Основные виды искусства. Виды искусства. Основная классификация По каким основаниям выделяют виды искусства

Определив искусство как единое явление, следует иметь в виду, что такое «искусство вообще» является абстракцией, отвлеченностью. На практике существуют различные виды искусства, каждый из которых имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и обладает для их решения собственными средствами. Распределение искусств по этим общим признакам называется классификацией искусств. Классификация позволяет глубже понять характер отдельного произведения, относящегося к тому или иному виду.

В первую очередь искусства традиционно делят по способу их «бытования» и восприятия на временные и пространственные . Временные искусства отличаются тем, что произведения разворачиваются и воспринимаются во времени. Произведение искусства в этом случае часто оказывается неотделимым от человека: автора или исполнителя. К временным искусствам относятся искусство слова или поэзия, танец, музыка, кино. К пространственным – живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное искусство, дизайн. Театр занимает промежуточное место – представление располагается в определенном пространстве, но действие разворачивается во времени. Чаще всего, театр называют синтетическим искусством, так как он (так же как и кино) объединяет, синтезирует достижения различных искусств – поэзии, музыки, живописи.

Следует заметить, что в силу разнообразия и сложности видов искусства жесткое разграничение их по определенным признакам оказывается практически невозможным, можно говорить лишь о преобладании тех или иных средств выражения, форм, методов. Так, в пространственно-временную классификацию не до конца вписываются танец, пантомима, театр, кино. Элемент условности присущ и другому принципу разделения искусств, основанному на преобладании изобразительности или выразительности в арсенале художественных средств.

К изобразительным искусствам безоговорочно относят живопись, графику, скульптуру. Одним из ключевых принципов создания образов служит здесь принцип подражания – мимесис . Образы строятся как подобия реальных предметов или явлений, они узнаваемы и рассчитаны на зрительное восприятие. Созданный художником образ как бы отсылает зрителя к своему источнику – прообразу или прототипу . При этом мысленное соотнесение образа и прообраза, искусства и действительности часто влияет на эстетическую оценку произведения изобразительного искусства – глядя на картину, мы невольно «сравниваем» ее с нашими собственными представлениями об изображенных явлениях. Этот момент узнавания, совмещения нашего опыта с художественным образом делает возможным контакт между художником и зрителем. В то же время, привычка видеть в искусстве только знакомое и узнаваемое иногда создает барьер между зрителем и произведением, относящимся к ушедшей эпохе или принадлежащем культуре с отличной от нашей системой ценностей. Для современного изобразительного искусства (начиная с конца ХIХ века) характерен уклон в сторону выразительности. Крайним проявлением этой тенденции является беспредметное искусство , расцвет которого приходится на двадцатые годы прошлого века. Произведения авангардистов этой эпохи по способу создания и применяющейся технике относились к изобразительным искусствам, а по характеру образов и выразительных средств – к выразительным. Можно сказать, что выразительность и всегда присутствовала в живописи, скульптуре, графике, но в двадцатом веке она была «выведена на поверхность».


Выразительными искусствами считаются музыка, танец, архитектура. Образы, создаваемые этими искусствами,не имеют прямых прообразов среди окружающих предметов или явлений, они могут вызывать лишь некоторые ассоциации. Произведения музыки, архитектуры создаются не на основе наблюдения конкретных явлений, а на основе «суммарных» впечатлений от действительности, которое художник черпает из своего внутреннего мира. Можно сказать, что эти искусства тоже создают изображения, но абстрактные. Произведения выражающие, в первую очередь, внутреннее состояние автора при всей их «неясности» подчас оказывают глубокое психологическое воздействие. В первую очередь это относится к музыке – ни одно другое искусство не способно с такой силой действовать на настроение человека, на его чувства. Не случайно во многих культурах музыкальные занятия рассматривались как способ устроения, гармонизации души. Танец так же способен захватывать зрителей, заражать определенным настроением, хотя диапазон воздействия здесь несколько уже. Поэтому он, как правило, нуждается в музыкальном сопровождении. Иное воздействие оказывает зодчество. Архитектурные образы статичны и они в большей степени нуждаются в продолжительном рассматривании, вчувствовании. Однако впечатление от архитектуры оказывается порой более глубоким – длительное пребывание человека в определенной архитектурной среде способно влиять на его внутреннее состояние, создавая психологический настрой.

Поэзия, театр, кино занимают промежуточное положение – выразительность и изобразительность присущи им в равной степени. Такому соединению способствует соединение на сцене или на экране достижений других искусств. Однако синтетичность театра и кино не только в этом. Специфическим средством воздействия здесь выступает игра актера, которая так же соединяет изобразительность (актер изображает, «показывает» персонажа) и выразительность (мимикой, голосом, движениями выражаются различные чувства). Актерская игра является «необходимым минимумом» театрального действия, без которого оно не может состояться.

Несколько сложнее обстоит с поэзией или словесным искусством. Главная особенность поэзии заключена в ее особом материале – слове. Слово обладает многоплановостью воздействия: несет в себе идейное содержание – мысль, создает зримые картины – образы, обладает выразительной «телесностью» – фонемой. В идеале каждое слово поэтического текста (а поэзия является как бы «идеальным образцом» литературы) гармонично сочетает в себе смысл, образ, мелодику.

Краткое рассмотрение видов искусства позволяет оценить разнообразие сферы художественного творчества – музыка и танец, театр и архитектура по-своему раскрывают внутренний мир человека, характеризуют время их создания, культуру той или иной эпохи. Однако при историческом подходе к изучению художественной культуры приоритет, как правило, отдается изобразительным, прикладным искусствам, архитектуре. Причина этого предпочтения заключается, прежде всего, в том, что пространственные произведения способны надолго пережить время своего возникновения. Театральные представления Античности, музыка Древнего Китая известны только по описаниям. О том, как выглядели танцы людей палеолитической эпохи, мы можем догадываться, основываясь на данных этнографии, а памятники изобразительного искусства, хранящие тепло рук наших далеких предков непосредственно предстают перед нашими глазами. Благодаря сохранившимся произведениям архитектуры, живописи, скульптуры мы можем видеть остатки древнейших городов, лица великих людей прошлого, можем представить, чем восхищались и к чему стремились представители ушедших культур.

Существенным является и то, что восприятие пространственных искусств не требует значительных затрат времени, знакомство с памятниками изобразительного искусства позволяет достаточно быстро составить представление о культурном облике эпохи. Современная техника печати и цифровой обработки визуальной информации позволяет увидеть прославленные шедевры живописи с минимальными искажениями цвета. Несколько сложнее ситуация с трехмерными пространственными искусствами – скульптурой и архитектурой. Их полноценное восприятие требует смены точки зрения. Однако и здесь использование нескольких фотографий позволяет составить представление о замысле художника и его воплощении в материале.

Сложность восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры, по сравнению с поэзией, состоит в том, что они пользуются собственным условным языком – языком линии, цвета, объема, понимание которого требует некоторой подготовки. Однако этот «недостаток» визуальных искусств имеет и свою положительную сторону – произведения архитектуры, памятники прикладного искусства, живопись, в отличие от произведений литературы, не нуждаются в переводе, их условный язык интернационален, он, в известной степени, шагает поверх барьеров, сближая эпохи, страны и цивилизации. Доисторическая эпоха или древние культуры, чью письменность не удается прочесть, известны нам благодаря сохранившимся артефактам, из которых наиболее информативными для культуролога являются памятники изобразительного искусства.

При изучении мирового искусства мы так же будем преимущественно опираться на памятники архитектуры, скульптуры, живописи, по возможности и в меру необходимости дополняя их рассмотрение примерами из истории музыки, театра, литературы.

Однако прежде чем обратиться к историческому рассмотрению художественной культуры необходимо ознакомиться со специфическим языком изобразительного искусства, а так же с принятым в нем делением на виды и жанры. В сжатом виде эта информация изложена в нижеприведенной Таблице 1.

Таблица 1

Виды и жанры изобразительного искусства .

Основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).

Объектом (или предметом ) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования - художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства - высшая форма результата творчества.

Цели искусства :

  • распространение духовных благ ;
  • самовыражение автора.

Функции искусства.

  1. Познавательная . Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.
  2. Воспитательная . Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.
  3. Эстетическая . Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.
  4. Гедонистическая . Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.
  5. Прогностическая . Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.
  6. Компенсаторская . Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).
  7. Социальная . Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а а может призывать к чему-либо (пропагандистская).
  8. Развлекательная (например, массовая культура).

Виды искусства.

Виды искусства различны - все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

  1. Изобразительное искусство :
    • статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.);
    • динамическое (например, немое кино, пантомима).
  1. Выразительное искусство (или неизобразительное):
    • статическое (архитектура и литература);
    • динамическое (музыка, танцевальное искусство, хореография).
  2. Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

  • прикладное (декоративно-прикладное);
  • изящное (музыка).

По времени создания :

  • традиционное (скульптура, литература);
  • новое (кино, телевидение, фотография).

По соотношению время-пространство :

  • пространственное (архитектура);
  • временное (музыка);
  • пространственно-временное (кино, театр).

По количеству используемых компонентов :

  • простое (музыка, скульптура);
  • сложное (оно же - синтетическое: кино, театр).

Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества - развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Среди всех видов искусства принято на первое место ставить художественную литературу, хотя единственным, пожалуй, основанием для этого является ее гораздо более широкая аудитория, чем у произведений других видов искусства.

Художественная литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является обычный, или повседневный, язык. Как и другие виды искусства, литература воспроизводит, или изображает, предметы и ситуации. Но поскольку она пользуется для этого языком, то в отличие от изобразительных искусств в собственном смысле слова (живописи, скульптуры и др.) и от синтетических искусств (театр, кино, телевидение и др.) пользуется образами "невещественными" (Г. Лессинг), лишенными прямой зрительной наглядности и достоверности: слово нс обладает чертами визуального сходства с тем, что оно означает. Невещественностью образов обусловлена некоторая ограниченность литературы, но одновременно слова, используемые писателем, позволяют постигнуть реальность компактно и оперативно во всей многоплановости ее проявлений, постигаемых не только чувством, но и интеллектом. Писатель способен представить человека как мыслящее и говорящее существо, сблизить художественный текст с публицистическим или философским.

Музыка – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. Для музыки характерно особо активное и непосредственное воздействие па внутренний мир человека. Звуки в качестве основы музыкальной образности и выразительности лишены смысловой конкретности слов, нс воспроизводят видимых картин мира, как это делает живописный образ. Но звуки имеют интонационную природу, в которой выражается многовековой речевой опыт, опыт ритмических движений, воплощаемых, в частности, в театре, танце и т.п. Выразительность музыке придают и такие компоненты музыкальной композиции, как мелодия, гармония, ритм, композиция, полифония, фактура и др. Существование музыкального произведения неотделимо от его исполнения: без исполнителя такое произведение всего лишь нотная запись. Музыка может исполняться с помощью средств: есть вокальная, инструментальная, вокально-инструментальная музыка. Музыка существует в разных видах и жанрах. Есть симфоническая, оперная и камерная музыка; но есть и музыка песни, танца, симфонии, сонаты, сюиты, героической или комической оперы и т.д. Художественные образы музыки отличаются большой обобщенностью. Но вместе с тем их отличает огромная эмоциональная сила, способная интегрированно выразить бытие человека. Музыка способна выражать тончайшие оттенки человеческих чувств и воздействовать на глубинную психологию человека.

Живопись – вид изобразительного искусства, своеобразие которого состоит в создании художественных образов при помощи красок, нанесенных на какую-либо твердую поверхность (основу). Живопись наглядно воспроизводит колористическое богатство действительности, ее пространственность и предметность, воплощает широкий круг представлений о жизни людей, общества и природы. В зависимости от материалов, используемых художником для создания живописного произведения (масло, клей, воск и др.), различают такие разновидности живописи, как масляная живопись, темпера, живопись по штукатурке (фреска), энкаустика (живопись воском на доске) и др. Существуют разные жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, историческая живопись, бытовой жанр и др. Различаются также виды живописи: станковая живопись, или картина, иконопись, панорама и диарама, монументально-декоративная живопись, декорационная и др. Существенно обогатили живопись открытия ракурса, перспективы и светотеневой моделировки. Однако если в живописи и наблюдался прогресс, он заключался не в растущем умении живописца копировать то, что "есть на самом деле", а в умении создать впечатление, что мы видим изображаемый им предмет. Даже самые правдоподобные изображения нельзя назвать просто копиями. Характерным примером могут служить два рисунка Пикассо: "Наседка с цыплятами" (1941) и "Петух" (1938). На первом из них весьма реалистично изображена курица, склонившаяся над своими цыплятами; на втором представлен воинственный петух. Если в первом случае Пикассо явно стремился передать беспокойство курицы и ее заботу о своих крошечных цыплятах, то во втором случае его меньше всего заботило внешнее сходство изображенного петуха с его прототипом (если таковой вообще существовал); художник стремился передать прежде всего агрессивность, наглость и упрямство петуха.

Киноискусство – вид художественного творчества, вошедший в систему синтетических видов искусства в XX в.

В 20-е гг. прошлого века завершился период немого кино, и были открыты и реализованы многообразные возможности выражения художественных мыслей на экране, обновлена вся жанровая система киноискусства. Его синтетичность обнаруживается в том, что оно дает синтез разных искусств: литературы, живописи, музыки, театра.

Архитектура – вид искусства, задачей которого является создании сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая, естественно, и их эстетические потребности. Как область искусства архитектура появляется еще в культурах Месопотамии и Египта. Как авторское искусство она складывается к V в. до н.э. в античной Греции. Вплоть до середины XIX в. в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством архитектура определяла собой стиль. Романика, готика, Возрождение, классицизм – это прежде всего характеристики архитектуры определенных периодов прошлых эпох. С конца XIX в. архитектура уступает лидерство в формировании господствующего художественного стиля живописи и скульптуре. Модернизм, конструктивизм, постмодернизм – это прежде всего определенная живопись и скульптура, и только потом – архитектура.

Скульптура – вид изобразительного искусства, специфика которого – в объемном претворении художественной формы в пространстве. Скульптура представляет преимущественно формы людей, реже – животных и еще реже – пейзаж или натюрморт. Различаются две основные разновидности скульптуры: круглая скульптура (статуя, группа, торс, бюст) рассчитана на осмотр ее со многих углов зрения; рельефная скульптура представляет собой изображение на плоскости, воспринимаемой как фон.

Существуют также другие виды искусства: хореография, театр, фотоискусство, цирк, эстрадное искусство, декоративно-прикладное искусство и др.

4.1. Понятие искусства

4.2. Пространственные виды искусства:

· архитектура;

· скульптура;

· живопись;

· фотография.

4.3. Динамические виды искусства:

· литература;

· музыка..

4.4. Синтетические виды искусства:

· театр;

· цирк;

· кино;

· эстрада;

· хореография;

· телевидение.

4.1. Искусство – форма общественного сознания, специфический вид духовно-практического освоения мира. Искусство – одна из важнейших сфер культуры. Без него невозможно представить жизнь людей.

Зачатки художественной деятельности человечества отмечаются еще в первобытном обществе, задолго до появления науки, философии. И все же проблема сущности и специфики искусства не решена полностью до сих пор. Какой же смысл вкладывается в понятие «искусство». Можно выделить 3 разных значения этого слова.

1. Искусство – мастерство. – В этом значении «искусство» выступает как искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является нечто искусственное по сравнению с естественным, природным. Высшая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Именно этот смысл вытекает из древнегреческого слова «технэ» – искусство, мастерство.

2. Искусство – творчество по законам красоты.

Такое творчество относится к широкому кругу деятельности:

· создание полезных вещей, машин;

· оформление и организация общественного и личного быта;

· культура повседневного поведения;

· общение людей и т.д.

Объект искусства – как и науки, философии – окружающий мир.

Предмет искусства – реальность, жизнь в ее самом широком общественном значении.

3. Искусство – художественное творчество, продуктами которого являются социальные, духовные, эстетические ценности.

Искусство оказывает влияние на формирование личности, обогащает ее чувственно-эмоциональный и интеллектуально-мыслительный потенциал.

Искусство совершенствует творческие способности и возможности человека, побуждая его к деятельности по законам красоты.

Отличие искусства от науки:

1. Объектом науки является истина, а объектом искусства – красота.

2. Отражение действительности: в науке – в форме абстрактных понятий, в искусстве – в формах художественных образов.

Искусство существует в конкретных своих видах , является моделью деятельности личности и отражением мира в определенных исторических условиях, оно классово и политически ориентировано, национально и интернационально .

Искусство существует в конкретных своих видах: архитектура, скульптура, живопись, театр, литература, музыка и др.

4.2. Виды искусства – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам материального воплощения.

Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительных средств и приемов.

Виды искусства отличаются друг от друга:

· предметом изображения;

· использованием различных изобразительных средств.

Попытки изучить строение мира искусств были предприняты в глубокой древности. Первой попыткой является мифологическая классификация видов искусств, которая включает в себя: трагедию , комедию , «техническое искусство »: архитектура, медицина, геометрия; «мусическое искусство »: поэзия, музыка, танец.

В эпоху Возрождения было произведено исследование различий между изобразительным искусством и поэзией. Л. да Винчи в «Книге о живописи» и Лессинг в «Лаооконе», Ш.Батте в трактате «Изящные искусства» дали первый глубокий анализ искусства.

В начале XIXв. Гегель в «Системе отдельных искусств» изложил взаимоотношения между пятью главными видами искусств – архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой и поэзией; проанализировал закономерности разделения поэтического искусства на роды: эпический, лирический и драматический.

Начиная с XIXв. мировая эстетическая мысль (Гегель, Шеллинг, Вагнер, Скрябин и др.) доказала равноценность и необходимость существования и развития всех видов искусств.

В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств. Наиболее распространенной схемой является его деление на три большие группы:

1 группа пространственные или пластические виды искусства:

· архитектура;

· все жанры изобразительного искусства;

· художественная фотография.

2 группа – временные или динамические виды искусства: литература и музыка.

3 группа: пространственно-временные виды : театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк.

В современных условиях заметно повышается художественное начало в различных сферах человеческой деятельности. Спортивные празднества все больше превращаются в целостные театрализованные представления, а в отдельных видах спорта (фигурное катание, художественная гимнастика) мастерство спортсменов поднимается до уровня настоящего художественного творчества. Облик, экспозиция, реклама различных выставок, ярмарок представляют собой эстетически наполненное художественное творчество.

Архитектура (от греч. строитель) – это вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным, духовным и эстетическим потребностям людей.

Следуя определению, в ней воедино сливаются польза и красота, технические и эстетические начала.

Архитектуру многие считают искусством историческим. Ведь для того, чтобы укрыться от непогоды, первобытный человек должен был соорудить себе какое-нибудь жилье, а это – ее начало.

В Древнем Египте строились огромные гробницы, пирамиды, храмы со множеством колонн. Для этой архитектуры характерны: геометрическая четкость форм, несочетаемость масштабов сооружений и человека, монументальность, подавляющая личность.

Грандиозные сооружения создавались не для удовлетворения реальных потребностей народа, а во имя культовых целей, во имя возвеличивания деспотической власти фараона.

В Древней Греции архитектура приобретает демократический облик.. Культовые сооружения теряют свой гнетущий характер. Так, храм Парфенон своей красотой утверждает красоту, свободу, достоинство человека. Возникают новые виды общественных зданий и построек: театры, стадионы, шкоды. Архитектурные сооружения строятся по гуманистическому принципу красоты, который был сформулирован Аристотелем: прекрасное должно быть не слишком большое и не слишком маленькое. Человек – мера всех вещей, в архитектуре присутствует мера красоты и масштабов сооружения.

В Средневековье в архитектуре господствует готический стиль . В готических соборах выражались не только религиозный порыв к Богу, но и страстная земная мечта о счастье.

В эпоху Возрождения начинает развиваться стиль барокко . Здания, построенные в этом стиле, отличались вычурностью, большим количеством лепных украшений, внутренней росписью. Архитектуре этого времени присущи пафос, приподнятость, контрастность форм. Примеры этого стиля: Версальский дворец, Зимний Дворец в Петербурге, ансамбли Царского села (архитектор Растрелли).

В эпоху Нового времени (начиная с XVIIIв ) возникают стили рококо (раковина ) и ампир . Характерные черты рококо : богатая роспись, большие зеркала, создающие впечатление легкости и нематериальности стен.

В стиле ампир (империя ) выражена монументальность и величественность, воплощены эстетические вкусы крупной буржуазии (триумфальная арка в Париже).

С XVI до 30-х годов ХХвв насчитывает трехвековую историю стиль классицизм . Его признаки: соразмерность, пропорциональность, ясность, достигаемые простыми конструктивными и художественными средствами. Это различные типы зданий: промышленные, административные, многоэтажные жилые дома. Все это требовало от архитектора решения следующих задач: создание удобного для эксплуатации здания и эстетически завершенной формы.

В ХХв. важнейшее значение начинает приобретать «архитектура малых форм»: киоски, урны, тумбы для рекламы, фонарные столбы и т.д.

В условиях мирового экологического кризиса важным для человека является и художественно-осмысленная «зеленая архитектура», т.е. «садово-парковая» культура.

В преобразовании предметной среды большое значение имеет «архитектура монументальных форм»: дороги, мосты, триумфальные арки, телевизионные мачты и др. Их отличает масштабность и сложность технической конструкции.

Архитектуру справедливо называют летописью мира. Ведь она говорит тогда, когда уже молчат предания о безвозвратно ушедшем народе и его культуре. На страницах этой «каменной книги» запечатлены целые эпохи человеческой истории.

Изобразительное искусство включает в себя: живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию.

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощи красок и цветных материалов.

Живопись бывает:

монументальная – живописные произведения большого масштаба: живопись на стенах, сводах, столпах и т.д.

Ее разновидности:

мозаика – монументальная живопись, в которой изображение или орнаментный мотив выполняется из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу цветных камней, мрамора, кубиков разноцветной стеклянной пасты – смальты;

фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на известковом растворе;

станковая – живопись, имеющая самостоятельное значение, картины различных жанров, написанные на полотне (реже на картоне, бумаге), чаще всего масляными красками.

Основные жанры живописи:

· пейзаж – изображение природы;

· портретная;

· натюрморт – изображение естественных предметов: фруктов, цветов, вещей и т.д.;

· сюжетно-тематические картины – изображение исторических, батальных и бытовых сцен.

Миниатюра – живописное произведение небольшого формата, исполненное на бумаге, металле, керамике, фарфоре, дереве.

Графика – однотонный рисунок . Она бывает в виде гравюры (гравюра – печатный оттиск рельефного рисунка, нанесенного на деревянную или металлическую доску)., карикатуры, литографии (способ плоской печати на камне (известняке)).

Скульптура – вид изобразительного искусства, воспроизводящего действительность в объемно-пространственной форме.

Основные используемые материалы: камень, бронза, мрамор, дерево.

Виды скульптуры:

1. монументальная – памятники, монументы.

2. станковая – произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельное значение.

3. скульптура малых форм – игрушки, медали, резьба по камню.

Художественная фотография - относительно молодой вид искусства. Сегодня фотография – это не просто копия внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф путем выбора объекта, освещения, специального положения фотоаппарата может создать художественный образ. В конце ХХ ст. художественная фотография заняла свое особое место в ряду изобразительных видов искусств.

Декоративно-прикладное искусство – это древний вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и эстетических потребностей человека.

Этот вид искусства очень древний, он использовался для украшения предметов. Художественно-образный смысл декоративно-прикладного искусства – орнамент, который становится признаком определенного национального своеобразия, по которому мы без труда узнаем, какой национальности он принадлежит: древнегреческие росписи на глиняных вазах, туркменские и китайские ковры, западно-украинские, русские печи и т.д. Этот вид искусства способствует совершенствованию предметной культуры, художественное оформление вещи должно быть строго согласовано с ее практическим значением.

4.3. Литература – письменная форма искусства, один из основных его видов.

Термин «литература», начиная с XVIIIв, вытеснил понятия «поэзия». «поэтическое искусство». Главным выразительным и изобразительным средством литературы является слово . Оно раскрывает сюжет, показывает литературные образы в действии, а также непосредственно формирует авторскую позицию и делает ее доступной читателю.

Являясь наиболее аналитическим из всех видов искусства, литература при помощи слова создает реальное живое бытие и то, что называется «художественная действительность».

Виды литературных произведений:

1. Эпос – романы, повести, рассказы, очерки.

2. Лирика - стихотворные жанры, элегия, сонет, ода.

3. Драма – комедия, трагедия.

История мировой литературы восходит из глубокой древности, фольклора. Древнейшие литературные памятники - «Библия», «Повесть временных лет», «Рамаяна». Они стали фундаментом мировой культуры.

Музыка – вид искусства, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы.

Поражает в музыке ее способность говорить о многом, не говоря ни слова, выражать многое, не используя зрительных образов.

Жанры музыки: опера, симфония, камерная музыка, инструментальная, вокально-инструментальная и др.

Музыка способна оказывать влияние на самых неподготовленных людей, воздействовать музыки на рост растений, врачевать болезни, изменять настроение в нужном направлении . Произведения мировой классики рекомендуют слушать для уменьшения раздражительности, тревоги, от головной боли. Музыка и национальна, и интернациональна, она не знает границ