Полифония и ее разновидности. Полифонические произведения Полифония примеры произведений

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Общее фортепиано» является важным звеном музыкально-педагогического процесса воспитания учащихся инструменталистов. Занятия в рамках данного предмета прививают навыки игры на инструменте, чтения с листа, игры в ансамбле, аккомпанемента, расширяют возможности бытового любительского музицирования, создавая условия для более широкой вовлеченности в музыкальную культуру.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок, как индивидуальное занятие педагога с учеником.

Развитие техники чтение нот с листа

Работа над беглостью пальцев на материале разнообразных упражнений и этюдов

Работа над полифонией, крупной формой, пьесой

Игра в ансамбле

Необходимо воспитывать у учащихся сознательное отношение к художественному замыслу исполняемого произведения, при изучении, ознакомлении и чтении с листа систематически работать над системой музыкально-исполнительских приемов на учебно-вспомогательном (гаммы, арпеджио, аккорды и этюды) материале.

Предлагаемые репертуарные списки отражают как академическую направленность репертуара, так и возможность индивидуального подхода к каждому ученику, позволяют разнообразить репертуар по стилю, форме, содержанию, активно вводить современную музыку, в том числе и джазовые сочинения.

Степень успеваемости учитывается на контрольных занятиях (2раза в год), экзаменах (4 и 6 года обучения) и выступлениях в открытых тематических концертах:

I полугодие (кроме 1 года обучения) – 2-3 разнохарактерные пьесы (возможен один ансамбль)

II полугодие – 3 разнохарактерных произведений (из них возможен один ансамбль)

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ

В течение учебного года учащиеся должны изучить:

1 класс – 15-20 произведений, пьесы песенного и танцевального характера, с элементами полифонии, этюды, ансамбли.

2 класс – 10-12 разнохарактерных произведений

3 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, одно произведение крупной формы, 1-2 произведения полифонического стиля, 2 ансамбля.

4 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1-2 произведения полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 2 ансамбля.

5 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1-2 произведения полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 2 ансамбля

6 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1-2 произведения полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 3-4 ансамбля

7 класс – 2 этюда, одно произведение полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 2 пьесы, аккомпанемент к двум песенным мелодиям, 2 ансамбля.

ГОДОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Ознакомление с построением гамм, арпеджио и аккордов.

I полугодие – до и соль мажоры и ля и ми миноры, гаммы двумя руками на одну октаву, арпеджио и аккорды отдельно каждой рукой

II полугодие – фа и си-бимоль мажоры, миноры ре и соль двумя руками на одну октаву, арпеджио и аккорды каждой рукой отдельно.

I полугодие – диезные мажорные и минорные гаммы до двух знаков при ключе двумя руками на две октавы, арпеджио и аккорды двумя руками на две октавы.

II полугодие аналогично бемольные гаммы.

I полугодие – диезные мажорные и минорные гаммы до трех знаков в прямом движении, аккорды, короткое арпеджио, хроматическая гамма двумя руками.

I полугодие – диезные мажорные гаммы и минорные до четырех знаков в прямом виде, аккорды, короткое арпеджио, доминантсептаккорд, хроматическая гамма двумя руками.

II полугодие - аналогично бемольные гаммы.

I полугодие – диезные мажорные гаммы и минорные до пяти знаков в прямом виде, аккорды, короткое арпеджио, доминантсептаккорд, хроматическая гамма двумя руками. 11 видов арпеджио от ноты до.

II полугодие – аналогично бемольные гаммы. 11 видов арпеджио от ноты соль.

РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Класс

Этюды

А.Балаж «Игра в солдатики»

Б.Барток F-dur, С-dur

Г.Беренс соч.70 № 8, 12, 15, 16, 24-29, 37, 41

И.Беркович «Маленькие этюды» № 10-19, 23

А.Гедике соч.32 № 2, 3, 24

Соч.36, № 13,14, 22

Соч.46 № 11, 18, 20

Е.Гнесина «Азбука» № 1-3, 7, 9-13, 15, 19

А.Жилинский № 9-12, 15-17, 22-24

С.Майкапар а-moll

А.Николаев С-dur

Г.Окунев «Отражение в воде», «Маленькие лиги», «Легато и стаккато»,

«Этюд в двух вариантах», «Веселый молоток»

А.Пирумов «Этюд»

К.Черни соч.139 по выбору

Л.Шитте соч.108 № 1-9, 13, 14, 17, 18, 20

Соч.160 № 1-19, 21, 22

Пьесы и ансамбли

« Фортепианная игра» /редакция Николаева/ М.1987 г.

Раздел I № 1-62, 72-78

« Музыкальные картинки» /Л.Хереско/

В.А.Моцарт «Весенняя»

«Первые шаги маленького пианиста» /сост.Т.Взорова, Г.Баранова,

А.Четверухина 1-83/

Ансамбли

И.Беркович « Маленький рассказ», «Мелодия», «Игра»

З.Левина «Тик-так»

М.Красев «Колыбельная»

«Выйду ли я на реченьку»

А.Александрова «Игра в перегонки»

В.Витлин «Дед Мороз»

С.Прокофьев «Болтунья»

«Здравствуй, гостья зима»

Татарская народная песня

«Шуточная»

«Малыш за роялем» /сост.И.Лещинская, В.Попроцкий/

М.сов.композитор 1989 г.

Часть II, часть III № 1-15, 20-23, 28, 36, 38, 42, 43

Ансамбли № 25, 43, 45, 57, 59

Калинска сост./А.Бакулов, К.Сорокин/М.сов.композитор 1988

Выпуск 1, часть I раздел I

Ансамбль Сарауэр «Чешская народная песня»

«Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей

Часть I № 1-63

Ансамбли № 1-11

«Музыка для детей» /сост.К.Сорокин/ М.сов.композитор 1983 г.

Выпуск 1 часть I «Перепелочка»

Д.Тюрк «Веселый Ваня»

Д.Кабалевский «Песенка»

Я.Степовой «Пчелка»

Б.Кравченко «Упрямый козлик», « Марш»

З.Кодей «Пьеса»

Х.Нейзидлер «Голландский танец»

А.Балтин 3 пьесы

Ю.Слонов «Вальс»

А.Холминов «Дождик»

В.Волков «Солнечный зайчик»

А.Парусинов «Марш»

Д.Кобалевский «Свет и тени», «Ежик», «Резвушка», «Маленькая полька»

Ансамбли

К.Сорокин «Скворец», «Многие лета»

«В музыку с радостью» /сост.О.Геталова и Визная/ композитор

Санкт-Петербург 2004 г.

«Первая встреча с музыкой» /А.Артоболевская/ М.сов.композитор 1985 г.

«Дразнилка»

Филипп «Колыбельная»

А.Руббах «Воробей»

Ансамбль «Вальс собачек»

«Живем мы на горах»

Класс

«В музыку с радостью» /сост.О.Геталова, И.Визная/ композитор

Санкт-Петербург 2004 г.

Разделы 2-3

«Фортепианная игра» /ред.Николаева/ М.1978 г.

Раздел I № 63-71, 79

Раздел II № 101-104

«Музыкальные картинки» /Л.Хереско/

«Маленький барабанщик»

Д.Шостакович «Песня о встречном»

Словацкая народная песня

В.Золотарев «Ехал казак за Дунай»

«Слети к нам тихий вечер»

С.Прокофьев «Петя», «Кошка»

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей

/сост.С.Ляховицкая, Л.Баренбойм/ М.1970 г.

Часть I № 64-79

Ансамбли № 12-20, 22-24

Музыка для детей /сост.К.Сорокин/ М.1983 г.

Э.Сигмейстер «Кукушка танцует»

Э.Арро «Казачок»

А.Пирумов «Юмореска»

К.Вильтон «Сонатина»

Х.Раухвергер «Грустная песенка», «Веселая песенка»

Т.Хренников Две пьесы

К.Орф «Пьеса»

Е.Голубев «Колыбельная»

Д.Скарлатти «Менуэт»

С.Майкапар «В садике»

А.Гедике «Заинька»

А.Александров «Новогодняя полька»

Г.Телеман «Граве»

Р.Раутио «Танец»

Ю.Слонов Две пьесы

Х.Раухвергер «Финская песня»

Ансамбли

К.Сорокин «Украинская колыбельная»

Л.Бетховен «Немецкий танец»

М.Равель «Павана спящей красавицы»

«Малыш за роялем» /сост.И.Лещинская, В.Попроцкий/ М.1989 г.

Часть III № 33, 47-49, 51-55, 62-66, 70-81, 107-109

Ансамбль № 69

«Калинка» /сост.А.Бакулов, К.Сорокин/ М.1988 г.

Выпуск 1, часть I, раздел II

От Радионова «Белорусская баллада» до 3-го раздела стр.58

Ансамбли

Хагогортян «Танец»

«У ворот, ворот»

«Степная кавалерийская»

М.Глинка «Славься»

«Первая встреча с музыкой» /А.Артоболевская/ М.1990 г.

Стриборг «Вальс петушков»

В.Моцарт «Менуэт», «Вальс»

Л.Бетховен «Немецкий танец»

Д.Штейбельт «Адажио»

А.Гречанинов «Мазурка»

Ансамбль Калинников «Киска»

Класс

Полифонические произведения

И.С.Бах «Волынка», «Менуэт» d-moll

Д.Скарлатти «Ария» d-moll

В.Моцарт «Паспье», «Марш»

А.Корелли «Сарабанда» e-moll

Л.Моцарт «Менуэт» d-moll

К.Перселл «Ария», «Менуэт» G-dur

А.Гедике «Инвенция» d-moll, «Фугато» G-dur

С.Майкапар «Канон» g-moll


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

Полифония - вид многоголосия, в котором звучание инструментальных мелодий или вокальных голосов происходит одновременно. Она является одной из самых важных средств музыкальной выразительности и художественной композиции в целом.

Полифония в занимала весомое место, он сумел повлиять на нее как с художественной, так и с педагогической стороны.

Терминология

Полифония базируется на правилах мелодики, лада, гармонии и, конечно же, самой важной части - ритма.

Ниже представлен список жанров и музыкальных форм, в которых многоголосие служит неотъемлемой частью:

  • вариации на основе полифонии (Бах - один из ярких примеров);
  • канона (повторение);
  • инвенции;
  • фуга;
  • фугетта и др.

Противоположным полюсом для полифонии является гомофонно-гармонический склад. Он более типичен для широкого использования, для него характерно:

  • аккордовое сопровождение;
  • наличие одной главенствующей мелодии (чаще всего в самом верхнем голосе).

Полифонии Иоганна Себастьяна Баха - великое наследие и гениальный пример многоголосия.

Краткая история

Ранние профессиональные образцы, обнаруженные в Европе, относят к IX веку. Полное трехголосие сформировалось к XIII столетию. К этому же времени был совершен ряд достижений:

  • голос, веденный третьим по счету, получил название "дисканта" (затем образовалась трехступенчатая вертикальная фактура);
  • рождается имитация - важнейший элемент для создания формы музыки (с помощью нее второй и последующие голоса повторяют тему первого).

Жанры, родившиеся в этот период: органум, дискант и кондукт.


В XIV-XVI веках полифония входила в мадригалы, мотеты и другие вокальные жанры.

На протяжении всей истории становления шла постоянная борьба за равенство между голосовыми классами. В итоге выделилось три основных этапа.

  1. Строгий стиль (религиозный). Признаки: церковное хоровое пение а капелла (без инструментального сопровождения), опора на диатонические ступени ладов, небольшие и от этого удобные скачки интервалов, а также отсутствие реприз.
  2. Свободный стиль (вокально-инструментальный). Черты: обновленная система ладов, свободный ритм, широкий диапазон, большие скачки на трудно интонируемые интервалы.
  3. Новая полифония. Особенности: синтез гомофонного склада с полифоническим, отсутствие повторений полифонии прошлого времени и приобретение самостоятельного статуса с точки зрения стилистики.

Фуги И. С. Баха

Фуги и полифонии Баха были неразрывным мощнейшим жанровым звеном.

Фуга - одна из наиболее популярных полифонических форм, которая основывается на конкретной главенствующей теме, проходящей во всех голосах. Несмотря на широкий диапазон содержания, в ней всегда преобладает некий интеллектуальный начальный замысел.

Классический вид она приобрела с помощью композитора И. С. Баха. Его фуги по сей день являются непревзойденным образцом полифонии и эталоном ее эстетики.

И. С. Бах - мастер полифонии, который смог реализовать этот жанр во всевозможных аспектах музыкальной жизни.

Композитор писал фугу в трех изложениях:

  • органном;
  • клавирном;
  • хоровом.

Каждая была непохожа на другую, имела индивидуальный замысел и присущий только ей характер, но несмотря на это, у всех них была единственная общая черта:

  • присутствие одной музыкальной темы.

Встречаются произведения, состоящие и из большего количества тем, но замысел остается прежним:

  • все существующие подчиняются одной главной теме, которая несет в себе основной замысел фуги.

Если оттолкнуться от анализа фуги Баха по полифонии, можно сделать несколько выводов:

  • присутствие в большинстве случаев трех голосов;
  • для структуры характерно наличие экспозиции, затем средней части (или разработки), а после нее репризы (повторения).

Экспозиция - демонстрация музыкального образа с помощью многократного проведения полифонии во всех существующих голосах.

  • сколько присуще голосов для сочиненной фуги, столько раз и будет звучать ее главная тема.

Фуга начинается с показа главной темы в основной тональности при помощи одного голоса. Затем после нее вступает следующая (в музыке зовется "ответом"). С момента показа основного мотива в остальных голосах зачинщик не смолкает, а начинает играть роль противосложения.

Каждый раз, когда появляется демонстрация темы в другом голосе, начинается и новое противосложение. Когда основная тема совершает переход в новую тональность, наступает звездный час средней части.

Интермедия для фуги - важное, но нечто выпадающее по звучанию из ее основного замысла, так как в ней отсутствует полное проведение основной темы. Подобный метод придает композиции новизну и свежесть. Интермедия служит связующим звеном между экспозицией и средней частью. В ней происходит подготовка произведения в другую тональность. Средняя часть - рассадник для более широкого роста темы в динамическом плане.

Момент перехода от средней части до завершающей порой настолько незаметен, что определить его является достаточно трудной задачей. Реприза играет роль восстановления и закрепления потерянной в интермедии основной тональности. С помощью нее фуга снова приобретает гармонический баланс и соразмерность.

Лучшие фуги

Фуги и присутствующие в них полифонии Баха считаются вершиной многоголосного жанра.

Токатта и следом звучащая фуга ре минор являются композициями, которые в состоянии узнать каждый, даже далекий от музыки человек.

Фуга была написана методом скрытой полифонии, благодаря которой звучание фактуры приобрело густой и плотный характер.

Сборники произведений для клавира - два тома ХТК (хорошо темперированный клавир). Включает в себя 24 прелюдии и 24 фуги. Они написаны во всех существующих в музыке тональностях, начиная от до мажора и заканчивая си минором. ХТК - главная книга и энциклопедия для деятельности всех последующих композиторов. Прелюдии и фуги расположены парами по одноименному принципу (до мажор/до минор и другие).

Например, фуга соль минор - произведение, служащее примером скорбной полифонии в музыке Баха. Два противоречивых образа образуют один интересный тематический дуэт. Печальное воодушевление первого прекрасно дополняется сосредоточенностью второго элемента.

В экспозиции главная тема проводится 4 раза. Сначала она прослушивается в голосе альта, затем в сопрано звучит неким ответом. С каждым последующим вступлением эмоциональное напряжение увеличивается. Оставшиеся тематические проведения проходят в низком регистре.

Полифонические вариации

Вариация на основе полифонии - музыкальная форма, в которой проходит неоднократное проведение темы с контрапунктными изменениями.

  • контрапункт - звучание нескольких самостоятельных голосов одновременно.

Сочинения Баха - это целая энциклопедия из полифонических вариаций.

Ярчайшие примеры:

  • циклы хоральных полифонических вариаций;
  • "Канонические вариации на рождественскую песню" (BWV 769);
  • "Гольдберговские вариации", которые насыщены полифоническим варьированием;
  • фуги и фугетты, начинающиеся с номера BWV 944 и заканчивающиеся BWV 962 по списку;
  • пассакалья до минор (BWV582) и еще множество других произведений.

Инвенции

Инвенция - сочинение небольшого размера полифонического характера, написанное в двух- или трехголосном складе. Такое название относится только к 15 пьесам, остальные Бах прозвал фантазиями или симфониями. Они представляли особые жанры, но при этом не соответствовали статусу "самостоятельного полифонического произведения". Некоторые относились к фугам, другие же были канонами.

В нескольких сочинениях, сближенных с фугой, тема в начале звучала не в том виде, к которому все привыкли по баховской классике жанра. Одному голосу сразу сопоставлялась отдельная от основной темы мелодия.

Как и в других многочисленных произведениях, полифонии Баха в инвенциях также обладали характерными только для них чертами. Например, симфония фа минор имела элементы двухчастной формы сонаты.

Известен факт о том, что композитор, сочиняя инвенции, ставил на первый план не только художественный аспект, но и педагогический. С помощью них было возможно оттачивать технику полифонии и наглядно демонстрировать методы певучего, связного и мелодического проведения голосов.

Инвенции представляют собой свободу форм, даже если и промежуточную. Они считаются эталонными образцами полифонии Баха.

Произведением, явившимся величайшим достижением композитора и его исповедью, стала месса си минор. Она была написана для вокалиста, хора и оркестра. Хоровые номера пропитаны полифонической фактурой.

Она состоит из 5 текстов:

  1. "Господи, помилуй" - 3 номера.
  2. "Слава" - 9 номеров.
  3. "Верую" - 9 номеров.
  4. "Свят" - 4 номера.
  5. "Агнец Божий" - 2 номера.

При жизни И. С. Баха произведение не было исполнено целиком ни разу. Только в 1859 году в городе Лейпциге месса смогла дебютировать под дирижированием Карла Риделя.

Итог

Полифонии фугах и хоралах музыки Баха были неким бесконечным родником вдохновения, который продолжал изливаться в работах последующих композиторов.

Продолжая наши уроки по теории музыки, мы постепенно переходим к более сложному материалу. И сегодня мы с вами узнаем, что такое полифония, музыкальная ткань, и каким бывает музыкальное изложение.

Музыкальное изложение

Музыкальной тканью называют совокупность всех звуков музыкального произведения.

Характер этой музыкальной ткани называют фактурой , а так же музыкальным изложением или складом письма .

  • Монодию. Монодия – это одноголосная мелодия, чаще всего ее можно встретить в народном пении.
  • Удвоение. Удвоение лежит между одноголосием и многоголосием и представляет собою удвоение мелодии в октаву, сексту или терцию. Также может удваиваться и аккордами.

1. Гомофония

Гомофония – состоит из главного мелодического голоса и других мелодически нейтральных голосов. Зачастую главный голос – верхний, но встречаются и другие варианты.

Гомофония может основываться на:

  • Ритмическом контрасте голосов

  • Ритмическом тождестве голосов (зачастую встречается в хоровом пении)

2. Гетерофония.

3. Полифония.

Полифония

Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.

Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.

Полифония может быть:

2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:

  • Канон – вид полифонии, где второй голос повторяет мелодию первого голоса с опозданием в такт или несколько, в то время, как первый голос продолжает свою мелодию. Канон может иметь несколько голосов, но каждый следующий голос все равно будет повторять изначальную мелодию
  • Фуга – вид полифонии, в котором звучит несколько голосов, и каждый повторяет основную тему, короткую мелодию, которая проходит через всю фугу. Мелодия зачастую повторяется в немного измененном виде.

3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.

Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.

Канон

Фуга до-минор, И.С. Бах

Мелодика строгого стиля

Стоит остановиться на строгом стиле. Строгое письмо – это стиль полифонической музыки эпохи Ренессанса (XIV-XVI ст.), который разрабатывался нидерландской, римской, венецианской, испанской и многими другими композиторскими школами. В большинстве случаев этот стиль был предназначен для хорового церковного пения а капелла (то есть пение без музыки), реже строгое письмо встречалось в светской музыке. Именно к строгому стилю относится имитационный вид полифонии.

Для характеристики звуковых явлений в теории музыки используются пространственные координаты:

  • Вертикаль, когда звуки сочетаются одновременно.
  • Горизонталь, когда звуки сочетаются разновременно.

Чтобы вам было проще понять разницу между свободным и строгим стилем, давайте разберем из различия:

Строгий стиль отличается:

  • Нейтральной тематикой
  • Одним эпическим жанром
  • Вокальной музыкой

Свободный стиль отличается:

  • Яркой тематикой
  • Разнообразием жанров
  • Сочетанием и инструментальной, и вокальной музыки

Строение музыки в строгом стиле подчиняется определенным (и, конечно же, строгим) правилам.

1. Мелодию нужно начинать:

  • с I или V
  • с любой счетной доли

2. Заканчиваться мелодия должна на I ступени сильной доли.

3. Двигаясь, мелодия должна представлять собой интонационно-ритмическое развитие, которое происходит постепенно и может быть в виде:

  • повторения исходного звука
  • отхода от исходного звука вверх или вниз по ступеням
  • интонационного скачка на 3, 4, 5 ступеней вверх и вниз
  • движения по звукам тонического трезвучия

4. Стоит часто задерживать мелодию на сильной доле и употреблять синкопы (смещение акцента с сильной доли на слабую).

5. Скачки нужно сочетать с плавным движением.

Как видите, правил достаточно много, а это только основные.

Строгий стиль имеет образ сосредоточения и созерцания. Музыка в данном стиле имеет уравновешенное звучание и совершенно лишена экспрессии, контрастов и любых других эмоций.

Вы можете услышать строгий стиль в хорале Баха “Aus tiefer Not”:

А так же влияние строгого стиля можно услышать в поздних произведениях Моцарта:

В XVII веке строгий стиль сменился свободным стилем, о котором мы упомянули выше. Но в XIX веке некоторые композиторы все еще использовали технику строгого стиля, чтобы придать старинный колорит и мистический оттенок своим произведениям. И, несмотря на то, что строгий стиль в современной музыке не услышать, он стал основателем существующих на сегодняшний день правил композиции, приемов и техник в музыке.

Приобщение к миру полифонической музыки - непременное условие гармонического развития музыканта любой специальности, в том числе пианиста. Изучение творчества Баха - одна из труднейших проблем музыкальной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

Доклад

«Полифонические произведения И.С. Баха в младших классах»

Составил:

Преподаватель

МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве»

Кулешова С.С.

г. Железногорск

2016 г.

Подлинное приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которой является творчество И.С.Баха, - непременное условие гармонического развития музыканта любой специальности, в том числе пианиста.

Общепризнано, что изучение Баха – одна из труднейших проблем музыкальной педагогики. Действительно, многие препятствия стоят на пути к выразительному и стилистически верному исполнению музыки великого композитора.

Судьба баховских сочинений оказалась необычной. Не оценённый при жизни и вовсе забытый после своей смерти, автор их был признан как гениальный композитор спустя по меньшей мере три четверти века. Но пробуждение интереса к его творчеству произошло уже в резко изменившихся культурно-исторических условиях, в период бурного развития фортепианной музыки и господства в ней романтического стиля. Не случайно произведения композитора интерпретировались в это время с позиций, абсолютно чуждых его искусству. Модернизация творчества Баха на манер романтической музыки 19 века стала почти узаконенным явлением. Дань этой традиции отдал К.Черни и многие другие музыканты. Новое отношение к творчеству Баха, ознаменованное стремлением освободить его от чужеродных примесей и передать его подлинный облик, сложилось только в конце 19 века. С тех пор изучение музыкального наследия композитора было поставлено на прочный фундамент научно-исторического анализа.

Искусство Баха выросло на основе устойчивых традиций и подчинено строгой системе законов и правил. Но это не означает, что сочинения композитора не нуждаются в оригинальной, индивидуальной трактовке. Стремление по-новому исполнить Баха, если оно выражается в поиске стилистически верных красок, можно только приветствовать. Природа клавирных сочинений Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Они могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности ученика, более того,- ключом к пониманию иных музыкальных стилей.

Начальные годы обучения в детской музыкальной школе оказывают такое глубокое воздействие на ученика, что период этот справедливо считается решающим и самым ответственным этапом в формировании будущего пианиста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке, в том числе и к полифонической.

Лучшей путеводной нитью в мире музыки для ребёнка является песня: первоклассник охотно поёт знакомые песни, с интересом слушает пьески, которые играет ему педагог. Мелодии детских и народных песен в легчайшем одноголосном переложении для фортепиано – самый доходчивый по своему содержанию учебный материал для начинающих. Песни следует выбирать простые, но содержательные, отличающиеся яркой интонационной выразительностью, с чётко выраженной кульминацией. Затем постепенно привлекаются и чисто инструментальные мелодии. Таким образом, с первых шагов в центр внимания ученика ставится мелодия, которую он с начала выразительно поёт, а затем учится так же выразительно «петь» на фортепиано. Певучее исполнение одноголосных песен-мелодий в дальнейшем переносится на сочетание двух таких же мелодий в лёгких полифонических пьесах. В естественности этого перехода – залог сохранения интереса к полифонии в будущем. Полифонический репертуар для начинающих составляют лёгкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию. В таких пьесах ведущий голос, как правило, верхний, нижний же (подголосок) лишь дополняет, «раскрашивает» основной напев. Примером могут служить пьесы: «Ах ты, зимушка-зима», « На горе, горе». Здесь можно познакомить учащихся с необходимыми приёмами работы над полифонией (ученик играет один голос, педагог - другой, один голос поётся, другой исполняется на фортепиано). Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчётливо ощущает самостоятельную жизнь каждого из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обоих голосов.

Работая над подголосочным видом полифонии, ученик с первых лет обучения параллельно знакомится с миниатюрами танцевального жанра композиторов 17-18в. Репертуар для этого можно найти в сборниках лёгких старинных пьес под редакцией Н.Юровского, в сборнике под редакцией С. Ляховицкой. В пьесах такого жанра используются приёмы контрастной полифонии, что делает их популярными в педагогическом репертуаре. Изложение обычно двухголосное, основную мелодию ведёт верхний голос, всегда разнообразный по артикуляции, ритму, интонациям. Нижний голос менее выразителен в интонационном отношении, но имеет самостоятельную линию. Эти коротенькие пьесы отличаются изяществом и законченностью. Они воспитывают чувство стиля, вырабатывают осмысленное исполнение штрихов, самостоятельность рук, готовят учеников к более сложной классической полифонии. В качестве примеров таких пьес можно привести следующие: Б. Гольденвейзер «Пьеса», Ж. Арман «Пьеса», Н. Дауге «Колыбельная». Пьесы старинных композиторов включены в различные Школы и Хрестоматии. Не следует проходить мимо этих маленьких шедевров. На них ученик делает шаг к исполнению более сложных полифонических пьес И.С.Баха.

Дальнейшее знакомство учеников с контрастной полифонией продолжает бесценный сборник пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Сборник состоит из разных по жанру пьес (менуэты, полонезы, марши) и ориентирован по степени трудности на 2-3 классы ДМШ. Пьесы отличаются богатством и разнообразием мелодий, ритмов, различны по настроению. Особенно хочется выделить менуэты. Одни из них грациозны, жизнерадостны, другие задумчивы, печальны, иные отличаются гибкими, напевными мелодиями. Все пьесы сборника помогают вырабатывать у учеников осмысленное, выразительное исполнение штрихов, добиваться контрастной характеристики голосов, достигать единства формы. Прежде чем начать прохождение пьес, хорошо бы познакомить ученика с историей создания сборника, применительно к детскому восприятию рассказать о старинных танцах – где, когда их танцевали, как в мелодических оборотах отразились те или иные движения танцующих (глубокие поклоны, приседания, реверансы). Следует отметить, что все танцы построены на бытовом материале и предназначались для учебных целей. Необходимо помнить, что именно на таких пьесах строится основательная, последовательная подготовка к пониманию баховских мелодий, интонаций, штрихов. Поэтому педагогам следует серьёзно отнестись к изучению этого сборника.

Что должен знать педагог.

  1. Задавая пьесу, педагог должен быть уверен, что она по силам ученику, что он поймёт её смысл.
  2. Прежде чем дать задание разбирать пьесу, необходимо проверить аппликатуру, штрихи, фразировочные лиги.
  3. Сыграть несколько раз пьесу. Раскрыть её содержание, определить характер, направить внимание ученика на различие мелодических линий в партии правой и левой руки. Затем объяснить фразировку и артикуляцию каждого голоса. После этого начать разбирать текст в классе. Без разбора на уроке, без детального разъяснения задавать самостоятельный разбор пока не целесообразно.
  4. На следующем уроке проверяется разбор первой половины пьесы. Педагог обращает внимание на точное и выразительное исполнение штрихов, певучесть звука.
  5. Одновременное звучание двух голосов ученик должен услышать в ансамблевой игре с педагогом, что даёт возможность воспринимать пьесу целиком.
  6. Не торопиться соединять две руки. Ученик должен грамотно и свободно играть каждый голос.
  7. Как бы хорошо не играл ученик пьесу, он должен проигрывать отдельно каждый голос, иначе зачастую рельефность голосов исчезает.

Пройдя ряд пьес из «Нотной тетради», ученик знакомится с простейшими проявлениями полифонического мышления. Здесь начинает формироваться слуховая база, налаживается координация рук. На начальном этапе главное не спешить, двигаться постепенно, так как только последовательное усложнение текста развивает мастерство. Каждое задание должно быть посильно и понятно ученику. Желательно продуманно, индивидуально подбирать полифонический репертуар, это часто играет решающую роль в развитии интереса к полифонии. Необходимо помнить, что работа над полифонией должна вестись систематически, а не от случая к случаю, и не забывать о методах работы над ней.

Работая над полифонией Баха, педагог должен рассказать о существовании различных редакций. Надо понимать, что ни одна из них не является обязательной для исполнения. Указания редакторов должны рассматриваться как один из возможных вариантов трактовки текста. Из редакций «Нотной тетради» можно отметить следующие: А.Лукомский. «И.С.Бах. Двенадцать маленьких пьес». Достоинством её являются лиги, отмечающие разнообразие штрихов, хорошая аппликатура. Редакция Л.И.Ройзмана – единственное полное советское издание «Нотной тетради». Главное его достоинство – точный авторский текст, почти все исполнительские указания верно отражают характер творчества Баха. Каждая пьеса снабжена словесными пояснениями. И главное достоинство этой редакции – помещённая в сборнике таблица расшифровки встречающихся в пьесах сборника мелизмов, которую И.С.Бах вписал в тетрадь сыну Вильгельму Фридеману. Редакция Б.Бартока – венгерское издание тринадцати пьес из «Нотной тетради», где далеко не всё можно рекомендовать. Несмотря на отличную фразировку, редактор несколько романтизирует характер пьес. Редакция И.А.Браудо – замечательное пособие для изучения музыкального языка И.С.Баха. В его «Полифоническую тетрадь» входит восемь танцев. В них динамически обозначен каждый голос, цезуры между фразами, мотивами обозначены чёрточкой, аппликатура удобна. Все мелизмы расшифрованы в конце сборника, там же даны разъяснения по каждой пьесе. Темпы, указанные к каждой пьесе, обозначены по метроному.

При работе над полифонией Баха учащиеся часто встречаются с мелизмами, этим неотъемлемым атрибутом музыки 17-18 веков, в которой орнаментика была важнейшим художественно-выразительным средством. О том, какое принципиальное значение придавал ей Бах, свидетельствуют его предисловия к собственным сочинениям. В них он помещал таблицы с расшифровкой мелизмов. При взгляде на таблицу бросаются в глаза три момента: 1) исполнять мелизмы Бах рекомендует (за отдельными исключениями) за счёт длительности основного звука; 2) все мелизмы начинаются с верхней вспомогательной ноты (кроме перечёркнутого мордента); 3) вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях диатонической гаммы, не считая тех случаев, когда знак альтерации указан самим композитором – под знаком мелизма или над ним. Лишь обстоятельно изучив основные приёмы исполнительства 17-18 веков, можно найти в результате и свою собственную стилистически верную трактовку мелизмов.

В заключении хочется сказать, что творчество Баха по самой своей природе непосредственно обращено к нашей интеллектуальной сфере. Для понимания полифонических произведений композитора нужны специальные знания, нужна рациональная система их усвоения. И от того как педагог преподнесёт эти знания, какие методы в работе над полифонией он будет использовать, зависит восприятие учеником этого непростого стиля в музыке. Изучение пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» это первая ступень на пути к более сложным произведениям Баха, таким как «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции и симфонии», «Хорошо темперированный клавир».

Список используемой литературы.

  1. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 192 с.
  2. Как научить играть на рояле. Первые шаги / Сост.: С.В. Грохотов. М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2006. – 220 с.
  3. Как исполнять Баха / Сост.: М.С. Толстоброва. М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 208 с., ил.
  4. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. 2-е изд., испр. Л.: Музыка, 1988. – 160 с., нот.

Полифония (от греч. поли – многий; фон – звук, голос; буквально – многоголосие) – это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий. Полифонию называют ансамблем мелодий. Полифония является одним из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Многочисленные приемы полифонии служат разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художественных образов. Средствами полифонии можно видоизменять, сопоставлять и объединять музыкальные темы. Полифония опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии.

Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в XIV–XVIвв. – мотет, мадригал и др. Полифонические эпизоды (например, фугато) встречаются и в рамках других форм – более крупных, масштабных. Например, в симфонии, в первой части, то есть в сонатной форме, разработка может строиться по законам фуги.

Коренная особенность полифонической фактуры, отличающая её от гомофонно-гармонической, – текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. Голоса полифонического построения редко кадансируют одновременно, обычно их кадансы не совпадают, что и вызывает ощущение непрерывности движения как особого выразительного качества, присущего полифонии.

В полифонии различаются 3 её разновидности:

    разнотемная (контрастная);

    имитационная.

Подголосочная полифония – промежуточный этап между монодическим и полифоническим. Суть её в том, что все голоса одновременно исполняют различные варианты одной и той же мелодии. Благодаря различию вариантов в многоголосии возникают то слияния голосов в унисон и движение параллельными унисонами, то расхождения их в иные интервалы. Яркий пример – народные песни.

Контрастная полифония – одновременное звучание различных мелодий. Здесь соединяются голоса с различным направлением мелодических линий, и отличающиеся ритмическими рисунками, регистрами, тембрами мелодий. Суть контрастной полифонии в том, что свойства мелодий выявляются в их сопоставлении. Пример – Глинка «Камаринская».

Имитационная полифония – неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию. Название имитационной полифонии происходит от слова имитация, что значит подражание. Все голоса подражают первому голосу. Пример – инвенция, фуга.

Полифония – как особый тип многоголосного изложения – прошла длительный путь исторического развития. При этом роль её была далеко не одинаковой в отдельные периоды; она то возрастала, то падала в зависимости от изменений художественных задач, выдвигавшихся той или иной эпохой, в соответствии с изменениями в музыкальном мышлении и с возникновением новых жанров и форм музыки.

Основные этапы развитии полифонии в европейской профессиональной музыке.

    XIII–XIVвв. Переход к большему количеству голосов. Огромная распространенность трехголосия; постепенное появление четырех- и даже пяти- и шестиголосия. Значительное усиление контраста совместно звучащих мелодически развитых голосов. Первые примеры имитационного изложения и двойного контрапункта.

    XV–XVIвв. Первый в истории период расцвета и полной зрелости полифонии в жанрах хоровой музыки. Эпоха так называемого «строгого письма», или «строгого стиля».

    XVIIв. В музыке этой эпохи встречается немало полифонических сочинений. Но в целом полифония отодвигается на второй план, уступая место бурно развивающемуся гомофонно-гармоническому складу. Особенно интенсивно развитие гармонии, которая именно в ту пору становится одним из важнейших формообразующих средств в музыке. Полифония лишь в виде различных приемов изложения проникает в музыкальную ткань оперных и инструментальных произведений, которые вXVIIв. являются ведущими жанрами.

    Первая половина XVIIIв. Творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Второй в истории музыки период расцвета полифонии, основанный на достижениях гомофонииXVIIв. Полифония так называемого «свободного письма» или «свободного стиля», опирающаяся на закономерности гармонии и контролируемая ими. Полифония в жанрах вокально-инструментальной музыки (мессы, оратории, кантаты) и чисто инструментальной («ХТК» Баха).

    Вторая половина XVIII–XXIвв. Полифония в основном – составная часть сложного многоголосия, которому оно подчинена наряду с гомофонией и гетерофонией и в рамках которого продолжается её развитие.

Литература:

    Бонфельд М.Ш. История музыкознания: пособие по курсу «Основы теоретического музыкознания». М.: Владос., 2011.

    Дядченко С. А., Дядченко М. С. Анализ музыкальных произведений [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие. Таганрог, 2010.

    Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003.

    Основы теоретического музыкознания: учеб. пособ. для студ. высш. муз. пед. учеб. заведений / А. И. Волков, Л. Р. Подъяблонская, Т. Б. Розина, М. И. Ройтерштейн; под ред. М. И. Ройтерштейна. Москва: Академия, 2003.

    Холопова В. Теория музыки. СПБ., 2002.