Произведение евгений онегин краткое содержание. Евгений онегин кратко

А. С. Пушкин написал «Бориса Годунова» в 1825 году под свежим впечатлением X и XI томов «Истории Государства Российского» H. М. Карамзина. Ему и посвятил драму. По мнению историка С. Б. Веселовского, изображение летописцами царя Бориса тираном стало традиционной клеветой со времени царствования Михаила Романова. Уверенного ответа на вопрос о причастности Годунова к смерти царевича Димитрия историки не дают.

Но драма А. С. Пушкина является художественным произведением, в котором автор имеет право свободно распорядиться историческим материалом.
В «Борис Годунов» А. С. Пушкин преодолел традиции русского романтизма. Пушкин сделал одним из основных героев драмы народ. Это было переворотом в литературе. Борис умирает ранее конца драмы. Но драма развивается дальше. И Самозванец исчезает из драмы еще раньше смерти Бориса. Народ в драме «Борис Годунов» присутствует во многих сценах драмы. «Народ» значится как персонаж в списке действующих лиц. В драме рассматривается взаимоотношение власти и народа. А. С. Пушкин не уточняет социальное деление народа. Автору удалось рассказать в драме об основных формах участия народа в историческом развитии государства.

Москва пуста; вослед за патриархом
К монастырю пошел и весь народ.

Ах, смилуйся, отец наш! властвуй нами!
Будь наш отец, наш царь!

Годунов соглашается, народ ликует:

Венец за ним! он царь! он согласился!
Борис наш царь! да здравствует Борис!
(Сцена «Девичье поле. Новодевичий монастырь»)

Через шесть лет правления Годунова в народе созрело недовольство. Борис отменил Юрьев день - единственный день (осенний) в году, когда крестьяне имели право переходить от одного хозяина к другому. Из истории известно, что впервые Юрьев день был отменен еще при Иване Грозном. Годунов вернул старый обычай. В драме имеется в виду вторичная отмена Юрьева дня. Боярин Афанасий Пушкин говорит Шуйскому:

Попробуй Самозванец
Им посулить старинный Юрьев день,
Так и пойдет потеха.

(Сцена «Москва. Дом Шуйского»)

В сцене «Лобное место» Афанасий Пушкин обращается к народу:

Московские граждане!
Мир ведает, сколь много вы терпели
Под властию жестокого пришельца:
Палу, казнь, бесчестие, налоги,
И труд, и глад - все испытали вы.

Конечно, можно заподозрить в этих словах агитационное преувеличение, потому что Афанасий Пушкин - противник Годунова. Но поддержка народом Самозванца несомненна. Афанасий Пушкин отзывается о войске Самозванца:

Я сам скажу, что войско наше дрянь,
Что казаки лишь только села грабят,
Что поляки лишь хвастают да пьют
Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным.

Самозванец нужен народу в определенный момент, в конкретной ситуации. В этом основная причина его успеха. Но сам Народ в драме «Борис Годунов» подвержен внушению тех или иных настроений. Шуйский напоминает Борису:

Но знаешь сам: бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она.

Боярские интриги без народа бессильны. Шуйский говорит Воротынскому:

Давай народ искусно волновать,
Пускай они оставят Годунова,
Своих князей у них довольно, пусть
Себе в цари любого изберут.

Басманов подтверждает, что народ всегда «к смятенью тайно склонен». В сцене «Ставка» Афанасий Пушкин констатирует, что «воевод упрямых чернь вязала». Народ в драме «Борис Годунов» ненавидит и царских приставов. Так, в сцене «Корчма на литовской границе» хозяйка говорит, что она хотела бы от них спрятаться, что они «проклятые».

Народу безразлично, является ли Самозванец в действительности Димитрием. В сцене «Севск» происходит такой диалог между Самозванцем и пленником?

Самозванец
Ну, обо мне как судят в вашем стане?

Пленник
А говорят о милости твоей,
Что ты, дескать (будь не во гнев), и вор,
А молодец.

Годунов делает вывод:
...Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.

Восстание докатилось до Москвы ранее прихода Самозванца с войском. Но Народ в драме «Борис Годунов» не умеет воспользоваться своей победой. Характерна в этом смысле сцена «Лобное место»:

Мужик на амвоне
Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!
Ступай! вязать Борисова щенка!

Народ
(несется толпою)
Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!
Да гибнет род Бориса Годунова!

Избавившись от одного царя, Народ в драме «Борис Годунов» сам же призывает другого, который в Москву еще не прибыл.

В это время в Москве даже нет охраны Кремля. Вместе с четырьмя боярами из дома Бориса в Кремле выходят только трое стрельцов. Автор драмы показывает нам, что Народ в драме «Борис Годунов» не созрел для революции.

Один из народа
Брат да сестра! бедные дети, что пташки в клетке.

Другой
Есть о ком жалеть? Проклятое племя!

Концовка драмы символична; снова подозрения в насильственной смерти наследников престола. «Народ в ужасе молчит».

Что касается народного языка, то нельзя не вспомнить о народном юморе в сцене «Корчма на литовской границе». Многие фразы из драмы широко используются и ныне: «А пьяному рай...», «Не нужна тебе водка, а нужна молодка».

Одна из основных концепций драмы заключается в том, что не поддержанная народом власть обречена на гибель. Поведение Народа в драме «Борис Годунов» - сложный процесс, на который влияют различные обстоятельства: классовые, международные, экономические и другие.

Сочинение: Народ в драме Борис Годунов

Пушкин А. С.Народ и его роль в трагедии Пушкина "Борис Годунов" >| Печать |

Александр Сергеевич Пушкин зачастую использовал в своем творчестве самые острые и драматичные страницы в русской истории. В трагедии "Борис Годунов" он воссоздал "минувший век во всей его истине". Поэт удачно достиг невиданных кульминаций в искусстве драмы... Персонажи этой трагедии исторически достоверны, действуют и рассуждают в соответствии со своей эпохой и нравами.

Борис Годунов описан Пушкиным всесторонне и исчерпывающе. Это превосходный отец, стремящийся дать счастье родным детям, праведный и внимательный властелин, размышляющий о благе народном, однако отчего же повсеместно он терпит поражение? Нет удачи и счастья его детям:

Я, может быть, прогневал небеса,

Я счастие твое не мог устроить.

Безвинная, зачем же ты страдаешь?

Белинский отметил, что уже в первой сцене трагедии "и исторически и поэтически верно обрисован характер Шуйского". Это глава боярской группы, потомок удельных князей "Рюриковой крови". Он сам не прочь занять престол московских царей, освободившийся после смерти царя Фёдора. Но Шуйский отлично понимает, что без помощи народа добиться своей цели он не может, и поэтому предлагает Воротынскому "народ искусно волновать". Но когда Борис избран, Шуйский превращается в "лукавого царедворца". Борису он выражает свою преданность, но полностью разделяет мятежные стремления Афанасия Пушкина. Шуйский - типичный придворный, "уклончивый, но смелый и лукавый".

В трагедии выведены и другие бояре: робкий и простоватый Воротынский; подлинный выразитель боярских взглядов Афанасий Пушкин; перешедший на сторону Самозванца Гаврила Пушкин, предок поэта, Голицын, Масальский и другие. Эти образы в трагедии Пушкину были необходимы, чтобы показать взаимоотношения царя и бояр, правящего класса и народа.

Перенося действие трагедии в Польшу, Пушкин изображает и феодальную польскую аристократию: Мнишека, Вишневецкого и других. Большое внимание уделено Марине Мнишек. "Мраморная нимфа", холодная красавица, Марина честолюбива, высокомерна, хитра. Не чувство любви, а жажда стать московской царицей руководит ею, когда она даёт согласие стать женой Самозванца.

В самом воздухе витает обвинение, что Годунов - убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа.

Пушкин показывает, что настоящая причина гибели Бориса заключается в тех силах, которые восстали против него. Здесь первое и основное место принадлежит народу. Народ и является главным героем трагедии Пушкина. Народу в композиции трагедии отведено центральное место: народ появляется в самом начале трагедии, он же и завершает её, уже после смерти Бориса и до вступления в Москву Самозванца; последний после сцены в лесу далее в трагедии уже не появляется. Не отдельные герои (Борис и Самозванец), а именно народ завершает трагедию.

Народ творец истории, подлинная основа государства. Без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ обеспечил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.

В народе живёт неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией. Народ-это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Афанасий Пушкин убеждённо заявляет Шуйскому: "Попробуй Самозванец им посулить старинный Юрьев день, так и пойдёт потеха". Умный Басманов говорит Борису: "Всегда народ к смятенью тайно склонен".

Сила народа - в присущей ему высокой нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям. Он не может простить Борису убийства младенца. Народ не может простить и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Так народ выступает как грозный судья беззаконий и преступлений царской власти.

Пушкин на материале истории XVII века даёт ответ на важнейшие вопросы своей современности. Приближалось восстание декабристов; их слабость была в том, что они действовали в отрыве от широких народных масс.

Превосходя современных ему историков и писателей гениальным чутьём великого поэта, приближаясь к нашему пониманию роли народа в истории, Пушкин показывает и огромную силу народа, и исторически обусловленную слабость его в то время - в начале XVII века. Свергнуть тиранов народ может, но обеспечить себе благо и свободу, воспользоваться в народных интересах своей победой он не в состоянии. Причина этого - темнота, политическая несознательность народной массы. Пользуясь этой темнотой народа, политику творят цари и бояре, а не народ; плоды народной победы они присваивают себе. Пушкин отчётливо это показывает и в первых сценах трагедии ("Красная площадь", "Девичье поле"), и в заключительной сцене.

Народ в драме изображен в движении, в формировании нравственного самосознания. Сцена первого появления народа на Красной площади приглашает задуматься об отдельной оторопи общенародной массы,

Образ народа в драме "Борис Годунов"

Трагедия "Борис Годунов",написанная в декабре 1824-ноябре 1825гг в Михайловском,стала первым опытом художественного осмысления Пушкиным исторического прошлого России,а именно Смутного времени.

Созданное Н.М.Карамзиным собрание томов "История государства Российского" вдохновило поэта написать,как он сам выражался,о "Человеке и народе-судьбе человеческой,судьбе народной".

Борьба Лжедмитрия и Бориса Годунова,сотрясавшая все государство,привлекала Пушкина своей остротой и неоднозначностью.Он хотел,чтобы трагедия вышла злободневной,пытался представить читателю минувшее время со всех сторон.Для этого он отказался от трех единств,что дало ему полную творческую свободу: в смене сцен,сильно различающихся по объему,в сюжетном действии,охватывающем период семи лет,и во многом другом.Пушкин стремится к реализму,еще непривычному для трагического жанра.

Поэт убежден в том,что народ-творец истории,истинная основа государства.Без народа власть бессильна.Народ поддержал избрание Бориса на престол,а когда отвернулся от него,Борис погиб.И тогда народ обеспечил победу Самозванцу.

Мощь народа правительство не могло не чувствовать.Оно боится народа.Это подтверждает множество примеров.Бояре Шуйский и Воротынский надеются на народ.Шуйский предлагает Воротынскому:"Давай народ искусно волновать,/Пускай они оставят Годунова".Воротынский ему отвечает:"Народ отвык в нас видеть древнюю отрасль".

Гаврила Пушкин,перешедший на сторону Лжедмитрия,уверяет его в победе:

"Не войском,нет,не польскою помогай,/А мнением;да!мнением народным".

Народ-как один всесильный человек,готовый покарать того,кто его ослушается.В нем живет неистребимое стремление к свободе,к борьбе с тиранией.Об этом знает и Басманов:"Всегда народ к смятенью тайно склонен".

Сила народа-в присущем ему отвращению к преступлениям.Справедливости и великодушию противопоставлено корыстное,самодержавное,забывшее все русские традиции правительство.

Хотя народ и ненавидит Бориса,но,видя его детей под стражей,проникается к ним искренним сочувствием:"Отец был злодей,а детки невинны".Узнав о том,что жена и сын Бориса беспощадно убиты боярами,"Народ в ужасе молчит".Все действия людей слаженны,ясны и понятны.

Жители России могут быть судьями и воинами,усердными работниками и мудрыми советчиками,но вследствие их необразованности,темноты политику творит верховная власть:цари и бояре,всевластие которых не знает границ.

В начале трагедии возле Новодевичьего монастыря народ воет на коленях:

"Ах,смилуйся,отец наш!Властвуй нами!

Будь наш отец,наш царь!"

А когда над людьми нет властителя,они растеряны и не могут принять решения.На Красной площади народ вопрошает:

"О Боже мой,кто будет нами править?

О горе нам!"

На протяжении всей пьесы народ под влиянием обстоятельств меняется,развивается.Если в начале люди тянутся к своему правителю,то в последнем акте они не скрывают своей ненависти к царской семье:

"Вязать!Топить!Да здравствует Димитрий!

Да гибнет род Бориса Годунова!"

Пушкин считает главной причиной свержения Бориса с престола его разногласия с народом,недовольство народных масс его злоупотреблением властью.Это время как раз удобно для воцарения Самозванца.Лжедмитрий считает,что может прийти к власти за счет всеобщего недовольства Борисом.Но мудрый народ распознает в нем изменника и предателя,убийцу ни в чем неповинных членов семьи Бориса и лишает его своих симпатий.

Народная масса в пушкинской трагедии появляется в главных сценах,незримо присутствует в каждом эпизоде.С народным мнением вынуждены считаться как в кремлевских палатах,так и в ставке Самозванца.

В некоторых сценах народ предстает перед нами одураченным,опростоволосившимся глупцом(последний акт),но чаще мы видим искренних,выражающих ясные,праведные мысли людей.

Для поэта народ-"хор" индивидуальных голосов с единой правдой и целью,но разными задачами.Например,реплики,которыми обмениваются люди на Девичьем поле,свидетельствую о том,что значительная часть народа равнодушна к избранию царя.Для них это просто любопытное зрелище,развлечение,каких немного в жизни простых людей.

Тем не менее народ жаждет справедливой и законной власти,вместо которой получает лишь лживую и преступную.Верховная власть управляет Россией путем обмана,шантажа,лести.Народ порой наивен и открыт,поэтому верит преступному Борису,а позднее и Лжедмитрию.

Но народная нравственность,совестливость,жажда честности и добра,а главное-нежелание смириться со злодеяниями и корыстием,делают даже самый беспомощный и глупый народ беспощадным судьей любого проявления неправедной власти.В этом и заключается смысл изображения "судьбы народной" и итог пушкинских размышлений о Смутном времени.

/ / / Народ и его роль в трагедии Пушкина «Борис Годунов»

В исторической трагедии Александра Сергеевича Пушкина « » одним из главных действующих лиц является народ. На страницах произведения автор наглядно демонстрирует, что причина гибели Бориса Годунова заключена в той огромной народной силе, которая восстала против него.

В композиции произведения народу отводится центральное место. Этот персонаж открывает трагедию, он же ее и завершает. Не отдельные герои произведения – Борис, Шуйский или Самозванец, а именно народ знаменует окончание трагедии Пушкина.

Государство держится на простых людях. Они – основа всего, сила и мощь. Без них цари и бояре ничего из себя не представляют. Народ творит историю, является ее движущей силой. Крестьяне поддержали незаконное восшествие на престол Бориса Годунова, но в результате его политики отвернулись, возненавидели, и правитель погиб. Народ погубил одного царя и помог другому, пусть и Лжедмитрию. Мощь простого люда поистине не знает границ.

В глубине народных масс живет вечная тяга к свободе, к избавлению от тирании. Народ – стихия, он может в любой момент пойти восстанием против обидчиков и угнетателей. Он, как солома, которая вспыхивает от огня одной спички. Достаточно небольшого толчка, чтобы вся эта махина пришла в действие и кинулась защищать свои права.

Сила крестьян заключается в их чистоте и нравственности, в богобоязненном отношении к преступлениям. Народ никогда не простит Борису убийство младенца. Но и Самозванец не будет прощен за смерть Годунова и его жены. Народ – строгий судья всех отступников божественных заповедей и законов.

В знаменитой трагедии на материале исторических событий того времени дает ответы на все вопросы своей современности: приближающееся восстание декабристов не могло закончиться победой, так как не имело достаточной поддержки народных масс.

Александр Сергеевич чувствует и показывает силу народа и обусловленною особенностями 17 века слабость его. Крестьяне могут легко свергнуть ненавистных тиранов и обидчиков, но вот обеспечить себя свободой они не в силах. И причина этого проста – необразованность, отсутствие политических знаний.

Цари и бояре пользуется этой темнотой народа, творят то, что считают нужным, и с легкостью присваивают себе те достижения, которые принадлежат простым людям.

Народ – не статичный персонаж, он показан в движении. Впервые мы сталкиваемся с народными массами в Сцене на Красной площади. Люди растеряны, они оказались без царя и еще не совсем понимают, что им теперь делать.

Дальше – на Девичьем поле – народ умоляет встать у руля огромного государства, править огромной массой крестьян. Правда, реплики в толпе – свидетельство тому, что большинству собравшихся совершенно все равно, кто будет царем. А пришли они сюда, чтобы просто поглазеть.

Но такого не скажешь об окончании трагедии, здесь уже народ – полноправный деятельный участник всех происходящих событий. Он уже не скрывает своей ненависти и накипевшей злобы и готов на расправу.


НАРОД В
ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА "БОРИС ГОДУНОВ"


Трагедия
"Борис Годунов" была написана Пушкиным
в 1825 году. Пул псина всегда волновали
причины крушений революционных и народно-освободительных
движений (в Испании, Италии, Греции). Его
внимание привлекали к себе такие
исторические личности, как Степан Разин и
Емельян Пугачев. В 1824 году Пушкина сильно
заинтересовали события конца

XVI
- начала XVII
вв., когда
русским государством управлял Борис
Годунов, а впоследствии - Лжедмитрий. Изучая
данный материал, Пушкин задумал написать
произведение о власти и народе. Для того,
чтобы ярче показать минувший век, со всеми
его особенностями, Пушкин считал наиболее
подходящей для разрешения этой задачи
форму трагедии.

Первое и
основное место в трагедии принадлежит
русскому народу, он является главным героем
произведения. Народ в трагедии показан в
движении, в своем развитии. Сцена на Красной
площади, где мы впервые встречаемся с
главным героем, говорит о его растерянности
и недоумении по поводу безвластия в стране:
"О Боже мой, кто будет нами править? О горе
нам!". Народ не может представить себе
жизнь без царя. Народные массы привыкли к
тому, чтобы ими кто-нибудь управлял и
властвовал бы ими. По ходу развития
действия растет и сила народа. В сцене "Девичье
поле" народ не

такой,
как раньше. Он хотя и ждет и желает принятия
венца Борисом, но в то же время ему не
принципиально важно, кто именно будет царем.
Значительная часть народа с одинаковой
ревностью билась за старого царя против
нового, и за нового царя против старого,

"Не
мудрствуя лукаво", народ знает, что
избрание царя осуществляется по указке
бояр: "То ведают бояре, не нам чета".
Избрав Бориса царем, народ надеется увидеть
в нем достойного правителя, который бы
облегчил положение народных масс.

Принимая
"власть великую со страхом и смирением",
Борис клянется своему народу, что в царстве
не будет нищих и убогих, что последней
рубашкой он будет делиться с народом. И
действительно, в первые годы царствования
Борис идет на некоторые уступки народу,
помня свои обещания. Но со временем Борис
Годунов забывает с нуждах своего народа, не
печется о его положении и даже "Юрье! день
задумал уничтожить".


Любовь и
уважение простолюдинов к Борису гибнут.
Народ отворачивается от него, увидев в нем
деспота, который не только заботится о
благе народа, но, напротив, ухудшает его
положение закрепляющее крепостничество.
Окончательно теряет свор авторитет Борис,
когда предстает, как убийца царевича
Дмитрия. Н(имея поддержки бояр, Борис
выбирает неверный метод, которым как он
думает, ему удалось бы привлечь на свою
сторону народ, Он говорит: "Лишь
строгостью мы можем неусыпной удержать
народ". А ведь народ - это мятежная стихия,
всегда склонная к восстанию против своих
угнетателей. Забыв об этом, Борис дает фору
своему противнику, который не преминул
воспользоваться этим:


Попробуй
Самозванец им посулить


Старинный
Юрьев день,


Так и
пойдет потеха.


И
действительно, народ перешел на сторону
самозванца, питаясь надеждой и стремясь к
свободе. Борис же терпит крушение, т. к.
являясь царем-крепостником, не позаботился
он о народной поддержке. Народ одержал
победу, свергнув с престола Бориса. Но от
этого ему не стало легче. Плоды победы
полностью достались боярам. Причина этого -
темнота, забитость и политическая
несознательность народных масс. Положение
простого народа при новом царе стало еще
хуже.


В конце
трагедии народ из слабой, растерянной массы
перерождается в грозного судью беззаконий
и преступлений царской власти. Когда
Мосалъский объявляет народу о смерти детей
Годунова,

-
народ в ужасе молчит. От чего же он молчит? В
этом безмолвии народном кроется приговор
Самозванцу как правителю и новому
угнетателю народных масс. Сегодня народ еще
только безмолвствует
-
вяло и нерешительно выражает своей протест,
но завтра он может заговорить, и тогда - горе
тому, против кого он поднимет свой голос!
Пушкин своим "Борисом Годуновым"
создал реалистическую, подлинно народную
трагедию, равной которой в то время не было
в мировой литературе. Пушкин высветил
русский народ в качестве созидателя* и
движущей силы
исторических
судеб. Мы ясно видим, из трагедии, что
настоящим творцом истории является народ,
что без поддержки народа бессильны цари и
бояре. Народ возвел Бориса на престол, а
когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ
облегчил победу и Самозванцу. Мощь народа
безгранична.