2», в апреле 2006 г. – «ЭРОС-В1».

Осуществляется сотрудничество российских и израильских компаний в области телекоммуникаций, в том числе в расширении производства современного телекоммуникационного оборудования в России, модернизации традиционных российских средств связи и использовании в России современных израильских технологий спутниковой связи. Достигнута принципиальная договоренность о сотрудничестве в области создания инфокоммуникационных систем, использующих телемедицинские технологии. Идет активное взаимодействие с израильской стороной в области почтовой связи на базе соглашения между ФГУП «Почта России» и израильской компанией «Гилят Сетелайт Нетуоркс» от 27.06.2005 г.

Взаимовыгодный характер носит сотрудничество в сфере алмазно-бриллиантового бизнеса, включающее обработку алмазов и металлов, торговлю необработанными, промышленными и обработанными алмазами.

Израильская сторона проявляет заинтересованность в привлечении российских компаний к реализации в Израиле проектов в области инфраструктуры, транспорта и строительства.

Действует Смешанная Российско-Израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, проведено шесть ее заседаний.

На шестом заседании (ноябрь 2006 г.) были рассмотрены состояние и перспективы двусторонних отношений в областях торговли и инвестиций, банков и финансов, информационных технологий и телекоммуникаций, алмазно-бриллиантового бизнеса, промышленных исследований и разработок, научных исследований, стандартизации, метрологии и оценки соответствия, здравоохранения и медицинских наук, космоса, туризма, сельского хозяйства. По итогам заседания подписан протокол, в котором зафиксированы договоренности Сторон по основным вопросам сотрудничества. Между Россией и Израилем действуют 16 межправительственных соглашений, в том числе о военно-техническом сотрудничестве в интересах третьих стран. Еще несколько проектов соглашений о сотрудничестве находятся в стадии разработки и согласования.

Заключение


В ходе исследования можно сделать следующие выводы. Началом установления советско-израильских отношений можно считать 1948 год. За этот период были сделаны первые шаги для нормализации отношений между Советским Союзом и Государством Израиль. Советский Союз признал Израиль независимым и способствовал принятию его в ООН. Не маловажным является и обмен дипломатическими представительствами между двумя государствами, что вывело отношения между Советским Союзом и Израилем на новый уровень.

С1953 года наблюдается резкое ухудшение отношений между государствами. После падения бомбы на территорию советского посольства бомбы, Советский Союз выказал желание разорвать дипломатические отношения. В этот период наиболее остро встает проблема еврейского населения. Данная проблема обсуждалась на различных конференциях, в том числе в рамках ООН.

После смерти Сталина израильско-советские отношения вновь начали улучшаться. В этот период Советский Союз был заинтересован в установлении партнерских отношений со многими государствами, желая покончить с атмосферой «холодной войны». Первый шаг был сделан израильским министерством иностранных дел. 5 го июля 1953 года удалось достичь определенной договоренности. Однако в 1966 году советско-израильские отношения вновь начали ухудшаться. Одним из поводов могло послужить Соглашение о поставках оружия. В годы перестройки отношения между государствами вновь стали улучшаться, а после распада СССР приобрели новый статус. Усиленному развитию двухсторонних контактов между Россией и Израилем необходимо отдать должное А.Либерману. полноценное сотрудничество началось с 1994 года. Оба государства весьма заинтересованы и в дальнейшем сотрудничестве. Были заключены двухсторонние договоры в различных областях. Оба государства заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.

Список используемой литературы

1. О воздушном сообщении (1993 г.)// Официальный сайт посольства России в Израиле// #"#_ftnref1" name="_ftn1" title=""> Говрин Иосеф. Израильско-советские отношения 1953-1967гг. Пер. с иврита. А.Варшавского Прогресс:Культура. 336с.

Васильев А.М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. От мессианства к прагматизму. М., 1993

Дауров Р. Дипломатические отношения с Израилем. Дорога длинною в 15 лет// Мировая экономика и Международные отношения. – 2006. №11

Новгородов М.А. Институт экспорта Израиля: становление и современный этап. Востоковедный сборник. Выпуск 2. Москва.2001.

Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.340

Федорченко А.В. Российско-израильские экономические связи: итоги и перспективы.// МэиМо.- 2000.- №2.-С.19-22

Федорченко А.В. Российско-израильские экономические связи: итоги и

перспективы.// МэиМо.- 2000.- №2.-С.19-22

Хаустов Н.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и

Израилем в 90-е годы. Востоковедческий сборник. Москва.2001. С.340

#"#_ftnref32" name="_ftn32" title=""> О военно-техническом сотрудничестве в интересах третьих стран (2005 г.).

Нынешний официальный визит главы израильского правительства в Россию — четвертый за последние полтора года. В прошлом июне во время празднования 25-летия дипломатических отношений между РФ и Израилем Путин и Нетаньяху демонстрировали идиллические взаимоотношения, обменивались шутками на сцене Большого театра. По дороге домой, в самолете, Нетаньяху даже заявил журналистам, что «мы превратили Россию из противника в друга».

Сегодня июньская декларация израильского главы правительства стоит перед серьезным испытанием, отмечает Алекс Ниренберг. Это придает его нынешнему визиту в Москву особый драматизм. Порой создается впечатление, что в последние полтора года обе стороны всячески старались игнорировать серьезнейшие разногласия, связанные с сирийской проблемой. Однако далее избегать этой темы невозможно. Ожидаются судьбоносные решения, которые могут оказать огромное влияние на достаточно деликатные и хрупкие отношения между Москвой и Иерусалимом.

Контекст

Израиль торгуется с Россией

Al-Akhbar 14.03.2017

Путин и Нетаньяху скрестили шпаги

Neue Zürcher Zeitung 13.01.2017

Между Путиным и Нетаньяху

Haaretz 14.12.2016

ООН: антиизраильский курс России

Maariv 27.10.2016 Главной проблемой является то, что Россия взаимодействует с Ираном и «Хезболлой» в войне против «Исламского государства» (запрещенная в России организация — прим. ред.) в Сирии и поддерживает разветвленные торговые отношения с Тегераном. В том числе и в военной сфере. Между тем, Израиль считает Иран главной угрозой своей безопасности. Он не готов смириться с тем, что «Исламское государство» и «Хезболла», с помощью России, пытаются закрепиться на сирийской части Голанского плато, вблизи от северных рубежей еврейского государства. Следует отметить, что российские военные руководители и представители военно-промышленного комплекса настаивают на сближении с Ираном — даже если это приведет к охлаждению отношений с Израилем.

Речь идет о практических соображениях: с Ираном можно заключать миллиардные сделки в оборонной сфере. В то же время, с точки зрения российских военных, Израиль был и остается не более, чем американским сателлитом, с которым так или иначе невозможно реализовывать серьезные торговые проекты в военной сфере. В прошлом году российские СМИ подробно освещали заключение многомиллиардного договора о военной помощи между США и Израилем, подчеркивая, что таким образом Америка привязывает Израиль к своим стратегическим интересам.

И в Израиле, и в России многие задают вопрос: в чем подлинная суть российско-израильских отношений? Идет ли речь о партнерах, имеющих общие стратегические интересы, как это официально декларируют обе стороны. Или эти страны были и остаются жестокими противниками, как это имело место в советский период после Шестидневной войны 1967 года?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Советский Союз установил дипломатические отношения с Государством Израилем сразу после его создания в мае 1948 года. С июня 1967 года по октябрь 1991 года дипотношения были прерваны. В 1987 году дипломатические контакты были возобновлены на уровне обмена консульскими группами, а в октябре 1991 года восстановлены дипотношения в полном объёме. В декабре 1991 года были открыты израильское посольство в Москве и советское (российское) посольство в Тель-Авиве.

Поступательный характер российско-израильских отношений подтверждается активным делегационным обменом, в том числе и на высшем уровне. С официальными визитами Москву посетили израильские премьер-министры И. Рабин (1994), Б. Нетаньяху (1999), Э. Барак (1999), А. Шарон (трижды в период с 2001 по 2003 год), Э. Ольмерт (2006). Важным событием в истории развития российско-израильских отношений стал официальный визит Президента Российской Федерации В. В. Путина в Израиль в апреле 2005 года Министр иностранных дел России С. В. Лавров нанёс шесть визитов в Израиль в рамках рабочих поездок по странам Ближнего Востока. Политический диалог между двумя странами развивается по широкому кругу вопросов, в том числе по меж-мидовской линии в рамках двустороннего рабочего Комитета по Ближнему Востоку. Обмен мнениями по проблематике ближневосточного урегулирования идёт постоянно и на различных уровнях. На регулярной основе в регионе работает спецпредставитель министра иностранных дел России (в настоящее время С. Я. Яковлев), который проводит консультации с израильской и палестинской сторонами в рамках международной «четвёрки» наблюдателей по урегулированию регионального конфликта.

Русскоязычная община израильтян является важным фактором развития всесторонних отношений между Россией и Израилем, которые за последние пятнадцать лет можно охарактеризовать как динамично развивающиеся. Результатом дипломатических усилий обеих сторон стало подписание следующих межправительственных соглашений, охватывающих все области взаимного сотрудничества:

— о воздушном сообщении (1993 год);

— о торгово-экономическом сотрудничестве (1994 год);

— о научно-техническом сотрудничестве (1994 год);

— о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (1994 год);

— о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (1994 год);

— о сотрудничестве в области культуры и образования (1994 год);

— о сотрудничестве в области туризма (1994 год);

— о сотрудничестве в области физической культуры и спорта (1996 год);

— Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (1994 год);

— о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи (1995 год);

— об учреждении и условиях деятельности культурных центров (1996 год);

— о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (1997 год);

— о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (1997 год);

— о специальных мерах по обеспечению безопасности гражданской авиации (1997 год);

— о сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов (2002 год);

— о сотрудничестве в области морского транспорта (декабрь 2003 год);

— об отмене визового режима (2008).

Активно развиваются межпарламентские связи: в Госдуме парламентскую группу «Россия—Израиль» возглавляет депутат Н. Н. Гончар; ассоциацией дружбы «Израиль— Россия» в Кнессете руководит З. Элькин.

В июне 1995 года в Москве состоялось первое заседание Смешанной Российско-Израильской Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Заседания Комиссии поочерёдно проводятся в России и Израиле. Последнее, пятое по счету заседание прошло в Москве в 2005 году. За последние три года объём товарооборота вырос вдвое, превысив 1,5 миллиарда долларов. Продолжается сотрудничество в области освоения космоса. С помощью российских ракет-носителей на орбиту были выведены израильские спутники: в июне 1998 года — «ТехСат-2», в декабре 2000 года — «Эрос-Al», в декабре 2003 года — «Амос-2», в декабре 2004 года — «Эрос-Б», в апреле 2006 года — «Эрос-Б 1».

В последние годы значительно укрепились партнёрские связи израильских городов с Россией и властями российских городов и регионов. Этому способствовало подписание в Иерусалиме в 2003 году. Соглашения о сотрудничестве между конгрессом муниципальных образований Российской Федерации и Центром местной власти Израиля. Во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга было достигнуто соглашение о том, что израильский город Ришон ле-Цион и Северная столица России являются городами побратимами. В мае 2001 года состоялся визит мэра Тель-Авива Р. Хульдаи в Москву, во время которого был подписан Протокол о партнёрстве между Москвой и Тель-Авивом.

Насыщеннее и разнообразнее за последнее десятилетие стали культурные, общественные, молодёжные, научно-технические контакты, спортивные связи. В 2007 году в Тель-Авиве открылся российский культурный центр. Около 50 тысяч граждан России ежегодно посещают Израиль и почти 40 тысяч израильтян — Россию. Подписанное в 2008 году соглашение об отмене визового обмена способствует развитию туристического обмена.

После кризиса в советско-израильских отношениях в связи со вторжением Израиля на Синайский полуостров и сектор Газа в 1956-1957 гг., следующий существенный кризис в советско-израильских отношениях произошел 5 июня 1967 года, когда началась Шестидневная война. Когда на второй день военных действий стало ясно, что арабские ВВС полностью уничтожены, а положение сухопутных армий Сирии, Египта и Иордании катастрофическое, СССР не был готов к военному вмешательству в конфликт. Однако осуществлялась ожидаемая политическая и пропагандистская активность СССР в пользу арабских стран. Так, 5 июня 1967 г. советское правительство в специальном заявлении осудило «агрессию Израиля» и заявило о своей «решительной поддержке» правительствам и народам арабских стран. СССР также потребовало от Израиля в качестве первой и неотложной меры немедленно прекратить военные действия и отвести войска за линию перемирия. С аналогичным предложением выступил представитель СССР Н.Т. Федоренко на экстренном заседании СБ ООН. Представители США и Великобритании возражали против включения в резолюцию пункта об отводе войск.

Несмотря на то, что 6 июня 1967 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию, которая призывала все заинтересованные правительства в качестве первого шага безотлагательно принять все меры для немедленного прекращения огня и военных действий на Ближнем Востоке, израильские войска продолжали наступление. Поэтому 7 июня представитель СССР вновь потребовал созвать СБ ООН, и предложил установить точный срок прекращения военных действий. То есть, в качестве первого шага предлагалось потребовать немедленного прекращения огня и всех военных действий в 20.00 по Гринвичу. Такая резолюция была единогласно принята 7 июня и в тот же день правительство Иордания сообщило, что готово выполнить резолюцию о прекращении огня, а 8 июня правительство Египта информировало генерального секретаря ООН У. Тана о решении согласиться на требование о прекращении огня, при условии, что другая сторона поступит также.

Затем 8 июня советское правительство выступило с новым заявлением, предупреждающим израильское правительство, что если Израиль немедленно не выполнит требование о прекращении огня, содержащиеся в резолюции СБ ООН, то СССР прекращает дальнейшее поддержание дипломатических отношений с ним. 9 июня У. Тан информировал СБ ООН о согласии Египта, Сирии и Иордании на прекращение огня. Однако израильские войска начали воздушные и наземные операции против Сирии. В тот же день СБ ООН в третий раз потребовал, чтобы военные действия были прекращены. Однако, израильские войска продолжали продвигаться по сирийской территории, подвергая Дамаск разрушительной бомбардировке.

Затем 10 июня на заседании СБ ООН представитель СССР призвал принять «срочные и решительные меры» , чтобы остановить агрессора и осудить его по всей строгости международного закона. Представитель США, призывая все стороны прекратить огонь, высказывался против осуждения Израиля. Советское правительство заявило, что если Израиль не прекратит немедленно военные действия, то возможны самые решительные шаги со стороны СССР для «обуздания агрессора» . Однако военных средств у СССР для этого в регионе Средиземноморья не было. Поэтому 10 июня СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем.

Тем не менее, 10 июня израильские войска прекратили огонь на всех фронтах. Руководители Израиля посчитали, что выполнили военно-стратегические задачи. Более того, разрыв дипломатических отношений с СССР и странами Восточной Европы создавал атмосферу неопределенности среди израильского руководства. Разрыв советско-израильских отношений продолжался 24 года, которые были восстановлены в начале 1990-х.

Сложившаяся после арабо-израильской войны 1967 года на Ближнем Востоке тупиковая ситуация в деле урегулирования арабо-израильского конфликта была отчасти связана с отсутствием советско-израильских дипломатических отношений. Тогдашнему советскому руководству не хватило выдержки и самообладания для проведения более сбалансированной политики по отношению к Израилю, верх взяли эмоции и отсутствие навыков дипломатической работы. Более того, советские руководители решили поддерживать только арабскую сторону, что потом весьма негативно скажется как на роли СССР в регионе, так и на его участии в поиске путей решения ближневосточного конфликта. Поэтому неизменно до конца 1980-х гг. Москва считалась только с мнением арабов и игнорировала все то, что исходило от США и Израиля.

Перестройка в СССР существенно облегчила установление дипломатического диалога. Тем не менее, необходимость восстановления дипломатических отношений с Израилем была осознана советским руководством задолго до перестройки. Так, А.А. Громыко еще на конференции в Женеве в октябре 1973 года предложил восстановить советско-израильские дипломатические отношения, в том случае, если произойдет прогресс в урегулировании израильско-арабского конфликта. Такой подход к роли СССР в урегулировании арабо-израильского конфликта продолжался в середине 1980-х гг. И только 24 апреля 1987 г. М.С.Горбачев заявил:

ʻʻВ последнее время много говорят об отношениях между Советским Союзом и Израилем, причем нагромождается масса небылиц. Скажу прямо: нельзя считать нормальным отсутствие этих отношений. Но ведь и разрыв произошел по вине Израиля. Он являлся следствием агрессии против арабских стран. Мы однозначно признаем ― в той же мере, как и за всеми государствами, ― право на мир и безопасное существование. Вместе с тем, как и прежде, Советский Союз категорически против проводимой Тель-Авивом политики силы и аннексий. Должно быть ясно ― сдвиги в отношениях с Израилем мыслимы только в русле процесса ближневосточного урегулирования. Вырвать этот вопрос из такого контекста невозможно. И эта взаимосвязь создана развитием событий, самой израильской политикойʼʼ.

Данное заявление лидера СССР открывало перспективы для нормализации отношений двух государств. По свидетельству газеты «Гаарец», такой видный деятель как Э. Вейцман, «призвал правительство считаться с Советским Союзом в мирном процессе, так как невозможно навечно оставаться в изоляции» . Постепенно начались поиски взаимовыгодных контактов между израильскими и советскими дипломатами и политиками.

В результате политики «перестройки» и «нового политического мышления» процесс нормализации российско-израильских отношений получил своё логическое развитие. В 1988 г. в Москву прибыла израильская консульская группа (до этого многие консульские вопросы урегулировало консульство Нидерландов). В 1988 г. в Москве и Тель-Авиве начали работать консульские группы обоих государств, решавшие нередко и вопросы дипломатических отношений. В Советском Союзе весьма одобрительно оценили такой шаг израильских властей, как выдача в 1988 г. преступников, возвращение захваченного ими самолета и всего имущества и валюты, которую они похитили, намереваясь скрыться в Израиле. Советское правительство было благодарно за материальную помощь и сочувствие, проявленные властями и отдельными гражданами Израиля в связи с разрушительным землетрясением в Армении произошедшим в декабре 1988 г.

С поворотом к политическому реализму в отношениях между двумя странами начались и активные контакты между советскими и израильскими представителями на самых разных уровнях. В феврале 1989 г. во время поездки министра иностранных дел СССР Э.Шеварнадзе по некоторым странам Ближнего Востока в Каире состоялась его встреча с министром иностранных дел Израиля М. Аренсом. После встречи с Э. Шеварнадзе М. Аренс сделал следующее заявление:

ʻʻВ течение 20 лет мы переживали период «засухи» в отношениях Израиля с СССР в связи с тем, что Советский Союз порвал дипломатические отношения. Сегодня мы напоминаем людей, которые встретились после того, как очень долго не общались. Накопилось много вопросов, которые необходимо обсудить. Но всякий раз нам недостает отведенного времени. Мне показалось, мы обо считаем, что должны больше общаться. Один из вопросов, по которому мы договорились ― организация встречи экспертов по Ближнему Востоку для обмена мнениями и аналитическими соображениями. Кроме того, мы решили дополнительно встретится друг с другом. Думаю, в последующие несколько недель вы сможете наблюдать развитие диалога между нашими странами с целью наверстать упущенное за истекшие 20 лет. Я не настолько амбициозен, чтобы полагать, что один-два контакта приведут нас к соглашению. Наши взгляды расходятся по ряду вопросов. Но у нас есть общие цели. Я вижу, что Советский Союз очень заинтересован в мире на Ближнем Востоке. Я со своей стороны сказал господину Шеварднадзе, что никто не заинтересован в мире больше чем Израиль. Мы рады видеть у Советского Союза желание способствовать установлению мира в регионе, и я считаю, что он способен это сделать. Но прежде чем, мы достигнем согласия, необходимо прийти к пониманию друг друга. СССР должен осознать наши чувства, и, конечно же, Советский Союз постарается, чтобы мы поняли, в чем состоят его взгляды. Возможно, в процессе такого обмена наши позиции станут ближе…Советский Союз, вне всякого сомнения, может оказать помощь, убедив те арабские страны, на которые имеет влияние, вступить с нами в прямой контактʼʼ.

Позднее как сенсацию восприняли на Западе встречу специального представителя СССР по Ближнему Востоку Г. Тарасова с помощником заместителя премьер-министра Израиля Н. Новиком. По этому поводу Г. Тарасов заявил корреспондентам «Известий» 27 июля 1989 г.:

ʻʻНикакой сенсации нет. Идет обычная дипломатическая работа, требующая постоянных усилий. Активно участвуя в поисках путей урегулирования ближневосточного конфликта, Советский Союз, естественно, поддерживает регулярные контакты со всеми заинтересованными сторонами. Журналистам пора привыкнуть к этому: ведь такая работа будет продолжаться и дальше. В этом году советский специальный представитель уже побывал в Дамаске, Каире, Аммане. На прошлой неделе я встречался в Тунисе с председателем Исполкома ООП Ясиром Арафатом и другими палестинскими руководителями, это была очень полезная встреча. Разумеется, нельзя обойти вниманием и Израиль, прямого участника конфликта. Помимо диалога на уровне министра иностранных дел, контакты осуществляются и через консульские группы обеих стран, находящиеся соответственно в Москве и Тель-Авиве. Во вторник я принимал руководителя израильской группы А. Левина, а, находясь проездом в Париже, также в порядке поддержания контактов встречался с Н. Новиком. Хочу отметить, что в контактах со всеми заинтересованными сторонами основной целью остается, прежде всего, подготовка и организация международной конференции по Ближнему Востокуʼʼ.

В начале 1990 г. в Москве находился с визитом Э. Вейцман, который в частности заявил корреспонденту «Известий» 8 января:

ʻʻВ нашем сознании Советский Союз всегда занимал исключительное место. Поймите меня правильно, люди моего поколения были воспитаны на русских традициях и культуре. Мой отец родом из Пинска, родители матери вышли из Риги и Полтавы. В каждом из моих родственников есть хотя бы частичка русской крови. Вы много сделали для нас. СССР стоял у истоков рождения Израиля. В наших отношениях были и взлеты и падения, потом произошел разрыв. Сейчас же, как мне кажется, происходит своеобразное возрождение связей с вашей страной, отчасти благодаря эмиграции из Советского Союза. Что касается моего визита, то его цель ― установить нормальные рабочие отношения с Академией Наук и другими научными организациями. Отдельные контакты между учеными наших стран были и раньше, но сейчас мы намерены перевести их на официальный уровень. Думаю, что наши переговоры ― только начало взаимовыгодного процесса расширения сотрудничества в различных областях. А для того чтобы этот процесс развивался быстро и поступательно, необходимо сделать то, что давно уже назрело, на мой взгляд, стало жизненной необходимостью: нужно, наконец, восстановить нормальные дипломатические отношения между СССР и Израилем. Убежден, что это был правильный шаг в интересах обеих странʼʼ.

Данное заявление предполагало начало полноценных дипломатических контактов высокопоставленных должностных лиц и политических деятелей двух стран. С тех пор состоялось много всевозможных поездок должностных лиц двух стран и в Израиль, и в СССР, и не только министров, дипломатов, но и представителей общественности, деловых людей. Были сняты барьеры к эмиграции евреев из СССР в Израиль, что стало свидетельством того, что диалог, а не конфронтация ― главное достижение прогресса в решение любых проблем, в том числе и такой сложности, как ближневосточное урегулирование.

3 января 1991 г. представительства в Москве и Тель-Авиве стали генеральными консульствами. В октябре 1991 г. между Израилем и СССР были установлены дипломатические отношения. Вручение верительных грамот состоялось при том, что до 30 декабря 1991 года посол А. Бовин будет послом Советского Союза, а после - послом России.

Таким образом, нормализация и установление российско-израильских дипломатических отношений способствовали не только дальнейшему развития политического, экономического и культурного сотрудничества двух государств, но и содействовали стабилизации и улучшению региональной безопасности на Ближнем Востоке. Также эти события привели к более активному участию СССР и России в процессе арабо-израильского урегулирования.

Вместе с этим читают:
Российско-израильская торговля
Русские партии Израиля
Росийско-израильское экономическое сотрудничество