Сочинение на тему величайшая победа победа над самим собой. Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016-2017 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Победа и поражение»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись к примерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016-2017 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Победа и поражение».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - это большая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Победа и поражение».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Аргументы к теме «Победа и поражение» 2016-2017

  • «Война и мир» Л.Н.Толстого

Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. Война 1812г. - это одно из самых масштабных и значимых для России событий, во время которого были продемонстрированы народный дух и патриотизм населения, а также мастерство русского главного командования. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

В произведении И.С. Тургенева конфликт поколений проявляется, в частности, в противостоянии молодого нигилиста Евгения Базарова и дворянина П.П.Кирсанова. Базаров - самоуверенный молодой человек, смело судит обо всем, считая себя человеком, сделавшим себя собственным трудом и умом. Его оппонент Кирсанов - вел разгульный образ жизни, многое пережил, прочувствовал, любил светскую красавицу и обрел, тем самым, опыт, который повлиял на него. Он стал более рассудительным и зрелым. В споре Базарова и Кирсанова проявляется внешняя победа молодого человека - он резок, но соблюдает при этом приличия, а дворянин не сдерживает себя, срываясь на оскорбления. Однако во время дуэли двух героев, казалось бы, одержанная победа нигилиста Базарова оборачивается поражением в основном противостоянии.

Он встречает любовь всей своей жизни и не может противостоять своим чувствам, как и признать это, ведь он отрицал существование любви. Да, здесь Базаров потерпел поражение. Умирая, он осознает, что прожил жизнь, отрицая все и вся, при этом потерял самое главное.

  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и казачью честь, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свою любовь, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Пример сочинения

В жизни человека сопровождает большое количество ситуаций, в которых ему приходится чему-то или кому-то противостоять. Зачастую, это какие-то обстоятельства, конкретные условия и борьба, где есть победители и проигравшие. А иногда это более сложные ситуации, где победу и поражение можно рассматривать с разных точек зрения.

Обратимся к сокровищнице аргументов из русской классической литературы - великому произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Значительную часть романа составляют военные действия времени Отечественной войны 1812г., когда весь русский народ встал на защиту страны от захватчиков-французов. Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и честь казачьего войска, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свои чувства, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Таким образом, стоить говорить о том, что победа не всегда являет собой превосходство и уверенность - то, что мы привыкли себе представлять. И, кроме того, зачастую победа и поражение идут рядом, дополняя друг друга и формируя особенности личности человека.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Пример итогового сочинения по направлению «Победа и поражение».

«Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя», — в этих словах из книги Виктора Суворова «Аквариум» заложен глубокий смысл. Победы над полчищами противника не даются так тяжело, как преодоление собственных пороков.

Демосфен, великий оратор древности, с детства страдал косноязычием. Однако заветная мечта – выступать перед публикой, вести за собой массы, заставила его неустанно упражняться в красноречии. Победа над собой была одержана – о выступлениях гениального ритора до сих пор ходят легенды, а его имя живёт в веках.

Судьба Демосфена – хороший пример для тех, кто убеждён, что с недостатками бороться бесполезно. Это, безусловно, ошибочное суждение. При сильном желании каждый из нас способен на многое, в том числе и на победу над своими слабостями: ленью, неуверенностью, страхами. Другое дело, что подобные желания нередко остаются лишь желаниями. А ведь для осуществления мечты нужно приложить усилия, и подчас немалые. Зато нет предела для самосовершенствования, и если потрудиться, то результат обязательно будет.

Так и не смог победить самого себя Обломов , герой романа И.А.Гончарова. Илья Ильич привык к полусонному существованию, он ленив и пассивен. В какой-то момент ему захотелось себя исправить, это было во время его романтических отношений с Ольгой Ильинской. Обломов попытался победить себя – и потерпел поражение. Лень оказалась сильнее – герой так и не смог окончательно покинуть любимый диван… Причина, на мой взгляд, заключается в том, что Обломов совершенно не умел трудиться: в имении его детства, Обломовке, это было не принято. Каков же результат? Жизнь Ильи Ильича прошла бесцветно и бесцельно, а мечты, волновавшие его в юности, так и остались мечтами.

Есть в литературе и противоположные примеры. Алексея Мересьева, героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, можно считать истинным героем, Человеком с большой буквы. Самолёт Мересьева, совершавший боевой вылет, был подбит неприятелем. Чудом спасшийся лётчик добрался до своих, однако врачи были вынуждены ампутировать его поражённые гангреной ноги. Алексей не пал духом, не сник, не стал обузой для близких – он заново научился ходить, а затем и вернулся в строй, продолжил воевать с фашистами. Достойный восхищения подвиг Мересьева – это не что иное, как победа над собой – блистательная и грандиозная.

Ф.М.Достоевский в романе «Бесы» писал: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». С классиком трудно не согласиться. Победа над своими слабостями и недостатками непроста. Но тот, кто её одержал, способен покорить мир.

Для каждого из нас слово "победа" ассоциируется с чем-то торжественным, праздничным, а "поражение", наоборот, с чем-то неприятным, досадным. Это и понятно, ведь победа - это успех, а поражение - неудача.

Но все же бывают моменты в жизни, когда нет радости и счастья от

достигнутого. Когда и почему так происходит? Уверена, настоящая победа должна быть честной и

справедливой. Только в этом случае победитель испытает истинное удовлетворение.

Яркие примеры мнимых побед описаны русскими писателями-классиками. Например, в

романе Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" рассказывается об отношениях двух

офицеров: Петра Андреевича Гринѐва и Алексея Ивановича Швабрина. Вспыхнувший между ними

конфликт приводит к дуэли. Хитро воспользовавшись удачным моментом, когда Гринев оглянулся

на крик Савельича, Швабрин наносит свой подлый удар. Петр Гринев серьезно ранен. Казалось бы,

одержана победа, и Швабрин должен бы принимать поздравления, но никто не хочет даже подать

ему руки. Думаю, что такая победа не приносит огромной радости Швабрину, ведь он поступил

бесчестно, нанеся удар исподтишка. Такие поступки могут совершать только низкие, корыстные и

безнравственные люди.

Другим примером подобной "победы" может служить поступок главного героя романа

Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников не испытывает должного

удовлетворения, когда наконец-то совершает задуманное тяжкое преступление. Пытаясь доказать

себе и окружающим, что он «право имеет», молодой человек совершает двойное убийство.

Некоторое время оправдывает и успокаивает себя, но насладиться и воспользоваться украденным так

и не может. Видимо, не ожидал Раскольников, что самый сильный и жестокий судья - это

человеческая совесть. Именно она не дает ему покоя и заставляет страдать. Герой понимает, что

созданная им теория беспочвенна, аморальна и разрушительна как для одного человека, так и для

общества в целом.

Да, нелегок путь к победе, но цена должна оправдывать средства. Человек испытывает

подлинное чувство радости счастья от достигнутого, когда правда на его стороне. Очень важно при

достижении своих высоких целей не навредить окружающим, не принести горе и страдание другим в

угоду себе. Я считаю, что каждый, кем бы он ни был: рядовым гражданином, бизнесменом,

президентом, - должен всегда руководствоваться здравым смыслом и следовать моральным

1. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Купец Калашников, заступаясь за честь жены, выходит на кулачный бой с опричником Кирибеевичем. Он побеждает в сражении, но гибнет от рук палача, потому что отказывается говорить царю о причинах своего поступка. Но честь жены Калашников защитил. И его смерть становится победой.

2. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Главный герой бежит из монастыря, в котором находился всю жизнь, потому что считает его тюрьмой. Три дня на свободе стали для него заменой всей жизни. Встреча с людьми, сражение с барсом, гром и молния, созерцание красоты природы – это для него жизнь – демоническая свобода. Он погибает, но, по его мнению, он одерживает победу.

3. А.Н. Островский «Гроза»

Катерина вступает в единоборство с «тёмным царством» и погибает, так как не выдерживает натиска лицемерия и фальши. Её протест становится первым сигналом к противоборству с этим царством. Её смерть – победа над всеобщим равнодушием и мракобесием.

4. И.А. Бунин «Чистый понедельник»

Главная героиня рассказа – девушка, проживающая праздную, наполненную яркими событиями жизнь. Она мало понятна своему молодому человеку, потому что он не умеет слушать. А девушка ищет выхода из такой жизни. И её внезапный уход в монастырь очень ярко демонстрирует большую внутреннюю работу души. Она этим поступком доказывает победу чистого, возвышенного, божественного начала над мирским, низменным, плотским. Своим уходом в монастырь она спасает свою душу и побеждает всё низменное.

5. Е.И. Замятин «Мы»

Главный герой романа, впервые в жизни испытав любовь, становится заговорщиком. Но его примитивное роевое сознание не способно сделать правильный выбор, он спокойно отдаёт себя во власть хранителям, чтобы избежать необходимости выбирать. Наблюдая за пыткой своей ещё недавно возлюбленной, он сухо, логически размышляет о нерациональном поведении девушки. Единое Государство здесь и сейчас одерживает победу над Д-503 и над I-330, над всей «Мефи», но эта победа сродни поражению.

Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Вольфрам.

Победа. Каждому человеку свойственно желание испытать это чувство. Победа придаёт сил, делает человека более активным, жизнедеятельным. Одержать победу порой нелегко, особенно над самим собой, важно хотеть победить. А это возможно человеку, который обладает силой воли, стремится к достижению цели. Недаром говорят: волевой человек хочет, а безвольный хочет хотеть. Поэтому я считаю, чтобы одержать «величайшую», по словам Цицерона, победу над самим собой, надо всё сделать для этого: проявить трудолюбие, терпение, волю.

В качестве первого аргумента я предлагаю повесть Е.Я.Ильиной «Четвёртая высота». В книге повествуется о судьбе реальной девушки, Гули Королёвой, погибшей в бою под Сталинградом в 1942 году. Она была награждена орденом Красного Знамени (посмертно). В городе-герое Волгограде, на Мамаевом кургане, на стене мемориального комплекса высечено её имя – Марионелла Королёва. Автор лично знала девушку, поэтому повесть получилась такой живой.

Почему высота, да ещё четвёртая? Оказывается, высоты – это победы Гули в её такой короткой, но яркой жизни. И их было четыре. Когда Гуле было 13 лет, она снималась в кино, ей пришлось, по сценарию, не просто скакать на лошади, но преодолевать барьеры. Это городской-то девочке. Но первая высота была взята! Вторая высота была связана с учёбой: из-за съёмок фильма Гуля начала отставать по некоторым предметам в школе. Она ставит перед собой цель: исправить оценки, сдать экзамены. И успех не заставил себя ждать. Автор подчёркивает упорство девушки в любом деле. Гуля занималась прыжками в воду: сначала с трёх метров, потом с пяти, затем с восьми. Взята третья высота! Свою четвёртую высоту Гуля взяла на фронте, к сожалению, это была её последняя высота в жизни. Я неслучайно обратилась к данной повести, так как героиня её действительно умела побеждать трудности в своей жизни, была живой, смелой, энергичной.

На мой взгляд, ответ на вопрос о победе над самим собой можно найти в романе А.И.Солженицына «Раковый корпус». Это произведение написано по воспоминаниям о лечении самого писателя в онкологическом отделении в больнице г.Ташкента. Автору удалось передать в романе психологическую ситуацию эпохи в целом и состояние больных раком. Важно то, что перед лицом смерти все герои предельно искренни в выражении своих мыслей и чувств. Автор подчёркивает борьбу за выживание пациентов палаты под номером 13. Естественно, меня заинтересовала судьба Олега Костоглотова (прототипом его явился сам писатель). Он бывший сержант-фронтовик, в настоящий момент заключённый сталинского лагеря. Я обратила внимание на авторскую деталь: «большие руки не влезали в боковые карманчики больничной куртки», несколько раз подчёркнуты эти то «большие руки», то «большие лапы». Человек-труженик, над
которым нависла угроза смерти, а он не сдаётся. В нём живёт стремление ещё что-то успеть сделать. Случайно в палате появился томик Л.Н.Толстого, он читает его. Для Олега больничная палата становится «школой» жизни. Герой не погиб, он выздоровел, причём за двенадцать дней. Верой в жизнь, любовью к жизни, сильным духом была одержана победа.

Таким образом, я подтвердила мысль о том, «победа над самим собой» - это «величайшая победа».