На скульптуре сальвадора дали телефонной. Телефон-омар — скульптура сальвадора дали с трубкой

«Телефон-омар» — сюрреалистическая скульптура, которую создал знаменитый испанский художник (1904-1989) в 1936 году. Необычная скульптура была создана совместно с другим художником-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом. Входит в цикл работ художника под названием «Паранойя и война».

В настоящее время скульптура находится в Галерее Тейт, Ливерпуль. Представляет собой совмещённые разноплановые вещи, которые связаны общей идеей. В нижней части обычный телефон чёрного цвета. В верхней части — муляж омара, который создан из гипса. Смысл такого совмещения, который кажется поначалу совершенно бердовым, заключается в том, что Сальвадор Дали такой акцией решил выразить свой протест всеобщему поклонению технике. Скульптура имеет примерно такой подтекст:

Люди отделились от природы и теперь отделяются друг от друга. С приходом телефонов людям даже не нужно встречаться друг с другом, чтобы пообщаться. Теперь живое общение заменяют провода и аудиокоммуникации. Несмотря на то, что с приходом телефонов люди могут общаться даже на больших расстояниях, именно телефоны и отдаляют людей друг от друга. Совмещение телефона и омара здесь может принимать самые разные формы и значения. Всё зависит от размышлений самого зрителя. Это может быть и намёк на необходимость быть ближе к природе. Также Сальвадор Дали выразил в этом некую одноплановость двух вещей: телефон, как продукт индустриализации человека, и омар, как популярный продукт потребления. Кроме того, омар является афродизиаком и в данной скульптуре является символом сексуального желания. О том, что под омаром кроется некий сексуальный подтекст может говорить иллюстрация Сальвадора Дали, которая была создана годом ранее и называлась «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), где также вместо ручки телефона находился омар.

Сам Сальвадор Дали говорил: «Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне никогда не подают отварной телефон; а еще не понимаю, почему шампанское всегда пьют охлажденным, а вот некоторые телефонные трубки, которые обычно бывают такими отвратительно теплыми и неприятно липкими в прикосновении, никогда не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».

Впервые произведение было представлено на первой Лондонской выставке сюрреалистического искусства в 1936 году. Дали, который представлял свои работы, выступил с лекцией в водолазном костюме.

Всего существует пять экземпляров скульптуры «Телефон-омар». Первый выставлен в Галерее Тейт в Ливерпуле, второй — на выставке «Вселенная Дали» в Лондоне, третий — в Музее электросвязи во Франкфурте-на-Майне, четвёртый — в Национальной галерее Австралии, а пятый экземпляр принадлежит фонду Эдуарда Джеймса.

Самый известный дизайнер-сюрреалист - Эльза Скьяпарелли. Она постоянно сотрудничала с фотографами и художниками (кстати, не только с сюрреалистами, но и дадаистами). Именно Скьяпарелли сделала сюрреализм модным. Самые известные ее вещи неизменно связаны с именем Сальвадора Дали. Художник создал принты для легендарного платья с нарисованными порезами и прорехами, а также предложил разместить изображение огромного лобстера на белоснежном платье. Лобстеры часто становились арт-объектами в его руках. Дали придумал телефон с трубкой в виде гигантского лобстера, а во время создания сюрреалистичного павильона «Сон Венеры» украсил обнаженные тела моделей морепродуктами.

Если вам также хочется примерить лобстера, то в вашем распоряжении моносерьги, бисерные броши, кольца и крупные кулоны.

Анатомия

Скьяпарелли также сотрудничала с Жаном Кокто. Совместно с этим артистом она придумала знаменитое пальто с профилями людей, практически соприкасающихся носами и своими профилями, формирующими силуэт цветочной вазы. В сюрреализме человеческое тело - объект для экспериментов. Оно распадается на части, искажается, порой пугает. В этом смысле украшения - отличная почва для подобных экспериментов: расшитые пайетками и камнями руки, запонки в виде сердец и подобные вещи сегодня делают многие бренды.

Губы и глаза

Сюрреалисты часто превращали женские губы, накрашенные яркой помадой, в объекты искусства, дизайна: вспомнить хотя бы флакон духов или диван Сальвадора Дали. В модном мире губы тоже часто украшали одежду (например, знаменитое платье из коллекции Сен-Лорана 1971 года, с губами из алых и малиновых пайеток). В ситуации с украшениями привычные материалы становились чем-то неожиданным, чем-то большим, чем просто красивыми побрякушками в виде звезд или цветов. Броши с жемчужными зубами, сапфировые слезы и сердца из рубинов стали настоящими арт-объектами.

Рассказывая о Каталонии, хочется открыть ее для вас по-новому, и описать в первую очередь достопримечательности, которым на различных сайтах и в блогах уделено меньше всего внимания. Однако не поделится своими впечатлениями от посещения некоторых из широко известных мест я все же не могу.

Говоря о Каталонии в ассоциативном ряду в первую очередь всплывают имена известных художников, а из художников в первую очередь конечно эксцентричный Сальвадор Дали. Нам посчастливилось побывать в Доме-музее Сальвадора Дали в Порт-Льигате, который полностью соответствует своему хозяину, но обо всем по порядку.


Порт-Льигат - это небольшая рыбацкая деревушка, расположенная недалеко от старинного испанского городка Кадакес. Дом Дали не узнать не возможно, его крыша украшена яйцами, а белые стены, как будто сияют на солнце. Перед домом на волнах Средиземного моря плещутся маленькие рыбацкие лодки. Вид очень умиротворяющий. Здесь великий художник жил с 1930 по 1982.


Дом состоит из нескольких рыбацких хижин, которые Дали выкупал постепенно и соединял с уже имеющимися помещениями. Все начиналось с полуразрушенной рыбацкой хижины, которая не была приспособлена для проживания. Именно эта хижина сегодня является первой комнатой, в которую вы попадаете входя в дом, еще ее называют медвежьей прихожей. Название очень говорящее, так как у входя в тесную комнатушку вас встречает чучело белого медведя. Который стоит на задних лапах с лампой, освещающей помещение, в одной лапе и несколькими нитями украшений из металла и камня на груди. За медведем красуется чучело совы и бабочки в рамке. Это не единственные чучела, которое вы встретите в этом доме. В этом же комнате стоит знаменитый диванчик в форме губ, обтянутый белой тканью с нарисованными на ней тропическими растениями.


Рядом очень скромная по размерам столовая, где расположены стулья с плетеными камышовыми сиденьями, старинная скамья с резной фигурной спинкой, стол на котором расположились два массивных кованых подсвечника, выдолбленный прямо в скале камин.

Из столовой, поднявшись несколькими ступенями выше, попадаешь в библиотеку, с большим количеством книжных полок, полностью заполненных книгами. Конечно сейчас на полках не стоит библиотека Дали, это всего лишь муляжи. Дело в том, что все книги из этой библиотеки находятся в Фигерасе, в центре изучения творчества Дали, основанном при фонде «Гала-Сальвадор Дали».

На самом верху книжных полок стоят три чучела белых лебедей с расправленными крыльями. Это создает впечатление, что, казалось бы, миролюбивые птицы, готовятся к нападению.

В ходе дальнейшего осмотра дома вам предстоит еще увидеть множество самых разных помещений, украшенных в неповторимом стиле Дали. Но одной из самых важных комнат в доме является мастерская художника. Это самая просторная и хорошо освещенная комната. В этом доме есть также отдельная комната Галы, так называемый овальный зал, где она читала и принимала посетителей. Чтобы попасть в это помещение сначала необходимо пройти через гардеробную со шкафами, на дверцах которых собраны коллажи из фотографий на которых пара появляется в компании разных звезд.


Однако, на осмотре всего дома экскурсия не заканчивается, вас ждут внутренний двор, оливковая роща, голубятня, знаменитый «Мусорный Христос» гигантских размеров, которого Дали создал из всевозможного сора и обломков, вынесенных волнами на берег бухты в Кадакесе.

А мы отправляемся дальше в еще одно место, связанное с Сальвадором Дали - мыс Кап де Креус. Это самая восточная точка материковой Испании, пиренейские горы, разделяющие Испанию и Францию, спускаются со своих заоблачных высот и уходят в Средиземное море скалистыми отростками, образуя неземные пейзажи. Эти места часто сравнивают с космическими. Постоянно дующие здесь пронзительные морские ветры делают растительность мыса крайне скудной (в основном это колючие кусты), а вулканические скалы превращают во что-то наподобие каменной губки. Именно это создает впечатление абсолютно инопланетного пейзажа. Инопланетный характер ландшафта во многом определен транмонтаной — суровым северным ветром, чьи разрушительные порывы подчас достигают 150 км в час.

Вдоль многокилометрового побережья проложены специальные пешеходные дорожки, которые петляют между выступами скал и заливами с прозрачной водой. Сам по себе маршрут достаточно сложный, порывы ветра делают его еще сложнее, потому для прогулки по этой местности нужна удобная обувь и неплохая физическая подготовка.


Мыс привлекателен не только для любителей необычных пейзажей и пеших прогулок, но и для тех, кому интересно творчество Дали. Именно эти пейзажи вдохновляли художника, Дали часто изображал на своих полотнах Кап де Креус. Например, на картине «Великий мастурбатор» можно рассмотреть силуэт скалы на мысе. Это не единственная картина, на которой Дали изобразил очертания скал Кап де Креус и чтобы вы могли их наблюдать, на дорожках расположены специальные указатели, которые подскажут куда смотреть и какое полотно художника вы должны увидеть. Но учтите, что транмонтана постоянно вносит свои коррективы в пейзаж мыса.


В самом начале материала я упоминала, что рассказывая о Каталонии, хочется открыть ее для вас по-новому, и описать в первую очередь достопримечательности, которым на различных сайтах и в блогах уделено меньше всего внимания. Ознакомится с такими местами вы сможете в июньском номере журнала Forbes Kazakhstan.

/ Дали - дизайнер / Телефон-омар

За пределами холста. Сюрреалистические предметы - телефон-омар

Что будет, если соединить индустриальный предмет с объектом живой природы, вещь, имеющую практическое предназначение с тем, что несет в себе лишь символику? Сальвадор Дали не задавался этими вопросами, он просто объединял несовместимое, шокируя и наслаждаясь полученным результатом.

Непонятная и абсурдная на первый взгляд, завораживающая своим глубоким внутренним смыслом комбинация телефона с омаромом (лангустом) рождает предмет, в высшей степени сюрреалистический.

Телефон будущего, или Аппарат, усиливающий половое влечение

«Телефон-омар», также известный как «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), родился в мозгу Сальвадора Дали в 1935 году. Выполняя заказ еженедельного нью-йоркского издания American Weekly, Дали нарисовал «телефон будущего» - аппарат, у которого вместо ручки… омар.


Как потом, в 1938 году объяснял сам Дали, в основе этой идеи лежит простой тезис, что лангусты в будущем заменят телефоны. Известно, что омары, как и многие другие морепродукты, - афродизиак. Для Дали это животное долгое время было символом сексуального желания. Омар появлялся и в некоторых других живописных и фотоработах работах маэстро.

Согласно замыслу Дали, гениталии омара находятся на уровне микрофона телефонной трубки. Таким образом, говорящий должен будет приблизить к ним свои губы. Пожалуй, это один из самых наглядных примеров символизации секса и сексуального желания посредством животных и продуктов.

Еще чуть позже, в своей «Тайной жизни…» Дали напишет: «Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне никогда не подают отварной телефон; а еще не понимаю, почему шампанское всегда пьют охлажденным, а вот некоторые телефонные трубки, которые обычно бывают такими отвратительно теплыми и неприятно липкими в прикосновении, никогда не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».

В настоящее время существует 5 официальных цветных копий «Телефона-омара». Среди них есть как абсолютно похожие, так и различающиеся моделями телефонных аппаратов. Один телефон хранится в музее Дали в Лондоне, второй - в музее телекоммуникаций, в немецком Франкфурте, третий - в фонде Эдварда Джеймса,в Нью-Йорке, четвертый - в Австралийской национальной галерее, в Канберре, пятый выставлен в Tate Gallery, в Лондоне.


Существует также 6 белых копий удивительного телефона. Одна из них экспонируется в Институте искусств в Миннеанаполисе, вторая - в Сент-Петерсберге, штат Флорида, в музее Сальвадора Дали . Остальные находятся в частном культурном центре, расположенном в португальском Белеме и принадлежат коллекционеру Джо Берардо.


Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде Картина «Постоянство памяти» на стене музея. Фото ©Кристина Уайтинг.

Крошечные вещи

Сальвадор Дали бесконечно очаровывался множеством крошечных вещей. Кроме насекомых, конечно. Ему нравились оливки, хлебные крошки, песчинки. Художник считал, что мелочи обладают мощью, позволяющей разрушать существа, в сто раз более крупные, чем они сами. И многие из его ранних картин очень миниатюрны.

Знаменитейшее полотно «Постоянство памяти» имеет громадное значение в истории современного искусства, но размеры произведения всего лишь 24×33 см.

Здесь омар, там омар, повсюду омары.

Ракообразные

В символизме Дали панцирь представлял броню, которая защищает скрытое в ней мягкое существо. Эта концепция тесно вязалась с самим художником-отшельником, который нуждался в твёрдой оболочке, способной защитить его от внешнего мира.

Омары стали центральным элементом не только в его живописи. Сотрудничая с эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли, Дали нарисовал огромного красного омара на белом шелковом платье. А в 1936 году он создал сюрреалистическую скульптуру «Телефон-омар», которая состояла из дискового телефона и прикреплённого к нему гипсового омара, заменявшего традиционную трубку.

«Eggs on the Plate without the Plate», 1932 (Неплоские яйца на плоской тарелке). Жёсткость снаружи, мягкость и хлипкость внутри.

Яйца

Как и ракообразные, яйца обладают твёрдой оболочкой, защищающей мягкое содержимое. Яйца – зародышевая форма, поэтому они символизируют рождение, новую жизнь и надежду. Дали явно питал к ним пристрастие. Яйца появляются в целостном виде, например в картине «Метаморфозы Нарцисса», и в разбитом, как на изображении выше. И здание Театра-музея Дали увенчано гигантскими яйцами.

«Приспосабливаемость желаний», 1929 (The Accommodations of Desire).

Женская сексуальность

По некой иронии, невзирая на любовь к яйцам, Дали был в ужасе от их происхождения. Женская сексуальность и её составляющие приводили его в ужас. В картине «Кровоточащие розы» он буквально изобразил кровь, истекающую из органов женской брюшной полости. В «Приспосабливаемости желаний» (выше) львиные головы обозначают зубастые влагалища. Этот мощный образ представляет потенциал женщины травмировать или даже кастрировать мужчину во время полового акта – основной фобии Дали.

«Великий мастурбатор», 1929.

Мастурбация

Сальвадор Дали испытывал отвращение к сексу, но был одержим мастурбацией. Даже распространено мнение, что это была почти единственная форма его сексуальной активности. К этой увлечённости обнаруживаются ссылки в картинах «Великий мастурбатор» и «Гитлер мастурбирует». В сюрреалистической работе «Мрачная игра» также присутствует мотив руки в различных вариациях.

«Балерина в мёртвой голове» (1939) и «Череп Сурбарана» (1956).

Черепа

Сохраняя верность своей парадоксальной природе, Дали боялся смерти, но не отходил от этой темы. Черепа как представление человеческой смертности, регулярно появляются в его картинах. В произведении «Испарившийся череп содомизирует рояль на коде» (1934) череп деформирован и встревожен. В картине «Лицо войны» символ смерти приумножен многократным изображением черепов в отверстиях уродливой головы.

Самые колоссальные изображения черепов в творчестве Дали это те, что составлены с помощью других элементов, как в произведении «Балерина в голове Смерти», вдохновившем многих художников.

«Антропоморфный шкафчик», 1936.

Ящики

Книги Зигмунда Фрейда, особенно «Толкование сновидений», привели художника в восторг. Они даже встретились незадолго до смерти психоаналитика. Дали откликнулся на подход Фрейда к скрытым тайникам подсознания, источнику снов и движущей силы творчества художника. Картины «Антропоморфный шкафчик» и «Жираф в огне» стали примером использования ящиков, встроенных в человеческую фигуру, чтобы показать скрытые аспекты личности.

Став известным художником, Дали обратился к религиозной тематике в конце 1940-х годов. Фото © Getty Images.

Религия

В детстве Дали столкнулся с противоречием. Его мать была глубоко верующей католичкой, а отец выказывал отвращение к религии. В зрелые годы художник пережил обновление веры и заинтересовался традиционной иконографией христианства. Он увлёкся её метафизическими аспектами и возможностью интеграции религии и науки. С конца 1940-х и в 50-х годах художник создал серию откровенно религиозных картин, написав «Тайную вечерю», несколько версий распятого Христа и Мадонну, в которой угадываются черты его главной вдохновительницы – Галы.